Икона
Что такое икона? Как благодать действует на нас через священные изображения? Откуда появились иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома? Как правильно относиться к иконам?
В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д.
После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами.
При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.
Так св. Василий Великий пишет:
«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».
А св. Нил Синайский (IV в.) советует:
«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.
Икона — образ
Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:
«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).
И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:
«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы виделиславу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.
Владимирская икона Богородицы
Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение.
При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви.
Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:
«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».
Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев.
И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа.
Икона — это образ будущего века.
Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.
Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.
«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Иконы в Церкви
В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью.
Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря.
Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества.
В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения.
Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.
Источник: https://www.pravmir.ru/ikona-2/
7 самых известных в России православных икон
ул. Новослободская, д. 20, стр. 4127055Россия, Москва 743-32-48
Икон на Руси – великое множество. И за некоторыми из них издревле закрепилась слава «чудотворных». Часто это связано с необычными обстоятельствами появления иконы, порой – с чудесами и исцелениями, случившимися по молитвам перед ней.
Каждый верующий выбирает икону для себя, именно ту, что дает ему поддержку и вдохновение. Порой мы даже не можем объяснить, почему именно этот образ находит отклик в нашем сердце.
Однако православный мир знает несколько икон, которые заслужили безусловную всенародную любовь.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Начиная с 1164 года, русские князья пытались установить господство над Волгой и расположенной на ней Казанью. Столетия изнурительной войны, победы и поражения и, наконец, завоевательный поход Иоанна IV в 1552 году, окончившийся триумфом Казалось бы, что цель достигнута! Но разное вероисповедание препятствовало духовному единению народов, необходим был стимул, который смог бы объединить русских и татар.
И такое знамение было дано свыше в 1579 году. Во время очередного волнения татар в городе случился пожар, Казань выгорела практически дотла. Но как раз тогда, когда дух горожан поник, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая найти на пепелище ее икону.
Поначалу ребёнку никто не верил, в итоге Матрона начала поиски самостоятельно и нашла в указанном месте образ. Когда его переносили в Благовещенский собор (первый православный храм Казани), два слепца – Иосиф и Никита – внезапно прозрели.
Так было положено начало возвышению Православия в татарских землях.
Впоследствии по молитвам перед этой иконой случилось множество чудес: люди получали исцеление и помощь, страна не единожды была спасена от вторжения неприятеля. Вплоть до 1904 года образ пребывал в России, пока его след не оборвался.
Сегодня существует много теорий о том, где находится чудотворная икона: кто-то утверждает, что она попала в частные коллекции, кто-то говорит, что погибла в огне.
Однако есть и те, кто верят, что образ просто временно скрыт от человеческих глаз, но если случится в нашей стране беда – то вновь явит Пречистая Дева свою чудотворную икону русскому народу.
Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери — одна из главных святынь русской православной церкви. По одной из версий Святая Дева была написана с натуры евангелистом Лукой, использовавшим в качестве материала доску от стола, за которым трапезовал Спаситель. В 12 веке образ был передан в дар Киевскому князю: икона переезжает во Владимир (в то время столицу Руси) и размещается Андреем Боголюбским в Успенском соборе. С того времени она получила имя «Владимирская».
В дальнейшем молитва перед иконой не раз спасала Русь от походов иноверцев. Так, в 1395 году, когда безжалостный завоеватель хан Тамерлан приблизился с грозной армией к Москве, святыню срочно доставили из Владимира. Все горожане сутками молились перед ней о спасении: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!».
И чудо случилось: внезапно орда «Железного Хромца» развернулась и ушла восвояси. Легенда гласит, что пока русский народ молился Пресвятой Деве, Тамерлан увидел во сне видение. С вершины горы сошла к нему Пресвятая Богородица и повелела прекратить военный поход.
Проснувшись и посоветовавшись с толкователями, Тамерлан повернул войска вспять.
С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
Эта икона Божией Матери стала называться «знамением» после чудодейственного спасения Новгорода в 1170 году, когда удельные князья пытались захватить город. Архиепископ Илия, понимая, что военной мощи новгородцев не хватит, чтобы защитить город, удалился для молитвы. По прошествии 3-х дней ему было дано знамение: голос с неба повелел вынести на городскую стену образ Пресвятой Богородицы, который хранился в одном из храмов Новгорода.
При переносе икона попала под обстрел, и одна из стрел попала прямо в лик Девы. Горю горожан не было предела, но вскоре оно сменилось восторженными возгласами: из глаз Богородицы полились самые настоящие слезы. Увидев это, захватчики обезумели от страха и бросились в бегство, а ободренные поддержкой Бога новгородцы кинулись в бой и отстояли город.
В честь чудесного вмешательства Царицы Небесной архиепископ установил праздник Знамения, который отмечается и в наши дни. Икона сменила несколько храмов, побывала в Третьяковской галерее, а сегодня хранится в Кафедральном Софийском соборе. Любопытно, что при передаче образа из музея в обитель над собором появилась кольцевая радуга, которая потом растворилась в ясном небе.
«Троица» Андрея Рублева
Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о Единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым.
Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали её всемирно ценным предметом искусства.
Андрей Рублев расписывал многие церкви и создал множество икон. Но «Троица» считается его самым гениальным произведение. В 16 веке образ был по достоинству оценен Иваном Грозным и подарен Троице-Сергиевской лавре. Сегодня икону можно увидеть в Третьяковской галерее.
Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери была написана еще в 14 веке Феофаном Греком. Этот образ повсеместно прославился чудесами. Молитва перед ним помогала нашим воинам в сражениях против Золотой Орды, а также в Куликовской битве 1380 года.
Победивший в этом бою московский князь Дмитрий Донской переименовал Успенский собор в Коломне в Донской, а хранимую там икону Пресвятой Богородицы – в Донскую.
Прославленный образ участвовал в битвах Ивана Грозного против казанских ханов в 1552 году, а после – и в походе на Полоцк в 1563 году.
Одним из известных чудес, случившихся по молитвам перед этой иконой, считается спасение Москвы от набега крымских татар под предводительством хана Казы-Гирея. После громкой победы над захватчиками в столице был отстроен Донской монастырь. Правда, оригинал иконы туда не попал. Для монастыря была сделана лишь точная копия. В наше время оригинал хранится в Третьяковской галерее в Москве, но каждый год 1 сентября его переносят на сутки в храм для совершения молебнов.
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона почитается как одно из древнейших изображений Богородицы. Предание гласит, что образ был создан самой Божией Матерью, когда Она прислонилась лицом к доске, на которой обычно пишутся иконы.
В VIII веке образ оказался в домашней церкви некой вдовы, которая проживала в Иерусалиме. Когда в городе начались иконоборческие волнения, разрушители ворвались в дом к этой женщине и ударили лик Божией Матери мечом.
Из него начала струиться кровь и злоумышленники, напуганные до безумия, обернулись в бегство. А вдова с молитвой обратилась к Пречистой Деве, прося Её дать знак о том, как уберечь икону.
Знак свыше был послан – женщина вышла на морской берег, положила образ на воду, и тот, приподнимаясь, медленно уплыл вдаль
Прошли годы, и икона явилась рядом со Святой Горой Афон. Однажды иноки обители увидели огненный столп над морем и бросились к воде. Зарево уже погасло, зато на волнах покачивалась икона Монахи попытались достать её из воды, но икона как будто специально уплывала от них. И только позже, по желанию Самой Богородицы образ сошел в руки Гавриила Святогорца. Икону перенесли в Иверский монастырь на Афоне.
Множество чудес свершилось по молитвам перед этим образом: от голодной смерти не единожды спасались монахи Афона, люди получали исцеления, а грешники не могли войти в стены храма. Точный список этой иконы есть и в России, в Новодевичьем монастыре. Оригинал же до сих пор находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции.
Тихвинская икона Божией Матери
По одной из версий, эта икона была написана еще в I веке апостолом и евангелистом Лукой. В Константинополь она попала из Иерусалима в V веке, а в 1383 году таинственным образом исчезла из города. Но спустя какое-то время появилась вновь, правда уже на русских землях, недалеко от Тихвина.
Первые народные упоминания об этом образе противоречивы. Очевидцы несколько раз видели икону в разных местах – она то появлялась в нескольких километрах от Тихвина, то снова исчезала. Наконец, явившись в самом городе, образ повис над рекой, а затем сошёл в руки русским христианам. Видимо, Богородица сама избрала это место постоянной обителью иконы. Специально для неё отстроили церковь, которая позже вошла в состав Большого Богородице-Успенского мужского монастыря.
По молитвам перед иконой случилось множество чудес. Так, в 1615-1617 годах молитва перед святыней спасла Новгородские земли от наступления шведов.
А в 1858 по усердным мольбам перед образом излечился 2-хлетний малыш Анатолий, который не мог ни сидеть, ни ходить с самого рождения. Наконец, глубоко чтила Тихвинскую и царская семья.
Представители дома Романовых неоднократно посещали Богородице-Успенскую обитель, чтобы преклонить колени перед иконой. Там же ей могут сегодня помолиться и все верующие.
Источник: https://www.ikonu.ru/news/7_samykh_izvestnykh_v_rossii_pravoslavnykh_ikon/
Православные иконы — история и описание знаменитых икон
Традиция почитания икон в православии уходит своими корнями в древние времена. Икона — это образ Бога или святого, глядя на который, мы мысленно общаемся с самим первообразом.
Икона не имеет ничего общего с идолопоклонством, в чем порою упрекают православных несведущие люди.
Православие не поклоняется иконам как таковым, в физическом смысле доскам с красками, но почитает святость того образа, который мы видим. Также важно понимать, что любая помощь исходит от одного только Господа, и уж никак не от конкретной иконы.
Духовное, а не мистическое, отношение к иконам помогает православным углубить свою молитву и яснее почувствовать присутствие Бога в своей жизни.
Описание православных икон, их историю, места обретения и получаемую людьми помощь от моления перед образами — все это вы можете узнать из данного раздела.
Иконы Господа нашего Иисуса Христа
Господь наш Иисус Христос — глава Церкви, и главные молитвы всегда возносятся к Нему.
Любое моление, любая просьба, к кому бы она не была направлена, конечной целью имеет соединение именно со Христом.
Бессмысленно просить помощи у каких-то святых, не веря при этом в Бога, поскольку только лишь Бог является нашим Небесным Отцом и подателем всех благ земных и духовных. Каждый православный христианин должен иметь дома икону Христа — именно с этого образа начинается обустройство домашнего иконостаса.
Иконы Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица — великая наша небесная заступница. Ни одна другая религия мира не имеет такой Небесной Покровительницы, какая есть у православных. “Честнейшая херувим и славнейшая серафим” — так поет тропарь о Богородице. Эти слова означают, что в Небесной иерархии Пречистая Дева стоит ближе ко Христу, чем ангельские силы.
Всеобщая любовь православных христиан к Божьей Матери вызвана огромным количеством чудес, подаваемых в ответ на искренние молитвы.
Выбирая икону, перед которой вы будете молится к Богородице, нужно помнить, что помощь исходит не именно от образа, а от самой Матери Божьей.
Поэтому и “специализация” икон, каждая из которых помогает в тех или иных определенных нуждах, весьма условна — вы можете обращаться к Деве Марии с любой своей нуждой или печалью перед любым ее ликом.
К примеру, имея дома образ “Неупиваемая Чаша”, перед которым принято просить избавления от пьянства, можно помолиться перед этой иконой и о здравии родных и близких.
Большинство икон Пресвятой Богородицы известны и в народе, и в церковной среде, как чудотворные. Это значит, что по молитвам перед такими образами происходили явные чудеса, свидетелями которых становилось множество людей.
Например, неоднократно описываются необъяснимые мгновенные исцеления, которые никак не могли бы произойти естественным физиологическим путем.
Для православного христианина такие чудесам служат во укрепление веры и в память о том, что Матерь Божия — наша великая заступница и помощница, если мы искренне и всем сердцем. принимаем Христову веру.
Иконы святых
Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.
Иконы разные
Помимо икон Иисуса Христа, Богородицы и святых, православная традиция богата и другими образами. Среди них встречаются и неканонические иконы, которые все равно несут на себе духовную нагрузку. Также бывают изображения Небесных сил, таких как ангелы и архангелы. Описание именно таких икон вы найдете в данном разделе.
Источник: http://molitva-info.ru/ikony
«Намоленная икона». Что это за явление?
Можно ли «намолить» икону? Рассуждения иконописца.
Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного мистицизма в Церковь, мы в сердечной простоте неофитства принимаем на веру все, что впервые увидим, услышим или прочтем.
Проходит время, и некоторые вещи начинают вызывать у нас сомнения. И как часто, не желая расстаться со столь привычной и уютной картиной мира, мы начинаем для всех сомнительных моментов подбирать некие «благочестивые» объяснения или оправдания. Хотя вызывающий сомнения предмет, возможно, требует критического рассмотрения и сопоставления с подлинным церковным учением. Вот один из таких предметов.
Намоленная икона. Что это такое?
Из самого словосочетания вполне ясно выводится мысль, что намоленная икона — это такая икона, которую намолили. Другое прочтение здесь трудно было бы применить. Но что это может означать? Для оккультиста, человека, практикующего магию и т.д.
, в данном случае все очень просто — люди молятся на икону, вырабатывая некую духовную энергию, которая со временем накапливается в самом веществе иконы и впоследствии может быть обращена уже на самого молящегося (так, например, ими объясняются случаи чудотворений от икон). В оккультизме такую роль играет, например, так называемый «терафим» – особый фетиш, способный аккумулировать магическую энергию.
Разумеется, это не имеет никакого отношения к учению Церкви об иконе. Икона свята не потому, что перед ней молятся. Ее не нужно «заряжать» молитвой. Как раз наоборот. Она свята уже одним своим отношением к Первообразу, и именно потому перед ней молятся Тому, Кто на ней изображен.
В деяниях Седьмого Вселенского Собора об этом говорится так: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение» (Деяния Вселенских Соборов, с.541).
Потому все попытки дать христианское объяснение термину «намоленность» выглядят довольно неуклюже.
Вот, например, на одном из иконописных сайтов пришлось увидеть такое объяснение: «Намоленная икона — это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание, и совершенная внешняя форма.
И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик: икона становится источником благодати — особого действия Божиего в мире.
И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной».
По сути, сказано, что икона должна быть качественной («иметь определенную степень мастерства»). Что перед такой иконой легко молиться. Что именно, благодаря такой иконе, молитва получает отклик, а сама икона становится источником благодати, и некий контингент людей, имеющий особую чувствительность, чувствует оную благодать и потому такую икону называют «намоленной».
Насколько может быть удовлетворительным данный ответ? Сразу хочется заметить, что источником благодати может быть только Бог, икона-образ в известном смысле может транслировать эту благодать (точно так же, как окно может передавать в комнату солнечный свет, но подлинным источником света будет конечно не окно, а Солнце). А в данном объяснении Бога как бы и нет.
Есть качественная продукция, вызывающая отклик у потребителя, в результате чего возникает благодать, есть некая избранная группа, которая способна это чувствовать. А дарующего благодать Бога — нет.
Петровская икона Богородицы, XIV век
Да, разумеется, иконы не одинаковы. Есть такие, которые особо способствуют молитве.Хотя и здесь не все так просто. Ведь чувства всегда субъективны. При чем, субъективны среди разных групп и в разное время. И сейчас у кого-то вызывает отклик Владимирская икона Богородицы, а у кого-то академические иконы XIX века и т.д.Тем паче, странно воспринимать аргумент «возле такой иконы задерживаются прихожане храма».
Это свидетельствует о популярности иконы, не более того, но популярность вовсе необязательно связана с благодатностью.Опять же, как быть с чудотворными иконами? В принципе, любая икона чудотворна, но есть иконы, отмеченные конкретными фактами чудотворений, и эти образа Церковью чтутся особо.
Что интересно, далеко не все они отличаются «определенной степенью мастерства», но Господь именно через них решил явить особую благодать в виде чуда.
Но так или иначе, здесь именно «намоленность»?
Источник: https://pravlife.org/ru/content/namolennaya-ikona-chto-eto-za-yavlenie