Религия армян
История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.
Принятие христианства Арменией в 301 году
Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.
Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви
Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.
Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян
Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны. Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.
Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей
Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.
Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.
Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире
ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.
Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.
В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.
Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.
Католикос — епископ в ААЦ
Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.
В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.
Традиции и обряды ААЦ.
Матах — приношение в благодарность Богу
Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.
Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.
Передовой пост
Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу. Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.
Причащение
Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.
Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.
Крестное знамение
Совершается тремя пальцами слева направо.
Чем Григорианская церковь отличается от православной
Монофизитство — признание единой природы Бога
Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.
Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.
Отличия григорианской и православной церквей
- Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
- Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.
Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри
- Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
- Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
- Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
- Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
- Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
- Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
- Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.
Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya
Папа римский в Армении: голубь мира и послание о любви
Марк Григорян Ереван, для Русской службы Би-би-си
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Папа и Католикос выпустили голубей в сторону Арарата — библейской горы, находящейся на территории Турции
Папа римский Франциск снова назвал массовую резню армян в 1915 году геноцидом, однако прямое общение с людьми в ходе папского визита в Армению было важнее политических заявлений.
В своих проповедях понтифик смог передать жителям небольшой Армении мощный позитивный импульс, смысл которого заключается в необходимости построить будущее, основанное на вере и любви, мире и процветании.
Визит папы в Армению, как и прочие его поездки, назывался «апостольским путешествием» и продлился три дня – с 24 по 26 июня. Сам он назвал свою поездку паломничеством в первую христианскую страну, имея в виду, что Армения официально приняла христианство как государственную религию в 301 году.
За три дня папе удалось объединить государственную и религиозную составляющие такого визита. Он встретился с президентом Армении, участвовал в двух литургиях и молитве о мире, съездил в Эчмиадзин и к монастырю Хор-Вирап.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Поездка в монастырь Хор-Вирап в 50 км от Еревана имела важное религиозное значение
Голубь в сторону Арарата
Поездка в монастырь, находящийся примерно в 50 километрах от Еревана, имела и политическую, и религиозную составляющую.
Политическое значение состояло в том, что монастырь находится почти на самой армяно-турецкой границе, которую Турция закрыла в 1993 году в знак поддержки Азербайджана в карабахском конфликте.
Религиозное же определяется тем, что Хор-Вирап (что в переводе с древнеармянского значит «глубокая яма») был построен на той самой «глубокой яме», где был заточен святой Григорий Просветитель, благодаря которому христианство в Армении стало государственной религией.
Находясь в Хор-Вирапе, папа выпустил голубя в сторону Арарата – библейской горы, находящейся сейчас на территории Турции. И здесь была религиозная символика, так как именно на Арарат по библейскому преданию (Быт. 8:11) «сел» Ноев ковчег, откуда Ной выпускал голубя, чтобы узнать, когда спадет вода после всемирного потопа.
Политическая символика тоже очевидна. Голубь мира, выпущенный из Армении в сторону Турции, является ясным знаком, призывом к миру не только в армяно-турецких, но и христианско-мусульманских отношениях, переживающих сейчас довольно непростые времена.
Проповедь о мире
На площадь Республики в Ереване папа Франциск и католикос Гарегин приехали после мессы в Гюмри. Расстояние между двумя городами сравнительно невелико – порядка 110 километров, но перепад высот в полкилометра делает такое путешествие непростым для восьмидесятилетнего папы.
И было видно, что он устал. Папа Франциск шел через многотысячную толпу – чтобы послушать его в Ереване собралось около 60 тысяч человек – и привычным жестом благословлял тянущихся к нему людей. Усталость выдавали глаза.
Однако проповедь, которую он прочитал, стала эмоциональным пиком визита. Она была посвящена таким понятиям, как прошлое и будущее, память и ее раны, мир и конфликты. Казалось бы, вопросы философские, однако его речь воспринималась очень конкретно.
«Мы все выиграем от усилий создать такое будущее, – говорил папа Франциск, – которое будет сопротивляться попыткам призрака мести оказаться у власти, будущее постоянных усилий по созданию условий для мира: достойной работы для всех, заботы о нуждающихся и бесконечной борьбы за искоренение коррупции».
Услышав слово коррупция, площадь бурно зааплодировала. Вслед за нею начали аплодировать политические лидеры, сидевшие у сцены.
Говоря о необходимости выстраивать новые отношения с Турцией, основанные на взаимном уважении и мире, папа цитировал армянских средневековых авторов. В частности, Нерсеса Шнорали, говорившего, что только милосердие может вылечить раны прошлого.
Текст перевода проповеди, возникавший на экране, не всегда можно было прочитать, потому что фразы то появлялись, то исчезали, но смысл сказанного был ясен. И был ясен огромный позитивный заряд, исходивший от невысокого пожилого мужчины в белой рясе, стоявшего на сцене.
Когда папа подошел к инвалидам, чьи коляски выстроили в ряд возле сцены, и поцеловал каждого, в толпе были люди, не сдерживавшие слез. При этом все понимали, что этих людей специально для этого привезли на площадь. И в их глазах светилось счастье. Ради этого, наверное, стоило их привозить.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Католикос всех армян Гарегин Второй, папа римский Франциск и президент Армении Серж Саргсян
Итоги
Это не первый визит папы римского в Армению. Иоанн-Павел II побывал здесь в 2001 году, когда Армения отмечала 1700-летие принятия христианства в качестве официальной религии.
Сейчас же в небольшой постсоветскойя стране побывал энергичный лидер, успевший приобрести любовь и уважение у миллионов некатоликов.
В 2015 году он канонизировал армянского философа-богослова и поэта X века Григора Нарекаци и присвоил ему звание Учителя церкви, поставив автора «Книги скорбных песнопений» в один ряд с Иоанном Златоустом и Августином Блаженным.
Трехдневное пребывание папы Франциска было воспринято в Армении очень эмоционально. Один священнослужитель сказал мне: «Я никогда не видел таких одушевленных лиц. Люди ощутили настоящую веру, которой уже заждались».
В этой фразе была довольно прозрачная критика в адрес иерархии Армянской апостольской церкви. Священнослужитель просил не называть его имени.
Бизнесмен Ника Бабаян считает, что самим фактом своего приезда папа преподал «сотни уроков скромности и искренней веры в бога». А самым важным уроком он назвал «беззаветное служение своему народу. В его случае – всему человечеству».
Представитель папы кардинал Ломбарди, подводя итоги визита, подчеркнул, что его поездка была посвящена «миру и примирению». Сказал он это в ответ на обвинение от премьер-министра Турции Нуреддина Джаникли в «ментальности крестоносцев».
Так Турция отреагировала на употребление папой слова геноцид, сказанного по поводу массовых убийств армян в Османской империи в 1915 году.
Ломбарди подчеркнул, что ничего в словах папы Франциска не предполагает духа или ментальности крестоносцев: «Он придерживается духа диалога, построения мира, мостов, а не стен».
«Папа, – добавил он, – не занимается крестовыми походами. Он не сказал ни слова против турецкого народа».
Но сказанное папой о мире еще требует осмысления в Армении и регионе. Ожидается, что папа Франциск совершит визиты в Грузию и Азербайджан через несколько месяцев.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features/2016/06/160626_armenia_pope_visit
Принятие христианства в Армении
Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.
Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.
Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.
Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.
На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.
С чего все началось?
В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.
Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.
Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.
От дружбы до заключения
Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.
В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.
И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.
И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.
Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.
Принятие христианства
Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.
Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.
Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.
Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.
Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь
По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.
С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.
Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.
Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.
Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.
Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.
Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.
После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.
Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.
На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.
Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.
В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.
Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.
Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.
Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.
Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.
* * *
Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.
Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.
Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.
Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.
Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/
Государственная Религия Армении
Христианство в Армении было объявлено государственной религией в 301 году. Григорий Просветитель сыграли важную роль в этом деле и позже стал первым католикосом Армении (326-330), и Трдат 3 Великий (287-330), который до принятия христианства считался смертельным врагом последователями этой религии.
Царь Трдат III и Григор
По словам армянских историков 5-го века, в 287 году король Трдат 3 прибыл в Армению, чтобы вернуть трон своего отца. В храме языческой богини Анаита он делает жертвоприношение. Григор – знакомый из его круга – на тот момент уже принял христианство и отказался сделать жертвоприношение языческой богине.
Одновременно Трдату сообщают, что Григор – сын убийцы Хосрова, отца Трдата. После чего Григор был заключен в тюрьму в Арташате, который был предназначен для приговоренных к смерти. Позже Трдат отдал приказ приговорить к смертной казни всех христиан и арестовать тех, кто принял новую веру, захватив их имущество.
Святая Рипсимэ и девы-мученицы
С принятием христианства в Армении связано также смерь Рипсимэ и ее дев-мучениц . По преданию, девушки, принявшие христианство, которые были родом из Рима, бежали от преследования императора Диоклетиана на восток. Они нашли убежище в месте недалеко от армянской столицы Вагаршапат.
Король Трдат был очарован красотой девы-Рипсимэ и захотел жениться на ней, но, столкнувшись с отказом, он жестокую убивает Рипсимэ и ее подруг. Однако одной из них, Нуне (Нино), удается спастись, сбежав в Иверию – в Грузию, где она продолжила проповедь своей религии. Благодаря проповеди Нино весь грузинский народ принял христианство, и за ее деяния ее причислили к лику Святых и назвали равноапостольной.
Григорий Просветитель и Болезнь Трдата III
Смертная казнь Рипсиме оказывает сильное влияние на короля, и он серьезно заболевает. Сестра Трдата видет сон, в котором, заключенный в тюрму и приговоренный к смертной казни Григор – единственный человек, способный вылечить Трдата. Чтобы исцелить короля, он был освобожден, после чего он предал земле святые остатки Рипсимэ и остальных дев. После 66-дневной проповеди христианства он полностью исцеляет Трдата.
Принятие христианства в Армении
Исцелившись, король Трдат III был крещен Григорием Просветителем, после чего объявил христианство государственной религией Армении. Он не жалел своих сил и энергии на возрождение и распространение христианства в Армении.
И чтобы избавиться от языческих традиций, Трдат вместе с Григорием Просветителем разрушили языческие храмы, построив вместо них христианские церкви. В 345 году в Аштишате был создан первый Армянский национальный церковный совет, где было принято решение открыть детские дома, дома престарелых, построить церкви и школы.
Совет также наложил запрет на языческое захоронение, поскольку христиане верили в Загродную Жизнь.
Кто первым принял христианство?
Событие 301 года в Армении – принятие христианства как государственной религии, принципиально отличается от того, что произошло в Византии в 312 году – официальное утверждение христианства верой. По эдикту Милана было прекращено, преследование христиан и христианских общин, а христианство было легализовано как иная религия с правом на существование, а сам император Константин был крещен намного позже.
Религия в Армении: армянская церковь
Армянская Апостольская Церковь – национальная церковь Армении. Его духовным и административным центром является Эчмиадзин, а духовный лидер – Католикос всех армян. Сегодня Католикосом всех армян является Гарегин II.
Армения считается музеем христианства под открытым небом, в Армении много христианских памятников: храмы, церкви, монастыри, хачкары (каменные кресты), древние манускрипты. Армянские церкви и монастыри были построены по всей стране, на недоступных горных вершинах, в глубоких ущельях, в лесах и в других местах.
Эти монастыри служат учебными и просветительскими центрами, исследовательскими площадками, и мы, как и все, поражены их уникальной архитектурой, поучительной историей и таинственным духом.
Библия в Армении
Ежегодно тысячи паломников и туристов посещают эти места. Первая книга, которая была переведена на армянский язык, была Библия, и была переведена в V веке. Библия и Евангелие были неоднократно скопированы армянскими духовниками, а 20% из 14 000 древних рукописей, хранящихся в Матенадаране, – Библия и Евангелие.
Наряду со стремлением сохранить древние христианские традиций армяне постоянно повторяют первое предложение, написанное на своем родном языке, как заповедь борьбы за просвещение и прогресс. «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума» («ճանաչելզիմաստութիւնեւզխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ»):
Источник: https://armadventure.ru/religion/