Какие храмы есть в Иерусалиме

Израиль. Русский Иерусалим

Какие храмы есть в Иерусалиме

Александровское подворье

Иерусалим – настоящий сплав разных религий. Здесь имеются храмы самых разных конфессий. Немалое место отводиться и православию. Неподалеку от храма Гроба Господня расположено Александровское подворье. Его легко опознать по вывеске с названием и решетке с золотыми вензелями и царскими коронами. А в окрестностях города, в красивейшем месте, находится Горненский женский монастырь.

Православные обители

От Голгофы до Александровского подворья около сотни метров. Еще в конце XIX века здание было записано на Императорское правительство Российской империи. И сейчас внутри царит абсолютная русскоговорящая атмосфера, будто находишься в центре России.

В состав подворья входит приемный зал, музей, церковь Св. Александра Невского и Порог Судных врат – порог древних римских ворот, через которые по преданию переступал Иисус Христос, когда шел на казнь.

Дело в том, что у иудеев было принято проводить казни не в центре города, а за крепостными стенами.

Порог Судных врат

«Игольное ушко»

Приговоренный должен был пройти через ворота. За ним обычно шла толпа. Если человека не любили, все призывали его казнить, а в обратном случае – помиловать. Это чем-то напоминало суд присяжных. Возле ворот судья, учитывая волю народа, выносил окончательное решение. Кто перешагнул порог, тому обратного пути не было. Отсюда и название – Судные врата. В Александровском подворье на их месте установлена символическая Голгофа – большой камень с крестом.

Церковь Св.Александра Невского

Иконы кисти Н.А.Кошелева, профессора Императорской Академии художеств

Исторический приемный зал Александровского подворья

Портрет императора Николая II в приемного зале удивительно напоминает премьер-министра Дмитрия Медведева

Неспроста подворье называют также Русскими раскопками — фактически это археологический памятник внутри более нового здания. Здесь, в частности, были обнаружены остатки колонн, которые можно увидеть и сейчас. Есть еще одна примечательная находка.

В стене возле Судных ворот имеется отверстие примерно в две трети человеческого роста. Дело в том, что на ночь городские ворота закрывались, и через дырку мог пролезть только пеший человек без тяжелого вооружения. Отверстие называли «игольным ушком».

Туристы любят фотографироваться в нем на память как доказательство, что были допущены в Иерусалим.

Горненский женский монастырь

Горненский женский монастырь называется так потому, что находится на вершине горы в 4 км от Иерусалима в местечке Эйн-Карем. Сюда стоит приехать хотя бы затем, чтобы полюбоваться красивейшими панорамами и подышать воздухом, насыщенным ароматами цветов.

Это можно сделать даже в январе, поскольку на склоне горы уже в это время вовсю цветут плодовые деревья. От парковки до монастыря предстоит совершить непростой подъем, преодолев множество каменных ступеней.

Зато с каждым преодоленным метром открывается все более красивая картина.

Чтобы подняться к храму, нужно преодолеть множество ступеней

История возникновения обители начинается в конце XIX века. В 1870 году руководитель Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин решил выкупить плантацию оливковых деревьев в селе Эйн-Карем, которое считается местом рождения Иоанна Предтечи.

Французы, владевшие участком, запросили 55 тыс. франков. Деньги собрали и уже в 1871 году здесь поселились первые монахини. По уставу приезжие должны были на свои средства построить себе дом и разбить вокруг него сад.

Благодаря этому обитель напоминает парк или ботанический сад.

Собор Всех Русских Святых

В 1882 году построили церковь Казанской иконы Божией Матери. До сих пор эта икона хранится в храме, а справа от входа установлен камень, с которого, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. В 1911 году в монастыре начали строить собор Всех Русских Святых, однако, закончить его удалось только в 2007 году! На территории находится также пещерный храм в честь св. Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.

Вид со смотровой площадки монастыря

В Горненский монастырь приезжает немало паломников, которые живут в уютных гостиничных домиках. При желании любой может попасть на службу в соборе. Необычно, что ведет ее монахиня. После службы хорошо постоять на смотровой площадке, чтобы еще раз полюбоваться живописными окрестностями Иерусалима и подышать целебным воздухом.

Автор благодарит Министерство туризма Израиля за приглашение посетить страну

Поддержать нас ссылкой:

Источник: https://foto-travel.net/2015/02/izrail-russkiy-ierusalim

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Какие храмы есть в Иерусалиме

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение слову́щее [1] (греч. Ανάμνηση των Εγκαινίων του Ιερού Ναού της Αναστάσεως), церковный праздник

Празднуется 13 сентября

Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова.

История воздвижения храма

После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1-2).

Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из Римских императоров признавший Христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I, в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры.

Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил.

В величайшей радости благоверная царица Елена и патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Подробнее об этом событии см. статью Воздвижение Креста Господня.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Артур

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга.

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства, преставившись в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным.

В освящении храма принимали участие иерархи из многих земель: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим.

Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.

История празднования

Народное название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи [2].

Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. В храмах Воскресения Словущего в престольный праздник совершается Пасхальное Бого­служение [3].

Молитвы

Тропарь, глас 4

Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века / и приими наша в нем непрестанно приносимая тебе моления Богородицею, / всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас тойже

Небо многосветлое Церковь показася, / вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: / сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2

Обновление духа в сердцах / и просвещение внутренним даруй, / верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, / емуже благоволил еси создатися / в Твое Божественное имя, / Едине во святых прославляемый.

Использованные материалы

[1]  Т.е. «так называемое». От глагола «слыть».

[2]  Так по данным http://www.jmp.ru/svyat/sep13.htm#hram. Существуют другие, менее вероятные версии. Так, согласно одной, название обусловлено тем, что в народе этот праздник слывет, считается за воскресенье (т.е.

отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться. По другой, словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня.

По этой версии совершившееся чудо стало широко известным, слывущим

[3]  Последнее замечание — по «Хроникам епархиальной жизни 1997-2001гг,» страница сайта Корсаковского Покровского монастыря, http://pokroorsakov.mrezha.ru/index.php?option=com_content112

Источник: http://www.kadashi.ru/item/1643-pamyat-obnovleniya-osvyashcheniya-khrama-voskreseniya-khristova-v-ierusalime-voskresenie-slovushchee.html

Города Израиля: Иерусалим

Какие храмы есть в Иерусалиме
Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.

При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.

По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).

«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.

Наиболее важные вехи истории Иерусалима

— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.

— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.

На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.

— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.

Старый город

В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.

Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).

Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кому принадлежит Храм Гроба Господня

Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».

Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.

Христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.

Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.

С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).

Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона

Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — Православный журнал

У каждого — свой Иерусалим и свой рассказ о походе ко Гробу Господню.
Кто-то именно здесь испытал величайший духовный подъем, а кто-то, напротив,
не почувствовал абсолютно ничего особенного. И то и другое — нормально.
Каждому дано то, что нужно конкретно ему.

Говорят, великий писатель Николай Гоголь в свое время бежал отсюда в ужасе, потому что его ожидания разошлись с реальностью пыльного города, затерявшегося в пустынной Палестине XIX века. Бывают и более страшные случаи: люди, не испытав никаких особенно ярких чувств, начинают придумывать их себе, создают в душе ощущение ложной благодати, которое называют иногда «иерусалимским синдромом». Порой такие путешественники сами объявляют себя пророками, начинают учить других

Избавиться от этого можно лишь одним способом — не ждать ничего особенного, приближаясь к величайшей святыне христианства.

Принять это сложно, но так оно и есть: просто оттого, что вы купили билет, прилетели в Израиль и на автобусе приехали в его древнюю столицу, с вами ничего не случится. С тех пор как паломничество перестало быть опасным подвигом, награду за него просто так получить тоже не выйдет. Надо постараться поработать не только ногами, но и  душой.

И, видимо, самое главное, стоя на месте, где Господь принял смерть от рук мелких римских военных чиновников, —  научиться смиряться.

Заставить себя не замечать излишне резкого и крикливого монаха, дежурящего у самого Гроба Господня, излишне развязных туристов и излишне ершистых и наружно благочестивых паломников. Заставить себя подумать о другом — о том, что ты тоже один из них и ничуть не лучше того, кто стоит рядом с тобой в очереди.

Заставить себя принять и тот простой факт, что Бог, Который уже пострадал и умер на этом самом месте ради всех нас, на самом деле никому ничего не был должен тогда и не должен сегодня.

Если справиться с этой очень непростой задачей, вокруг тебя опять же ничего особенно не изменится, просто ты сам сможешь, наконец, принять то, что положено именно тебе.

Сегодня под одной крышей здесь собрались все христианские конфессии. И люди сюда приходят тоже со всех концов света. Где-то далеко их страны и народы подчас враждуют друг с другом, где-то так же далеко спорят о благочестии и истинном христианстве.

Но, пожалуй, нигде людские разделения не ощущаются так остро, как здесь.

Любые сиюминутные земные споры, как бы масштабны они ни были, здесь заставляют ощущать себя маленьким ребенком у ног родителей, а все великие потрясения в истории человечества кажутся лишь детскими обидами и игрой — вполне серьезной и важной для самого ребенка, но совершенно несерьезной в глазах Отца.

Наверное, именно с этим чувством и нужно приезжать сюда, на землю Спасителя. Не ради того, чтобы в очередной раз показаться благочестивее других паломников. Не ради того, чтобы просто «отметиться». А чтобы еще раз попробовать оценить: насколько далеки мы сегодня от того идеала, который, несмотря ни на какие предательства и муки, видел в нас Спаситель. Идеала, к которому он нас призывал.

И понять, как это сложно бывает порою — просто последовать Его словам. Тогда вы получите от Иерусалима что-то свое, особенное. Даже если не ощутите этого сразу.

5 фактов о Гробе Господнем

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме — одна из главнейших святынь христиан всего мира, ведь он построен на том самом месте, где некогда был распят, а затем погребен Спаситель.

Мы собрали несколько интересных фактов о нем.

Бывшая окраина, ставшая центром

Во времена Спасителя гора Голгофа располагалась за пределами городских стен. Это была дальняя окраина, и именно поэтому здесь казнили преступников. Но из-за поздних перестроек города не только смысловой, но и градостроительный центр Иерусалима фактически сместился сюда.

На том же месте был храм Венеры

Через полвека после евангельских событий, в ходе так называемой Второй иудейской войны, Иерусалим был почти полностью разрушен, а на его месте построен римский город, куда был запрещен доступ иудеям. На Голгофе римляне возвели храм Венеры.

Место распятия и погребения Христа было вновь найдено во время знаменитой экспедиции царицы Елены, матери императора Константина Великого, в IV веке нашей эры. Ею были начаты археологические раскопки с целью обнаружить места евангельских событий.

По преданию, среди прочего тогда же был обнаружен и Крест, на котором был распят Спаситель. По повелению царицы Елены был возведен и первый христианский храм — большой античный комплекс.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает число куполов на храме

Гроб Господень

Храм Воскресения Христова объединяет и место, где был распят Спаситель (Голгофу), и расположенное рядом с ним место Его погребения. Непосредственно над Гробом Господним возведена небольшая часовня, кувуклия (в переводе с греческого — «покой, опочивальня). Ее размеры — всего 6 на 8 метров, но именно она является одним из главных мест поклонения христиан всего мира. Очередь паломников стоит в нее практически круглосуточно.

Здесь молятся христиане всех конфессий

Хотя основные права на здание, а также его центральные храмы, принадлежат православному Иерусалимскому Патриархату, под одной крышей здесь объединены храмы шести христианских Церквей: Православной, Католической, Армянской, Коптской, Сирийской и Эфиопской. Здесь есть даже несколько монастырей. Кувуклия находится в совместном пользовании, и богослужение в ней все христиане совершают по очереди.

В Подмосковье есть копия

В подмосковном городе Истра есть достаточно точная копия храма Воскресения Христова в том виде, как он был перестроен крестоносцами в XII веке. Она была возведена патриархом Никоном в составе комплекса Ново-Иерусалимского монастыря, который задумывался им как своего рода копия святых мест Палестины.

Благодарим авиакомпанию «Эль-Аль»  и Министерство туризма Израиля за помощь в подготовке материала.

Источник: https://foma.ru/xram-voskreseniya-xristova-v-ierusalime.html

Деревянная копия храма Гроба Господня

В ризнице Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря издавна хранилась любопытная реликвия – небольшая разборная модель храма Гроба Господня, выполненная из дерева, слоновой кости и перламутра. Бытовала легенда, что патриарх Никон построил в Подмосковье свой «Новый Иерусалим», опираясь на облик этого макета, который по его велению привезли из Палестины.

Арсений Суханов – монах и путешественник

В жизнеописания патриарха Никона сказано, что деревянную разборную модель храма Гроба Господня, по образу которой патриарх якобы строил свой монастырь, привез в Москву монах и путешественник Арсений Суханов. Смотритель подворья Троице-Сергиева монастыря в Москве Арсений Суханов совершил в то время два путешествия на Ближний Восток с целью сбора сведений о положении и обычаях православных христиан, проживавших на горе Синай, в Египте, Сирии, Иерусалиме, Грузии и на Афонской горе.

После поездки по Ближнему Востоку, из которой Арсений также привез редкие «церковные книги и кипарисные доски», монах был награжден Никоном высокой должностью келаря Троице-Сергиева монастыря.

Чтобы понять, насколько значительным было это повышение, стоит обратиться к воспоминаниям гостившего в то время в Москве высокопоставленного сирийца Павла Алеппского. Гостю показалось, что Арсений Суханов стал едва ли не третьим человеком в государстве после царя и патриарха.

Видимо, на православного араба произвел впечатление пышный церемониал, который стал окружать Арсения.

https://www.youtube.com/watch?v=hKXuBekxpWs

Этот же Павел Алеппский вспоминал, как вместе со своим отцом он был с почестями принят Арсением Сухановым в Троице-Сергиевом монастыре. После знакомства со святынями  обители, Арсений велел вынести для восточных гостей стулья, усадил их напротив садов, и угостил «кубками вина кипрского в изобилии». У собравшихся было о чем поговорить, ведь Арсений посещал Алеппо во время своих поездок по восточным странам.

Три макета из дерева

В старых книгах говорится, что помимо деревянной модели храма Гроба Господня в ризнице Ново-Иерусалимского монастыря когда-то хранились еще две подобные модели, привезенные из Палестины: копия церкви Рождества Христова в Вифлееме и макет часовни-кувуклии. Они представляли собой небольшие церковки, вырезанные из ореха и кипариса, украшенные перламутром и слоновой костью.

Крыша у этих зданий снималась, поэтому все внутренние помещения были хорошо видны. В разных местах у моделей были наклеены бумажки с пояснениями. Особенно много таких подсказок было у модели Вифлеемской церкви.

На макете указывалось место яслей, в которые положили родившегося Иисуса, расположение пещеры трех волхвов, место явления ангела Иосифу, кельи святого Иеронима, переводившего Библию с еврейского языка и многие другие мелкие детали.

В конце XVII века по указу царицы Софьи в Ново-Иерусалимском монастыре построили храм Рождества Христова, в пространстве которого была сделана попытка скопировать святые места Палестины, связанные с рождением Иисуса Христа. Для этой цели использовалась сохранившаяся деревянная модель Вифлеемской церкви времен патриарха Никона. Впрочем, эта попытка была менее удачной, чем никоновский Воскресенский храм, копировавший иерусалимскую церковь Гроба Господня.

Показателен один случай, связанный с Вифлеемской церковью Ново-Иерусалимского монастыря. В девятнадцатом веке паломничества в Палестину из России были все еще довольно редки. Писатель Андрей Муравьев, совершивший в те годы поездку на Святую землю, решил после возвращения посетить Новый Иерусалим на Истре.

Он хотел сравнить, насколько по форме и по духу подмосковная обитель повторяет свой прообраз в Иерусалиме. Когда монах водил его по церкви Рождества Христова путешественник лишь разочарованно вздыхал: «Здесь нет и тени сходства слышу названия вифлеемские, но не узнаю самых мест».

Совсем другое впечатление произвел на него главный Воскресенский собор никоновской постройки. Зайдя внутрь, Муравьев воскликнул: «Я снова в Палестине!»

Другая версия происхождения модели храма

Историк Сергей Белокуров в конце XIX века усомнился в подлинности версии из жития Никона, где строительство Нового Иерусалима связывалось с деревянной моделью и поездками Арсения Суханова.

Во-первых, итогом путешествия Арсения в Иерусалим стало нечто гораздо более важное для строительства, чем деревянный макет. Он составил так называемый «Проскинитарий» – книгу, где приводились исчерпывающие описания палестинских святынь с обозначением их точных размеров.

Одной такой книги, по мнению историка, было вполне достаточно для постройки копии храма Гроба Господня.

Во-вторых, согласно житию Никона, патриарх будто бы послал Арсения за моделью собора уже после его возвращения из длительных поездок по Ближнему Востоку. Едва ли имело смысл посылать вновь своего представителя в такое трудное путешествие всего лишь для того, чтобы привезти макет. Можно было прибегнуть к помощи «торговых гречан» — то есть греческих купцов, которые постоянно курсировали между Москвой и православным Востоком.

Можно было также призвать для этой цели кого-то из восточных архимандритов. В богатом городе их было в то время много: они регулярно приезжали просить милостыню на свои бедствующие под властью турок монастыри. Известно, что именно так обычно и поступал Никон, когда ему нужно было выслать важные документы для христианских иерархов в восточные страны.

Существует версия, что эту модель привез в Москву не Арсений Суханов, а сам иерусалимский патриарх Паисий, посетивший столицу Русского царства еще до возведения Никона на должность патриарха.

Сегодня палестинскую реликвию можно увидеть в большом и современном здании музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Макет стоит в витрине исторического зала, где находятся также подлинные вещи патриарха Никона, например, его церковный жезл, вериги и карета.

Музейный комплекс расположен примерно в километре от монастыря на другом берегу реки Истры.

Стоит обратить внимание, что в художественной галерее этого музея хранится старая икона Божией Матери «Троеручица», в то время как в самом монастыре выставлены две современные копии этого образа.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/derevyannaya-kopiya-khrama-groba-gospodnya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию