Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Куда, если не в Грузию: топ-7 стран, которые вас удивят

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Пока в России действует запрет на вылеты в Грузию, мы обзвонили турагентства и сделали небольшую подборку стран, куда красноярцы могут отправиться самостоятельно. И, главное, виза туда либо не нужна, либо ее можно сделать за 5 минут и бесплатно.

Представляем вашему вниманию 7 стран, которые, конечно, не заменят Грузию, но там тоже есть, что посмотреть, что выпить и тем более съесть.

Кипр

Каво Греко, фото: Pixabay

Нужна pro-visa. Делается бесплатно, заполнить анкету можно самостоятельно на официальном сайте консульства. Срок рассмотрения — до 5 дней, но, как правило, отвечают уже на следующий день. Срок посещения — до 90 дней.

Языковой барьер

Основной язык греческий, но киприоты хорошо говорят и на английском. Многие знают русский язык.

Что посмотреть?

Кипр — это остров легенд. Здесь они на каждом шагу: это и место рождения Афродиты, и кошки Клеопатры и ночные раскаты молнии, посылаемые Зевсом. Что ни ручей — то души влюбленных, которых оживила богиня любви. Что ни камень, то — Галатея. Или ее потомки.

Одно из самых красивых мест острова — это мыс Каво Греко, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Говорят, с этой точки можно рассмотреть 50 оттенков Средиземного моря. Согласно легенде, в водах, омывающих мыс Греко, обитает Айя-Напское чудовище. А вода здесь кристально-чистая, так что, если чудовище и существует, рассмотреть его можно с далекого расстояния.

Растительностью Кипр не богат, но если взять напрокат автомобиль, можно забраться на местный Олимп — горный хребет Троодос. По пути встретите и вековые деревья, и стихийные водопады. А еще — с десяток маленьких, но очень колоритных деревень. А на пике Олимпа можно  потрогать облака.

Есть там и современная легенда — заброшенный отель-призрак «Беренгария». Его назвали в честь супруги английского короля Ричарда Львиное Сердце — Беренгарии Наварской. Именно на Кипре король обручился со своей возлюбленной. Когда-то в этом отеле отдыхали известные исторические личности. Но легенды о призраках связаны не с ними, а с хозяином отеля и его сыновьями. Все они умерли при трагических обстоятельствах. В отеле «Беренгария».

Кухня

Местная кухня, как говорится, на любой вкус. На Кипре можно найти как традиционные блюда — тавас, мусаку, савлу — так и фаст фуд, и даже русскую еду вроде драников или борща. Особой популярностью у туристов пользуется ресторанчик кухни с острова Крит. Здесь подают блюда до тех пор, пока не скажешь «Стоп».

Чек не зависит от количества съеденного. И самое интересное — даже на 20-ой тарелке блюда не повторяются. В прибрежной зоне располагаются рестораны морепродуктов — подают рыбное мезе, порции тоже впечатляют. А еще на Кипре готовят знаменитый во всем мире сыр халлуми. Настоящий халлуми можно попробовать только здесь.

Его не экспортируют в другие страны.

Рейсы из Красноярска

Прямых рейсов нет, придётся делать пересадку в Москве.

Азербайджан

Янардаг, фото: Travelask

Виза не нужна,  если срок пребывания меньше 3 месяцев. Разрешение на въезд по прибытии.

Языковой барьер

Многие жители Азербайджана хоть немного, но знают русский.

Что посмотреть?

Каспийское море, Кавказские горы, величественные  мечети и дворцы шахов.

Одна из главных достопримечательностей Азербайджана — это заповедник Гобустан (внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО). Там можно встретить следы жителей каменного века. А еще там множество грязевых вулканов.

Самая необычная достопримечательность Азербайджана — огненная гора Янардаг. Это место называют чудом природы. Огонь выходит прямо из склона, не гаснет, даже во время дождя и не распространяется за пределы горы. Паломники считают это место святым. Говорят, известны даже случаи полного исцеления больных, побывавших на огненной горе.

Кухня

Кухня Азербайджана считается одной из самых удивительных на Востоке. Это настоящее изобилие фруктов, овощей, мяса, выпечки и специй. Плов с ароматным шафраном, буглама и левенги, сочный шашлык, приправленный сумахом. И сладкие пирожки шекербура, конечно.

Рейсы из Красноярска

Есть, за пять часов самолёт домчит вас до аэропорта в Баку.

Черногория

Каньон Черная Гора, фото: Pixabay

Виза не нужна.

Языковой барьер

Изъясняться придётся на английском языке, русский здесь практически никто не знает.

Что посмотреть?

Достопримечательности Черногории так вкратце не перечесть. Их много: это и старый город Будва, и один из самых красивых фьордов Европы Бока-Которский залив, голубая пещера, чёрное озеро Црно-Езеро и Национальный парк Дурмито и, конечно, каньоны.

Шикарная архитектура и величественные храмы. Здесь совершенно точно есть, что посмотреть.

Кухня

Кухня Черногории — это коктейль кулинарных традиций. Здесь можно встретить кухни Италии, Венгрии, Турции и Австрии. Традиционным блюдом считается густой суп чорба. Готовится из лапши, мяса, овощей, рыбы и раков. Хотя состав этого блюда может меняться в зависимости от региона. Самая легкая версия чорбы — это бульон с крапивой. Но не стоит пугаться. На самом деле, кухня Черногории очень разнообразна — есть как сложные традиционные блюда, так и классические европейские.

Рейсы из Красноярска

Прямых рейсов нет, нужна пересадка в Москве.

Армения

Канатная дорога «Крылья Татева», фото: armeniatury.ru

Виза не нужна, для въезда в Армению достаточно и обычного российского паспорта.

Языковой барьер

Отсутствует, многие знают русский.

Что посмотреть?

В Армении очень много древних церквей и храмов.

Эта страна хранит в себе множество легенд и древних историй. Еще бы — столица Армении Ереван — на 30 лет старше Рима. А сама Армения первой приняла христианство в качестве государственной религии. Это страна старинных монастырей и храмов, таких, как Хор Вирап с видом на Арарат, храм Михра и монастырь Гегард.

Особой популярностью у туристов пользуется яблоневый мост в Хндзореске, растянувшийся от одного ущелья до другого, и соединивший два мира: старое забытое село и новое. Протяженность моста составляет 160 метров, а высота — 63 метра. Виды, открывающиеся с любой точки яблоневого моста, впечатляют.

Еще одно уникальное сооружение Армении — канатная дорога «Крылья Татева». Она вошла в Книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная на планете (5752 м). Но не только этим впечатляет «Крылья Татева» — отсюда открывается удивительный вид на ущелье реки Воротан. А заканчивается у легендарного Татевского монастыря 10 века.

Хотя в Армении нет прямого выхода к морю, здесь множество озер. Одно из них — озеро Севан — славится кристально чистой водой, в которой водится даже форель. Местные жители зовут Севан морем.

Кухня

Армянская кухня считается самой древней в Закавказье и одной из самых древних во всем мире. Здесь преобладают мясные блюда, это связано с активным развитием скотоводства в стране. Туристам рекомендуют обязательно попробовать сочный армянский шашлык хоровац, знаменитую долму и традиционный суп бозбаш. А еще нельзя не отведать настоящий армянский лаваш. Он совсем не похож на тот, что продается в России.

Рейсы из Красноярска

Нет, придётся делать пересадку в Москве.

Казахстан

Алтын-Эмель, фото: commons wikimedia

Виза не нужна.

Языковой барьер

Многие говорят на русском, так что проблем с общением не будет.

Что посмотреть?

Сложно выделить что-то одно. Или даже два. Если вы решите ехать в Казахстан, оставьте на путешествие не менее 10 дней.

Если коротко, Казахстан — это многогранная страна. Это столичный блеск городов, это превосходные виды природы, это памятники, традиции, экзотика и космодром Байконур.

Одно из загадочных мест—  поющий бархан заповедника Алтын-Эмель — песчаная дюна, высотой в 100 метров и шириной в 3 километра. Бархан образовался благодаря гуляющему в этой местности ветру Шилик. Поющим его называют потому, что его зыбучие пески издают вибрирующий гул, похожий на звуки органа. Такая природная музыка является результатом трения песчинок друг о друга.

Несмотря на то, что Казахстан омывает Каспийское море, достопримечательностями по праву можно назвать озера этой страны. Их здесь множество. Все чистые и непохожие друг на друга.

Кухня

Основные блюда казахской кухни являются мясными. Туристам предлагают отведать традиционные бешбармак, мясной бульон сорпа и вареные колбаски из конины казы. Свинину казахи не едят. Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина и даже верблюжатина.

Рейсы из Красноярска

Нет, чтобы добраться на самолёте придётся сделать пересадку в Москве.

Монголия

Пустыня Гоби, фото: tripadvisor.ru

Виза не нужна, если срок пребывания меньше 30 дней.

Языковой барьер

Русский, если кто и знает, то плохо. Английский тоже. Общаться придется или через переводчика, или на языке жестов.

Что посмотреть?

Монголия — это страна скалистых гор, искрящихся озер, бескрайних степей и буддийских храмов. Известна, прежде всего, как родина предводителя монгольских племен — Чингисхана.

Наверное, главная достопримечательность Монголии — это пустыня Гоби — третья по величине пустыня в мире. Здесь можно увидеть огромные пустынные ландшафты, покрытые снегом горные вершины, скалы, каньоны и плодородные оазисы.

Популярным местом у туристов считается водопад Хуркри. Воды реки Орхон падают каскадом с высоты 35 метров. Особенно красивым Хуркри выглядит после обильного дождя.

Монголия насчитывает десятки озер. Все они, в основном, холодные. Самое большое из них — Хубсугул. Это озеро называют младшим братом Байкала. В озеро впадает 96 рек и ручьев. Хубсугул считается одним из самых древнейших озер на планете, возраст которых превышает 2 миллиона лет.

Кухня

Традиционная кухня Монголии напрямую связана с активным развитием скотоводства. Для приготовления блюд чаще всего используют баранину, козлятину и говядину. В основном — баранину. Традиционным блюдом считаются позы — это монгольские манты из баранины.

Монголы любят молоко. Из него делают даже водку. Эта страна совершенно точно не подойдет для гастрономического туризма. А для активного отдыха — вполне. Ходить придется много.

Рейсы из Красноярска

Нет, но туда можно добраться на поезде.

Иордания

Петра, фото: Pixabay

Виза оформляется по прибытии, бесплатно.

Языковой барьер

Русский тут не знают, зато большинство нормально говорит на английском .

Что посмотреть?

Иордания — это королевство в юго-западной Азии. Еще одна таинственная и древняя страна, памятники которой сохранились и в наши дни.

Туристам настоятельно рекомендуют побывать в старинном городе Петра (что в переводе с греческого означает камень). Этот город целиком состоит из камня, потому что находится в скале. Петра была основана в 300 году до н.э. и относится к новым чудесам света. На территории города находятся около 800 памятников древности: храмы, гробницы, колоннады и знаменитый дворец Эль-Хазне.

Еще одна достопримечательность — Мёртвое море, окутанное легендами и поверьями. Перечислять особые места Иордании можно очень долго.  Это и река Иордан, и Римский Амфитеатр, и пустыня Вади Рам, цитадель в Аммане.

Кухня

Неожиданно для большинства, но истинные ценители шаурмы должны быть в курсе. Именно Иордания — считается родиной шаурмы. Для ее приготовления используют своеобразные блинчики с большим количеством зелени и мяса. Свинина здесь под запретом. Шаурму готовят из мяса курицы или баранины.

Рейсы из Красноярска

Чтобы добраться до Аммана, столицы Иордании, нужно сделать две пересадки: в Москве и Стамбуле.

Превью: Pixabay

Нашли ошибку в новости? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
sh: 1: —format=html: not found

Источник: http://trk7.ru/news/special/longreads/97670.html?utm_source=newslist_specialamp;bxajaxid=6b6de6522ab2792c38422af86a17fb3a

Религиоведение и теория свободомыслия

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Христианство как мировая религия
— Возникновение христианства
— Православие
— Принятие христианства Киевской Русью
— Католицизм и протестантизм
— Баптизм
Ислам как мировая религия
— Ислам (магометанство, мохаммеданство, мусульманство)
— Мусульманское право
Буддизм как мировая религия
Методические указания по теме
Литература по теме

Христианство возникло в Палестине в I веке н. э., находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Население Палестины было пестрым по этническому составу. Переселенцы приносили с собой элементы своей культуры, своих религий, поэтому помимо греко-римского влияния, в христианстве отмечается и влияние иных культур.

I в. н. э. был временем укрепления и развития новой политической формы — империи, опирающейся на войска, знать и бюрократический аппарат управления, зависимый только от императора. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических реалий переживался людьми болезненно.

Процесс замены национальных государств мировой империей, одинаково чуждой всему населению, вызвал чувство беззащитности перед государственной машиной. Эти процессы обусловливали потребность найти выход из создавшейся ситуации, обрести спасение от мира зла.

Возникали различные объединения, товарищества («коллегии»), землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ богов по обычаям родной страны или данной местности. Таким образом, для будущих христианских общин имелись готовые, легальные формы существования.

Римская религия не могла дать утешение и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею национальной справедливости, равенства спасения. Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей как грешников.

Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета отчаявшихся людей. Оно призывало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных.

Оно дало рабу утешение, надежду на получение свободы простым и понятным способом — через признание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы искупить все человеческие грехи и пороки.

Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.

Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям, распадалось на множество течений.

В IV веке между восточным и западным христианством наметился раскол. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Этот раскол официально оформился в 1054 году, когда появились римско-католическая и православная церкви.

Православие

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. — Грузия и т.д. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Изучая возникновение православия, необходимо обратить внимание на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функционировали. Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император.

Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая политику. На различиях восточного и западного христианства сказались и особенности развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на философских проблемах, а западное – на юридически-правовых. В начале V в. Римская империя распадается на Восточную и Западную. В IX в.

между Римом и Византией возникли территориальные споры, затем соперничество, а в XI в. константинопольский патриарх Михаил Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Спор шел по вопросам культа, безбрачия духовенства, поста в субботу и т.д. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов, но к примирению стороны не пришли, и 16 июля 1054 г.

произошел окончательный разрыв западного (католического) и восточного (православного) христианства.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 параграфах этого символа веры сформулированы представления о Боге как Творце, о Его отношении к миру и человеку.

Сюда относятся представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскрешении из мертвых, крещении и т.д. Все православные церкви считают первейшей обязанностью «неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя».

Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Принятие христианства Киевской Русью

Принято считать, что православие становится государственной религией Киевской Руси в 988 г. В летописях приводится рассказ, как князь Владимир Святославович (ум. 1015 г.), принявший крещение ранее, в этом году совершил массовое крещение жителей Киева в Днепре. Реально появление христианства в Киевской Руси состоялось ранее. Христианами становились купцы и воины, посещавшие христианские страны. Выделим основные причины принятия православия Киевской Русью.

  1. В условиях централизации великокняжеской власти Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических особенностей богом.
  2. Международные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочнения подобных контактов нужна была общая идейная платформа. Киевская Русь имела более тесные торговые контакты с Византией.
  3. Великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В «Повести временных лет» есть рассказ о «выборе веры». Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары — ислам, хазары — иудаизм, папский легат — католицизм, греческий философ — православие. Предпочтение было отдано православию, т.е. византийской разновидности христианства.

Сопротивление христианизации оказывали «язычники», предводительствуемые волхвами, так что неверно представлять принятие христианства как единовременную акцию.

Католицизм и протестантизм

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, — Ватикан (город-государство в центре Рима).

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования Библии наделяется только духовенство.

Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским вопросам. Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 569 г.

вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.

Католицизм признает семь таинств: причащение, крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, тогда как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмации) совершается при достижении ребенком семи-восьми лет (у православных — вскоре после рождения).

Помимо общего для христианских течений признания рая и ада, сформулировано учение о чистилище — промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в 1959 г. — о ее телесном вознесении, а в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес». В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и т.д. Центром ритуалов является храм, украшенный живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной им Христом апостолу Павлу, по церковной традиции бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием кардиналов. Согласно догмату 1870 г. папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.

Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде оно стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает описание кризисного состояния

Источник: http://www.kgau.ru/distance/o_01/religioved-up/4_3.html

История и культура абхазии

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Христиане – последователи учения Христа, впервые были так названы око­ло 43 г. н. э. в городе Антиохии.

А через 12 лет, по церковному преданию, апос­толы (ученики Христа) Симон Кананит («Ревнитель») и Андрей Первозванный уже посеяли в душах предков абхазов зёрна христианства, ставшего впослед­ствии одной из мировых религий наря­ду с буддизмом и исламом. Ныне его исповедуют более 1 млрд.

жителей на­шей планеты. Симон Кананит принял тогда мученическую смерть на берегу р. Псырдзха в Новом Афоне, где и был погребён. Позднее там в его честь воздвижена церковь.

По другой церковной легенде Абхазию посетили пять апостолов. Это был «апо­стольский период» в истории приобще­ния древних абхазов к новому учению, который продолжался до III в. н. э.

Христианство проникало в Абхазию и вместе с римскими солдатами. Часть из них считала себя христианами. В Абха­зии в то время квартировали три когор­ты (когорта – отряд до 500 воинов) – в Питиунте, Себастополисе, Зиганисе. При императоре Диоклетиане в Питиунт также ссылались христи­ане-мученики. В их числе был и некий Орентий со своими братьями.

Они во Фракии совершили военный подвиг, но за отказ принести благодарственную жертву языческим богам были по прика­зу разгневанного императора сосланы в Абхазию. По дороге братья один за дру­гим погибли. А тело последнего – Лонгина – было выброшено морем в районе Питиунта, где его и погребли. Скорее все­го, именно мученику Орентию была по­священа одна из греческих надписей на мозаичном полу алтарной части пицундской церкви. Она переводится так: «В мо­ление за Оре(нтия?) и за весь его дом».

Такой же интерес представляет и гречес­кая надпись IV–V вв. на стеле из Себастополиса, посвящённая воину-легионеру Оресту, о чём уже говорилось.

 Раннему распространению здесь христианства могли способствовать и ев­реи-христиане. Правда, древние авто­ры об этом не писали. Но в двух позднеантичных захоронениях Абхазии, в Цебельде и Аацы, были найдены золотая пластина и халцедоновая гемма (полу­драгоценный камень) с греко-еврейски­ми надписями (Иао, Адонай, Саваоф), что, возможно, говорит об их прожива­нии здесь в данное время.

В Питиунте к концу III – началу IV вв. образовалась древнейшая христианс­кая община на Кавказе. В 325 г. епис­коп питиунтский Стратофил (до него, как полагают, был Софроний, родом из Каппадокии) представлял эту общи­ну на 1-ом Вселенском соборе в Никее. Стратофил упоминается во всех церковных документах, составленных на шести языках: греческом, латинском, сирийс­ком, коптском, арабском и армянском.

В 407 году по дороге в Питиунт, как уже говорилось, скон­чался сосланный туда патриарх Иоанн Златоуст, затем че­рез 30 лет его мощи перевезли в Кон­стантинополь.

Самые ранние христианские церкви (IV–V вв.) Абхазии находятся именно в Питиунте. Это отражает религиозное состояние не только римского гарнизо­на, но и местного населения. Здесь были прочные античные традиции, и потому христианское учение распрост­ранялось через бывшие греческие цен­тры: Антиохию, Кесарию и др. Становит­ся понятным, почему Питиунт занимал исключительное место в истории хрис­тианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны.

Древнейшее упоминание о наличии христианства у соседних с апсилами лазов относится к середине V в. н. э. Тогда их «царь» Губаз явился с повин­ной в Константинополь и подкупил им­ператора «льстивыми речами» и тем, что носил «знаки своего христианства» по­верх персидского одеяния.

События 523 г. ускорили процесс распространения христианства сре­ди древних абхазов. Персы ликвиди­ровали в Восточном Закавказье Картлийское царство. Византия в свою очередь в качестве ответной меры провозгласила в Лазике (Западное Закавказье) христианство в качестве официальной религии.

Но даже спустя двадцать лет после этого события лазы похоронили своего царя, убиенного византийцами, ещё по «своему», местному обряду, но не по «греческому», христианскому. Но отныне общими важнейшими призна­ками местных правителей («царей») ста­ли христианская вера, жены-дочери ви­зантийских сановников и высокопостав­ленная должность при дворе императо­ра. Носили они белую шёлковую ман­тию, красные сафьяновые сапожки и расшитый жемчугами пояс.

В соседней с Лазикой Апсилии хрис­тианство в качестве официальной рели­гии было принято чуть позже, в конце 20–30 годов VI в. В специальном помеще­нии, баптистерии, в крестовидной по форме крещальне епископ Константин крестил взрослое население апсилов. Клейма с его именем присутствуют на кирпичах и черепице Цибилиумского церковного комплекса.

Абасги приняли новую религию так­же при императоре Юстиниане (527–565 гг.). Он воздвиг у них храм св. Богородицы в Цандрипше. Там найден обломок мрамор­ной плиты от алтарной преграды VI в. с греческой надписью (VI в.) «Абасгиас».

  А способные дети абасгов тогда обучались в церковных школах Константинополя. Абасги приняли христианство, по крайней мере, к 548 г.

Именно тог­да готы-тетракситы Тамани просили императора прислать к ним епископа, как он это сделал для абасгов на 21-ом году своего правления.

Мисимиане признали себя христиа­нами лишь на пороге своего уничтоже­ния во время восстания против визан­тийцев в 555–556 гг. у стен Тцахара.

Обычно новую веру сначала прини­мала верхушка, ибо она у всех народов более интернациональна и легко дого­варивалась между собой. Тем более, быть христианином было тогда для них и выгодным, и обязательным. Простой же люд более консервативен. Погре­бальный обряд у апсилов, важнейший источник их идеологии и культуры, может рассказать о том, как происходи­ла смена традиционной религии на новую, христианскую, у древних абхазов.

Когда в мир иной уходил наш древний предок, то его сородичи обычно старались положить к нему в могилу все те вещи, какими он пользовался при жизни. Хри­стианская же религия запрещала это делать. Поэтому сначала из погребений были исключены керамика и вооружение, а позднее и остальные вещи – украшения. Этот процесс длился более ста лет после официального принятия христи­анства. Только во второй половине VI в.

апсилы стали носить золотые и сереб­ряные нательные крестики. В Византии по­добный обычай существовал немного раньше (в начале VI в.). Христианская символика появилась тогда же в орна­ментации пряжек, фибул (булавок) и на местной апсилийской керамике. Запад­ная (головой на запад) ориентация по­гребённых, обязательная для христиан, упорядочилась здесь также лишь к се­редине VI в.

Но явно ещё традиционный (языческий) характер носит погребение воина и коня конца VI – начала VII вв.

Драндский собор. VI век н. э.

Поэтому следует различать момент официального принятия христианства с фактической христианизацией основно­го населения. Именно благодаря сво­ему консервативному отношению к новому учению, наши древние предки сохранили для человечества знаменитые памятники цебельдинской культуры, которые могут украсить любой музей мира.

К эпохе царствования Юстиниана от­носится и большинство раннехристиан­ских церквей Абхазии в Цандрипше, Дранде, Цебельде, Гиеносе, Зиганисе. Многие из них имели крещальни и мартирии, где хоронили кости святых.

Уни­кальны сами по себе раннехристианс­кие каменные иконы из так называемой Вороновской церкви в Цебельде. На них изображены скульптурные сцены из Вет­хого и Нового Завета, выполненные ме­стными мастерами во второй половине VI–VII вв., т.е.

в момент полного торжества христианской религии в Апсилии.

Быстрому распространению христи­анства в Абхазии способствовало и ос­лабление языкового барьера, который был преодолен к середине VI в.

Если церковная служба проходила на греческом языке, то проповедь могли проводить и на абхазском. А среди мес­тного населения, судя по эпиграфичес­ким надписям (надписи по твёрдому ма­териалу), многие прекрасно изъясня­лись и по-гречески.

В Абасгии в это вре­мя расселялось большое количество ви­зантийцев-отставников. Они, женив­шись, пополняли местное население, занимались хозяйством, ремеслом. Особую роль играло и христианское ду­ховенство.

Да и в воображении самих абхазов образ Христа мог вполне ассо­циироваться с образом верховного бога Анцва.

В письмах мученика Анастасия в 60-х г. VII в. несколько раз упоминаются «христолюбящие абасги» и их «христолюбящие правители».

Словом, процесс христианизации предков абхазов происходил не едино­временно. Без каких-либо «первичного» или «вторичного» официального приня­тия христианства в качестве государ­ственной религии. Его динамика, в силу традиционности народной религии аб­хазов, была постепенной (эволюционной).

В этом процессе можно выделить пять этапов. Первый – апостольский (I–III вв. н. э.); второй – появление в III–IV вв. древнейшей на Кавказе питиунтской христианской общины; третий – проник­новение элементов христианства в ме­стную среду (325 г. – 50-е г. V в.

) в ре­зультате контактов греков-христиан при­морских крепостей с представителями местного населения; четвертый – офи­циальное принятие древними предками абхазов в 30–50 гг. VI в.

христианской религии; пя­тый – начало массовой христианиза­ции местного населения (интенсивное церковное строительство, постепен­ное исчезновение вещей из местных захоронений со второй половины VI в., наличие трёх епископских кафедр – в Питиунте, Себастополисе, Зиганисе).

Утверждение христиан­ства в Абхазии в качестве государственной религии способствовало консолида­ции древнеабхазских пле­мён в единую феодальную народность и созданию идеологических предпосылок для образования к 786 г. не­зависимого Абхазского царства с правящей династией Леонидов.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007

Источник: http://www.apsuara.ru/lib_b/bgzb119.php

Глава XVI. Христианская церковь в период раннего средневековья

Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.

Роль христианской церкви в эпоху феодализма

Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии.

Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.

Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. В. И.

Ленин писал: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу».( В. И. Ленин, А. М. Горькому, Соч., т. 35, стр. 93.)

Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию.

Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл

Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.

Церковь внушала людям, что человек от природы склонен к греху и не может без помощи церкви рассчитывать на «спасение», на получение «блаженства» после смерти в потустороннем мире. Библейская сказка о грехопадении Адама и Евы, соблазнённых дьяволом и ослушавшихся веления бога, за что все их потомки (т. е.

всё человечество) осуждены нести на себе тяжесть этого преступления, а также учение о грехах, совершаемых каждым человеком, стали в руках церкви орудием духовного террора.

Она учила (и учит), что всех людей ждут после смерти страшные кары за «грехи» и что лишь церковь обладает сверхъестественной силой («благодатью»), которая позволяет ей избавлять человека от загробных мук и обеспечивать ему райское блаженство после смерти.

Носителями этой «благодати» церковь объявляла представителей духовенства, которые будто бы получают некую «божественную» силу при посвящении их в сан. Право посвящать в сан священника имели лишь представители высшей церковной иерархии. Этим церковь ещё больше утверждала авторитет всех священнослужителей.

«Благодать», согласно учению церкви, оказывает воздействие на людей при помощи особых магических действий, так называемых «таинств», которых христианская церковь признаёт семь: крещение, покаяние или исповедь, причащение, священство и др.

Социальный смысл учения церкви о «таинствах» заключается в том, чтобы убедить эксплуатируемые массы в тщетности их классовой борьбы и вселить в них веру во всемогущество церкви, которая-де одна обладает средством для их «спасения».

Церковь внушала массам, что лишение человека «благодати» равносильно лишению его надежды на это «спасение».

В период средневековья, когда религиозная идеология господствовала над умами, индивидуальное отлучение от церкви или отлучение, распространявшееся на целую территорию (на Западе оно носило наименование интердикта, т. е.

запрещения совершать в данном округе церковные службы и обряды), было в руках церкви весьма сильным средством воздействия на людей. Отлучение было также действенным средством при защите церковью своих владений.

С учением о врождённой греховности людей было связано широко проповедовавшееся христианской церковью представление о загробных муках и о вездесущем и всесильном дьяволе, подбивающем человека на грехи, главным из которых церковь вместе с господствующим классом считала возмущение против феодалов духовных и светских. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога.

Учение о всесилии дьявола нашло своё выражение, в частности, и в распространявшихся и поддерживавшихся церковью представлениях о «ведьмах» — женщинах, якобы «одержимых дьяволом» и способных причинить вред людям (насылать непогоду, уничтожать урожай и т. д.).

Ещё в 829 г. церковный собор в Париже принял решение против ведовства, а в последующие столетия римские папы своими буллами (посланиями) против «ведьм» положили начало массовому сожжению на кострах ни в чём не повинных женщин, обвинённых в «общении с дьяволом».

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st016.shtml

Принятие христианства на Руси и её значение

К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий

В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции.

В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства.

Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылокСущностное содержание
Духовные Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.
Социальные Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.
Политические Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.
Экономические Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

Внутренняя необходимостьМеждународные условия
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации
Поднятие авторитета киевских властей Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы
Разрушение пережитков родового строя Введение Киева в круг общеевропейской политики
Сильное влияние православной общины Киева Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни.

Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном.

Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание.

Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси.

Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Значение принятия Христианства

Категория значения
Политическое
  • Укрепление всевозможных контактов с Византией.
  • Усиление власти киевского князя над племенами.
Международное
  • Повышение авторитета Руси в международных отношениях.
  • Сплочение восточнославянских племён на территориях Древней Руси.
Духовное
  • Изменились народный быт и нравы.
  • Появились письменность, образование и искусство.
Нравственное
  • Введение единобожия.
  • Получило распространение Христианское милосердие.

Последствия принятия христианства

Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.

Влияние Христианствапоследствий
Церковь признавала всякую власть от Бога Упрочение власти киевских князей
Вера сплачивала племена восточных славян Формировалась единая древнерусская народность
Появление канонического единения с христианским миром Повышение роли Древней Руси в международных отношениях
Культурный феномен Христианства Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности
Внедрение христианской морали
  • Смягчение нравов (отмена «кровавых жертвоприношений»).
  • Укрепление нравственных основ семьи.

Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

Принятие христианства в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.

Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.

На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.

В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.

И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.

Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.

Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.

Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.

Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.

Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.

Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.

На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.

Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.

Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.

Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.

Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/

Христианство в Византии

Античное наследие не было единственным источником византийской культуры. Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии (возникновение).

Возникнув на земле Палестины, христианство уже в первые века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны.

Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы.

Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское.

Император Константин, основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются Церковью как святые. При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии. Но лишь в VI в.

Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды на землях Византийской империи.

Развитие христианства

О том, как происходило утверждение христианства на Востоке, можно судить не только по письменным свидетельствам, но и по находкам археологов.

От века к веку возрастает число предметов, связанных с христианским культом, прежде всего разнообразных крестов — от нательных до памятных, а также чаш с религиозными надписями, колец, украшенных крестами или с Христовым именем, форм для отливки крестов и образков.

Повсеместно распространяется христианский обряд погребения, без сопровождающих вещей или жертв, с христианскими символами и молитвами на надгробных плитах. Христианские храмы постепенно превращаются в центры общественной жизни Византии. Городские здания начинают группироваться вокруг них, а не вокруг ипподромов и агор.

Вклад христианства

Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи. Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V—VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры. Самое величественное творение византийских зодчих — храм Святой Софии в Константинополе.

Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений.

Самым своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры.

Новые архитектурные взгляды

Христианские мастера Византии охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием. Потому в изобразительном искусстве произошёл отказ от «телесности», стремления физически точно воспроизводить окружающую действительность. Исчезло преклонение перед силой и плотской красотой.

Оно уступило место преклонению перед красотой духовной, стремлению передать скрытую в Боге суть мирского бытия. Новые вкусы привели к упадку прежней, античной, скульптуры. Ей на смену пришли иконопись и мозаика. Они на века стали главными составляющими византийской художественной культуры.

В них реалистичность сочетается с одухотворённостью, личный талант мастеров — со следованием традициям и канонам, разработанным византийской школой.

Не все христиане сразу восприняли идею передачи красоты духовного мира через искусство живописца. В VIII в. империю охватило иконоборческое движение. Его родиной были Сирия и Малая Азия, а покровителями — императоры Исаврийской династии, выходцы из восточных провинций.

Иконоборцы объявили поклонение Богу и святым через иконы идолопоклонством. Они уничтожали мозаики и скульптуры, сжигали деревянные иконы, нередко разрушали сами храмы. Лишь в конце VIII — первой половине IX в. иконоборчество было побеждено. Иконописцы сохранили свои традиции, невзирая на гонения.

Церковь признала иконопочитание достойным способом поклонения Богу, а иконоборчество осудила как ересь.

Империя ромеев, сохранив наследие античности, всё же не избежала и варварского нашествия. Арабы, создавшие новое мощное государство — халифат, в VII в. отторгли от Византии все восточные провинции, кроме малоазийских, а в европейские области волна за волной вторгались авары, болгары, славяне.

Славяне селились в границах империи и захватывали обширные территории. Где-то они подчиняли местных жителей и смешивались с ними, где-то ромейское население бросало насиженные места и спасалось бегством от завоевателей.

Так Византия потеряла север Балкан, где возникли славянские государства: Болгарское царство, сербские и хорватские княжества.

Славяне и христианство

Славяне проникли и гораздо южнее, вплоть до южного греческого полуострова Пелопоннес. Археологи обнаружили следы разорительного славянского нашествия — пожары и разрушения в Афинах, Коринфе, Спарте и иных древних городах. Несколько раз за VD—Vm вв. разноплеменные варвары подступали даже к самой столице.

Славянское наследие отразилось в византийской культуре двояко. С одной стороны, произошла явная варваризация. Приходили в упадок города, оторванные от сельской округи и частично разорённые. Ремесленные изделия стали грубее и проще, появились не всегда умелые «варварские» подражания.

С другой стороны, местные жители восприняли от славян некоторые приёмы земледельческого труда. Например, новый тип бороны, более пригодный для равнинной пашни. В домостроительстве и обработке дерева греками часто начали использоваться орудия (тесла, топоры и т. д.) славянских типов.

Умения славянских плотников всегда высоко ценились в Византии.

Источник: http://www.historie.ru/civilizacii/vizantiskaya-imperiya/193-hristianstvo-v-vizantii.html

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали бога войны в римской мифологии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию