В каком году была написана Библия

Время написания библии. Кто написал Библию? Откуда она взялась

В данной статье мы кратко рассмотрим историю написания Библии, а так же историю библейских переводов.Как уже упоминалось в статье , Библия складывалась постепенно. Только книги Ветхого Завета появлялись на протяжении более чем тысячи лет.

В мире и в науке существуют как церковно-религиозная, так и научно-историческая концепции относительно истории Библии как книги и авторства ее отдельных книг. Между этими концепциями принципиальные различия. Однако и сами они не едины в решении многих вопросов — особенно это касается научных изысканий.

Поэтому вкратце рассмотрим главные пункты этих подходов относительно истории Ветхого, а затем Нового Завета.

История Ветхого Завета

Религиозная традиция (как еврейская, так и христианская) признает авторами большинства книг Ветхого Завета тех людей, имена которых содержатся в тексте или названии или сохранены в предании. Подобным образом решается и проблема происхождения Ветхого Завета и датировки. Так, первые пять книг считаются записанными по Божьему вдохновению самим пророком Моисеем, который жил примерно в XV в. до н.э. (его перу приписывается также книга Иова).

Автором книги Иисуса Навина был сам Иисус Навин, преемник Моисея. Книга Судей и две книги Самуила связываются с именем пророка Самуила (около XI в. до н. э.). Большинство Псалмов были написаны царем Давидом (1 пол. X в. до н. э.), а такие книги, как Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней (а также Мудрости) связаны с именем его сына, царя Соломона (X в. до н. э.). Таким образом, все книги пророков обозначены именами их авторов, которые жили примерно в VIII-V в. до н. э.

Такой подход к данной проблеме много веков почти не подлежал сомнению. Лишь в XIX в. историки начали критиковать казалось бы неопровержимые утверждения богословов.

На основании критического анализа самого текста Библии, а также других исторических источников ученые сделали выводы о том, во-первых, что некоторые главные книги Библии составлялись не сразу, а постепенно, из относительно самостоятельных частей; во-вторых, что они составлялись позже, чем жили их авторы, известные по традиции. Так, был фактически отвергнут тезис об авторстве Моисея (вообще этой личности пытались придать исключительно легендарный характер).

Пятикнижие, как утверждают историки, составлялось из нескольких отдельных произведений, которые появились примерно в Х-VII в. до н. э. (самые древние отрывки датируются XIII в. до н.э.), а окончательное его принятие и освящение связывается с деятельностью книжника Эзры в середине V в. до н. э.

Авторство пророков в основном признается за книгами с их именем (только книга Исаии, предположительно, состоит из произведений двух или трех авторов). Книги Судей и Царей относятся к VII-VI в. до н. э., а Хроники и Эзры — к IV в. до н.э.

Авторство Соломона признается хотя бы за частью его Притчей, но Проповедник (Екклесиаст) считается значительно более поздним произведением — около III в. до н.э. Тогда же, по всей видимости, были написаны и неканонические книги, вероятно — книга Даниила, а также была сделана окончательная компоновка Псалмов.

Следует иметь в виду, что книги в те времена переписывались, а не печатались, поэтому не были исключены ошибки, а также возникали различия в текстах, порой очень значительные. В 1947 г.

в Кумранских пещерах вблизи Мертвого моря было найдено много рукописей, которые относят к III в. до н.э. — I в. н.э. Среди них были и отдельные части книг Ветхого Завета, которые несколько отличаются от ныне известных.

Это подтверждает тот факт, что единого текста тогда еще не было. Собственно, это самые древние из известных рукописей Ветхого Завета.

История Нового Завета

Новый Завет имеет более краткую историю, но и здесь есть белые пятна. Церковная традиция без сомнений принимает авторство тех людей, имена которых указаны в самих книгах (автором книги Деяния апостолов, по традиции, считается евангелист Лука). Поскольку все эти авторы были апостолами или их учениками, то есть современниками или близкими потомками Христа, книги Нового Завета датируются I в. н. э.

Считается, что последовательность написания Евангелий совпадает с их традиционным размещением, то есть первым появилось Евангелие от Матея (Матфея) примерно за 8 лет после Вознесения Христа, последним — Евангелие от Йоанна (Иоанна), который писал его уже в конце своей жизни, где-то на рубеже II в. Послания апостолов относят в основном к 50-60-м годам.

Попытки исторической критики подвергнуть сомнению авторство некоторых евангелистов (в частности, Иоанна) и датировки книг по большей части не были убедительными. Утверждение о том, что эти произведения появились позже, основываются на том, что упоминания о Евангелии появляются лишь с середины II в.

Последними произведениями считаются Деяния апостолов (авторство Луки фактически отвергается), а также некоторые послания, а первым по хронологии — Апокалипсис, дата создания которого, как считается, закодирована в его тексте (это примерно 68-69 год). Таким образом, прослеживается тенденция отодвинуть появление библейских книг на более позднее время и тем самым умалить их значение. Но часто вопрос о написании этих книг просто подменяется вопросом об их включения в канон.

Действительно, канон Нового Завета составлялся постепенно. Существовали и частично сохранились до сих пор и другие книги, которые фактически входили или могли войти в этот канона. О том, что многие брались составить рассказ о Христе, вспоминает, в частности, евангелист Лука (Лк. 1, 1).

Известен целый ряд таких евангелий — Петра, Филиппа, Фомы, Иуды, так называемые Евангелия евреев и истины, а кроме того, такие книги, как Учение двенадцати апостолов (Дидахе), Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, послания Климента и Варнавы и т. п.

Некоторые из этих книг были в итоге приняты церковью как Святое Предание, а некоторые были отброшены и стали апокрифами (с греч. απόκρυφα — тайный, скрытый).

Составления канона Нового Завета в значительной степени было связано с формированием церковной организации и борьбой против первых ересей и разногласий среди христианских общин. Около 180 г. св.

Ириней уже уверенно утверждает приоритет именно четырех канонических Евангелий. Документ конца II в. (т. н. «Канон Муратори») содержит перечень книг Нового Завета, который еще отличается от современного (отсутствует послание ап.

Павла к евреям, послание Иакова и Иоанна, второе послания Петра, зато имеется Апокалипсис Петра).

В III в. фактически существовало несколько канонов. Только с превращением христианства в государственную религию этот вопрос был решен. Церковный собор в Лао-дикее (363 г.) утвердил канон из 26 книг (без Откровения Иоанна), а Карфагенский собор 419 г.

— окончательно принял канон из 27 книг. Уже позже появились еще некоторые рассказы, касающиеся биографий Иисуса, Марии, Иосифа и которые также были признаны полезными, но не священными (евангелие детства, рассказы Якова о рождении и успении Марии, Евангелие Никодима).

Канон Нового Завета уже не менялся.

Самый древний из найденных текстов Нового Завета, выполненный на папирусе, датируется 66 годом.

История переводов Библии

Оригинальные еврейские тексты ТаНаХа издаются, как правило, отдельными частями (Тора, Пророки, Писания). Полные современные издания масоретской (еврейской) Biblia Hebraica имеют сугубо научный характер.

Христианская Библия базируется на переводе греческой, который был сделан в Египте во времена царя Птолемея II (III в. до н.э.), предположительно, для евреев, которые жили вне Израиля и начали забывать родной язык. По преданию, этот перевод делали 70 или 72 старца, от чего и происходит его название — Септуагинта (лат. septuaginta — семьдесят), причем, по преданию, они работали отдельно, а когда сравнили свои переводы, совпадение было дословным.

Именно этот перевод Ветхого Завета с приложенным к нему Новым Заветом на греческом языке в конечном счете был воспринят христианством как Священное Писание (хотя позже делались и делаются попытки проверить его и исправить по еврейскому оригиналу). На его основе в конце IV в. блаженный Иероним сделал латинский перевод (так называемая Vulgata — «народная»), который стал фундаментом всех католических изданий.

Библия была первой книгой, изданной первопечатником Й. Гутенбергом в Германии в 1462 г. Католическая церковь до недавнего времени не позволяла делать переводов на национальные языки, однако эту идею воплотили протестанты — в частности, огромную роль сыграл первый перевод на немецкий язык, напечатанный М. Лютером в 1534 г.

История перевода Библии на русский язык. В IX в. Кирилл и Мефодий перевели Септуагинту на славянский (староболгарский, позже названный церковнославянским) язык. На этом переводе уже строилась православная церковь Киевской Руси (известное Остромирово Евангелие XI в.).

Источник: https://ik-ptz.ru/diktanty-po-russkomu-yazyku--4-klass/vremya-napisaniya-biblii-kto-napisal-bibliyu-otkuda-ona-vzyalas.html

Кто написал Библию и когда — интересные факты

Христианское вероучение построено на Библии, но многие не знают, кто является ее автором и когда она была издана. Чтобы получить ответы на эти вопросы, ученые провели большое количество исследований. Распространение Святого Писания в нашем веке достигло огромных масштабов, известно, что ежесекундно в мире печатается одна книга.

Что такое Библия?

Христиане собрание книг, составляющих Святое Писание, называют Библией. Его считают словом Господа, которое было дано людям. За долгие годы проведено много исследований для того, чтобы понять, кто написал Библию и когда, так считается, что откровение было дано разным людям и записи проводились в течение многих веков. Церковь признает собрание книг богодухновенным.

Православная Библия в одном томе насчитывает 77 книг, имеющих две и более страницы. Ее считают некой библиотекой древних религиозных, философских, исторических и литературных памятников. Библия состоит из двух частей: Ветхого (50 книг) и Нового (27 книг) Завета. Есть также условное разделение Ветхозаветных книг на законоположительные, исторические и учительские.

Почему Библию назвали Библией?

Есть одна основная теория, предложенная библеистами и дающая ответ на этот вопрос. Основная причина появления названия «Библия» связана с портовым городом Библос, который располагался на побережье Средиземного моря. Через него в Грецию поставляли египетский папирус. Через какое-то время это название в греческом языке стало означать книгу. В результате и появилась книга Библия и это название используется только для Священного Писания, поэтому и пишут название с большой буквы.

Библия и Евангелие – какое отличие?

У многих верующих нет точного представления, касающегося главной Священной книги для христиан.

  1. Евангелие является частью Библии, которая входит в Новый Завет.
  2. Библия это раннее писание, а вот текст Евангелия был написан гораздо позже.
  3. В тексте Евангелие рассказывается только о жизни на земле и вознесении на небо Иисуса Христа. В Библии представлено много другой информации.
  4. Отличия есть и в том, кто написал Библию и Евангелие, так авторы главной Священной книги неизвестны, а вот на счет второго произведения есть предположение, что его текст был написан четырьмя евангелистами: Матфеем, Иоанном, Лукой и Марком.
  5. Стоит заметить, что Евангелие написано только на древнегреческом языке, а тексты Библии представлены на разных языках.

Кто автор Библии?

Для верующих людей автором Священной книги является Господь, но специалисты могут оспорить это мнение, поскольку в ней есть Премудрость Соломона, книга Иовы и другое.

В таком случае, отвечая на вопрос – кто написал Библию, можно предположить, что авторов было много, и каждый сделал свой вклад в это произведение.

Есть предположение, что писали ее простые люди, получившие боговдохновение, то есть они были только инструментом, держа над книгой карандаш, а Господь водил их руки. Выясняя, откуда взялась Библия, стоит указать, что имена людей, писавших текст неизвестны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где отмечается День Святого Валентина

Уже долгое время ведутся споры, касающиеся того, когда была написана самая популярная книга во всем мире. Среди известных утверждений, с которыми согласны многие исследователи можно выделить следующие:

  1. Многие историки, отвечая на вопрос, касающийся того, когда появилась Библия, указывают на VIII—VI век до н. э.
  2. Огромное количество библеистов уверены, что книга была окончательно сформирована в V—II века до н. э.
  3. Еще одна распространенная версия того, сколько лет Библии, указывает, что книга была составлена и представлена верующим примерно в II—I веке до н. э.

В Библии описаны многие события, благодаря чему можно прийти к выводу, что первые книги были написаны во время жизни Моисея и Иисуса Навина. Затем появились другие издания и дополнения, которые и сформировали Библию такой, какая она известна сейчас. Есть и критики, которые оспаривают хронологию написания книги, считая, что доверять представленному тексту нельзя, поскольку он претендует на божественное происхождение.

На каком языке написана Библия?

Величественная книга всех времен была написана в глубокой древности и на сегодняшний день ее перевели больше чем на 2,5 тыс. языков. Количество изданий Библии превысило 5 млн. экземпляров.

Стоит отметить, что нынешние издания являются более поздними переводами с оригинальных языков. История Библии указывает, что писали ее не один десяток лет, поэтому в ней соединены тексты на разных языках.

Ветхий Завет в большей степени представлен на иврите, но есть тексты и на арамейском языке. Новый Завет практически полностью представлен на древнегреческом языке.

Интересные факты о Библии

Учитывая популярность Святого Писания никого не удивит, что проводились исследования и это позволило обнаружить много интересной информации:

  1. В Библии чаще других упоминается Иисус, а на втором месте находится Давид. Среди женщин лавры получает жена Авраама Сарра.
  2. Самый маленький экземпляр книги был напечатан в конце XIX века и для этого использовался метод фотомеханического уменьшения. Размер составлял 1,9х1,6 см, а толщина – 1 см. Чтобы текст читался, в обложку было вложено увеличительное стекло.
  3. Факты о Библии указывают, что она содержится примерно 3,5 млн. букв.
  4. Для того чтобы прочитать Ветхий Завет необходимо потратить 38 ч., а на Новый уйдет 11 ч.
  5. Многих удивит тот факт, но согласно статистике Библию воруют чаще других книг.
  6. Больше всего экземпляров Священного Писания изготовлено для экспорта в Китай. При этом в Северной Корее чтение этой книги карается смертной казнью.
  7. Христианская библия является самой преследуемой книгой. За всю историю не известно другого произведения, против которого бы издавались законы, за нарушение которых назначалась смертельная казнь.

Источник: https://womanadvice.ru/kto-napisal-bibliyu-i-kogda-interesnye-fakty

Кто написал Библию?

Сегодня при слове «Библия» все мы представляем приблизительно одно и то же: большой том с множеством страниц из очень-очень тонкой бумаги, в котором собраны все священные тексты иудаизма и христианства. И многим кажется, что так было всегда. Однако свой нынешний вид Библия приобрела далеко не сразу. На протяжении веков люди спорили о том, что именно должно войти в священную книгу. И далеко не все споры закончены.

Кто написал Библию?

Кто написал Библию? Вопрос, на первый взгляд кажущийся абсурдным, на самом деле имеет вполне четкий ответ. Автор священной книги — сам Бог. А люди, которые записывали его послания здесь, на земле, являются лишь его «соавторами». Понятно, что такой ответ годится только для верующего человека. Но даже если принять его, все равно остается множество вопросов.

Конечно, проще всего считать, что Пятикнижие Моисея записал Моисей, Книгу Исайи — пророк Исайя, Песнь песней Соломона -царь Соломон, и так далее. Но Библия — книга, которую вот уже несколько тысяч лет читают, рассматривая каждое слово и каждый знак буквально под микроскопом. За это время накопилась масса вопросов и противоречий, осложняющих буквальное понимание библейского текста.

И тут вера уже ни при чем — в дело вступает наука.

Наследие ездры

Книги, которые входят в христианский Ветхий Завет и иудейский Танах, создавались приблизительно с XIII века до нашей эры. Они ходили по религиозным общинам в разных списках и разных вариантах.

Единодушия среди иудейских богословов не было — то, что одни считали священным текстом, другие запросто могли объявить апокрифом. Такая неорганизованность сильно вредила не так уж давно появившемуся монотеизму.

Многие, не в силах разобраться в хитросплетениях и запутанных толкованиях книг Танаха, предпочитали вернуться к старому и привычному язычеству, лишенному таких проблем. Это очень беспокоило иудейских священников.

Человеком, который взялся навести порядок в иудейском Священном Писании, стал первосвященник Ездра, живший в V веке до нашей эры. Его, по сути, можно назвать «отцом» иудаизма. А для христиан он — «отец» Ветхого Завета. Ездра собрал книги, определил то, какую редакцию следует считать правильной, и стал внедрять среди иудейского народа закон, посланный свыше, словом и делом.

Однако некоторые книги Ветхого Завета были написаны уже после смерти Ездры, в период с V века до нашей эры по I век после Рождества Христова. Прежде всего это так называемые Маккавейские книги. Их относят к «историческим книгам» Библии, так как рассказывают они уже не столько об отношениях с Богом, сколько об истории иудейского народа. Однако священными все же признаются.

Правда, с ними возникали те же проблемы, что и с древними книгами: какой текст считать боговдохновенным, а какой — просто размышлениями священника об истории? С этими вопросами иудеи разобрались только к концу I века. На заседании синедриона, состоявшемся в городе Явне после того как римская армия разрушила главную святыню иудаизма — Иерусалимский Храм, был официально утвержден иудейский канон.

Танах — это 22 (по другому счету — 24) книги: Пятикнижие Моисея (Тора), Книги пророков (Невиим) и писания мудрецов Израиля, а также молитвенная поэзия (Ктувим).

Список книг

В I веке возникла новая религия — христианство, которое унаследовало от иудаизма не только Ветхий Завет (так стали называть книги Танаха, в противоположность Новому Завету, оставленному людям Иисусом Христом), но и все связанные с ним проблемы.

Разобраться с тем, что стоит переносить из старой веры в новую, а что лучше оставить в прошлом, было не так-то просто. Тем более что с большинством библейских книг ранние христиане знакомились на греческом языке. А не на древнееврейском, на котором они были написаны изначально.

Это вносило определенную долю искажений и недопониманий из-за особенностей перевода.

Пока христиане существовали в виде самостоятельных, разрозненных и, как правило, тайных общин, ни о каком каноне и речи не шло. Каждый дьякон или пресвитер сам определял, какие книги читать своей пастве. Тем более что слова Иисуса интересовали их куда больше иудейского наследия.

Окончательно разобраться с Ветхим Заветом христиане собрались только в VII веке, после того как решили самые трудные внутрицерковные споры и определились с важнейшими богословскими понятиями.

На состоявшемся в 692 году Трулльском соборе иерархи восточных церквей (которые позднее станут православными) договорились признать священными 39 канонических книг (то есть тех, что признавали иудеи) и 11 неканонических (из тех, что синедрионом по разным причинам были отвергнуты). Этот список из 50 ветхозаветных книг действует в традиционном православии и по сей день.

Однако римский епископ (который спустя несколько веков станет главой католической церкви) решения Трулльского собора подписать отказался. Дело в том, что среди соборных решений было немало таких, которые осуждали некоторые обычаи, принятые западной церковью, но отвергнутые восточными.

Такие, к примеру, как целибат священников или некоторые правила поста. Отказавшись подписывать решения собора, глава римской церкви отказался и от утвержденного списка книг Ветхого Завета. Так что католикам пришлось жить без канона аж до XVI века.

Только в 1546 году, на Тридентском соборе, был утвержден список, в который вошли 46 ветхозаветных книг.

Кстати, среди восточных церквей тоже согласие длилось недолго. Многие из них позднее пересматривали канон, принятый Трулльским собором. И сегодня у многих из них список книг Ветхого Завета весьма отличается от принятого тогда. Например, у Эфиопской православной церкви в канон входят 54 книги.

Параллельно с католиками над каноном Ветхого Завета думали и появившиеся в XVI веке протестанты. Стремясь очистить христианство от всего лишнего, реформаторы очень критически подошли и к иудейскому наследию. Последователи Мартина Лютера решили, что каноническими стоит признавать только те книги, которые сохранились на языке оригинала. Те же, что дошли до них лишь в греческих переводах, могут претендовать лишь на статус апокрифов. Поэтому в протестантском Ветхом Завете всего лишь 39 книг.

Что касается Нового Завета, то насчет него последователи Иисуса Христа договорились гораздо более организованно. В него вошло 27 книг, которые признают практически все христианские деноминации, за крайне редкими исключениями. Это четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова. Вот и получается, что в православной Библии вы найдете 77 книг, в католической — 73, а в протестантской — 66.

Разоблачение моисея

Разобравшись с составом Священного Писания, вернемся к вопросу об авторстве. Эта проблема связана прежде всего с Пятикнижием (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), которое содержит главные постулаты веры в Единого Бога. В том числе и десять заповедей, на которых строилась иудейская, а вслед за ней и христианская мораль.

Долгое время тот факт, что эти книги написаны лично пророком Моисеем, не ставился под сомнение. Единственное отступление от этого толкования, которое допускалось строгими иудейскими первосвященниками, -что последние восемь стихов Второзакония, в которых рассказывается о смерти Моисея, записаны Иисусом Навином.

Некоторые фаеи, впрочем, настаивали, что и эти строки написал сам Моисей, которому было послано откровение о том, как он закончит свои дни.

Но чем дольше и внимательнее иудейские и христианские книжники читали Пятикнижие, тем явственнее становились имеющиеся в нем противоречия. Например, в перечислении царей, правивших народом идумеев, упоминаются и те, кто жил после Моисея. Это тоже можно списать на откровение. Но вот почему некоторые сюжеты (причем такие важные, как творение мира или постройка Ноева ковчега) рассказываются в Пятикнижии дважды, причем с явными расхождениями, объяснить уже сложнее.

И все же страх перед обвинением в святотатстве был слишком силен. Только в XVIII веке француз Жан Астрюк и немец Иоганн Айхгорн выдвинули версию, что Пятикнижие — это перемешанные воедино два первоисточника. Различать их они предложили по имени Бога.

В одних случаях он именуется Яхве, в других — Элохим. Соответственно, источники получили названия Яхвист и Элохист. В XIX веке их теорию развили, предположив, что первоисточников было еще больше.

Современная библеистика полагает, что в основе Пятикнижия лежит как минимум четыре источника.

Похожая история произошла с книгами пророков Исайи и Иезекииля. А текстологический анализ Песни песней Соломоновой показал, что написана она была, скорее всего, в III веке до нашей эры. То есть лет на 700 позже тех времен, когда жил исторический царь Соломон.

Благая весть в пересказе

Не меньше вопросов со временем накопилось и у исследователей Нового Завета. Чем внимательнее они читали строки канонических Евангелий, тем чаще задавались вопросом: а действительно ли это было написано апостолами, спутниками Иисуса? Ведь ни в одном из

евангельских текстов (за исключением Евангелия от Иоанна) нет никаких указаний на личность автора. Так, может быть, мы имеем дело лишь с пересказами, записанными теми, кто учился у апостолов и желал сохранить их рассказы для потомков?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем суть праздника Святой Троицы

Источник: https://mirchudes.net/mysticism/1199-kto-napisal-bibliyu.html

Библия — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Би́блия (с греч. βιβλία – книги) – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке свт. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Библейские книги написаны в разные времена – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета. Библейские книги именуются Священным Писанием и являются частью Священного Предания Церкви.

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.

Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Библия состоит из 66 книг; 39 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом. Книги Ветхого Завета искусственно считаются за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого (по этой причине часть книг объединяется).

Кроме того, в состав Ветхого Завета входят 11 так называемых второканонических книг (см.), которые Церковь не ставит наравне с каноническими, но признает их назидательными и полезными.

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г..

Деление слов в Библии ввел в V веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. В 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов классифицируются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность, которая, тем не менее, не подавляла свободную волю и личность авторов. Вот почему мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Библии, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его.

Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Продекларированная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura»), порождает множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.

Переводы Библии

Септуагинта — греческий перевод семидесяти толковников, был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Вульгата — латинский перевод, был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г.

блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагинтой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста.

Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту 70-ти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине IX века н.э., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Полное издание Библии на русском языке появилось в 1877 году.

Сегодня Библия — самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.

Часть книг Ветхого Завета являются священными текстами для других религий, таких как иудаизм, религия самаритян и религия караимов.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/96.html

Соответствует ли современная Библия оригиналу

Исследование древнейшей Библии,оригинала Синайского кодекса,

которому 1600 лет.

В течение многих веков Библия переписывалась и переводилась, откуда теперь мы знаем, что современный текст Библии не искажен и соответствует первоисточнику, оригиналу Библии?

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Как переводится Библия? Каким образом, к примеру, появился современный русский перевод Библии?

Изначально оригинал Библии был написан на древнегреческом языке (Новый Завет) и на древнееврейском языке (Ветхий Завет). Современные переводы Библии делаются непосредственно с текстов, написанных на этих оригинальных языках. Библия является очень известной книгой, поэтому ее перевод делается самым тщательным образом, и этот процесс занимает у ученых много лет.

Таким образом, то, что Библия много раз переводилась, никак не искажает ее текст, потому что переводы делаются с оригинальных языков, а не с других переводов.

Теперь давайте рассмотрим вопрос о том, как переписывание Библии повлияло на соответствие ее текста оригиналу. Ведь Библия очень древняя книга, и до того времени, как в 1440 г. был изобретен печатный станок, она переписывалась от руки.

Конечно, монахи и писцы переписывали текст Библии очень скурпулезно.

Иудейские писцы, к примеру, использовали специальную систему проверки созданных ими копий, при которой они считали точное количество букв и слов в каждой переписываемой ими книге, чтобы не допустить не единой ошибки или искажения в Библии.

[1] Однако, в течение такого длительного времени, которое исчисляется многими веками, в переписанные тексты все же закрадывались иногда ошибки. И это можно теперь заметить, изучая найденные археологами рукописи.

Однако, откуда ученые знают, что в той или иной рукописи есть ошибки или искажения? Это можно легко увидеть, сравнивая ее с большинством других рукописей и особенно с более ранними рукописями. Поэтому, те ошибки, которые вкрались в переписываемый текст в течение столетий, легко устраняются современной наукой, и они не влияют на текст Библии, которой мы пользуемся сейчас.

Библия, которой 1600 лет,
Синайский кодекс.

Современный текст Библии основан прежде всего на самых ранних рукописях, очень близких к первоисточнику. К примеру, полный текст Нового Завета представлен в рукописи 350 года, известной под названием Синайский Кодекс.[2] Кстати, раньше этот манускрипт хранился в Санкт-Петербурге, но в 1933 Советское правительство продало его Британскому музею, где он и находится сейчас.[3]

Кроме того, ученые располагают рукописями почти всех книг Нового Завета, которые датируются еще более ранним временем: 130-200 гг. Наиболее известные из этих рукописей это: Bodmer Papyri (200 г.), хранящийся в Женевской библиотеке Бодмера, Chester Beatty Papyri (200 г.), находящийся сейчас в библиотеке Дублина, и папирус Rylands P52 (130 г.) являющийся самым ранним отрывком из книги Нового Завета Евангелия от Иоанна, который хранится в библиотеке Университета Райланда, в Манчестере.

Изначально оригинал Евангелия от Иоанна был написан в 90-100 гг., поэтому мы имеем рукопись, которая датируется всего лишь 40 годами позже.[4] Также и ранние рукописи почти всех остальных книг Нового Завета очень близки к первоисточнику, они датируются всего лишь 50-150 годами позже. Изначально книги Нового Завета были написаны между 50 и 100 годами нашей эры.[5]

Кроме того, ученые имеют в своем распоряжении огромное количество рукописей Нового Завета, которые датируются более поздним временем. Их количество превышает 5600 древнегреческих рукописей содержащих полный или частичный текст Нового Завета.[6]

Все это делает Новый Завет наиболее подтвержденным историческим документом древности. Один из известных ученых в области библейских исследований, Ф.Ф. Брюс, писал по этому поводу:

Никакая другая древняя литература не имеет столь серьезного текстуального подтверждения, какое имеет Новый Завет.[7]Книга Исаии, книга Ветхого Завета,
которой 2200 лет

Ветхий Завет был написан раньше, его написание было завершено около 400 г. до нашей эры.

В настоящий момент ученые имеют более 200 рукописей, в которых представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь, и которые датируются начиная с 250 г. до нашей эры и заканчивая 70 г. нашей эры.

[8] Всего же имеется более 25000 рукописей и фрагментов книг Ветхого Завета, датируемых разными веками.[9]

Ни одно другое произведение древности не имеет столь большого числа дошедших до нас рукописей и столь малого промежутка времени отделяющего самые ранние из них от оригинала. К примеру, труды Платона и Аристотеля, написанные ими в 4 веке до н.э. представлены в менее чем 10 рукописях (Платона) и около 50 рукописях (Аристотеля). Самые ранние из них датируется 9 веком нашей эры, то есть около 1200 лет после написания оригинала.[10]

Приблизительно то же самое относится почти ко всем древним литературным произведениям, за исключением только Иллиады Гомера, которая представлена в более чем 1500 рукописях, самая ранняя из которых датируется около 500 лет после написания оригинала.[11] Хотя полная копия Иллиады тоже датируется только 10 веком н.э., то есть 1800 лет после оригинала.[12] И, тем не менее, Иллиада считается вторым после Библии наиболее текстуально подтвержденным произведением древности.

Таким образом, мы можем быть уверены в том, что современный текст Библии не искажен и вполне соответствует ее изначальному оригиналу. Это подтверждается сотнями ранних библейских рукописей, которые были написаны всего лишь 50 — 250 лет после оригинала, и десятками тысяч других более поздних копий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был создан Святейший Синод

Читать дальше:

Список литературы:

  • [1] Ferris, Paul W. Guide to the Masoretic text, people.bethel.edu/~pferris/otcommon/Hebrew/hebrew-guides/HEBSTGD009.pdf
  • [2] Codex Sinaiticus, codex-sinaiticus.net/ru/
  • [3] Фонд Русский мир
  • [4] Kenyon, Frederic G. The Story of the Bible, a Popular Account of How it Came to Us, bible-researcher.com/kenyon/sotb.html
  • [5] Dating of the New Testament Books, freebeginning.com/new_testament_dates/
  • [6] McDowell. The New Evidence that Demands a Verdict, 34. Также список некоторых рукописей представлен на legacy.earlham.edu/~seidti/iam/table_gkmss.html
  • [7] Bruce. The Books and the Parchments: How We Got Our English Bible, p.178
  • [8] Эти древнейшие рукописи были обнаружены в Кумране, в районе Мертвого моря и сейчас большая часть из них хранится в Израильском музее. McDowell, The New Evidence that Demands a Verdict, p.80

Источник: http://oboge.net/nauka/original-biblii/

Священное Писание

Священное Писание — совокупность священных текстов христианства, входящих в Библию (Ветхий и Новый Завет), написанных по внушению Святого Духа пророками и апостолами, избранными Богом.

Православная Церковь признает каноническими только 39 книг Ветхого Завета из 50, а также считает неканоническими отдельные места в канонических книгах; все 27 книг Нового Завета являются каноническими.

Одиннадцать неканонических книг Ветхого Завета не считаются в полном смысле богодухновенными, но включены в православную Библию в силу своей назидательности и полезности для благочестия (Три Книги Макка- вейских, Товит, Иудифь, Вторая и Третья Книги Ездры, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии и Книга Варуха).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.274.

Что такое Библия?

Главным источником знаний о Боге и руководством в жизни для любого христианина является Священное Писание. Все книги Священного Писания собраны в одну большую книгу — Библию (в переводе с греч. biblia — «книги»).

Книгой книг называют Библию. Это самая распространённая книга на земле, по тиражу она занимает первое место в мире. В Библии нуждаются народы, говорящие на разных языках, поэтому к концу 1988 года полностью или частично она была переведена на 1907 языков. Кроме того, содержание Библии распространяется в записях на пластинках и кассетах, что необходимо, например, для слепых и неграмотных.

Библия признается во всем мире величайшим памятником истории и культуры. Однако для верующих это нечто несравненно большее: это записанное Откровение Божие, обращенное к человечеству послание Триединого Бога.

Библия состоит из двух больших частей: этоВетхий Завет и Новый Завет.

Слово «Завет» означает «договор с Богом, завещание Господа, по которому люди обретут спасение».

Ветхий (то есть древний, старый) Завет охватывает период истории до Рождества Христова, а Новый Завет рассказывает о событиях, непосредственно связанных с миссией Христа.

Большинство книг Ветхого Завета было написано в VII-III веках до Р. X., а к началу II века к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета.

В написании Библии участвовали разные люди и в разное время. Таких участников было более 50 человек, при этом Библия не является сборником разных учений и историй.

Святой Иоанн Златоуст толкует слово «Библия» как собирательное понятие: «Библия — это многие книги, которые образуют одну единую». Общей в этих книгах является идея Божественного спасения человечества.

 Использованы материалы кн.: А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003

Далее читайте:

Ветхий Завет 

Новый Завет

Источник: http://www.hrono.ru/religia/spravka/svpisanie.php

Кто написал библию?

В каком году была написана Библия? Полный перечень книг, входящих в христианский Ветхий Завет, по-иудейски Танах, были созданы примерно с XIII века до н. э.

В различных списках и вариациях они передавались по религиозным общинам. Общего мнения между иудейскими богословами не было, одни из них могли посчитать текст священным, а другие попросту могли огласить его же апокрифом. Подобная неорганизованность причиняла вред молодой религии. Множество людей не могли понять запутанные толкования и хитросплетения книг Танаха, поэтому решали возвратиться к язычеству, которое лишено подобных проблем.

Иудейских священников очень беспокоила эта проблема. Человек, взявшийся навести порядок в Священном Писании иудеев, был первый священник Ездра, который жил в V веке до н. э. По существу, его можно окрестить «отцом» иудаизма. Для христианского народа он является «отцом» Ветхого Завета. Собрав книги, Ездра установил, которые из них подобает считать верными, и стал вводить среди иудейского народа посланный свыше Закон.

https://www.youtube.com/watch?v=CSSYXCGw_ns

Некоторые издания Ветхого Завета были созданы во времена с V века до н. э. по I век после Рождения Христа после кончины Ездры, такие как Маккавейские книги. Данные книги причисляют к «историческим книгам» Библии в связи с тем, что они повествуют не столько об взаимоотношениях с Богом, сколь о преданиях иудейского народа. Тем не менее, они признаются священными.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Почему Господь не отвечает на молитвы?

Здравствуйте. Пишу вам, потому что больше не знаю куда. У меня кризис веры в существование Бога. Все мои молитвы остаются

Как правильно молиться?

Есть много вопросов, ответьте на них пожалуйста, накопилось. Как правильно молиться, в какой позе? Вслух или про себя? В церкви

Можно ли многократно молиться об одном и том же?

Здравствуйте. Есть у меня одна заветная мечта. Я молю о ней Бога каждый раз, как прихожу в церковь, и иногда

Истина заключается в том, что с ними начинались те же проблемы, что и со старинными книгами. А именно: какой из текстов посчитать богом вдохновенным, а какой попросту мыслями об истории самого священника?

Данными вопросы иудеи решили только ближе к окончанию I века н.э. На заседании синедриона был официально принят иудейский канон. Заседание состоялось в городе Явне после разрушения римской армией главной святыни иудеев — Иерусалимского Храма. Танах состоит из 22 (по другим данным — 24) книг:

  • книги пророков (Невиим) и писания мудрецов Израиля;
  • молитвенная поэзия (Ктувим);
  • а также Пятикнижие Моисея (Тора).

На каком языке написана Библия? Очевидно, что на древнееврейском.

Список священных книг

Новая религия возникла I веке – это христианство, унаследовавшее от иудаизма вместе с Ветхим Заветом и проблемы. Принять решение о том, что заслуживает быть перенесённым из старинной веры в новую, а что нет, было очень сложно. С большим количеством библейских книг христиане ранее осуществляли знакомство на греческом языке, а не на изначальном древнееврейском. Это привносило определенную часть искривлений и недопонимания из-за особенностей перевода.

До тех пор, пока христиане жили в виде независимых, разрозненных и тайных обществ, о каноне речи не велось. Каждый пресвитер или дьякон самостоятельно решал о том, какие своей пастве читать книги. Слова Иисуса Христа для них имели большее значение, чем иудейское наследие. Принять решение о Ветхом Завете намерились христиане лишь в VII веке, вслед за тем как разрешили самые нелегкие внутрицерковные споры и определили главнейшие богословские понятия.

В дальнейшем восточные церкви станут называться православными.

В 692 году на Трулльском соборе восточных церквей приняли решение о признании 39 канонических книг священными (те, которые были признаны иудеями) и 11 неканонических (те, которые по различным причинам были отринуты синедрионом). Данный перечень из 50 ветхозаветных книг читают в традиционном православном обществе до сих пор.

Однако римский епископ (который станет главой католической церкви в ближайшем будущем) отказался подписать заключение Трулльского собора. Все дело в том, что среди решений собора было осуждающих некоторые обычаи, которые были приняты западной церковью, но восточной отвергнуты. Отказавшись подписать решения собора, отказался глава римской церкви и от утверждения книг, которые войдут Ветхий Завет. Поэтому без канона католикам довелось жить до XVI века.

На Тридентском соборе лишь в 1546 году был утвержден список, в него вошли 46 книг. Однако средь восточных церквей соглашение продлилось недолго. Позднее многие из них пересматривали канон, который был принят Трулльским собором. На сегодняшний день у многих из них весьма отличается перечень книг Ветхого Завета. К примеру, в канон у Эфиопской православной церкви входят 54 книги.

В XVI веке над каноном Ветхого Завета вместе с католиками думали и возникнувшие протестанты. Пытаясь очистить от всего лишнего христианство, реформаторы весьма критически подступили и к иудейскому наследию.

Некоторые последователей Мартина Лютера приняли решение о том, что признавать каноническими стоит те книги, сохранившиеся на языке оригинала. Все остальные, которые до них дошли только в греческих переводах, претендовать могут лишь на статус апокрифов.

Оттого в Ветхом Завете протестантов только 39 книг.

Касательно Нового Завета договорились последователи Иисуса Христа наиболее организованно. В него было внесено 27 книг, признающие почти все христианские деноминации, за исключением редких исключений. Такие как Деяния апостолов, четыре Евангелия, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Таким образом, получается, что в православной Библии находятся 77 книг, в католической Библии 73 книги, а в протестантской – 66 книг.

Кто написал Ветхий Завет

Приняв решение о составе Священного Писания, можно вернуться к вопросу об авторстве. Даная проблема прежде всего напрямую связана с Пятикнижием (Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие), содержащем важнейшие постулаты верования в Единого Бога. В их числе и десять заповедей, на них базировалась иудейская, а затем и христианская нравственность.

Длительное время факт о том, что данные книги были написаны собственнолично пророком Моисеем под сомнение не ставился. Одно лишь отклонение от данного толкования, допускающееся жесткими первыми иудейскими священниками, что последние 8 стихов Второзакония, которые повествуют о смерти Моисея, были прописаны Иисусом Навином. Некие фарисеи все же настаивали на том, что и эти строки были написаны самим Моисеем, которому было послано откровение о том, как он окончит свои последние дни.

Однако чем внимательнее и продолжительнее христианские и иудейские книжники читали Пятикнижие, тем отчетливее становились существующие в нем противоречия. К примеру, в перечислении царей, которые правили народом иудеев, упоминаются и такие, которые жили после смерти Моисея. Это тоже можно объяснить божественным провидением. Однако почему отдельные сюжеты повествуются в Пятикнижии двукратно, при этом с очевидными расхождениями, разъяснить уже сложнее.

Все-таки боязнь обвинения в святотатстве была слишком сильна. Лишь в XVIII веке немец Иоганн Айхгорн и француз Жан Астрюк предложили версию, что Пятикнижие является смешением двух первоисточников воедино. Они предложили различать их по имени Бога. В первом случае он называется Яхве, а в других — Элохим. В связи с этим источники приобрели названия Элохист и Яхвист.

В XIX веке данная теория была развита другими исследователями, предположившими, что количество первоисточников было больше. Нынешняя библеистика считает, что в Пятикнижии есть как минимум 4 источника.

Сходная история случилась и с книгами пророков Иезекииля и Исайи. На основании текстологического разбора Песни песней Соломоновой можно сделать вывод о том, что она была написана, вероятнее всего, в III веке до н. э. Таким образом на 700 лет позднее тех времен, когда царь Соломон еще был жив.

Почитайте вот эту статью: Молитва Символ Веры. Вам будет это интересно

Кто написал Новый Завет

У исследователей Нового Завета накопилось вопросов не меньше. Чем детальнее они перечитывали канон Евангелий, тем все чаще возникал вопрос: сколько в действительности было написано спутниками Иисуса — апостолами? Ни в одном из евангельских текстов (исключением является Евангелие от Иоанна) нет описания личности автора. Поэтому, возможно, мы владеем только пересказами, которые были записаны теми, кто учился у апостолов и хотел бы оставить и записать их рассказы для потомков?

Источник: https://acoustic-fest.ru/kto-napisal-bibliyu-147/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]