Не оставляйте молитву после Рамадана: 4 совета
Табассум (Tabassum)
Труднее начать что-то новое, чем продолжать это делать. Студенты, изучающие естественные науки, сталкиваются с этим явлением постоянно: для запуска движения неподвижного объекта требуется больше энергии, чем для поддержания движения движущегося объекта. Также требуется больше энергии, чтобы начать химическую реакцию, чем поддерживать ее.
Студенты, изучающие естественные науки, также знают, что есть способы облегчить первый шаг — будь то химическая реакция или движение стального шарика. Так, для снижения количества энергии, необходимой для запуска химического процесса, можно использовать катализатор.
Таким катализатором и является Рамадан. Все мусульмане знают, что они должны молиться пять раз в день, поститься двадцать девять или тридцать дней в году в Рамадан, выплачивать закят из излишка своих средств и совершить хадж хотя бы раз в жизни, если могут себе это позволить. Это четыре из пяти столпов Ислама, пятым же является исповедание Ислама — в первую очередь.
Все мусульмане знают это, но сколько из нас это реализует? Сколько мусульман в мире молятся пять раз в день? Лишь скромное меньшинство.
В Рамадан мы видим нечто удивительное, чудесное: мечети часто посещают люди, которые никогда не подходили к ним раньше, даже не молились джума-намаз. Почти каждый из нас постится, и почти столько же людей стараются молиться регулярно, если не пять раз в день, то хотя бы два-три.
В чем же причина этого чуда? Почему нам легко молиться именно в Рамадан, а не в другое время года?
«Когда начинается месяц Рамадан, врата рая открываются, врата ада закрываются, а шайтаны заковываются в цепи» (Аль-Бухари, 1899).
Рамадан — месяц милости. Аллах называет его «месяцем, полным благословений», и шайтаны не могут мешать нам и отвлекать нас от добрых дел в течение всего месяца.
Говорят, что для выработки новой привычки требуется двадцать один день. Если вы молились каждый день в Рамадан, поздравляю! Вы создали молитвенную привычку.
Но так много из нас делают это каждый Рамадан, и все же забрасывают привычку регулярной молитвы после Праздника разговения. Так как же нам сохранить привычку регулярного соблюдения молитв и других актов поклонения после Рамадана? Вот несколько вещей, которые могут помочь в этом, иншааллах.
1. Не ожидайте от себя слишком многого
Шайтаны скованы цепями в Рамадан, чтобы нам было легче стать лучшей версией себя. Это означает, что как только начнется вечер праздника, шайтаны вернутся к своим обычным делам, и их задача состоит в том, чтобы сделать нашу земную и посмертную жизнь как можно сложнее.
Шайтан пообещал Аллаху:
Когда вы услышите азан на молитву иша в ночь Ид, и захотите помолиться, будьте готовы к тому, что в голове сразу возникнут и отвлекающие мысли: «Мне нужно готовить на завтра, так много нужно сделать. Мне нужно пройтись по магазинам Этот обувной магазин предлагает специальную скидку только сегодня вечером, и он скоро закроется! Почему бы мне просто не пойти туда сейчас и не помолиться потом?»
И когда вы вернетесь с покупками, шайтаны найдут вам еще сто оправданий, чтобы держать вас подальше от молитвенного коврика всю ночь. И чем больше, чем покорнее вы подчиняетесь им, тем больше силы они приобретут над вами, и тем труднее вам будет повиноваться Аллаху.
Чтобы прогнать шайтанов, предпримите немедленные действия сразу же — делайте то, что они ненавидят больше всего: молитесь, как только наступает время молитвы.
Если это кажется слишком сложным, скажите себе: «Я просто совершу обязательную молитву. Это займет примерно десять минут, и потом я смогу с чистой совестью отправиться за покупками».
Это подводит нас к следующему пункту.
2. В любой ситуации соблюдайте обязательные акты поклонения
Все добрые дела имеют «рейтинг» в соответствии с приоритетом, который дает им Всевышний Аллах. Зачем нужно знать эти приоритеты? Чтобы понимать, от чего можно отказаться, а от чего нет.
Но часто оказывается, что те, кому не известно это различие, вообще отказываются от совершения молитвы, когда совершение сунны слишком сложно.
Пять ежедневных молитв являются обязательными — это означает, что мы никак не можем уклониться от них. Оставление их является великим грехом.
С другой стороны, молитвы-сунна, хоть и настоятельно рекомендуются, не являются обязательными. На вас нет греха, если вы не совершаете их.
3. Не обнуляйте все свои усилия в Рамадан
Представьте, что в течение целого месяца вы работали над тем, чтобы построить красивый дом: заложили фундамент своими руками, сложили стены, поштукатурили их, вставили стекла в оконные рамы Осталось сделать только крышу. А теперь представьте, что вы садитесь на бульдозер и едете прямо на ваш прекрасный дом! Вы только что разрушили упорную работу целого месяца своими руками!
Разве не ужасно, что такой тяжелый труд был напрасным? И все же именно это происходит, когда после месячного поста и молитв мы бросаем все, когда после установления связи с Аллахом вдруг резко перестаем подчиняться Его заповедям.
4. Помните о разрушительнице наслаждений
Как вы думаете, увидите ли вы следующий Рамадан? Вы так в этом уверены? Что если Аллах уже отправил ваш смертный приговор именно в эту Ночь предопределения?
Если празднование Ид слишком отвлекло вас от молитвы, подумайте о следующем: что, если после месячного послушания Аллаху, вы умрете в состоянии непослушания Ему? Что, если вашу душу заберут тогда, когда вы забываете о своих молитвах? Как вы будете себя чувствовать, воскреснув в Судный день в этом состоянии?
Вы почувствуете себя как тот шахтер в знаменитом меме, копавший дни и ночи напролет только для того, чтобы сдаться и уйти. Что он почувствует, поняв, что уже слишком поздно, что он был всего в нескольких дюймах от клада?
Источник:
http://islam.plus/ru/islam-in-my-life/poklonenie/ne-ostavlaite-molitvu-posle-ramadana-4-soveta
Даже короткая молитва может создать большие проблемы на работе. На днях министр имущества Дагестана запретила своим подчиненным совершать намаз и посещать мечеть в пятницу, сообщили СМИ. Новость, правда, потом опровергли, однако похожих инцидентов по всей стране случается немало. Корреспондент РИА Новости рассказал, почему религиозные люди так раздражают начальников и коллег по работе.
«Мусульман нигде не любят»
Жителю Москвы Чингизу Курбанову 28 лет. Не так давно его уволили за совершение намаза. Начальник сказал ему, что на работе этого делать нельзя.
«Если ФСБ узнает, что я молюсь, говорил он, его фирму закроют, и у него самого будут проблемы, — рассказывает Курбанов. — Смешно звучит, так как для обеденной и послеобеденной молитв мне нужно буквально два квадратных метра и 20 минут в день. Напоследок он поклялся не нанимать больше людей, которые молятся на работе. По-моему, он вообще негативно настроен к религии».
С неприязнью к мусульманам Чингиз встречался во многих компаниях, кроме иностранных, где, заверяет он, начальство очень внимательно относится к религиозным потребностям сотрудников.
Им выделяют комнаты для молитвы, их отпускают в пятницу в мечеть на джума-намаз (общая молитва, которая обычно совершается в обеденное время. — Прим. ред.) и «не перегружают работой в месяц Рамадан», когда нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца.
О российских же финансовых фирмах Курбанов отзывается негативно: «Если человек только заикнется, что ему нужно немного времени для молитвы, его сразу уволят, такая практика сложилась давно».
Газета.uz
«Лишь в одной российской компании гендиректор позволил совершать молитву. Он сам — дагестанец, и когда узнал, что мне нужно совершать намаз, дал ключи от своего кабинета. Для меня это было неожиданностью, а персонал — особенно на уровне руководителей среднего звена — очень негативно воспринял эту новость, хотя не могли ничего сказать. Гендиректор распорядился создать все условия для отправления всех необходимых религиозных обрядов», — вспоминает Чингиз Курбанов. Правда, и из той компании ему также пришлось уйти (причины он не назвал).
Чингиз уверяет, что он не единственный, кто из-за веры сталкивается с проблемами на работе. Наиболее уязвимыми оказываются трудовые мигранты из Центральной Азии, с их мнением работодатели вовсе не считаются. Они, заверяет Курбанов, совершают намаз тайно, боясь лишиться работы.
«Приходите на пятничную молитву в любую мечеть и проведите опрос прихожан. Гарантирую, очень многие расскажут вам печальные истории о том, как им не дают совершать намаз на работе», — говорит он.
Делу — время
С подобными трудностями сталкиваются не только мусульмане. Однажды женщина, всю жизнь проработавшая в синагоге, заявила, что в современных экономических условиях быть религиозным иудеем и соблюдать все предписания крайне тяжело. Особенно ее угнетала необходимость работать по субботам, когда у евреев шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы. — Прим. ред.).
Большинство иудеев зачастую вынуждены выбирать между земным и божественным. Так было и с Михаилом Ставропольским, организатором праздничных мероприятий.
«Корпоративы, свадьбы, банкеты, презентации, дни рождения назначаются в основном на вечер пятницы или на субботу. В итоге встал вопрос: что с этим делать? Менять профессию? Мне было тяжело решиться не работать в шаббат», — рассказывает РИА Новости 32-летний житель Москвы.
Дилемма подстегнула Михаила создать собственную фирму. Раньше он проводил все мероприятия сам, теперь этим занимаются сотрудники.
«Теперь по субботам я молюсь в синагоге, а в это время у меня проходит несколько мероприятий, — делится он. — Прибыль, само собой, увеличилась втрое».
Одно время, еще до открытия своего дела, он даже работал на госслужбе — вот там проблем с соблюдением шаббата не возникало. «Когда меня звали на работу в одну госструктуру, я сказал: ребята, есть нюанс — хоть сам президент приедет, я в субботу не выйду. Начальник ответил, что все прекрасно понимает. Главное — уметь договариваться», — советует Михаил.
Молитве — час
Неизвестно, сколько людей ежегодно увольняют или не берут на службу из-за их религиозных убеждений, такой статистики не существует. А ведь речь идет о сотнях, если не тысячах верующих.
Причин тому несколько. Прежде всего, мало кто осмелится пожаловаться на работодателя, ведь после этого, скорее всего, придется распрощаться с мечтами о хорошей должности. Вот и член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов отмечает, что таких обращений единицы, и чаще всего они связаны «с недопониманием между сторонами». Уж больно все неоднозначно в этом вопросе.
«А иногда случается и так: человек просит дать ему возможность молиться, а сам пропадает куда-то на два часа», — говорит муфтий.
На самом деле, считает Крганов, проблема невозможности совершить намаз на работе преувеличена. Ведь перерыв на молитву, уверяет он, занимает 15-20 минут, а если вообще никак не получается помолиться, то «мусульманин может объединить две молитвы», поясняет священнослужитель.
Права работающих верующих защищены статьями 28 (каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания) и 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду) Конституции. Кроме того, Трудовой кодекс гарантирует право на перерыв.
Логично предположить: если человек совершает молитву, не нарушая рабочий режим, никаких проблем не возникнет.
Вместе с тем юристы отмечают, что за религиозные убеждения все же порой увольняют.
Только формально работодатель находит другие причины, подчеркивает адвокат Лилия Петрик.
«На моей практике был такой случай: в Нижнем Новгороде уволили капитана внутренней службы СИЗО, буддиста. Его поведение — он не курил, не пил и не ел мяса — насторожило начальство. Но уволили его, конечно, не за религиозные убеждения (это было бы незаконно), а под другим предлогом», — приводит пример юрист.
«В случае строгого соблюдения шаббата человека могут уволить за прогулы, поскольку религиозные убеждения не являются основанием для невыхода на работу, — объясняет Лилия Петрик. — Это же не больничный лист и не смерть близкого родственника. Поэтому доказать, что человека уволили именно из-за его веры, почти нереально».
В убыток или нет?
Само собой, многое зависит от рода занятий верующего человека. Одно дело удовлетворять религиозные потребности, занимаясь, например, документооборотом, и принципиально другое — стоя у конвейера.
Логично заключить, что чем больше тот или иной обряд отнимает времени в течение рабочего дня, тем меньше выработка сотрудника. Впрочем, в экономической науке вопрос влияния веры человека на производительность труда до сих пор не изучен, замечает профессор РАНХиГС Александр Щербаков.
«В принципе, можно предположить, что после проведения обряда появляются новые силы, улучшается трудовой настрой, — допускает он. — Но, мне кажется, мотивация на рабочем месте должна обретаться другими средствами, поскольку при прочих равных условиях длительная молитва — это потеря рабочего времени».
Несмотря на конфессиональную принадлежность, верующие все равно ориентируются на рабочий ритм. А работодатель, в свою очередь, подсчитывает возможные убытки от тех же перерывов на молитву.
«Если работодатель платит за работу небольшие деньги, например, гастарбайтерам из азиатских стран, это выгодно ему в любом случае, и он готов терпеть небольшую потерю рабочего времени», — подчеркивает экономист.
Эксперты отмечают, что проблема взаимоотношений верующих с работодателями характерна не только для России, но и для многих стран мира. Похоже, в XXI веке неумолимые законы рынка все острее ставят перед трудоспособными людьми извечный вопрос, кому служить — Богу или маммоне.
Источник: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20180310/7679198/tayniy-namaz-ili-pochemu-veruushcim-net-mesta-na-rabote.html
Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы
Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.
Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).
Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».
Пятничная молитва обязательна:
1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).
Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов.
Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне).
Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.
2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.
3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.
4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.
5. Для совершеннолетних и дееспособных.
6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.
7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.
8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.
Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).
Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.
Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной
1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.
2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.
3. Совершается во время полуденной молитвы.
4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.
6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.
7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.
Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.
Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».
Желательные действия пятничного дня
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия.
Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки».
Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.
Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть.
Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр).
В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот».
Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.
Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).
Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним.
Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл.
Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.
Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
Нежелательные действия пятничного дня
1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.
Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.
Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».
2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.
3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.
4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.
5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6.
Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.
В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22839