Ход
Причастие предваряется особым Богослужением – «Литургией», именно на ней освящаются Дары. Народ при этом стоит в Храме и молится совместно с священнослужителям.
Освящение Даров, которые изначально являют хлебом и вином, происходит специальным образом и предваряется целым циклом сугубых молитвословий. Хлеб и Вино превращаются в Тело и Кровь Христовы на утреннем Богослужении, которое называется литургией, в конце его преподаются Великие Дары людям.
Священник молится и готовится к основной части литургии задолго до прихода прихожан
Священник молится еще задолго до прихода прихожан в храм. Его молитвословия начинаются со входа в храм и продолжаются при облачении в специальные священнические одежды, после чего начинается первая часть литургии, называемая проскомидией.
Она совершается священником в алтаре, где происходит подготовление агнца, который будет освящен, принесен Господу, а затем на евхаристическом каноне агнец превратится в тело Господа, а вино — в кровь, и это произойдет по молитве священника и предстоящих людей.
На проскомидии совершаются особые моления в воспоминание Господа Нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Всех Святых, а также совершаются моления о живых и мертвых людях.
Литургия длится в общей сложности чуть больше часа и ближе к концу начинается причащение народа
Перед тем, как начнется причастие, открываются Царские Врата, священник выход со Святой Чашей, в которой находятся Святые дары, и возглашает: «Со страхом Божиим и Верою Преступите». В это время народ становится на колени, потому, что перед ними Сам Господь, который пришел к людям. Священник возглашает краткую молитву перед причастием.
Все становятся в очередь, не толкаясь, потому как всем достанется и мы пришли сюда не суетиться, а пришли к Богу. Руки складываются крестообразно, правая поверх левой. Первыми идут дети, потом мужчины и лишь потом женщины. Подойдя к Чаше, руки оставляйте сложенными, перед чашей ни в коем случае не креститься.
Громко называем свое имя, широко открываем рот и, не брезгая, губами вкушаем дары, аккуратно прожевывая и проглатывая. Плавно, не крестясь, отходим к столу, где Вам подадут теплоту (запивку). После причастия сразу уходить нельзя, до окончания службы останется всего минут десять.
Дождитесь окончания службы, священник выйдет с крестом, по очереди все прихожане подойдут и его поцелуют. После причастия необходимо прослушать или прочитать благодарственные молитвы по святому причащению.
Причащение младенцев до 7 лет исключительно
Младенцев возрастом от 0 до 3 лет, приводят в Храм незадолго до начала причастия, если в расписании начало Литургии в 9-00, то Вам нужно подойти с ребенком в 9-45, немного постоите и в скором времени причаститесь. Причащают только крещеных младенцев.
Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-evkharistii-prichashcheniya/khod-evharistii/
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Литература для прочтения:
1) Вопросы о Таинстве Причащения.
2) «О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин». Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.
3) «Служебник. Известие учительное».
Вопросы о Таинстве Причащения
Что такое Причащение?
— Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. Постижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.
Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
Как и для чего установлено Таинство Причащения?
— Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26).
Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).
Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Почему надо причащаться?
— Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.
Как подготовиться к Причащению?
— Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост — телесное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.
Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенного правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию — достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.
Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
— Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром — утренние молитвы.
По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.
Как подходить к Причащению?
— Перед началом Причащения причащающиеся заранее подходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать неудобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми.
Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее.
Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благоговейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Самого Христа.
Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
Как часто надо причащаться?
— Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.
Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги — в день их венчания.
Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально по благословению духовника. Более употребительно — не реже двух раз в месяц.
Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
— Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.
Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
Можно ли причаститься в один день несколько раз?
— Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.
Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
— Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.
Можно ли целовать крест после Причастия?
— После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.
Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
— После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.
Как вести себя в день Причащения?
— День Причащения — это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Святого Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.
В любой ли день можно причаститься?
— Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литургия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.
В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено
Оплачивается ли Причащение?
— Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.
Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
— Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.
Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?
— Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.
Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?
— Нет, только в Православной Церкви.
Как причастить годовалого ребенка?
— Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.
Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
— Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником.
Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по необходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и телесному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовке ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.
Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благословляется причащаться не натощак.
Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
— Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.
Можно ли причащаться беременной?
— Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, молитвой и постом, который для беременных ослабляется.
Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.
Как причаститься болящему на дому?
— Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.
Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
— В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключением дней великих церковных праздников.
Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
— На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, �
Источник: http://www.newmartyros.ru/articles/prichastie.html
Причащение
Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом, делаясь причастником вечной жизни.
Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: «приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).
Совершение таинства Причащения стало и остается основой существования Церкви Христовой.
Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются в истинное тело и в истинную кровь Христову, становятся истинным Телом и Кровью Бога.
Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше глубочайшее соединение с Божеством.
Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Поэтому Церковь призывает как можно чаще причащаться Святых Христовых Таинств.
Как часто следует причащаться? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как каждый человек должен сам оценивать свои возможности и потребность в Причащении, исходя из своего внутреннего состояния и интенсивности духовной жизни. Некоторые причащаются раз в неделю, некоторые раз в месяц, кто-то только во время многодневных постов.
Каждый человек должен почувствовать свой внутренний ритм. В то же время важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день ангела, либо по большим праздникам, скажем, только на Пасху и на Рождество или иным значимым, но редким событиям в жизни( например перед венчанием).
Подготовка к таинству Причащения
Благодаря этому таинству мы принимаем величайшую святыню – Тело и Кровь Бога. Но нет человека, который бы в полной мере был достоин Святых Христовых таинств, ни по своим качествам, по своему образу жизни мог соответствовать тому, что мы принимаем в Причастии, той святости и божественности, которыми пронизаны хлеб и вино Евхаристии. Поэтому каждый христианин должен подходить к Причащению осознавая собственное недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа.
Подготовка ко Святому Причащению заключается в молитве, посте и исповеди. Исключение составляют лишь дети в возрасте до 7 лет. Они причащаются без особой подготовки.
Молитвенная подготовка
Желающий достойно причаститься должен усерднее молиться дома и посещать для молитвы храм. Накануне Причащения принято посещать вечернее богослужение, совершаемое в храме. К домашней молитве, помимо утренних и вечерних молитв традиционно добавляются следующие каноны, находящиеся в молитвослове:
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
3. Канон Ангелу хранителю.
Также непосредственно накануне Причащения нужно прочитать:
— Последование ко Святому Причащению (находится в православном молитвослове).
Пост
С молитвенной подготовкой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, яиц, сыра, и вообще умеренность и пище и питии. Традиционно этот пост продолжается не менее 3 дней перед причащением. В отдельных случаях продолжительность поста по благословению священника может быть сокращена, например если человек болеет, путешествует или в первый раз приступает к Причащению.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания музыки. Супругам должно воздерживаться от телесного общения.
Накануне Причащения с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды. Утром, отправляясь в храм на Причащение, не разрешается что-либо есть, пить, необходимо воздержаться от курения.
Общие указания
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, праздных разговоров, уделить больше времени чтению Священного Писания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне, либо утром перед началом богослужения, исповедаться Богу в своих грехах. Нужно постараться вспомнить все наши мысли, слова, деяния, которыми мы нарушили заповеди Божии.
Источник: http://www.nikolskiysobor.ru/tainstva/prichashchenie
Причастие в церкви что это такое, как готовиться
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Также как много различных религий в мире, храмов и церковных санов, есть большое количество обрядов и ритуалов. Знать их всех не обязательно обычному верующему, но разбираться в основных желательно. Среди таких выделяют некоторые: таинство Исповеди и Причастия. О том, как проходит причастие в церкви и о других особенностях этого обряда, мы расскажем Вам в этой статье.
Что такое Причастие
История происхождения обряда Причастия в православной церкви берет свое начало еще с Тайной Вечери. Она была установлена самим Христом. Именно он разломил и подавал хлеб своим ученикам, именуя его телом своим, а вино называл совей кровью. Так при проведении таинства причастия происходит восстановление единства между творением и природой Творца, которое было еще до грехопадения. Результатом проведения причащения считают дарование зародышей будущей жизни в Небесном
Царстве. Мистика данного обряда заключается в жертве Спасителя. Он распял Свое Тело и пролил Свою Кровь на кресте. Иисус пожертвовал собой перед Творцом за нас, чтобы восстановить падшую человеческую натуру. И мы, принимая участие в данном обряде, также помогаем такому восстановлению. Вкушение Плоти и Крови во время Причастия вполне реально. Это символическое обрамление вина и крови.
Под внешней оболочкой тленной материи прячется нетленное средство Божественной природы. Причастием называют «питание» души, которое должно произойти после ее «рождения» в Таинстве Крещения. Крещение должно проводится одноразово в жизни, а вот Причастие необходимо проводить не реже раза в месяц. Минимально такой обряд можно проводить раз в год, но это может привести к выживанию души.
Как пройти Причастие в церкви
Многие слышали об этом обряде, но не все знают как подготовится к причастию в церкви. Данный обряд подразумевает преображение тела и потрясение души. Прежде всего:
- необходимо трепетно и осознанно отнестись к этому событию,
- искренне верить в Христа,
- понимать смысл таинства,
- нужно понимать свое недостоинство принятия такого великого дара,
- в душе должно быть умиротворение ( простить всех и примериться),
- желательно предварительно прочитать такие молитвы как «Последование к Святому Причащению»,
- после проведения обряда необходимо читать «Благодарственные молитвы по Святому Причащению».
Кроме перечисленных пунктов необходимо помнить, что лучше всего перед принятием Тела и Крови Господних помогут очистить Ваше тело и душу пост и исповедь.
Само таинство совершается в церкви на богослужении, которое именуют литургией. В основном оно совершается в первой половине дня. Более точно о времени и дня проведения стоит осведомится в храме, который Вы выбрали.
Сколько длится Причастие
В основном литургия начинается в период с семи до десяти часов. Продолжительность зависит от характера службы, а также от количества причащающихся. Может продлиться от полутора часа и до 5 часов. Те, кто готовится к причастию должны быть на службе с ее начала, а также рекомендуют присутствовать и на вечернем богослужении, которое принято считать подготовкой к литургии и самому обряду причастия.
По каким дням причастие? В соборах и монастырях литургии правят ежедневно, а вот в приходских храмах такое действие происходит в основном в воскресные дни или церковные праздники.
Как проходит таинство
Можно прийти накануне на вечернюю службу и прочитать определенные молитвы. В день проведения данного обряда стоит раньше прийти в храм. Во время проведения литургии не стоит покидать храм. Участвуйте в чтении молитв до тех пор, пока священник не выйдет из-за алтаря с чашей и не призовет всех к причастию. После этого все должны выстроится в очередь. Первыми идут дети, далее немощные, потом мужчины и за ними женщины.
Что нужно для Причастия в церкви
После того, как выстроилась очередь необходимо:
- сложить руки крестообразно на груди,
- перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
- после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
- хорошо оближите лжицу губами,
- после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
- не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
- после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.
После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души.
Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/prichastie-v-cerkvi-chto-eto-takoe-kak-gotovitsya/
Таинство Причастия. Памятка верующим | Святая Матрона Московская
ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ И КАК К НЕМУ ПОДГОТОВИТЬСЯ?
Прича́стие (греч. евхаристия – благодарение) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва перед Причастием домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
– Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.
(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Пост перед Причастием
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Перед Святым Причащением и во время Причастия
Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой).
Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Святого Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Святого Причаcтия – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Источник: http://svyatmatrona.ru/tainstvo-prichastiya-pamyatka-veruyushhim/
Литургия и Причастие. Православие простыми словами
Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.
1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?
Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:
-Готовиться нужно за пару дней.
— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.
»— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.
2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?
Литургия и Причастие
В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).До этого времени надо:— быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
– прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет литургия и причастие:
— пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)— подходим и целуем центральную икону.
— ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех
— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.
Литургия вынос
-Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.
3.Что делать во время самого причастия?
— Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.
— При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.
— На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.
— Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» — тогда идем слушать молитву.
Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению«.
4.Что делать после того, как причастился?
— на колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы— ждем конца службы и целуем крест священника.— читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении
— можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного (сначала хотя бы поешьте нормально). Не оскверняйте Причастие.
Источник: http://vcerkvi.ru/liturgiyapraktika.html
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины г. Минска | Святая Равноапостольная Мария Магдалина
» В начало
Причащение Тела и Крови Христовой — одно из Таинств Православной церкви, к которому должен периодически приступать каждый верующий человек. Причащение совершается во время Божественной литургии — богослужения, совершаемого в храмах с утра.
Причастие столь же необходимо для нашей души, как и питание для тела; оно укрепляет наши душевные силы, врачует душевные недуги и помогает бороться с греховными пристрастиями. Кроме того, причащаясь, мы свидетельствуем свое единство с Церковью.
В первые века Христианства человек, именующий себя верующим, но не преступавший к причастию, отлучался от Церкви и не считался верующим христианином.
Таинство Причащения приготовляет нас и к блаженному воскресению и к радостной встрече со Христом. Таинство Причастия (Евхаристии), в котором верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Божественных Тела и Крови Христовых, соделывающих человека причастником Вечной Жизни. К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христианским смиренным настроением, покаянием и исповедью.
Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Я есмь хлеб жизни. Хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет. если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем»(Евангелие от Иоанна 6:48,50,53-56).
Взрослые причащаются только натощак. Накануне причастия — с полуночи и утром — нельзя есть, пить и курить (для тех, кто подвержен этой вредной привычке). Причащаются дети начиная с 3-х лет. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучить и детей с самого раннего возраста.
Непременным условием Причастия являются пост, молитвенная подготовка и исповедь. Перед причастием взрослым людям и детям, начиная с 7-летнего возраста, нужно исповедаться. Без исповеди никто не может быть допущен к Св. Причащению, кроме случаев смертной опасности. Исповедь в церкви обычно начинается перед Божественной литургией.
НАСТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн, следует должным образом к этому подготовиться.
В течение определенного времени перед причастием (как минимум, три дня) нужно поститься — не вкушать скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, есть и пить меньше обыкновенного); воздержаться от развлечений, отказываться от посещения увеселительных мест и мероприятий (посещений театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания музыки), супругам должно в течение поста воздерживаться от супружеского общения. Все это время следует посвятить размышлению о своей жизни, о грехах, в которых предстоит исповедоваться. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту.
Готовящийся ко Св. Причащению должен настраивать себя христиански-смиренным поведением, проникнуться глубоким сознанием своей греховности, своего ничтожества и непотребства перед Богом; беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров.
Проводить время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания, размышляя о величии Таинства Тела и Крови Христовых. Нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у них прощения.
Прощение обычно испрашивается в такой форме: «Прости меня, грешного, что согрешил перед тобою», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного».
Все, кто входит в Православный Храм, участвуют в Таинстве — должны всем своим внешним видом соответствовать Уставу и Положениям Святой Церкви. Мужчины не должны быть в шортах, в рубашках с короткими рукавами, в спортивной форме одежды, в головных уборах (в шапках).
Женщинам нужно быть с покрытой головой (лучше в платочке или косынке), не надо заходить в шортах, в брюках, в юбках или платьях выше колен или с широкими разрезами, в платьях или блузках с короткими рукавами, без чулок.
Также нельзя заходить в храм, участвовать во всех таинствах, находясь в телесной нечистоте (период очищения женского организма).
МОЛИТВА ДОМАШНЯЯ И ЦЕРКОВНАЯ
Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен в течение 6 дней молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером. Каждый верующий должен наизусть знать молитвы: «Царю Небесный», Символ веры: «Верую», «Отче наш», Псалом 50: «Помилуй мя Боже». Если, кто не знает эти молитвы, то должен стремиться их выучить.
Все вышеуказанные молитвы имеются в книге «Православный молитвослов» (эту книгу, необходимую для каждого верующего, можно приобрести в каждом храме). Для достойной молитвенной подготовки ко Святому Причащению с вечера (накануне причастия) нужно прочитать или прослушать канон Иисусу Сладчайшему, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, Последование ко Св.
Причащению, молитвы на сон грядущий.
Минимум — нужно прочитать только само Последование ко Св. Причащению.
По возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если служба или работа препятствуют регулярному посещению Богослужений, то надо ходить насколько позволяют обстоятельства. Непременно накануне причастия нужно посетить вечернее Богослужение. Приступать к Причастию не присутствовав на вечернем Богослужении воспрещено святыми правилами и бывает то причастие во осуждение, а не на пользу.
ИСПОВЕДЬ ПЕРЕД СВ. ПРИЧАЩЕНИЕМ
Желающий причаститься должен исповедаться — принести искреннее раскаяние в своих грехах перед Богом в присутствии священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Придти на исповедь нужно зараннее, непременно до начала Божественной Литургии, а никак во время ее. Приходить на исповедь, когда Литургия уже началась — это крайнее небрежение к великому Таинству. В некоторых храмах и обителях причастники могут исповедаться накануне с вечера.
Перед причастием, пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь подходят к исповеди.
Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Св. Троицы коленопреклонения отменяются). Обычно священник покрывает главу кающегося епитрахилью, молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.
), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п.
Исповедавшись необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.
Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву, при искреннем раскаянии грехи Богом прощаются.
Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение. Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите ли, батюшка, причаститься?» и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.
ВО ВРЕМЯ СВ. ПРИЧАЩЕНИЯ
После исповеди, получив благословение священника к принятию Святых Христовых Тайн нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе. Вскоре после пения «Отче наш», ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров.
Когда священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите», причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Дети причащаются первыми, раньше взрослых. Руки должны быть сложены крестообразно на груди (правая поверх левой); перед Св.
Чашей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое полное христианское имя, широко и благоговейно открыть рот, с полным сознанием святости великого Таинства, принять частицу Тела и Крови Христовых и тотчас же проглотить.
Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край Чаши.
Тотчас, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, отойти к столику с теплотой, чтобы запить Дары Св. Водой с вином и вкусить частицу антидора (освященного хлебца). Таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании.
Выходить из церкви после причастия можно лишь после того, как вы поцелуете крест, выносимый священником по окончании Божественной литургии. После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) Благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей. В день Св.
Причащения следует особенно усердно следить за тем, чтобы должным образом сохранить в себе духовные дарования, подаваемые в Таинстве. По возможности следует удаляться от обыденных разговоров, не заниматься повседневными делами, не есть слишком много, не употреблять спиртные напитки, и вообще, вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Причастившемуся лучше всего посвятить день причастия богоугодным делам, чтению духовных книг, делам милосердия и любви к ближним.
КАК ЧАСТО НУЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ?
Этот вопрос каждый верующий может решить, лишь посоветовавшись со священником. В любом случае, к Таинству Причащения нужно приступать не реже 1 раза в год; можно причащаться в каждом из четырех многодневных постов церковного года. Следует соблюдать главное правило — частота причащения должна соответствовать уровню вашей духовной жизни; именно поэтому совет священника-духовника в данном случае необходим.
В церковном году есть особый день — Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой), когда мы воспоминаем установление Господом Иисусом Христом Таинства Причащения. В этот день, по древней церковной традиции, все верующие стараются причаститься Святых Христовых Тайн.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ БОЛЬНОГО, КОТОРЫЙ САМ НЕ МОЖЕТ ДОЙТИ ДО ЦЕРКВИ?
В этом случае нужно священника пригласить домой к больному, чтобы причастить его на дому Запасными Святыми Дарами. Перед причастием больному с полуночи не следует есть и пить. Безусловно желательно, чтобы больной сам или при помощи других прочитал правило ко причащению.
К приходу священника у его постели нужно приготовить столик на котором должны находиться икона и зажженная лампада или свеча.
После прихода священника и приготовления им всего необходимого для причащения родные или близкие должны на некоторое время удалиться из помещения, чтобы дать возможность больному исповедаться в спокойной обстановке.
» В начало
Источник: http://svmm.eu5.org/prichast.php
Святое Причастие
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:— канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,– канона молебного ко Пресвятой Богородице,– канона Ангелу-Хранителю.(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой).
Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
***С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения
Источник: http://hram-ilya.ru/pervye-shagi/prichastie/
Таинства Исповеди и Причастия
Источник: http://kazanskiy-tmb.pravorg.ru/tainstva-ispovedi-i-prichastiya/
Причастие — это благодатное приобщение души к вечной жизни
Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.
Причастие
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном.
Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»
Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).
Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности.
Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.
В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство.
После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.
Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека.
Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!).
В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы.
И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения.
И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще.
Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.
Как проходит Причастие в Церкви?
К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства.
До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца).
Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.
Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв).
Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.
Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.
Причащение в Церкви
Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти.
Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники.
Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.
Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины).
Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши.
Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании).
После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.
Источник: https://www.pravmir.ru/prichastie-eto-blagodatnoe-priobshhenie-dushi-k-k-vechnoj-zhizni/
Причастие во время Великого Поста: практические советы
Особенно остро стоит вопрос Причастия Тела и Крови Христовых во время Великого Поста. Это связано с тем, что в этот период значительно увеличивается количество людей, которые посещают храмы именно с целью исповедаться и причаститься. Характерно, что из тех, кто посещает храм в период Великого Поста, появляется немалое количество лиц, которые не находят возможности прийти на богослужение в другой период.
Естественно, что у таких людей возникает множество чисто практических вопросов, на которые необходимо отвечать. Не в последнюю очередь люди интересуются самим Таинством Причастия. Поэтому стоит сосредоточить своё внимание на этом важном аспекте жизни православного христианина.
Как часто можно причащаться во время Великого Поста?
Этот вопрос актуален не только для периода поста, но и для других дней нашей жизни. Известным является тот факт, что в первые века христианской истории каждый, кто находился на Божественной Литургии, причащался Тела и Крови Христовых. Подобная практика основана на словах Христа о Евхаристии: «Это творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Однако с течением времени в Православной Церкви сформировалась традиция, несколько видоизменившая подход к вопросу о частоте причащения. Теперь зачастую можно встретить своеобразную инструкцию, которая указывает на то, что к Таинству Евхаристии православные христиане могут приступать: в дни четырёх длительных постов – Великого, Рождественского, Успенского, и Петро-Павловского; на день рождения; в день памяти небесного покровителя (день ангела).
Однако нигде нет чёткого запрета, который бы регулировал Причастие как некий механизм. Причастие – это не поход к дантисту, и не ежегодный медосмотр. Это духовная потребность верующего человека, которая возникает в силу тех или иных причин, в первую очередь – из-за желания быть ближе к Богу.
Поэтому лучше было бы регулировать данный вопрос, в первую очередь, находясь в компромиссе со своей совестью. Если же кому-то сложно самостоятельно определить частоту Причастия, за помощью стоит обратиться к духовнику.
В принципе, в период Великого Поста часто рекомендуют приступать к Таинству Евхаристии в начале и в конце Четыредесятницы. Даже с объективной точки зрения, это будет наиболее оптимальным вариантом в этом вопросе. Однако никто не может запретить приступать к Чаше хоть еженедельно.
В какие дни можно причащаться в течение Великого Поста?
В любой день, когда совершается Божественная Литургия! Интересно то, что в Великий Пост отправляются почти все известные Православной Церкви Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова (Преждеосвящённых Даров).
Стоит помнить о том, что в период Великого Поста Литургии совершаются каждый день. В основном, главное богослужение Церкви служится в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Среда и пятница – дни совершения Литургии Преждеосвящённых Даров, суббота – Иоанна Златоуста, воскресенье – Василия Великого. Отдельно стоят дни двунадесятых, престольных и особо почитаемых праздников, например, сорока мучеников Севастийских.
Также особой является структура Литургии Преждеосвящённых Даров, которая, по своей форме, существенно отличается от традиционных – Иоанна Златоуста и Василия Великого. Стоит помнить о том, что на этой Литургии не причащают детей, которые не принимают твёрдой пищи.
Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?
Подготовка к Причастию в Великий Пост должна сопровождаться собственно постом и усиленным молитвенным правилом. В Украинской Православной Церкви сложилась добрая традиция, когда Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословляет верующим усилить свою молитвенную практику, прибавив к своему ежедневному правилу то или иное молитвословие.
Что касается молитвенной подготовки к Причастию в Великий Пост – она состоит из нескольких этапов. Первый – три канона: покаянный (ко Спасителю), ко Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Часто к этим трём канонам также прибавляется чтение акафиста. Второй этап – канон и молитвы перед Причастием. В Великий Пост к этому молитвенному правилу прибавляется чтение особого тропаря «Егда славнии ученицы» и 50-й псалом.
Итоговая рекомендация
Не откладывайте Причастие в Великий Пост в «долгий ящик»! Как показывает практика, на последних неделях Четыредесятницы в храмы приходит невероятное количество людей. Это столпотворение затягивает богослужение на часы, потому что каждый из присутствующих желает ещё и исповедаться. Лучше причаститься в период между первой и четвёртой неделями Великого Поста.
То, с каким настроением и в каком моральном состоянии мы подходим к Чаше, также играет огромную роль. Ведь возмущение от того, что кто-то в храме, например, наступил на ногу, может перечеркнуть все предыдущие труды на благо собственного спасения. Постимся Постом приятным!
Источник: https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/29382-prichastie-vo-vremia-velikogo-posta-prakticheskie-sovety
Как готовиться к причастию?
Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – Святые Дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником Святых Тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу, мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело постом и воздержанием.
Готовящиеся к причастию читают три канона: Покаянный Господу Иисусу Христу; Молебный Богородице и канон Ангелу-Хранителю. А также Последование ко Святому Причащению. В него входят канон к причастию и молитвы.
Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Перед причастием предписывается пощение, телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба.
Супруги во время подготовки должны воздерживаться от телесной близости. Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться.
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником.
Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к Святым Тайнам.
Общая практика поститься перед причастием не менее трёх дней. Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить.
Самым важным моментом в подготовке к таинству Причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве Покаяния. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью подойти к очищению своей души, чтобы соделать её храмом для принятия Христа. Покаяние святые отцы называютвторым крещением, крещением слезами.
Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плач и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество. Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощение.
Понять это можно на таком примере: ребенок залез в шкаф и съел все конфеты, отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придёт и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их.
Готовясь к причащению Святых Тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить.
После причащения необходимо поблагодарить Бога, за преподанное нам таинство и прочесть благодарственные молитвы по святом причащении из молитвослова.
Как вести себя в храме при принятии Святых Христовых Таин?
- Крестимся и в уме повторяем за священнослужителем слова молитвы «Верую, Господи».
- Первыми ко Причастию подходят дети, затем мужчины и женщины.
- К Святой Чаше подходим со скрещенными — правая на левой — на груди руками.
- Громко и отчетливо называем священнику свое имя во Святом Крещении.
- Принимаем Тело и Кровь Христовы.
- Целуем Святую Чашу.
- После Причастия потребляем кусочек просфоры и запиваем.
- По окончании Божественной Литургии все верующие целуют крест.
Источник: https://hpf.ru.com/parish-life/sacraments/communion/