Чей город Иерусалим

Дешевая аренда автомобилей в Иерусалиме — забронировать авто на Bookingcar.su

Компания Bookingcar предлагает широкий выбор вариантов аренды автомобилей в Иерусалиме
У нас вы сможете подобрать машину любого класса, оптимально соответствующую вашим потребностям.

Наши цены — одни из самых выгодных на рынке
Убедитесь в этом сами!

Офис в Москве
Мы всегда рады, встретиться с вами в нашем офисе и ответить на все ваши вопросы.

Профессиональная поддержка 
Наш профессиональный колл-центр поможет вам разобраться во всех тонкостях аренды автомобиля. Мы гарантируем полное сопровождение на протяжении всего срока аренды.

Город, куда приезжают для того, чтобы обрести душевный покой и познать себя, прикоснуться к величайшим мировым святыням и пройтись по местам, описанным в священных текстах. Иерусалим притягивает не только паломников, но и простых путешественников, желающих окунуться в атмосферу старины и таинственности.

Кажется, что каждый закоулок города хранит что-то невысказанное и неразгаданное.

Если одного Иерусалима вам мало и вы хотите узнать, что скрывается за его пределами, то воспользуйтесь услугой аренды автомобиля и отправляйтесь в окрестности города, где сохранились монастыри, церкви и развалины древних поселений, имеющие сакральное значение.

Храм Гроба Господня

Christian Quarter

христианская святыня, место невероятной энергетики и силы. Здесь, согласно Священному Писанию, был распят и погребен Иисус Христос, и здесь же он воскрес. В состав архитектурного комплекса храма входит еще одна значимая для христианского мира святыня — Голгофа с местом Распятия.

Храм Гроба Господня разделен между шестью христианскими конфессиями, каждой из которых отведена своя территория и часы для молитв. Ключи от храма хранятся в мусульманской семье Joudeh, а право открывать и закрывать дверь принадлежит другой семье — Nusseibeh.

Это право передается в обеих семьях от отца к сыну.

Стена Плача

Western Wall Plaza

Дошедшая до наших времен Стена Плача является частью древнейшей стены вокруг западного склона Храмовой горы. Она была сооружена в 19 году до н.э. царем Иродом для укрепления земляной насыпи, сделанной для увеличения площади Храмовой горы.

Со Стеной Плача связана традиция написания записок и помещения их в трещины в Стене. Этой традиции уже более 300 лет, и впервые ее описание встречается в текстах XVIII века.

По иудейскому закону записки запрещается выбрасывать, поэтому дважды в год раввин Стены вместе со своими помощниками хоронят оставленные послания на еврейском кладбище на Масличной горе.

Гора Сион

Гора Сион — это больше, чем просто холм у Старого города, это священный символ Земли Обетованной. После разрушения Иерусалимского храма в I веке н.э. Сион стал для евреев своеобразным ориентиром для возвращения, обозначением родины и любимого дома.

Среди наиболее почитаемых достопримечательностей горы Сион — могила царя Давида, подлинность которой до сих находится под сомнением; Горница Тайной Вечери, где Иисус Христос предсказал предательство Иуды и вместе со своими учениками совершил таинство причащения; и церковь Святого Петра в Галликанту, воздвигнутая на том месте, где произошло отречение апостола Петра от Иисуса Христа.

Гефсимания

Местность у подножия Масличной горы, известная своим Гефсиманским садом, где накануне своего ареста Иисус Христос провел ночь в молитвах. В саду произрастают древние оливы, чей возраст превышает 2000 лет.

После прогулки среди тенистых зарослей этого священного сада не забудьте зайти в церковь Успения Пресвятой Богородицы, чтобы увидеть гробницу Богоматери, а также посетите церковь Святой Марии Магдалины, построенную в конце XIX века по приказу Александра III в память о своей матери Марии Александровне.

Здесь хранится икона Марии Магдалины с частицей ее мощей и мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы (основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве) и одной из первых сестер обители инокини Варвары.

Музей Израиля

Ruppin Boulevard 11
www.imj.org.il/

Огромный музейный комплекс, включающий несколько подразделений и представляющий пеструю и богатую коллекцию археологических находок и предметов израильского и европейского искусства.

Здесь можно увидеть уникальные свитки Мертвого моря (кумранские рукописи), датирующиеся II—I веками до н.э. Не пропустите также макет древнего Иерусалима, детально воспроизводящий чуть ли не каждую постройку того времени.

Советуем выделить на посещение музея целый день, так как он настолько интересен и многогранен, что вам вряд ли захочется ограничиться лишь парой-тройкой залов.

Эйн-Карем

Взяв напрокат машину, отправляйтесь на западную окраину Иерусалима, в район Эйн-Карем, где, согласно христианской традиции, родился Иоанн Креститель и встретились Дева Мария и мать Иоанна — праведная Елисавета. Эйн-Карем интересен своими монастырями и церквями, большая часть которых связана с жизнью Иоанна Крестителя.

Например, рядом с Горненским православным женским монастырем находится столб от дома родителей святого и камень, на котором, если верить преданию, пророк произнес свою первую проповедь.

Другой монастырь — католический монастырь святого Иоанна Крестителя — построен в XVII веке на том месте, где родился святой, о чем говорит мраморная плита, спрятанная в гроте церкви.

Если вы проедете около 3 километров к западу от Эйн-Карема, то попадете во францисканский монастырь начала XX века, основанный на том самом месте, где Елисавета прятала маленького Иоанна от избиения младенцев воинами царя Ирода. На территории монастыря можно увидеть гробницу Елисаветы и грот, служивший укрытием Иоанну.

Вифания

Из центра Иерусалима до его восточного пригорода — Вифании — можно добраться всего за несколько минут на арендованном авто.

В Новом Завете Вифания упоминается как родной город Лазаря и его сестер Марфы и Марии, в доме которых останавливался Иисус перед своим торжественным входом в Иерусалим.

В Вифании есть два святых места, куда съезжаются паломники со всего мира: это гробница Лазаря и монастырь Встречи (другое название — монастырь святых Марфы и Марии), где в храме хранится камень, у которого сестры встретили Иисуса Христа.

Сталактитовая пещера Сорек

15 минут езды на машине от Иерусалима — и вы попадете в сталактитовую пещеру Сорек, обнаруженную в 1968 году. Площадь пещеры составляет около 5 тысяч м2, высота — 15 метров. Помимо сталактитов и сталагмитов, в пещере встречаются и другие горные образования, по форме напоминающие кораллы и гроздья винограда. Особое освещение подчеркивает красоту удивительного рельефа и придает пещере фантастический вид.

Масада

Масада — древняя крепость у южного побережья Мертвого моря. В 25 году до н.э. царь Ирод построил для себя и своей семьи мощное убежище, укрепив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода (31—31 гг. до н.э.). От Масады сохранились дворец Ирода, синагога, развалины термальных бань, фрагменты древних мозаик и некоторые другие строения тех времен.

Масада со всех сторон окружена отвесными скалами, к крепости со стороны моря ведет «змеиная» тропа. В самом начале тропы открыт туристический центр, где можно купить билет в крепость и на фуникулер. Также здесь работает музей археологических находок, найденных при раскопках в этой местности.

Если вы планируете добираться до Масады на прокатном автомобиле, то вы сможете оставить его на парковке в районе туристического центра.

Бейт-Шеан

достопримечательность Бейт-Шеана, одного из древнейших городов Израиля, — национальный парк Скифополис (эллинистическое название города), расположенный на месте раскопок древнего Бейт-Шеана. Парк включает развалины римского театра, колоннады, термы и улицы, частично воссоздающие облик древнего города.

Скифополис располагался на стыке двух главных торговых путей того времени — Царской и Морской дорог — что, безусловно, сказывалось на развитии города. Окрестности Бен-Шеана славились своими богатыми урожаями, усиливающими развитие местной торговли. В римский и ранневизантийский периоды Бейт-Шеан считался крупным торговым центром, где существовали все условия для успешного производства тканей.

Из Иерусалима к Скифополису ведет шоссе №90, по которому вы довольно быстро доедете на арендованной машине до известного национального парка.

Al Khanka Street

В Lina всегда ажиотаж, что не случайно, ведь здесь, по мнению местных, подают лучший хумус в городе. Возьмите несколько горячих пит, тарелочку хумуса с кедровыми орешками и порцию фалафеля (жареные шарики из нута) и получите вкусный сытный обед в чисто израильском стиле. После прогулки по Старому городу вы с удовольствием задержитесь в Lina на несколько порций хумуса и наверняка захотите вернуться сюда вновь.

Hummus Ben Sira

Ben Sira 3

Еще одно любимое местными заведение, где фирменным блюдом является хумус с говядиной, который не так часто встретишь в подобных ресторанах. К хумусу здесь бесплатно подают порцию солений и фалафеля — с ними самая распространенная израильская еда становится еще вкуснее и выразительнее.

Порции в Ben Sira большие, поэтому советуем не жадничать и для начала заказать одно блюдо, чтобы как следует его распробовать. К вечеру заведение превращается в шумное, но невероятно уютное местечко, где чувствуешь себя, как в гостях у старых друзей. Кстати, лучшие места — за барной стойкой.

Hatzot Steak House

Источник: https://www.bookingcar.su/popular/arenda-i-prokat-avtomobilei-v-ierysalime

Иерусалим. Населённые пункты — Путеводитель по Израилю

Иерусалим — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет.

Иерусалим является центром двух религий — иудаизма и христианства. Немаловажное значение Иерусалим имеет и для ислама и являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является официальной столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения.

Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Статус Иерусалима

И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной.

Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.

Органы власти Палестинской автономии вообще никогда в Иерусалиме не находились.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 г., известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 г.).

5 декабря 1949 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—67 гг., когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 г. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.

Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 г. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

ООН не признаёт аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 г. правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств.

Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.

Конгресс США ещё в 1995 г. принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Мэры Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 г. во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части.

С 2008 года мэром Иерусалима является Нир Баркат.

Население

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

  • Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60% иудеи, 20% — мусульмане, 20% — христиане.
  • В 1961 г. население города состояло из 72% иудеев, 22% мусульман и 5% христиан.
  • На 2006 г. в Иерусалиме проживают 729,9 тыс. жителей, из которых 65% иудеи, 32% — мусульмане, 2% — христиане.
  • 35% населения города — дети в возрасте до 15 лет.
  • В 2005 г. зафиксировано 18 тыс. новорожденных.
  • Рост населения составляет 1,1% в год.

Восточный Иерусалим

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 г.), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 г. Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 г. над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 г. Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся практически все исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Транспорт

В 1892 г. в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой.

Линия была закрыта в 1998 г., и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 г. участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь.

В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

Небо над Иерусалимом

Небо над Иерусалимом

Источник: https://guide-israel.ru/places/9191-ierusalim/

Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР

Наталья Волкова/ Фотобанк Лори

Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?

 США признает Иерусалим столицей Израиля

Святыня трех мировых религий

История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.

По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.

Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.

В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой  горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

 В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама

Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости

История раздела

До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться  ООН через Совет по Опеке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа праздник иконы Божьей Матери

В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).

 В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. 

Споры вокруг статуса города

 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.

Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори

Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.

 ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.

 30 июля 1980 года

Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html

Чей Иерусалим? Трамп вновь злит Ближний Восток

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Израиль считает Иерусалим своей столицей, палестинцы верят, что Иерусалим — столица их будущего государства.

Президент США Дональд Трамп на этой неделе может признать Иерусалим столицей Израиля, что может спровоцировать новый виток конфликта в регионе. В ответ на планы США в арабском мире нарастает недовольство.

Во время своего выступления Дональд Трамп, по прогнозам, в очередной раз отложит объявление о том, что посольство США переезжает из Тель-Авива в Иерусалим.

Палестинцы, глава Лиги арабских государств, а также лидеры Турции и Иордании предупредили о возможных последствиях этого решения.

Статус Иерусалима — один из самых острых вопросов в отношениях между Израилем и арабскими соседями.

Израильское правительство не делало публичных заявлений относительно возможного предстоящего заявления Трампа.

В понедельник истекает срок, когда отказ от переезда посольства из Тель-Авива в Иерусалим должен быть подписан президентом.

Все президенты США, включая Трампа, подписывают этот документ каждые шесть месяцев с тех пор, как в 1995 году конгресс принял решение о переводе посольства.

Во время предвыборной кампании Трамп неоднократно обещал перенести посольство. И, несмотря на то, что он все еще намеревается так поступить, посольство пока в Тель-Авиве.

Тем не менее, по некоторым данным, в среду Трамп сделает заявление, во время которого объявит, что Вашингтон официально признает Иерусалим столицей Израиля, но при этом снова отложит переезд посольства.

Почему переезд вызывает столько разговоров?

Статус Иерусалима напрямую связан с конфликтом между Израилем и Палестинской автономией, которую поддерживают другие арабские государства и весь исламский мир.

Это город, особенно восточная его часть, считается священным для трех религий — иудаизма, ислама и христианства.

Израиль занял этот район в ходе Ближневосточной войны 1967 года и считает город неотделимой частью своих территорий. Палестинцы же считают Восточный Иерусалим столицей своего будущего государства.

Согласно мирному соглашению 1993 года, итоговый статус города должен был обсуждаться на следующих этапах мирных переговоров.

Право Израиля на Иерусалим не было признано международным сообществом. Все страны, включая ближайшего союзника Израиля — США — расположили свои представительства в Тель-Авиве.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Израиль продолжает отстаивать свои права на поселения на востоке Иерусалима, хотя это и нарушает нормы международного права

С 1967 года Израиль построил в Восточном Иерусалиме десятки кварталов, где теперь проживают примерно 200 тыс. израильтян.

Поселения считаются незаконными в соответствии с нормами международного права, хотя Израиль оспаривает это.

Если США официально признают Иерусалим израильской столицей, это вызовет конфликт с международным сообществом. Кроме того, такое решение укрепит позиции Израиля относительно легальности поселений на востоке Иерусалима.

Это решение также поставит вопрос о том, как США будут вести себя по отношению к резолюциям ООН по этому вопросу. У США есть право вето, которое может быть использовано при дальнейшем обсуждении действий израильского правительства на востоке города.

Как отреагировали другие страны?

Союзники США на Ближнем Востоке агрессивно реагируют на новость о предстоящем заявлении о статусе Иерусалима.

Иордания, под надзором которой находятся все исламские святыни города, выступила с предупреждением, что действия Трампа повлекут тяжелые последствия.

По инициативе Иордании было созвано экстренное совещание с участием Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества.

Ахмед Абуль Гейт, глава Лиги, заявил, что этот шаг США поспособствует росту фанатизма и жестокости.

Вице-премьер Турции Бекир Боздаг назвал происходящее огромной катастрофой, которая уничтожит хрупкий мир и приведет к новым конфликтам.

Председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас призвал мировых лидеров вмешаться в ситуацию.

«Такое решение США перечеркнет мирный процесс и дестабилизирует ситуацию в регионе», — сказал он.

На протяжении десятилетий США были вовлечены в мирные переговоры. Администрация Трампа и сейчас работает над новым проектом мирного соглашения. Но признание Иерусалима столицей Израиля приведет к тому, что Вашингтон потеряет свои позиции в глазах палестинцев.

Действительно ли Трамп сделает такое заявление?

Все еще неясно, признает ли президент Трамп Иерусалим израильским городом.

Белый дом ни опроверг, ни подтвердил это намерение. Советник и зять Трампа Джаред Кушнер во время выступления в воскресенье отказался отвечать на вопросы на эту тему.

«Президент все еще рассматривает различные факты, чтобы сформулировать собственное решение, — заявил он. — Когда решение будет принято, он сам изложит его, а не через меня».

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-42227436

Борис ШУСТЕФ: ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ? (Окончание) [WIN]

номера Архив страница

[an error occurred while processing this directive]

«Вестник» №19(252), 12 сентября 2000

(Окончание. Начало см. Вестник #18(251), 2000)

Ни один народ за всю историю существования человечества не демонстрировал такой преданной и безграничной любви к городу, как это делали на протяжении тысячелетий по отношению к Иерусалиму евреи. Из поколения в поколение этот факел вечной любви освещал еврейскому народу дорогу назад, домой, в Сион. Великий еврейский поэт одиннадцатого века Иегуда Галеви выразил свои чувства к великому городу такими словами:

Если бы крылья были у меня, чтоб полететь к тебе, Иерусалим, Я сердцу бы разбитому велел найти к тебе дорогу средь руин. Я бы лицом прильнул к твоей земле, ведь нет услады боле, чем губам Дать волю твои камни осязать и целовать твоих развалин пыль,

И воздухом земли твоей дышать, вселяя жизнь в пустоту души.

Израильский биограф Иерусалима XX века Амос Элон написал: «Среди многих поверженных городов-столиц древнего мира лишь Иерусалим остался в памяти, живших когда-то в нем изгнанников, как и в памяти их наследников из поколения в поколение [Он] стал их великой Столицей Памяти. Память дала им их культуру и осознание себя как народа. Другие народы тоже населяли земли и города, а затем теряли или оставляли их. Суть была в том, что они не помнили. А евреи помнили».

Даже в самую страшную минуту своей жизни сотни тысяч евреев в Освенциме и Дахау, Берген-Бельзине и Треблинке на исходе Судного Дня не молили Всевышнего о своем спасении, а восклицали: «В будущем году в Иерусалиме!» Назавтра многие из них уходили пеплом в небо, через трубы крематориев, а клич-призыв о возвращении в Сион подхватывали их соплеменники.

Евреи стремились в Иерусалим всегда. И не только стремились, но постоянно жили там. В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма.

Это событие было воспринято евреями как важное знамение.

Лидеры еврейских общин в Галилее, куда евреи бежали после разрушения своей столицы, обратились с призывом к «великому и могучему еврейскому народу»: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!»6.

Евреи вновь устремились в Иерусалим. И, когда в 614 году персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, владевших до того Иерусалимом, и в течение последующих трех лет сами правили городом6.

Огонь еврейской жизни в Иерусалиме не угасал никогда. Иногда казалось, что он еле тлеет, но всякий раз он разгорался с новой силой. Когда в 1267 году Мозес бен Нахман — Рамбан — приехал жить в Иерусалим, в городе было всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Рамбан и его ученики вновь возродили еврейскую общину в городе и в течение последующих 700 лет, еврейское пристутствие в Старом городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.

Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна»6.

Только всепоглощающая любовь, которую евреи испытывали к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим.

Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон, о положении евреев: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких-либо актах насилия и варварства по отношению к евреям»7.

Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, «мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность»7.

Английский путешественник Вильям Бартлет писал во время посещения Иерусалима в 1842 году: «Если у путешественника хватит мужества вдыхать зараженный воздух узких иерусалимских аллей, полный гнилостных миазмов, он поспешит убраться оттуда побыстрее, находясь под тягостным впечатлением нищеты и социальной деградации ее несчастных обитателей»7. Крик отчаяния, сорвавшийся с пера Бартлета в конце его описания посещения города говорит сам за себя: «Нет такого другого города на земле, который путешественник хотел бы поскорее покинуть, чем Иерусалим»7.

Непосредственная близость к еврейскому кварталу скотобойни, куда сбрасывались все нечистоты, приводила к бесконечным эпидемиям, уносившим ежегодно сотни еврейских жизней. Тем более поразительным должен быть признан тот факт, что число евреев в городе постоянно увеличивалось. И это при том, что жизнь еврея ценивалась, буквально, не больше копейки.

Если еврей осмеливался пройти мимо христианских святынь, ему грозила смерть. «Существовал документ, подписанный турецким султаном, согласно которому христианам позволялось бить еврея, замеченного проходящим по улице перед церковью Гроба Господня.

Даже если в результате такого битья еврей погибал, цена за пролитую еврейскую кровь составляла лишь десять пиастров, или три фартинга, или один цент»7.

Когда сегодня арабы кричат об «иудаизации» Иерусалима, им не мешает напомнить, что эта иудаизация началась не вчера, и не в 1967 году в результате Шестидневной войны, и не в 1948 году, когда было воссоздано еврейское государство, и даже не в те беспросветные для евреев дни, когда еврейская жизнь в Иерусалиме стоила один цент. Она началась еще при царе Давиде, когда «он купил у джебуситской женщины участок земли, чтобы построить на нем Храм»1. Так что иудаизируемая земля по всем правилам купли-продажи принадлежит евреям, она их собственность, купленная на собственные деньги.

Как может сегодня у кого-то поворачиваться язык обвинять евреев в том, что те хотят лишить Иерусалим его «арабской» истории? Как можно требовать от евреев отдать Арафату так называемый «Восточный Иерусалим», когда именно о нем евреи молились в течение двух тысяч лет изгнания? Как Арафат и весь мусульманский мир осмеливаются претендовать на суверенитет над Храмовой горой — частной собственностью евреев? Как это все так быстро забыли, что турки, то есть мусульмане, в 1917 году, при отступлении из Иерусалима, приготовились разбомбить находящиеся там мечети, о которых мусульмане сегодня так пекутся?

Иерусалим упоминается в Ветхом Завете 657 раз. О нем бессчетное число раз говорят еврейские пророки.

Разве можно сравнить беспрерывное воспевание Иерусалима в иудаизме с полным игнорированием его в священной книге мусульман — Коране, где слово Иерусалим не встречается ни разу? Да и Ясир Арафат, требующий сегодня положить к своим ногам сердце еврейского народа, почему-то при участии в 1965 году в написании Палестинской Хартии ни разу не удосужился вспомнить об Иерусалиме. Как и Коран, Хартия хранит молчание о «третьем по святости» для мусульман городе и вовсе не предлагает сделать его «столицей палестинского государства».

Еще совсем недавно мусульмане не задавались вопросом, кому принадлежит Иерусалим. Первородство евреев даже не оспаривалось.

Одной из привилегий, дарованных евреям, жившим под турецким владычеством, была «церемония вручения главному раввину ключа от городских ворот, всякий раз, как на трон всходил новый султан»1. Эта процедура символически подтверждала, что евреи «опять владеют городом своих праотцов»1.

Зная, как мусульмане легко присваивают себе чужие святыни, сомнительно, что те так легко согласились бы на передачу ключа евреям, если бы верили, что Иерусалим является их собственностью.

Ведь даже после того, как Иордания, население которой на три четверти состояло из палестинских арабов, оккупировала Иерусалим в 1948 году, арабов туда особо не тянуло. И это при том, что иорданский король Абдулла из политических соображений назвал город своей «альтернативной столицей». Однако одно дело назвать и совсем другое — заботиться о развитии города.

Сравнительные цифры роста населения Аммана и оккупированной Иорданией части Иерусалима вновь однозначно убеждают, что Иерусалим нужен арабам лишь тогда, когда им владеют евреи.

О чем можно говорить, если за двадцать лет иорданского владычества население оккупированного Иерусалима увеличилось лишь на 2,500 человек, а население Аммана, за более короткий срок, с 1948 по 1961 год выросло с 22 тыс. до 250 тыс. человек!

Арабы и сами иногда не скрывают правды. Халид Дуран, историк марокканского происхождения написал, что «важность Иерусалима для евреев и их неразрывная связь с ним теперь узурпирована палестинскими мусульманами»8. Как это не стыдно признать, но скорее не мусульмане узурпировали Иерусалим, а евреи добровольно готовы отдать его на откуп семье Хуссейни.

Именно иерусалимский муфтий Хадж Амин эль Хуссейни привлек в XX веке внимание мусульманского мира к Иерусалиму. Его племянник Абдер Кадер командовал группой арабских националистов в районе Иерусалима во время войны 1948 года.

Сын Кадера, Фейсал Хуссейни, отвечающий за иерусалимский портфель в правительстве Арафата, координирует ползучую экспансию палестинских арабов в восточную часть города.

Однако главная роль в отрицании еврейской души Иерусалима сегодня принадлежит внучатому племяннику Хадж Амина. Его имя — Абдул Рауф эль-Кодби эль-Хуссейни, которое он почти не употребляет, пользуясь своим более известным именем — Ясир Арафат.

Арафат, усвоивший ненависть своего деда к евреям с младых ногтей, не только развил хадж-аминовский терроризм, но добавил к нему видимость цивилизованности. Он, как и его дед, преследует лишь одну цель — уничтожение евреев. Он прекрасно понимает, что Иерусалим занимает самое важное место в еврейской душе и именно поэтому наносит туда главный удар.

Почти каждое его выступление обязательно упоминает Иерусалим, как столицу палестинского государства.

Выступая 28 августа на состоявшейся в Марокко 18-й сессии Иерусалимского Комитета Организации Исламских государств, Арафат заявил: «Любое соглашение, которое не гарантирует возвращение Иерусалима под арабский и палестинский суверенитет, и его освобождение обречено на провал и не жизнеспособно. Мир и стабильность на Ближнем Востоке не возможны, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам».

Как это не звучит парадоксально, но в заявлении Арафата есть очень важная частица правды. Мир и стабильность, действительно, недостижимы на Ближнем Востоке, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам — евреям.

Не только арабскому миру, но и всему цивилизованному человечеству пора, как это было всегда до XX века, признать, что Иерусалим — это сердце и душа еврейского народа.

Давно настало время для ОOН выковать большой иерусалимский ключ и, как это делали на протяжении нескольких веков турки, вручить его на вечное пользование евреям. А на ключе том выгравировать надпись: «Еврейскому народу от бесконечно благодарного человечества».

Источник: http://www.vestnik.com/issues/2000/0912/win/shustef.htm

Статус Иерусалима. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 декабря, по сообщению представителей Белого дома, президент США Дональд Трамп объявит о признании Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля и о переносе туда американского посольства из Тель-Авива. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о статусе этого города, позиции Израиля и Палестины, а также ряда других стран по этому вопросу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница Евангелие и Библии

Статус Иерусалима, история вопроса

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о прекращении мандата Великобритании на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского (Израиль) и арабского (Палестина) с сохранением особого международного статуса Иерусалима, определив его как демилитаризованное отдельное образование. Предполагалось, что в будущем этот статус будет пересмотрен Советом по опеке ООН (один из главных органов ООН) с участием жителей города на основе референдума.

Однако в результате арабо-израильской войны 1948-1949 годов, начатой арабскими странами после провозглашения 14 мая 1948 года государства Израиль, Иерусалим был разделен между Трансиорданией (ныне Иордания), установившей контроль за восточной частью города, и Израилем, которому отошла его западная часть.

В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всем городом. Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.

В резолюции 242 от 22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН призвал Израиль вывести войска с оккупированных территорий, однако она не была выполнена.

В 2004 году 10-я специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала «меры, принятые Израилем, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима» не имеющими юридической силы и вновь назвала существующее положение дел «оккупацией». Израиль оспаривает это определение и в качестве аргументов приводит оборонительный характер арабо-израильской войны 1948-1949 годов и Шестидневной войны и историческое право еврейского народа на землю Израиля.

6 мая 2004 года Генеральная Ассамблея ООН подтвердила, что палестинцы имеет право на суверенитет над Восточным Иерусалимом (резолюция 58/292).

Иерусалим как столица

Израиль в январе 1950 года объявил Иерусалим своей столицей и перевел в его западную часть государственные учреждения, а 30 июля 1980 года назвал Иерусалим своей «единой и неделимой столицей». Совбез ООН отверг право Израиля на Восточный Иерусалим и призвал страны — члены ООН вывести свои дипредставительства из города (резолюция 478 от 20 августа 1980 года).

Палестина же претендует на восточную часть города. Она была провозглашена столицей государства Палестина в декларации о независимости Палестины от 15 ноября 1988 года. Это положение закрепил закон, принятый Палестинским законодательным советом 2 октября 1997 года, и Основной закон Государства Палестины от 29 мая 2002 года. Палестинские органы власти никогда в Иерусалиме не размещались.

Посольства зарубежных стран в Израиле

В настоящее время в Иерусалиме нет диппредставительств иностранных государств. 

Позиция США

США признали независимость Израиля в мае 1948 года и открыли свое посольство в Тель-Авиве в марте 1949 года.

Конгресс США принял решение о переносе американской дипломатической миссии из Тель-Авива в Иерусалим еще в 1995 году. В этом законе (Jerusalem Embassy Act) Иерусалим называется неделимым городом и признается столицей Израиля.

Однако, чтобы избежать обострения ситуации на Ближнем Востоке, президенты Билл Клинтон, Джордж Буш (мл.) и Барак Обама откладывали исполнение этого закона, о чем каждые полгода они уведомляли Конгресс.

В июне 2017 года Дональд Трамп также отложил его выполнение, хотя еще во время избирательной кампании заявлял, что намерен рассмотреть вопрос о переносе дипмиссии.

В Белом доме пояснили, что сегодняшнее решение президента вызвано стремлением привести в соответствие историческую и существующую реальности.

Позиции других стран

Лидеры арабских и ряд других государств мира считают, что признание Вашингтоном Иерусалима в качестве израильской столицы подорвет мирный процесс в регионе и повлечет нагнетание напряженности. 5 декабря 2017 года в ходе телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом президент Палестины Махмуд Аббас предупредил его об опасных последствиях переноса столицы — в частности, об угрозе миру и стабильности в регионе.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил, что решение Дональда Трампа «может подорвать основу для ближневосточного мирного урегулирования». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что таким жестом Вашингтон «переступит красную черту» в отношениях с мусульманскими странами. По его словам, «если это произойдет, то Турция разорвет дипломатические связи с Израилем».

Китай также обеспокоен возможным обострением противоречий. Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан так прокомментировал позицию своей страны: «Китай всегда поддерживал справедливое желание народа Палестины, его легитимные национальные права, а также независимый статус Палестины с полным суверенитетом на основе границы 1967 года и столицей в восточном Иерусалиме».

Специальный координатор ближневосточного мирного процесса ООН Николай Младенов считает, что будущий статус Иерусалима должен быть определен в ходе прямых переговоров между израильтянами и палестинцами.

Позиция России

Россия по вопросу статуса Иерусалима остается привержена решениям ООН. В апреле 2017 года в тексте заявления МИД РФ о необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта содержится следующая формулировка: «Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства.

Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы Государства Израиль».

6 декабря пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается «в поддержке безотлагательного возобновления прямых палестино-израильских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима».

В июне 2017 года официальные власти Израиля предложили России перенести посольство в Иерусалим, однако в МИД РФ заявили, что РФ не намерена этого делать до тех пор, пока Израиль и Палестина не уладят свои двусторонние отношения.

Источник: https://tass.ru/info/4789725

Место, где воскрес Христос

Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.

Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.

А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.

История храма

Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.

Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.

императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.

Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.

Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.

Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.

Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.

Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.

Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.

, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.

В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.

В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.

Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).

В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.

В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Экскурсия по храму

Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.

Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.

Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.

Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.

С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.

Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.

От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).

Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).

На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.

Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.

Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Богослужение в храме

В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.

Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.

У них же хранятся и ключи от храма.

Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/

Синагога Хурва

В течение первых 62 лет существования государства Израиль Старый город Иерусалима, густо застроенный церквями и мечетями, чьи минареты и кресты видны издалека каждому паломнику и туристу, не имел ни одной массивной синагоги, чей купол бы возвышался над еврейским кварталом. Единственным знаковым местом молитвы оставалась Западная Стена Храма.

В наши дни прекрасный высокий купол возрожденной в самом сердце еврейского квартала Иерусалима синагоги Хурва не только привлекает туристов, радует глаз и громогласно заявляет о еврейском присутствии в столице Израиля. Главное, что в синагоге молятся и учатся — как и было определено еще Рамбаном в XIII веке. Как и должно быть.

Предыстория: раби Моше бен Нахман и главная синагога Иерусалима []

Но начнем с самого начала. Место для главной синагоги Иерусалима великий Рамбан выбрал другое. Взойдя в Иерусалим в 1267 году и обнаружив там полное запустение и разруху, он приступил к восстановлению общины и строительству главной синагоги на горе Сион.

После кончины Рамбана в 1270-м году синагогу перенесли в один из подвалов Старого города. Действующий в тот период закон мусульманского правительства не допускал, чтобы синагоги были выше мечетей

У синагоги Рамбана своя история, и за много веков ей приходилось быть и складским помещением, и ремесленными мастерскими, и домом молитвы, и руинами. Но получилось так, что место для новой синагоги (которую впоследствии прозвали Хурва) было выбрано исходя из месторасположения древней синагоги, основанной раби Моше бен Нахманом.

Раби Йеуда а-Хасид прибывает на Святую Землю []

В 1697 году рабби Йеуда а-Хасид из Дубно (не путать с Рабби Йеудой а-Хасидом из Регенсбурга, автором «Книги Благочестивых») убедил еще тридцать семей польских евреев в том, что восхождение в Землю Израиля ускорит приход Машиаха. Во время трехлетнего утомительного странствования из Польши в Иерусалим к этой группе присоединялось все больше и больше евреев, так что в какой-то момент путешествующих было около полутора тысяч, и среди них — мудрецы Торы, раввины и талмидей-хахамим.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда праздник иконы Утоли мои печали

В течение долгого пути некоторые семьи оставались в тех странах, через которые лежал путь к Иерусалиму; некоторые возвращались домой; иные умирали. В Иерусалим 14 октября 1700 года вошло около тысячи человек (другие исследователи указывают цифру 500 человек).

После смерти самого раби Йеуды а-Хасида, которая, к сожалению, произошла спустя всего несколько дней по прибытии на Святую Землю, община разделилась на группы, рассорилась, многие покинули Иерусалим, а оставшиеся 300 последователей раби Йеуды а-Хасида вскоре приступили к строительству в Иерусалиме ашкеназской синагоги на том участке земли, который перед смертью успел приобрести раби Йеуда. Участок располагался недалеко от той самой синагоги Рамбана, с середины XVI века закрытой по указу турецкого губернатора Иерусалима, и прозывался арабами «дир эль-шикназ» (ашкеназский двор).

Денег на строительство у евреев не было, приходилось брать в долг у местных арабов, которые начисляли непомерные проценты.

Спустя 20 лет арабы поняли, что евреи не в состоянии вернуть им долги, и изгнали из Иерусалима не только прибывших польских евреев, но и вообще всех ашкеназов, и на протяжении столетия ни один ашкеназский еврей не имел права проживать в Иерусалиме.

А синагога была сожжена арабами в конце 1720-го года (в отместку за неуплату) и с тех пор получила неофициальное название Хурва (развалины, руины) или «Руины раби Йеуды а-Хасида».

Иерусалим — не только для сефардов []

С долгами удалось разобраться лишь в 1836 году — благодаря раби Аврааму Шломо-Залману Цорефу, прибывшему в 1816 году на Святую Землю вместе с другими учениками Виленского Гаона. Сначала он прожил несколько месяцев в Акко, а потом на несколько лет переселился в Цфат, где главой общины, состоявшей из полутора сотен учеников и последователей Виленского Гаона, был раби Менахем-Мендл из Шклова.

В 1812 году, когда в Цфате и во всей Северной Галилее вспыхнула эпидемия, рав Менахем-Мендл и многие члены его общины (в том числе и раби Цореф с семьей) бежали в Иерусалим, переодевшись в традиционную сефардскую одежду — так как ашкеназам въезд в Святой город был воспрещен. Раби Менахем-Мендл и его ученики понимали, что необходимо отстроить в Иерусалиме синагогу и вернуть в Город ашкеназских евреев — и это будет первым шагом к восстроению Святого Города и приблизит приход Машиаха.

Поселившись в Иерусалиме под видом сефарда, раби Авраам Шломо-Залман Цореф открыл скромную ювелирную лавку и, по одному из мнений, тогда и стал прозываться Цореф, что в переводе с иврита означает «ювелир».

Выходец из литовского города Кедайняя, раби Цореф продолжал жить в Иерусалиме жизнью сефардского еврея и даже выезжал в другие страны, собирая деньги для сефардской общины.

За двадцать лет таких сборов ему удалось набрать сумму достаточно значительную, чтобы начать восстанавливать разрушенную синагогу Хурва. Кроме того, раби Цореф добился разрешения ашкеназским евреям проживать в Святом Городе.

Для начала строительных работ также было необходимо особое разрешение египетского правительства, под чьей юрисдикцией в те годы находилась Земля Израиля, и его удалось добыть, заручившись поддержкой российского и австрийского консульств в Египте, в результате чего египетский наместник Мухаммед Али-паша издал фирман (царский указ), содержащий повеление разрешить строительство синагоги на участке земли, называемом «ашкеназский двор», и запретить взыскивать с членов ашкеназской общины долги их отцов.

Вскоре на этом участке земли была построена синагога «Менахем Цион» (в память о раби Менахеме-Менделе из Шклова), начали действовать талмуд-тора, бейт-дин и ешива. Раби Цореф мечтал о строительстве большой синагоги, но ему не было суждено увидеть даже закладку фундамента.

Как можно было предположить, укрепление еврейского поселения в Иерусалиме не понравилось его арабским жителям, и они стремились отомстить евреям всяческими способами — от финансовых до террористических.

Два раза арабы покушались на жизнь раби Цорефа. Первый раз араб выстрелил — но промахнулся. Во второй раз на раби Цорефа напала группа арабов, когда он направлялся в синагогу на молитву ватикин, и один из них нанес раби Аврааму Шломо-Залману удар кинжалом в голову. Это ранение привело к тому, что через десять месяцев раби Цореф скончался.

На горе Герцль в Иерусалиме, на стене памяти жертв террора, имя раби Цорефа значится под номером «1»: он считается первым евреем, погибшим в результате террористической атаки арабов в Земле Израиля в новое время.

Восстановление синагоги Хурва в XIX веке []

Наконец, при финансовой поддержке Ротшильдов, сэра Моисея Монтефиоре и других филантропов, началось строительство большой синагоги в центре еврейского квартала. Приглашенный из Турции архитектор Асад Эффенди спроектировал здание в неовизантийском стиле. 22 апреля 1856 года, в присутствии главы раввинского суда Иерусалима, одного из духовных лидеров поколения раби Шмуэля бар Цви-Гирша Саланта был торжественно заложен первый камень.

Строительство было завершено в 1864 году, и у синагоги появилось официальное название: «Бейт Яаков» — в честь отца братьев Эдмонда и Альфонса Ротшильдов — Джеймса Яакова, но название не прижилось, и синагогу, которая сейчас уже никак не была похожа на руины, продолжали называть «Хурва». Здание высотой в 24 метра вознеслось не только над еврейским кварталом — его было видно почти со всех точек Старого города.

При мусульманском правительстве действовал закон, в соответствии с которым было запрещено строить какие бы то ни было здания выше мечети. Рассказывают, что евреи за одну ночь, собравшись всей общиной, построили купол синагоги вровень с минаретом мечети.

А разрушать то, что было построено до восхода солнца, тоже не разрешалось. Подобная практика возведения построек за одну ночь использовалась в 30-е годы XX века при строительстве первых поселков еврейского ишува.

Говорят, правда, что и без значительной взятки здесь не обошлось.

Прекрасное здание синагоги на протяжении десятилетий считалось самым красивым и самым значительным на территории Земли Израиля. Здесь бывали Моше Монтефьоре и королева Виктория, в нем же освящались знамена Еврейского легиона. В ней в 1921-м году был объявлен Главным раввином Эрец-Исраэль рав Кук, в ней праздновалась бар-мицва рава Йосефа-Шалома Эльяшива в 1923-м году.

Снова в руинах []

«Хурва» не простояла и одного столетия. За день до изгнания евреев из Старого города — 27 мая 1948 года — командующий войсками Арабского легиона в Иерусалиме Абдалла Таль распорядился взорвать наиболее заметные здания синагог. Их было 58. Иорданские солдаты разрушили стену синагоги Хурва дмумястами литрами взрывчатки и ворвались внутрь. А через два дня вернулись, чтобы окончательно сравнять синагогу с землей.

Когда восточную часть Иерусалима в 1967 году освободили, начались дискуссии: восстанавливать ли разрушенную синагогу или сохранить в мемориальных руинах.

Праправнук Авраама Шломо-Залмана Цорефа Яаков Саломон обратился с просьбой к американскому архитектору Луису Кану, чтобы тот подготовил проект строительства. Кан подготовил целых три проекта, причем настаивал на сохранении руин синагоги, предлагая построить новую рядом.

Этот контраст, по его замыслу, должен был служить напоминанием о варварском разрушении 1948 года. План Кана не был реализован, и восстановление синагоги отодвинулось на несколько десятилетий.

В 1977-м году над руинами восстановили арку, которая около сорока лет напоминала об утраченном Доме молитвы.

Хурва в XXI веке []

В 2000 году правительством государства Израиль был утверждён план строительства новой синагоги, которой предстояло стать копией здания XIX века. Государство выделило средства, а также нашлись и спонсоры: Вадим Рабинович, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.

Перед тем, как начать строительство, на этот участок земли пустили археологов, и в ходе раскопок было обнаружено немало интересного: остатки зданий и керамика времен Первого Храма; две миквы времен Второго Храма; мощеная улица, ведущая к римскому Кардо, надвратное украшение первого здания этой улицы; и даже тайник с минометом, гранатами и другим оружием, который, как потом выяснилось, был заготовлен подпольщиками бейтаровской группы Брит-Хашмонаим в самом конце тридцатых годов.

Интерьер синагоги был восстановлен по фотографиям первой половины XX века и рисункам художника Меира Розена 1912 года.

Как и XIX веке, в синагоге «Хурва», начавшей действовать в марте 2010 года, 12 витражных окон, 200 посадочных мест в мужском отделении, воздушная и просторная женская галерея, превосходная акустика. А с крыши, на которую ведут кованые винтовые лестницы, открывается замечательный 360-градусный вид на Старый город.

Полная великолепия синагога в самом центре еврейского квартала Иерусалима говорит о многом: о восстановлении синагог в Земле Израиля, о восстановлении еврейской Традиции среди сынов Израиля, о близости Машиаха, о скором восстроении Храма — и о конечном Избавлении!

Источник: https://toldot.ru/synagogaHurva.html

«Иерусалим на Балканах»: ТОП-7 мест, которые надо посмотреть в Охриде, Македония

Вместе с вами мы отправимся в Охрид – уникальный древний город, известный еще с античных времен, центр раннесредневекового византийского христианства и колыбель славянской культуры.

ОХРИД: ГОРОД И ОЗЕРО В СПИСКАХ ЮНЕСКО

Город Охрид в Македонии называют «балканским Иерусалимом». Это неудивительно: здесь более 360 церквей различных стилей и эпох. Город Охрид внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь также найдены и одни из самых ранних памятников славянской глаголической письменности, которую в 855 году н.э. создали святые Кирилл и Мефодий.

Учениками святых братьев-просветителей была создана впоследсвии кириллица – один из самых широко используемых алфавитов в мире.

К слову, святые Кирилл и Мефодий почитаются не только в православной, но и в католической церкви – так, мало кто знает, что дата 14 февраля в римской церкви празднуется вовсе не как «день святого Валентина», а день памяти Кирилла и Мефодия – «святых покровителей Европы».

Помимо уникального исторического и культурного наследия, в Охриде есть все, что необходимо путешественнику – отдых, развлечения, гастрономия, отличные пляжи и знаменитые местные сувениры – ювелирные изделия из охридского озерного жемчуга, который, как говорят, никогда не тускнеет.

Наконец, здесь есть архео-дайвинг: погрузившись с аквалангом в чистейшее Охридское озеро, можно увидеть уникальные подводные археологические памятники.

Охридское озеро имеет тектоническое происхождение и является одним из крупнейших резервуаров питьевой воды в Европе. Озеру 4 миллиона лет и оно (помимо города) находится под защитой ЮНЕСКО – на этот раз как объект природного наследия.

В Охридском озере обитает более 200 видов-эндемиков, самым широко известным из которых является знаменитая охридская форель (Salmo Leetnica).

Туристический потенциал Охрида огромен – город и озеро являются, помимо всего прочего, местом проведения разнообразных фестивалей и спортивных мероприятий, но давайте все же составим список из самых впечатляющих религиозных и исторических объектов, которые обязательно нужно показать здесь туристам.

1. МОНАСТЫРЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В ОХРИДЕ (КАНЕО)

Монастырь Иоанна Богослова, построенный в конце XIII века, расположился в одном из самых красивых мест на озере Охрид, на высокой скале над рыбацким поселением Канео. Здание главного храма выстроено из известняка и кирпича. В период с XVII по XIX вв.

монастырь пустовал, а его фрески оказались частично или полностью разрушенными. В конце позапрошлого и в прошлом веке было проведено несколько реконструкций самого здания и приняты меры по восстановлению фресковых росписей.

Был построен новый деревянный иконостас и отреставрированы древние фрески.

2. МОНАСТЫРЬ СВЯТЫХ КЛИМЕНТА И ПАНТЕЛЕЙМОНА В ПЛАОШНИКЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХРИДА)

Святой Климент по праву считается самым одаренным учеником Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Церковь святых Климента и Пантелеймона, находящаяся в Плаошнике, считается старейшим памятником славянской церковной культуры.

Имя святого Пантелеймона в названии монастыря и главного храма появилось не случайно: главная церковь Охрида, в которую святой Климент был поставлен на служение, показалась ему малой размерами, и он приказал построить и освятить здесь храм св. Пантелеймона – его (Климента) небесного покровителя.

Благодаря активной миссионерской и образовательной деятельности Климента монастырь быстро стал «первым славянским университетом», в чей состав входила и самая старая в Европе медицинская школа. В XVвеке, в период османского владычества на Балканах, церковь Святого Пантелеймона была превращена в мечеть.

В 2000 году македонское правительство инициировало новые археологические раскопки на этом месте, в ходе которых были обнаружены показали гробницы монахов и другие важные находки — позолоченные облачения, кресты, иконы, реликвии монастыря Св. Климента и другие артефакты раннесредневекового и позднеримского периодов.

8 декабря 2000 года (зимний праздник Св. Климента) здесь был заложен краеугольный камень нового монастыря Св. Климента. За два года он был возведен с нуля – причем без применения современной строительной техники, вручную, а а 11 августа 2002 года – заново освящен. Сегодня это очень живописное туристическое место Охрида.

3. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ СОФИИ

Церковь Св. Софии (Премудрости Божией) в Охриде – кафедральный собор охридских архиепископов, построенный в XIвеке веке на фундаменте раннехристианской базилики.

  Церковь, вероятно, использовалась как главный собор города еще раньше, в период правления царя Самуила, который в конце X века перенес свой трон из Преспы в Охрид Здесь сохранился интерьер с фресками XI-XII вв., которые представляют собой одно из самых значительных достижений византийской живописи того времени.

В этой церкви до XVвека были возведены на престол все охридские архиепископы, сегодня здесь есть и тронное место для главы Македонской Православной Церкви.

4. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ ПЕРИВЛЕПТЫ (ГРЕЧ. – «ПРЕСЛАВНОЙ»)

Церковь Богоматери Перивлепта была возведена в 1295 году византийским императором Андроником II Палеологом. Крестово-купольный храм поражает своим красивым и необычным экстерьером и красивейшей фресковой росписью интерьера. После превращения церкви Святой Софии в мечеть церковь Св.

Климента стала соборной церковью Охридского архиепископата. Именно в этой церкви были возведены на престол первый глава Македонской Православной Церкви архиепископ Досифей (1958 г.

) и его преемники (напомним, что во время III Церковно-народного собора 19 июля 1967 года в Охриде Македонская православная церковь была провозглашена автокефальной).

5. МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО НАУМА (СВЕТИ-НАУМ)

В самой южной точке побережья Охридского озера, в 30 километрах от самого Охрида, расположен монастырь Св. Наума. Первоначальная церковь здесь была построена в 900 году святым Наумом Охридским, братом святого Климента Охридского.

Главный храм монастыря посвящен Сонму Архангелов – небесному воинству Господа. Это старейший монашеский центр в Македонии, возникший еще в IX-X вв. Гробница святого Наума расположена на южной стороне, в отдельной келье монастыря.

Легенда гласит, что если приложить ухо к саркофагу с мощами преподобного Наума, можно услышать биение сердца святого.

 

Крепость царя Самуила расположена в исторической части Охрида. В средние века во времена правления царя Самуила именно здесь была столица Первого Болгарского царства.

Сегодня этот исторический памятник является одной из главных достопримечательностей города, крепость была реконструирована в 2003 году.

Недавние находки македонских археологов свидетельствует, что средневековая крепость была построена на месте более ранних фортификационных сооружений, датирующихся  IV веком до н.э. – т.е. временами македонского царя Филиппа (отца Александра Македонского).

7. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР ОХРИДА

Эллинистический театр античного Охрида был построен в 200 году до нашей эры. Он является единственным эллинистическим театром в Македонии – остальные три подобных сооружения в стране (в Скупи, Стоби и Геракле Линскестис) датируются римским временем.

Неизвестно, сколько зрителей вмещал оригинальный театр, так как сохранилась только его нижняя секция. Открытый театр Охрида имеет идеальное расположение: два холма, окружающие его, защищают от ветра, который может помешать акустике во время выступлений.

Во времена древнего Рима театр использовался также для гладиаторских боев. Однако так как он служил и местом расправ над христианами, театр заслужил мрачную репутацию у местных жителей и был забыт и заброшен практически сразу после заката Римской империи.

Но это же позволило сохранить значительную часть этого строения, которое случайно обнаружили в 1980-х годах (во время строительных работ вокруг некоторых домов в этом районе обнаруживались большие каменные блоки с изображениями греческого бога Диониса и муз, в итоге археологи решили, что греческий театр, должно быть, располагался поблизости). С конца 1980-х годов театр вновь стал местом публичных выступлений, спектаклей, концертов, оперы, балета.

В последнее время в рамках фестиваля «Охридское музыкальное лето (TheOhridSummerFestival) здесь проходят культурные мероприятия мирового масштаба, например, выступления артистов Большого театра,  Хосе Каррераса и других звезд.

Источник: https://www.atorus.ru/tourist/top10/article/3761.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Когда день ангела и именины у Натальи

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]