Первый раз в Иерусалиме (для новичков)
Иерусалиму не привыкать к посетителям — он всегда готов к Вашему визиту! Если это Ваш первый визит в Иерусалим, добро пожаловать!
Вам может пригодиться общая информация, чтобы лучше ориентироваться в Иерусалиме. Мы подготовили для Вас несколько простых советов, в том числе относительно того, какие вещи стоит взять с собой в поездку. Но, конечно же, Вы сможете купить всё, что Вам понадобится, в аэропорту или в магазинах Иерусалима.
Язык
Израиль имеет три официальных языка: иврит, арабский и английский.
Если вы предпочитаете говорить по-английски, у Вас в Иерусалиме не будет никаких проблем! На улицах Иерусалима полно англоговорящих иммигрантов и туристов и Вы всегда сможете обратиться к кому-нибудь за помощью.
Во всех туристических местах и в большинстве магазинов и закусочных есть сотрудники, которые свободно владеют английским языком. Кроме того, все уличные знаки переведены на английский. Вдобавок, Вы услышите много русской, французской и испанской речи.
Также в Израиле работают многие высококлассные русскоязычные гиды, в отелях есть русскоязычные сотрудники, всегда можно найти путеводители и карты на русском языке.
Что взять с собой: словарь, но только если вы хотите поработать над вашим ивритом или арабским языком.
Погода
В Израиле фактически всего два времени года: лето (нет дождя) и зима (сезон дождей). Лето длится с мая по сентябрь. В этот период в Иерусалиме жарко и очень сухо. Максимальные температуры в июле и августе. Зимний сезон — с ноября по март, с прохладной влажной погодой и температурами, иногда опускающимися до нулевой отметки. Снег – редкое явление. Погода в межсезонье весной (апрель), а также осенью (октябрь) может меняться каким угодно образом. Подробнее о погоде.
Что взять с собой: осеннее пальто и хорошую защиту от дождя на сентябрь-апрель, а кроме того легкую куртку или свитер на межсезонье. Летом ночи могут быть прохладными, поэтому захватите одежду с длинными рукавами, а в зимнее время — предусмотрите что-нибудь лёгкое для солнечных денёчков.
Рабочее время
Сектор услуг в Иерусалиме открыт с воскресенья по пятницу, но в пятницу всё закрывается раньше из-за Шабата.
С воскресенья по четверг часы работы заведений и учреждений, как правило, следующие:
-Магазины/Рестораны/Музеи: Открытие в 9-10 утра, закрытие в 19:00-21:00, в зависимости от конкретного случая.
-Продуктовые магазины: С 8 утра до 22:00.
-Банки: с 08:30 до 13:00, а также повторное открытие в некоторые дни недели с 16:00 до 18:00. Банкоматы работают круглосуточно.
Правила поведения в местах для проведения религиозных мероприятий
К религиозно значимым местам в Иерусалиме относятся некоторые части Старого города, синагоги, церкви и мечети. Существуют некоторые ультраортодоксальные районы, такие как Меа Шеарим, где нижеследующих правил рекомендуется также придерживаться.
В частности женщинам — иметь руки покрытыми и надевать платья или юбки (если женщина в брюках, юбку можно оборачивать поверх брюк). Мужчинам — носить одежду с длинными рукавами и брюки.
Кроме того, парам рекомендуется воздержаться от прикосновений и лобызаний на публике.
Что взять с собой: мужчинам — брюки/рубашки с длинным рукавом; женщинам: юбка (можно обернуть вокруг) и рубашки с длинными рукавами или накидку.
Шабаты и праздники
Еврейская суббота (Шабат) и еврейские праздники начинаются с заходом солнца, а оканчиваются 25 часов спустя, примерно через час после захода солнца. В районах с еврейским населением празднования на улицах города прекращаются, постепенно перемещаясь в синагоги и дома.
В Израиле принято соблюдать религиозные требования, связанные с еврейскими праздниками, в частности запрет на работу в эти дни. Следует отметить, что некоторые предприятия всё же продолжают работать и в Шабат, в том числе отели. Но с некоторыми изменениями, необходимыми для того, чтобы в целом соблюдать законы Шабата. Например, на лифтах, обогревателях и печах ставят таймеры, обеспечивающие их работу в автоматическим режиме
Вместе с тем, в Иерусалиме, конечно же, есть музеи и кинотеатры, рестораны и бары, которые остаются открытыми всегда. Аварийные службы также работают. Если вам понадобится купить продукты или лекарства, вы можете это сделать в дежурных магазинах и аптеках, или в нееврейских кварталах в Старом городе или в Восточном Иерусалиме.
Общественный транспорт, за исключением такси, по субботам не ходит, так что нет смысла стоять на автобусной остановке. Такси Вы можете заказать по телефону.
Большинство улиц остаются в Шабат открытыми, за исключением некоторых, пролегающих по религиозным районам — если вы едете в Шабат на машине, нужно принять это во внимание.
Что взять с собой при посещении богослужений или традиционных трапез в Шабат: повседневная вечерняя одежда. Мужчины – брюки и рубашки с длинным рукавом, женщины – платье или юбка и блузка с длинными рукавами, либо накидка.
Чаевые
В Израиле при посещении ресторана с занятием столика, принято давать официанту чаевые в размере 10-15% от суммы счета. При обслуживании у стойки, вы можете увидеть банку для чаевых, но бросать туда деньги не обязательно. При пользовании такси чаевые не требуются, но водителю всегда будет приятно, если вы округлите в большую сторону, чтобы ему не пришлось давать Вам мелкие деньги на сдачу.
Оставаться на связи: Телефон и интернет
При посещении Иерусалима оставаться на связи очень легко. Если Вы взяли с собой свой мобильный телефон, подумайте об аренде сим-карты местного оператора, так это может быть намного дешевле, чем пользование роумингом Вашего домашнего оператора. Беспроводной Интернет есть в большинстве ресторанов и отелей, а интернет-кафе найдутся во многих районах города. Для получения дополнительной информации вы можете посетить нашу страницу об Интернете и телефонной связи в Иерусалиме.
Что взять с собой: мобильный телефон и ноутбук, с зарядными устройствами.
Электроприборы
Встречаются розетки с круглыми контактами и трёх-контактной вилкой, хотя европейская двухконтактная тоже работает, поэтому в зависимости от типа вашего электрического устройства, вам может понадобиться переходник. Израиль работает на 220В переменного тока, как и Европа, поэтому приборы, рассчитанные на 110В (как правило, из США), будут нуждаться в трансформаторе.
Что взять с собой: трансформатор 110-220В (если приборы американские) и адаптеры для розеток. Адаптеры могут быть приобретены в аэропорту или в большинстве магазинов электроники.
Законодательство о дорожном движении
Будьте внимательны, так как израильтяне славятся любовью к быстрой езде. В то же время, правила дорожного движения в целом такие же, как и в любой западной стране, за исключением пешеходных переходов, перед которыми автомобили обязаны останавливаться лишь в случае, если пешеход уже начал переходить дорогу.
Безопасность
Уровень преступности в Иерусалиме низкий. Но в целях личной безопасности, каждому туристу все же следует принимать обычные меры предосторожности.
Вы, вероятно, почувствуете себя в такой же безопасности, как и в любой западной стране — гости Иерусалима говорят, что реальная ситуация в городе совсем не похожа на ту, которую показывают в средствах массовой информации.
В то же время, нет ничего необычного в том, что на входах в большинство заведений и магазинов стоит частная охрана, а полиция или армия патрулирует центральные районы. Узнайте больше о надежности и безопасности, а также об аварийно-спасательных службах.
Что взять с собой: одежду, в которой имеется внутренний карман для паспорта и кошелек, который умещается в переднем кармане.
Дополнительная информация
Планируете поездку и хотите предварительно немного познакомиться с Иерусалимом? Посмотрите этот краткий обзор.
Photo: Noam chen
Источник: https://www.itraveljerusalem.com/ru/article/first-time-visitors/
Военная литература —[ военная история ]— смирнов а.и. арабо-израильские войны
«Военная Литература»
Военная история
Глава первая.
Шаги к катастрофе
Резолюция спецсессии ООН от 29 ноября 1947 года. — Почему обе стороны сразу начали подготовку к войне? — Что такое Баб-эль-Уэд и кто такой Муфтий? — Короли и офицеры на ближневосточной шахматной доске. — Взаимное ожесточение двух противников. — Винтовками и пулеметами уже не обойтись. — Болевая точка Еврейского квартала. — И вновь бомбисты. — Город в осаде. — Операция Нахсон и сражение за Кастель. — Злодеяния одно за другим. — Расстановка сил накануне 14 мая 1948 года.
Решение «палестинского вопроса» было назначено на субботу 29 ноября 1947 года. В этот день после полудня делегаты Генеральной Ассамблеи собрались в пригороде Нью-Йорка, Флашинг Мидоу.
Сверкающий небоскреб ООН на Ист-Ривер тогда еще не был построен, поэтому заседали в приспособленном здании, в зале большого спортивного комплекса, где до этого работал каток с искусственным льдом. Собралось 56 делегаций из 57, которые тогда представляли мировое сообщество.
Им предстояло решить судьбу кусочка земли, прилепившегося на восточном берегу Средиземного моря. Но как нужно и как можно было правильно разделить его между еврейским населением той поры в 600 тысяч человек и палестинскими арабами, жившими там же бок о бок с евреями, но имевшими численность в 1,2 миллиона?
Тем не менее Специальный подготовительный комитет ООН по поручению Генеральной Ассамблеи проделал эту работу, обозначив границы — по крайней мере на географических картах — двух новых государств, еврейского и арабского.
Не решена была только судьба древнейшего города, важнейшего культурного центра всех жителей Палестины, а именно судьба Иерусалима. И евреям, и арабам согласно плана ООН было отказано в суверенитете над этим городом.
Специальный комитет ООН рекомендовал, чтобы Иерусалим и его пригороды были переданы под международную опеку и управление. Это предложение было сокрушительным ударом по надеждам всех евреев.
Воссоздание еврейского государства без Иерусалима в качестве его столицы было, на их взгляд, попыткой оживить мертвое тело, лишив его души. По тем же мотивам рекомендации Спецкомитета были неприемлемыми и для арабской стороны
Всего в зале собралось где-то три сотни делегатов. Председательствовал посланник Бразилии, дородный господин по имени Освальдо Аранья. Объявленное слушание вопроса не затянулось, потому что позиции многих, в том числе и трех великих держав, уже были известны.
Для Великобритании, которая правила Палестиной последние 30 лет, после изгнания оттуда турок, союзников Германии, в конце Первой мировой войны, последние два-три года превратились в сущий кошмар.
Это было единственное место на планете, где уже после окончания Второй мировой продолжали гибнуть английские солдаты.
Британский делегат, сэр Александр Кадоган, заранее известил коллег, что Соединенное Королевство проголосует за раздел Палестины и выведет оттуда свои войска в тот день и час, которые будут назначены.
Источник: http://militera.lib.ru/h/smirnov_ai/01.html
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Иерусалим
Иерусалим расположен он между Средиземным и Мертвымморем. Это, пожалуй, самое священное место на землеодновременно и для христиан, и для мусульман, и дляиудеев. По-другому его называют «городом трех религий», «городоммира» и «золотым городом». Ежегодно Иерусалим посещает более3-х миллионов туристов.
Город буквально пропитан жаркими людскими молитвами. Многиеотмечают необыкновенную атмосферу, царящую в Иерусалиме: здесьспокойно и уютно. Тишину узких старинных улочекто и дело нарушают звоны церковных колоколов или призывык намазу главного муэдзина. Больше половины жителейгорода — евреи. В основном все говорят на ивритеи на арабском языке, но английский тожев ходу.
Город живет по религиозным законам. Большинство ресторановздесь кошерные, в канун и в сами религиозныепраздники многие заведения могут быть закрыты. А если вамчто-то нужно узнать у прохожего, лучше обращатьсяк представителям своего пола, дабы не нарушить ничьирелигиозные устои. Туры в Иерусалим популярны у любителейистории, экскурсий, а также у паломников.
Климат и погода в Иерусалиме
Иерусалим находится под влиянием средиземноморского климата.Летом здесь жарко и сухо, а зимой прохладнои влажно. Самым холодным месяцем считается январь. Столбиктермометра колеблется у отметок+5 до +10 градусов по Цельсию. Редко,но бывают и заморозки. За три зимних месяца выпадаеточень большое количество осадков в виде дождей.
Самые теплые месяцы в Иерусалиме — июль и август.Средняя температура в это время + 25 градусовпо Цельсию. Дожди маловероятны. Благоприятным временем дляпосещения Иерусалима можно назвать довольно большойпромежуток — с апреля по октябрь. Помните, что дажев самую сильную жару посещение многих достопримечательностейпредполагает наличие закрытой одежды.
Январь | +11 | +6 |
Февраль | +12 | +6 |
Март | +15 | +8 |
Апрель | +21 | +12 |
Май | +25 | +15 |
Июнь | +27 | +17 |
Июль | +29 | +19 |
Август | +29 | +19 |
Сентябрь | +28 | +18 |
Октябрь | +24 | +16 |
Ноябрь | +18 | +12 |
Декабрь | +14 | +8 |
Пляжный отдых
Моря в Иерусалиме нет. Для туристов, желающих совместитьэкскурсионный отдых с пляжным, создано несколько направленийрейсового автобуса к Мертвому морю. Ближайший пляж расположенв заповеднике Эйн-Геди, что в 50 километрахот Иерусалима. Это каменистый и довольно просторныйучасток на западном берегу Мертвого моря. Пляж оборудованшезлонгами, зонтиками, душем и туалетом. В округе естьнесколько кафе, работают спасатели. К воде ведет крутойспуск.
Чтобы искупаться в Мертвом море в Эйн-Геди, нужнообязательно запастись специальной обувью, так как дно покрытоострыми кристаллами соли. На побережье работает несколькоспа-центров, которые предлагают туристам популярные процедурыс использованием минералов Мертвого моря.
Отели и гостиницы в Иерусалиме
В Иерусалиме много отелей, в том числеи бюджетных хостелов, и дорогущих пятизвездочныхкомплексов. Последние, как правило, находятся за пределамиСтарого города , в новых районах. Рядомс достопримечательностями расположены небольшие отели,пансионы и гостиницы типа ВВ (постель и завтрак).Самое недорогое жилье можно найти в мусульманском кварталеСтарого города. Скорее всего, это будет мини-отельс континентальными завтраками и маленькой, но уютнойкомнатой для отдыха.
Армянский, христианский и еврейский кварталы считаютсясамыми безопасными в Иерусалиме, поэтому также популярныу туристов. Особенно у тех, кто приезжает большимиэкскурсионными группами. К слову, во время еврейскихрелигиозных праздников цены на номера в отелях взлетаюти могут увеличиться сразу вдвое. Заранее стоит побеспокоитьсяоб отеле, если вы собираетесь на Святую землюв самый высокий сезон — в июле или августе, когдапутевки в Иерусалим пользуются повышенной популярностью.
Достопримечательности Иерусалима
В мире не так много городов, которые могутпохвастаться таким же количеством достопримечательностей, какИерусалим. Интересно то, что все знаковые местасконцентрированы на участке площадью всего в одинквадратный километр. Это известный район Иерусалима под названиемСтарый город. Туристы предпочитают селиться поближе к нему,чтобы потом постепенно обходить одно святое местоза другим.
Гора Сион. Название переводится как «место длявозвращения» или «дом». После разрушения Иерусалимского Храма евреиоказались разбросаны по всему миру, превратившись в народбез своей страны и земли. Считается, что с тех самых пор,все они стремились попасть на Сион.
Холм стал символом Землиобетованной. На протяжении многих веков гора является местомпаломничества верующих людей со всего мира. Именнона Горе Сион расположены могила царя Давида, католическаяцерковь Святого Петра и Успенский монастырь, а такжезнаменитая горница Тайной вечери.
Главные мусульманские святыни — это мечеть Аль-Аксаи мечеть Купол Скалы. Мечеть Аль-Акса считается третьейпо значимости для мусульман после храмов, расположенныхв Мекке и Медине. По преданию именно здесь пророкМухаммед повстречал трех пророков, помолился, а затем вознессяк небесам. В мечети Купол Скалы даже есть площадка,откуда, по легенде, пророк Муххамед и совершилвосхождение на небо. Мечеть имеет большой золоченый купол,который выделяется на фоне всей архитектуры Иерусалима.
Стена Плача. Место с неповторимойэнергетикой и, пожалуй, самая популярная достопримечательностьИерусалима. Сюда едут люди со всего мира, чтобы помолитьсяи вложить между камнями в стене свою просьбу Богу,написанную на бумажке. Поворачиваться спиной к стененельзя. Вообще же, Стена Плача является главной святыней дляиудеев. Сюда приходят помолиться, поэтому и туристы должнывести себя здесь тихо и в знак уважения надевать головныеуборы.
Храм Гроба Господня. Наиболее почитаемый храм для всеххристиан, расположенный в центре христианского кварталаИерусалима. Именно гробница венчает алтарь храма и именнок ней стремятся попасть тысячи верующих. Из-за такойпопулярности среди туристов храм открыт для посещенияс раннего утра и до позднего вечера.
Кухня и рестораны в Иерусалиме
Кухня Иерусалима и Израиля в целом формировалась подвлиянием сразу нескольких религий. Блюда здесь сытные, частожирные, но при этом богатые витаминами и очень вкусные.Большой популярностью в Иерусалиме пользуются рестораныдомашней кухни.
Здесь ничего не нужно искать — всепредставленные блюда и есть национальные и приготовленыпо старинным рецептам. На закуску стоит непременнозаказать «короля» израильской кухни — хумус. Это перетертыйотварной нут вперемешку с соком лимона и кунжутнойпастой. Получается что-то вроде нашего пюре.
Хумус едят, намазываяна лепешку или добавляя в другие блюда.
Второе по популярности блюдо в Иерусалиме —фалафель. Из того же самого нута делают небольшие шарики,а затем обжаривают во фритюре. В процессеприготовления, к нуту могут добавить чеснок, перец, луки кориандр. По вкусу фалафель очень напоминает мясо,а по своему составу и вовсе может его заменить.Подают его чаще всего с овощами. Вы можете встретить этоблюдо как в меню дорогого ресторана, так и в уличномкиоске.
Кстати, уличная кухня в Иерусалиме — очень вкуснаяи качественная. Здесь можно смело покупать все, что пожелаетдуша, не боясь проблем с желудком. Например, кебаб.В Израиле этим знаменитым блюдом называют баранью котлетус пюре.
В качестве быстрого перекуса кебаб подаютзавернутым в хлебную лепешку с овощами. Из сладкогов Иерусалиме можно попробовать вкуснейшую пахлаву, блины,лепешки и булочки с начинками. В знойный день запитьвсе это непременно нужно лимонадом.
Его готовят из сока лимонаи специально пюре изо льда, сахара и мяты. Получаетсяхороший освежающий напиток.
Что привезти из Иерусалима
Где-где, а на святой земле у туристов, какправило, не возникает вопроса, что же привезтив качестве подарка домой. Лучшим сувениром может послужитьдаже небольшая бутылочка со святой водой. Для верующих можнотакже приобрести так называемый «паломнический набор». Это горстьиерусалимской земли и священное масло. А амулет хамса,или по-другому «рука Бога», понравится даже тем, ктоне причисляет себя ни к какой вере. Считается, чтознаменитый еврейский кулон в виде ладошки оберегаетот сглаза.
Близость Мертвого моря сделала Израиль лидеромпо производству натуральной косметики. Всевозможные кремы,мази и маски из минералов самого соленого моря продаютсяповсеместно. Но покупать косметику все же лучшев аптеках или фирменных магазинах заводов-производителей,чтобы не нарваться на подделку.
Не все знают, что в Иерусалиме можно выгодноприобрести изделия из золота и серебра, а такжедрагоценные камни. Все это добро стоит здесь на порядокдешевле, чем в России. За покупками стоит отправлятьсяв специализированные магазины или прямиком на фабрики,где на любое изделие вам предоставят сертификат качестваи гарантию.
В Старом городе Иерусалима много колоритных рынков. Так,например, любителям кожи стоит отправиться на арабский рынок,где представлена и одежда, и сумки, и предметыинтерьера из кожи. Не забывайте торговаться. Это можетзначительно снизить цену понравившейся вещи. В армянскомквартале есть прекрасный рынок керамической посуды. Тарелки, чашки,салатники, блюдца и многое другое здесь отличаются хорошимкачеством и низкой ценой.
Источник: https://www.tutu.ru/geo/israel/kurort/jerusalem/
Борис ШУСТЕФ: ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ? [WIN]
номера | Архив | страница |
[an error occurred while processing this directive]
«Вестник» №18(251), 29 авгycтa 2000
ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ?
Мекка — священна для мусульман, а Иерусалим — для евреев.Яккут, известный арабский географ, XIII век |
Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что они причитают и горюют о разрушенном в Иерусалиме Храме. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость.
Тогда кто-то пояснил, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то, без сомнения, вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления».
Сегодня это предсказание французского императора гораздо дальше от исполнения, чем 200 лет тому назад.
Ну, откуда великий француз мог знать, что в 1967 году Моше Даян передаст контроль над самой главной еврейской святыней — Храмовой горой — мусульманам? Как он мог предвидеть, что Йоси Бейлин будет во главе борьбы за передачу большой части Иерусалима палестинским арабам? Где ему было догадаться, что Эхуд Барак станет первым лидером еврейского государства, готовым разделить Иерусалим? Могло ли ему прийти в голову, что через 50 лет после воссоздания своего государства евреи начнут забывать о том, что в течение 2000 лет именно Иерусалим был тем магнитом, который вернул их в Сион?
Если бы из книги Истории можно было вырвать страницу XX века, и сразу же перепрыгнуть из XIX века в XXI-й, то вопрос о судьбе Иерусалима казался бы просто смешным. Мусульман он не интересовал, христиане смирились с закатом эры крестовых походов, и лишь евреи по-прежнему стремились в Иерусалим, вопреки бесконечным запретам и нечеловеческим условиям, в которых они оказывались, достигнув после неимоверных мытарств города, навечно поселившегося в их сердцах.
На исходе XIX столетия Иерусалим был маленьким провинциальным городишком Османской империи. Его население в 1896 году составляло всего 45 300 человек, из которых большинство — 28 тысяч — были евреями. Еще более поразительно, что почти за 60 лет до этого, в 1838 году, в Иерусалиме жило лишь 16 тыс.
человек, но евреи уже и тогда являлись самой многочисленной группой населения, их было 6 тыс. Если углубиться еще дальше в историю, то окажется, что на протяжении, по крайней мере, двух столетий до этого, население Иерусалима, наверное, самого известного города в мире, не превышало 10 тыс. человек1.
Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о том, что для мусульман, под чьим контролем Иерусалим прозябал в течение многих веков, город не играл сколь-нибудь значительной роли.
Ярким примером этого может служить тот факт, что в 1229 году египетский султан эль-Камил «отдал» Иерусалим императору Сицилии и Германии Фредерику II и сказал при этом: «Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома»2.
Не правда ли, странные слова, если учесть, что они относились к «третьей по значению святыне мусульман?»
Такому пренебрежению султана к Иерусалиму не стоит удивляться. В наши дни мусульмане утверждают, что доказательством их любви к Иерусалиму служит то, что он был первым местом, в сторону которого они поворачивались лицом во время молитвы. Однако почему-то никто не удосужится спросить, сколько же их было таких, «молящихся» лицом к Иерусалиму.
А спросить стоило, ибо тогда выяснилось бы, что их было-то всего не более 400-500 человек*.
Разве можно сравнивать это мизерное количество с миллионами евреев, которые из поколения в поколение мечтали о возвращении в Иерусалим? Стоит упомянуть, что, когда мусульмане через 16 месяцев «поклонения Иерусалиму» получили указание Аллаха повернуться лицом к Мекке, «сам Пророк был очень рад такому изменению, о котором он втайне мечтал, но не рeшался попросить [Аллаха]»3.
Святость Иерусалима для мусульман базируется на легенде о ночном путешествии пророка Мухаммеда к «дальней мечети». Мусульмане утверждают, что речь шла о мечети Омара, или, как ее иногда называют, Куполе над Скалой, построенной мусульманами на Храмовой горе.
Достаточно вспомнить, что Мухаммед умер в 632 году и что мечеть была построена через 60 лет после этого, в 692 году, чтобы осознать всю фантастичность этой истории. Более того, по диаметру купола мечети тянется вереница текстов длиной 230 метров, где ведется полемика против Христианства.
В текстах дается масса ссылок на Коран, но там нет ни единой строчки, говорящей о «ночном путешествии» Пророка. Интересно, что даже среди самих мусульман нет согласия по вопросу этого ночного путешествия.
«Некоторые интерпретируют историю фигурально, как действительно имевшую место, когда Пророк «физически» пропутешествовал к Иерусалиму и оттуда вознесся на небеса. Однако другие, в том числе и Айша, любимая жена Пророка, всегда настаивали на том, что это «путешествие» являло собой событие чисто интеллектуальное»4.
Достаточно взглянуть на статистику, относящуюся к росту населения Иерусалима, чтобы убедиться, что мусульмане стремились в Иерусалим лишь тогда, когда он не находился под их контролем. За 20 лет, с 1900 по 1922 год, т. е. когда в Иерусалиме правили турки, мусульманское население города увеличилось лишь с 10 тысяч до 13 500 человек.
Количество евреев за этот период времени осталось таким же, как в 1900 году — 34 400. Стоило мировому сообществу вручить Британии мандат на воссоздание в Палестине еврейского государства и потоку евреев в Палестину возрасти, как соответственно возрос приток туда и арабов. «С 1921 по 1933 год в Иерусалим прибыло 20 тыс. евреев и 21 тыс.
арабов. Арабы, как и евреи, приезжали из дальних стран, в том числе, из Марокко, Алжира, Ливии и Йемена»1. К 1939 году еврейское население Иерусалима возросло еще на 26 тыс. человек, в то время как арабская иммиграция добавила за этот же период к населению города «15 тыс.
арабов, большинство из которых прибыло из Сирии, Трансиордании, Египта и Ирака»1.
В 1948 году, на момент воссоздания еврейского государства, в Иерусалиме проживало 100 тыс. евреев. Число арабов, в подавляющем большинстве живших в части города, подпавшей под контроль Иордании, составляло 65 тыс. человек. К 1967 году, т. е.
к моменту воссоединения города, еврейское население города удвоилось и достигло 195 тыс. человек.
За те же 20 лет арабское население, если не учитывать изменений в процентном соотношении между мусульманами и христианами, численно почти не изменилось, составив 67,500 жителей5.
Объединение Иерусалима и его полный переход под еврейский контроль в 1967 году вновь привел к всплеску в росте арабского населения. Если еврейское население продолжало расти стабильно и к 1992 году опять удвоилось, достигнув 402 тыс.
человек, то в росте арабского населения произошел огромный скачок.
После двадцатилетней стагнации оно более чем удвоилось, дойдя до 155 тысяч, причем весь прирост имел место за счет мусульман, ибо число арабов-христиан за это период увеличилось лишь на 600 человек5.
Неправдоподобно аритмичная картина прироста арабского населения города однозначно говорит о том, что «тяга» мусульман к Иерусалиму носит политический характер. Не будь в Иерусалиме еврейского присутствия, город быстро захирел бы, как это с ним уже происходило при различных мусульманских владычествах.
Мечети Омара и Аль-Акса так и остались бы полуразрушенными строениями, каковыми они были в начале XX века. Возведение этих мечетей в ранг главных мусульманских святынь стало политической задачей англичан с момента их появления в Палестине.
Роберт Сторс, назначенный военным губернатором города, писал: «Северный фасад мечети Омара был спасен [от полнейшего разрушения] совершенно без какой-либо арабской инициативы, и только благодаря англичанам и английскому архитектору»1.
Имя иерусалимского муфтия Хадж Амин эль-Хусейни, бесспорно, знакомо всем, как и его преступная деятельности по натравливанию палестинских арабов на евреев. Возглавляемые им террористические банды привели к гибели многих тысяч арабов и евреев. Однако мало кому известно, что именно Хадж Амин явился тем арабским лидером, который в ХХ веке в корне изменил отношение мусульманского мира к Иерусалиму.
Крупнейший английский историк нашего времени Мартин Гильберт написал: «[Начиная с января 1924 года] Хадж Амин эль-Хусейни с огромной энергией и искусством принялся за работу по укреплению статуса Иерусалима в мусульманском мире.
Его главное усилие, которому он придавал чрезвычайное значение и в котором он преуспел, было направлено на то, чтобы мечеть Омара и мечеть Аль-Акса заняли бы гораздо более значимое, чем раньше, место в мыслях всех мусульман»1.
При помощи значительных средств, собранных им в исламском мире, Хадж Амин организовал реставрацию разрушенного фасада мечети Аль-Акса и покрыл золотом купол мечети Омара. Историк Егошуа Порат написал: «Эти реставрационные проекты были чрезвычайно важны.
Они увеличили ценность и значимость двух иерусалимских мечетей как в глазах мусульман Палестины, так и в глазах мусульман других стран Как Хадж Амин и рассчитывал, Иерусалим приобрел в глазах мусульман ту значимость, которую он до сих пор никогда не имел»1.
Иерусалимский муфтий прекрасно понимал, что только политизация Иерусалима и игра на религиозных чувствах мусульман могут дать шансы арабам перехватить инициативу в арабо-еврейском конфликте. Он, как и его современники, отлично знал, что Иерусалим был еврейским городом. Еврейский характер города подчеркивался не только абсолютным численным превосходством евреев среди иерусалимцев, но и распределением евреев в районах самого города.
Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 года, т. е. до прихода англичан, в Иерусалиме не существовало арабского квартала. Были «еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы»2. Если вернуться к приведенным раннее цифрам, понятно, что об отдельном арабском квартале не должно было идти и речи, так как «больше половины живших в Иерусалиме мусульман были недавними пришельцами, поселившимися там гораздо позже евреев и христиан»2.
«Хотя в 1914 году 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал»2. Это именно англичане изгнали из «арабского» квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман.
В 1920 году, перед тем как евреи были оттуда выселены и квартал переименован, «1160 из 1840 жителей (63%) Халдии, главной улицы квартала, были евреями. На улице находилось 22 синагоги, две иешивы и несколько еврейских общественных организаций»2.
Официальные турецкие и английские документы однозначно свидетельствуют, что «до начала арабских волнений в 1920 году евреи являлись большинством не только в Иерусалиме и в старом городе, но и в самом «арабском» квартале» 2.
Кэнон Ханауэр написал в своем путеводителе по Иерусалиму в 1926 году: «Город в большой степени является еврейским. Это особенно заметно в субботу — в еврейский шабат, когда еврейские магазины закрыты, и крестьяне не считают имеющим смысла даже привозить продукты на рынки в этот день. На улицы возвращается субботний покой, традиция, начавшаяся еще при Нехемии 2372 года тому назад»2.
(Окончание в следующем номере)
1 Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
2 Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994.
3 Adil Salahi: Muhammad: Man and Prophet. Barnes Noble, New York, 1995.
4 Karen Armstrong: Jerusalem — One City Three Faiths. Alfred A. Knopf, New York, 1996.
5 Статистические данные из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.
номера | Архив | страница |
Источник: http://www.vestnik.com/issues/2000/0829/win/shusteff.htm
Иерусалим: храм Гроба Господня закрылся в знак протеста
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В воскресенье верующие не смогли попасть в храм
христианская святыня — храм Гроба Господня в Иерусалиме в воскресенье закрыл свои двери в знак протеста против изменений в налоговом законодательстве Израиля и нового закона, который может позволить государству изымать у церкви участки земли.
О закрытии храма, который считается одним из самых священных мест для христиан по всему миру, в совместном заявлении объявили представители католической и греко-православной общин, а также Армянской апостольской церкви.
Храм сегодня разделен между несколькими христианскими конфессиями: главным образом, греко-православной, католической и армянской, а также в меньшей степени — коптской, сирийской и эфиопской.
Однако сторонники законопроекта считают, что страхи церквей не обоснованы.
Церковь Гроба Господня считается одним из самых священных в мире мест для христиан. Многие верующие считают, что на месте, где она находится, принял мученическую смерть, был погребен и впоследствии воскрес Иисус Христос.
Ежегодно храм посещают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира.
Это первый случай с 1900 года, когда двери храма закрылись по политическим причинам.
Чем недовольны лидеры церкви?
О закрытии храма на неопределенный срок в совместном заявлении объявили лидеры Римско-католической, Греческо-православной и Армянской апостольской церквей.
Заявление было опубликовано по итогам пресс-конференции, в которой принял участие патриарх Иерусалимский Феофил III, кустод Святой Земли от Католической церкви Франческо Паттон и Иерусалимский патриарх Армянской апостольской церкви Нурхан Манукян. Они же подписали заявление.
По словам иерархов трех церквей, решение было принято в знак протеста против «дискриминационного и расистского законопроекта», который сейчас рассматривает правительство Израиля.
«Этот отвратительный законопроект [] если он будет одобрен, позволит экспроприировать церковные земли. Это напоминает нам все похожие законы, которые в европейские Темные века применялись против евреев», — цитирует газета Guardian заявление иерархов.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption О закрытии храма объявили лидеры представители сразу трех церквей
Сторонники законопроекта в то же время утверждают, что его основная цель — защитить израильтян, живущих на бывших церковных землях, сегодня проданных девелоперским компаниям.
Однако по мнению священников новый закон может усложнить продажу земель церковью, средства от которой составляют значительную часть дохода религиозных организаций.
Также они недовольны попытками ввести налог на собственность церкви, которая в Иерусалиме юридически приравнена к коммерческой недвижимости.
Мэр Иерусалима Нир Баркат в прошлом говорил, что городу причитается 650 миллионов шекелей ($168 млн) налогов с церковной собственности.
Баркат уточнял, что церкви остаются исключением в налоговом законодательстве, а названная им сумма касается налогов с принадлежащих им «отелей, помещений и компаний», не выполняющих непосредственно религиозных функций.
Как отреагировало правительство Израиля?
После протеста иерархов профильный комитет израильского правительства отложил рассмотрение законопроекта на неделю.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Ежегодно храм посещают около полумиллиона паломников и туристов со всего мира
Одна из авторов законопроекта, депутат Рейчел Азария, сказала Би-би-си: «Я понимаю, что церковь столкнулась с давлением, но их земли останутся их землями, никто никогда не собирается их трогать».
«Мой законопроект касается того, что будет происходить, если право на землю перепродается третьей стороне», — добавила она.
Как уточнила Азария, поправки будут касаться только тех церковных земель, которые были перепроданы девелоперам после 2010 года.
Когда именно двери храма откроются снова, на данный момент неизвестно.
Источник: https://www.bbc.com/russian/news-43192295