Кому сейчас принадлежит Иерусалим

Кому принадлежит Иерусалим? Шесть вопросов о статусе священного города

Кому сейчас принадлежит Иерусалим

На Иерусалим как столицу своего государства претендуют как израильтяне, так и палестинцы. Однако в настоящее время весь город находится под контролем Израиля. Международно-правовой статус Иерусалима никогда окончательно не был определен.

Если следовать решению международного сообщества, то этот город вообще-то должен находиться под управлением Организации Объединенных Наций. Именно таким было принятое в 1947 году решение Генеральной ассамблеи ООН.

Что именно предусматривала резолюция ООН 1947 года?

Резолюция ООН №181 предусматривала разделение Палестины на два государства — еврейское и арабское. Однако Иерусалим не должен был принадлежать ни тому, ни другому. Предполагалось провести демилитаризацию города и его передачу под международный контроль. Спустя десять лет планировалось провести референдум, в ходе которого жители Иерусалима определили бы его дальнейший статус.

Почему этот план не был реализован?

У этого плана были противники как с еврейской, так и с арабской стороны. После принятия резолюции ООН в Палестине участились столкновения между евреями и арабами.

После объявления независимости Израиля 14 мая 1948 года вооруженные силы Иордании, Египта, Сирии, Ирака и Ливана напали на только что провозглашенное государство. В результате этой войны Иерусалим был разделен на восточную часть, контролируемую Иорданией, и на западную часть, контролируемую Израилем.

Каков статус Иерусалима после завоевания Израилем его восточной части?

Еще в 1950 году Израиль провозгласил Иерусалим столицей и разместил правительственные учреждения в западной части города. В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль завоевал контролируемую Иорданией восточную часть города. С тех пор там действовали законы Израиля.

В 1980 году израильский парламент Кнессет провозгласил всю территорию города неделимой столицей Израиля. Совбез ООН в резолюции №478 объявил аннексию недействительной и с тех пор неоднократно подтверждал эту позицию.

А как палестинцы определяют статус иерусалима?

Организация освобождения Палестины в 1988 году объявила о создании государства Палестина, одновременно с этим назначив столицей Иерусалим. Перед этим от претензий на восточную часть города, а также на палестинские территории отказалась Иордания.

В рамках сближения между палестинцами и израильтянами вопрос о статусе и принадлежности Иерусалима намеренно оставлялся за скобками. Мирный договор 1993 года предполагал, что на эту тему будет заключено отдельное соглашение. Тем временем 136 из 193 государств-членов ООН признают государство Палестина со столицей в Иерусалиме.

Что поменяет решение Трампа в статусе Иерусалима?

То, что США займут позицию Израиля по вопросу Иерусалима, ничего не меняет в ситуации с точки зрения международного права. Для большинства стран вопрос об окончательном статусе Иерусалима останется отложенным. Они будут ждать принципиальной договоренности между руководством Израиля и Палестинской автономии о создании государства Палестина и урегулировании арабо-израильского конфликта.

В таком случае и проблема Иерусалима могла бы получить новое решение. Решение Трампа, скорее всего, затормозит заключение мирного соглашения.

Источник: https://ru.delfi.lt/abroad/global/komu-prinadlezhit-ierusalim-shest-voprosov-o-statuse-svyaschennogo-goroda.d?id=76576059

Чей Иерусалим? Часть 2/2

Кому сейчас принадлежит Иерусалим

Мекка — священна для мусульман, А Иерусалим — для евреев.

(Яккут, известный арабский географ, 13 век)

Окончание.   Начало

Ни один народ за всю историю существования человечества не демонстрировал такой преданной и безграничной любви к городу, как это делали на протяжении тысячелетий по отношению к Иерусалиму евреи. Из поколения в поколение этот факел вечной любви, освещал еврейскому народу дорогу назад, домой, в Сион. Великий еврейский поэт одиннадцатого века Иегуда Галеви выразил свои чувства к великому городу такими словами:

Если бы крылья были у меня, чтоб полететь к тебе Иерусалим, Я сердцу бы разбитому велел найти к тебе дорогу средь руин. Я бы лицом прильнул к твоей земле, ведь нет услады боле, чем губам Дать волю твои камни осязать и целовать твоих развалин пыль,

И воздухом земли твоей дышать, вселяя жизнь в пустоту души.

Израильский биограф Иерусалима 20-го века Амос Элон написал:

“Среди многих поверженных городов-столиц древнего мира лишь Иерусалим остался в памяти, живших когда-то в нем изгнанников, как и в памяти их наследников из поколения в поколение [Он] стал их великой Столицей Памяти. Память дала им их культуру и осознание себя, как народа. Другие народы тоже населяли земли и города, а затем теряли или оставляли их. Суть была в том, что они не помнили. А евреи помнили.”

Даже в самую страшную минуту своей жизни сотни тысяч евреев в Освенциме и Дахау, Берген-Бельзине и Треблинке на исходе Судного Дня не молили Всевышнего о своем спасении, а восклицали: “В будущем году в Иерусалиме!” Назавтра многие из них уходили пеплом в небо, через трубы крематориев, а клич-призыв о возвращении в Сион подхватывали их соплеменники.

Евреи стремились в Иерусалим всегда. И не только стремились, но постоянно жили там.

В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, Императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма. Это событие было воспринято евреями, как важное знамение. Лидеры еврейских общин в Галилее, куда евреи бежали после разрушения своей столицы, обратились с призывом к

“великому и могучему еврейскому народу: “Знайте же, что конец нашего изгнания настал!” (6). Евреи вновь устремились в Иерусалим, и, когда в 614 году персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, владевших до того Иерусалимом, и в течение последующих трех лет сами правили городом (6).

Огонь еврейской жизни в Иерусалиме не угасал никогда. Иногда казалось, что он еле тлеет, но всякий раз он разгорался с новой силой. Когда в 1267 году Мозес бен Нахман — Рамбан — приехал жить в Иерусалим, в городе было всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Рамбан и его ученики вновь возродили еврейскую общину в городе и в течение последующих 700 лет, еврейское присутствие в Старом Городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.

Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году:

“Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме, возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна”(6).

Только всепоглощающая любовь, которую евреи испытывали к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим. Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон, о положении евреев:

“Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких либо актах насилия и варварства по отношению к евреям”(7). Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, “мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность”(7).

Английский путешественник Вильям Бартлет писал во время посещения Иерусалима в 1842 году:

“Если у путешественника хватит мужества вдыхать зараженный воздух узких иерусалимских аллей, полный гнилостных миазмов, он поспешит убраться оттуда побыстрее, находясь под тягостным впечатлением нищеты и социальной деградации ее несчастных обитателей” (7). Крик отчаяния, сорвавшийся с пера Бартлета в конце его описания посещения города говорит сам за себя: “Нет такого другого города на земле, который путешественник хотел бы поскорее покинуть, чем Иерусалим” (7).

Непосредственная близость к еврейскому кварталу скотобойни, куда сбрасывались все нечистоты, приводила к бесконечным эпидемиям, уносившим ежегодно сотни еврейских жизней. Тем более поразительным должен быть признан тот факт, что число евреев в городе постоянно увеличивалось.

И это при том, что жизнь еврея оценивалась, буквально не больше копейки. Если еврей осмеливался пройти мимо христианских святынь ему грозила смерть.

“Существовал документ, подписанный турецким султаном, согласно которому христианам позволялось бить еврея, замеченного, проходящим по улице перед церковью Гроба Господня. Даже, если в результате такого битья, еврей был убит, цена за пролитую еврейскую кровь составляла лишь десять пиастров, или три фартинга, или один цент” (7).

Когда сегодня арабы кричат об “иудаизации” Иерусалима, им не мешает напомнить, что эта иудаизация началась не вчера, и не в 1967 году в результате Шестидневной войны, и не в 1948 году, когда было воссоздано еврейское государство, и даже не в те беспросветные для евреев дни, когда еврейская жизнь в Иерусалиме стоила один цент. Она началась еще при царе Давиде, когда “он купил у джебуситской женщины участок земли, чтобы построить на нем Храм”(1). Так что иудаизируемая земля по всем правилам купли-продажи принадлежит евреям, она их собственность, купленная на еврейские деньги.

Как может сегодня у кого-то поворачиваться язык обвинять евреев в том, что те хотят лишить Иерусалим его “арабской” истории? Как можно требовать от евреев отдать Арафату, так называемый “Восточный Иерусалим”, когда, именно о нем евреи молились в течение двух тысяч лет изгнания?

Как Арафат и весь мусульманский мир осмеливаются претендовать на суверенитет над Храмовой горой — частной собственностью евреев? Как это все так быстро забыли, что турки, то есть мусульмане, в 1917 году, при отступлении из Иерусалима, приготовились разбомбить находящиеся на ней мечети, о которых мусульмане сегодня так пекутся?

Иерусалим упоминается в Ветхом Завете 657 раз. О нем бессчетное число раз говорят еврейские пророки. Разве можно сравнить беспрерывное воспевание Иерусалима в иудаизме с полным игнорированием его в священной книге мусульман — Коране, где слово Иерусалим не встречается ни разу?

Да и Ясир Арафат, требующий сегодня положить к своим ногам сердце еврейского народа, почему-то при участии в 1965 году в написании Палестинской Хартии, как-то ни разу не удосужился вспомнить об Иерусалиме. Как и Коран, Хартия хранит молчание о “третьем по святости” для мусульман городе и вовсе не предлагает сделать его “столицей палестинского государства.”

Еще совсем недавно мусульмане не задавались вопросом, кому принадлежит Иерусалим. Первородство евреев даже не оспаривалось.

Яффские ворота, 1870 г.

Одной из привилегий, дарованных евреям, жившим под турецким владычеством, была “церемония вручения главному раввину ключа от городских ворот, всякий раз, как на трон всходил новый султан” (1).

Эта процедура символически подтверждала, что евреи “опять владеют городом своих праотцов”(1).

Зная, как мусульмане легко присваивают себе чужие святыни, сомнительно, что те так легко согласились бы на передачу ключа евреям, если бы верили, что Иерусалим является их собственностью.

Ведь даже, после того, как Иордания, население которой на три четверти состояло из палестинских арабов, оккупировала Иерусалим в 1948 году, арабов туда особо не тянуло. И это при том, что иорданский король Абдулла из политических соображений назвал город своей “альтернативной столицей”. Однако одно дело назвать и совсем другое — заботиться о развитии города.

Сравнительные цифры роста населения Аммана и оккупированной Иорданией части Иерусалима вновь однозначно убеждают, что Иерусалим нужен арабам лишь тогда, когда им владеют евреи. О чем можно говорить, если за двадцать лет иорданского владычества население оккупированного Иерусалима увеличилось лишь на 2,500 человек, а население Аммана, за более короткий срок, с 1948 по 1961 год выросло с 22,000 до 250,000 человек!

Арабы и сами иногда не скрывают правды.

Халид Дуран, историк марокканского происхождения написал, что

“важность Иерусалима для евреев и их неразрывная связь с ним теперь узурпирована палестинскими мусульманами” (8).

Как это не стыдно признать, но скорее не мусульмане узурпировали Иерусалим, а евреи добровольно готовы отдать его на откуп семье Хуссейни.

Амин Хусейни инспектирует Мусульманскую дивизию СС.

Именно иерусалимский муфтий Хадж Амин эль Хуссейни привлек в 20-м веке внимание мусульманского мира к Иерусалиму. Его племянник Абдер Кадер командовал группой арабских националистов в районе Иерусалима во время войны 1948 года. Сын Кадера, Фейсал Хуссейни, отвечающий за Иерусалимский портфель в правительстве Арафата, координирует ползучую экспансию палестинских арабов в восточную часть города.

Однако главная роль в отрицании еврейской души Иерусалима сегодня принадлежит внучатому племяннику Хадж Амина. Его имя — Абдул Рауф эль-Кодби эль-Хуссейни, которое он почти не употребляет, пользуясь своим более известным именем — Ясир Арафат.

Арафат, усвоивший ненависть своего деда к евреям с младых ногтей, не только развил хадж-аминовский терроризм, но добавил к нему видимость цивилизованности. Он, как и его дед, преследует лишь одну цель — уничтожение евреев. Он прекрасно понимает, что Иерусалим занимает самое важное место в еврейской душе и именно поэтому наносит туда главный удар.

Почти каждое его выступление обязательно упоминает Иерусалим, как столицу палестинского государства. Выступая 28 августа на состоявшейся в Марокко 18-ой сессии Иерусалимского Комитета Организации Исламских государств, Арафат заявил:

“Любое соглашение, которое не гарантирует возвращение Иерусалима под арабский и палестинский суверенитет, и его освобождение обречено на провал и не жизнеспособно. Мир и стабильность на Ближнем Востоке не возможны, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам.”

Как это не звучит парадоксально, но в заявлении Арафата есть очень важная частица правды. Мир и стабильность, действительно, не достижимы на Ближнем Востоке, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам — евреям.

Не только арабскому миру, но и всему цивилизованному человечеству пора, как это было всегда до 20-го века, признать, что Иерусалим — это сердце и душа еврейского народа. Давно настало время для Организации Объединенных Наций выковать большой иерусалимский ключ, и как это делали на протяжении нескольких веков турки, вручить его на вечное пользование евреям. А на ключе том выгравировать надпись: “Еврейскому народу от бесконечно благодарного человечества.»

Источник: http://evreimir.com/140347/17-12-12-shustef_jerusalem2/

Израиль забирает 400 гектаров земли у палестинцев

Кому сейчас принадлежит Иерусалим

Ксения Светлова для bbcrussian.com, Иерусалим

Правообладатель иллюстрации EPA

Практически в тот же день, когда председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас объявил о прекращении огня, а в Израиле было заявлено об окончании операции «Несокрушимая скала» в Газе, израильская Гражданская администрация на Западном берегу сообщила о решении экспроприировать 400 гектаров земли у пяти палестинских деревень в районе перекрестка Гуш-Эцион.

Это постановление немедленно попало в центральные заголовки ведущих международных изданий, потеснив новости об обезглавливаниях курдов и езидов в Северном Ираке и побиении камнями женщин в Сирии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда нужно набирать святую воду из крана

В правозащитной организации «Шалом Ахшав» (Мир сейчас) назвали этот акт «самым большим захватом палестинских земель» за последние 30 лет, а руководство Палестинской автономии заявило о том, что этот шаг сведет на нет все миротворческие усилия и положит конец формуле «два государства для двух народов».

Решение уже успели осудить европейские, американские и арабские политики. Доведет ли государство Израиль план по экспроприации палестинских земель до конца вопреки международному давлению и угрозе третьей палестинской интифады?

Кто в доме хозяин?

О каких же землях идет речь, и почему Израиль настаивает на их отчуждении именно сейчас, когда еще не осела пыль, поднятая танками на границе с Газой?

Согласно информации, опубликованной на сайте израильского Гражданского управления на Западном берегу, «земли раздора» лежат в районе палестинских деревень Хусан и Джуба, а также израильских поселений Бейтар-Элит, Кфар-Эцион и Гваот.

Последнее из этих трех поселений, Гваот, бьло создано еще в 1984 году по решению военно-политического руководства – однако, в соответствии с израильским законодательством оно является нелегальным, поскольку Гваот не был записан в «Табу» — Управление регистрации недвижимостью.

На данный момент там проживает не более 150 человек (около 25 семей), однако еще в 2012 году израильское правительство приняло решение о возведении в Гваоте 500 жилых домов, что позволит превратить его в настоящий город.

Создание нового города в районе перекрестка Гуш-Эцион — рядом с крупными поселениями, такими как Алон-Швут, Кфар-Эцион и Бейтар-Элит — создаст территориальный континуум между всеми этими поселениями и Израилем, фактически ликвидировав так называемую «зеленую черту».

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Гваот создали еще в 1984 году, однако в соответствии с израильским законодательством оно является нелегальным

На этих 400 гектарах сегодня растут оливковые рощи, принадлежащие жителям палестинских деревень, расположенных на территориях, категорий «B» и «C» (территории «С» полностью контролируются Израилем, тогда как «В» находятся под совместным контролем палестинских и израильских сил безопасности).

Но вот кому конкретно принадлежат эти земли? В управлении Гражданской администрации Западного Берега сообщили, что им неизвестно о том, что эта территория легально принадлежит физическому или юридическому лицу, однако отвели 45 дней на обжалование решения в судебных инстанциях.

«Месть Израиля»

На данный момент израильские суды разбирают немало похожих случаев, когда против государства Израиль выступают частные люди – палестинские семьи – или целые деревни. Огромное количество подобных случаев заканчивается юридической победой Израиля, так как истцы не могут доказать права на тот или иной отрезок земли.

Некоторым семьям, как, например, семье Абдаллы Мухаммада в 2008 году, удается представить документы со времен британского мандата или Османской империи, которые подтверждают их претензии на землю.

Однако на этот раз речь идет не только о земельном наделе и будущем израильском городе за зеленой чертой. Учитывая, что разрешение на возведение 500 жилых единиц в Гваот было принято еще в 2012 году, очевидно, что в Израиле могли издать постановление об экспроприации еще тогда или в прошлом году, или вообще в любое время.

Израильское либеральное издание Haaretz убеждено, что между решением об экспроприации 400 га земли и легализации поселения Гваот и убийством трех израильских подростков в районе перекрестка Гуш-Эцион в июне этого года есть прямая связь.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Экспроприации земель может повысить пошатнувшуюся популярность Биньямина Нетаньяху

«Таким образом израильское правительство мстит за гибель трех молодых людей», — утверждает газета в статье, опубликованной 31 августа.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140901_israel_west_bank_explainer

Место, где воскрес Христос

Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.

Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.

А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

История храма

Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.

Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.

императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.

Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.

Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.

Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.

Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.

Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.

Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.

, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.

В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).

В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Экскурсия по храму

Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.

Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.

Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.

С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.

Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).

Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.

Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.

Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Богослужение в храме

В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.

Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.

У них же хранятся и ключи от храма.

Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/

До встречи в Иерусалиме: уголок Святой земли в Подмосковье

С наступлением осени в предместьях Москвы почти заканчивается дачный сезон. Но запираться в квартирах пока рано. Семейные туры выходного дня на собственном авто становятся всё более популярны у жителей столицы. Так что «Известия» отправились в один из самых необычных регионов Подмосковья, чтобы понять, чем же сейчас может привлечь туристов местность, когда-то так полюбившаяся российской интеллигенции, духовенству и строителям коммунизма.

Воскресенск, один из самых маленьких городов Московской губернии, был назван в честь находившейся на этом месте в XVI веке церкви Воскресения Господня. Чуть позже патриарх Никон заложил тут Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, пожелав воссоздать под Москвой (Третьим Римом и правопреемницей Византии) святые места Палестины.

Колеса мечты

Именно сюда и было решено отправиться за рулем Volvo V60 Cross Country. Истра находится к северо-западу от Москвы. Расстояние от МКАД — около 60 км по Волоколамскому или Новорижскому шоссе. В пути около часа, если не попасть в пробку.

Впрочем, автомобиль к пробкам приспособлен как нельзя лучше. В базовую комплектацию машины входит система City Safety, которая распознает другие автомобили, пешеходов, велосипедистов и крупных животных на дороге.

В случае опасности срабатывает автоматическое торможение, а если угроза исходит от машины со встречной полосы, то автомобиль самостоятельно вырулит, избегая столкновения.

Комплекс систем безопасности Intellisafe Surround следит за слепыми для водителя зонами, предупреждает о возможном наезде сзади, а на перекрестках наблюдает за маневрами машин, велосипедистов и пешеходов уже с расстояния в 30 м. При необходимости срабатывает автоторможение.

В общем, родители-водители наконец-то могут в пробке без риска для жизни отвлекаться на сидящих на заднем сиденье детей, также можно бросить быстрый взгляд в смартфон или на себя в зеркало. Достаточно прикасаться к рулю время от времени: хозяин тут, рядом, живой и вменяемый.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг в Ветхом Завете

Можно посмотреть по сторонам. Увидеть, как на обочине сотрудник ДПС меняет колесо на машине девушки-водителя. Как пожелтели кроны деревьев. Как разлетаются с панорамной крыши дождевые капли. Как креативят владельцы придорожных чебуречных: «Съешь блин и чебурек, ты ж советский человек».

Верность традициям

Деревня Бабкино украшена вывесками «Рыбалка», «Живые раки». Некоторые формы проведения досуга в окрестностях Истры не поменялись со времен Чехова, работавшего здесь врачом.

Письмо А.П. Чехова Н.А. Лейкину, 25 июня 1884 года

«Живу теперь в Новом Иерусалиме Живу с апломбом, так как ощущаю в своем кармане лекарский паспорт. Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грыбы, рыбная ловля и земская лечебница. Монастырь поэтичен. Стоя на всенощной в полумраке галерей и сводов, я придумываю темы для «звуков сладких». Тем много, но писать решительно не в состоянии»

Увы, дом, где несколько лет прожил Чехов, сгорел во время двухнедельной фашистской оккупации. От него остались только столбы ворот. А упомянутый писателем Новоиерусалимский монастырь, который при советской власти стал музеем, взявшим на хранение церковное имущество, можно посетить и сейчас. Его тоже уничтожили осенью 1941-го, но отстроили заново после войны. Значительную часть фондов музея успели эвакуировать и спасти.

С 2014 года музей существует отдельно от монастыря. На другом берегу Истры выстроен огромный современный музейный комплекс. Посетить и монастырь, и музей вполне возможно за одну поездку — между ними всего 300 м. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» сейчас один из крупнейших в стране, сотрудничает с Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина, здесь проводятся выездные выставки.

На территории монастыря непременно стоит посетить Воскресенский собор и подземную церковь Елены и Константина, церковь Рождества Христова и Трапезные палаты, где расположена музейная экспозиция. В прилегающем к монастырю Гефсиманском саду расположены скит патриарха Никона и источник «Силоамская купель». В монастыре находится и разграбленная во время революции гробница патриарха.

Рядом с «Новым Иерусалимом» расположен Музей деревянного зодчества. Один из самых любопытных его экспонатов — изба Кокориных. В доме воссоздали обстановку крестьянской заезжей избы, где в теплой передней части дома жили хозяева, а холодная горница с широкими лавками предназначалась постояльцам.

Кругом вода

Сейчас припозднившиеся постояльцы могут отдохнуть с гораздо большим комфортом. По берегам Истринского водохранилища отстроены комфортабельные базы отдыха, в том числе пятизвездочные, с бассейнами и SPA-зонами.

Кстати, когда-то Истринское водохранилище сыграло свою роль в обороне Москвы. Для борьбы с врагом было задействовано рукотворное цунами.

«Разгром немецких войск под Москвой. Книга первая. Под общей редакцией маршала Б.М. Шапошникова»

«24 ноября [1941 года] немцы вплотную подошли к рубежу Истринское водохранилище, река Истра. С приближением немцев к этому рубежу водоспуски водохранилища были взорваны (по окончании переправы наших войск), в результате чего образовался водяной поток высотой до 2,5 м на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались»

К воде и людям, с ней связанным, в Истре относятся с уважением. В честь 90-летия Истринского водоканала на месте первой артезианской скважины в городе установлен памятник крану, водопроводчику и его собаке. Нос животного блестит: туристы натирают его на счастье. Неподалеку находится местный рынок, кафе и пиццерия.

Одно из немногих уцелевших в городе во время Великой Отечественной войны зданий — Истринский драматический театр. «Народный дом» в стиле модерн начали строить весной 1913 года в честь 300-летия правящей династии Романовых на средства благотворителей — московских фабрикантов Тимофея Саввича Морозова и Сергея Михайловича Попова.

Кстати, на обратном пути от Истринского водохранилища к Новоиерусалимскому монастырю в небольшом селе Полевшина стоит остановиться у храма Казанской Богородицы. Церковь построили в XVII веке владельцы села бояре Полевые. В XVIII веке ее освятила Новоиерусалимская епархия как отдельный Казанский храм. По рассказам местных, во время войны в храм попал снаряд, но не разорвался.

Сыр и купол

Буквально в пяти минутах езды от Нового Иерусалима есть еще одна достопримечательность совершенно неземного вида. Здесь вполне могли бы снимать современную версию «Сталкера» или фильм о контактах с внеземными цивилизациями. Это Высоковольтный научно-исследовательский центр. Находится он на охраняемой территории, но посетителей иногда впускают.

Впрочем, кое-что вполне можно рассмотреть и снаружи. На генштабовских топографических картах конца 1980-х годов примерно на этом месте находился идеально ровный круг диаметром более 230 м. Здесь был построен самый большой в истории человечества купол, не имевший внутренних подпорок, высотой 118,4 м: «Высоковольтный испытательный стенд предприятия Р-6511».

Формой сооружение напоминало каплю, лежащую на ровной поверхности. Проект разрабатывали в институте «Стальконструкция» (ЦНИИПСК), с ним был связан заведующий отделом строительства ЦК КПСС Иван Николаевич Дмитриев. Строительство почти завершилось к лету 1984 года, уже велись отделочные работы. Но зима выдалась холодной и снежной.

25 января 1985 года купол обрушился.

В.Н. Гордеев, член комиссии по расследованию причин катастрофы, «Тайны стальных конструкций»

«Зрелище было следующее. Заходишь в обычные штатные ворота сооружения и попадаешь в фантастический мир. Крупногабаритные обломки купола — скорлупы размером в несколько десятков метров — образовали подъемистые гроты. В этих гротах свободно разместились совершенно неповрежденные подъемные краны, экскаваторы, бульдозеры и другая техника. Высоко над головой раскачиваются обрывки ограждающих конструкций — алюминиевая обшивка, утеплитель, какая-то пленка»

Было решено, что причиной разрушения стало неблагоприятное сочетание небольших погрешностей при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций купола. В 1985 году Дмитриева назначили заместителем председателя Совета Министров РСФСР. А отдел строительства ЦК КПСС возглавил мало кому еще известный партийный функционер из Свердловска по фамилии Ельцин.

И еще об одном интересном месте. Оказавшись в Истринском районе, нельзя проигнорировать и совсем недавно появившуюся тут достопримечательность — сыроварню «Русский пармезан» Олега Сироты, зятя Германа Стерлигова. Правда, русский пармезан тут дозреет только через несколько лет, зато другие сорта сыра можно купить уже сейчас, а заодно и сходить на экскурсию по сыроварне и выпить кофе с домашними сладостями. Совсем как в Москве.

Источник: https://iz.ru/927528/elena-poltavskaia/do-vstrechi-v-ierusalime-ugolok-sviatoi-zemli-v-podmoskove

Как отстроить Иерусалим, если в сердцах разруха?

Иерусалим, Храмовая гора и сам Храм олицетворяют нечто намного большее, чем общепринятые, традиционные представления. Их духовная суть подводит нас к необходимости единства – не только ради нашего народа, но ради всего человечества.

Сорок девять лет назад десантники освободили Старый город и объединили Иерусалим. Мы ждали этого так долго. Вряд ли есть в мире другое место, где каждый камень «пропитан» вековой историей, безмерно важной для формирования и развития человеческой цивилизации. Здесь любой песчинке есть что рассказать

Но история продолжается. Город, питающий надежды целого народа, со всех сторон привлекает к себе пристальные взоры. Он словно всегда в перекрестье, всегда на линии огня. Последний «залп» выдала недавно ЮНЕСКО своим беспочвенным заявлением о том, что «у еврейского народа нет религиозной связи с Храмовой горой и со Стеной плача».

Международные организации пытаются отсечь нас от корней, лишить наследия. Евросоюз вмешивается в каждое решение по Иерусалиму.

Темпы делигитимации нашего присутствия в нём столь велики, что «просвещенный» мир «в один прекрасный день» может с легкостью постановить: весь этот город, а не только его восточная часть, не имеет никакого отношения к государству Израиль.

Нескончаемая медийная кампания, неутомимые агитаторы и огромные рекламные бюджеты создают фиктивную реальность и сеют откровенную ложь среди десятков миллионов людей.

Но как такое может быть? Древний стольный град, навеки вписанный в нашу историю, религию и культуру, неразрывно впаянный в душу народа, вместе с двумя Храмами – двумя незаживающими шрамами на нашем общем сердце – будет стёрт с карты Израиля? К чему же мы пришли? Почему народы мира так решительно воспротивились исторической справедливости и категорически не желают признать нашу святыню столицей?

Необходимо разобраться в причинах этого явления. Мы не объясним миру свою правоту и не отстоим своих основ, если не поймем, за что на нас взъелись и почему травят под разными предлогами на протяжении тысячелетий.

Виновные

Испокон веков ненависть народов к евреям проистекала из самой природы человечества. Каббалисты всех поколений описывали эти симптомы и указывали на породившую их болезнь. Суть её неизменна: будучи народом Израиля, мы не выполняем свою задачу, пренебрегаем тем фундаментом, на котором утвердились изначально и без которого не можем существовать.

Всё человечество пронизано сетью взаимосвязей, и в этой системе нам назначено быть «светочем народов». Иными словами, примером объединения, той частью, что вносит в мир позитив, сплачивает людей и народы. Но мы отмахиваемся от этого предназначения, пытаясь быть как все.

В результате миру отчаянно недостает позитива, недостает катализатора добрых перемен. Это безотчётное ощущение сопровождает человечество на протяжении веков. И потому все свои страдания, всё зло люди подсознательно, а иногда осознанно, связывают с народом Израиля. Не давая миру благо, мы автоматически превращаемся в источник бед.

Это чувство сильнее любых доводов рассудка. По большому счету, ему не требуется никаких рациональных обоснований. «С евреями что-то не так. Что именно – не суть важно, они виноваты и точка» — таков лейтмотив любых наветов и обвинений в наш адрес. И нам не справиться с ними, пока мы игнорируем причину. Даже те, кто вкладывают деньги в израильскую экономику, будут нас бойкотировать и преследовать всё больше и больше.

Это очень опасная тенденция, конечная цель которой – поставить Израиль вне закона. Уже раздаются официальные голоса, призывающие признать ошибкой решение ООН о создании государства Израиль.

– Я тебя породило, – сигнализирует Израилю «международное сообщество», – я тебя и прикончу.

Нет, оно ещё не говорит это во весь голос, но уже подумывает об этом.

Каково же лекарство от болезни?

Ключи в наших руках

Бааль Сулам, каббалист XX века, пишет, что мы должны дать народам науку, позволяющую достичь единства, справедливости и мира.

«Этого они ожидают от возвращения народа Израиля в свою землю. В этом большинство народов являются нашими учениками. И наука эта относится только к нам».

«Труды о последнем поколении»

ЮНЕСКО, ООН, Евросоюз и прочие международные организации, осуждающие нас за самые разные «грехи», – это прямые следствия наших собственных недоработок. И если мы хотим объяснить что-то им, сначала должны объяснить самим себе, чтó мы делаем на этой земле, для чего вернулись на неё и как собираемся её удерживать, находясь в противостоянии со всем миром.

Продолжая бездействовать, мы вызываем удар на себя. Антисемитизм во всех его проявлениях, отрицание связи между еврейским народом и его домом – это просто отражение нашего отказа от единства. Отстреливаясь от врагов, отбиваясь от террористов и «миротворцев», мы не перестаем грызться между собой, разделив страну на непримиримые лагеря. Мы не перестаем наживаться друг на друге, враждовать друг с другом, оставлять друг друга в беде, ставить друг другу палки в колеса

Народы относятся к нам так же, как мы относимся к себе самим. Потому что с нас – особый спрос. Мы – не как все.

Но у такого статуса есть и положительная сторона: наша судьба – в наших руках. У нас ключи от будущего. В том числе, от Иерусалима как столицы Израиля.

Если единство народа уравновесит тенденции к разобщению, если мы научимся жить вместе, а не порознь, то налаженная система отношений обеспечит нам благополучие и процветание.

Ведь всё в мире взаимосвязано, и наш социальный позитив распространится дальше, демонстрируя эффективную отдачу там, где все прочие попытки нормального, комфортного, безопасного сосуществования людей и народов терпят крах.

Так народ Израиля – современный «источник бед» – может стать источником блага для всего мира.

Город трепета и надежды

Наука каббала проводит четкую параллель и выявляет прямую связь между системой «духовной земли Исраэля» и состоянием земли Израиля в нашем мире. Земля (ארץ) в каббале – значит: желание (רצון). А Иерусалим (ירושלים) – это совершенный, цельный город (עיר שלם), построенный на трепете (יראה) – страхе перед разобщением. Столица Израиля – это столица единства.

В центре общего трепета Исраэля, в самом сердце нашей взаимосвязи, раскрывается особый духовный пласт под названием «Храмовая гора». И там мы строим «Храм» – глубочайшее, сокровенное свойство, принадлежащее народу в целом. Общее желание любви.

Но как только мы перестаем устремляться к внутреннему единению, наши связи расползаются, внешнее давление доминирует – и народ уходит в изгнание. Изгнание из единства.

Таким образом, мы сами отрубаем свои корни, обрекая на гибель всё древо. Так были разрушены два Храма, и эта разруха в сердцах продолжается до сих пор. Нас по-прежнему ничего не связывает, кроме общих бед, будь то террор, бойкот или политические нападки. Хуже того, некоторые из нас, в Израиле и за рубежом, открыто примыкают к недругам – из идеологических соображений или стремясь выслужиться.

Сказано еще в Талмуде, что Иерусалим был разрушен из-за беспричинной ненависти среди нас. Верно и обратное: Иерусалим – наш союз – будет отстроен сначала в сердцах, между нами. Лишь тогда возвращение евреев в свою землю будет понято и принято миром.

Ну а до тех пор Иерусалим – это столица раздора, коррупции и ненависти. Бывший когда-то символом нашей высоты, сегодня он – символ нашего падения.

«Машиах сидит у иерусалимских врат и ждет, чтобы люди стали достойны избавления. Он скован цепями, и нужны ему цельные люди, которые освободят его от оков».

Ребе из Коцка

Наука объединения, позволяющая от красивых слов и лозунгов перейти к реальным делам, – это наука каббала. Она объясняет, как вернуться на землю Израиля по-настоящему, так чтобы Иерусалим стал столицей любви. Вместо абстракций, фикций и суррогатов каббала предлагает действенные средства, которые помогут нам утвердиться на этой земле – не силой оружия, а силой духа.

Единство, которое мы способны дать миру, не даст ему больше никто.

Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/156966

Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР

Наталья Волкова/ Фотобанк Лори

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где покоятся мощи святого Николая Чудотворца

Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?

 США признает Иерусалим столицей Израиля

Святыня трех мировых религий

История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.

По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.

Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.

В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой  горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

 В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама

Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости

История раздела

До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться  ООН через Совет по Опеке.

В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).

 В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. 

Споры вокруг статуса города

 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.

Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори

Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.

 ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.

 30 июля 1980 года

Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html

Вифлеем. Населённые пункты — Путеводитель по Израилю

Вифлеем — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма.

Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.

В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Ветхий Завет

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה‎, плодоносный).

Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.

Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.

В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.

Новый Завет

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.

Храм Рождества Христова, Ясельная площадь

Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.

Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

История города

Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля, поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.

Панорама Вифлеема со стороны Иерусалима. Фото 1898 года.

Древний период

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в земле Ханаанской.

Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.

Византийский период

В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.

На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый христианский храм.

Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 г., здание было восстановлено.

Вид сверху на Иродион

В 614 г. город был захвачен персами, но Храм устоял.

В 637 г. Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Период крестоносцев

Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе.

В 1095 г. по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета.

В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 г., несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 г.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.

Османский и египетский период

С 1517 г. до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 гг., когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али.

За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.

Католическая процессия накануне Рождества в Вифлееме

В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.

Серебряная звезда в Пещере Рождества отмечает место где родился Христос

С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.

Британский мандат и позднее

В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.

В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.

В 1947 г., с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).

Четыре вифлеемские женщины-христианки, 1911 г.

В 1948 г., в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.

В 1967 г., в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.

В 1995 г., согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одной из провинций численностью около 130 тыс. человек.

В 2000 г. в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Политика и безопасность

Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.

Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе.

Улица современного Вифлеема

Религия и население

В конце 1940-х во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90%), однако, во второй половине XX в. происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку.

Вифлеемские (плестинские) скауты на праздновании католического Рождества

В 2001 г. доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20%.

Наука и образование

В Вифлееме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы.

Вифлеемский католический университет был основан в 1973 г. и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек.

Несмотря на название, в университет может поступить человек любой веры.

С 1988 по 2008 гг. президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле.

Источник: https://guide-israel.ru/places/10434-vifleem/

Палестина на карте мира — краткая история конфликта

Есть такая точка в мире – Палестина. Для многих это святая земля. Но даже люди, которые не слишком верят, понимают, что Палестина на карте мира – место не совсем обычное. Это не просто один из конфликтов, это символическая точка мира, вокруг которой формировалась наша история и наша культура.

Палестина на карте мира, столица Иерусалим – эти слова звенят в душе каждого человека. Именно здесь и сейчас идет борьба за те ценности, за которые она происходила в этих местах тысячу лет назад, две тысячи, две с половиной тысячи лет назад.
Палестина на карте мира в 2014 году – это два анклава, разделенные Израилем, – Сектор Газа и Западный берег.

Но когда-то это была единая Святая земля

Палестина и Израиль – история конфликта

В целом весь Ближний Восток – это колыбель трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. А в Палестине и вовсе во все времена жили рядом мусульмане, христиане, иудеи. С древнейших времен палестинские крестьяне пасли на этих землях, скот, выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же расположена первая кибла мусульман и третья святыня в исламе – мечеть Аль-Акса.

Израильтяне правили только некоторыми частями Палестины в течение 4 веков, в то время как присутствие мусульман исчисляется 12 веками! Более того – народ Израиля оставил Палестину с 135 года н.э. до 20 века. Таким образом их связь со святой землей прервалась на 18 веков.

Так в чем же причина конфликта Израиля и Палестины? С разрушением Османского халифата, европейские державы устремились на Восток в попытке разделить его. Поэтому неудивительно, что в 1907 году на конференции в Лондоне – столице Британской колониальной империи впервые прозвучал термин «буферное государство».

Идея состояла в том, чтобы создать в Палестине щит против мусульманского населения региона и отделить азиатскую часть халифата от африканской.Этому мероприятию предшествовало основание Всемирной Сионистской организации под руководством Теодора Грецля в 1897 году.

Политическая кампания по образованию сионистского государства на землях Палестины и активная дипломатическая работа особенно в колониальной Британии возымели успех. Однако настойчивые предложения халифу Абд аль-Хамиду о продаже палестинских земель еврейским переселенцам были категорически отвергнуты: “Я советую ему не касаться этой темы.

Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ создал Империю путем жертв и крови, и мы прольем свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если Империя распадется, то они получат ее бесплатно. Но это случится лишь через наши мертвые тела. И я не позволю этого, ни под каким предлогом никогда”.

Палестина отвергла предложения, так начался конфликт с Израилем.

Израиль и Палестина, конфликт кратко – это борьба

В декабре 1917 года Англия полностью оккупировала Палестину, а командующий британской армией провозгласил: «Теперь крестовые походы закончены». К 20-му год она установила военное положение на всей Палестине. Так начался конфликт с Израилем, государство которого появилось на карте в 1948 году.Палестинцев лишили конституционного правления, а ее земли стали заселять выходцами из Европы еврейского происхождения, которые начали формировать боевые отряды.

До 1948 года евреям принадлежали только 6,5% от всей площади земель Палестины.По окончании Второй мировой войны евреи заявили, что их безопасность может быть обеспечена только национальным еврейским государством на землях Палестины. И 13 августа 1945 года американский президент Труман обратился к английскому премьеру с просьбой разрешить иммиграцию 100 тысяч евреев в Палестину.

А 29 ноября 1947 года ООН под давлением США и СССР приняла решение разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Таким образом еврейское меньшинство получило 54% земли Палестины, хотя до этого владело лишь 6 процентами.

Вскоре в ходе войны между арабской армией и отрядами еврейских боевиков состоялась аннексия 78% земель Палестины, а 14 мая 1948 года евреи объявили о создании Израиля.

Из Палестины были изгнаны 60% населения – это от 800 000 до 1 млн 390. Были сожжены 478 палестинских деревень (всего их было 580). Самым зверскими массовым убийством мирного палестинского населения стало убийство в деревне Дер-Ясин. Тогда было убито 254 женщины, стариков и детей. Вся палестинская инфраструктура была уничтожена, и поэтому когда говорят, что Палестина и Израиль – это история конфликта между религией и наукой, то отчасти это так.

Сионистские радикалы ввергли в состояние первобытной пустыни Палестину, когда-то служившую научным, образовательным и культурным центром на Востоке.

Как помочь Палестине

Когда нас спрашивают, как помочь Палестине, мы отвечаем – нужно всё. Там всего не хватает. Там нужен хлеб, медицинское оборудование, лекарство, строительные материалы. Сектор Газа – это остров, отрезанный от ХХI века.
И наш фонд возит туда благотворительную помощь.

Download Premium WordPress Themes FreeDownload WordPress ThemesDownload WordPress ThemesDownload WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free Downloadfree download udemy paid course

Источник: https://solidarnost.su/palestina/palestina-na-karte-mira/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
В каком году перешли на григорианский календарь в России

Закрыть