Зачем саудовский король разрушает святыни Мекки
Jasmin Merdan / Fotolia / PhotoXPress.
ru
«Неизвестные проникли в священный для мусульман город Мекка и разрушили несколько строений, относящихся к оттоманскому периоду, после чего те же лица нанесли существенный ущерб мечети пророка Мухаммеда в городе Медина».
Этот вымышленный заголовок, но в его основе, увы, лежат вполне реальные события. Можно только представить, какую бурную реакцию вызвала бы такая новость в арабском и исламском мире, если бы речь и вправду шла о злоумышленниках.
Можно даже предположить, что если бы стоглазым саудовским Аргусам удалось установить гражданство этих преступников (желательно американское или израильское), то вряд ли дело обошлось бы без погрома двух-трех посольств этих стран в арабских столицах, а также угроз страшной и кровавой мести. Но поскольку за систематическим разрушением бесценных памятников старины стоит руководство Саудовской Аравии – покровитель и защитник Двух Святынь (таков официальный титул саудовского монарха), – гневные демонстрации и акции протеста, видимо, откладываются на неопределенный срок.
Уничтожение построек оттоманского периода вокруг Великой мечети в Мекке и кардинальные перепланировки в Медине интересуют только особо занудных блогеров, которые пытаются привлечь внимание международного сообщества к тому, что происходит на родине ислама, в Саудовской Аравии.
Объять необъятное
Гнев саудовских и прочих блогеров на этот раз вызвали планы по сносу некоторых районов cтарой части Мекки, тесно прилегающих к святая святых – Великой мечети, в центре которой находится Кааба – черный камень. Хадж, то есть паломничество в Мекку, – это один из пяти столпов веры в исламе, он считается обязательным для каждого мусульманина.
Хотя бы раз в жизни верующие обязаны облачиться в белую ткань и направить свои стопы в священную Мекку. Ранее тем, кто жил вдали от города, где в 570 году появился на свет маленький мальчик по имени Мухаммед, приходилось нелегко. Путешествие было опасным, и многие смельчаки, охваченные религиозным рвением, погибали в пути.
Путь в Мекку пролегал через бесконечные пустыни Аравийского полуострова и продолжался несколько недель, а порой и месяцев. Простые люди о хадже могли только мечтать.
Поэтому еще в первой половине XX века Мекка, по описанию очевидцев, была весьма бедным и заброшенным местом. Избавление пришло в виде густой черной субстанции с неприятным запахом.
Нефть принесла Саудовской Аравии прогресс (по крайней мере, технологический), и по безмолвным пустыням Хиджаза и Нажда зазмеились ленты скоростных дорог. В Мекке появились современные и хорошо оснащенные гостиницы для паломников. Сами паломники пересели с верблюдов на автомобили, а затем и на самолеты.
Их становилось все больше и больше, и когда-то казавшаяся местным бедуинам огромной Великая мечеть Мекки уже не вмещала всех желающих.
Благо – после того, как в Саудовской Аравии была обнаружена нефть, недостатка в средствах местные власти больше не испытывали и считали своим долгом построить в полном смысле слова грандиозную мечеть.
Количество паломников неуклонно продолжало расти, пока в Эр-Риаде не догадались ввести квоты для разных стран, и таким образом регулировать поток тех, кто мечтает семь раз обойти священную Каабу, подняться на гору Арафат, постоять на Муздалифе, принести жертву в Мине, отпить из вод источника Замзам, кинуть ритуальный камень в невидимого шайтана и стать хаджи (то есть совершившим хадж).
Право на хадж разыгрывается между миллионами верующих, и счастливцы с радостью выкладывают кругленькую сумму, чтобы отправиться в Саудовскую Аравию. И все же количество паломников, которым необходимо одновременно проделать все этапы ритуала, уже превышает 2,5 миллиона. Ислам – самая быстрорастущая религия во многих странах мира, например в США и в Великобритании, и паломники устремляются в Мекку со всех концов света.
Поэтому саудовские власти отчасти можно понять: чтобы избежать давки и смертоубийства во время молитв и церемоний и создать дополнительные койко-места (сегодня многие паломники спят в палатках, а другие – прямо на голых камнях), им просто необходимо строить.
А если на пути лежат прекрасные постройки времен Оттоманской империи – ну что ж, для истинных покровителей и хранителей Двух Святынь нужды живых людей всегда стоят выше каких-то зданий.
До основанья мы разрушим
Строить, конечно, надо, но неужели нуждами паломников можно оправдать превращение дома, где когда-то проживала Хадиджа, первая жена пророка Мухаммеда, в общественный туалет? Туалет – вещь необходимая, спору нет, но разве нельзя было просто поставить несколько бело-голубых кабинок рядом с историческим домом? Вряд ли такая прозаическая вещь, как туалет, оскорбила бы чувства посетителей этого дома, да и тех, кто там когда-то обитал.
Так же не повезло сотням могил и мавзолеев соратников пророка, которые раньше посещали те, кто добирался до Мекки и желал выполнить не только обязательную программу, но и произвольную.
Дело в том, что ваххабитский ислам выступает против идолопоклонства и расценивает посещение могил, в том числе и могилы самого пророка в Медине, как серьезнейшее преступление и отрицание единобожия.
Суровые воины из клана Ас-Сауд, которые не без помощи Великобритании завоевали Хиджаз в 20-х годах прошлого века и изгнали оттуда Хашимитов, которые веками правили священными для ислама местами, сеяли не только смерть, но и разрушения. Кампания против «политеизма» стартовала еще в начале XIX века, во времена первого Саудовского государства, и продолжается по сей день.
Саудовские власти планируют провести большие изменения в Мечети Пророка в Медине, известной своим зеленым куполом, в результате чего мечеть придется снести, а потом собрать, но уже в другом уголке нового строительного комплекса.
Гвоздем программы станет современное здание, которое будет гармонировать с такими же безвкусными коробками пятизведочных и даже шестизвездочных гостиниц в Медине и Мекке. Таким образом, можно убить сразу двух зайцев – избавиться от ненавистных могил, куда по-прежнему приходят верующие, еще не осознавшие превосходства ваххабитского направления ислама, и увековечить свое имя в архитектуре.
Ведь кроме как строительством в Мекке и Медине нынешним саудовским правителям похвастаться нечем – разве что парой весьма неплохих торговых центров в Эр-Риаде и Джидде.
Что до старого города Мекки или могилы Пророка в Медине – в Саудовской Аравии надеются, что мир, занятый своими проблемами, вскоре об этой мелочи позабудет. В любом случае Мекка и Медина закрыты для туристов-немусульман. А арабский и исламский мир на преступления, которые совершаются против памятников старины, имеющих немалое значение для исламской и мировой культуры, пока никак не реагируют.
Арестовать 10-летних мальчиков в Египте, которые, по свидетельству очевидцев, мочились на книгу Корана – это пожалуйста. Разрушить христианскую деревню в Пакистане после того, как один из ее жителей навеселе нелестно отозвался о пророке Мухаммеде – да легко. Провести демонстрацию против осквернения и уничтожения исламских ценностей в Саудовской Аравии? Ждите ответа
Источник: https://republic.ru/posts/l/933387
Мечеть Аль-Куба (Медина, Саудовская Аравия) — mahalla1.ru — Доступно об исламе
Мечеть Аль-Куба (араб. قباء مسجد) – первая в истории Ислама мечеть. Поскольку она была построена во время такого значительного события, как переселение, значение ее велико. Куба – место, расположенное на расстоянии 4-5 км к югу от центра Медины. Сейчас она входит в черту города.
О значимости мечети Аль-Куба упоминается в 19 хадисах в сборнике «Сахихов» аль-Бухари, 13 хадисах в «Сахихе» Муслима, 2 хадисах из коллекций Абу Давуда и 6 хадисах в «аль-Муватта» имама Малика.
Посещение мечети Аль-Куба является очень важной сунной. По возможности её желательно посещать в субботу, но можно и в любой другой день. При этом намерение должно быть, чтобы посещением мечети и совершением в ней намаза приблизиться к Аллаху.
Намаз, совершённый в мечети Кубба, равняется совершению Умры.
Св. хадисов ат-Тирмизи
Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознаграждён так же, как и за Умру.
Св. хадисов Ахмада
История
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во время хиджры (переселения из Мекки в Медину), до вступления в город остановился в местечке Куба, где дожидался ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Здесь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был гостем сынов Амра ибн Авфа по разным данным от 3-х до 20-ти дней, но большинство склоняется к мнению о 14-ти днях. Так вот, знаменитая Масджид Аль-Куба была построена именно в это время.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принимал личное участие в строительстве этой мечети. В Священном Коране об этой мечети сказано так
Мечеть, которая с первого дня зиждилась на набожности
Св. Коран, 9:108
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считал, что 108-ой аят суры «Ат-Тауба» был ниспослан Всевышним Аллахом в честь жителей Кубы:
Там есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
Св. Коран, 9:108
Когда первые мухаджиры, совершившие переселение, прибыли в Кубу, они, выровняв площадку, где сыны Амра ибн Авфа сушили финики, стали совершать там намазы. Поскольку Салим – освобожденный раб Абу Хузайфы – прекрасно читал Коран и так же прекрасно знал его, он стал исполнять обязанности имама среди первых мухаджиров (Ибн Сад, III, 87, IV, 311).
Свет Бытия, расширив это пространство, построил там Мечеть Куба. Мечеть имела четырехугольную форму и размеры 32×32м. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил жителей Кубы принести камни, затем, поставив один из них на южной стороне будущего здания мечети, велел Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах) поставить камни в ряд подобным же образом.
Друзья и соратники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были впечатлены этим, но попросили его отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако он отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в ней Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».
При строительстве мечети Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) проявлял старания больше, чем кто-либо. Поэтому о нем стали говорить, как о человеке, «построившем самую первую в истории Ислама мечеть» (Ибн Хишам, 9, 114).
А Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) и работал, и читал стихи одновременно, облегчая и снимая усталость верующих (Камиль Мирас «Теджрид Терджемеси», Х, 106).
Обязанность муэдзина исполнял Сад Аль-Курази (да будет доволен им Аллах) – один из славных сахабов. В мечети Куба, так же, как и в мечетях Медины, шел учебный процесс, а наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) контролировал его, всякий раз приезжая туда (Хамидуллах «Ислам пейгембери», II, 771).
Наш Господин Милость обоих Миров (да благословит его Аллах и приветствует), приходя по субботам в Кубу пешком или приезжая верхом, совершал в мечети два рака’ата намаза (Бухари «Фазлус-салят»,3,4; Муслим «Хадж», 516).
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) во время своего правления приезжал сюда по понедельникам и четвергам. Он говорил, что даже если бы Куба находилась на очень далеком расстоянии, он все-таки приезжал бы туда на верблюде».
Мечеть Куба была расширена Османом и Омаром ибн Абдульазизом. Позднее она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Мечеть с одним минаретом и плоской крышей, построенная Султаном Махмудом Вторым в 1245 году Хиджры, в 1829 году была разрушена правительством Саудовской Аравии и построена заново, в расширенном виде, с двумя минаретами и с куполом.
Архитектура
При реставрации мечети Аль-Куба в 1986 году, мединская архитектура была сохранена в виде ребристых белых куполов, а также облицовок из базальта, что придало скромный вид, – напоминающих о простоте Медины.
Над проектом новой мечети работали египетский архитектор Абдель-Вахид эль-Вакиль и архитектор из Штутгарта Махмуд Бодо Раш, ученик известного немецкого архитектора Отто Фрея. Им было поручено построить большую мечеть на месте старой. Они намеревались оставить старую мечеть и включить в проект новой, но пришлось ее разрушить и построить новую мечеть с таким же названием.
Новая мечеть состоит из прямоугольного молитвенного зала, поднятого на второй уровень. Молитвенный зал соединён с: жилыми областями, офисами, залом очищения, магазинами, и библиотекой.
В мечеть ведут шесть входов, расположенных по северной, восточной и западной сторонам фасада. В углах молитвенного зала находятся 4 минарета, имеющие 8 граней, переходящие в окружность ближе к вершине.
Молельный зал, рассредоточившийся вокруг центрального двора, увенчан шестью большими куполами, поддерживаемых кластерными колоннами.
Портик, из двух внутренних отсеков, опоясывает центральный двор с востока и запада, в то время как другой портик из одного отсека ограничивает его с севера, при этом отделяя молельный зал для женщин.
Женский молельный зал, окруженный экраном, разделен на две части проходом соединяющим северный вход с центральным двором мечети.
Двор, выполнен из черного, красного и белого мрамора. Решетчатые арабески отфильтровывают свет от пальмовых рощ, растущих снаружи.
Наши дни
В январе 2012 года губернатор Медины принц Абдул Азиз бин Маджид объявил о планах по расширению мечети «Аль-Куба». При этом губернатор отметил, что помимо расширения мечетей планируется строительство ворот на въездах в Медину, а также введение новых услуг для удовлетворения потребностей жителей благословенного города и его посетителей.
С самого начального этапа зарождения Ислама по сегодняшний день красивая мечеть Куба является одним из излюбленных мест мусульман, приезжающих в Медину, особенно паломников во время хаджа и ‘умры, которые всячески стремятся совершить намаз в этой мечети.
Источник: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-al-kuba-medina-saudovskaya-araviya.php
Крупнейшая мечеть в Японии — токийская Джамии
Одна из особенностей мечети — минарет, возвышающийся рядом с ней. С балкона минарета муэдзин произносит азан, призыв верующих к молитве. (Фото предоставлено токийской мечетью Джамии)
Посреди тихого жилого квартала, расположенного неподалёку от станции Ёёги-Уэхара в токийском районе Сибуя, находится здание, выделяющееся среди прочих своей высокой башней и куполом, какие нечасто встретишь в Японии.
Это токийская мечеть Джамии, построенная в османском стиле. Мечеть — это место собраний и молитв мусульман. Арабское слово «масджид», от которого происходит слово «мечеть» в русском и других европейских языках, обозначает «место, где простираются ниц». Мечети есть в разных регионах Японии, но при этом множество японцев не знают о самом существовании мечетей в нашей стране.
«Джамии» буквально переводится как «соборная мечеть», где проводятся, в частности, пятничные молитвы. Дизайн токийской Джамии, крупнейшей в стране, напоминает знаменитую Голубую мечеть, или Мечеть Султанахмет, в Стамбуле.
За исключением воды, цемента и стали, все материалы, использовавшиеся при строительстве, были привезены из Турции. Около сотни турецких работников на протяжении года трудились над сооружением и украшением интерьеров молельного зала, расположенного на втором этаже, и культурного центра, который находится этажом ниже. Интерьеры мечети представляют собой произведения искусства.
С раннего утра и до начала второй половины дня солнечный свет струится через витражные окна, создавая внутри волшебную атмосферу (справа). Поскольку ислам запрещает поклонение изображениям, при украшении интерьера широко использованы арабские каллиграфические надписи, арабески, использующие растительные мотивы, геометрические орнаменты. Огромный купол мечети символизирует мир божественного (слева).
Каллиграфическая надпись, цитирующая Коран — священную книгу мусульман.
В турецких мечетях купол украшают имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх его последователей.
В арабском языке используются 99 имён для называния Аллаха. Аль-Мухйи — «Тот, кто творит жизнь», Аль-Халик — «Архитектор», Ар-Рахман — «Милостивый», Малик уль-Мульк — «Царь царей» и другие. Эти «прекраснейшие имена Аллаха», написанные арабской каллиграфической вязью, украшают стены мечети. По центру расположен минбар — кафедра, с которой имам читает пятничные проповеди.
На протяжении дня мусульмане совершают молитву пять раз. Важнейшая из молитв проходит в пятницу после полудня, когда в мечети собирается множество верующих и они кланяются в направлении Мекки. Молитва, когда все сидят бок о бок на одном уровне, символизирует равенство всех в глазах Аллаха, независимо от национальности или общественного положения. Женщины молятся в другом зале мечети.
Беженцы из послереволюционной России в Японии
Нурулла Азиз, имам токийской Джамии. На протяжении 5 лет изучал японский язык в одном из турецких университетов, приехал в Японию летом 2012 года. Он говорит: «В японском национальном характере есть множество таких черт, которыми должен обладать настоящий мусульманин».
История токийской Джамии тесно связана со Средней Азией.
—— К сожалению, очень долго в истории Японии не было прямых контактов с исламским миром. — говорит Нурулла Азиз, имам токийской Джамии. — Определённые группы мусульман начали прибывать в Японию лишь в двадцатом веке, и первую мечеть в Токио построили татары, приехавшие в Японию как беженцы после революции 1917 года в России.
Это были представители тюркоязычного народа Средней Азии, прибывшие в Японию через Сибирь и Китай. Будучи мусульманами, они организовали здесь школу для своих детей и построили мечеть(*1).
Получив от японского правительства в 1928 году разрешение на создание школы, они приступили к строительству, и в 1935 году школа была открыта, а через три года, в 1938 году, была построена и мечеть.
Школа, построенная в 1935 году. Планируется снести обветшавшее за долгие годы здание школы и построить на её месте культурный центр (слева). Токийская мечеть, существовавшая с 1938 года. В 1986 году была снесена из-за ветхости, а на её месте в 2000 году построена нынешняя Джамии (справа).
Восприятие ислама в Японии: от «религии жителей пустынь» к великолепию токийской Джамии
Много иностранцев приходят молиться в токийскую Джамии. В последние годы возросло количество мусульман из Юго-Восточной Азии, а численность арабоязычных верующих незначительна, поэтому пятничная проповедь ведётся на трёх языках — турецком, японском и английском.
Если посмотреть распределение количества мусульман по странам, то мы увидим, что больше всего мусульман в Индонезии — 250 млн. человек, за ней идут Пакистан, Индия, Бангладеш, Египет, Нигерия. В первой четвёрке нет ни одной арабоязычной страны. Ислам могут воспринимать как «религию жителей пустынь», но в действительности мусульман очень много в Юго-Восточной и Южной Азии. Не будет преувеличением сказать, что ислам — религия многих соседей Японии.
Имам Нурулла говорит, что хотел бы, чтобы японцы не стеснялись заходить в мечети.
«Мы в простых словах объясняем посетителям суть ислама. Мы также говорим, как вести себя в мечети, так что можно не беспокоиться. Например, женщины при входе в мечеть должны покрывать голову платком (он называется хиджаб), а если его нет с собой, при входе можно получить на время посещения куски ткани, чтобы покрыть голову и обнажённые участки тела.
Мужчинам нельзя входить в шортах и прочей одежде, обнажающей тело. Следует воздерживаться от разговоров во время молитвы и проповедей. Нельзя фотографировать без разрешения. Кроме этих, особенных строгих правил нет. Единственное, что ещё важно, это не проходить перед молящимися во время молитвы.
Когда человек молится, ничего не должно быть между ним и Аллахом, и если кто-то проходит перед человеком, совершающим молитву, то он разрывает эту связь между человеком и Аллахом».
Приёмная на первом этаже напоминает о традиционном турецком доме. Также в турецком стиле выдержан фонтан среди комнаты, привлекает внимание и очаг, украшенный турецким орнаментом с изображениями тюльпанов.
Зал на первом этаже используется по-разному. Здесь проводят лекции об исламе, банкеты, выставки и другие мероприятия.
Перед молитвой верующие очищаются, омывая лицо, руки и ноги.
Люди, которых мы встретили в Джамии
В Джамии мы смогли пообщаться с несколькими людьми. Среди них были как иностранные туристы, так и японские посетители мечети.
Окабэ Ёсико (слева) — ароматерапевт. Говорит, что Джамии привлекла её внимание, когда она прогуливалась рядом с мечетью. Люди, выходившие с молитвы, часто заговаривали с ней, и она, наконец, решила туда заглянуть. «Нынешняя Япония отдалилась от Вселенной, и это меня огорчает. Когда очищаешься душой в таком святом месте, как мечеть, то успокаиваешься и чувствуешь единение со Вселенной».
Нассер (центре) — турист из Франции, сейчас работает в Дубае. «Я узнал о токийской Джамии из Интернета. Я уже был не только в Токио, но также в Киото и Хиросиме, мне везде понравилось. Особенно потряс меня «Атомный купол» в Хиросиме. Япония — духовная страна. Люди добры друг к другу, очень уважительно относятся к ценностям другого человека, и всё это так естественно».
Сагава Нобуко (справа) занимается арабской каллиграфией. В детстве её впечатлила надпись на флаге Саудовской Аравии, и потом она посвятила себя искусству арабской каллиграфии.
Группа студенток из университета Атоми, посетившая Джамии в ходе программы культурного обмена. «В исламе у Аллаха нет определённой формы, нет изображений, как в буддизме, — я думаю, что в этой религии человек напрямую общается с Богом. Это — одно из важнейших впечатлений от посещения».
Выражаем благодарность за помощь в сборе материала Культурному центру токийской мечети Джамии
Фотографии Кодэра Кэй
(Оригинал статьи опубликован на японском 8 мая 2013 г.)
(*1) В 1951 году вступил в силу Закон о религиозных организациях, а в 1952 г. было основано Общество мусульман Японии. В июне 1968 года оно получило разрешение на деятельность в качестве религиозной организации.
Источник: https://www.nippon.com/ru/features/c01301/
Умеренный ислам в бывших барах и ресторанах – пять фактов о мечетях Финляндии
Kaikki Helsingin moskeijat eivät ole kartassa. Oikea lukumäärä on 20-30 välillä. Rykoushuoneet ovat itsenäisten yhdistysten ja uskonnollisten yhdyskuntien ylläpitämiä, joten koottua tietoa ei ole, kuten esimerkiksi Kirkkohallituksella on Suomen kirkoista.
Yle Uutisgrafiikka
Общественность в последнее время активно обсуждает возможное строительство крупной мечети в Хельсинки, при этом один из главных задающихся вопросов состоит в том, зачем финским мусульманам нужна большая мечеть.
По некоторым оценкам, мелькающим в различных средствах массовой информации, в Финляндии уже действует порядка 80 мечетей, из которых 30 расположены в столичном регионе. Yle публикует пять фактов о мусульманских молельных домах в Финляндии.
1. В Финляндии существует лишь одна «настоящая» мечеть
Заявление о 80 мечетях в Финляндии вводит публику в заблуждение, если принять во внимание, что понятие «мечеть» означает богослужебное архитектурное сооружения с куполами и минаретами. Пока лишь одно сооружение соответствует этому определению – это мечеть финских татар в Ярвенпяя.
Обыватель не всегда сможет по внешнему виду отличить молельный дом финских мусульман. Мечеть шиитов в районе Меллунмяки в Хельсинки расположена в здании бывшего ресторана, мечеть в районе Итякескус находится в торговом центре Пухос. Во время крупных праздников столичные мусульмане собираются на спортивных аренах, так как ни одно молельное помещение не сможет вместить в себя тысячу человек.
2. Финансирование получают в основном из карманов молящихся
Финансовое положение исламских сообществ отличается от лютеранских приходов тем, что последние существуют в основном за счет налоговых сборов.
Мусульманские организации не имеют права взимать налоги. Они существуют за счет членских сборов со своих прихожан. Все же, большинство финских мусульман – это представители более бедного населения иммигрантского происхождения, которые не входят официально ни в одно исламское сообщество.
Часть молельных домов в Хельсинки построена за счет иностранных пожертвований. Именно поэтому камнем преткновения в строительстве крупной столичной мечети является финансирование, а также подозрения в адрес возможных иностранных инвесторов.
Кроме того, исламские сообщества, как и другие религиозные организации, получают дотации от государства. В 2016 году министерство образования и культуры выделило в общей сложности различных религиозным объединениям 532 000 евро, из которых мусульманские сообщества получили примерно 74 000 евро.
3. В мечетях редко проповедуют на финском языке
Первая в Хельсинки мечеть возникла в 1980-х годах, тогда иммигранты остро нуждались в помещении для моления. Поэтому прихожане столичного молельного дома на Лённротинкату представляют собой очень разнообразное сообщество в этническом и языковом плане.
Позже представители различных этнических групп стали создавать свои молельные дома.
В молельных домах очень редко проповедуют на финском языке.
4. В финских мечетях проповедуют умеренный ислам
Финские мусульмане подчеркивают, что они выбрали для себя умеренный ислам и не являются последователями экстремизма.
Проект строительства мечети в Хельсинки вызывает сомнения в том, что иностранные инвесторы из Саудовской Аравии могут принести в страну консервативный ваххабизм. Однако исследователи считают это маловероятным. Даже если в Финляндии есть последователи исламского фундаментализма, это не означает, что они поддерживают экстремизм и терроризм во имя своей религии.
5. Размеры и практика молельных домов в Финляндии варьируются
В основном молельные дома финских мусульман маленькие – самые крупные могут вместить в себя несколько сотен молящихся, некоторые – лишь несколько десятков человек.
Женщины и мужчины молятся обычно отдельно. Во время пятничных молений мужчины находятся впереди, а женщины и дети позади них. В некоторых мечетях существуют отдельные помещения для мужчин и женщин, где-то помещений для женщин нет.
Все женщины, приходящие в молельные дома, должны покрывать голову платком. Это касается и гостей мечети.
Источник: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/umerennyi_islam_v_byvshikh_barakh_i_restoranakh__pyat_faktov_o_mechetyakh_finlyandii/9599010
14 самых древних мечетей Мира — Центр образования «Медина»
Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь.
После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока.
Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.
2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х
Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.
Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.
Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.
3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х
Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада.
По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году.
Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.
4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х
В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).
Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни.
Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.
5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х
Мечеть Пророка является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.
Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети.
Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.
6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х
Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов.
Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей.
Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.
7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х
В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае.
Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля.
Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/
8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х
Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.
9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.
Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины.
В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.
10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама
Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа.
Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года.
За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.
11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х
Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.
12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х
Изначально мусульмане молились в сторону Иерусалима. Но однажды во время совершения молитвы в доме Умму Башар Пророку было ниспослано откровение об изменении киблы в строну Священной Каабы в Мекке (2:144).
Получив Божественный приказ, он незамедлительно повернулся в сторону Каабы, не прерывая начатую молитву. Позже на этом месте была выстроена мечеть, которая была названа мечетью двух аль – Киблатайн. С тех пор мусульмане со всего света обращаются в молитве в сторону Мекки.
Вторую киблу в этой мечети оставили как напоминание об этом событии.
13. Мечеть Хуайшэн, Гуанчжоу, Китай: 9-20 г.х
Это одна из старейших мечетей Китая. По легенде ее основал дядя пророка Мухаммеда и один из известнейших его сподвижников Саад ибн Абу Ваккас. Он был первым исламским миссионером в Китае. Однако, по версии большинства ученых, мечеть была достроена в период правления китайской династии Тан, и в последующем несколько раз восстанавливалась.
Хуайншэн в переводе с китайского языка означает «помни о Пророке». Но у мечети есть и второе имя – «Башня Маяк». Это неофициальное название она приобрела благодаря форме своего минарета. Он действительно похож на маяк, а высота в тридцать семь метров делала его заметным для проплывающих мимо кораблей, которые пользовались им как ориентиром.
14. Соборная мечеть Куфы, Ирак: 50 г.х
Соборная мечеть Куфы входит в число мечетей, которые обладают весьма большой ценностью в силу того, что в них произошли важные исторические события. Соборная мечеть Куфы неизменно напоминает о его светлости Али, его методах правления и справедливых судействах.
В период пятилетнего правления его светлости Куфа являлась центром исламского халифата, а Соборная мечеть этого города — местом, где его светлостью принимались многие важные социальные и политические решения. Во время молитвы у её михраба был предательски убит Имам Али.
Источник: https://medina-center.ru/14-samy-h-stary-h-mechetej-mira/
Хадисы о мечети Аль-Акса
Исмаил Адам Пател (Ismail Adam Patel)
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий»(Коран, 17:1)
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — один из символов Ислама, который, однако, находится в небрежении как никакой другой. По разным причинам — от политического компромисса до опасного самоуспокоения — умма игнорирует не только достоинства, но и саму судьбу этой святыни.
Я собрал некоторые хадисы с намерением разжечь в мусульманах любовь, привязанность и почтение к мечети Аль-Акса. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) столь сильно о ней радел и внушал своим сподвижникам необходимость освободить Аксу и Иерусалим, что мы должны прислушаться к учению нашего благородного Посланника и срочно принять реальные меры для спасения Аль-Аксы.
Аль-Акса — непростая мечеть: она лежит в основе нашей истории и является краеугольным камнем в судьбе всего человечества. Благородный Пророк (мир ему и благословение) во многом посвятил свою жизнь тому, чтобы привить сподвижникам чувство уважения к мечети Аль-Акса и подготовить их к тому, чтобы предпринять поход на Иерусалим, который в то время находился в руках могущественной Византийской империи.
Мечеть Аль-Акса должна занимать важное место в сердце верующего. Неслучайно многие благочестивые люди жертвовали ради нее своим имуществом и жизнью. На это было много причин, в том числе то, что Аль-Акса является:
1) первой кыблой мусульман;
2) местом, куда был перенесен Пророк (мир ему и благословение), чтобы оттуда вознестись на небо (Исра валь-Мирадж);
3) вторым из домов Аллаха, построенных на земле;
4) местом, где похоронены сотни посланников Аллаха;
5) местом, где похоронены многие сподвижники Пророка (мир ему и благословенне);
6) местом, где по воле Аллаха совершались чудеса;
7) местом, которое сам Аллах назвал «благословенным»;
прямо или косвенно упоминается в Коране в общей сложности 70 раз;
9) местом, куда сошли ангелы с посланием Аллаха;
10) единственным местом на земле, где состоялась общая молитва всех посланников Аллаха во главе с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение);
11) единственной мечетью, название которой упомянуто в Священном Коране.
По этим (и множеству других) причинам мы должны осознавать нашу ответственность за сохранение мечети Аль-Акса, над которой нависла угроза уничтожения израильскими экстремистами.
Сейчас как никогда важно возродить эти аспекты Сунны, и я молю Всемогущего Аллаха даровать мне и всем моим друзьям и коллегам решимость направить наши усилия и энергию на то, чтобы историческое наследие мечети Аль-Акса, доставшееся нам благодаря трудам и жертвам наших предшественников, было передано следующему поколению.
Молюсь о том, чтобы эти аяты Священного Корана послужили нам руководством, и мы задумались о них:
Мечеть Аль-Акса — второй Дом Аллаха на земле
Сообщается, что Абу Зарр сказал:
«(Однажды) я спросил: „О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?“ Он ответил: „Запретная мечеть (Масджид aль-Харам)“. Я спросил: „А после нее?“ Он ответил: „Отдаленнейшая мечеть (Масджид aль-Акса)“. Я спросил: „А сколько (лет прошло) между (построением) одной и другой?“ Он ответил: „Сорок лет“, (после чего добавил): „Где бы ни застало тебя (время) молитвы, совершай ее, ибо в этом благо“» (Аль-Бухари).
Важность посещения мечети Аль-Акса
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трех мечетей: Заповедной мечети (Масджид аль-Харам), Мечети Посланника и мечети Аль-Акса» (Аль-Бухари).
В другой версии хадиса говорится:
«Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса» (Аль-Бухари, Муслим).
Великое достоинство молитвы в мечети Аль-Акса
Передают со слов Абу д-Дарды, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки).
Джабир передает, что посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили:
«Кто из людей войдет в рай первым?» Тот ответил: «Пророки, затем мученики за веру, затем муэдзины мечети Аль-Харам, после них — муэдзины Байт аль-Макдис и муэдзины моей мечети (т. е. мединской), а за ними — остальные муэдзины, по их деяниям» (Фадайл Байт аль-Макдис, Аль-Макдиси, 643, с. 93).
Важность пожертвований для мечети Аль-Акса
Передают со слов Маймуны бинт Саад, что она спросила у Пророка (мир ему и благословение):
«О Пророк! Поведай нам о Байт аль-Макдис». Он ответил: «Ступайте туда и молитесь там Если вы не можете посетить ее, отправьте туда немного масла, которое будет использоваться в лампах» (Ахмад, Ибн Маджа, Абу Дауд, Ат-Табарани).
Достоинства вхождения в ихрам в мечети Аль-Акса
Мать правоверных Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тому, кто вошел в ихрам в мечети Аль-Акса для совершения умры или хаджа, будут прощены его прежние грехи» (Абу Дауд).
Мечеть Аль-Акса — первая кыбла
Сообщается, что Аль-Бара говорил:
«Шестнадцать или семнадцать месяцев мы, вместе с посланником Аллаха, молились в сторону Байт аль-Макдиса, а потом поменяли (направление наших лиц в молитве) к Каабе» (Аль-Бухари).
Аль-Бара добавил:
«Некоторые умерли или были убиты до того, как кыбла была изменена, и мы не знали, что говорить о них, и Всевышний Аллах ниспослал аят: „Аллах никогда не даст пропасть вашей вере“ (Коран, 2:143) (т. е. молитвы мусульман, молившихся лицом к Байт аль-Макдис, остаются действительными — Авт.)».
Мечеть Аль-Акса — место, куда был перенесен Пророк для вознесения
Передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Ко мне подвели Бурака Я сел на него верхом и достиг Байт аль-Макдис Потом я вошел в мечеть и совершил там молитву в два раката, а когда я вышел оттуда, Джибрил принес мне сосуд с вином и сосуд с молоком. Я выбрал молоко, и Джибрил сказал: «Ты выбрал фитру (то, что соответствует естеству — Ред.)» (Ахмад).
По поводу слов Аллаха в суре «Аль-Исра» — «Видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, — это только испытание от Нас для людей» (Коран, 17:60) — Ибн Аббас говорит:
«Видение, показанное посланнику Аллаха во время его ночного путешествия, когда он был перенесен в Байт аль-Макдис, были настоящими (т. е. не привиделись ему во сне — Авт.). И «проклятое дерево» в Коране — несомненно деревом-заккум».
Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«После того, как курайшиты объявили мои слова ложью, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его» (Аль-Бухари).
Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Ко мне привели Бурака, который был белым длинным животным, выше осла и ниже мула, его поступь была на длину его тела Я сел на него и прибыл в Байт аль-Макдис, привязал его кольцом, которое завязывают пророки Затем я вошел в мечеть и совершил в ней два ракята » (Муслим).
Мечеть Аль-Акса — место важнейших событий в День воскресения
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о Даджале:
«Он останется среди вас в течение сорока дней, в течение которых он пойдет в каждое место (на земле), кроме четырех (мест): мечеть Аль-Харам, мечеть Медины, мечеть Аль-Акса и гора Синай» (Ахмад).
Маймуна бинт Саад сообщает, что она спросила у Пророка (мир ему и благословение):
«О Посланник Аллаха, скажи нам об Аль-Кудсе». Посланник сказал:
«Прекрасное место для молитвы; это земля, гдe воскреснут и соберутся (люди в Судный день)» (Ахмад, Ат-Табарани).
Сообщают со слов Ан-Навваса ибн Самана, что Посланник (мир ему и благословение) сказал:
«Если он (Даджаль — Ред.) появится, пока я буду с вами, то я разберусь с ним без вас.
Ну, а если он появится, когда меня с вами уже не будет, то вам придется разбираться со своим нафсом Если кто из вас доживет до него, то пусть прочтет над ним (аяты), открывающие суру „Аль-Кахф“» Мы спросили: «Посланник Аллаха, сколько он пробудет на земле?» Он ответил: «Сорок дней: день как год, день как месяц, день как пятница (неделя), а остальные дни его, как ваши дни И вот, пока он будет так, внезапно Аллах воздвигнет Мессию, сына Марьям, и тот снизойдет у белого минарета на востоке Дамаска И он будет искать его (Даджаля — Ред.) и нагонит его возле врат Лудда, и убьет его» (Абу Дауд).
Мечеть Аль-Акса — место муджахидов
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, побеждая тех, кто будет нападать на них. И не причинят им вреда те, кто будет нападать на них». У него спросили: «О посланник Аллаха, где они будут?» Он ответил: «В Байт аль-Макдисе (Иерусалиме)» (Ахмад).
Мечеть Аль-Акса — место ниспослания откровения Аллаха
Абу Умама сообщает, что Пророк сказал:
«Откровение нисходило на меня в трех местах: Мекке, Медине и Аш-Шаме» (Абу Дауд, Ат-Табарани).
Название мечети Аль-Акса упомянуто в Священном Коране
Мать правоверных Айша передает:
«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) не ложился спать, не прочитав суру «Аз-Зумар» и суру «Бани Исраил» («Аль-Исра»): „Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий“» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Ханбал).
По материалам брошюры ‘Forty Ahadith Concerning Masjid al-Aqsa’
Источник: http://islam.plus/ru/civilizaciya/svyatyni/hadisy-o-meceti-al-aksa
«Чтобы жениться, нужны три ключа»: о многоженстве, калыме и сватовстве в исламе
В мечети Марджани провели встречу под названием «Наш никах», посвященную вечеру Рагаиб месяца Разапа, дню никаха отца и матери Пророка Мухаммада. За длинным столом собрались молодые девушки. Кроме того, среди участников были и молодые люди, которые ведут религиозные праздники.
Имам-хатыб мечети Марджани Мансур хазрат Залялетдинов: «Просить калым – это для девушки единственная возможность поторговаться»
– В исламе никах является деянием, соответствующим Сунне. Его читают только после того, как девушка будет согласна с выкупом. У никаха есть условия: девушке должно исполниться 18 лет, она не может быть недееспособной, должна быть верующей, кроме того, необходимо наличие выкупа и свидетелей. Только в этом случае можно прочитать никах.
Когда вы просите выкуп, можно поторговаться. Это единственная возможность для девушки.
Не просите обычные серьги, требуйте что-нибудь посерьезнее. Только не говорите потом, что вас хазрат подговорил. И по шариату так положено, таким образом он тоже превозносит женщину. Вы можете смело сказать: «Если ты мне в качестве выкупа не дашь то или другое, я за тебя замуж не пойду». Только не переусердствуйте. Могут найтись и такие, которые скажут: «Хорошо, женюсь на другой». К слову, не стоит забывать, что в случае развода делится совместное имущество, а вот выкуп остается женщине.
Раньше в Турции я спрашивал у холостых мужчин: «Почему вы не женитесь?» На что они отвечали: «Хазрат, для того чтобы жениться, нужны три ключа. Один – от квартиры, другой – от машины, третий – от сейфа в банке». Если у тебя имеются эти три ключа, значит, ты достоин жениться, объяснил Мансур хазрат.
Свое мнение о выкупе высказал и ведущий халяльных мероприятий Марсель Ахмадуллин. По его словам, своей жене он подарил кольцо, однако его стоимость была выше минимальной цены выкупа. Он посоветовал разворачивать на 180 градусов молодых людей, которые дают выкуп меньше минимальной стоимости. Сейчас она составляет 5 тысяч рублей.
«Самым красивым выкупом я бы назвал путевку в хадж. По шариату это разрешается. Возможен такой выкуп, который будет исполнен спустя некоторое время, то есть в этом случае муж должен будет свозить жену в хадж. И другой – материальный выкуп, который можно отдать сразу.
Девушки, просите калым побольше. Вот, например, в Египте выкуп составляет 180 тысяч. А средняя зарплата – 10 тысяч. Чтобы его заплатить, деньги собирают всей родней. После этого пусть мужчина только попробует развестись! Родные его убьют», – смеется он.
«Стоимость ценных вещей всегда больше»
Певица, ведущая халяльных мероприятий Дина Латыпова тоже сказала: «Знайте себе цену, девушки!» – и как мама, вырастившая девочек, дала свои советы.
«Я, мать двух дочерей, бабушка троих мальчиков, говорю вам: просите! Но знайте свою цену. Дорогие товары просить можно, но вот если вы не стоите той цены, которую просите, человек, который вас берет, может разочароваться.
Не стесняйтесь, девушки! Женщина собственноручно прокладывает путь к своему счастью. Нас никогда не учили просить, говорили, чтобы мы были скромными. Поэтому мы и не знали свою цену.
Признаюсь, я ничего не просила в качестве выкупа. Потому что для нас самым главным была любовь. Я поверила слову «люблю». Когда пришли просить моей руки, принесли два килограмма конфет «Ласточка». Даже если бы тогда у меня был разум как сейчас, я не стала бы просить три ключа, как в Турции, скромность все равно бы взяла верх. Но я бы знала себе цену», – сказала она.
Мансур хазрат Залялетдинов: «Женщина как помидор»
У никаха есть свой порядок. Мансур хазрат попытался объяснить молодежи, что никах – это не просто вместе прочитать молитву.
«Раньше никах не читали в мечетях. Однажды у меня спросили: “Хазрат, не могли бы вы просто прочитать никах, без застолья”. Хорошо, прочитали. Потом пришла пара и сказала: “Хазрат, после никаха давайте хотя бы чай попьем”. Хорошо, мы приготовили чай.
А дальше они стали просить: “Хазрат, давайте, пожалуйста, и застолье организуем”. Так и сделали. И это уже стало традицией. Сейчас в наших мечетях есть и отдельные комнаты для проведения никахов, оформлены залы, открыты студии никаха.
Все сделано для того, чтобы приходили люди.
Потому что никах очень важен. Это не просто, когда приходит мулла, читает никах, и дело сделано. Мне доводилось видеть и такие застолья. Мулла говорит: “Та-а-ак, собрались, аха. Как ваши имена, аха? Сынок, как ты будешь обращаться к отцу и матери своей жены? А ты, дочка? Аха, понятно. Ну все, ладно. Аллах Акбар”. Вот и прочитал никах. Даже ничего не объяснил, не рассказал. А в это время молодые впитывают все, что им говорит имам.
В первую очередь необходимо объяснить обязанности мужчин и женщин. Мужчина не должен просто стучать по столу и кричать: “Кто в доме хозяин?” Это не показатель настоящего мужчины. Муж обязан обеспечивать жену, семью жильем, продовольствием, одеждой и другим. То есть вся материальная часть должна ложиться на плечи мужчины. Если он может обеспечить, значит он настоящий мужик! А если нет, то какой он тогда мужчина?! Если эти условия после никаха не выполняются, мужу должно быть стыдно.
Женщина ведь она как помидор. Сначала весной его выращивают на подоконнике. Только после этого сажают в грунт. Здесь он ослабевает. Его поливают, вносят удобрения, берегут от ветра и солнца. Вот потом он крепнет, начинает расти и дает плоды.
И мужчина так же должен заботиться о своей женщине. Девушка она как росток, который сначала растет дома в тепле. Родители сдувают с нее пылинки, берегут ее, а потом выдают замуж. Девушка уходит в другой мир, теряется, ей может стать грустно. Если муж даст ей, все что нужно, она “расцветет и даст плоды”. Вот это семья! Вот это настоящий мужчина!» – объяснил Мансур хазрат.
О многоженстве
Мансур хазрат Залялетдинов:
«Ахмат Заки хазрат давал на этот вопрос очень точный ответ: “Аллах ведь уже дал тебе разрешение. В Коране в суре “Нисра” написано: женитесь! На второй, третьей, четвертой женщине. Если вы к каждой будете относиться одинаково хорошо, будете справедливым, женитесь. А если вы не можете быть честным, вам и одной хватит. Вы должны покупать своим женам все поровну: и платок, и шампунь, и мыло. Мужчина должен доказывать то, что он мужчина не только с материальной стороны, но и с физической.
По-разному может получиться. Скажем, есть у человека четыре жены. Но для него все четыре по какой-то причине “не то”. Пророк по этому поводу сказал: “В таком случае надо искать причину в себе”. Как же это может быть, чтобы ни одна из четырех жен не подходила
В последнее время ко мне приходит много молодых людей и мужчин постарше. Они ищут себе вторую жену. Те, кто ищет третью, встречаются реже. В то же время много девушек, которые готовы стать вторыми женами. Есть и такие, у которых умерли мужья и они остались одни с детьми на руках. Выхода не остается, да и детям нужен отец. Что же этой женщине остается делать?
Имам-мухтасиб Муслимовского района погиб в дорожной аварии. Его жена осталась одна с шестью сыновьями. Только представьте, как тяжело одной женщине растить шестерых мальчиков! Такие будут согласны пойти не только второй, но и третьей женой. Не приведи Аллах», – рассказал он.
Одна из молодых девушек спросила Мансура хазрата: «Принимается ли во внимание желание первой жены, когда берут вторую?» На что хазрат ответил:
«Никах – это обещание. Если перед никахом молодой человек дает обещание: “Буду с тобой навеки, другую жену, кроме тебя, брать не собираюсь, только ты мне нужна”, то когда он решит все-таки жениться во второй раз, он обязан спросить у первой: “Хочу взять вторую жену, ты дашь свое разрешение?” Обещание – вера, отказ от обещания – потеря веры. А если первая жена не даст своего согласия, муж может сказать: “В Коране написано, что это разрешается”».
Ансар хазрат Мифтахов: «Есть такие, которые хотят фотографироваться в мечети раздетыми»
Имам мечети Марджани Ансар хазрат Мифтахов рассказал о требованиях к тамадам, которые ведут халяльные свадьбы, и о порядке фотографирования в мечетях:
– Сейчас очень популярны халяльные свадьбы. Но в понятие “халяль” входят не только блюда на столе. Скажем, игры, которые проводятся во время праздника, тоже не должны противоречить религии. К примеру, просят прикасаться губами друг к другу на людях.
Или проводят аукцион. В помощь молодым продают маленькую вещь за высокую цену. По шариату это запрещено, так как у всего есть своя стоимость. Значит, и эти деньги собраны не халяльным путем.
Есть такие тамады, которые ведут сначала халяльные, а потом харамные свадьбы. Мы не можем запретить им работать. Это зависит от самого человека. Но это деяние не соответствует шариату. На халяльной свадьбе он говорит: «Давайте начнем с молитвы», а на харамной: «Давайте выпьем за молодых». В один день он весь укутанный ведет свадьбу-никах, а в другой день полуголый приходит на харамную свадьбу. Люди же это видят. Это противоречит не только религии, но и идет вразрез с обычаями народа.
– Правильно ли устраивать громкую свадьбу в мечети?
– Ничего не могу сказать о других мечетях. Но в мечети Марджани никахи во всех залах проводятся без музыки. Нет никаких песен и микрофонов. Громкая музыка может помешать намазу в других комнатах. Поэтому, чтобы говорить в микрофон, петь песни, мы специально организовали отдельный зал перед мечетью.
У нас есть несколько определенных ведущих. Мы предлагаем их молодоженам. Если они желают, чтобы их праздник вел другой ведущий, я сам провожу с ним разговор. Он показывает мне свою программу. Если она соответствует шариату, ведущий может прийти работать в мечеть. А если не соответствует, я имею право его не пускать.
– Расскажите о порядке фотографирования в мечетях.
– У нас есть и свои фотографы. Они знают, что позволительно, а что нет с точки зрения религии. А другие фотографы могут делать снимки, например, поставив молодых на подушку, попросив их лечь, обняться, поцеловаться, снять платок, взять в руки Коран и так далее. Я видел подобное.
К Корану даже притрагиваться без омовения нельзя. Поэтому таким фотографам мы говорим: если будете снимать не по правилам шариата, фотографировать будут только наши специалисты. Наши фотографы, даже если молодожены захотят раздеться, не позволят им этого сделать, – сказал Ансар хазрат.
Школа тамады, свахи и сход молодежи
Во время этого вечера прозвучало и несколько новых идей. Первую предложил певец, ведущий халяльных мероприятий Ильяс Халиков. Идея такая – открытие курсов для ведущих халяльных свадеб. Те, кто окончит такие курсы, могли бы получать сертификат о праве вести халяльные мероприятия.
Вторая идея – ввести институт сватовства. Ее предложил Марсель Ахмадуллин.
«Нам не хватает института сватовства. Раньше свахи знали всех. Были в курсе: у этого социальный статус такой, у того – другой; у этого взгляд на мироустройство один и у другого такой же. Значит, они друг другу подходят, решают они и сводят молодых. Нам сейчас этого не хватает», – сказал он.
Мансур хазрат Залялетдинов же предложил молодым чаще собираться, проводить различные мероприятия. «Говорю официально: для этого в мечети Марджани будут созданы все условия. Будет надо, найду и кухню для этого, только собирайтесь. Делайте то, что ваша душа пожелает. Я хочу, чтобы молодежь объединялась и общалась между собой», – сказал он.
Источник: https://sntat.ru/news/politics/15-03-2020/chtoby-zhenitsya-nuzhny-tri-klyucha-o-mnogozhenstve-kalyme-i-svatovstve-v-islame-5729103