Сколько есть православных патриархов

Томос для Украины. Все, что нужно знать о событиях в Стамбуле

5 и 6 января президент Украины Петр Порошенко, председатель Верховной Рады Андрей Парубий и предстоятель Православной церкви Украины Епифаний примут участие в церемонии подписания и вручения томоса в Стамбуле. Этому предшествовал Объединительный собор в Киеве, на котором украинское духовенство избрало главу новосозданной церкви. Вручение томоса должно завершить процесс обретения независимости украинским православием.

Программой визита в Турцию 5 января предусмотрена встреча президента Украины Петра Порошенко и председателя Верховной Рады Андрей Парубия с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, посещение Вселенского патриархата и встреча со Вселенским патриархом Варфоломеем.

После завершения процедуры подписания томоса прозвучат заявления Вселенского патриарха Варфоломея, митрополита Киевского и всея Украины Епифания и президента Украины Петра Порошенко.

6 января члены делегации примут участие в церемонии вручения томоса, Божественной Литургии (совместное отправление Вселенским патриархом Варфоломеем и митрополитом Епифанием) и в Церемонии освящения воды в заливе «Золотой Рог».

Начало

«Не верится, что увижу Вселенского патриарха. Но еще больше не верится, что увижу томос о признании автокефалии Украинской Православной Церкви», – написал 4 января священник, представитель пресс-службы Православной церкви Украины Иван Сидор.

Документ о независимости Украинской церкви он называет «ожидаемым тысячелетиями».

Еще в 2016 году Верховная Рада Украины приняла обращение к архиепископу Константинополя, Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить автокефалию православной церкви в Украине.

Депутаты апеллировали к тому, что в 1686 году Вселенский патриарх Дионисий неправомерно передал Киевскую митрополию Москве. Хронологию тех событий рассказывает проект «Молодежь Плюс».

Весной 2018 года Петр Порошенко посетил Стамбул, где в районе Фанар расположена резиденция Вселенского патриарха Варфоломея.

«Я, как президент, решил обратиться к Вселенскому патриарху, его Святейшеству, с просьбой о предоставлении томоса об Украинской поместной автокефальной церкви», – сообщил он тогда на встрече с лидерами парламентских фракций.

Петр Порошенко и Вселенский патриарх Варфоломей, Стамбул, апрель 2018 года

Реакция от различных конфессий на это заявление была диаметрально разной. Если в Киевском патриархате Украинской православной церкви инициативу поддержали, то Московский патриархат в тот же день заявил, что «нет оснований ожидать признания Вселенским патриархатом какой-то другой церкви, кроме УПЦ (МП)».

Не успели к годовщине

Вопреки ожиданиям Порошенко, что Украина получит томос к 1030-й годовщине Крещения Украины-Руси, то есть до 28 июля 2018 года, этого не произошло. Впрочем, Варфоломей неоднократно заявлял, что планирует предоставить Украине автокефалию.

В августе западное информационное агентство Associated Press сообщило о попытках взлома частной переписки христианского духовенства. Среди мишеней – и Вселенский патриарх.

Летом в Стамбул съездили сначала представители УПЦ (МП), впоследствии – и глава Русской православной церкви, патриарх Кирилл (Гундяев).

Это посещение было целью остановить процесс предоставления томоса Украины, однако достичь этого представителям Московского патриархата не удалось. В частности, об этом сообщал и пресс-секретарь УПЦ (КП), архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий Зоря.

В сентябре стало известно, что Вселенский патриарх назначил своих представителей в Киеве – экзархов: архиепископа Даниила Памфильського из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады. Оба родились в Украине.

Экзархи Вселенского патриархата в Украине – архиепископ Памфильський и Западной епархии УПЦ в США Даниил (справа) и епископ Эдмонтона и Западной епархии УПЦ в Канаде Иларион. Киев, 5 октября 2018 года

В ответ на эти действия Фанара РПЦ заявила, что прекращает вспоминать Вселенского патриарха в своих молитвах. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал это решение проявлением сепаратизма.

11 октября синод Вселенского патриархата постановил продолжить процесс предоставления автокефалии украинской церкви.

Синод также восстановил канонический иерархический и священнический сан глав УПЦ КП Филарета и УАПЦ Макария и всех их последователей, а верующих этих церквей восстановил в евхаристическом общении с каноническим мировым православием.

Объединительный собор

Через несколько дней после синода в Константинополе РПЦ созвала свой – в Минске. Украину там представляли предстоятель УЦ (МП) митрополит Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

В знак протеста против решения Константинополя РПЦ объявила о разрыве евхаристического общения со Вселенским патриархатом.

В ноябре президент Порошенко пригласил на встречу в Украинском доме в Киеве высшее духовенство УПЦ (МП), чтобы рассказать о переговорах со Вселенским патриархатом, однако встреча не состоялась. Со своей стороны, в УПЦ (МП) заявили, что это они пригласили президента в Киево-Печерскую лавру, а он не приехал.

В конце ноября Синод Вселенского патриархата утвердил проект устава для автокефалии украинской церкви. Это было сделано «в ожидании выдачи патриаршего и синодального томоса».

Объединительный собор, на котором избирали главу новой церкви и утвердили устав, состоялся 15 декабря. На Соборе присутствовали только двое митрополитов с УПЦ (МП): митрополит Винницкий и Барский Симеон и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр.

Иерархи УПЦ (МП), митрополит Винницкий и Барский Симеон (слева) и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр во время Объединительного собора. Киев, 15 декабря 2018 года

Главой вновь созданной Православной церкви Украины избрали 39-летнего митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания.

Участники Объединительного собора поздравляют новоизбранного главу Православной церкви Украины митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Киев, 15 декабря 2018 года

Уже на следующий день Вселенский патриарх пригласил его в Стамбул на церемонию вручения томоса – документа о предоставлении Украинской церкви статуса автокефальной.

Впоследствии в УПЦ (МП) заявили об освобождении от должностей митрополитов, принявших участие в соборе.

Это, однако, не помешало митрополиту Симеону уже 17 декабря объявить о переходе Винницкой епархии до ПЦУ.

В конце декабря патриарх Кирилл обратился к Варфоломею с письмом, в котором пригрозил ему «Страшным судом» за его поддержку украинской автокефалии.

По данным исследования Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центра Разумкова, Объединительный собор и создание независимой церкви считает событием года большинство опрошенных – 24%.

Церемонию подписания и вручения томоса 5 и 6 января смотрите на -канале Радіо Свобода.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто принес христианство в Киевскую Русь

Источник: https://ru.krymr.com/a/tomos-dlya-ukrainy-ceremoniya-vrucheniya-v-stambule/29692632.html

Шестнадцать еретиков: за что судили Константинопольских патриархов

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости, Александр Филиппов. Разрыв между Москвой и Константинополем беспокоит верующих. Духовенство призывает паству не переживать по этому поводу — ведь знаменитая кафедра давала истории христианства не только великих святых, но и великих еретиков, и все же Церковь выстояла. Как патриархи впадали в ереси и что в таких случаях делала Церковь, РИА Новости рассказывают ведущие церковные историки.

Богословие и народ

«Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь, сколько оболов (мелкая византийская монета. — Прим. ред.) надо заплатить, — философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: Отец больше Сына», — иронично описывал в IV столетии святитель Григорий Нисский полемику христиан с еретиками-арианами на городском базаре. Вот и сегодня в России и на Украине богословие проникло в народ.

В светских СМИ публикуются сотни статей, касающихся взаимоотношений Русской, Украинской и Константинопольской церквей. Люди, зачастую далекие от религиозной жизни, выступают в роли знатоков экклесиологии и каноники. А с уст чиновников не сходят слова «автокефалия», «канон», «догмат». Политики старательно выговаривают название не существующего полтысячелетия города, как будто он до сих пор — столица мира: «Константинополь».

Весь этот информационный поток вызывает вопрос: действительно ли все так плохо? Духовенство уверяет: ничего страшного в разрыве Русской и Константинопольской церквей нет.

«Многие спрашивают, как мы сможем жить вне общения с Константинополем.

Должен напомнить, что вот уже десять веков мы живем вне общения с Римом, с точки зрения которого Церковью — в полном смысле этого слова — может быть лишь та, что находится с ним в евхаристическом единстве», — объясняет председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Между тем, подчеркивает православный иерарх, «в своих папистских устремлениях Константинопольский патриархат использует ту же риторику, заявляя, что православная Церковь — та, что находится в общении с Константинополем».

«Когда Константинопольский патриархат оказался заложником Османской империи, превратившись в этнорелигиозное гетто в стамбульском районе Фанар (где по сей день находится резиденция Константинопольского патриарха. — Прим. ред.), возникла ересь восточного папизма. В ХХ веке ее активно продвигал патриарх Мелетий IV Метаксакис. И она до сих пор считается необсуждаемой доктриной Константинопольского патриархата», — утверждает председатель Интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер.

Эта «экклесиологическая ересь», по его словам, позволила патриарху Варфоломею объявить Украину своей канонической территорией и легализовать два украинских раскола, положив начало глобальному расколу в православном мире.

«К сожалению, поместные церкви всегда жалели Фанар как наиболее зависимую церковь и продолжали считать его первым среди равных, а поэтому не обращали внимания на догматический и канонический произвол константинопольских предстоятелей.

Но теперь этому попустительству пришел конец и пора уже созывать настоящий Всеправославный собор, на котором необходимо осудить ересь константинопольского папизма», — уверен эксперт.

Кто может судить константинопольских патриархов?

Однако справедливы ли звучащие на фоне обострения межцерковных отношений обвинения патриарха Варфоломея в ереси цезарепапизма? Секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Андрей Шишков призывает разделять «полемические высказывания церковных деятелей и решения церковных институтов». По его словам, комментировать имеет смысл только последние, однако таких решений со стороны иерархии Русской церкви еще не было.

И все же, что произойдет, если Константинопольский патриарх будет действовать вопреки воле других православных церквей и действительно будет призван раскольником или еретиком? «Мы оказались в ситуации, когда не можем пребывать в евхаристическом общении с Константинополем. Никто не знает, как долго это продлится, — может быть, десять веков, как в отношениях с Римско-католической церковью, а может быть, этот период будет короче. Все зависит от Константинополя», — заявил митрополит Иларион.

А вот обвинить патриарха Варфоломея в ереси может только собор Константинопольской церкви либо Всеправославный собор.

Это вытекает из принципа независимости автокефалии и невмешательства в дела другой автокефальной церкви, которого последовательно придерживается Русская церковь.

«Собор любой другой поместной церкви способен обратить внимание на эту проблему и публично заявить об этом, но наложить канонические прещения (церковные наказания. — Прим. ред.) на предстоятеля другой церкви не имеет права», — подчеркивает Шишков.

Поскольку Константинопольский патриарх вряд ли согласится на созыв собора, на котором предполагается его осуждение, «никто не может созвать собор, обладающий всеправославным статусом, ведь это предполагает участие всех автокефальных церквей», поясняет Шишков.

Именно поэтому РПЦ не признает всеправославным Критский собор 2016 года. Иными словами, если Константинопольский патриарх впадет в ересь, осудить его не удастся — нет соответствующего механизма.

Просто потому, что современное православие еще не сталкивалось с такой проблемой.

И пока в православной церкви нет нормативного учения о церковной структуре, сложно всерьез говорить о «ереси папизма». Непонятно, какое представление о церковной организации считать каноничным, отмечает Шишков.

Шестнадцать еретиков из 232 патриархов

Патриарх Варфоломей не первым из епископов Второго Рима нарушил каноны. С IV века на Константинопольском престоле среди 232 предстоятелей было 16 еретиков. «В то же время 29 патриархов той же кафедры прославлены в лике святых», — говорит архимандрит Филипп (Симонов), заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ.

Константинопольская кафедра считается “первой среди равных” только потому, что находится в бывшей столице Византийской империи, хотя при этом «она была одной из поставщиц всевозможных ересей, то есть взглядов и учений, противоречащих православному христианству», рассказывает Малер. По его мнению, это объясняется «папистским самосознанием многих константинопольских патриархов, которые считали себя почти непогрешимыми в вопросах веры и не нуждающимися в общецерковном одобрении».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько ангелов в христианстве

Титул патриархов константинопольские архиепископы получили в VI веке. И первыми еретиками среди них были четыре арианина (приверженцы учения о том, что Иисус Христос не Сын Божий, а Его творение. — Прим. ред.). «Это было время, когда весь христианский мир был потрясен необходимостью выяснить: «Како веруеши?» Дискуссия была долгая, а результативной для всего общества она стала только на самом последнем этапе, ближе к IV-VI Вселенским соборам», — объясняет архимандрит Филипп.

Патриархи-еретики: кто они

Отцом одной из самых опасных ересей стал константинопольский архиепископ Несторий, который утверждал, что «Иисус Христос не был Богом от рождения, а обрел божественную природу только при крещении в Иордане», продолжает Малер. Деву Марию основатель несторианства называл не Богородицей, а Христородицей.

Максим Киник, в 380 году начавший борьбу со святым Григорием Богословом за Константинопольскую кафедру, был аполлинарианцем — сторонником учения о том, что во Христе божественная и человеческая природа сливаются в одну новую природу, в отличие от православного учения, согласно которому две природы во Христе сохраняются и соединяются «неслитно и нераздельно».

Он был осужден Вторым Вселенским собором, а также удостоился стольких поэтических эпитетов святителя Григория Богослова, что хватит не на одного еретичествующего епископа: «Был у нас в городе некто женоподобный, египетское привидение, злое до бешенства, собака, собачонка, уличный прислужник, арей, безголосое бедствие, китовидное чудовище».

В VII веке на древний престол Нового Рима всходили четыре патриарха-монофелита (монофелитство — учение о единоволии Иисуса Христа, тогда как православие учит, что у Христа две воли, как и две природы — божественная и человеческая).

Но наиболее сложным для Константинопольской кафедры было время иконоборчества (запрета почитать иконы). «Известно, что провокация иконоборческого конфликта исходила от государственной власти. Это, пожалуй, главная иллюстрация того негативного влияния, какое может оказать государство на церковь, вмешиваясь в вопросы учения, в которых оно явно некомпетентно», — отмечает архимандрит Филипп.

По его словам, история иконоборчества показывает: в патриархи поставлялись те, кого светские власти считали лояльными, готовыми не столько стоять за универсальное вероучение, сколько приспосабливать церковь к нуждам имперской политики.

Униаты и оплот православия

Еще один еретик, патриарх Кирилл I (Лукарис), занимавший престол с 1623 по 1633 год, отвергал реальное присутствие Тела и Крови Христа в Причастии и называл почитание икон «идолопоклонством», то есть фактически был иконоборцем. Посмертно его анафематствовали шесть церковных соборов подряд.

В XV веке Константинополь принял Ферраро-Флорентийскую унию, подчинив православную церковь Римско-католической, что послужило одной из причин падения самой Византии, утверждает Малер. Тут необходимо добавить, что отпадение Второго Рима от православной церкви привело к автокефалии Русской церкви, оставшейся православной, и возвышению Третьего Рима (Москвы), о чем на Фанаре сегодня предпочитают не вспоминать.

В общем, Константинопольская церковь вовсе не была постоянным и безусловным оплотом православной веры. Математически 16 еретиков из 232 патриархов составляют 6,9% — немало. И это делает безосновательными претензии Второго Рима на власть над всеми церквями и на титул «президента православия», как недавно назвал себя фанарский резидент патриарх Варфоломей.

Да, Константинопольский патриархат — великая Церковь, давшая истории великих святых и великих еретиков. Но глава всей христианской Церкви, согласно православному вероучению, — Сам Иисус Христос, а не папа и не патриарх. И в Церкви пребывает тот, кто находится в общении с Богом и со всей полнотой православия, а не с одной из поместных церквей, пусть и «первой среди равных».

Источник: https://ria.ru/20190116/1549399571.html

Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине


Правообладатель иллюстрации Orthodox church of Ukraine Image caption Предстоятели Греческой и Украинской церкви архиепископ Иероним (слева) и митрополит Епифаний уже встречались: они тепло пообщались в Стамбуле

Архиерейский собор Элладской (Греческой) православной церкви в субботу признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), сообщают греческие СМИ.

По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.

Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».

С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.

Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».

Правообладатель иллюстрации SERGEY DOLZHENKO/EPA Image caption Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года

На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».

Реакция Киева и Москвы

«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.

По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто освятил Киевскую Русь

«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.

11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.

5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире

Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.

По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.

Греческие раздумья

Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.

Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.

Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.

Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.

Первое признание

Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.

То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.

Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.

Правообладатель иллюстрации MURAD SEZER/AFP/Getty Images Image caption Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле

Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.

Будет ли раскол?

Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.

Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.

Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».

«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.

Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.

«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.

Против воли РПЦ

Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.

Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.

Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.

На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком

Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.

В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50020363

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]