Распространенная путаница касательно арабов и мусульман
Христиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы. Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей. Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.
Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.
«Араб» и «мусульманин»
Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам.
Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции.
К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи.
Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).
Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении.
В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности.
Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.
Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass
Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать. Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места.
Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством.
Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.
С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами. Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски. Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.
Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.
Арабский центр
И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала. Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском.
Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена. Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним.
До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.
И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты.
Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем.
В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином.
Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.
Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности.
Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое.
По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.
Наш ответ
Что делать христианам с этими знаниями?
(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.
(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.
(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.
(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом. Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.
Автор — Zane Pratt / thegospelcoalition.org
Перевод — Л.З. для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 29.04 (Украина). Спасибо!
Источник: http://ieshua.org/rasprostranennaya-putanica-kasatelno-arabov-i-musulman.htm
Мусульмане в Украине: соседи или братья? | НашКиев.UA
Сегодня в Украине проживает около миллиона мусульман, это 2% населения. По данным отчета The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 , подготовленного американским Pew Research Center , к 2050 году этот показатель возрастет до 1,3 млн человек, или 3,7% населения. Прогнозы выглядят реалистично, так как в 2010 году последователей ислама в Украине было вдвое меньше, чем сейчас.
Среди основных причин прироста авторы отчета называют высокую рождаемость среди мусульман (2-2,3 ребенка на одну женщину), миграцию и смену вероисповедания людьми в зрелом возрасте.
Этнический состав
Около половины мусульман Украины — крымские татары. Еще 50% составляют татары волго-уральского региона, азербайджанцы, турки-месхетинцы, чеченцы, дагестанцы, узбеки, а также общины мусульман-украинцев.
Эти данные приблизительны, так как последняя перепись населения страны проводилась в 2001 году, а следующая запланирована только на 2020-й.
Расселение по регионам
Основная часть мусульман Украины сконцентрирована на юге и востоке страны. Больше всего их в оккупированном Крыму, на Донбассе и в Киеве. Кроме того, немало приверженцев ислама в Луганске и Луганской области, Днепре, Херсоне, Запорожье, Мелитополе, Харькове и Одессе.
В каждом из перечисленных выше городов Украины, кроме крымских, у мусульман есть по 1-2 мечети, молельные комнаты (их много там, где мало мечетей), халяльные кафе и рестораны, магазины халяльных продуктов и исламские культурные центры.
В Крыму проживает 400-450 тысяч мусульман, это 17-20% населения полуострова. 90% из них — крымские татары. Остальные — азербайджанцы, украинцы и русские, принявшие ислам. Самый “татарский” город Крыма — Симферополь. Всего на полуострове действует 280 мечетей.
По словам муфтия Духовного управления мусульман Украины “Умма” Саида Исмагилова, большинство приверженцев ислама из Крыма и Донбасса поддерживают Украину, а на оккупированных территориях остаются от безысходности. Многие из них не имеют финансовой возможности уехать, а часть выехавших возвращается обратно после тщетных попыток найти жилье и работу.
“Государство не предоставило никаких социальных программ по расселению и трудоустройству таких переселенцев”, — говорит Исмагилов.
Мусульмане в Киеве
По разным данным, в Киеве проживает 30-40 тысяч мусульман. Это крымские татары, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, арабы и украинцы, принявшие ислам. Многие переехали сюда после оккупации Донбасса и аннексии Крыма.
“Более точных цифр даже у государства нет”, — уверяет Саид Исмагилов.
К услугам столичных мусульман две мечети и одна молельная комната, исламский культурный центр, десяток халяльных магазинов, в том числе работающих онлайн, а также 10-15 заведений общепита. Самые популярные из них — Family House в Исламском культурном центре (ул. Дегтяревская, 25а), “Кардаш” (ул. Дегтяревская, 27а) и, как ни странно, столовая UZ-DAEWOO (ул. Сырецкая, 33в).
Какие проблемы есть у мусульман Киева?
1. Не хватает культовых сооружений. Во время праздников мечеть Исламского культурного центра не вмещает всех мусульман-суннитов, поэтому они располагаются прямо на улице, во дворе. Приходят со своими ковриками в любую погоду. Саид Исмагилов рассказывает, что неоднократно обращался с этим вопросом к властям, просил выделить земельный участок, но всегда получал вежливые отказы.
2. Не хватает кладбищ. По религиозной традиции, хоронить мусульман необходимо на отдельных кладбищах или секторах. Такой сектор есть на Северном кладбище за Броварами, однако он уже практически заполнен. На старых кладбищах разрешены только дозахоронения. По словам Саида Исмагилова, власти все время откладывают выделение земельного участка под кладбище, а “люди тем временем продолжают умирать”.
3. Не принимают фото в хиджабе (платке) для внутренних паспортов. Существует внутреннее постановление, обязывающее фотографироваться без головного убора.
«Для загранпаспорта можно без проблем сделать снимок в хиджабе, а при оформлении внутреннего паспорта часто отказывают, ссылаясь на этот документ. Неоднократно обращались в МВД, женщины даже опубликовали петицию на сайте президента с просьбой посодействовать”, — рассказывает духовный лидер мусульман Украины.
В то же время Саид отмечает, что в нашей стране самое демократичное законодательство среди всех постсоветских стран. Если сравнивать микроклимат мусульманских общин в Украине и в традиционных мусульманских республиках Кавказа или Средней Азии, у нас дела обстоят лучше. Нет проблем ни с халяльными продуктами, ни с заведениями, ни с отношением. В Исламский культурный центр часто приходят немусульмане, привозят учеников и студентов на экскурсию, чтобы познакомить их с культурой и традициями.
Много или мало?
Если сравнивать со странами Европы, в Украине проживает среднее количество мусульман — 3,4% последователей ислама в Европе. Столько же их, к примеру, в Испании, Болгарии и Нидерландах. Это далеко до рекордов Германии (16,4%), Франции (16%) и Великобритании (10%), но намного больше, чем, к примеру, в соседних Беларуси и Молдове (по 0,1%).
Как относятся к мусульманам в Украине?
По словам Саида Исмагилова, украинское общество очень открытое и толерантное, здесь никогда не было таких проблем с отношением к мусульманам, как, скажем, в России. Отдельные конфликты возникали, но значительного развития не получали. А в последние годы ситуация даже улучшилась.
“Мусульмане — довольно незначительная часть населения, до Революции Достоинства о них мало знали и слышали. И только после того, как крымские татары выступили за украинскую государственность, были участниками Евромайдана и воевали в АТО, о них узнали и стали относиться значительно лучше”, — рассказывает Исмагилов.
Источник: https://nashkiev.ua/vlast/infografika/mousoul-mane-v-oukraine-sosedi-ili-brat-ya.html
Арабодагестанцы
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном от ибн Аббаса, говорится: «Любите арабов из-за трёх причин: за то, что я араб, что Коран ниспослан на арабском языке и что речь обитателей Рая тоже на арабском языке».
Другой хадис, переданный от Анаса, гласит: «Проявление любви к племени курайшитов – признак веры, а проявление ненависти к ним является неверием (куфр). Тот, кто любит арабов, поистине любит меня, а тот, кто не любит арабов, тот не любит и меня».
Культурная деятельность арабов составляет весьма важное звено в исторической цепи развития мировой культуры.
Мусульманские философы и медики выступили в VIII–IX вв. первыми посредниками между арабами и древнегреческой наукой. Длительное влияние арабской культуры Западная Европа ощущала через Кордовский халифат.
В мусульманской Испании мощными рассадниками знания и очагами развития культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гренаде, в которых помимо богословия и правоведения успешно преподавались астрономия, математика, химия и медицина, а число учащихся исчислялось тысячами. Культура этого государства была самой высокой и передовой в Европе.
Арабы на Кавказе
Мощное арабское влияние ощутили на себе и многие народы, живущие на территории нынешней России. Наибольшему воздействию подвергся именно Дагестан. Здесь это была не просто передача элементов арабской культуры народам маленького горного края, а в течение семи столетий проходил процесс формирования новой цивилизации.
В результате усвоения ценностей, основанных на Священном Коране и благородном пути последнего Пророка – Мухаммада(мир ему и благословение), появилась многогранная, но в то же время монолитная общедагестанская культура. Фактически произошёл этнокультурный сдвиг в самосознании народа.
Новый этап развития общества того времени отличался многими новациями: единобожие – Ислам – стал государственной религией; посредством арабской письменности наука стала всеобщим достоянием; язык Корана и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) стал языком межнационального общения народов.
Этика и мораль, лучшие человеческие качества, аккумулированные в религии Аллаха, были открыты для всех желающих.
В силу географических особенностей разные этносы Дагестана были изолированы друг от друга, и это делало их самобытными и способствовало сохранению их индивидуальности. Даже под влиянием более развитой арабской культуры они полностью не потеряли свою идентичность.
И в итоге получилась совершенно новая субкультура, пропитанная насквозь исламской моралью, – некий этнонациональный букет из разных цветов. Арабы принесли в Дагестан истинную религию и создали условия для процветания общества в дальнейшем его историческом развитии.
Благородство, мужество, чистота, стойкость, активная жизненная позиция и предприимчивость – лучшие человеческие качества – были укреплены арабами в народах Дагестана. Этим они славятся и сегодня.
Новый этнос – «арабодагестанцы»
Арабизация Дагестана могла бы быть не такой эффективной без межнациональных браков, а точнее браков между арабами и дагестанцами.
Для многих арабов, распространявших религию Аллаха, Дагестан стал второй родиной.
Тысячи семей из Шама (территория нынешних Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), а также из Мекки и Медины переселись сюда.
Хишам ибн Абдульмалик, который являлся двоюродным братом известного правителя Умара ибн Абдулазиза, во время своего правления (105–125-е годы по Хиджре, или 724–745-е годы по григорианскому летосчислению) прибыл в Дагестан и привёл с собой 24 тысячи воинов с семьями. Эта огромная армия обосновалась здесь.
Также Ибну Касир в книге «Бидаяту ва Нихаят» пишет, что всем известный правитель мусульман аббасидский халиф Харун аль-Рашид тоже бывал в Дагестане с женой Зубайдой и двумя детьми. Он прибыл для укрепления границ исламских территорий и находился здесь 1,5–2 года. Он переселил в Дагестан 7 тысяч воинов вместе с семьями. Они были расселены на землях, прилегающих к Дербенту.
Для маленького горного края с выходом к морю количество иноземцев-арабов было слишком большим.
Процессы ассимиляции меняли облик края, и в духовном плане эта земля преображалась до неузнаваемости. Арабодагестанцы, предки которых жили в пустыне, теперь уже населяли горы и равнины Дагестана. Смугленькие и черноокие дети арабов привыкали к суровым климатическим условиям гор и равнин. И до сих пор здесь говорят: такой-то из тухума «арабов».
Если проанализировать исторические перипетии, получается, что арабская кровь течёт во многих дагестанцах.
Начиная с 7-го и до 14 века в Дагестане непосредственно присутствовали арабы. Среди них было много прямых потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников.
Арабы-мусульмане заключали браки с местными жителями, в результате дагестанцы становились носителями генов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и их последователей.
Сайиды – потомки Пророка Мухаммада(мир ему и благословение) – и сегодня живут в Дагестане. Из его благородного рода вышли истинные тарикатские шейхи, известнейшие учёные-богословы.
Одна страница истории
Предводитель мусульман шейх Абу Муслим, распространяя Ислам, дошёл до горной части Дагестана. Правитель аварского ханства Суракат оказал ему сильное сопротивление. Между мусульманами и воинами Сураката произошли кровопролитные сражения.
Но шейх Абу Муслим прибегнул к хитрости: накрыл поляну с отравленной едой, которой хватило на всё войско врагов. И таким образом погибла от отравления большая часть армии аварского правителя.
Путём больших усилий предводителю правоверных шейху Абу Муслиму удалось взять столицу аваристана – Хунзах.
Процесс распространения Ислама был тяжёлым, не все желали принимать истину и оказывали ожесточённое сопротивление. Когда шейх Абу Муслим пришёл в Хунзах вместе со своей семьёй, ситуация была сложная. Не все понимали суть Ислама и воспринимали арабов как врагов. В тот период местный священнослужитель сыграл важную роль в распространении Ислама. Ознакомившись с догматами Ислама, он искренне принял эту религию. И объявил пастве о своём решении.
«До прихода Ислама наш прадед, человек чистых кровей, был учёным-священнослужителем. Когда пришёл шейх Абу Муслим и принёс Ислам, он уверовал в Единого Аллаха. Он поселил предводителя правоверных в своём доме и выделил землю рядом со своим домом для строительства мечети. Своего сына он женил на сестре шейха Абу Муслима. Гены перемешались, и благодатное потомство придерживающихся пути шейха Абу Муслима пошло от них. Делом их жизни было приобретение знаний.
Ездили они в разные страны за знаниями, совершали хадж. От отца к сыну передавали они знания и большую библиотеку. Их род стал родом учёных, которых назвали «алимчулал». Кто из них посвящал себя чему-то другому, а не изучению знаний, особых успехов не добивался в материальном плане», – так описываются события тех времён в историческом очерке, сохранившемся до наших дней. Там приводится и родословная, которая содержит 18 имён.
Потомки рода Алимчуловых сегодня тоже живут в Дагестане.
Превращение «арабского» Дагестана в «советский»
Большинство дагестанцев в какой-то мере можно назвать арабами; хотя они и не говорят сегодня на арабском языке, в каждом национальном языке очень высок процент арабских слов. В некоторых языках он доходит до 30–35 %. Октябрьская революция и установление советской власти оказало очень сильное влияние на Дагестан, и арабское наследие начало забываться.
Новая власть делала всё возможное, чтобы «арабский Дагестан» стал «советским». Арабская письменность была заменена вначале на латиницу, потом на кириллицу, а потом стала находиться даже под запретом. Арабские книги сжигали, уничтожались целые библиотеки. Малую часть из того, что было, чудом удалось сохранить.
Эти книги и сегодня для нас проливают свет на исторические процессы, происходившие в далёком прошлом.
Потеряв связь с арабским прошлым, народ учился жить по новым законам и ценностям. Но, какими бы сильными ни были советская пропаганда и советское культурное влияние, они не могли уничтожить генетическую принадлежность дагестанцев к арабам. Поэтому жители Страны гор сохранили крепость веры и дух арабов в течение 70 лет социализма, несмотря на попытки стереть всё, что напоминало об арабском прошлом Дагестана.
Генетическая принадлежность к арабам и сегодня придаёт силы единому дагестанскому народу – это видно и на примере религиозного возрождения в республике.
Политтехнологи задаются вопросом: почему этот маленький край никак невозможно выбить из колеи с помощью всякого рода провокаций? Ответ прост: дело в том, что благородное арабское прошлое, сохранённое на генетическом уровне, всегда тянет человека к своей религии, духовности и нравственности.
Источник: http://islamdag.ru/istoriya/30982
Глава общественного фонда Prima, автор фестиваля классической музыки Tengri Music Виктория Юртаева породила дискуссию в обществе на тему, нужно ли помогать нуждающимся или это потворство иждивенчеству. В социальной сети она поделилась своим печальным опытом.
«Я открыла для себя удивительный кейс. В плохом смысле я удивилась. Как вы знаете, я стала помогать людям, которые потеряли работу Но не просто еду раздавать, а если есть возможность — помочь людям что-то заработать, найти решения в карантин. Так вот что я вам скажу, 50% просящих помощь работу не хотят. Они хотят, чтобы им денег дали и еды просто так. Просто так.
Работать они не хотят! У них детей по восемь или девять человек, они голодные, сидят и ждут. А предложение заработать сомов 500 или 600 в день они игнорируют и отказываются. Но еду требуют, звонят, ругаются, почему так долго?» — написала она.
Как обычно, соцсеть поделилась на согласных с автором поста и тех, кто посчитал, что «профессиональных просящих» все же меньшинство.
«Кому нужно помогать, а кому нет? Как определить, кто иждивенец, а кто действительно нуждается в помощи?» — с такими вопросами редакция обратилась к представителям благотворительных фондов и волонтеров, оказывающим помощь во время карантина.
Глава фонда «Руки добра» Алена Конорева
— Есть такие, кто пишет заявки с разных адресов, даже с недостроенных домов, чтобы несколько раз получить помощь. Для этого у нас есть волонтеры, которые приезжают, видят и, как говорится, делают вывод. Были такие случаи, что скрывать, — мы приезжали, а лица-то знакомые. Тогда волонтеры звонят и говорят, что этому человеку уже помогали. Мы поднимаем данные из базы, и выясняется, что действительно он помощь получал от нашего фонда или других.
Спрашиваем, почему опять обращаетесь, и он начинает говорить, что это сестре нужна помощь или брату-свату. Мы спрашиваем, почему они тогда сами не сделали заявку. Были такие случаи раза 4-5 у нас за эти полтора месяца.
Сейчас трудно выбирать, кому оказывать помощь, а кому нет, определять какие-то рамки и критерии, потому что ситуация такова: вчера эти люди имели работу и какая-то стабильность была. Например, мужчина был таксистом, а она — реализатором где-то сидела, продавала.
Через неделю-две запасы заканчиваются, и у людей нет еды. Они молоды, здоровы и полны сил, но не могут прокормить себя и детей. Мы помогаем сейчас абсолютно всем, независимо от того, молодой или старый, человек с инвалидностью или здоровый. Сейчас не то время.
В обычное время у нас в приоритете пожилые, дети-сироты и лица с инвалидностью, оставшиеся без попечения родственников.
Руководитель добровольного отряда спасателей Валерия Садыгалиева
— Это проблема (которую подняла Юртаева) не первого года. Тема щепетильная.
Мы сейчас сделали единую базу данных между несколькими фондами, потому что некоторые люди, получив продовольственную помощь в одной организации, тут же звонят в следующую, потом следующую И везде говорят, что помощи они не получали.
Я далека от их осуждения, потому что их тоже можно понять: люди боятся, что съедят продпакет, а потом у них ничего не будет, в помощи им откажут, потому что помогать будет нечем. А с другой стороны, так делать тоже нельзя, потому что есть семьи, где даже ложки муки не осталось, и они сидят и ждут пакет.
В единой базе мы можем видеть, когда последний раз семья получала продукты и какой фонд их предоставлял. Мы знаем примерно насколько этого пакета им хватит и повторно, если продукты не закончились, не даем.
Что касается работы, то есть такие случаи. У нас было — даже не сейчас, а до карантина — что мы находим человеку работу, которую он может выполнять, по его навыкам. Даем контакты, а человек просто не звонит. Таким людям мы перестаем помогать, когда разбираемся с ситуацией.
Потому что наша задача не дать человеку рыбу, а дать удочку, чтобы не получить иждивенцев, которые будут только просить. Это неправильно. Как отличить иждивенцев? Это только время показывает.
Мы работаем с семьей определенное время, а потом видим: либо человек как-то старается и что-то делает, либо нет.
Например, человек говорит, что его детям нечего носить. Мы даем одежду, а потом приезжаем, а она порванная и грязная во дворе валяется. У нас в базе есть черный список, где полностью описано, почему мы перестали помогать этим людям. Туда вносятся и обманщики, которые просто занимаются манипуляциями. Шила в мешке не утаить. Все равно это вылезет.
Если составлять портрет этих людей, то чаще всего это многодетные женщины, которые понимают, что детьми можно шантажировать. Недавно была история: у нас есть одна женщина, которой помогал весь город, все ей необходимое предоставили.
А тут мне из России пишут из организации «Лиза Алерт» и рассказывают про эту женщину, мол, надо помочь, потому что от нее все отказались. Мы стали сверять: она есть в базе и у Алены Коноревой, и у Надежды Хохловой. Но заявку на получение продпакетов она не делала.
Дело в том, что из «Лиза Алерт» ей отправили деньги, а к нам она не обратилась, потому что мы даем только продукты. Одно время эта женщина подрабатывала, но потом поняла, что просить проще и удобнее.
Сейчас мы еще занимаемся обеспечением горячего питания, потому что есть пожилые, до которых родственники не могут добраться. Один дедушка у нас подопечный — незрячий.
У него племянница живет в Беловодском, и если раньше она могла приезжать и готовить ему, то сейчас она этого делать не может, к тому же осталась без работы и средств. Везти ему продукты толку нет, дедушка не в состоянии готовить.
Для таких, как он, мы готовим горячее питание на два дня, чтобы они могли положить в холодильник, потом достать разогреть и поесть.
Горячим питанием мы снабжаем и семью, где трое детей, а родители пьющие. Давать им продукты невозможно, потому что они их сразу обменивают на выпивку. Причем горячее питание мы оставляем их соседке, чтобы дети ходили туда и ели.
Но естественно, это все не повод не помогать людям вообще, потому что если судить по этим случаям и никому не верить, то тогда мы вообще не будем никому помогать.
Волонтер Русской православной церкви Надежда Хохлова
— Мы сейчас вообще этот вопрос перед собой не ставим, потому что во время обычной нашей работы мы выезжаем, смотрим, собираем справки и можем оценить ситуацию не только по документам, но и визуально.
Сейчас такой возможности нет, потому что это будет нерациональное использование человеческих ресурсов. Поэтому мы сейчас оцениваем ситуацию исключительно по документам. И, конечно, надо понимать, что процентов 10, а может и меньше, будут злоупотребления в возможности получить помощь.
Но это не значит, что работу нужно останавливать, потому что остальные 90% — нуждаются.
Никто сейчас не может оценить, иждивенцы это или нет, потому что в момент нуждающимися стали люди, которые никогда ни у кого не просили. Это семьи с однодневным заработком. Они в принципе не профессиональные просители. Испугавшись, что нечего будет есть, люди могут обращаться в два-три фонда, не понимая, что это, может быть, не этично. Для них это этично, потому что им есть нечего.
По поводу отказов от предлагаемой работы. Допустим, у нас есть подопечная — мамочка с четырьмя детьми: младший ребенок с проблемами. И ей предложили мыть подъезд. Она не согласилась, потому что обычно убирает квартиры и младшего с особенностями здоровья берет с собой. Постоянные клиенты на это нормально смотрят и ей помогают. Взять его куда-то, чтобы мыть подъезд, женщина не может. А со стороны это выглядит так, будто она не согласилась на работу.
Сейчас не то время, чтобы заморачиваться этими вопросами. Профессиональных просителей мы знаем. Таких мы заносим в черный список. Но их ничтожно мало. В основном обращаются те, кому ну очень нужно. К примеру, женщина идет к нам пешком из села Восток, потому что нам в ту сторону не по пути, а ей нужно чем-то кормить детей.
Фото иллюстративные.
Источник: https://kaktus.media/doc/411800_rabotat_ne_hotiat_a_chtoby_deneg_prosto_dali._blagotvoritelnost_porojdaet_ijdivencev.html