Какой бог Согласно легенде научил египтян земледелию

Осирис | Боги египетской мифологии

Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его.

Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца.

В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.

Осирис и Анубис

В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.

Назад к разделу

Источник: http://world-of-legends.su/egipet/egipet_bogi/id1137

Мифология и мифы Древнего Египта, легенды египтян — Египетские пирамиды навсегда!

Бог Тот в облике бабуина. Амулет. XXVI династияМифы Древнего Египта дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают о надеждах, чаяниях, взглядах и религиозных представлениях древних египтян.

Мифологическое сознание — не только древних египтян, а в целом — во многом можно сравнить со сновидениями, в которых образы и сюжеты постоянно меняются, деформируются, перетекают друг в друга, не подчиняясь законам формальной логики, не вызывая этим недоумения или внутреннего протеста.

Изучение мифов Древнего Египта яляется одним из важных направлений египтологии как науки.

Мифология Древнего Египта и образы богов

Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.

Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды. В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:

  • о сотворении мира
  • о солнечных богах
  • об Осирисе.

Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет

С мифами тесно связаны религиозные учения, которые возникли на их основе. Важное место в них занимало почитание диких и домашних животных. Каждый египетский бог или богиня связан с какими-либо животными или даже насекомыми.

Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, ГерманияХотя египетские божества изображаются в виде представителей животного мира, это не означает, что животные сами по себе были для египтян богами.

Каждое животное символизирует только отдельные аспекты каких-то богов. Также нет ни одного животного, которое было бы связано только с одним божеством.

Бог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, СШАТо есть одно и то же божество могло изображаться в облике нескольких животных в зависимости от того, какие его качества должны были символически доминировать в данной ситуации.

Бог мог быть как добрым, так и крайне жестоким. Поэтому и животные, в которых бог представал, были разными.

Для египетской религиозной традиции характерным является изображение богов в виде человека с головой того или иного животного.

Египтяне в этом отношении совсем не исключение, а наоборот, подтверждение того пути, который прошли религиозные представления любого народа – от анимизма, тотемизма, поклонения силам природы к более сложным образам.

Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияНо ни в одной другой культуре в истории человечества включенность животных в религиозную картину мира не достигла такой художественной выразительности и догматической законченности. В облике животных древние египтяне изображали сверхъестественные силы и богов, которым они поклонялись.

Когда появились фараоны – земные властители, добывшие власть над страной, то стали обожествляться и они. А сами фараоны приобрели тесную связь с таким животным, как сокол, который парит высоко в небе над всем остальным миром.

Бог Гор – бог-сокол в египетском пантеоне богов занимал одно из важнейших мест. Именно он был покровителем и защитником фараонов с древнейших времен. И сами фараоны нередко с ним отождествлялись.

Имя бога-сокола стояло первым в составе пяти «великих имен-титулов» в титулатуре фараонов, представляя фараона земным воплощением бога Гора.

Самый важный мифологический цикл — об Осирисе

Осирис — центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музейМиф об Осирисе — умирающем и воскресающем боге является одним из важнейших в древнеегипетской мифологии. Осирис – это бог-царь Египта в древности, который был убит собственным братом Сетом.

Вот краткое изложение содержания этого мифологического цикла.

В те далекие времена, когда это произошло, верили египтяне, земных царей еще не было, правителями страны были сами боги. Осирис (это греческая форма египетского имени Усири), находившийся на египетском троне, дал людям множество знаний и научил их большому числу ремесел.

Благодаря ему жители страны стали заниматься земледелием и виноградарством, перешли к оседлому образу жизни, стали почитать богов, научились пению, музыке и танцам, перестали заниматься каннибализмом, то есть поедать друг друга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что относится к духовным ценностям

Его брат – Сет – был совсем другим по характеру и наклонностям. Это было злое и коварное существо. Сет ненавидел Осириса и желал его смерти, но до поры до времени скрывал это. Египетские мифы, дополняя и уточняя какие-то детали, рассказывает о том, что Сет смог привлечь к участию в заговоре большое число людей. Одни источники называют цифру 42, другие – 72 человека.

Деревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияВместе с приспешниками он организовал пир, на который пригласил своего доброго и наивного брата.

Во время пира он приказал вынести красивый сундук-саркофаг, сделанный из сикиморы, обитый серебром и украшенный драгоценными камнями.

Он пообещал подарить его любому, кому этот сундук будет подходящим по размеру. Осирис, не подозревая подвоха, залез в сундук, который оказался точно по его росту. Он не догадывался, что Сет еще раньше подкупил слугу, который тайком снял мерку с Осириса. Именно по этой мерке и был сделан сундук.

Пока Осирис радовался такой удаче, Сет кликнул на помощь других заговорщиков. Они захлопнули крышку сундука, прибили ее гвоздями и запаяли для надежности еще свинцом. После этого заговорщики бросили сундук в море.

Жена Осириса, богиня Исида (греческая форма египетского имени Асет или Есит), узнав о случившемся, сразу отправилась на поиски мужа. Она нашла сундук с телом на берегу далеко от Египта – там, куда его вынесло море.

Исида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, ЕгипетНо Сету удалось выкрасть тело Осириса, на этот раз он изрубил брата на 42 части, и разбросал их по всему Египту (в Древнем Египте было 42 области – нома). Исида вновь пошла на поиски мужа. Она собрала части тела мужа воедино.

Боги Анубис и Тот забальзамировали тело Осириса, приготовив его для похоронных церемоний. Исида с помощью магии оживила Осириса на время, зачав от него ребенка – будущего бога Гора.

Именно Гор стал воплощаться отныне в каждом фараоне, правившим Египтом.

Сам же Осирис спустился в подземный мир, где стал его владыкой.

Борьба Сета и Гора за трон

Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Однако Сет не желал отдавать трон Египта Гору. Вначале он пытался убить маленького Гора, которому пришлось из-за этого прятаться вместе с Исидой в зарослях Дельты. Когда Гор вырос, он вступил в открытую схватку с Сетом за право стать королем.

80 лет продолжалась эта борьба. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора глаза и закопал в земле. Богиня Хатхор (по другой версии – Хесат) накапала в глазницы молока, тем самым вернув зрение Гору. В других битвах уже Гор нанес Сету тяжелые увечья.

Боги во главе с Ра устали от этой бесконечной вражды и собрали свой трибунал. Не сразу, но боги все-таки приняли решение передать право на правление Гору.

Бог солнца Ра взял Сета в свою ладью, на которой он днем плывет по небу с востока на запад, а ночью — в подземном царстве Осириса – уже с запада на восток. Сет стоит на носу лодки солнечного бога и копьем поражает злого змея Апопа, злейшего врага Ра.

Ладья Ра — бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша

Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды, имеющие в каждом варианте свои интересные особенности, играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет.

Египетские мифы и предназначение пирамид

Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет Сегодня мифы и легенды Древнего Египта воспринимаются как сказка. Ну, скажем так, любая религия — это сказка. Но, похоже, такая сказка, без которой подавляющее большинство людей обойтись не могут и не смогут как в наше время, так и в будущем.

Религия как специфическая форма духовного освоения и познания мира будет существовать до тех пор, видимо, пока будет существовать человечество.

Атеизм — это духовный выбор возможный по ряду причин, о которых подробно говорить здесь не будем, только для очень небольшого числа людей даже в XXI веке.

В древности же появление людей, сознание которых свободно от религиозных взглядов и установок, было исключено в принципе: сомневающиеся быть могли, совсем неверующие в существование сверхъестественные сил — нет.

Фараон XII династии Сенусерт III — один из строителей пирамид. Британский музейВот и египтяне верили в свою сказку. Точно так же, как и фараоны – очеловеченные боги Горы. Но даже боги, как говорят легенды, могут умереть, поэтому фараоны боялись смерти не меньше, чем простые жители Египта.

Фараоны хотели жить вечно. А помочь им могли в этом только пирамиды — сооружения, которые не подвластны времени.

Долгое время полагали, что пирамиды являлись каменными могилами для захоронения мумий фараонов. Исходили из того, что древние египтяне верили, что в пирамиде душа фараона — Ка – сможет найти нетленное тело, и земной владыка уже после своей смерти вновь обретет могущество и получит бессмертие в загробном мире.

Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта.

Ученые в последние десятилетия склоняются к мнению, что пирамиды строились не для того, чтобы стать реальной могилой для мумии властителя Египта. Поскольку невозможно игнорировать тот факт, что ни одной мумии в пирамидных сооружениях не была найдено. Саркофаги, которые нашли в пирамидах, видимо, всегда были и оставались пустыми.

На переднем плане пирамида фараона V династии Униса, позади видна ступенчатая пирамида фараона III династии Джесера — древнейшая пирамида как в Египте, так и в миреЛоманная пирамида фараона IV династии Снофру — отца ХеопсаПирамида фараона V династии Сахура

Постепенно пришло такое понимание роли и значения пирамид: они были частью ритуально-погребального комплекса, но не в качестве могилы фараона. Пирамиды выполняли роль солнечной лестницы, по которой умерший владыка поднимался в небесную высь, чтобы присоединиться там к богам и обрести вечное бессмертие.

Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (29.10.2013 16:20)

Источник: http://piramidavorever.ru.91-224-22-111.listkom.ru/mifologiya-mify-drevnego-egipta.html

Отец всех богов египтян был. Основные боги древнего египта

Любая религия или просто верование появляется тогда, когда человек не может объяснить многие непонятные ему события из жизни или природные явления. Сегодня наука может трактовать если не все, то многое. В Древнем Египте за разъяснениями люди обращались к богам посредством их служителей на земле – жрецов. Последние же стояли на страже власти царей. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни.

Из чего «вырастали» боги Древнего Египта?

Религия присуща социальной жизни общества со времен первобытности. Доисторические люди только-только начинали жить общинами, но уже тогда возникли первые верования, называемые некоторыми учеными проторелигией. Она существовала в виде анимизма (душа – безличное начало), тотемизма (мистическая связь человека с животными), фетишизма (некий предмет станет мистической силой) или магии (все три вышеназванные).

В разное время эти верования были присущи и народам Древнего Египта. Из тотемизма позже вышли так называемые местные божества. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов.

Самые первые божества на этих египетских землях северо-востока Африки в представлении египтян выглядели в виде птиц и зверей. В них верили, потому что тогда основным занятием была охота. Когда значение охоты уменьшилось и стали интенсивно заниматься земледелием и ловлей рыбы в Ниле, к человеческому туловищу богов все равно «приделывали» головы некоторых представителей фауны, которые там водились.

«Quid prodest» – кому это выгодно?

Божества плодились не просто так. Кому нужны были древнеегипетские пирамиды, на строительство которых многие годы отрывались от дел и семей ремесленники и земледельцы, а также рабы? Фараонам! Как свидетельство могущества царской власти, то есть господствующей в классовом обществе структуре. Народ же влачил жалкое существование и поклонялся неизвестным идолам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие симптомы при пороке сердца

И эту власть требовалось постоянно поддерживать не только грубой силой, но и «духовно». Народ постоянно убеждали в том, что власть создана богами навечно. А им необходимо подчиняться и фараонам, и простому люду. Этим занимались жрецы-бездельники. Поэтому египтяне молчаливо ждали улучшений от богов – от фараона до фараона. От царства до царства.

Древний пантеон северо-востока Африки

Рассмотрим, какие же были боги Древнего Египта, их картинки и имена, кто из них главные, а кто попроще. Их пантеон весьма обширный. Насчитывалось около ста двадцати божеств.

Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять.

Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Например, Дуамутеф – астральное божество.

В названном списке есть и такой разряд богов и богинь, когда нет их изображения или хотя бы краткого описания. Например, бог или богиня Анедждти, Бата, Бенну, Мафдет, Небедж и другие. Они ждут своих исследователей.

Бывали и иные переходы богов из разряда в разряд. Верование в знаменитого бога Амона зародилось еще в Старом царстве, когда происходила централизация древнеегипетского государства. В Среднем царстве он превращается в местное божество, в Новом становится общегосударственным богом (18-й век до нашей эры). В начале нашей эры его понизили в «должности» боги, ставшие к тому времени общеегипетскими: «муж» и «жена» Осирис и Исида.

На примере бога Амона покажем, как изменялись не только предпочтения к божествам, но и их вид изображения на камне и в папирусах. Они встречаются в наибольших количествах на наскальных рисунках, на саркофагах усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца.

Как боги «соперничали»

Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца.

Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила) в Древнем Египте были названный Амон, Ра и Атон. Между ними, или другими божествами, существовала, как сейчас говорят, жесткая конкуренция за умы египтян. Развивали ее, конечно же, люди, а не мифологические существа.

Атон изображался нетрадиционным тогда религиозным способом – не в виде человека с чьей-то головой или животным с головой человека. Это было единственное древнее художественное исключение в изображениях божественного пантеона.

Атон – это рисунок солнечного диска с лучами, как его любят изображать современные детишки. Его расцвет пришелся на время правления фараона Эхнатона. Фараон в Древнем Египте считался проводником идеи бога на земле.

Поэтому к именам таких царей добавлялось имя бога.

Эхнатон признавал роль только одного бога Атона, при нем прекратили культ десятков знаменитых богов. Когда Эхнатона сменил на его посту мальчик-фараон Тутанх, он сразу же вернул многобожие. В знак протеста Эхнатону добавил к своему имени – Амон. Теперь весь современный мир знает этого фараона по имени Тутанхамон.

Поплатился за то, что на соколиной голове этого божества был изображен и солнечный диск. Бог сопутствовал любой правящей династии царей-фараонов в Фивах.

Вытеснен из пантеона богом Атоном.

Солярным божеством был и Атум. У него тоже возникли сложные «взаимоотношения» с богом Ра из солнечного пантеона. Атум перешел из местных богов в общеегипетские. Но вскоре (по тем временам) Ра вытеснил его. Все солнечные боги Древнего Египта прошли такой же путь. Но не боги соперничали друг с другом, а люди при власти, как сказано об Эхнатоне, и религиозные деятели (жрецы) помогали восхождению богов и их падению.

В это время главным стал бог солнца Ра, которого древние египтяне наделили способностями сотворения земли, людей, животных и птиц, растений. Ра закрывает глаза? Значит, наступает темнота и ночь.

Особые боги

Назовем богов, которые можно перевести в отдельные группки пантеона. Например, река Нил, которой впору и самой называться богом плодородия и сытой жизни египтян. Солнце ведь стало божеством! Нил же — кормилица и поилица египтян. Если бы сегодня встал вопрос о признании Нила богом, то к нему прибавили бы приставку – «почетный» и превозносили бы как бога.

Наверное, это мнение поддержали бы верующие еще десяти стран африканского континента, через которые с юга на север протекает неуправляемая река.

В Древнем Египте Нил разливами удобрял землю плодородным илом. Это превращало пески в ближайших к реке долинах в плодородные поля. Но часто в июле Нил разливался и затапливал урожай, обрекая народ на голод. Поэтому и для реки древние египтяне придумали бога – Хапи, чтобы тот помогал им. Хапи изображен мужчиной с женским бюстом, который символизировал плодородие.

Усиливают его и другие боги: Себек – бог рек и озер, а также бог растительности Осирис. Первого изображали в облике крокодила или человека с головой этого водного животного.

Но жестокий бог требовал обильные и регулярные жертвоприношения. Укротить Нил богу Хапи не удалось до его исчезновения с небосвода при введении христианства.

Себек — Бог рек и озер.

Осирис также возглавляет группу из двенадцати богов так называемого погребального культа древних египтян. Пять из них являются его соратниками в загробном мире. Что же это за бог? В мифологии его убивает завистливый родственник. Богиня Исида, почти как опытный хирург, собирает Осириса по частям, разбросанным по Египту, и хоронит. В загробном мире он воскрес и стал там судьей. Среди других богов культа – Акер, Аментет, Геб и другие.

Фараон плюс бог

Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. И не зря это сделали заблаговременно.

Уже в Раннем царстве фараон воспринимался как воплощение бога Гора, а на божества переносился человеческий образ и его свойства. Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги.

Фараоны якобы получали магические способности, и простолюдину нельзя было к нему приближаться.

Источник: https://www.erzap.ru/otec-vseh-bogov-egiptyan-byl-osnovnye-bogi-drevnego-egipta.html

Что это за бог Апис — Покров день

В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.

Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.

Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти – скипетру, короне, царскому одеянию).

В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.

Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы – служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения – подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.

Обожествление царя

Фараон в представлении египтян – это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела – человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.

В момент рождения фараон – сын Ра. Когда умирал – воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света – Гора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Синод при Петре 1

Культ Осириса

Осирис – покровитель всех производительных сил природы; вечно умирающий и возрождающийся бог. Зерно и плоды виноградной лозы египтяне воспринимали как воплощение этого бога. Поэтому сев (сеяние) для египтянина – это похороны Осириса, появление всходов – его воскресение, а срезание колосьев – умерщвление бога. Миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской культуры.

Со временем Осирис в представлениях египтян становится царем и судьей загробного мира, определяет посмертную участь человека. (подробнее про суд Осириса), (см. Изображение загробного суда с папируса Хунефера).

Загробный мир

Египтяне считали, что мумификация, сохранение тела умершего – условие бессмертия души. Для этого тело обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, затем высушивали и заворачивали в льняное полотно.

«Книга Мертвых» была предназначена для любого человека (независимо от происхождения), служила достижению бессмертия и благоденствия в загробной жизни, но не давала гарантий счастливой потусторонней жизни. Появляется идея воздаяния за совершенные в земной жизни плохие поступки. Так, глава 125 содержит перечисление преступлений и грехов, за которые людей могут лишить загробной жизни.

Книга представляет собой перечень магических заклинаний и правильных ответов Осирису на суде. Задача – повлиять на исход суда с помощью магии и заговоров. Магия в Древнем Египте превалировала над этикой.

Конспект

Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы —  служители богов. Жрецы были богаты и могущественны.

В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе.  Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных.

Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил —  Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1).

Почитаемые животные после смерти мумифицировались.

Источник: https://pokrov-cherkessk.ru/prochee/chto-eto-za-bog-apis.html

Осирис

Вы – поклонник древнего Египта? Тогда вам наверняка любопытно будет узнать о центральной фигуре древнеегипетской мифологии – всемогущем Осирисе! История его жизни, смерти, воскресения, его подвигов и славных деяний увлекательна и невероятна! Только окунувшись в таинственную атмосферу родины Осириса можно понять о нем все!

В мифологии древних египтян Осирис предстает, как божество сил природы и как властелин потустороннего мира. Если взять во внимание древнейшие тексты и рассказы Плутарха, то можно узнать, что Осирис – потомок Нут, богини небес и Геба, бога Земли. Он был женат на своей сестре Исиде, а сына его звали Гор.

Осирис был четвертым по преданию богом, из всех, кто правил на земле, вслед за Ра, Шу и Гебом. В период его царствования Осирис преуспел в больших изменениях образа жизни египтян. Он пресек людоедство, окультурил народ, научил заниматься земледелием, люди стали возделывать поля, сея злаковые культуры, стали растить виноград и печь хлеб, варить пиво и изготавливать вино. Помимо этого, Осирис заставил египтян добывать золото и медь, врачевать болезни, создавать дома и города.

У Осириса был брат Сет, он владел пустынями и был завистлив и зол. Сета постоянно одолевали мысли, как погубить Осириса и взойти вместо него на трон.

Однажды во время пира в честь победы над народами Азии Сет принес Осирису саркофаг, отделанный роскошными украшениями и драгоценностями. Он сказал, что подарит его тому, кто поместится в него полностью.

Ясно, что саркофаг был изготовлен по заранее снятой мерке и оказался Осирису впору. Как только он лег в него, Сет со своими сторонниками залили крышку свинцом и столкнули ящик с Осирисом в Нил.

Саркофаг прибился к одному из берегов Нила, и остался там, потому что его крепко удерживал вересковый куст своим ветками. Исида пустилась на поиски мужа, она нашла саркофаг, а затем сумела извлечь из бездыханного тела Осириса живительное семя и зачать сына Гора. Исида похоронила тело супруга, ушла в болотистые места дельты Нила и там в глуши родила и вырастила своего ребенка.

Повзрослев, Гор начал борьбу за свержение Сета. В первое время ему не благоволила судьба, он проиграл бой с Сетом, лишившись в сражении глаза. Но затем Гор поверг Сета и вернул обратно вырванный глаз. Гор дал этот глаз мертвому отцу, чтобы он проглотил его. Это произошло, Осирис ожил, но принял решение не оставаться на Земле. Он, вручив трон сыну, вернулся в загробный мир, где стал править и вершить справедливый суд.

Есть еще одна версия убийства Осириса. Она объясняет возникновение нескольких захоронений Осириса в городах Египта. По этой версии Сет порубил тело своего брата на 14 фрагментов и раскидал их по земле Египта. Исида отыскала все части своего мужа и похоронила их. Тут кроется противоречие, так как известно, что Исида все куски тела Осириса, собрала, за исключением фаллоса, и похоронила в Абидосе.

Культ Осириса был очень могущественен в период родового строя. Его почитали как бога жизненных сил природы. Изображения Осириса того времени показывали его в неразрывной связи с природой, то он сидит под сенью деревьев, то его обвивает лоза винограда, а тело бога всегда изображалось зеленым. Благодаря мифу об Осирисе, египтяне полагали, что он умирает и возрождается также как вся флора в природе, а созидающая сила в нем вечна, даже в мертвом теле.

На изображениях гроба Осириса сквозь саркофаг прорастают стебли злаков или побеги деревьев. При похоронах усопшего даже в гробницу закладывалось полотно с возлежащей на нем телом Осириса, сделанного из земли, куда были посеяны ячмень или полба. Считалось, что если злаки прорастут, то умерший воскреснет.

Осирис обычно ассоциировался с усопшим фараоном, когда правитель умирал, его начинали называть Осирисом, фараон уподоблялся богу. Позднее в период Среднего царства уже не только фараон, но и любой умерший египтянин сравнивался с Осирисом. Люди полагали, что каждый может ожить после смерти, как и Осирис.

Поскольку Осирис согласно преданию, стал править в царстве мертвых, то его автоматически зачислили в судьи загробного мира. Он взвешивал на весах сердце представшего перед ним покойного, на другой чашке весов находилось изображение богини Маат. Если чашки уравновешивались, то это означало, что покойный не грешил в жизни и поэтому отправлялся в рай Иару, там он пребывал вечно, наслаждаясь и благоденствуя. Если же чаша с сердцем перевешивала, то покойный был грешником и его отправляли в ад.

Историки пришли к выводу, что С самого начала Осирис являлся богом Джеду и его приравнивали к другому богу города Анджети. На его изображениях Осирису пририсовывали посох и хлыст, принадлежащие этому божеству. Впоследствии эти атрибуты крепко приросли к Осирису.

Когда Осирис стал центральной культовой фигурой среди фараонов, его стали крайне почитать в Абидосе, где были погребены правители. Тут он пришел на смену Анубису, который был богом мертвых.

В связи с тем, что Осирис являлся сыном Геба, бога земли, его стали считать богом земных недр. Египтяне считали, что на его плечах покоится Вселенная, а из его пота образованы воды священного Нила.

При эпохе Нового царства Осириса увязали с богом Солнца Ра, на его изображениях появился солнечный диск над головой Осириса.

При расцвете культа Эллады возник новый усложненный образ Осириса, которого объединили со священным быком Аписом. Получившийся новый бог по имени Серапис стал крайне знаменит и известен далеко за границами Египта.

Его культ стал, распространен в странах, завоеванных египтянами и еще дальше. А во время культа греко-римского почитание Осириса, как символа умирающей и оживающей природы, было широко популярно в Европе и странах Западной Азии.

Образ Осириса воспет многими мастерами мировой культуры в живописи и в поэзии.

Читайте здесь еще о Египте!

   

Источник: https://www.ice-nut.ru/egypt/egypt128.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]