Читать книгу «Ислам. Философия, религия, культура. Часть 1. Теолого-философская мысль» онлайн— Наталия Ефремова — Страница 5 — MyBook
В классической мусульманской литературе термином «калам» (араб. калям, букв.
«речь, рассуждение, спор»; полная форма – ‘ильм аль-калям, «наука калама») в широком смысле обозначали всякое религиозно-философское рассуждение, включая учения христианских и иудейских теологов.
В специальном значении – это интеллектуальная дисциплина, обосновывающая догматы ислама с рациональных позиций. Первоначально ее развивали мутазилиты (IX–X вв.), а затем (с XI в.) ашаритские и матуридитские мыслители, разрабатывавшие ортодоксальную теологию суннитского ислама.
В плане же философской эволюции выделяют «ранний», «традиционный» калам и калам «поздний» (после XII в.), «философствующий», сочетавшийся с мусульманским аристотелизмом – фальсафой.
2.1. Идейные споры в раннем исламе
Характерный для калама метод, с его ориентацией на рациональное доказательство, а не на следование священным текстам и религиозным авторитетам, возник как в ходе дискуссий с представителями немусульманских верований (зороастризм, христианство, иудаизм), так и в рамках диспутов внутри самого ислама, связанных с возникновением в нем различных течений и группировок.
О природе верховной власти
Вскоре после смерти Мухаммада мусульмане разошлись во мнениях по преимущественно политическому вопросу, касающемуся халифа – «преемника» Пророка в качестве главы общины-государства. Это привело к расколу ислама на три направления – хариджизм, шиизм и суннизм, между которыми впоследствии развивались и собственно теологические отличия.
Хариджиты («восставшие», «раскольники») выдвинули общинную концепцию власти, с идеей о выборности халифа, на пост которого может претендовать любой член общины независимо от его социального или этнического происхождения, «будь он даже чернокожий раб». С этим политическим эгалитаризмом доктрина многих хариджитских групп сочетала религиозный пуританизм и фанатизм, в более позднее время свойственные ваххабитам, которых порой называют «хариджитами суннизма».
Шииты – «сторонники» (ши‘а) Али, двоюродного брата Мухаммада, его воспитанника и ближайшего сподвижника, мужа его дочери Фатимы, через которую у Пророка появились единственные внуки, продолжившие его потомство по мужской линии (Хасан и Хусайн). Выдвигаемая шиитами концепция власти сугубо теократическая (от греч. theos, «бог», и kratos, «власть»), точнее иерократическая (от греч.
hieros, «священный»): халиф, или имам («предводитель»), будучи носителем унаследованной от Пророка благодати, обладает особой духовностью, непогрешим, посвящен в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Право же на имамство принадлежит исключительно Али и его потомкам. Притом имам не избирается, а назначается предыдущим.
Первый имам Али был определен самим Пророком в качестве своего преемника.
Признавая все шесть принципов вероучения, исповедуемые суннитами (вера в Бога, Его ангелов, Писания, пророков, Судный день и предопределение), шииты вместе с тем в качестве главных основоположений религии утверждают следующие пять: единство Бога, Его справедливость, пророчество, имамство, воскресение. С начала XVI в. шиизм стал государственной религией Ирана. В России его придерживаются прежде всего этнические азербайджанцы.
С точки зрения суннитов (араб. сунна, сокр. от ахль ас-сунна, «поборники сунны», пророческой традиции), халиф избирается из племени Пророка – курайш, но не обязательно из его рода или семейства. Его основная задача – следить, чтобы жизнь общины соответствовала установлениям религии.
Духовной же властью халиф не обладает, он не может вводить новые догматы и обряды или отменять старые, ибо после смерти Мухаммада законодательная, духовная власть воплощается исключительно в Коране и Сунне. Правильное толкование этих источников обеспечивается консенсусом (араб. иджма‘) общины в лице наиболее авторитетных ученых-богословов.
Характерным для суннизма является признание законности всех первых четырех халифов: Абу-Бакра, Омара, Османа и Али (правили 622–661).
Окончательно оформившись в X в., суннизм выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины, в отличие от периферийных групп.
Отсюда следует характерная для суннитского ислама ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями (которые, по определению, должны быть ошибочными), а также конформизм (или прагматизм), установка на легитимизацию статускво, на узаконение утвердившихся верований, обрядов и институтов. Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная ашаритской и матуридитской школами калама.
Суннизм отличается плюрализмом в отношении практического богословия, фикха, куда входят культовые и социально-правовые аспекты религии. Из различных толков-мазхабов, сложившихся в VIII–X вв., до настоящего времени сохранились четыре: ханафизм (основатель Абу-Ханифа, ум. 767), шафиизм (основатель аш-Шафии, ум.
820), маликизм (основатель Малик ибн Анас, ум. 795) и ханбализм (основатель Ахмад ибн Ханбаль, ум. 855). Самым распространенным является ханафизм, официально принятый в начале XVI в. в Османской империи.
Большинство российских мусульман придерживаются этого толка, в то время как шафиизм нашел своих приверженцев среди мусульман Северного Кавказа.
Об антропоморфных описаниях Бога
Встречающиеся в Коране и Сунне антропоморфные описания Бога получили буквалистское толкование у богословов-традиционалистов, которые впоследствии характеризовались как хашавиты (или хашвиты), «вульгаризаторы», мушаббихиты, «уподобители, антропоморфисты» и муджассимиты, «отелеснители, корпоралисты».
В суннитском исламе антропоморфизм (ташбих) нашел своих сторонников преимущественно среди хадиситов (ахль аль-хадис, «приверженцы хадисов»), а позже главным образом среди ханбалитов, представляющих собой не только школу практического богословия-фикха, но одновременно и догматического. Хадиситы VIII в.
, такие как Мудар, Кахмас и аль-Худжайми, допускали возможность того, чтобы Бог и люди посещали друг друга, а также возможность объятий и рукопожатия с Ним. Современником их был видный толкователь Корана Мукатиль ибн Суляйман (ум.
767), который представлял себе Господа с человекоподобным телом, имеющим плоть, кровь и волосы; с подобающими частями тела – головой, глазами, руками и ногами; рост Его, как и рост человека, равен семи собственным пядям. В следующем столетии антропоморфистских воззрений придерживался Мухаммад ибн Каррам (ум.
869), основатель-эпоним отдельной аскетической школы каррамитов. Антропоморфизм характерен и для некоторых «крайних» шиитских сект, наделявших своих имамов божественными качествами и порой видевших в них прямое воплощение Бога.
Относительно слов Корана о «восшествии» (истива’) Бога на Престол после сотворения мира (напр. 7:54) Малик ибн Анас, основатель маликитского толка в фикхе, заявил: «[Факт] восшествия известен, каково (кайф) оно – неизвестно, верить в это – обязанность, спрашивать об этом – ересь»[5].
Таково мнение и родоначальника ханбализма Ахмада ибн Ханбаля. С позиции би-ля-кяйф, т. е. «без как», рассматривались все относимые к Богу человекоподобные органы: лик, око, длань и др.
Позже такая точка зрения получила наименование балькафа, а ее сторонники – балякифа, «нон-квалификационисты».
Аллегорического подхода в отношении антропоморфных описаний («око» как символ знания или заботы, «длань» – власти, и т. д.) придерживался Джад ибн Дирхам (уб. 742) и его ученик Джахм ибн Сафуан (уб. 745), основатель названной по его имени богословской школы джахмитов.
Эти мыслители полагали также, что Богу нельзя приписывать какие-либо характеристики из числа тех, каковыми обладают тварные существа, в том числе «жизнь», «знание» и прочее. Впоследствии приверженцев таких взглядов на атрибуты Бога их оппоненты нарекли эпитетом му‘аттыля, «отрицающие», «апофатисты» (от греч. apophasis, «отрицание»).
Сами же джахмиты и другие противники антропоморфизма свое учение о трансцендентности Бога обозначали как танзих, «возвышение» Его над всем тварным.
О предопределении
Предопределение обычно обозначается термином кадар. Однако производное от него наименование «кадариты» (кадариййа) прилагалось к тем, кто отрицал божественную детерминированность человеческих действий, к либертарианистам.
Против таковых приверженцы предопределения обращали возводимый к Пророку хадис с осуждением кадаритов как дуалистов-зороастрийцев (маджус) ислама, ибо считали, что объявление человека творцом своих действий равносильно признанию иного творца помимо Бога.
В свою очередь, своих оппонентов либертарианисты называли джабритами (от джабр, «принуждение»), «сторонниками принуждения», поскольку из их учения следует, что человек не свободно осуществляет свои действия, а словно принуждается к ним. И в дальнейшем наименование «джабризм» употреблялось в смысле детерминизма фаталистического типа, таким образом имея (подобно «кадаризму») преимущественно отрицательную коннотацию.
Среди первых кадаритов-либертарианистов упоминаются Мабад аль-Джухани (уб. 699), Гайлян ад-Димашкы (уб. 742) и вышеупомянутый Джад ибн Дирхам. Все трое погибли от рук омейядских правителей, при которых государственная политика санкционировалась ссылкой на Божественное предопределение.
Источник: https://mybook.ru/author/nataliya-efremova/islam-filosofiya-religiya-kultura-chast-1-teologo/read/?page=5
Основные догматы христианства и православия
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.
Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его. Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.
Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.
Основные догматы христианства
Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.
Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:
- Существование Всевышнего в трех лицах;
- Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
- Избавление человечества от грехов.
Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.
Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.
Догматы Православной Церкви
Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:
- Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
- Истина о совершении греха каждым из нас;
- Искупление грехов;
- Воплощение Сына Всевышнего;
- Воскрешение Иисуса Христа;
- Вознесение на небеса;
- Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
- Возрождение значения и роли Церкви;
- Воскрешение простых смертных;
- Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
- Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
- Почитание икон.
Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео об основных православных догматах:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/osnovnye-dogmaty-xristianstva-i-pravoslaviya/
Сунниты и шииты, в чем отличие, разница между ними и алавитами
11.01.2020
В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.
Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое.
Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв.
С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.
И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами. Из суннитов — причем самого радикального толка — состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.
Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.
Течения ислама
Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.
Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.
История и суть конфликта
Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.
После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.
Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.
Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.
Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами.
В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов.
Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.
Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.
Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.
Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.
В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.
На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим.
Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты.
Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.
На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.
Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «и Али — друг Аллаха».
Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:
- Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
- Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
- Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
- Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
- Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.
Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.
Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.
Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.
Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.
Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.
Численность и места проживания суннитов и шиитов
Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.
Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.
Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.
Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.
Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.
Алавиты
В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.
Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.
Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.
Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.
И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.
О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://militaryarms.ru/armii-mira/kto-takie-sunnity-shiity-alavity/
Основные ценности ислама
- Авторство: Имам Камиль Муфти ( 2016 IslamReligion.com)
- 13 Jun 2016
- Последние изменения 18 Mar 2018
- Распечатано: 28
- Показано: 22935 (в сутки: 16)
- 5 из 5
- Оценено: 2
- Отправлено почтой: 0
- 0
Трудно ограничить весь Ислам всего несколькими основными ценностями. Тем не менее, наиболее важные принципы веры и религиозные обряды были установлены самим Пророком Мухаммадом. Таким образом, существует общее соглашение о них среди всех мусульман.
Оно открывает интересный сопоставительный анализ, так как современные евреи и христиане не имеют схожего единообразия в их системах верований. Христиане, к примеру, имеют многочисленные конфессии, а евреи не имеют каких-либо согласий в убеждениях.
Современные евреи в основном согласны с 613 заповедями, которые записал и классифицировал в 12-м веке еврейский раввин Маймонид из мусульманской Испании.
Кроме того, мусульманские ученые, как в прошлом, так и в настоящем, имеют одинаковое мнение по содержанию Корана, слов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах, и базовых принципов Исламского Права (Шариата).
Основные исламские убеждения: Шесть столпов веры
Более миллиарда мусульман разделяют общий набор основных принципов веры, которые называются «столпы веры». Эти принципы составляют основу исламской системы верований.
1. Вера в Единого Бога: самым важным учением Ислама является то, что поклоняться нужно только одному Богу. Кроме того, самым большим грехом в Исламе считается поклонение вместе с Богом другим существам. Действительно, по Исламу считается, что единственный грех, который Бог не простит, это если человек умрет прежде чем в раскается в многобожии.
2. Вера в ангелов: Бог создал невидимых существ, называемых ангелами, которые работают не покладая рук, чтобы управлять Его Царством в полном послушании. Ангелы окружают нас всегда, у каждого из них есть обязанности; некоторые записывают наши слова и дела.
3. Вера в пророков Бога: мусульмане верят, что Бог сообщает свои инструкции через пророков среди людей, посланных для каждого народа. Эти пророки начинаются с Адама и включают в себя Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада, мир им. Главное послание всех пророков всегда было то, что существует только один истинный Бог и только Он достоин того, чтобы поклоняться и молиться Ему.
4. Вера в Священные Книги Бога: мусульмане верят, что Бог открыл Свою мудрость и ниспослал законы через Писания, которые он передал пророкам. Среди них – Псалтырь, Тора и Евангелие. Со временем, однако, оригинальные учения этих книг были уничтожены или потеряны. Мусульмане верят, что Коран является окончательным откровением Бога, он был ниспослан пророку Мухаммаду и является полностью сохраненным.
5. Вера в Судный День: жизнь этого мира и все то, что в нем, придет к концу в назначенный день. В это время каждый человек будет воскрешен из мертвых. Бог будет судить каждого человека индивидуально, в зависимости от его веры и его хороших и плохих поступков. Бог будет проявлять милосердие и справедливость в суде. Согласно исламскому учению, те, кто верит в Бога и совершают добрые дела, будут вечно вознаграждены в Раю. Те, кто отвергает веру в Бога, будут вечно наказаны в огне Ада.
6. Вера в судьбу и божественное Предопределение: мусульмане верят, что, поскольку Бог является Создателем всей жизни, ничего не происходит без Его воли и без Его полного знания. Этот принцип не противоречит идее свободной воли. Бог не принуждает нас, Богу известен заранее наш выбор, потому что Его знание является полным. Это признание помогает верующим проходить через трудности и неприятности.
Основные религиозные практики ислама: Пять столпов Ислама
В исламе поклонение является частью повседневной жизни и не ограничивается простыми ритуалами. Основные акты поклонения известны как пять «столпов» Ислама. Пятью столпами Ислама являются: свидетельство веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.
1. Свидетельство веры: «Признанием веры» является утверждение: «Ашх̱аду алля́ илях̱а илля Лла́х̱у ва ашх̱аду анна Мух̣аммадан расу́лю Лла́х̱», что означает «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Свидетельство веры — это больше, чем просто заявление; оно должно быть показано своими действиями. Чтобы прийти к вере, человек должен сказать это заявление.
2. Ежедневная молитва. Намаз – это метод, с помощью которого мусульманин обращается к Богу и набирается духовной силы и душевного спокойствия. Мусульмане выполняют пять основных молитв в день.
3. Закят: это вид благотворительности. Мусульмане признают, что все богатство есть благословение от Бога, и необходимы определенные обязанности взамен. В Исламе богатые должны помогать бедным и нуждающимся.
4. Пост в Рамадан: раз в год мусульманам приказано поститься в течение всего месяца от рассвета до заката. Период интенсивной духовной преданности известен как пост Рамадан, во время которого нельзя есть, пить и иметь интимную близость.
После захода солнца можно пользоваться всеми этими вещами. В течение этого месяца мусульмане практикуют самообладание и сосредотачиваются на молитвах и преданности.
Во время поста мусульмане учатся сочувствовать тем в мире, кто не может позволить себе нормальную пищу.
5. Хадж в Мекку: Каждый мусульманин стремится совершить один раз в жизни паломничество к святым местам в Мекке, в современной Саудовской Аравии. Это самый интенсивный духовный опыт для мусульманина. Как правило, 2-3 млн человек выполняют хадж каждый год.
Основа Корана: сура (глава) аль-Фатиха
Ученые считают, что сура аль-Фатиха, первая глава Корана, является основой Корана. Она читается в каждой обязательной молитве на арабском языке. Переводится она следующим образом:
«Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Богу, Господу миров. Милостивому, Милосердному. Властелину Дня воздаяния. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы молим о помощи. Веди нас прямым путем, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, но не тех, на кого пал Твой гнев, и не заблудших».
Чтобы прослушать чтение суры аль-Фатиха, нажмите здесь.
Основные учения Пророка Мухаммада
Мусульманские ученые с давних времен поясняют, что учение пророка Мухаммада можно свести к нескольким важным высказываниям. При этом они настолько многосторонние, что касаются каждого аспекта нашей жизни. Некоторые из них:
1) Действия оцениваются по намерениям, и за каждое действие будет воздано согласно намерению.
2) Бог – благой и не принимает ничего того, что не является благим, и Бог повелел верующим то же самое, что Он заповедал пророкам.
3) Частью хорошего соблюдения ислама является оставление всего, что не касается.
4) Человек не может быть полностью верующим, если он не желает для своего брата того же, что желает для себя.
5) Нельзя вредить себе или другим.
6) Будьте скромнее к мирским благам в этой жизни, и Бог будет любить вас. Будьте скромнее к тому, что есть у людей, и они будут любить вас.
Основы исламского закона (Шариата)
В основе исламского закона лежит стремление сохранить базовые ценности человека, среди которых:
1) Религия
2) Жизнь
3) Семья
4) Разум
5) Имущество
6) Некоторые современные ученые предлагают считать справедливость и свободу шестой категорией.
В представление Ислама, эти базовые ценности известны как «вещи первой необходимости», потому что они считаются основой для целостного развития человека и общества.
В конце хотелось бы сказать, что если бы кто-то попросил объяснить основы ислама в нескольких возможных словах, то ответ был бы в самом слове «Ислам», которое означает «служить, поклоняться и с любовью подчиняться Богу».
Источник: https://islamreligion.com/ru/articles/10256/