Как распределены три основные ветви буддизма по странам Азии
На карте приведено традиционное распределение трех основных направлений буддизма по странам Азии: тхеравады (оранжевый цвет), махаяны (желтый цвет) и ваджраяны (красный цвет). В таблице – численность населения этих стран (на 2001 год) и, если есть данные, процент людей, исповедующих буддизм.
Количество и процент верующих – цифра, как обычно, приблизительная и от источника к источнику отличается. Особенно это касается тех стран, где обычной практикой является одновременная принадлежность к более чем одному верованию и тех, где буддизм практически слился с местными религиями (Китай, Япония).
1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)
Древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни.
Изначальный буддизм – это не религия, а философско-этическое учение. В соответствии с учением Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов – это уход от личной ответственности и соответственно ухудшение кармы. Соответственно в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет и поклонения высшим существам взамен на помощь и блага.
Из всех направлений и видов буддизма пожалуй только в Тхераваде практически отсутствуют иные объекты высшего поклонения, кроме Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается и в сравнительной простоте и ритуалов, и канонов архитектуры и искусства.
Тхеравадинский буддизм не инкорпорирует в свой пантеон местных божеств и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, являясь правоверными буддистами, за утешением, помощью и защитой тхеравадины в повседневной жизни, как правило, обращаются к разнообразным духам и местным божествам.
Страна | Население | % буддистов |
Шри Ланка | 19.4 млн. | 70% |
Мьянма | 42.0 млн. | 87% |
Таиланд | 61.8 млн. | 95% |
Лаос | 5.6 млн. | 85% |
Камбоджа | 12.5 млн. | 88% |
2. Махаяна (Великая Колесница)
Это направление буддизма уже можно отнести к религии со сложившимся пантеоном, культовой практикой и сложной религиозной доктриной.
Основное отличиемахаяны от тхеравады – восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическим телом Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ.
Одним из краеугольных в махаяне является учение о “бодхисатвах”: святых подвижниках, которые отказались от нирваны и перерождаются вновь и вновь, воплощаясь в божественном облике или в конкретных людях, ради освобождения всех живых существ от страданий. Бодхисатвы являются основным объектом поклонения рядовых верующих, особенно популярен бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара и его различные воплощения.
Пантеон махаяны очень велик, имеет много рангов и включает в себя также множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от конкретной страны, направления, школы и т.п. Почитаемая представителями всех конфессий Китая богиня Гуань Инь в махаянитской традиции считается женским воплощением Авалокитешвары.
Все Далай Ламы также являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисатвы в тибетском буддизме) за заслуги перед бурятским буддизмом.
Страна | Население | % буддистов |
Китай | 1 284 млн. | – |
Вьетнам | 79,9 млн. | 55% |
Корея | 47.9 млн. | 37% |
Тайвань | 22.19 млн. | – |
Япония | 126.8 млн. | – |
3. Ваджраяна (Алмазная колесница) или Тантраяна (Колесница Тантры)
Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон. Тибетский буддизм иногда рассматривается не как разновидность буддизма, а как отдельная религия.
В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни.
Основой религиозной практики Ваджраяны являются очень сложные тантрические техники управления сознанием.
Знания в ваджраяне являются эзотерическими и передаются от учителя (ламы) к ученику. Поэтому еще одним устаревшим общеупотребительным названием является “ламаизм”.
Многие авторы указывают на связь тантрического буддизма с древними культами плодородия в связи с тем, что он содержит много символики и религиозных практик эротического характера.
Кроме бодхисатв в тибетском буддизме существует культ дхармапал (защитников веры), т.е. святых, которые во имя защиты веры не следуют буддистским принципам непричинения зла живым существам.
Иконография и культовая практика вызывает наибольшее неприятие и критику вне тибетского буддизма. В связи с этим, также приводятся сведения об использовании в культовой практике тибетского буддизма ритуальных предметов из человеческих черепов, костей и кожи человека.
Страна | Население | % буддистов |
Тибетские автономные образования в пределах КНР | 7.3 млн. (5.2 млн.-тибетцы) | – |
Бутан | 0.672 млн. | 75% |
Монголия | 2.66 млн. | Нет данных |
Тува | 0.313 млн. | ~30% |
Бурятия | 0.96 млн. | ~15% |
Калмыкия | 0.29 млн. | ~30% |
Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/12442/
Какие бывают будды — множество воплощений изначального будды
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.
Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.
Какие есть бодхисаттвы
Мандала Пяти будд
Позы и их значения
Заключение
Какие есть бодхисаттвы
В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.
Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.
Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.
Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.
Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.
Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.
Существуют и женские бодхисаттвы, например, Тара — спасительница женских душ, символизирует сострадание.
Также есть и другие Адди-будды, такие как:
— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.
— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.
— Ваджрасаттва — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.
— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.
— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.
Мандала Пяти будд
В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.
- В центре ее сидит Вайрочана, или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
- Акшобхья, или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
- Ратнасамбхава, или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
- Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
- Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.
Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:
Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.
Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.
Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.
Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.
Позы и их значения
Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.
Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.
Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.
Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.
Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.
Заключение
Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.
Если вам было интересно, поделитесь ссылкой в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Источник: http://o-buddizme.ru/lichnost-buddy/kakie-byvayut-buddy
Буддизм с точки зрения ислама
Основополагающее учение Дхармы, данное Буддой, известно как «четыре благородных истины»: четыре факта, которые существа, обладающие высоким постижением, воспринимают как истинные. Он видел, что все сталкиваются с (1) истинными проблемами.
Несмотря на множество радостей, нельзя отрицать то, что жизнь сложна. Болезни, пожилой возраст, а также смерть, собственная или любимых, неудовлетворенность в жизни, разочарования во взаимоотношениях с другими и прочее – все это довольно сложно.
Тем не менее, люди делают эти ситуации еще более болезненными из-за своего отношения, основанного на заблуждении.
(2) Истинной причиной проблем является недостаток осознавания, или неведение реальности. К примеру, все люди думают, что они – центр вселенной. Когда, будучи маленькими детьми, они закрывают глаза, то создается впечатление, будто бы все остальные перестают существовать.
Из-за этой обманчивой видимости они полагают, что они единственные, кто действительно важен, и что они должны всегда поступать по-своему. В результате такого эгоцентричного, заносчивого отношения они затевают споры, ссоры и даже войны. Но если бы было истиной то, что они – центр вселенной, тогда все должны были бы согласиться с этим.
Однако никто не согласиться, поскольку каждый считает, что именно он или она является центром вселенной. Все они не могут одновременно быть правы.
Как бы то ни было, возможно достичь (3) истинного прекращения всех проблем, так чтобы больше никогда не испытывать несчастье. Такое произойдет, если перенять (4) один из истинных путей ума и понимать реальность с его помощью.
Иными словами, если некто достиг полного понимания того факта, что все взаимосвязаны и взаимозависимы и что никто не является центром вселенной, тогда люди смогут найти решение их проблем и жить друг с другом в мире и согласии. Следовательно, базовый подход в буддизме научен и рационален.
Чтобы избавиться от проблем, их необходимо выявить и устранить их причины. Все подчиняется законам причинно-следственной связи.
Пустотность и взаимозависимость
Таким образом, основной смысл учений Будды состоит в видении реальности, а именно взаимосвязи между всем и всеми, и, как следствие, в развитии равной любви и сострадания ко всем существам. Высочайший принцип, который объединяет все, известен как «пустотность» и находится за пределами любых названий и понятий.
Под пустотностью имеется в виду тот факт, что ничто не существует невозможными, выдуманными способами, например действительно независимо от всего остального, но что все существа и явления возникают взаимозависимо друг от друга.
Поскольку все живые существа и окружающая среда взаимозависимы, необходимо проявлять любовь, заботливость и сострадание ко всем остальным и брать на себя ответственность за то, чтобы активно им помогать.
Чтобы оставаться сосредоточенными на этих двух аспектах, пустотности и сострадании, известных как «мудрость и метод», необходим очень высокий уровень сосредоточенности и прочная основа этической самодисциплины. Будда учил многим техникам практики во всех этих областях.
Этика и карма
Будда придавал особое значение ведению этической жизни, соблюдению строгой морали. Он говорил, что нужно стараться помогать другим, а если это невозможно – то по крайней мере не причинять им вреда. Он объяснял основы этики в терминах научных принципов кармы, или поведенческой причинно-следственной связи.
«Карма» не означает судьбу: это слово означает импульсы, которые побуждают совершать физические, вербальные и умственные действия, а также сопровождают их. Импульсы поступать положительно или отрицательно возникают вследствие предыдущих условий и вынуждают человека вступать в ситуации, в которых он будет переживать определенный уровень счастья или страдания.
Эти ситуации возникнут в этой жизни или в будущих.
Перерождение
Как и остальные индийские религии, буддизм признает перерождение, или реинкарнацию. Поток сознания индивидуума, содержащий инстинкты, способности и прочее, приходит из прошлых жизней и уходит в будущие.
В зависимости от сформированных поступков и предрасположенностей, индивидуум может быть перерожден на небесах или в аду, либо как животное, человек или как один из разнообразных призраков или духов.
Все существа переживают подневольные перерождения из-за силы собственных беспокоящих состояний ума, таких как привязанность, гнев и неведение, а также вызываемых ими кармических импульсов действовать, находясь под их влиянием.
Если некто следует отрицательным импульсам, возникающим в его уме в силу прошлых поведенческих моделей и поступает разрушительно, то в итоге он будет испытывать страдание и несчастье. Если же, с другой стороны, некто вовлечен в созидательные дела, он будет испытывать счастье. Таким образом, счастье или несчастье каждого – это не награда или наказание: они созданы предыдущими поступками этой личности в соответствии с законами поведенческой причинно-следственной связи.
Основа буддийской этики состоит в воздержании от десяти особенно разрушительных действий.
Это физические действия: убийство, воровство и неуместное сексуальное поведение; вербальные действия: ложь, злословие, грубая и жестокая речь, а также пустая болтовня; и действия ума: алчные мысли, злые мысли, и искаженное, ложное мышление, при котором отрицается ценность всего положительного.
Будда не учил закону, похожему на шариат, пользуясь которым можно определить наказания за отрицательные поступки. Независимо от того, награждают или наказывают люди тех, кто поступает разрушительно, им предстоит пережить страдания, обусловленные их поступками.
Религиозная практика и медитация
Будда видел не только то, что все равны в своей способности преодолеть все проблемы и стать буддой, но также и то, что все люди являются индивидуальностями, обладающими различными предпочтениями, интересами и способностями.
Проявляя уважение к этим различиям, он учил многим разным методам работы над собой, с помощью которых человек может преодолеть ограничения и осуществить свои потенциальные возможности.
Эти методы включают обучение, религиозную практику, такую как трехкратные простирания перед молитвой, совершение щедрых пожертвований нуждающимся и тем, кто посвятил себя духовной жизни, повторения имен Будды и священных слогов (мантр), подсчитываемых при помощи молитвенных четок, паломничество к святым местам и обход священных памятников, и особенно медитацию.
Медитация означает формирование благотворной привычки и достигается посредством многократного создания таких положительных состояний ума, как любовь, терпение, памятование, сосредоточенность и видение реальности, а затем практики видения собственных жизненных ситуаций с использованием этих состояний ума.
Более того, Будда говорил людям не принимать его слова на веру, а проверять все на себе, как если бы они покупали золото. Только если люди на своем собственном опыте обнаружили что-то полезное в его учениях, только тогда им следует применять их в своей жизни. Нет необходимости менять культурные предпочтения или даже религию – говорил Будда. Любой, кто нашел что-либо полезное в его учениях, мог использовать их.
В буддизме нет установленного времени для молитв, нет религиозных служб для мирян, проводимых духовными лицами, и нет священного дня отдохновения. Люди могут молиться в любое время и в любом месте.
Тем не менее, чаще всего моление и медитация осуществляются либо в буддийский храмах, либо перед домашними алтарями, зачастую перед статуями и изображениями будд и бодхисаттв – тех, кто полностью нацелен на то, чтобы помогать другим и стать буддой.
Люди не поклоняются и не молятся этим статуям, а пользуются ими, чтобы помочь себе сосредоточить внимание на великих существах, представленных этими статуями и изображениями.
Поскольку будды и бодхисаттвы не являются всемогущими богами, цель молитвы – попросить вдохновения у этих фигур и их наставляющей силы, чтобы самостоятельно осуществить собственные благие намерения. Тем не менее, необразованные люди просто просят исполнения своих желаний. В знак уважения того, что достигли будды, люди совершают перед статуями и изображениями подношения благовоний, свечей, чаш с водой и пищи.
Диета и отказ от алкоголя
Кроме того, в буддизме нет твердо установленных диетических правил. Среди буддистов поощряется вегетарианство, насколько это возможно, но даже если питаться только растительной пищей, все же, при любой форме сельского хозяйства неизбежно погибают насекомые.
Следовательно, необходимо минимизировать вред, причиняемый животным и насекомым из-за того, что человеку необходимо питаться. Иногда необходимо есть мясо, например по медицинским причинам, чтобы не обидеть хозяев дома или когда нет другой пищи.
В подобных случаях принято благодарить животное, лишившееся своей жизни ради блага человека и молиться за его лучшее перерождение.
Также Будда наставлял своих последователей не пить и капли алкоголя. Буддийское учение нацелено на развитие памятования, дисциплины и самоконтроля. Все это теряется при употреблении алкоголя. Как бы там ни было, не все буддисты следуют совету Будды.
Монашеская традиция
В буддизме есть как монашеская, так и мирская традиции. Есть монахи и монахини, которые соблюдают сотни обетов, включая полный целибат. Они бреют голову, носят специальные одеяния и живут в монастырских общинах. Они посвящают свои жизни изучению, медитации, молитвам и выполнению ритуалов на благо мирского сообщества. Миряне, в свою очередь, поддерживают монахов, жертвуя пищу непосредственно монастырям или монахам, которые каждое утро приходят к их домам собирать подаяние.
Равенство
Несмотря на то что индийское индуистское общество во времена Будды имело кастовую иерархию, на низшей ступени которой некоторые группы даже считались неприкасаемыми для других, Будда объявил, что в его монашеской общине все равны. Таким образом, Будда упразднил кастовые различия для тех, кто оставил общество, чтобы жить в мужских и женских монастырях и посвятить свои жизни духовной практике.
Иерархия в монашеских заведениях была основана на уважении к тем, кто принял монашество раньше других и дольше всех сохранял обеты. Монахи и монахини, младшие по возрасту, но принявшие обеты раньше, во время молитвенных собраний сидели впереди старших по возрасту и получали пищу и чай раньше них.
Согласно азиатским традициям, когда мужчины и женщины одновременно присутствовали на религиозных собраниях, они сидели раздельно; при этом мужчины сидели впереди.
Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-i-islam/buddizm-s-tochki-zreniya-islama
Буддизм — религия в Тайланде
- 30 августа 2018
Религия Тайланда – буддизм, который исповедует 95% населения и почти все в той или иной степени следуют его канонам в повседневной жизни. Отношение к религии в Тайланде совершенно другое, нежели в России. Если у нас половина населения считает себя атеистами, а большая часть второй половины заходит в храм только на Рождество и Пасху и не соблюдает никакие предписанные правила (посты, молитвы, добрые дела), то в Азии и, в частности в Таиланде, всё по-другому.
Религиозное учение впитывается с молоком матери и даже если таец не ходит в храм, в душе он – буддист. Атеистов здесь почти нет. Главные черты местного населения – миролюбие, спокойное отношение к происходящему, улыбка на лице – исходят именно из буддистского взгляда на жизнь.
Какие характерные черты религии Тайланда?
Краеугольным камнем учения является закон кармы, который можно сформулировать следующим образом: что посеешь, то и пожнёшь. Также существует несколько постулатов, на которых зиждется буддизм в Тайланде:
- из жизни в жизнь душа переходит от одного тела к другому, поэтому все формы преходящи;
- жизнь это страдание, а его причины – наши желания;
- цель жизни – достичь просветления (нирваны), где нет никаких желаний, а только чистое блаженство.
На вопрос, какая религия в Тайланде — ответ — здесь исповедуют буддизм толка Тхеравады (или Хинаяны – Малой Колесницы). Он также распространён в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Камбодже и Лаосе. Это самая старейшая ветвь, идущая непосредственно от Гаутамы Будды и основанная на его наставлениях.
На Тибете, в Китае, Монголии, Корее, Японии в большей степени практикуется Махаяна (Большая Колесница). Это более позднее учение, которое опирается на наставления просветленных последователей Будды.
Третья ветвь — Ваджраяна (Алмазная Колесница или Тантрический буддизм) – самая молодая, развившаяся из Махаяны в 6 веке в Тибете (по другим данным – в Индии). Его последователи живут в Тибете, Непале, Монголии, Бутане, Индии, а также в Калмыкии и Бурятии.
Их тайные практики по достижению духовного совершенства считаются самыми радикальными и опасными и в чём-то напоминают тантризм (например, сексуальные техники для достижения просветления). По заверению последователей, благодаря этому можно достичь нирваны за одну жизнь.
Главное различие Тхеравады и Махаяны (Ваджраяна является её эзотерической частью) – это отношение к Будде. В первом случае он считается обычным человеком, достигшим просветления, а в во втором – Богом, которому следует поклоняться, просить о помощи т.д. Именно поэтому Хинаяну только с натяжкой можно назвать религией – ведь здесь нет понятия личности Бога и цели обрести его благословения и попасть на Небеса.
Буддизм в жизни Таиланда
Жители Тайланда не ходят в храмы для того, чтобы покаяться перед Буддой, попросить его защиты или избавления от болезней. Кому каятся – Бога не существует, а Будда обычный человек, такой же как они и не может даровать земные или духовные блага. Всё это только в наших руках.
Религия Тайланда для обычных мирян предоставляет несколько правил. Они должны помочь счастливо прожить жизнь и в будущем достичь просветления посредством медитаций и других эзотерических техник (которые практикуют монахи, живущие в монастырях):
- делание добрых дел;
- отказ от насилия, воровства, лжи, прелюбодействия и одурманивающих веществ (в первую очередь – наркотиков и алкоголя).
Человек сам выбирает свой путь. Если он хочет быть счастливым, здоровым и богатым, то должен творить добрые дела, помогать ближним, делать подношения монахам (одно из самых сильных средств для хорошей жизни), посещать храм хотя бы раз в неделю.
Всё это способствует лучшей карме, а она в свою очередь дарует процветание в этой жизни и более хорошее рождение в следующей (например, в богатой семье). Если же человек причиняет боль и страдание другим, то его ждут либо несчастья в этой жизни, либо в следующей.
С точки зрения буддизма Тхеравады, те, кто творит зло и процветает, тот просто накопил много хорошей кармы в прошлых рождениях, но скоро она исчерпается дурными делами и в следующей жизни он родится в нищей семье, его будут преследовать болезни и неудачи.
Никакой Божьей кары или Божьей милости не существует – есть только безличный закон причин и следствий, который не слышит наших молитв, поэтому бесполезно взывать о помощи или делиться насущными проблемами.
Самым важным для хорошей кармы, является посещение храма и преподношение даров монахам (в основном, еды). Каждый таец, делает три поклона и ставит три свечки на алтарь. И это не случайно – число «три» — сакральное число, символизирующее Три Драгоценности: Будду, его наставления и последователей.
Все службы в храмах проходят не с целью умилостивить Бога и попросить его о чём-либо, а как знак почтения и уважения Учителю, даровавшему нам своё учение. Все церемонии – это также и большое доброе дело (правильный поступок), который дарует благо и тем, кто её проводит, и тем, кто на ней присутствует. Большое значение имеют и сами произносимые во время церемонии мантры. Считается, что их звук ограждает от злых духов (которые мешают нашему совершенствованию) и создаёт гармонию в окружении.
Буддизм Тхеравады – это официальная религия Тайланда. По закону король должен быть обязательно буддистом. Несмотря на это, Таиланд очень терпимая страна по отношению к другим концессиям (в отличие от России). По тому же закону, король страны является покровителем всех религий и заступником всех верующих. Именно поэтому ислам, индуизм, христианство и иудаизм имеют в Тайланде те же права, что и буддизм. Их никто не запрещают, а отношение – очень уважительное.
Что интересно, тайский буддизм органично сочетается с более древними верованиями в духов. Почти везде можно увидеть кханпхрабхум — небольшие домики для духов, которым ежедневно подносят еду, воду, цветы, благовония. Повсюду продаются амулеты-оберёги. Но об этом мы более подробно расскажем в статье о домиках для духов, поскольку к буддизму всё это не имеет никакого отношения.
Источник: https://pattayatrip.ru/o-taylande/religiya-taylanda-buddizm
Буддизм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Будди́зм — мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев.
Основатель этой религии — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда, что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока.
Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло.
Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма.
Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу.
В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей.
Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.
Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна — большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада — путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.
Статистика
- По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 514 млн. буддистов [1].
Литература
- Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ
[1] Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1368.html