Сколько заповедей в иудаизме

Мораль иудаизма

Сколько заповедей в иудаизме

Идеолога иудаизма, повторяя библейскую версию о том, что правила морали были открыты богом Яхве пророку Моисею на горе Синай, пытаются убедить верующих, что эти правила установлены на вечные времена для всех людей. Однако анализ моральных предписаний Пятикнижия показывает, что подобные утверждения построены на ложной основе.

В так называемом декалоге первые три заповеди запрещают человеку иметь других богов, кроме Яхве- «Да не будет у тебя других богов пред яицем моим» (Исх., 20: 3); не поклоняйся и не служи чужим богам, а самому Яхве не делай «кумира и никакого изображения» (Исх.

, 20: 4) и, наконец, не произноси «имени господа, бога твоего, напрасно, ибо господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно» (Исх., 20: 7).

Приведенные положения ничего общего с нормами нравственности не имеют. Они являются требованиями религиозного характера и вызваны были борьбой сторонников монотеизма против последователей многобожия, отражавшей классовую борьбу монархических властей рабовладельческого государства с первобытнообщинными и родовыми традициями.

Далее в декалоге говорится: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх., 20 8). Книга Исход мотивирует святость субботы тем, что сам бог почил в этот день, закончив после шестидневных трудов сотворение мира. Второзаконие предписывает «соблюдать день субботний», потому что Яхве вызволил свой народ из египетского рабства.

Этим разнобоем в библейских текстах воспользовались раввины. Они опутали субботу своими предписаниями и запретили в этот день зажигать огонь, приготовлять пищу, обсуждать какие-либо дела, работать в поле, лечить больных, хоронить умерших и т. п.

И верующие, одурманенные раввинами, покорно исполняли ненужные обряды, еще более проникаясь слепой верой в святость и не-нарушимосгь субботы. Действительное же происхождение субботних запретов никакого отношения к морали не имеет. В глубокой древности у иудеев суббота была посвящена духу Луны.

Этим днем отмечались фазы Луны, а потому «день покоя» отмечался каждые семь дней. Верования древних иудеев и нашли отражение в библейской заповеди о субботе.

Пятая библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх., 20: 12). Требование уважать родителей — одно из элементарнейших правил морали, сложившихся в человеческом коллективе до появления каких бы то ни было религиозных представлений. Тем, что оно фигурирует в ветхозаветном декалоге, воспользовались иудейские клерикалы.

Они толковали это требование в том смысле, что оно дает им право подавлять вольнодумные устремления молодежи, воспитывать ее в духе смиренности и послушания, расправляться с теми, кто поднимал бунт «против тяжелой руки наших отцов». Что касается остальных пяти заповедей (см. Исх., 20- 13-17), то их вает ей только отрицательные качества: лень, завистливость, болтливость, истеричность и т. п.

Все рады, заявляют талмудисты, при рождении сына и грустны, если рождается дочь.

Женщина, по Талмуду, — рабыня своего мужа: «Все, что человек хочет делать с женой, он делает, — вроде как мясо с бойни». Удел женщины: девушкой — быть под властью отца, супругой — находиться под властью мужа.

Женщина — узница. Она должна сидеть дома, взаперти, замыкаться в четырех стенах своей комнаты, ни с кем не общаться, проводить свою жизнь в полном уединении.

Талмуд отказывает женщине в гражданских правах. Она, как и раб, не может явиться в суд, призывать свидетелей или быть свидетелем. Она не имеет права на образование. Ей запрещено читать книги. Даже знакомиться с Библией ей не позволено. «Обучать свою дочь Торе, — говорится в Талмуде, — это то же, что воспитывать ее в распутстве».

В своих комментариях к ветхозаветному мифу о сотворении Евы из ребра Адама иудейские теологи поносят женщину. Оказывается, бог долго раздумывал, из какой части Адамова тела сотворить Еву.

Сотворю я ее, рассуждал он, не из головы — чтобы она не поднимала высоко голову, не из глаза — чтобы не подсматривала, не из уха — чтобы не подслушивала, не из уст — чтобы не болтала, не из сердца — чтобы не была завистлива. Наконец бог решил сотворить ее из скрытого органа, чтобы она была скромной, — из ребра.

«При каждом органе, который бог создавал ей, он приговаривал: «Будь скромной, будь скромной» (Берешит рабба, VIII, 3).

Талмуд запрещает женщине заниматься общественным трудом. Она должна работать только дома для мужа своего. Женщина предназначена для рождения детей. Отказаться от брака -преступление и грех. Брак совершается не по любви, не по выбору, не по доброй воле, а по принуждению. Так относится иудаизм к женщине, основываясь на поучениях «священных» книг.

Семейно-брачный кодекс иудаизма

В Талмуде разработан бракоразводный кодекс, призванный регулировать семейные отношения, сложившиеся в эпоху рабовладения.

Основу общества, по учению талмудистов, составляет семья, которая складывается следующим образом: 1) домовладыка — полновластный господин семейства, 2) женщина — средство прибавления семьи, 3) рабы, обязанные трудиться.

В соответствии с таким пониманием основ общества талмудисты рассматривают брак как имущественную сделку, в силу которой женщина попадает под неограниченную власть мужа. Сделке предшествует сговор, который облекается в письменную форму. В нем перечисляются обязанности нареченных, определяются размер приданого и способы его уплаты.

Законы в области семейных отношений, брака и развода, созданные талмудистами и зафиксированные в | Талмуде, были типичны для рабо- ! владельческого общества. Однако семейное право в Талмуде толкуется в религиозном духе, окружено туманом мистики. Браки, учат талмудисты, заключаются на небесах. В Талмуде сказано: за 40 дней до рождения ребенка бог назначает ему супругу в его будущей земной жизни.

В этой «священной» книге подчеркиваются особые права мужчин Мужу разрешается разводиться с женой по любому поводу. Один из талмудистов, рабби Акиба, утверждал, что даже если мужчина просто увидел женщину более красивую, чем его жена, то он вправе дать жене развод.

Раввины и поныне ревностно соблюдают талмудическое бракоразводное право. В государстве Израиль в вопросах семьи, брака и развода синагога одержала полную победу. «Счастье тысяч семейств, — пишет прогрессивная деятельница Рут Лю-бич, — находится в руках клерикалов. Существующий закон о браке -позор для страны».

Гражданское законодательство Израиля — одно из самых отсталых в мире. Поучения Талмуда о женщине возведены в закон. Женщины не имеют права на получение наследства, не могут выступать в суде первой инстанции в качестве свидетелей. Женщина лишена права на развод. Только мужчина имеет право решать вопрос о разводе. Если же муж отказывается развестись с женой, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.

Фатализм

Талмуд принижает не только человеческое достоинство женщины, но и вообще личность человека Поучения Талмуда проникнуты фатализмом Талмудист Элеазар Каппор учил: «Знай, что все — по счету, соразмерно содеянному; не уверяй себя, что могила для тебя — убежище, ибо не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле отдашь отчет царю царей, святому».

Фатальная обусловленность действий человека лишает его какого-либо выбора, вся его жизнь зависит от слепых внешних сил. Моральные мотивы человека побуждают его, учат иудейские проповедники, вести праведное, богоугодное существование, не обращая никакого внимания на процессы реальной действительности.

Религиозная проповедь о фатальной обусловленности всех поступков человека противоречит учению иудаизма о рае и аде, о загробном прянике и кнуте.

Поэтому талмудисты, вопреки логике, выдвинули положение о том, что «все предвидено, и свобода дана» (Абот, III, 15).

Этим внутренне противоречивым и надуманным положением они пытались спасти одно из важнейших моральных правил иудаизма, заключающееся в том, что за всякое человеческое деяние ожидается справедливое воздаяние на небе со стороны бога Яхве.

Этический иудаизм

За последнее время проповедникам иудейского вероучения приходится усиленно приспосабливаться к новым социальным условиям жизни. Если до XX в. эти проповедники занимались главным образом толкованием религиозных догматов и обрядов, то в нашу эпоху иудейские клерикалы во имя спасения своих позиций выдвигают на первое место этическую ценность иудаизма.

По мнению одного из современных столпов иудаизма в США, М. Винера, настало время, чтобы узконациональ-НУЮ, полную запретов религию превратить в «чисто этическую религию» Винер, как и другие иудейские богословы, заявляя, что источником нравственных идей иудаизма являются Ветхий завет и Талмуд, рекомендует извлечь из библейского декалога и многочисленных поучений Талмуда нормы и принципы для некой универсальной религии.

Раввины в нашей стране в своих устных выступлениях также пытаются осовременивать обветшалые ветхозаветные предписания. Адепты этического иудаизма рассматривают все категории морали абстрактно, в отрыве от социальных условий, породивших формы общественного сознания.

Они скрупулезно разбирают вопросы об отношении человека к богу, защищая при этом культ частного интереса и индивидуального счастья. Они требуют от человека эгоистической заботы о спасении своей души и об обеспечении себе личного благоденствия в потустороннем мире.

Вполне понятно, что нравоучения иудаизма противоречат коммунистическому воспитанию и мешают формированию таких качеств характера, как гордость, независимость, сознание собственного достоинства и творческая активность.

Вера в приход мессии (машиаха), в индивидуальное бессмертие, в существование загробного мира и небесного царства является одним из главных догматов иудейства.

Проповедью о приходе мессии идеологи иудаизма усыпляли народ, создавая фантастические картины общественного переустройства, которое якобы зависит от морально-религиозного поведения людей.

Талмудисты и современные иудейские клерикалы защищают богословскую идею о том, что жизнь всей вселенной, отдельного человека, его будущность зависят от строгого исполнения заповедей бога, его Торы и декалога.

В трактате Сангедрин перечисляются безнравственные лица, которые не имеют удела в будущем мире. К таким лицам отнесены утверждающие, что нет воскресения мертвых, те, кто говорит, что Тора не от бога, те, кто читает светские книги, кто «свергает иго», «разрушает завет», эпикурейцы и т. п.

Учение Талмуда о мессианском царстве уже в I в. н. э. получило ярко выраженную эсхатологическую окраску, и к талмудистам в определенной мере можно отнести словаФ. Энгельса, характеризующие первоначальных христиан как людей, серьезно отнесшихся к суду небесному, к наградам и карам в потустороннем мире, создавших небо и ад и тем самым нашедших выход, «который вел страждущих и обездоленных из нашей земной юдоли в вечный рай» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч , т. 22, с. 483).

В моральных поучениях Талмуда земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах. Это раздвоение мира в сознании человека является отражением социальной придавленности человека в эксплуататорском обществе. Гнет и унижение вызывают религиозное самоотчуждение человека и водворяют его на небесах. Поэтому борьба с религией в условиях капитализма сводится не только к критике религиозных поучений, но и к борьбе за социальный прогресс, демократию и социализм.

* * *

Мы рассмотрели основные положения морали иудаизма. Следует упомянуть о том, что в настоящее время эти положения толкуются иудейскими проповедниками в форме, которая, по их мнению, должна отвечать требованиям современности Так.

некоторые современные иудейские богословы, приспосабливаясь к требованиям коммунистической нравственности, усиленно отыскивают сентенции Талмуда, благословляющие ремесло и любовь к ближнему, и выдают их за требования гуманизма и справедливости, якобы характерные для иудаизма, стараются согласовать этику Талмуда с требованиями коммунистической морали.

Однако попытка отождествить коммунистическую нравственность с моральными поучениями иудаизма не выдерживает критики, ибо мораль иудаизма фактически защищает частную собственность, гнет и эксплуатацию.

Источник: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st023.shtml

Десять «мивцоим» (кампаний) Мошиаха

Сколько заповедей в иудаизме

Шолем Лугов

Десять «мивцоим» (кампаний) Мошиаха

В течение многих лет Любавичский Ребе שליט»א Король Мошиах часто обращается к евреям с просьбой исполнять определенные заповеди Торы. Они получили название «мивцоим».

В одной из своих бесед Ребе раскрывает причину, по которой именно это слово избрал для обозначения заповедей, на выполнении которых делается столь особый акцент.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое количество православных в России

В тайной части Торы объясняется, что буквы корня слова «мивцоим» («бейс», «цадик» и «аин») состоят из вторых букв имен наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова. Первая же буква этого слова מ («мем») соответствует слову «мафил» (приводить в движение) то есть приводит в действие его основное содержание.

Иными словами, «запуская» «мивцоим», Король Мошиах стремится пробудить и привести в действие духовные силы, переданные нашему народу благодаря заслугам праотцов.

Ребе не ограничивается призывами. По его просьбе хасиды проводят мивцоим везде, где есть евреи. Во всех уголках земного шара его посланники просят проходящих по улице или посещающих еврейские организации евреев надевать тфиллин, разъясняют им законы кошерности пищи, рассказывают о важности наличия мезузы на двери еврейского дома, распространяют литературу, посвященную вопросам Торы и еврейства.

Что же относится к «Десяти мивцоим»?

1. Тфиллин

Тфиллин 

Одна из заповедей, исполнение которой равносильно исполнению всех заповедей Торы, — это заповедь о «тфиллин». Одно из предназначений этой заповеди — помочь еврею выразить подчиненность своего мозга и сердца (т.е. разума и чувств) Всевышнему. Поэтому тфиллин возлагают на голову, напротив мозга, и на руку, напротив сердца. Заповедь тфиллин обладает также свойством защищать еврея от нападения врагов. Поэтому важно, чтобы каждый еврей начиная с 13 лет возлагал тфиллин каждый будний день.

День объявления операции — 24 Ияра 5727 г. (1967)

2. Тора

Тора 

Тора — это средоточие безграничной мудрости Творца, и заповедь изучения Торы входит в число основных заповедей Иудаизма.

Невозможно завершить исполнение этой заповеди, всю свою жизнь еврей обязан постоянно изучать Тору, выделив для этой цели два отрезка времени каждый день — утром и вечером. Особенно важно изучать Закон, потому что без его знания невозможно правильно исполнять заповеди.

Закон обязаны изучать также и женщины. Особое значение придается изучению «внутренней» Торы, учения хасидизма, которое открывает окно во внутренний мир Торы и заповедей.

День объявления операции — 4 Сивана 5737 г. (1974)

3. Любовь к ближнему

Любовь к ближнему 

Эта заповедь приближает Освобождение. Мы обязаны развивать в своих сердцах чувство любви к каждому еврею, любить каждого нашего собрата, несмотря на его недостатки. И любовь должна проявляться в действии: надо помогать каждому еврею, во всех его поступках искать хорошую сторону, стараться не наносить ему вреда, вселять радость в сердца страдающих.

День объявления операции — 18 Элула 5736 г. (1976)

4. Воспитание

Воспитание 

Надо стараться, чтобы каждый еврейский ребенок получил настоящее еврейское воспитание. Надо прилагать больше усилий в деле воспитания молодого поколения, прививать ему веру в Творца и в Тору. Надо приводить детей в синагогу, давать им возможность принимать участие в событиях еврейской жизни, рассказывать им об истории еврейского народа, его особой судьбе и миссии; надо дать им почувствовать, что значит быть евреем.

День объявления операции — 24 Нисана 5736 г. (1976)

5. Мезуза

Мезуза 

В футляре мезузы находится пергамент со словами Торы. Мезуза придает святость еврейскому дому и охраняет его обитателей. Мезузу прикрепляют при входе в каждую комнату (кроме туалета и ванной). Мезузу следует прикрепить также и в других помещениях — учреждениях, магазинах, и т.п. Прикрепляют мезузу в верхней трети дверного косяка, справа от входящего: она должна быть укреплена наклонно — верхняя часть обращена ко входу. Прежде, чем прикрепить мезузу, произносят благословение.

День объявления операции — 4 Сивана 5734 г. (1974)

6. Цдака

Цдака 

Следует ежедневно в будние дни отдавать часть своих доходов в пользу нуждающихся. Нужно иметь дома (а также и в машине) копилку для цдаки и держать ее на видном месте. Важно давать цдаку каждый день, по крайней мере несколько мелких монет. Желательно, чтобы копилка для цдаки была и у детей — это дает им стимул исполнять заповедь. Необходимо также помогать материально бедным и нуждающимся.

День объявления операции — 4 Сивана 5734 г. (1974)

7. Святые книги

Святые книги 

В каждом еврейском доме должно быть как можно больше святых книг, по крайней мере — важнейшие из них: Тора (Пятикнижие), сидур (молитвенник), Теилим (Псалмы), «Тания». Сам факт, что святые книги находятся в еврейском доме, создает в нем атмосферу святости. Важно также, чтобы в доме были книги по еврейскому закону. Желательно, чтобы у каждого еврейского ребенка были свои собственные святые книги в их комнатах.

День объявления операции — 4 Сивана 5734 г. (1974)

8. Субботние свечи

Субботние свечи 

Субботние и праздничные свечи наполняют еврейский дом светом радости и святости. Особым свойством наделил Всевышний эту заповедь, которая дана еврейским женщинам, — исполняя эту заповедь, они приносят изобилие благословений и успехов всем членам семьи. Начиная с трехлетнего возраста девочки зажигают свечи, произнося при этом благословение. Замужняя женщина зажигает две свечи, незамужняя — одну. Очень важно зажечь свечи в установленное время — до захода солнца.

День объявления операции — 24 Элула 5734 г. (1974)

9. Кашрут

Кашрут 

Пища, которую ест человек, превращается в саму его плоть и оказывает огромное влияние на его душу. Кашерная пища оберегает чистоту еврейской души, а некашерная пища наносит ей вред.

Разре6шается есть только те продукты, на которых стоит печать раввината, имеющего полномочия выдавать удостоверения о кашерности продуктов. Следует отделять кухонную посуду, которой пользуются для мясных блюд, от посуды, которой пользуются для молочных блюд.

После того, как ели мясную пищу, надо подождать шесть часов — лишь затем можно есть молочную пищу.

День объявления операции — 16 Тамуза 5735 г. (1975)

10. Чистота семейной жизни

Чистота семейной жизни 

Секрет и счастье еврейской семьи кроются в системе заповедей, предписывающих соблюдать чистоту семейной жизни, и в особенности — ежемесячное погружение в воды «миквы». Эти заповеди мы исполняем потому, что так нам повелел Всевышний. Но, кроме этого, их исполнение приносит счастье и радость обновления в семейной жизни, здоровье и чистоту супругам и детям. Надо хорошо знать законы о чистоте семейной жизни.

День объявления операции — 16 Тамуза 5735 г. (1975)

Общие операции:

Распространение среди евреев иудаизма и хасидизма.

Борьба против передачи земли Земли Израиля ненавистникам еврейского народа.

Борьба за исправление закона, устанавливающего, кто является евреем.

Печатание книги «Тания» во всех уголках земного шара.

Призыв к народам мира соблюдать 7 заповедей Бней Ноах.

«Избери себе учителя» — призыв к каждому еврею и еврейке исполнять указания своего раввина или духовного наставника во всем, что касается исполнения законов еврейской жизни.

Празднование дня рождения и исполнение связанных с этим днем обычаев.

И наконец

Операция Мошиах

Ребе провозглашает: «Пришло время вашего Освобождения» и призывает всех встретить Мошиаха.

Источник: https://www.moshiach.ru/moshiach/do/211.html

Три священные книги иудаизма и евреев

Сколько заповедей в иудаизме

Важность священных книг иудаизма простирается далеко за пределы их религиозного значения. Эти древние документы воплощают не только религиозные заповеди иудаизма, но и историческое, культурное и социальное наследие еврейского народа.

В Израиле, где отношение к традициям варьируется от ультраортодоксальных до светских, священные тексты, имеют множество значений — от духовного, морального и практического руководства к повседневной жизни до исторического и культурного богатства, которое критически изучается.

Истории, идеи и философия священных книг евреев, охватывающих тысячелетия изучения и мысли, очевидны в большей части современной культуре Израиля, которая опирается на наследие прошлого, даже когда она заявляет о вопросах и проблемах настоящего.

Тора
 

В основе всех еврейских священных текстов лежит Тора.

В самом основном смысле Тора — Пятикнижие — пять книг Моисея, в которых рассказывается история о Сотворении мира, Завет Бога с Авраамом и его потомками, Исход из Египта, откровение на горе Синай (где Бог провозгласил Десять Заповедей), странствия израильтян в пустыне и повторение этого опыта незадолго до входа в Землю Обетованную.

Главное послание Торы — это абсолютное единство Бога, Его создание мира и Его забота о нем и Его вечный завет с народом Израиля. Пятикнижие олицетворяет наследие еврейского народа — пересказывает его историю, излагает свои руководящие заповеди и предсказывает судьбу — и несет универсальные идеи монотеизма и социального поведения, которые оказали огромное влияние на западную цивилизацию.

Таким образом, Тора также является источником некоторых нееврейских традиций, среди которых признание Субботы как дня отдыха.

В то время как еврейская традиция на протяжении веков приписывала божественное авторство Торе, многие ученые и современные еврейские мыслители считают, что Тора составлялась постепенно различными авторами в течение длительного периода времени, делая ее не только создателем еврейской истории.

 

Танах
 

Еврейская Библия известна на иврите как Танах, аббревиатура трех священных текстов иудаизма, которые составляют ее: Пятикнижие (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). Последние два включают в себя девятнадцать компиляций, в основном на иврите, но с некоторыми книгами кетувим на арамейском языке, которые были составлены в течение нескольких веков — незадолго до израильского завоевания Земли Израиля (13 век до нашей эры).

Вскоре после возвращения в Иудею и Иерусалим из вавилонского изгнания (VI в. До н. Э.).

В книгах Пророков содержатся исторические труды, охватывающие период между поселением еврейского народа в Израиле и их изгнанием в Вавилон, а также моральные и религиозные увещевания Пророков (среди них Иеремия, Исаия и Иезекииль).

Писания, также известные как Агиографы, представляют собой смесь литургической и светской поэзии, литературы мудрости и исторических трудов.

Танах — это еврейский канон, который принял окончательную форму между вавилонским изгнанием и первым веком нашей эры. Мудрецы, принимавшие участие в завершении канона, исключили некоторые тексты, известные как Апокрифы и Псевдоэпиграфы, которые они не рассматривали как божественно вдохновленные.

Еврейский канон отличается от христианского канона тем, что он не включает Новый Завет и несколько иной порядок представления Пророков.

Кописты канонической литературы для ритуального использования в синагогах работают с древними инструментами (пергаментными и перьевыми ручками) и проявляют максимальную осторожность, чтобы каким-либо образом не модифицировать текст.

Самые старые известные пергаменты (свитки Мертвого моря, выпущенные незадолго до общей эры) практически идентичны тем, которые были произведены сегодня.

 

Талмуд
 

С появлением Мишны класс раввинов, известных как Амораим (третий век до н.э. до VI века), обсудил этот документ, разработал его, выполнил исправления и примирил якобы противоречия. Совокупность их усилий — это Гемара. Гемара и Мишна вместе образуют Талмуд — слово, которое относится к акту обучения. Смотрите тут.

На самом деле есть два талмуда, Иерусалимский (составленный в Стране Израиля) и Вавилонский. Вавилонский Талмуд охватывает 37 из 63 стандартных трактатов и включает в себя несколько более поздних работ — 2,5 миллиона слов на 4894 страницах фолиантов.

Иерусалимский Талмуд структурирован по-разному — более краткий, порой загадочный и более сосредоточенный на юридических вопросах. Вавилонский Талмуд содержит более библейскую гомилетику и экзегезу, и его аргументации легче следовать.

Гемара, как правило, придерживается структуры Мишны, но ассоциативно связывается с другими вопросами, создавая примесь свободной формы замечаний — законную, анекдотическую и этическую.

В отличие от Мишны, много талмудического дискурса находится на арамейском языке. Из-за особой природы Талмуда и его роли в качестве основы священных книг евреев для религиозных постановлений, многие из которых обращаются к повседневной жизни, комментарии к этой работе особенно обильны.

Талмудический стиль часто или разговорный, или эллиптический, в виде «лекций». В отличие от библейских текстов, талмудические отрывки имеют бесчисленные варианты чтения и изобилуют ошибками переписчиков, ошибочными вставками и эвфемизмами, предназначенными для обхода враждебных цензоров. Помимо своей основной религиозной цели, оба Талмуда содержат важную информацию о событиях, обычаях и языке своего времени. Таким образом, они были подробно изучены современными учеными истории, религии и лингвистики. Систематизация Талмуда началась несколько поколений до того, как ее окончательная версия была выпущена в начале шестого века н.э. Самые ранние фрагментарные рукописи Талмуда, существующие сегодня, могут встречаться с девятого века. Первый полный печатный Талмуд был выпущен в 1520-1523 годах Даниэлем Бомбергом. Его издание создало внешнюю форму Талмуда, которая с тех пор сохранилась без изменений, включая разбивку на страницы и макет основных комментариев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году родился Николай 2

Материалы подготовлены интернет-магазином«Еврейская книга».

 

Источник: https://jewishbook.com.ua/tri-svyashchennye-knigi-iudaizma-i-evreev.html

10 ЗАПОВЕДЕЙ ИУДАИЗМА.. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим. 

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся. 

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно. 

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему 

5. Почитай отца твоего и мать твою. 

6. Не убивай. 

7. Не прелюбодействуй. 

8. Не кради. 

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего

Смысл заповедей (мицвот)     

 

Тайна заповедей, поиск их сокровенного смысла всегда привлекали внимание великих мудрецов и учителей нашего народа. Обширная литература объясняет суть всех законов Торы, а так же многих правил и обычаев, возникших на протяжении еврейской истории. Сама Тора не содержит специальных обоснований большинства заповедей. Рациональные объяснения мицвот предлагали и ранние и поздние комментаторы, но их точка зрения принималась не всеми евреями.

Чем авторитетней был ученый, тем больший вес имели его толкования. Мудрецы, жившие в разные времена, и в разных условиях могли по-разному объяснять один и тот же закон. Но эти различия в объяснениях не только не уменьшали его значения, но и служили дополнительными доказательствами того, что Тора дана на все времена: «для всех поколений закон вечный».

Несмотря на стремительные изменения, происходящие в мире, Тора всегда была полна смысла и современна для тех, кто берет на себя труд вникнуть в нее и попытаться ее понять.

Для верующего еврея единственная причина соблюдения заповедей — как бы их не классифицировали — то, что они отражают волю Всевышнего. И долг еврея как покорного слуги Б-га — выполнять их.

Однако это не означает, что нельзя пытаться понять смысл законов и повелений. В поисках истины еврей приближается к Б-жественному Разуму, растет духовно.

Только встречаясь с законом, суть которого совершенно непонятна нам (такие законы в Торе называются хуким), мы смиренно соглашаемся с неоспоримым: так хочет Всевышний.

Неспособность понять сокровенный смысл заповеди никогда не была для верующего причиной отказа от ее соблюдения или отрицания существования в ней такого смысла. Одни оставляли попытки постичь ею, признавая ограниченность своего понимания, другие же, напротив, становились еще настойчивее в своих поисках.

В нашей истории бывали моменты, особенно в период жизни в гетто, в изоляции от посторонних влияний, когда массы не считали нужным искать ответы на вопрос почему и были совершенно удовлетворены тем, что знали как. Эти времена прошли.

Сегодня (как уже бывало в прошлом) сыны Израиля вступили в контакт с различными культурами и сталкиваются с конкурирующими идеологиями и движениями. И для них особенно важно обоснование и объяснение наших законов. Не только для того, чтобы укрепить веру, но и для того, чтобы овладеть необходимыми аргументами против тех, кто высмеивает нашу религию и образ жизни.

Надо уметь представить иудаизм не как застывшее учение, но как путь жизни, современную философию, способную противостоять различным «измам» и модным увлечениям.

Чтобы прийти к пониманию смысла многих еврейских законов, необходимо изучать иудаизм в полном объеме. Некоторые заповеди, например, связанные с моралью и этикой, не требуют особых комментариев и ясны независимо от остальных мицвот. Другие же трудно понять изолированно.

Так, сама идея о дне отдыха вполне доступна, но для постижения глубокого смысла еврейской субботы — шабата — требуется знание некоторых основных принципов философии иудаизма. Чтобы осмыслить законы кашрута, необходимо связать в единое целое множество галахических принципов. Это придаст соответствующее значение непонятным ранее деталям.

Пытаться объяснить смысл кашрута безотносительно к другим частям учения совершенно бесполезно. Тут те, кто знаком с иудаизмом поверхностно, обычно попадают впросак.

В данном случае можно сравнить наше учение с гигантской деревянной головоломкой: собранная, она представляет собой гармоническое зрелище. Но любая изъятая часть не только нарушает всю картину, но и сама не имеет никакого значения. Это просто кусок дерева причудливой формы.

Но стоит вставить его на место, и не только восстановится гармония, но и сама эта деталь приобретает смысл, ее линии образуют красивый и четкий узор.

То же и с кашрутом, и другими законами: взятые отдельно, они кажутся бессмысленными, но заняв свое место в мозаике религиозных предписаний, предназначенных научить человека управлять своими страстями и желаниями, становятся понятными.

Прежде, чем познакомиться с конкретными законами, остановимся на том, что их объединяет. Еврей должен соблюдать все заповеди Торы, чтобы освятиться: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я. Всевышний, Б-г ваш» (Вайикра. 19:2).

И еще: «Вы будете для Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6). Этот наказ стремиться к святости, ради которой должны соблюдаться заповеди, повторяется в Торе снова и снова в связи с тем или иным определенным законом или группой законов.

Итак, цель заповедей — освящение. Эта мысль пронизывает все еврейское учение. Можно сказать, что иудаизм заботится: 1) о святости личности; 2) о святости времени: 3) о святости места. Любой еврейский закон относится к одной из этих категорий.

Забота о святости личности проявляется в законах, касающихся кашрута, социальной и профессиональной этики, семейных отношений, одежды, манер, личной гигиены и здоровья.

Освящение времени связано с законами о субботе и праздниках.

Святость места утверждается в законах о Храме (на иврите бейт-hамикдаш означает «Дом святости»), синагоге и йешиве.

В представлении других народов, приверженцев иных религий, святой — это тот, кто ушел от мира, презрел земные радости и желания, отстранился от будничных проблем. Иудаизму же аскетизм чужд. Хотя он и не запрещен, отстранение от мирского и принятие на себя дополнительных ограничений не одобряются еврейским учением.

Уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантируют святости.

Она проявляется не в том, чтобы отстраняться от радостей и печалей, которые посылает жизнь, отказывая себе в дозволенных удовольствиях, но в умении отличать правильное от неправильного, истину от лжи, непорочное от порочного и чистое от нечистого — это чувство этической проницательности, тем больше святости в человеке.

Общее в еврейском и нееврейском понимании святости выражено в основополагающей концепции об отстраненном.

Великий комментатор Торы Раши трактует слова Торы кдошим тигью («будьте святы») как прушим тигю («будьте отделенными», «отстранитесь»). Различие в еврейском и нееврейском подходе начинается с вопроса о том, от чего именно следует отстраняться. Для неевреев это означает отстранение от жизни, для евреев — отход от идолопоклонства, неверия, от всего грубого и нечестивого.

Тора призывает евреев освятить себя, ведя освященный Всевышним образ жизни. Таким образом, цель соблюдения законов Торы — духовное совершенствование личности и общества, стремление к святости. Это совсем не простая задача. Люди есть люди, и евреи слишком часто пытались избавиться от «почетных привилегий».

«Сделай нас такими, как все другие народы!» — взывали они ко Всевышнему на протяжении многих веков еврейской истории. Порой эта мольба была понятна, ибо евреи уставали быть вечным козлом отпущения для тех народов, среди которых жили. Они мечтали избавиться от дискриминации и получить гражданские права.

Но слишком часто это был бунт против Торы, ее дисциплины и ограничений, против долга.

Моше предвидел такое развитие событий еще 3200 лет назад, когда обратился к евреям со своим последним наказом. «Ибо заповедь эта, которую я даю тебе сегодня, не недоступна и не далека.

Она не на небе, чтобы можно было сказать: «Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее». И не за морем она, чтобы можно было сказать: «Кто сходил бы для наc за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее».

Но совсем недалеко от тебя слово это: оно на устах твоих и в сердце твоем,чтобы исполнить его» (Дварим,30:11-14).

Другими словами, Моше сказал своему народу : «Это зависит от вас! Если есть воля и убеждения, если есть желание и вера, чтобы исполнять, — этого можно достичь».

Прощальные слова Моше не потеряли своей силы и через тысячи лет. Они актуальны и сегодня, потому что ничего, в сущности, за это время не изменилось в характере людей. Теперь часто прибегают к термину «потребности», оправдывая и узаконивая всякого рода аморальные и антисоциальные поступки, утверждая печально известный принцип «все дозволено».

Еще в XII веке Рамбам обозначил проблему, с которой встречается даже благонамеренный человек, живущий в нерелигиозном окружении: «Естественное побуждение человека — вести себя подобно окружающим и следовать обычаям своих соседей». Совет Рамбама сегодня полезен так же, как и тогда: «Объединяйся с хорошими и мудрыми и избегай грешников, чтобы не попасть под их влияние».

Приближаясь к практической части книги, мы хотим напомнить снова Моше-рабейну: «Итак, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред лицом народов, которые, услышав о всех этих правилах, скажут: «Только этот великий народ — народ мудрый и разумный» И есть ли какой другой великий народ, у которого были бы такие справедливые установления и законы, как Тора, которую я предлагаю вам сегодня» (Дварим, 4:5-8).

 источник

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/agoll/post281450014/

Иудаизм

Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца 3 тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в 1-6 вв. по Р.Х.

Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен Завет, именно тогда проявились те элементы, которые стали затем особенностями религии Ветхого Завета.

Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего (Быт. 17, 1), Владыки неба и земли (Быт. 14, 22). Второй важный аспект – заключение Завета, или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень. Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание (Быт. 17, 9 – 11).

Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ (Быт. 13,16), что этот народ будет владеть землей ханаанской (Быт.

15, 18), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1–3).

Кроме того, как важную особенность можно отметить состояние постоянного откровения, прямого общения Бога с человеком, которое впоследствии будет главным образом характеризовать израильских пророков.

Дальнейшую историю Завета, заключенного Богом с Авраамом, можно условно разделить на семь периодов или эпох: 1. Эпоха патриархов от Авраама до Моисея, которая заканчивается египетским пленом; 2.

Эпоха Моисея и Иисуса Навина, в которую сбывается ряд обетований, данных Богом Аврааму, а вместе с тем Завет обновляется, дополняется целым рядом условий, заповедей, предписаний, новых обетований и, в целом, религиозная жизнь народа упорядочивается; 3. Эпоха судей; 4. Эпоха ранней монархии, продолжавшаяся при Сауле, Давиде, Соломоне и, частично, Ровоаме.

Строительство Иерусалимского Храма; 5. Эпоха разделенных царств, когда Израиль делится на два часто враждующих государства: Самарию и Иудею. Духовная жизнь народа в обоих царствах неуклонно приходит в упадок и развращение, характеризующиеся как нравственным падением, так и религиозным: обращением к иным богам, презрением заповедей и т.д.; 6.

Эпоха вавилонского плена, посланная как наказание за грех отступничества евреев от Завета; 7. Эпоха возвращения из Вавилона и восстановления завета с Богом. Вновь отстраивается Храм в Иерусалиме, восстанавливается религиозная жизнь в народе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет прожил Сергий Радонежский

Следует назвать ряд специфических черт, определяющих и отличающих ветхозаветный иудаизм как самобытную религию: 1. Вера в единого личного всевышнего Бога-Творца (Втор. 6, 4); 2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет (Быт. 17,7, Исх. 23, 22–23). 3.

Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха (Лев. 16,10, Чис. 28, 22); 4. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. (Втор. 10; 8); 5. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его (3 Цар.

8,11), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения; 6. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю (4 Цар. 21, 10); 7. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим (1 Цар.

12, 5), он принимал помазание от пророка (3 Цар. 19, 16), сакрально представлял народ пред Богом.

Иудаизм 1 века

К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера. В 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 г.

до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. В 6 г. по Р.Х. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей императорскому прокуратору. Иудея лишилась даже видимости автономии, череда царей на престоле Давида прервалась. Это послужило усилению в народе ожидания скорейшего пришествия Мессии-Освободителя.

При всех этих событиях не прошло незамеченным явление подлинного Мессии – Христа, принесшего избавление не от оккупации римлян, а от ига греха. Весть о спасении выходила за пределы одного народа, будучи адресована всему человечеству. Благодаря апостольской проповеди до трети еврейского народа на протяжении 1 в. обратились в христианство.

Апостолы и первые христиане подвергались жестоким гонениям со стороны не принявших Христа иудеев. Однако судьба самих гонителей оказалась крайне жалкой: пламя войны, постоянно разжигаемое зилотами, наконец разразилось пожаром, погубившим Иудею и ознаменовавшим окончание ветхозаветного иудаизма. В 66 г. разразилось великое иудейское восстание против Рима. В 70 г.

, после жестокой осады, был взят Иерусалим и совершенно разрушен. Для той части еврейского народа, что отвергла Христа, оставалась лишь одна альтернатива: последовать за фарисеями, основавшими центр в г. Ямнии.

Они в изменившихся обстоятельствах, исключавших всякую возможность продолжения существования иудаизма в ветхозаветном виде, положили начало так называемому позднему, раввинистическому, иудаизму – по сути, уже иной религии, с иными характерными признаками.

Новоиудейство

Основополагающим нововведением, определяющим вероучительную и обрядовую составляющие позднего иудаизма, является Талмуд – обширный свод комментариев к Закону (Торе), касающийся области вероучения, философских построений, права, истории, медицины, естественнонаучных знаний, частной и общественной жизни. Во 2 в.

лидеры иудейской общины начали труды по систематизации фарисейского «Устного Закона». Это были записи комментариев-постановлений, дополняющих Пятикнижие. Cобранный материал толкований получил название Мишны (вторичный закон).

Текст Талмуда построен следующим образом: вначале приводится отрывок из Мишны, содержащий законодательное постановление, затем даются материалы дискуссий, постановление и комментарии к этому постановлению. По характеру текстов, составивших его, в Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом.

Галаха – это законодательное предписание, касающееся религиозной, семейной и гражданской жизни. Агада определяет духовные, вероучительные основы иудаизма.

Талмуд регламентирует все стороны жизни иудея. Фактически в иудаизме по авторитетности и значимости он заменил само Ветхозаветное богооткровенное Писание. Талмуд во многих местах провозглашает свое превосходство над Библией: так, например, уподобляя Писания воде, Мишну – вину, утверждается, что «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания».

Иудейский ритуал

Синагога является культовым зданием, представляющим собой молитвенный дом, а не храм. Первые синагоги начали строиться незадолго до Р.Х. и поначалу выступали не более как смысловое дополнение в религиозной жизни еврейского народа, средоточием и центром которой был храмовый ритуал. После гибели Храма в 70 г. по Р.Х. роль синагог претерпела существенное изменение и переосмысление, став новым центром ритуальной жизни.

Это было по-своему радикальным переворотом в жизни еврейства: в отличие от Храма, богослужение в синагоге не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения. Синагога приобрела огромное значение, будучи одновременно молитвенным домом, местом религиозного обучения и центром общественной жизни.

В основе ее планировки лежит конструкция Храма.

Раввинат. После уничтожения Храма исполнение предписанных Пятикнижием обрядов стало физически невозможным; при фарисеях-раввинах, ставших лидерами иудеев и отвергших Господа Иисуса Христа, значение священников практически полностью нивелировалось.

В ветхозаветные времена, помимо богослужебных обязанностей, священники были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Все эти функции взяли на себя раввины, претендовавшие на доскональное знание и право единственно истинного понимания Закона.

Их авторитет определялся лишь степенью учёности, не Божьей благодатью. В ведении раввина находится конкретное применение тех или иных талмудических предписаний в конкретной ситуации.

Талмуд предписывает относиться к словам раввинов с большим вниманием, чем к словам Писания.

Обряды и запреты. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни иудея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов, которые называются мицвот.

Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв, соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда нельзя делать. Среди мицвот разделяют 248 повелений и 365 запретов.

Особенно многочисленны пищевые запреты и правила, поэтому в городах, где есть крупные иудейские общины, имеются специальные магазины, продающие кошерные (дозволенные в пищу) продукты питания.

Особенности вероучения

Основные вероположения иудаизма средневековые иудейские мыслители начали формулировать под сильным влиянием других религиозных и философских систем. Так, например, иудеи считают, что, хотя сотворённый Богом из ничего мир реален, он существует только тогда, когда в него вливается творческая эманация Бога.

Таким образом, творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. В молитвах иудеи, обращаясь к Богу, называют Его также одним из тех имён, которые упомянуты в Пятикнижии. Культивируя особое благоговение к этим именам, они произносят их только в молитве, а одно из них – Яхве – вообще никогда не произносится.

Говоря о Боге, иудеи часто называют Его словом «Гашем» («имя»).

Многие важнейшие положения Библии перетолкованы в Талмуде в совершенно ином освещении. Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворён гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева. Возрождаются в Талмуде и пантеистические воззрения: так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой Божественной сущности.

Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за всё, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознаётся как процесс очищения. Иудеи также верят в воскрешение из мёртвых.

Кроме того, существует представление о переселении душ (гилгул).

Те иудеи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах неевреев и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

Иудеи верят в грядущий приход Мессии, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, будет потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учёности.

Ему якобы удастся объединить всё человечество на основе особой роли евреев и подчинённого положения всех прочих народов, установить мир и благоденствие на Земле. Одной из особенностей позднего иудаизма является учение об особой роли еврейского народа.

«Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете», – учит Талмуд.

Подводя итоги, следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии. Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям, все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвящённое на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать.

Отсутствуют храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после 1 в. у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание – Талмуд, новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения.

Всё это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм – совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам.

Подготовлено по книге Максимов Ю., Смоляр К. «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм»

Источник: http://trsobor.ru/iudaizm/

Интересные статьи: введение в иудаизм, дом трудолюбия для бомжей и деменция

Aernout Naghtegael/Rijksmuseum

Просветительский проект Arzamas подготовил небольшой и насыщенный фактами материал об иудаизме. Узнать все о религии еврейского народа определенно не получится, но восполнить стыдные пробелы или погрузиться в тему — запросто.

Цитата: «Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный.

От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы.

Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями».

Бомж содержит бомжа, и руководит ими бомж

Сергей Мелихов/«Такие дела»

Материал о сети домов трудолюбия, которая помогает бездомным самым эффективным способом: работой и трезвостью. «Такие дела» выяснили, как создатель сети Емельян Сосинский выстроил систему, при которой бездомные и сами зарабатывают, и содержат социальные дома с инвалидами, стариками и женщинами с детьми.

Цитата: «Порядки строгие, но разумные. Главное требование — трезвость и труд. Все обитатели общины, включая руководителей, в обязательном порядке проходят через алкотестер при каждом возвращении домой. Бывают и внеплановые «продувы». Жестко пресекаются и любые конфликты. Работа шесть дней в неделю. Есть своя система штрафов и поощрений. Уйти можно в любой момент — двери открыты, а вот обратно могут и не взять».

Шлем ужаса. Как живут люди с деменцией

Тяжелый материал от самиздата «Батенька, да вы трансформер»: истории семей, в которые пришла болезнь Альцгеймера, попустительское отношение к ранней диагностике и деревня в Нидерландах для страдающих деменцией.

Цитата: «Летом 2016 года британский студент Ли Пенг создал шлем, с помощью которого любой молодой человек может почувствовать себя стариком с деменцией.

Этот шлем сделан из полупрозрачного матового пластика, пропускающего свет, а внутри есть экран, наушники и устройство, которое приглушает окружающие звуки. На экране человек видит картинку, которая перед этим проходит компьютерную обработку: все вокруг расплывается, и даже знакомого человека не получается узнать.

Звук тоже меняется: тот, кто надел шлем, слышит совсем не то, что говорят окружающие, а еще не получается произнести внятно ни одной фразы».

Новые подборки интересных статей каждый день — в Telegram-канале @bestarticles

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/3067-interesnye-stati-vvedenie-v-iudaizm-dom-trudolyubiya-dlya-bomzhey-i-demenciya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает надпись на кресте ника

Закрыть