Человек как духовное существо
На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем – бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой – нет?
Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.
Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.
Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.
Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.
А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.
Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.
Мировоззрение
Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.
В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.
Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку – тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.
Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение – это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.
Ценностные ориентиры человека
Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.
Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Следующая тема: Деятельность как способ существования людей: ее многообразие и мотивация
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/chelovek-kak-duhovnoe-sushchestvo-duhovnaja-zhizn
Духовное развитие человека
Когда заканчиваются внешние смыслы и чужие идеи утрачивают свою ценность, когда разум опустошается от повседневной суеты и забот, в своих мыслях человек приходит туда, где находится предел, за которым прекращаются поиски и наступает покой.
Мы живем так, как будто впереди еще много времени, успеем подумать, решить, сделать. Но у каждого наступает такой период, когда резкость теряется, новый день не радует своим наступлением, в доме становится душно, а в душе образуется ноющая пустота.
И тогда нам хочется найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Зачем я пришел в этот мир?», «Почему я получаю такой опыт?» В этот момент мы стараемся найти истинную удовлетворенность, и ее невозможно получить материально.
Для того чтобы это обрести, человеку важно пройти путь своего духовного развития.
Люди часто путают духовное и культурное развитие, а разница в них колоссальная. Культурное развитие – это способность развиваться творчески, созерцать и вдохновляться предметами искусства, результатами реализации человеческих способностей и талантов. В свою очередь, духовное развитие – это развитие духовной составляющей человека, его внутренних качеств и принципов, осмысление своей задачи и миссии в жизни.
Духовное развитие – это не результат, это процесс, путь, по которому движение только вперед. Каждый день – это шаг к себе лучшему, приумножению своих духовных качеств, чувствованию красоты и гармонии окружающего мира.
Направления духовного развития
Существует много направлений для духовного развития, среди которых:
- чтение специальной литературы и ее осмысление;
- духовные практики – медитации, ритуалы, аскезы;
- физические упражнения – йога, дыхательные техники, посещение духовных святынь.
Женский и мужской путь духовного развития отличаются: мужской основан на духовных подвигах (аскезах), женский – более мягкий.
Но для некоторых он будет тоже испытанием: попробуйте каждый день красиво одеваться, делать прическу, украшать себя, даже когда вы находитесь дома? Каждый день готовить пищу, наводить порядок в доме с максимальной заботой и любовью к себе и близким.
Говорить добрые и мягкие слова, исключить из своей речи осуждение, недовольство, слова-паразиты. Пути могут быть разные, но они, несомненно, должны вести к пробуждению лучших качеств в человеке.
Духовные качества наиболее полно и целостно раскрываются во время нашего взаимодействия с людьми. Не зря в Индии говорят:
«Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Человек – это сосуд. Чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него!»
Сложнее всего проявить свои духовные качества с самыми близкими, друзьями. Причина состоит в том, что, занимаясь духовными практиками, люди часто переносят фокус на поклонение Высшему, забывая, что частица Высшего – и в нас самих, и в окружающих нас людях.
И мы являемся тем аспектом, через который выражается любовь, проявляя лучшую сторону, открываясь тому, чтобы давать и принимать. Соприкасаясь с внешним миром собственной наполненностью радостью и полным удовлетворением, мы постигаем свое совершенство.
Мы принимаем жизнь в полном ее многообразии, проживаем ее активно, в продуктивном и творческом взаимодействии с людьми.
Как начать духовно развиваться
У человека возникает стремление развивается духовно в трех случаях:
- осознанное желание работать над собой;
- работа над собой после экстренных ситуаций (болезнь, авария, развод, потеря близкого человека);
- проявленное чудо (чаще через личный пример, следование за кем-то как своим духовным проводником).
Самый экологичный путь – первый. Когда желание исходит из намерения стать лучше, проявить свои духовные качества на полную, человеку легче двигаться дорогами жизни. Находятся нужные люди, полезные книги, открываются новые возможности.
Во втором случае человека начинает волновать вопрос: «Почему я страдаю? Зачем этот опыт мне?». Он возвращается к предыдущему опыту и стремится качественно изменить свою жизнь, прежде всего – отношения с собой и близким окружением.
Третий случай бывает реже, но случается. Как апостолы пошли за Иисусом Христом, потому что доверились ему, увидели в нем проявленное чудо, так и каждый человек может увидеть чудо в другом. Разглядеть то, что его вдохновит стать лучше, открыть сердце и принять все божественные дары, которыми щедро одарил его Творец.
Каждый из нас имеет все возможности стать духовно развитым человеком.
Признаки духовно развитой личности:
- есть цель в жизни: у человека есть сила намерения осуществить то важное, к чему он стремится;
- осознанность: каждый момент действия есть ответом на вопрос «зачем я это делаю?»;
- спокойствие: даже в самых сложных ситуациях человек сохраняет спокойствие и собранность мыслей;
- отношения с людьми гармоничны: духовно развитая личность действует так, чтобы человек повернулся к ней лучшей своей стороной;
- жизненная энергия: цель дает энергию для ее реализации, тело поддерживает это;
- человек максимально реализует свои способности и таланты: действует на благо людям.
Говорят, что сильный духом способный на многое. И только в наших руках – развить и приумножить свой личный потенциал духовной силы, жить в ладу с собой и миром, каждый день просыпаться с улыбкой своему внутреннему свету.
Медитация от Инессы Кравченко
Источник: https://kolesogizni.com/razvitie/duhovnoe-razvitie-cheloveka
Духовный мир человека
Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.
На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:
- условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
- целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
- практическая деятельность в обществе;
- обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.
Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности.
В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Духовный мир любой личности содержит в себе:
- систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
- цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
- духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
- способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
- убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
- эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.
Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:
- повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
- религиозное — с основой на религиозные представления личности;
- научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
- гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.
Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.
Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.
Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.
Знания – одна из опор внутреннего мира
Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти.
Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности.
Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.
Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:
- Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
- Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.
Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.
Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.
Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.
Роль веры в духовной жизни человека
Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.
В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.
В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.
Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:
- Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
- Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
- Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
- Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
- Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
- Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.
Взаимодействие индивида и общества в духовности
Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.
Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом.
Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали.
В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.
Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.
Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.
Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.
Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/mir-lichnosti.html
Духовный мир
Духо́вный мир — 1) ангельский мир; 2) совокупность существ, добрых и злых, подходящих под категорию «дух».
Что означает понятие «дух»?
В исключительном значении понятие «Дух» приложимо единственно к Богу (Ин.4:24). Этим понятием отображаются две Его важнейшие особенности: во-первых, абсолютная бестелесность и связанная с этой особенностью независимость от условий пространства; во-вторых, личностность.
Поскольку Бог — Дух, постольку Он не имеет ни формы, ни объема, ни протяженности, не охватывается никаким местом и не исключается ни из какого места.
Личностность Бога характеризует Его как Обладателя всесовершенного разума, абсолютно свободной и всемогущей воли, чувств (таких, например, как всеблаженство и любовь).
В сотворенных духах — ангелах, демонах или человеческих душах — эти духовные совершенства отображаются с известной ограниченностью. Хотя все они, будучи духами, бестелесны, но всё же их бестелесность не абсолютна. Как ангелы, так и демоны, и человеческие души зависят от места (хотя и не таким же образом, как материальные тела) и не могут в одно и то же время пребывать в двух разных пространственных областях.
Личностные свойства всех созданных духов тоже весьма ограничены. По подобию с Богом все они обладают разумом, волей и чувствами, однако не всесовершенными.
К какому из двух миров принадлежит человек: видимому или невидимому?
Будучи состоящим из невещественной души и материальной плоти, человек несёт в себе черты, сближающие его с представителями обоих миров. Между тем, он всё же считается представителем видимого мира. Дело в том, что он сотворен как венец видимого мира, и именно в рамках этого мира преимущественно проявляет свои естественные и личные особенности.
К миру духов душа человека приобщается после её отделения от тела, то есть после физической смерти. В этот период способности созерцания духов открываются у нее более полно. Вместе с тем она освобождается от зависимости, связанной при земной жизни с сопряженностью с телом.
Человеком, принадлежащим духовному миру телесно, является Богородица.
Источник: https://azbyka.ru/duhovnyj-mir