Плевелы великого обмана. Власть и христианство
Возникновение христианства, Римская империя, Новый завет, Иудейские войны, Преследования христиан. Фальшивки и подлоги, Государственная религиозная политика, Библиография.
Mikhail Poluboyarov. Ryegrasses of great deception: Power and Christianity in the Roman Empire. – Moscow, 2019, 432 p.
Keyword
The origin of Christianity, Roman empire, New Testament, Jewish War. Persecution of Christians, Fakes and forgeries, State religious policy, Bibliography.
Традиционно в раннем христианстве находят некую внутреннюю энергетику, позволившую в исторически короткий срок привлечь на свою сторону миллионы людей.
Но мог ли этот процесс развиваться неуправляемо? Автор, сопоставляя раннюю христианскую литературу с произведениями историков античности, современников событий, пришел к неожиданному выводу, что происхождение христианства обязано исключительно заинтересованности самих римских императоров в создании единой религии для имперских целей.
Опираясь на первоисточники, автор размышляет о том, как, где, когда и кем осуществлялся секретный проект по разработке христианской доктрины и церковной структуры – инструмента управления массами.
Для читателей, интересующихся происхождением христианства. Желательно знакомых с историей Римской империи.
Сокращения в тексте
I Цар. – 1-я Книга Царств, произведение Ветхого завета.
1-е Кор. – Первое послание ап. Павла к Коринфянам (Новый завет).
Ан. – Анналы. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.
Апол. – Апологетик. Сочинение Тертуллиана.
Втор. – Книга Второзакония (Ветхий завет).
Дион. Р. И. – Римская история, сочинение Диона Кассия и эпитомы.
Евс. – Евсевий Кесарийский, епископ, христианский писатель IV века, автор первой «Церковной истории».
ЕЭ – Еврейская энциклопедия, многотомное издание кон. XIX – нач. ХХ в.
И. – История. Сочинение великого древнеримского историка Тацита.
И. А. – История августов. Собрание произведений римских авторов конца III века.
И. В. – Иудейская война. Сочинение иудейского историка I века Иосифа Флавия.
И. Д. – Иудейские древности. Сочинение Иосифа Флавия.
Ин. – Евангелие от Иоанна (Новый завет).
Ис. – Книга пророка Исаии (Ветхий завет).
К Гал. – Послание апостола Павла к Галатам (Новый завет).
Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам (Новый завет).
Лакт. – Лактанций, христианский писатель IV в., автор сочинения «О смертях преследователей».
Лк. – Евангелие от Луки (Новый завет).
Мих. – Книга пророка Михея (Ветхий завет).
Мк. – Евангелие от Марка (Новый завет).
Мф. – Евангелие от Матфея (Новый завет).
Откр. – Откровение апостола Иоанна (Новый завет).
П. Ц. – Против Цельса. Сочинение богослова Оригена (III в.).
Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам (Новый завет).
Суд. – Книга судей (Ветхий завет).
Р. И. – см. Дион. Р. И.
Ц. И. – Церковная история. Сочинение Евсевия Кесарийского.
Чис. – Книга Числа (Ветхий завет).
Предисловие ко второму изданию
Вопреки распространенным представлениям о творцах раннего христианства – «угнетенных массах», в среде которых новая религия якобы родилась, – я привожу доказательства того, что зачинателями христианства были вовсе не рыбаки с Тивериадского озера, руководимые своим учителем, а государственные люди, озабоченные управленческими проблемами.
Рим завоевал огромную территорию. При Траяне в начале II века протяженность границ империи с запада на восток составляла около 3 тыс. км, с севера на юг – 2 тыс. км, численность населения – от 65 до 88 млн человек.
Правила жизни покоренных народов определялись вождями племен, жрецами многочисленных языческих богов и, само собой, представителями римской администрации.
Религия была и есть важнейший инструмент политической власти во всяком антагонистическом обществе. Она всегда навязывается сверху вниз, от императоров, королей и великих князей к народным массам. Это общее правило мировой истории.
Никакие рыбаки с Тивериадского озера, говорившие на арамейском языке, якобы исходившие тысячи километров, не могли разнести веру в искупительную жертву Христа на огромной территории, населенной разноязыкими народами. «Учеников Иисуса» люди просто не понимали бы.
Даже античные авторы, по крайней мере, до конца II века, толком не знали ничего о христианах.
Греческий язык оригиналов Нового языка – еще одно свидетельство непричастности еврейских масс к созданию христианской доктрины. Греческий – это язык римской аристократии, римских философов, а не тивериадских рыбаков.
Все это и ряд других факторов указывает на истинных авторов Нового завета и их высоких покровителей. Владыки действовали скрытно, ведь каждый император являлся верховным понтификом.
Чтобы их причастность к созданию новой религии не повредило их власти, авторами апологетических сочинений II-IV веков был пущен слух о непрерывных гонениях и преследованиях христиан, начиная с правления Нерона.
Система доказательств искусственного происхождения религии построена на проверке текстов Нового завета путем сравнения на соответствие историческим хроникам Рима и Иудеи и апологетических сочинений христианских писателей II-V веков.
Синхронный подход к политической, социально-экономической, культурной истории Иудеи и Римской империи с одной стороны и истории создания «священных текстов» и церковных структур с другой – единственный метод, позволяющий приоткрыть завесу тайны происхождения христианства.
Говоря о религии, нельзя обойти вниманием взаимоотношений церкви и правителей Российской Федерации. Согласно Конституции РФ церковь отделена от государства. В жизни мы видим, как государство позволяет ей все глубже проникать во все сферы жизни общества. Преданность православному главе государства и восхваление его стали признаком патриотизма. Как-то мы перестали различать патриотизм и низкопоклонство.
Как-то подзабыли, что он президент не только православных, но всех граждан России, католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и атеистов. В нашей стране, как в Древнем Риме, религия прежде всего инструмент управления государством при помощи лжи. Но если мы любим Россию, это не значит, что мы должны любить властителей. Они приходят и уходят, Россия остается.
Любить Власть все равно, что любить виселицу, на которой тебя, может быть, не повесят.
Глядя на вечную материю, вывешенную, как наглядное пособие, над нашими головами, вспоминается трагическая судьба научных открытий. Первым публичное заявление о гелиоцентрической картине мира сделал в III веке до н. э. греческий философ Аристарх Самосский. Ученое большинство ее не приняло.
По сообщению Плутарха, академик Клеанф требовал привлечь к суду Аристарха за то, что он «сдвигает с места центр мира, потому что сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а Земля движется по наклонной окружности, вращаясь вместе с тем вокруг своей оси» (Плутарх. «О лике, видимом на диске Луны». П. 6). Гениальный провидец Аристарх вынужден был замолчать.
Геоцентрическая система считалась бесспорной еще тысячу лет, пока перед судом инквизиции не предстали Джордано Бруно, Коперник и Галилей.
Источник: http://www.suslony.ru/Plevely.htm
Христианство в Византии
Античное наследие не было единственным источником византийской культуры. Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии (возникновение).
Возникнув на земле Палестины, христианство уже в первые века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны.
Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы.
Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское.
Император Константин, основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются Церковью как святые. При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии. Но лишь в VI в.
Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды на землях Византийской империи.
Развитие христианства
О том, как происходило утверждение христианства на Востоке, можно судить не только по письменным свидетельствам, но и по находкам археологов.
От века к веку возрастает число предметов, связанных с христианским культом, прежде всего разнообразных крестов — от нательных до памятных, а также чаш с религиозными надписями, колец, украшенных крестами или с Христовым именем, форм для отливки крестов и образков.
Повсеместно распространяется христианский обряд погребения, без сопровождающих вещей или жертв, с христианскими символами и молитвами на надгробных плитах. Христианские храмы постепенно превращаются в центры общественной жизни Византии. Городские здания начинают группироваться вокруг них, а не вокруг ипподромов и агор.
Вклад христианства
Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи. Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V—VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры. Самое величественное творение византийских зодчих — храм Святой Софии в Константинополе.
Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений.
Самым своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры.
Новые архитектурные взгляды
Христианские мастера Византии охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием. Потому в изобразительном искусстве произошёл отказ от «телесности», стремления физически точно воспроизводить окружающую действительность. Исчезло преклонение перед силой и плотской красотой.
Оно уступило место преклонению перед красотой духовной, стремлению передать скрытую в Боге суть мирского бытия. Новые вкусы привели к упадку прежней, античной, скульптуры. Ей на смену пришли иконопись и мозаика. Они на века стали главными составляющими византийской художественной культуры.
В них реалистичность сочетается с одухотворённостью, личный талант мастеров — со следованием традициям и канонам, разработанным византийской школой.
Не все христиане сразу восприняли идею передачи красоты духовного мира через искусство живописца. В VIII в. империю охватило иконоборческое движение. Его родиной были Сирия и Малая Азия, а покровителями — императоры Исаврийской династии, выходцы из восточных провинций.
Иконоборцы объявили поклонение Богу и святым через иконы идолопоклонством. Они уничтожали мозаики и скульптуры, сжигали деревянные иконы, нередко разрушали сами храмы. Лишь в конце VIII — первой половине IX в. иконоборчество было побеждено. Иконописцы сохранили свои традиции, невзирая на гонения.
Церковь признала иконопочитание достойным способом поклонения Богу, а иконоборчество осудила как ересь.
Империя ромеев, сохранив наследие античности, всё же не избежала и варварского нашествия. Арабы, создавшие новое мощное государство — халифат, в VII в. отторгли от Византии все восточные провинции, кроме малоазийских, а в европейские области волна за волной вторгались авары, болгары, славяне.
Славяне селились в границах империи и захватывали обширные территории. Где-то они подчиняли местных жителей и смешивались с ними, где-то ромейское население бросало насиженные места и спасалось бегством от завоевателей.
Так Византия потеряла север Балкан, где возникли славянские государства: Болгарское царство, сербские и хорватские княжества.
Славяне и христианство
Славяне проникли и гораздо южнее, вплоть до южного греческого полуострова Пелопоннес. Археологи обнаружили следы разорительного славянского нашествия — пожары и разрушения в Афинах, Коринфе, Спарте и иных древних городах. Несколько раз за VD—Vm вв. разноплеменные варвары подступали даже к самой столице.
Славянское наследие отразилось в византийской культуре двояко. С одной стороны, произошла явная варваризация. Приходили в упадок города, оторванные от сельской округи и частично разорённые. Ремесленные изделия стали грубее и проще, появились не всегда умелые «варварские» подражания.
С другой стороны, местные жители восприняли от славян некоторые приёмы земледельческого труда. Например, новый тип бороны, более пригодный для равнинной пашни. В домостроительстве и обработке дерева греками часто начали использоваться орудия (тесла, топоры и т. д.) славянских типов.
Умения славянских плотников всегда высоко ценились в Византии.
Источник: http://www.historie.ru/civilizacii/vizantiskaya-imperiya/193-hristianstvo-v-vizantii.html
Кто принял христианство первым?
Христианство сегодня – одна из самых распространенных мировых религий. Возникнув в I веке н.э. на территории палестинского государства (территория современного Израиля), новое учение распространилась по всему миру.
Изначально первыми христианами были евреи, проживавшие на территории Римской Империи, а с распространением учения Христа, поклонниками религии стали и другие этнические группы. Бесспорно, первым христианином был Христос, ведь именно он донес свое учение людям.
Но кто принял христианствопервым после него?
На этот, казалось бы, простой вопрос можно дать несколько ответов. «Пионером» христианства можно считать одного или нескольких исторических деятелей, народ или этническую группу, которые проживали на определенной территории, а также рассматривать религию с точки зрения официального государственного вероисповедания.
Немного о религии
Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.
Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям, Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора).
Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов, вплоть до балтов и финов.
На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.
Первое христианское государство
Один из ответов на вопрос «Кто принял христианство первым?» является ответ о первом христианском государстве.
Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г.
н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям.
Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения.
Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.
Первые христиане на Руси
Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.
Отвечая на вопрос «Кто принял христианствопервым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени.
Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году.
Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.
Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.
Княгиня Ольга – первая русская христианка
Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство. Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко».
Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси, которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями.
Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий.
Источник: http://www.samoeinteresnoe.com/pervye/kto-prinyal-hristianstvo-pervym.htm
Принятие христианства в Армении
Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.
Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.
Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.
Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.
На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.
С чего все началось?
В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.
Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.
Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.
От дружбы до заключения
Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.
В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.
И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.
И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.
Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.
Принятие христианства
Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.
Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.
Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.
Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.
Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь
По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.
С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.
Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.
Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.
Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.
Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.
Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.
После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.
Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.
На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.
Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.
В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.
Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.
Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.
Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.
Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.
* * *
Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.
Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.
Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.
Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.
Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/
История возникновения христианства
Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.
Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время ( I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.
Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов.
Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи.
Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.
Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.
Отличие Христианства от язычества
Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.
Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу. Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.
Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.
В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Преемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон
Следующая тема: Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vozniknovenie-khristianstva