Что означает крест, знак, символ креста православного, крест в круге
Действительно, вас никогда не интересовало, что означает крест, откуда пошёл этот символ или знак? Мы, в лучшем случае, осведомлены о природе происхождения православного креста. На нём распяли Христа.
Поэтому этот символ свят для всякого христианина. Но изображения перекрещенных линий найдены даже при раскопках стоянок человека из каменного века. Поэтому очевидно, что история знака креста гораздо древнее библейских событий.
Так что же таит в себе этот символ, что означает, что скрыто за ним?
Взгляд на символ креста Комиссара Катара мне показался логичным и заслуживающим доверия. Он считает, что крест и свет – тождественные понятия. Если перекрещенные палочки потереть одна о другую, как это делал древний человек, то можно добыть огонь. То есть свет.
Отсюда и пошёл символ креста или сакральный знак, с которым человек связал самое дорогое в своей жизни. Крест давал ему тепло и свет, способен был согреть жилище, приготовить еду и, само собой, защитить от злых зверей или духов.
Отсюда многочисленные обряды, мифы, ритуалы, легенды, суеверия.
Словно вижу старца из того далёкого времени, который наставляет ученика. «Не мельтеши, сначала перекрести палочки, наложи крест. Потом усердно три одну о другую, ускоряя темп.» Возможно, так оно и было.
Две палочки, а одна обязательно тверже другой, применявшиеся для добычи огня, стали прообразом священного креста. Это, чуть позже, кресало и кремний, дающие сноп искр, из которого возгорался огонь – свет. «То есть, две скрещенные палки, одной из которых скребут по другой и есть сКРЕСт. А значит древний символ Крест, не что иное, как ОГНИВО», — резюмирует Комиссар Катар.
Что означает крест в круге или с полусферой на верхнем конце
Не удивительно, что добывание огня посредством трения древние люди отождествляли с процессом полового акта. И динамикой схожи, и результат единичен – продолжение жизни. Фантазия предков на этом не остановилась и явила миру многочисленные формы и образы крестов.
Когда человек научился добывать огонь с помощью линзы – а это был кристалл скарабея в древнем Египте, то появился коптский крест с полусферой вверху.
Равноконечный правильный катарский крест в круге символизирует единство двух источников жизни – света солнечного небесного, дарованного людям, с живым земным, рожденным разумом и усердием человека. Одновременно это символ гармонии двух других начал нашей жизни. Горизонтальная черта – женского, вертикальная — мужского начала. Равноконечный крест в круге означает ещё соитие. Но не трах. А истинное наслаждение души, разума и тела, как вершину любви мужчины и женщины.
Если вы посмотрите внимательно на правильный крест в круге сверху, то увидите перед собой пирамиду. Это еще одна тайна креста, о которой в другой раз.
Что означает православный крест
О том, что православный крест означает распятие, уже говорил чуть выше. Вернуться к этому вопросу побудило любопытное свидетельство христианского писателя Феликса Мануция, жившего якобы в III веке н.э. Вот оно: «Что же касается крестов, то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».
Это называется – приплыли. Христиане отвергали крест? Крест это — символ так называемых язычников? Отложите этот факт в своей памяти, он очень важен.
Далее приведу один абзац из былины Комиссара Катара полностью:
«Мы забываем, что Исус умер на кресте, но не от креста, а от ПЯТОГО удара. Сначала гвозди в руки и ноги, а затем удар в сердце копьем сотника Лонгина. Копье и есть причина смерти, а пролитая кровь это жертвоприношение. То есть, описанная казнь Спасителя это религиозное жертвоприношение на кресте. И тем, кто это сделал, нужна была именно кровь, которая бы пролилась на дерево креста. То есть, они хотели освятить огниво кровью».
Кто и зачем устроил, столь глубинное своими символами, жертвоприношение Спасителя рода человеческого? На этот вопрос нам ещё предстоит ответить.
Что ждёт нашего познания
Символ креста вобрал в себя куда больше, чем сегодня вы узнали из миниатюры по мотивам былин Комиссара Катара. Вот вам образ во всей полноте. Одно кресало не способно ничего поджечь. Чтобы высечь сноп искр, требуются кремень. А чтобы возгорелся огонь – еще и трут. Это божественная Троица.
Трут – это пучок неких волокон. Это уже хаос.
Кремень – это углерод. Кресало — это кислород. Что мы видим? Систему кровообращения человека. В ней венозная кровь насыщена углекислым газом, а артериальная – кислородом. Последняя поступает в левое предсердие от лёгких по четырём легочным венам. И огонь можно извлечь, двигая кресалом в четырёх направлениях
Теперь вы осознаёте, что сегодняшний ответ на вопрос, что означает крест, знак, символ креста, только начало большого и интересного разговора. Мы его обязательно продолжим.
Иван Иванович А.
Почему немцев называют немцами, а не германцами?
Источник: https://proshuslovo.ru/komissara-katar-byliny-stati-proizvedeniya/chto-oznachaet-krest.html
Символ православный крест. Христианский крест — каким он бывает
История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.
Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.
Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.
Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.
В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.
Крест святого Лазаря
В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение.
Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря.
Часто на данном символе изображают распятого Христа.
Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой.
Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую.
То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.
Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.
Крест Голгофа
Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.
Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.
Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.
Крест седмиконечный
Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.
Седмиконечный православный крест — изображение:
Крест шестиконечный
Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.
Крест с полумесяцем
На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.
- Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
- Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
- Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.
Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :
В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся — встреча мира нашего с миром духовным.
Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.
Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).
На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит — римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.
«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, — говорит святитель Дмитрий Ростовский. — И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».
Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф.
27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).
Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник — Крест.
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».
Источник: https://prodvigator.ru/zarabotnaya-plata/simvol-pravoslavnyi-krest-hristianskii-krest-kakim-on.html
Символ креста
Крест является очень распространенным древним символом, встречающимся практически во всех культурах мира. Его простейшая форма, часто имевшая отношение к солярному знаку, появлялась многократно и независимо в разных культурах, что затрудняет изучение ее эволюционных взаимоотношений.
В то же время имеются разные виды крестов с весьма характерной конфигурацией. История их происхождения занимательна.
Крест Анх
В Древнем Египте был популярен анх — Т-образный крест с кругом наверху. Соответствующий иероглиф означал «жизнь». Солярный, перечеркнутый крестом круг почитался древними народами Месопотамии. Распространение христианства определило удивительную эволюцию креста.
Из страшного знака казни рабов и преступников в Римской империи он превратился в символ спасения.
Любопытно в связи с этим отметить, что в кресте египетских христиан — коптов — Т-образный элемент анха трансформировался в символическое изображение четырех гвоздей, с помощью которых Христос был прибит к кресту.
Крест Константина
В начале нашей эры христиане избегали изображения креста. Зато популярной была монограмма, состоящая из первых букв имени Христа в его греческом написании — «хи» и «ро». Такой знак теперь называют крестом Константина, поскольку по легенде именно такой символ увидел во сне этот император, сделавший христианство официальной религией Римской империи.
Греческий крест
Наиболее прост по форме равносторонний симметричный греческий крест. Иногда его украшают греческие буквы «альфа» и «омега», указывающие на тождественность Христа Богу Отцу. На Руси такой крест называли корсунским, поскольку по легенде крест именно такого вида князь Владимир привез в Киев из Корсуни (Херсонеса). «Греческий» крест красного цвета — всемирно принятая эмблема Красного Креста.
Латинский крест
Традиционен и прост четырехконечный латинский крест. Иногда его называют римским. Он является главным символом христианства и католицизма в частности. Любопытно, что кресты такой формы можно найти и среди знаков античности; они ассоциировались с посохом бога света Аполлона. Латинский крест с трехступенчатым «подножием» называют крестом Голгофы. Его «ступеньки» символизируют Веру, Надежду и Милосердие.
Мальтийский крест
Мальтийский крест — символ так называемых мальтийских рыцарей. Полное название их ордена звучит длинно — Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. История ордена началась в XI в. в Иерусалиме, незадолго до I Крестового похода, когда для помощи западным паломникам купцом Панталеоном Мауро был основан христианский орден. Братство базировалось на территории госпиталя Святого Иоанна Милостивого. Отсюда название братии — иоанниты.
Позже наименование ордена стали связывать с именем Иоанна Крестителя. Вступившие в орден давали обеты целомудрия, бедности и послушания. Символом ордена стал белый крест, восемь концов которого указывали на восемь блаженств, ожидавших праведника после смерти. Когда в 1099 г.
Иерусалим был завоеван крестоносцами, орден начал создавать приюты и больницы в странах Западной Европы и вскоре превратился в мощную и богатую организацию. С начала XIV в. до 1522 г. иоанниты базировались на Родосе, откуда были выбиты турецкими войсками Солимана Великолепного.
В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V даровал госпитальерам остров Мальту. Позже британская, протестантская ветвь ордена объявила в Англии свой суверенитет. Так возник Орден Святого Иоанна Иерусалимского в Англии. Его члены в 1877 г. организовали Ассоциацию скорой помощи Святого Иоанна. Она существует до сих пор. Ее символом остается так называемый мальтийский крест. Его стилизованное изображение порой используется при изготовлении сережек, кулонов или браслетов.
Андреевский крест
Косой Андреевский крест имеет вид буквы «X». Андрей был братом Симона Петра и учеником Иоанна Крестителя, а затем стал первым из призванных учеников Христа. Именно поэтому этого апостола часто называют Первозванным.
Как рассказывают христианские легенды, Андрей принял мученическую смерть на кресте в пелопонесском городе Патры. Его брусья были скреплены наискось. Отсюда и характерная форма «андреевского» креста. Он часто воспринимался как символ христианской веры, поскольку его форма напоминала первую букву имени Христос.
Перевернутый латинский крест связан с именем апостола Петра, который согласно легенде был распят вверх ногами.
Патриарший крест
Разновидностью латинского креста является шестиконечный «патриарший» крест. В православии принят восьмиконечный крест.
Его верхняя перекладина символизирует дощечку с надписью на латыни: «IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Отсюда часто встречающаяся на крестах аббревиатура — INRI.
Нижняя перекладина восьмиконечного креста соответствует подножию, на которое опирались ноги Христа. Ее косое положение символично. Верхний конец намекает на рай, нижний — на ад.
Все эти вариации формы креста не оказывают существенное влияние на его главный смысл, понятный любому христианину, — спасение через веру.
Источник: https://symvolik.ru/simvol-kresta
Как правильно должен выглядеть нательный крестик — Русь Матушка
Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!
Разновидности креста
«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке.
А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные».
Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.
Каким был крест, на котором распяли Христа?
«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».
История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.
Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова.
— У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».
Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста».
В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»
Почему мы не носим знак рыбы?
До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба.
По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи.
«Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание.
Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».
Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков.
Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.
Когда появился первый «легальный» крест
Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».
В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».
Католическое или православное Распятие?
В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему. Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»
Православный крест — Любовь распятая
«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука.
— Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.
Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры.
Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян).
Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».
Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».
- Нескучный сад №3 2009
- Нескучный сад — Архив по номерам
- Православный календарь на 2016 год
- Церковный православный календарь постов и трапез на 2016 год
Источник: https://eparhia-birsk.ru/prochee/kak-pravilno-dolzhen-vyglyadet-natelnyj-krestik.html
Крест не всегда был символом христиан
Знак креста считается главнейшим символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или же православная церковь, и вы обязательно увидите там крест. Однако так было далеко не всегда. Первые христиане крест не почитали. И, напротив, знак креста весьма почитался язычниками.
Знак креста считается главнейшим символом христианства, но так было не всегда.
Изучение археологического прошлого нашей планеты приводит к удивительному выводу: практически во всех культурах древности люди изображали крест. Более того — крест для них был священным знаком.
От сотворения мира
Французский философ Рене Генон считал, что крест обозначал сразу несколько важных понятий древнейших людей: с одной стороны, это был знак четырех направлений, расходящихся из центральной точки, и, само собой, перекресток, единство пространства в широком смысле этого слова, а также единство жизни и смерти, с другой стороны, знак креста обозначал движение солнца по небесному своду, поэтому кроме традиционной формы креста (пересечение двух линий под прямым углом), существовал вращающийся крест, или свастика, — лучи такого креста были загнуты в левую или правую сторону, в зависимости от направления движения. Свастика была широко распространена в Древнем мире, но прочнее всего закрепилась в Индии. Простыми, то есть крестами без заломов, в этой стране было принято покрывать ноги и руки богов и богинь. Такой же простой крест почитали и жители другого континента — Америки. И когда там в начале XVI столетия появились конкистадоры, они были немало удивлены, что местные язычники почитают их христианский символ. Но индейцы были, конечно же, не христианами. Хотя крест для них был священным символом. Более того, индейцы верили, что знак креста способен изгонять кровожадных духов, отнимающих детские жизни, и потому индейские младенцы спали в изножьях крестов. А лоб ребенка зачастую тоже украшал нарисованный краской крест! Представляете себе разочарование испанских миссионеров, когда они поняли, что хоть индейцы и поклоняются кресту, но в Христа не верят? Если бы этим миссионерам удалось чудом перенестись за тысячелетия до нашей эры, они были бы не менее удивлены, видя, как священными крестами украшаются жилища, одежда и посуда людей каменного века! А если бы такую любовь древних к изображению крестов увидели первые христиане, они были бы этим и возмущены, и шокированы.
Плохой знак
Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Изображать его считалось кощунством, насмешкой над страданиями Иисуса.
Право же, для них крест символизировал орудие смерти их Бога — и как можно было поклоняться предмету, на котором Иисус умер в страшных мучениях? Вместо креста они любили рисовать совсем другие священные знаки: рыб, обозначавших христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь Христову, якорь, имеющий несколько значений — надежду, крепость в вере, милосердие, а также агнца, изображавшего самого Иисуса, и голубя — символ Святого Духа.
В те времена кресты были популярны у их нехристианских соседей. Народы Междуречья знаком креста помечали своего бога солнца, египтяне считали крест с кольцом в навершии символом жизни. А для христиан крест был символом убийства. Более того, в древнем еврейском алфавите имелась заимствованная у финикийцев буква «тав», которая часто рисовалась в виде простого креста.
По одной из версий, этим знаком было принято помечать скот и рабов, отсюда пошло выражение «ставить тавро». Сами понимаете, не слишком это был для последователей Христа приятный символ.
И только когда христианство из Палестины распространилось по Европе, то есть по землям, где жили язычники, считавшие крест своим священным символом, византийский император Константин не побоялся сделать знак креста священным и для христианства. Произошло это достопамятное событие в IV веке.
Священным символом для христиан стал так называемый латинский крест — нижняя часть длиннее верхней. Это было графическое изображение орудия смерти Иисуса — креста для казни преступников в Римской империи. Такая форма казни появилась в Риме после завоевания Карфагена: преступников либо подвешивали к перекладине, либо привязывали на столбах, где они долго и мучительно умирали. Такая участь, например, постигла взятых в плен восставших рабов под предводительством Спартака.
Крест для казни выглядел просто: столб с поперечной перекладиной. Гвоздей на распятие обычно не тратили — преступников привязывали. Очевидно, именно так, без использования гвоздей, казнили и Иисуса. Но предание сохранило раны от гвоздей, поэтому в христианской традиции фигурка Христа на латинском кресте изображалась с пригвожденными к кресту руками и ногами. Причем у православных ступни фигуры помещались рядом друг с другом, у католиков они были скрещенными.
Ирландская церковь соединила древний языческий крест в кольце с латинским. Равносторонний крест был характерен для христиан Греции (в Риме был популярен латинский).
Разные варианты греческого креста взяли на вооружение восточные церкви — грузинская (болнисский крест), сербская (сербский крест с четырьмя огнивами и балканский крест), коптская (коптский крест с тремя лучами на каждой стороне — они символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Равносторонними также являются многие кресты монашеских и рыцарско-монашеских орденов: восьмиконечный (с вырезами) мальтийский крест (крест ордена госпитальеров), тамплиерский крест с расширяющимися концами (крест ордена тамплиеров).
Разновидностью латинского креста является византийский — он лапчатый, нижняя часть, как у латинского, удлиненная. От него незначительно отличается черный тевтонский крест (крест Тевтонского ордена) — стороны имеют небольшие вырезы. У грузинского креста Святой Нины боковая перекладина изображается скошенной от центра вниз. А францисканцы взяли своим символом тау-крест, то есть крест, не имеющий верхнего выступа, крест в форме буквы «тау».
В православной церкви за основу был взят латинский крест, но с дополнениями: появились еще одна, меньшего размера, верхняя перекладина и косая нижняя. Верхняя символизировала табличку, прибитую к кресту Иисуса с надписью «Иисус Назаретянин, царь иудейский (ИНЦИ)», а нижняя — коромысло весов, или «мерило праведности».
Некоторые носильные православные кресты на сторонах имели трехлепестковые выпуклости, а справа и слева от основной перекладины находились буквы ИС и ХС — то есть Иисус Христос. Особую форму имел крест в православном древнем Новгороде — он напоминает по форме крест тамплиеров, но нижняя часть у него удлинена, а равновеликие стороны заключены в круг.
Существуют также кресты особой формы — крест Святого Петра и крест Святого Андрея. Эти формы связаны с тем, каким образом оба страдальца были распяты: Андрея казнили на косом кресте (в виде буквы X), Петра — на перевернутом (то есть вниз головой).
Андреевский крест стал символом моряков, а вот кресту Святого Петра повезло гораздо меньше — его своим символом избрали сатанисты.
Отрицающие святыню
Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение.
Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте.
По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия.
Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.
Источник: https://mirchudes.net/facts/422-krest.html
Православный крест. История, особенности, отличия от католического
Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции? Постараемся ответить.
статьей с друзьями:
История креста
Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.
Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.
См. также: Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?
Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.
Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.
В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.
Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой
Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.
В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.
Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.
Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.
В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.
Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.
Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.
Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».
Формы креста
Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.
Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».
Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.
С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.
Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.
Отличие православного и католического креста
В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.
По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».
Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).
Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом
В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.
Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа.
Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.
С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.
См. также: Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.
Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва
Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.
Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены.
Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.
Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.
Священник Афанасий Гумеров:
«В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса»
К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.
Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.
Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».
Константин Бернатович
См. также:
Самые известные иконы Крещения Господня
Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
Источник: https://zyorna.ru/news/publications/pravoslavnyj-krest-istorija-osobennosti-otlichija-ot-katolicheskogo.html
Крест в круге — символ из каменного века
Если говорить о сакральной символике, доставшейся современным людям в наследство от предков, то оберег «солнечный крест» (или «колесо сансары») окажется, пожалуй, одним из самых древних. В той или иной вариации он встречается практически у всех народов, и практически везде ассоциируется с небесной колесницей, на которой передвигаются верховные Боги.
- В частности, у славян он был известен как знак Перуна, а у кельтов — как «громовое колесо».
По сути, крест в круге — всегда символ колеса, то есть — вечного движения, перерождения, обновления. Бесконечной жизни. Понятно, что важнее этого ничего быть не может. Разница только в деталях.
Точнее, в количестве спиц и в том, что они обозначают: единение частей света, стихий, измерений. Достаточно часто его называют «кельтским крестом», хотя некоторые исследователи полагают, что символ намного древнее всех ныне известных религиозных и культурных традиций.
Не исключено, что это наследие погибшей Атлантиды, от которой не осталось ничего, кроме легенд и сказок.
Крест в круге — символ (значение) в Христианстве
Несмотря на то, что языческая символика (в целом) Христианством отвергается, именно этот сакральный знак успешно существовал на Руси в течение многих веков после крещения.
- Он даже получил название «нахлебного креста», поскольку олицетворял собой традицию надрезания и «преломления» хлеба.
Позже появилась более глубокая трактовка того, что означает символ «крест в круге» — его связали с таинством причастия.
Сила Солнца, сила исцеляющего и испепеляющего огня, заключенная в бесконечность — символ «круг с крестом внутри» обладает невероятной мощью. Его не случайно называют печатью Богов. Считается, что этот сакральный знак притягивает к себе внимание Высших сил, заставляя их попутно обратить внимание и на человека-«носителя». Символ действует сразу в нескольких направлениях:
- помогает обнаружить то, что скрыто (например, врожденный потенциал или тайные таланты), развить паранормальные способности;
- позволяет наполнить человеческое существование гармонией;
- обострить восприятие и возродить надежду;
- укрепить веру;
- усилить связь с предками (духами Рода), обеспечив их покровительство;
- привлечь благополучие и финансовый успех;
- подарить здоровье и возможность деторождения.
Как работает амулет?
Чаще всего оберег «крест в круге» вырезают из дерева или делают из металла (обычно из серебра). Однако существует традиция нанесения магического узора на кожу человека. Например, в виде татуировки. В этом случае следует заранее решить, какое место на теле лучше выбрать:
Символ на спине обеспечит мощную защиту от недоброжелателей;
На правой руке послужит обретению мудрости и силы;
На шее — позволит успешно реализовать творческий потенциал.
Источник: https://magya-online.ru/statyi/krest_v_kruge__simvol_iz_kamennogo_veka
Христианский крест и что он означает
Крест — древнейший общечеловеческий символ, особое значение получил в христианстве как орудие убийства Христа, означает жертвенную любовь Бога к падшим людям. Распятый на кресте Иисус принял мученическую смерть во искупление грехов человеческих. На христианских кладбищах место захоронения отмечает надмогильный крест. Он является символом вечной жизни.
Как возник символ креста
Свою историю этот знак ведет с дохристианских времен. Так, древние египтяне использовали крест с кольцом для изображения жизни и богов, вавилоняне — бога небес, ассирийцы — бога Солнца.
В Европе, на Ближнем Востоке, в Америке — повсеместно язычники использовали изображение креста (геометрической фигуры, чаще всего состоящей из скрещенных под углом 90° линий) для изображения природных сил. Сакральный смысл в него вкладывали еще идолопоклонники, называя его символом новой жизни, это же значение позднее употребляется и христианами.
Крест как религиозный символ
Христианский крест наряду с иконами — это объект поклонения у католиков и православных.
Почитание Великого знака восходит к истории казни Богочеловека, посланного Отцом на землю, и принявшего позорную (на кресте распинали преступников) и мучительную смерть на кресте. Этот поступок принес духовную пользу человечеству.
От искупительной смерти Христа берут начало другие идеи христианства: освящение верующих, различные таинства, тема страданий и добродетели, Страшного суда, и в целом смысл жизни и смерти.
Христиане получают нательный крестик при крещении (чаще всего во младенчестве), и должны носить его всю жизнь как символ веры. После смерти человека крестик кладут в гроб, в руки — распятие, на крышку — крест на гроб. На могиле церковнослужители советуют ставить не дорогой памятник из гранита или мрамора, пусть и с высеченным на нем христианским символом, а обыкновенный деревянный крест.
Такие правила захоронения идут издревле, и символизируют соблюдение человеком христианских догматов, веру в вечную жизнь и ожидание Вечного утра, после которого крест в ногах могилы должен помочь воскресшему человеку подняться.
Различия православного и католического креста
В христианстве используется несколько форм креста: в католицизме — латинский четырехконечный, который русские иногда называют «крыжем» (обрезком, обрубком), в противовес православному восьмиконечному — четырехконечному кресту, дополненному двумя перекладинами. В древности православные предпочитали использовать шестиконечный (патриарший) крест, без одной поперечины.
Две дополнительные перекладины восьмиконечного креста имеют свое значение: на верхней дощечке, титле, после распятия для дополнительного унижения было написано имя «Иисус, царь иудейский», (на распятиях пишут на латыни INRI, на старославянском — INЦI), а нижняя — подножие — была прибита на Голгофе. Нижняя поперечина была основой для ступней, казнимый имел возможность опереться и передохнуть, тем самым его страдания продлевались, смерть наступала не от кровопотери, а от удушья. Сам же Христос нес на себе четырехконечный крест к месту казни.
Изображение такого креста наиболее часто встречается в древних катакомбах и берет свое начало с тех пор, как сам Бог показал знамение четырехконечного креста блаженному Царю Константину с войском. Получившееся из пересекающихся солнечных лучей изображение креста и пророческая надпись «Сим побеждай» обеспечило победу войску, с тех пор крест называют символом победы, в религиозном плане он означает смену язычества христианством.
Различаются кресты у православных и католиков и количеством гвоздей. Первые уверены, что их было четыре (для каждой руки и ноги), а вторые утверждают, что один для ног был общий. Такая традиция изображения берет начало, видимо, в «тех самых» трех гвоздях, считающихся священной реликвией, хранящихся в Риме: четвертого гвоздя либо не было вовсе, либо он был утерян.
Исследования другой реликвии — Туринской плащаницы — позволяют реконструировать процесс казни. По мнению ученых, каждая нога была прибита отдельным гвоздем, таким образом мучения распятого продлевались. Изображение левой ноги над правой, как бы скрещенных, получилось уже после снятия с креста.
Что означает крест в католичестве и православии
На русском, или кресте Святого Лазаря, как его еще называют, нижняя перекладина наклонена направо. Объясняется это тем, что один из распинаемых рядом с Иисусом преступников издевался над Христом и требовал всех троих, осужденных на казнь, чудесным образом освободить, а второй перед смертью произнес «Он осужден ложно». Поверившему Иисус обещал место в раю, а хулящий своим злословием перетянул перекладину в пропасть ада.
Балансирующая перекладина символизируют метания души человеческой. Таким образом, восьмиконечный крест символически изображает основы христианского вероучения.
Католическое распятие изображает страдания Христа на кресте, подчеркивая его телесные страдания, а православие делает упор на способе казни — только распятие на кресте могло дать возможность умереть Ему с распростертыми во все стороны света руками, таким образом, главенствующим становится признание всеобщего искупления.
Таким образом, католики особое внимание уделяют Страстям Христовым (событиям последней недели его земной жизни), а православные в унизительной смерти видят Торжество Святого Духа: через страдания приходит искупление греха. Недаром в русском языке есть выражение: «У каждого свой крест».
Источник: https://mosgupritual.ru/news/hristianskij-krest/