Разница между Библией и Кораном
И Библия, и Коран являются священными книгами: Библия – у христиан, Коран – у мусульман. Христианство и ислам считаются мировыми религиями:они распространены на всех (кроме Антарктиды) континентах среди самых разных народов.
И христианство, и ислам относятся к авраамическим религиям, то есть к религиозной традиции, восходящей к патриарху древних семитов – Аврааму, жившему около четырех тысяч лет назад.
Неискушенному человеку покажется, что вследствие этого священные книги упомянутых религий должны иметь много общего, однако так ли это в действительности? Рассмотрим более подробно, чем отличается Библия от Корана.
статьи
Ислам является самой молодой из мировых религий, он сформировался в первой половине 7 века нашей эры. Коран (что по-арабски значит «чтение»), по верованиям мусульман, передавался пророку Мухаммеду по частям в течение 23 лет ангелом Джабраилом (в христианской традиции – Гавриилом). По преданию, первую суру (главу) Корана ангел Джабраил передал в Ночь предопределения (Ночь аль-Кадра – 27 числа месяца Рамадана) в 610 году нашей эры. С тех пор на эту дату у мусульман приходится праздник.
Отличие Библии от Корана в том, что история ее написания куда сложнее и протяженнее по времени. Библия (по-гречески –«книга») состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.
Ветхий Завет является общей священной книгой для христиан и иудеев, и был он написан за очень длительный период – с 13 по 1 век до нашей эры.
Новый Завет, повествующий о жизни и деяниях Иисуса Христа и его учеников, был создан во второй половине 1 века нашей эры. То есть общее время написания Библии составляет около 14 веков.
Сравнение
Знакомство с христианством и иудаизмом не могло не сказаться на мировоззрении основателя ислама Мухаммеда. Коран признает библейских пророков, только называет их арабизированными именами. Так, Моисей стал Мусой, Ной – Нухом, Авраам – Ибрагимом. Отказывая Иисусу в признании его сыном Божьим, мусульмане тем не менее считают его одним из величайших пророков – наби. В мусульманской традиции его имя звучит как Иса ибн Марьям аль-Масих.
Суть Корана – декларация основных идей и принципов ислама. Он состоит из 114 глав, которые называются сурами. Их содержание разнообразно: описание реальных, а также вымышленных событий и изложение основ шариата – мусульманского права. Размер сур тоже разнообразен: одни– этообширные повествования, другиесостоят из нескольких строчек. Первая сура – аль-Фатиха (Открывающая) – представляет собой семь стихов (аятов) и является самой распространенной молитвой, как «Отче наш» у христиан.
Структура Библии значительно сложнее. Первая часть, Ветхий Завет, – это легендарное описание сотворения мира и истории еврейского народа до восстановления Второго Иерусалимского Храма. Он состоит из трех частей – «Пятикнижие», «Пророки», «Писания».
Новый завет, который является второй частью Библии,представляет собой несколько десятков писаний, из которых четыре – жизнеописания Иисуса Христа в разных редакциях, а также послания апостолов разным историческим деятелям той эпохи и целым народам и Деяния святых Апостолов.
Завершает Новый Завет знаменитый Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова, повествующий о грядущем конце света.
Таблица
Как видим, общего у священных книг христианства и ислама немного. Хотя ислам и является религией авраамической традиции, в Коране заложены основы новой религиозной этики, сильно отличающейся от христианской. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между Библией и Кораном.
Библия | Коран | |
Религия | Христианство | Ислам |
Время написания | 13 век до нашей эры – 1 век нашей эры | Первая треть 7 века нашей эры |
Легендарная история еврейского народа, жизнеописания Иисуса Христа, деяния апостолов, Апокалипсис | Главные принципы ислама, частично – сведения о реальных или вымышленных событиях |
Источник: https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-bibliya-ot-korana/
Чем отличаются Библия, Коран и Тора
Священное Писание, к какой бы религиозной традиции оно ни относилось, представляет собой семантическое ядро вероучения. Сакральный миф может приписывать его происхождение богам, пророкам, мессиям и т. д. В любом случае его появление санкционировано свыше и представляет собой передачу божественного знания – непререкаемой истины, ниспосылаемой из области потустороннего.
Такой взгляд на сакральные тексты делает их в глазах верующих источником откровения и в буквальном смысле словом Божьим. Однако не все так однозначно – характер каждой отдельно взятой религии накладывает особенный отпечаток на восприятие текста, и священные книги религий мира имеют в интерпретации своих адептов неоднозначное истолкование.
Библия, Коран и Тора одно и тоже
Библия — книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть — Ветхий Завет.
Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его.
Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.
Коран — священная книга мусульман (исповедующих ислам). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»(Коран, 75:16-18). Коран представляет собой сборник изречений пророка Мухаммеда, сделанных им от имени Аллаха. Современная редакция Корана считается компиляцией сохранившихся изречений Мухаммеда, собранной его секретарём, Зейдом ибн-Сабитом, по повелению Омара ибн Хаттаба и Абу Бакра.
Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками и что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).
Коран, согласно исламской догматике, — это:
- божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом;
- предвечное и несотворённое Слово Божье, свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство;
- чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие).
В исламских странах Коран служит основой законодательства, — как религиозного, так гражданского и уголовного.
Тора («учение, закон») в ашкеназском произношении: [Тойро] (юго-восточный диалект — Польша, Украина), [Тэйро] (северо-восточный диалект — Белоруссия, Литва) — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.
Происхождение Торы
Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.
Согласно мнению рабби Йехуды в Талмуде, последние строки Второзакония, в которых описывается смерть Моисея, были записаны Иисусом Навином (Йехошуа бин Нун). Многие авторитеты, однако, не согласны с этой точкой зрения, поскольку считается, что Тора по своему уровню святости соответствует только пророческому дару Моисея и никого другого из пророков, живших после него.
Маймонид (Рамбам) в своей формулировке 13 догматов веры подчёркивает[3]:
« 8. Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, — это [Тора], данная учителю нашему Моше (да пребудет он в мире). 9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его). »
По его мнению, отражающему официальную позицию иудаизма, эти два пункта являются одними из важнейших в мировоззрении иудея.
Главные отличия
Библия, коран и тора — у них одинаковые пять первых книг «Пятикнижие».
В них рассказано о ветхозаветных пророках и о законе. О том, что Мария (Мариам) родила Иисуса.
Во всех трёх книгах написано о том что есть рай и ад. О том, что наказание за грех — смерть!
О том, что есть сатана (Иблис). О том что нужно творить добро.
Тора- главная книга евреев. Библия- это урезанная Тора. А Коран, вообще, об Аллахе и Магомеде. Общее в этих книгах то, что на их текстах построено по несколько монотеистических религий с разными ответвлениями. То есть они попали в струю, когда книги что-то значили и имели надгосударственное значение. Сейчас только зомбоящик может так организовывать.
Источник: https://pronedra.ru/chem-otlichayutsya-bibliya-koran-i-tora-388452-pid-x.html
Демоны и джинны в исламе и христианстве
Ислам и христианство имеют много общего в плане ценностей, религиозных традиций и теологии. Поскольку оба принадлежат к разряду авраамических религий, очевидно, что ключевое послание обоих происходит от Единого Бога, по-арабски, Аллаха.
В обоих религиях есть понятия сатаны, ангелов, демонов. Но обозначают ли эти понятия одно и то же с точки зрения теологии? Являются ли христианские ангелы теми же, что и ангелы в исламе? Кто такие падшие ангелы и демоны? Кто такие джинны?
Давайте сравним христианское понятие «демон» с исламским понятием «джинн». Для этого рассмотрим семантическое значение этих слов, определим их этимологию, характеристики существ, которых они обозначают, и их отношение к человеку.
Демоны и джинны: определение
Словом «демон» современные христиане, как правило, называют «злого духа». Это слово происходит от древнегреческого δαίμων, что значит «дух, божество». Оно означает некое сверхъестественное существо или дух, влияющий на характер человека.
Несмотря на то, что это слово чаще ассоциируют со злой силой, в своем первоначальном смысле оно не подразумевало зла. В христианских писаниях, например, в Ветхом завете, слово «демон» встречается редко. По сути, понятия, переводимые как «демон», на самом деле относятся к отвергнутым идолам, лжебогам, а не злым духам.
В Новом завете, который является основным христианским источником представления о «демоне», частота употребления этого слова в отношении нечистой силы заметно выше. В Новом завете демон назван злым духом, нечистым духом, лживым духом, ангелом Сатаны. В христианских текстах нет упоминаний о джиннах.
Параллели в исламе
Исламских джиннов можно сопоставить с демоническими созданиями, о которых говорит христианство.
Слово «джинн» обозначает просто создание, невидимое человеческому глазу. Слово происходит от глагола «прятать, скрывать». Джинны могут быть добрыми или злыми (Коран, 72:11).
Итак, с лингвистической точки зрения «демон» и «джинн» — нейтральные слова, оба обозначают некоего духа, невидимого человеку. Однако в некоторых священных текстах они трактуются как злые создания.
Кто такие Сатана, падшие ангелы, джинны?
На основании библейских текстов предложено несколько теорий о происхождении демонов.
В некоторых христианских течениях они считаются духами умерших, которые были злыми людьми. Другие полагают, что они — дети, родившиеся от союза ангелов и женщин или духов доадамова века. Но наибольшее распространение получило представление, что демоны — их еще называют «падшими ангелами» — это сотворенные существа.
Согласно христианской теологии, ангелы были созданы раньше людей как изначально благие создания, наделенные свободой воли — в этом они похожи на людей. То есть, им была дана способность выбирать между подчинением и неподчинением Создателю.
Сатана
По Библии, первым ангелом, решившим восстать против Бога, был Сатана (Исаия 14:13). Сатана сам решил стать Богом. Движимый гордыней, он захотел свергнуть Бога и воссесть на Его троне. Таким образом, в христианстве он считается отцом всякого зла.
Бог низверг мятежного Сатану с небес, и тот стал величайшим врагом Бога и верующих в Него. Но он покинул небеса не один: треть ангелов, видевших его мятеж, решили последовать за ним (Откровение Иоанна Богослова, 12:4). Сатана и последовавшие за ним ангелы называются падшими ангелами или демонами.
Демоны и джинны
В исламе различают людей, ангелов и джиннов. Эти создания разные по своей природе, но все они были созданы для поклонения Аллаху (Коран, 51:56). Ангелы созданы из света, у них нет свободной воли, они лишь подчиняются велениям Аллаха. Люди и джинны обладают свободной волей и, таким образом, сами делают выбор покориться Аллаху или ослушаться его (Коран, 72:11).
Таким образом, в исламе нет христианского понятия «падший ангел», так как в исламе ангелы не способны на ослушание Аллаха, а люди и джинны способны.
Огонь и глина
Также нам известно, что джинны были сотворены из огня, а человек из глины. Это очень важно, потому что ислам тоже говорит о гордыне сатаны и его мятеже против Бога. Однако при этом четко обозначено, что он был джинном и восстал, потому что не мог потерпеть того, что Аллах приказал ему поклониться Адаму (Коран, 7:12).
Хотя, согласно Корану, когда Аллах приказал ангелам и сатане поклониться Адаму, сатана был с ангелами, сура «Аль-Кахф» (18-я) четко разъясняет, что на самом деле он принадлежал к числу джиннов (аят 20).
Неизвестно, были ли у сатаны последователи на момент изгнания, и взял ли он их с собою, как учит христианство. Однако у сатаны действительно есть собственные «демоны» — злодеи из числа людей и джинны — которые помогают ему сбивать верующих с истинного пути (Коран, 26:91-95).
Итак, демоны в христианстве — это ангелы, добровольно отказавшиеся подчиняться Богу и последовавшие за мятежным ангелом, Сатаной.
В исламе джинны – существа, отличные от ангелов. Некоторые из них добрые, но многие – злые и работают в союзе с сатаной.
Качества джиннов и демонов
Что касается нынешнего места демонов, то, согласно христианским писаниям, падшие ангелы делятся на две категории. К одной принадлежат те, кто обладает какой-то свободой для осуществления замыслов сатаны, другие же находятся в заточении. Некоторые заточены временно, другие навеки отбывают наказание в Тартаре, или преисподней.
Ислам утверждает, что джинны невидимо присутствуют среди людей, то есть живут на земле.Они живут, в основном, в нечистых местах: в отхожих местах, среди развалин. Но они могут перелетать с места на место, даже подниматься до нижнего неба.
Что касается их места в вечной жизни, христианство и ислам придерживаются одинакового мнения: хотя демоны и злые джинны верят в Господа (Послание Иакова 2:19), за свою гордыню и злодеяния они прокляты и навечно низвергнуты в Ад (От Матфея 25:41, Коран, 72:14-15).
На самом деле, в христианстве считается, что Ад был создан, в первую очередь, для падших ангелов, а не для людей.
С другой стороны, праведные джинны, будут спасены из огня (Коран, 46:32).
Качества джиннов
Обе религии учат, что миссия Сатаны — сбить людей с прямого пути Аллаха, для своих ухищрений он пользуется услугами падших ангелов (в христианстве) или злых джиннов (в исламе). Они помогают ему склонить людей к пороку, насаждают среди них идолопоклонство и действуют наперекор ангелам.
В христианстве Сатана и его демоны (бесы) — это создания, сеющие ложь, порок, убийства и воровство. Ислам также учит, что помимо сатаны, к каждому человеку приставлен собственный джинн (карин), склоняющий его когреховным деяниям, противным Аллаху.
Способности
В обеих религиях демоны и джинны описываются как могущественные сущности, своими способностями превосходящие человека. Однако они не всесильны.
Среди этих способностей умение развивать большую скорость и обладание всяческими знаниями, похищенными, как утверждает ислам, у обитателей небес и смешанными с ложью.
Одно из свойств демонов и джиннов — умение принимать человеческий облик. Об этом говорится в различных библейских притчах из Нового завета, а также в Коране и хадисах.
Также они умеют превращаться в животных, например, змея, соблазнившего Еву съесть плод запретного дерева, или черных собак и змей (в исламе).
Жизнь
Христианство не признает, что ангелы, в том числе демоны, могут сочетаться брачным союзом, производить потомство или умирать, поскольку это духовные сущности, не обладающие физическим телом. Однако исламские ученые считают, что джинны подобны людям: они едят, пьют, совокупляются, женятся и умирают.
Отношения с человеком
Обе религии учат, что между этими сущностями и человеком может существовать связь не только на духовном, но и на физическом уровнях. Обе религии запрещают всякое общение с демонами/джиннами через магию, астрологию, колдовство, занятия которыми они считают тяжким грехом.
По Библии, демоны могут вызвать у человека физические заболевания, психическое расстройство и даже вселиться в его тело — независимо от того, верующий ли он — а также в тело животного (От Матфея 8:32). В Евангелиях неоднократно упоминается, что Иисус и другие занимались экзорцизмом. Тем не менее, нет особых инструкций по изгнанию бесов. Защитой от их вселения христианство считает веру в Иисуса.
Большинство мусульманских ученых согласны с тем, что злые джинны могут вселяться в человека. Однако ислам предлагает верующим защищаться от них чтением дуа или рукъя.
Итак, христианское представление о демонах, или падших ангелах, весьма схоже с исламским представлением о джиннах в том, что касается их роли и качеств. Обе религии считают их злыми сущностями, прислужниками сатаны на пути совращения человека, которого они превосходят своими способностями, например, умеют принимать его облик и общаться с ним.
Однако эти существа обладают различной природой: демоны (бесы)(в христианстве)— это падшие ангелы, отказавшиеся подчиняться Господу, тогда как джинны (в исламе) — совершенно отдельные существа, не имеющие никакого отношения к ангелам. Падшие ангелы всегда имеют злую сущность, тогда как джинны могут быть добрыми или злыми.
Источник: http://islam.plus/ru/umma/dialog/demony-i-dzinny-v-islame-i-hristianstve
Есть ли разница между Богом и Аллахом?
Мессианские верующие верят, что Бог открывает Себя людям единственным образом — через Библию и через Иешуа Мессию. Прочие конфессии, отрицающие это, например ислам, являются ложными религиями, даже если они имеют некоторые частичные истины в своей искаженной религиозной структуре.
Мессианские верующие верят в единого Бога — Бога, который правит над всей вселенной и всем человечеством – независимо от того, верят ли в Его существование или нет. Есть только один Бог, Который возвышен, полон славы и силы. Невозможно Его ограничивать как «Бога христиан» или как «Бога мусульман», или под любой другой категорией. Бог Писания не является местечковым Богом. Он не только Бог иудеев, или христиан, или только мусульман — Он Бог всех и над всем.
Евреи, мессианские верующие и мусульмане все провозглашают веру в Единого Бога — Одного Создателя, Который открылся людям — в отличие от языческих религий, которые верят во многих богов.
Тем не менее, важный вопрос не в том, верят ли мессианские верующие и мусульмане в одного и того же Бога, или называют ли они Его одним и тем же именем.
Однако важностью является, во что они на самом деле верят о Нем, об Его сущности, об Его характере и Его атрибутах, а также, знают ли они Его лично и непосредственно.
Каков есть Бог?
Мессианские верующие, основывая свои убеждения на Библии, познают природу Бога, глядя на Мессию Иешуа, в Котором и через Которого Бог открывает себя полностью человечеству. Они считают, что основная сущность и характер Бога есть любовь.
Именно поэтому они называют Его «Отец» — называют Его именем, подразумевающим личные отношения и особую близость. В то время, когда есть некоторое сходство между представлениями о Боге в христианстве и исламе, нет никаких сомнений в том, что многие идеи ислама о Боге противоречат тому, что раскрывается в Библии.
Мусульманское понимание природы Бога сильно отличается от образа Бога, который раскрывается человеку в Библии и в Иешуа.
Образ Бога в исламе основан на том, что написано в Коране и на преданиях, приписываемых Мухаммеду (хадисах).
Подобно тому, как мессианская вера не может быть отделена от Иешуа, так же ислам не может быть отделен от Мухаммеда. Все, что мусульманин знает об Аллахе, было передано ему через Мухаммеда в Коране и хадисах. Единственным авторитетным источником в исламе является только то, что говорил и делал Мухаммед.
Ислам подчеркивает единство Бога, Его величие, мощь и силу, Его непознаваемость и Его «отличие» — Аллах отличается от человека настолько, что человек даже не может себе представить этого. Аллах настолько другой, что он не может быть описан человеческими словами; он не является Богом, который хочет глубоких отношений с человеком; он не способен сочувствовать человеческому переживанию, и он не знает страданий. Аллах не открывает себя людям; он только открывает свою волю.
Многие концепции Бога, найденные в исламе, отличаются и даже противостоят тому, как мессианская вера воспринимает Бога. Ислам отрицает божественность и воплощение Иешуа, Его искупительную смерть на кресте и Его воскресение. Ислам отрицает триединую природу Божественного бытия и заявляет, что у Бога нет сына. Основные заветы мессианской веры являются скверной ересью в глазах ислама.
Любит ли Бог грешников? Или нет?
Бог, изображаемый в Библии — наш Небесный Отец, Который любит грешников, желает их спасения и жаждет личных отношений с ними как с Его детьми и друзьями. В Своей великой любви Он послал Мессию Иешуа умереть на кресте в качестве искупительной жертвы, чтобы искупить их и дать им совершенное спасение и вечную жизнь. Это спасение — есть дар благодати, который свободно дается всем, кто верит в Иешуа.
Бог же ислама не любит грешников и требует от людей, чтобы они спасли себя сами путем полного посвящения ему, как рабы, беспрекословно соблюдающие Его заповеди. Бог Библии верен Своим словам и обещаниям. Бог ислама капризен и своеволен, он поступает так, как ему нравится, и не отвечает за собственные слова и обещания.
В мессианской вере, Бог дает нам безопасность и уверенность в нашем спасении — которое не зависит от нас, но основано на совершенном акте искупления Мессией. В исламе, верующий не имеет уверенности в своем спасении, и даже хороший богобоязненный мусульманин может оказаться в аду, несмотря на все его усилия, если Бог (в соответствии с его произвольной суверенной волей, которая не может быть оспорена) так пожелает.
В мессианской вере, Бог относится к кающимся с любовью и добротой. В исламе судьба человека определяется Богом с самого начала и неизменна.
Мессианские верующие верят в Бога, Который создал мир и Который установил разумные и логические законы, регулирующие этот мир. Эти законы являются фиксированными, и человек может исследовать природу и открывать ее секреты с помощью логики и научных исследований.
Ортодоксальный ислам, с другой стороны, отрицает принцип причины и следствия (даже если причина всегда производит тот же результат) и утверждает, что Бог создает все заново каждый момент по своей воле.
Согласно этой концепции, природа непредсказуема, и поэтому не следует искать причины того, почему те или иные вещи происходят во Вселенной, используя логический процесс мышления.
Истинное значение имени Аллаха
Термин Аллах (الله), как имя «единого Бога» встречается в арабском языке задолго до возникновения ислама. Арабы-христиане называют Бога Библии Аллах. Арабское слово «Аллах» берет свое начало из того же семитского корня — א.ל.ה — и близко к похожим словам на иврите, таких как אל, אלוה и אלוהים — «Элоаh», «Эль» и «Элоhим»– слова, которые часто встречаются в Библии в качестве имен единого Бога, Бога Израиля.
Арабское слово Аллах означает Бог (эль-илля). В то время как арабы-христиане называют Бога Библии таким образом, арабы-язычники использовали это же имя для своего самого главного бога – который стоял у них над многими полубогами. Мухаммед заимствовал это имя как имя единого Бога, послание которого он проповедовал на Аравийском полуострове.
Он собрал в своем понимании Бога ислама многое из еврейских, христианских и языческих источников.
Заявления, недавно прозвучавшие в западном христианском мире, о том что Аллах, Бог ислама, является языческим Богом (богом Луны), и что арабы-христиане не должны обращаться к нашему истинному Богу таким образом, являются необоснованными.
Греческое слово Теос, которое использовалось для обозначения языческих богов Греции, появляется уже в Септуагинте и в греческих оригиналах Нового Завета, в качестве слова «Бог», эквивалент ивритского слова «אלוהים» (Элоhим).
Английское же слово Бог «God» берет свое начало из дохристианского языческого германского мира, но это почему-то не беспокоит говорящих по-английски мессианских верующих.
В свете всего этого, несомненно, является правильным и подходящим для арабоязычных христиан использовать слово «Аллах» в качестве имени Бога.
В Евангелии от Иоанна 14:6 Иешуа говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Так как мусульмане не принимают Иешуа единственным путем к Богу-Отцу, они не имеют свободного доступа (как имеем это мы) к Богу, которому, как они утверждают, поклоняются. Мусульманское понимание Бога является искажением библейской истины. Мы, как верующие, должны делиться с ними благой вестью о любви Бога и о Его полном искуплении через Мессию Иешуа.
Автор — Дэвид Зейдан / oneforisrael.org
Перевод — Ирина Петра для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 22.04 (Украина). Спасибо!
Источник: http://ieshua.org/est-li-raznitsa-mezhdu-bogom-i-allahom.htm
Глава I. Коран и ветхий завет
Назад
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل ﴾
] Русский–Russian– روسي [
Айдын Ариф оглы Али-заде
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل﴾
« باللغة الروسية »
أيدين علي زده
Айдын Ариф оглы Али-заде
БИБЛИЯ И КОРАН
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Введение
Три мировые религии – Иудаизм, Христианство и Ислам имеют в своих истоках общие черты и в этом смысле являются родственными. Все это отчетливо видно при сравнении первоисточников этих религий Ветхого Завета, Нового Завета, Корана и Сунны. Однако именно эти сравнительные аспекты являются малоисследованными. В своем большинстве работы ученых были направлены на исследование проблем, связанных с Иудаизмом, Христианством, Исламом и их первоисточниками в отдельности.
Научное исследование библейского мировоззрения восходит к античному времени. Этой теме посвятили свои произведения древнеримские философы Порфирий, Цельс и император Юлиан. Основы современной библеистики были заложены выдающимся ученым и философом Барухом Спинозой. На протяжении последующих столетий над данной проблемой работали Ж.Астрюк, А.Кюэнен, К.Г.Граф, Г.Гупфельд, Ю.Велльгаузен, В.М.
де Ветте. Одними из основоположников библеистики были также французские философы 18-го века, в особенности П.А.Гольбах. Среди современных библеистов следует особо выделить З.Косидовского, А.Донини, Б.Рассела, Л.Таксиля. Крупных успехов в этой области достигла российская библеистика. Здесь фундаментальные исследования были проведены такими учёными как И.Свенцицкая, А.Ранович, И.Крывелев, И.Шифман.
Научное исследование Корана и Сунны же предпринималось со стороны Л.Н.Климовича, Р.Белла, Г.Бергштрессера и других ученых.
Существует несколько работ христианских теологов посвященных сравнительному анализу Ислама и Христианства. Среди них можно выделить работы Петра Достопочтенного и Иоанна Дамаскина.
Несколько больше работ, посвященных сравнительным аспектам мусульманского и христианского вероучения, были написаны со стороны мусульманских ученых. Некоторые средневековые мусульманские учёные в той или иной степени касались этого вопроса. Специфической особенностью их работ являлась критика Библии с позиции Исламского вероучения. Среди них следует особо отметить таких ученых как Аш-Шахрастани и Ибн Хазма. В прошлом столетии этой теме посвятили свои работы Ахмад Дидат, Абдул Ахад Дауд.
Однако многие из этих работ в настоящее время устарели, и ощущается необходимость в новизне подходов к проблеме. Кроме того, многие ученые рассматривали проблемы с точки зрения привычной для них системы ценностей. Так, некоторые европейские и российские учёные подходили к проблемам с позиций атеизма. Произведения же христианских и мусульманских авторов средневековья носили в основном полемический и апологетический характер.
Данная работа является попыткой освещения проблемы сравнительных аспектов первоисточников Христианства и Ислама с новых позиций. Ее целью является исследование смыслов некоторых библейских и коранических повествований и выявление их истоков и взаимосвязи.
Глава I
Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов – Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).
Принимая во внимание исторические данные, а также схожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете и Коране следует, что они исходят от единой древнейшей семитической монотеистической традиции.
У истоков этой традиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророк Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр. Танах) зародились в среде евреев – его потомков от младшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов – потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля).
Этим обстоятельством объясняются отличительные особенности Ветхого Завета и Корана.
Коран, возникший в арабской этнической среде, признаётся своими последователями (мусульманами) Божьим откровением, данным Мухаммаду Творцом в VII веке н.э.
В Коране неоднократно говорится о том, что Ислам не является чем-то совершенно новым, а существовал во все времена как религия пророков. Таким образом, здесь утверждается преемственность веры и истинность древних пророчеств.
Миссия Мухаммада состояла лишь в реформе закона, а не его отмене. Реформировать же закон следовало в связи с тем, что:
- Кончились времена ниспослания откровений отдельным народам, и появилась необходимость всемирной религии.
- Окончательную реформу веры должен был сделать посланник вышедший из среды потомков Исмаила, старшего сына Ибрахима с которым был заключён завет Бога.
- Возникла необходимость замены прежних текстов священных писаний в связи с тем, что они были искажены и изменены человеческим творчеством.
Таким образом, в Коране утверждается, что наличие «трудных мест» в Библии, о которых речь пойдёт ниже, происходит от систематического искажения её смыслов со стороны иудейского и христианского жречества.
Коран имеет 114 глав (сур) независимо от того, где и когда он был издан. Оригиналы Корана, сохранились до наших дней. Они были составлены в период правления третьего праведного халифа Османа (644-656 г.г.) [20, c. 141-142] ближайшими сподвижниками Мухаммада на основе свитков, проверенных самим пророком. Все последующие издания этой книги в точности повторяют текст оригинала. Не существует списков Корана, расходящихся с османовской редакцией.
Ни одно из основных направлений Ислама не подвергало сомнению количество сур в Коран и никогда не вело дискуссий между собой по поводу того, какие из них должны войти в Писание, а какие – нет. По единогласному мнению всех мусульман Коран является результатом Божественного откровения и не подлежит людскому суду.
В последние десятилетия Коран был переведён с арабского на многие языки народов мира. Однако выносить какие-либо независимые от мнения мусульманской общины суждения (фетвы) или вести богослужения на языке перевода запрещается. Из этого следует, что язык оригинала обязателен, в связи с тем, что любой перевод в конечном итоге несовершенен и хоть немного, но искажает истинный смысл Божественного послания. Поэтому не известно ни одного альтернативного канонизированного текста этого писания.
В Коране не обнаружено смысловых противоречий или несоответствий данным современных наук.
«Артур Джеффери работал над проблемой критического издания Корана до середины 50-ых годов. Однако уже первые подходы к её решению выявили значительные сложности, поставившие под сомнение саму выполнимость задачи, и с конца 50-ых годов интерес к проблеме критического издания среди западных исламоведов практически исчез» [19, c. 22].
В связи с этим Коран никогда не был подвержен сколько-нибудь серьёзной научной критике со стороны оппонентов.
Священная книга иудеев и христиан – Библия делится на 2 неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет состоит из следующих книг:
- «Тора» (Закон), который, в свою очередь, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Иначе эти пять книг называются Пятикнижием.
- «Небиим» (Пророки) – состоящие из книг старших пророков (Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, I и II книг Самуила, I и II книг Царей), книг «младших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля) и двенадцати «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии).
- «Ксубим» (Священные или агиографические писания) состоящие из Псалмов (Псалтырь), Притчей Соломоновых, книг Иова, Песни Песней, Плача Иеремии, Екклесиаста, Есфири, Даниила, I и II книг Ездры и Неемии, I и II книг Хроник (Паралипоменон).
Все эти книги писались в разное время в и окончательно сложились лишь в конце I в. до н.э.
Еще несколько книг не были признаны евреями, так как они были написаны на греческом языке. Это книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, пророка Варуха, Послание Иеремии, молитва Манассии, I и II книги Маккавеев. Для евреев диаспоры, и первых христиан они являлись текстами «вторичного канона».
Католическая и православная Библии включают все эти книги. К книгам «вторичного канона», признанных католичеством и православием, относятся также книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова, II и III книги Ездры и III книга Маккавейская. Все эти книги названы неканоническими, но, тем не менее, включены в священное писание этих конфессий.
Протестанты же эти книги отвергают.
Таким образом, количество текстов, вошедших в священное писание, различно во всех трёх основных конфессиях Христианства.
Новый Завет состоит из 27 книг во всех конфессиях христианства.
Исторические и филологические исследования текстов Библии показывают наличие в них поздних вставок и компиляций. Например, еврейском варианте Ветхого Завета Бог называется по-разному. В первой главе книги «Бытие» Он называется Элохим. С четвёртого стиха второй главы этой книги Он называется Яхве.
В последующих стихах встречается как имя Яхве, так и имя Элохим и даже оба имени вместе. Причем Элохим буквально переводится как «боги», то есть во множественном числе. В результате исследований выяснилось, что если выписать отдельно те и другие стихи, то получится два последовательных и независимых друг от друга рассказа.
Это видно, в частности, на примере повествования об Иосифе, где говорится то о Яхве, то об Элохим. То же самое, особенно наглядно, видно в повествовании о всемирном потопе. Это дало повод некоторым ученым предположить, что в Торе соединены два текста. Один из них об Элохим, другой о Яхве. Согласно иудейской традиции оба имени принадлежат единому Богу.
Но даже в этом случае последовательность выписанных повествований о Яхве и Элохиме указывает на то, что эти тексты изначально были различны и лишь впоследствии были соединены.
Все эти факты были открыты и сформулированы в XVIII веке библеистами Ж.Астрюком и Г.Б.Виттером [46, c. 83]. Ж.Астрюк считал, что все противоречия в Торе происходят от механического и неотредактированного совмещения двух источников неизвестными составителями ветхозаветных книг.
Позже один из этих источников был назван Яхвистом. Он обозначается в научной литературе символом J (Jahwe). Второй источник был назван Элохистом и обозначен символом Е (Elohim). Они оба возникли, предположительно, в период распада Израильско-иудейского царства после царя Соломона (X-IX в.в. до н.э.).
Далее оказалось, что Элохист состоит из двух частей. Это утверждал Г.Гупфельт. Вторая часть относящаяся, скорее всего, к периоду «вавилонского плена», называется Жреческим кодексом и обозначается буквой Р (Priestercodex). В основе Жреческого кодекса лежит книга «Левит», а также некоторые другие стихи Торы. Priestercodex содержит правила культа, обрядов, образа жизни священников, а также всей еврейской общины.
Последним источником Пятикнижия является Второзаконие. Её обозначают буквой D (Deuteronomium). В ней отражены реформаторские тенденции, предпринятые иудейским жречеством для укрепления древней религии на более позднем этапе истории. Этот источник появился в VII-VI веке до новой эры.
Считается, что все части Пятикнижия, т.е. источники J, E, D и Р были скомпонованы вместе в середине VI века до н.э.
В связи с этими открытиями было поставлено под вопрос авторство Торы. Согласно древней иудейской традиции Моисей получил Тору на горе Синай в результате откровения от Бога. Архимандрит Никифор писал: «Моисеево Пятикнижие состоит из пяти книг, написанных пророкоми Боговидцем Моисеем» [6, c. 483].
Однако исследования, начатые библеистами с XVIII века опровергли эту церковную доктрину.
Источник: https://islamtv.ru/books-115.html