В каком году римляне разрушили Иерусалим

Осада Иерусалима (70). История — Путеводитель по Израилю

В каком году римляне разрушили Иерусалим

Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, одно из важнейших событий первой Иудейской войны. Римляне взяли город, спустя почти 5 месяцев осады.

После захвата города был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь город был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.

Осада Иерусалима была описана еврейским историком Иосифом Флавием в произведении Иудейская война.

Исторический фон

После смерти Ирода Великого в 4 г. до н. э. его сыновья отправились в Рим, чтобы римский император Октавиан Август подтвердил завещание их отца, в котором Ирод делил между сыновьями своё царство на три части.

Области Идумея, Иудея и Самария достались Ироду Архелаю, Галилею и Перею получил Ирод Антипа, а Итурею и Трахонитиду получил Ирод Филипп II.

В 6 году император Октавиан объединил владения Ирода Архелая в единую провинцию, которая получила название Иудея. В период с 6 года н.э по 66 год в Иудее не случалось крупных восстаний, хотя провинция и была довольно непокорна, это выразилось в первых столкновениях между евреями и римскими властями в период с 25 год по 36 год.

В эти годы усилилось недовольство римским правлением, возникли разнообразные мессианские движения и учащаются беспорядки.

В 66 году н. э. прокуратор Иудеи Гесcий Флор потребовал от Иерусалимского Храма заплатить в казну 17 талантов, однако в этом ему было отказано. Тогда Флор лично пришел в Иерусалим и ему снова отказали в уплате налога.

После этого Гессий Флор приказал войскам напасть на евреев, было убито более 3600 человек, был разграблен Храм.

После этого началось восстание, которое вскоре распространилось по всей Иудее. Для подавления восстания, римский наместник Гай Цестий Галл Сирии послал отряд воинов, который был разбит еврейскими повстанцами.

Узнав о поражении войск, римский император Нерон послал одного из лучших военачальников империи Веспасиана во главе с 60 тыс. воинов подавить восстание, в 67 г. римские войска вторглись в Галилею.

Силы еврейских повстанцев

Точное число жителей Иерусалима и солдат находящихся в городе, трудно оценить. Иосиф Флавий сообщает о миллионе жителей, а древнеримский историк Тацит сообщает о 600 тыс. человек. На самом деле эти оценки сильно преувеличены, людей в городе было гораздо меньше.

Осада

С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Согласно описанию событий у Иосифа Флавия, первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз).

На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала.

Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота.

На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал.

Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины.

Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 тыс. жителей.

Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, в середине лета 70 г. Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

Источник: https://guide-israel.ru/history/22479-osada-ierusalima-70/

Разрушение Храма

В каком году римляне разрушили Иерусалим

Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония [см. пост 17 Тамуза]. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана.

По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как Иосиф Флавий — прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан [Йоханан из Гуш Халава, захвативший власть в городе — прим.

ред.] ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой.

Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар.

Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм []

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.

Девятого ава 3830/70 года [согласно другой, еврейской традиции это был 3828 год] римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.

Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.

Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.

Разгром []

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен.

Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы.

Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.

На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.

Пленники снова отправились в изгнание []

Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.

В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.

Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком языке была написана первая Библия

Еврейская традиция о разрушении Храма []

Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.

В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

[Пока в еврейском народе сохранялись духовное единство, цельность, это способствовало поддержанию Храма. В первую очередь, Храма духовного. А это уже поддерживало Храм земной, в физическом мире.

Ненависть и грехи привели к разрушению духовного Храма, что означало и разрушение Храма на Земле.]

Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».

Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.

Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

Источник: https://toldot.ru/razrushenieHrama.html

Многослойный город: как Иерусалим исследует свое прошлое и живет с ним в настоящем

В каком году римляне разрушили Иерусалим

О том, что понадобятся фонарики и обувь на нескользящей подошве, нас предупредили заранее: «Потому что под землей придется идти по колено в воде». О подземных тоннелях в Иерусалиме ходит много легенд — например, что чуть ли не под каждым домом в Старом городе есть пещера, а по тоннелям от Храмовой горы можно добраться до Средиземного моря.

Первыми их стали изучать в середине XIX века британские королевские инженеры — одним из самых знаменитых был Чарльз Уоррен, который активно исследовал пятисотметровый Силоамский туннель, водную систему времен царя Езекии (VIII–VII века до н. э.), вырубленную в скальной породе от градообразующего источника Гихон рядом с Храмовой горой до Силоамской купели.

Для спуска в него и нужна была нескользящая обувь.

Проводится при поддержке фонда «Генезис».

Проект «Эшколот» продвигает идею «медленного чтения» городов и несколько раз в год организует выездной обучающий фестиваль для взрослых, где в качестве преподавателей выступают ученые из университетов, лучшие специалисты по заявленной теме. Следующий фестиваль пройдет в ноябре 2019 года в Берлине и будет посвящен Веймарской республике. Доступны гранты на участие.

Европейская наука открыла для себя Ближний Восток в 1799 году, когда Наполеон завоевал Египет, — клады, гаремы и легенды будоражили умы путешественников, ученых и предпринимателей.

«Первооткрывателей» Иерусалима было много; первые более-менее понятные карты города были сделаны многочисленными авантюристами, но только в середине XIX века, пользуясь слабостью Османской империи, освоением города занялась Британия.

В 1865 году в Лондоне при участии различных меценатов и лондонского Общества библейской археологии был основан Фонд исследования Палестины, от имени которого в Иерусалиме высадился исследовательский десант.

Оказалось, что в недрах храмового комплекса скрывается несколько бассейнов, цистерн и микв, которые использовались для омовения служителей и очищения храма после жертвоприношений. Вода поступала из ближайшего природного источника Гихон, который был укреплен сторожевой башней.

Из-за того что источник мог обеспечить водой ограниченную территорию, древние города не росли вширь. Зато росли вверх — их завоевывали, разрушали, отстраивали заново, и так, слой за слоем, возникали холмы, называемые теллями. Таково происхождение Храмовой горы.

Все изменилось с изобретением римлянами водопровода — это видно на фотографиях города Бейт-Шеан, одного из знаменитых археологических городов-раскопок Израиля: за плоским и широким римским городом высится телль, под которым еще десятки слоев истории.

Но еще до прихода римлян роль водопровода играл Силоамский туннель (есть теория, что именно он позволил Езекии выдержать осаду ассирийцев).

Внутри создатели туннеля оставили «записку» — выбитый на камне текст на древнееврейском о том, как две команды прокладывали туннель с двух сторон, а затем встретились. До сих пор для ученых остается загадкой, как они смогли это сделать, не имея даже компаса. Одна из гипотез предполагала, что вода уже текла по трещине, и древним инженерам просто нужно было следовать по ее ходу, предварительно окрасив воду.

Но геолог Амос Фрумкин объяснил нам, что природная трещина обычно появляется на стыке двух скальных пород, а этого в Силоамском туннеле нет, зато есть следы от высекания камня — под ногами, по стенам и на потолке. Туннель слегка виляет и периодически сворачивает в небольшие полости-тупики — видно, что копатели по ошибке начинали рубить камень в неправильном направлении. Этих ошибок становится все больше ближе к месту встречи рабочих бригад.

Версия Фрумкина — работники передвигались, ориентируясь по громким звукам, которые издавали люди на поверхности (те, в свою очередь, отслеживали перемещение бригад по стуку молотков): эксперименты показали, что такая коммуникация эффективна при прокладывании тоннеля на глубине до 15 метров (а вообще звук слышен на глубине до 24 метров). Извилистость же объясняется мягкостью горной породы — копали там, где было легче.

Когда бригады сблизились, они уже могли лучше слышать друг друга, и именно этим объясняется увеличение количества ошибок — небольших тупиков по сторонам туннеля: рабочих путало эхо.

Примечательно, что для того, чтобы изучать древние тоннели, британским археологам самим приходилось рыть ходы в земле. Из-за того что доступ к Храмовой горе уже тогда был затруднен, британцам приходилось делать вертикальные траншеи на некотором расстоянии от нее, а уже на глубине копать вбок.

Дилеммы археологов

Голос из зала: Археология нужна, чтобы доказать, что мы тут жили тысячелетиями.

Археолог Управления древностей Израиля Яна Чехановец: Кто это «мы»?

Голос из зала: Ну, мы Евреи

Яна Чехановец: А остальные что, не жили?

Если посмотреть на кусок земли в разрезе, можно выделить три главных секции. Первая — верхний слой, у геологов он красиво называется дневной поверхностью (т. е. той, на которую падают солнечные лучи); в случае, например, города это асфальт.

Дальше идут многочисленные культурные слои (в Иерусалиме их насчитывается до 17) — следы человеческой жизнедеятельности: могилы, мусорные ямы, остатки строений, глиняные черепки. В месте, где заканчиваются культурные слои, заканчивается и археология — начинается материк и геология.

Впрочем, не всегда: в осколке скалы, с которого, по преданию, Мухаммед вознесся на небо, видны полости, которые в древности могли служить могилами.

Когда многочисленные слои и артефакты обнаружены, археологи обращаются к стратиграфии — науке о датировании. Есть бесконечное количество методик определения временного периода, к которому относится найденное место, но самым распространенным среди археологов является керамика — черепки горшков и кувшинов значительно отличаются друг от друга от эпохи к эпохе.

Однако самым ответственным моментом для археолога является вопрос сохранения: какой слой удалить, а какой законсервировать. Это не только научный, но и политический вопрос — из-за того, что Иерусалимом попеременно управляли иудейские цари, римляне, византийцы, крестоносцы, османы и не всегда понятно, чью историю оставлять.

«Молодые нации и государства больше склонны к изучению и сохранению своего наследия, так как это помогает в построении национального самосознания», — отмечает Яна. Но неожиданно важную роль играет эстетика:

человеческий глаз привык к симметрии, поэтому душа у туристов (от которых зависят значительные вливания в экономику) лежит к классическим колоннам.

Не случайно популярностью пользуются впечатляющие раскопки эллинистического Скифполиса в Бейт-Шеане и Кейсария — амбициозный градостроительный проект Ирода Великого, перестроившего половину Иудеи на римский лад. Наверное, поэтому попытки реконструкции его гробницы, найденной к югу от Иерусалима, кажутся парадоксальными: Ирод как никто иной пытался «убрать все еврейское» из региона.

Вопрос о том, что оставлять, а что уничтожать, не нов. Когда в XIX веке Британия «добралась» до исторической части Иерусалима, знаменитый британский археолог и египтолог, отец стратиграфии Флиндерс Петри предложил зачистить город от всех культурных слоев, чтобы раскопать древний иудейский Иерусалим.

Осторожные британцы его не послушали, но мечта Петри почти сбылась, когда Израиль занял Иерусалим в ходе Шестидневной войны в 1967 году: тогда Еврейский квартал и его окрестности было решено полностью перестроить, а в процессе были найдены античные достопримечательности, как, например, подземные хранилища, залы и подвалы, которые сегодня представляют собой мини-музеи на местах раскопок под целыми жилыми домами.

Сегодня историки и археологи ужасаются и предложениям Петри, и действиям молодого государства. Профессиональное сообщество действует по принципу «раскопать кусочек, а остальное оставить будущему поколению исследователей» — в надежде на то, что через 50 лет технологии позволят изучать древности в более щадящем режиме.

Каждая яма в Иерусалиме проходит согласование в Управлении древностей Израиля, представители которого присутствуют на земляных работах и в случае обнаружения культурного слоя останавливают процесс.

«Археологическое окно» укрепляют столбами, приглашают археологов, обнаруженные артефакты документируют и отправляют на хранение (и да, мест на складах не хватает) — и только после этого строительство очередного жилого комплекса может продолжаться, например, с возможной музеефикацией подвала.

Застройщикам приходится становиться в очередь к археологам — рук на раскопках не хватает. По всему Израилю работает программа, привлекающая подростков на раскопки в качестве волонтеров или даже за деньги. Яна Чехановец довольна, хотя брала бы детей и помладше: «Они более внимательные, и копание их увлекает больше».

Художественное сообщество в лимбе

Последние дни фестиваля были посвящены современности — сообществам художников, ремесленников и активистов, которые пытаются наладить диалог между разными частями города.

После Арабо-израильской войны 1947–1949 годов Восточный Иерусалим находился под руководством Иордана; в 1967 году в ходе Шестидневной войны израильским войскам удалось отвоевать его обратно, но город не воссоединился — у Восточного Иерусалима, где и находится Храмовая гора, до сих пор особый международный статус. На разделившей город границе в 1960–80-х то и дело случались взрывы и перестрелки. Школа ремесел, созданная для евреев-репатриантов из арабских стран и Северной Африки, опустела и была снесена. Зато рядом с «ничьей» землей вырос район Мусрара для тех, кто бежал из этих стран от вызванных войной погромов.

Художник Матан Исраэли родился и вырос в Мусраре. Во время учебы в школе искусств он влюбился в итальянскую студентку, которая жила на другой стороне города — за многочисленными заборами и стенами. И чтобы как-то сократить путь к возлюбленной, придумал то, что сегодня назвали бы вернакулярной архитектурой — приставную деревянную лестницу.

Через какое-то время Исраэли заметил, что лестницей пользуются жители соседних районов — и израильтяне, и арабы. Его возлюбленная в конце концов уехала в Италию, а лестницу Исраэли еще не раз перестраивал, веря в объединяющую силу урбанистической интервенции.

Сегодня он руководит культурным кластером на крыше торгово-офисного центра «Клал», который построен на месте той самой школы ремесел.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где мощи святого Николая Чудотворца

Музыкант Апо Сахагьян играет в группе «Апо и апостолы», большинство участников которой из Вифлеема, находящегося под контролем Палестинской администрации.

Каждый концерт превращается в проблему: сначала они должны получить разрешения на въезд на территорию Израиля, потом назначается дата концерта, который до последнего остается под угрозой отмены, если кого-то из музыкантов не пропустят через блокпост.

Одновременно «Апо и апостолы» подвергаются преследованиям со стороны BDS («Boycott, Divestment and Sanctions») — группы международных и местных активистов, призывающих к культурному, академическому и экономическому бойкоту Израиля в связи с его оккупацией палестинских территорий (этот статус по-прежнему остается за Израилем по международному праву). «Я за любое решение по конфликту. Одна страна и два народа, две страны — мне все равно. Главное, чтобы никто не ограничивал наше право на физическое перемещение и чтобы этот лимб, в котором я живу всю свою жизнь, наконец закончился», — говорит Апо.

Сам Апо родился и вырос в историческом Армянском квартале Иерусалима. Он до сих пор ждет израильского гражданства; жалуется, что это долгий и изнурительный процесс, но и в Армению, как многие другие иерусалимские армяне, репатриироваться не хочет. Считает, что самим своим присутствием «в лимбе» сохраняет малочисленную местную диаспору — еще одно свидетельство причудливой истории города.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17563-mnogosloynyy-gorod-kak-ierusalim-issleduet-svoe-proshloe-i-zhivet-s-nim-v-nastoyashchem

Города Израиля: Иерусалим

Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.

При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.

По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).

«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.

Наиболее важные вехи истории Иерусалима

— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.

— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.

На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.

— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.

Старый город

В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.

Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).

Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.

Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».

Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.

Христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.

Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.

С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).

Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона

Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/

Евреи и Иерусалим в истории

  • Иерусалим в молитвах
  • Иерусалим в легендах
  • Еврейские паломники в Иерусалиме

Великое еврейское восстание закончилось в 70 году н.э. — Храм был разрушен, и практически все евреи были изгнаны из города.

Несмотря на это, связь между еврейским народом и Иерусалимом не прервалась.

Евреи предприняли попытку отвоевать город: вспыхнуло новое антиримское восстание, и во главе его встал харизматический лидер Шимон Бар Косева, вошедший в историю под именем Бар-Кохба (что в переводе с арамейского языка означает «Сын звезды»). 

На протяжении трех лет, со 132 года по 135 год н.э., шла ожесточенная война между повстанцами Бар-Кохбы и римской армией. Евреи соседних стран, также находившихся под властью Римской империи, поддержали восстание. Бар-Кохбе удалось на краткое время освободить Иерусалим, о чем свидетельствуют отчеканенные повстанцами монеты, с датировкой «(такой-то год) от освобождения Израиля» и «(такой-то год) от освобождения Иерусалима». 

Но римляне направили на Ближний Восток мощную армию и подавили восстание. Сначала была оккупирована Галилея, северная часть страны, а затем захвачен Иерусалим. Последним оплотом повстанцев стал небольшой городок Бетар к западу от Иерусалима, где погиб и сам Бар-Кохба.

Согласно еврейской традиции, падение Бетара пришлось также на Девятое ава, день, когда были разрушены оба Храма. 

Подавив восстание Бар-Кохбы, римляне перестроили Иерусалим, превратив его в языческий город Элия Капитолина. Евреям вход в этот город был запрещен; исключение делалось только в день Девятого ава, когда они могли прийти туда и оплакивать утрату своей земли, утрату Иерусалима и разрушение Храма. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где правильно ставить крест на могиле

После восстания Бар-Кохбы евреи поддерживали духовную связь с Иерусалимом, в основном, в молитвах, упоминая имя города и в будни, и в праздники.

Народ Израиля хранит память о Иерусалиме 

  • Смилуйся, Господь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, где обретает слава Твоя, и над царским домом Давида, помазанника Твоего, и над великим и святым Храмом, который наречен именем Твоим.
    (Благословение после трапезы, ашкеназская традиция)

Да пребудешь Ты в Иерусалиме, граде Твоем, как было Тобою обещано, и да установишь Ты там трон Давида, слуги Твоего, и да возродишь Ты этот вечный город поскорее, еще в наши дни. Благословен будь Ты, Бог наш, строитель Иерусалима. 
(Молитва Амида в будние дни, сефардская традиция)

Народная легенда гласит, что не только евреи скорбят о разрушении Храма, но и сам Храм скорбит о еврейском народе. Рассказывают, что каждый год, в ночь Девятого ава можно слышать вздохи и стоны, исходящие от Стены плача.
(М.М.Бидерман. Серид Микдашейну [След нашего Храма]).

Существует традиция печатать сборники кинот (причитаний, повествующих о бедствиях еврейского народа, которые составляют литургию, связанную с днем Девятого ава) на дешевой бумаге и в простом переплете. Этот обычай символизирует веру в то, что день возрождения недалек и что было бы, таким образом, неоправданным транжирством вкладывать деньги в издание таких книг, которые вскоре станут ненужными. 

Во время своего похода в Россию Наполеон, будучи в маленьком местечке, пожелал посетить синагогу. По случайному стечению обстоятельств это был день Девятого ава; евреи сидели в темноте, на полу и с плачем молились. Наполеону объяснили, что молящиеся скорбят о разрушении Храма. «Когда это случилось?» — спросил он.

— «Две тысячи лет тому назад», — последовал ответ. Услышав это, император сказал: «Народ, который сохраняет память о своей земле на протяжении двух тысяч лет, несомненно найдет способ вернуться на родину.» (Сборник историй, рассказанных евреями России; Дов Ной.

Гола ве-Эрец Исраэль [Диаспора и Израиль])

Иерусалим и диаспора

Сменилось не одно поколение после гибели Бар-Кохбы и подавления его восстания, могущественные империи переживали периоды взлетов и падений, завоевывая власть над Иерусалимом и теряя ее. Большинство евреев жило в рассеянии, но и на Святой Земле и в Иерусалиме всегда пребывала еврейская община. 

На протяжении всех этих лет еврейская община в Эрец-Исраэль знавала и хорошие, и плохие времена, в зависимости от обстоятельств политического, религиозного и экономического характера.

Бывали годы, когда иерусалимская община была сильной, представляя собой хорошо организованное сообщество ученых и учащихся иешив, и бывали годы, когда среди жителей города практически не было евреев. Но вне зависимости от ситуации и в Иерусалиме, и в диаспоре евреи никогда не забывали о своей столице и о том месте, где находился Храм.

Как только положение дел улучшалось, сразу же находились евреи, прибывавшие как из окрестных мест, так и издалека, чтобы поселиться в Иерусалиме.
 

У Стены плача всегдаможно встретить евреев из разных стран диаспоры — сефардов и ашкеназов, евреев — выходцев из Северной Африки,стран Ближнего Востока, Йемена.Они одеты по-разному и говорят на разных языках,но молитва у них одна: они молятся на иврите

о возрождении Иерусалима.

Их мечты «совершить восхождение» в Иерусалим, равно как и наличие трудностей практического характера, связанных с осуществлением этой мечты, породили некую воображаемую реальность, свидетельствующую о силе эмоциональных связей между евреями диаспоры и их беззаветно любимым Иерусалимом. 

Легенды

Широко распространена легенда о подземном туннеле, соединяющем страны диаспоры и Иерусалим, туннеле, через который можно очень быстро попасть в Святой Город. Существование такого туннеля не подвергается сомнению, хотя при этом отмечается, что отыскать вход в него практически невозможно.

Рассказывается также, что многие великие ученые, в том числе рабби Шалом Шаббази из Йемена и рабби Иосиф Хаим из Багдада покидали свои дома в пятницу и возвращались в субботу вечером, проводя шабат в Иерусалиме. 
Один старик заболел, и врачи сказали, что ему будет полезно пить козье молоко. Он купил козу, но в один прекрасный день она исчезла.

Вернулась коза несколько дней спустя, и ее вымя было полно молоком божественного вкуса. С тех пор эти странные исчезновения стали регулярными, и, наконец, старик сказал своему сыну: «Я бы хотел узнать, куда пропадает это животное».

Сын привязал веревку к козьему хвосту и последовал за нею, держась за эту веревку.

Они вошли в пещеру и спустя немалое время, выйдя на свет, оказались в стране, текущей молоком и медом. Сын спросил у жителей этой страны, где он находится, и получил ответ: «Ты — в Эрец-Исраэль».  

Сын написал отцу о случившемся и прикрепил послание к козьему уху. В своем послании он писал, что отец должен последовать за козой, которая и приведет его в Эрец-Исраэль. Коза вернулась домой одна, и когда старик увидел ее, то подумал, что сын погиб в пути.

Решив, что вид козы будет постоянно напоминать ему о мертвом сыне, старик распорядился зарезать животное. И только потом он обнаружил послание сына, прикрепленное к козьему уху. Однако сделанного не вернуть, коза мертва, и подземный путь в Святую Землю навеки был утерян.


(По рассказу Шмуэля Йосефа Агнона «История козы»)

Гости Иерусалима

Однако евреи посещали Иерусалим не только в легендах, но и в реальной жизни. Это были и путешественники в Святую Землю, и паломники из стран диаспоры, направляющиеся в святые места, в первую очередь, в Иерусалим.

Сюда прибывали также и репатрианты из многих стран, решившие поселиться в Святом Городе. Их приезд оказывал благоприятное воздействие на жизнь еврейской общины.

   

Рабби Моше бен Маймон, Маймонид, выдающийся еврейский философ и ученый Средневековья, посетил Израиль в XII веке, на пути из Марокко в Египет. Он писал:

«Из Акре (на средиземноморском побережье Эрец-Исраэль) мы отправились в опасный путь, в Иерусалим, и я вошел в город великого и святого Храма и молился там в воскресенье. 
В девятый день месяца Хешван я направился из Иерусалима в Хеврон, поклониться могилам наших праотцев (Авраама, Ицхака и Яакова) в пещере Махпела.

Я дал обет, что эти два дня (когда я посетил Иерусалим и Хеврон) будут для меня днями праздничными, посвященными молитвам и радости. И подобно тому, как мне было даровано молиться в Святой Земле, пребывающей в запустении, также пусть будет дано мне и всему еврейскому народу скорее увидеть ее возрождение. Амен.»   
(Р. Элиэзер Азкари.

Сефер Харедим)
 

В середине XVI века мудрец из Йемена рабби Захария Илдахари посетил Святую Землю. Он побывал в разных городах, и впоследствии в стихах описал свой визит в Иерусалим, рассказав, как он шел по разрушенному городу и молился о его восстановлении. Вот как он описывает свою встречу с другими евреями на Масличной горе. 

«И я увидел группу людей — взрослых, детей, стариков — в тени дерева на Масличной горе. И я подошел к ним, чтобы узнать, кто эти люди».

Когда рабби Захария увидел, что по окончании трапезы они стали петь псалмы, то он сказал им: «Приготовьтесь к тому, что вскоре последует возрождение Его дома, ибо день этот близок. Вскоре мы станем свидетелями нашего спасения и возрождения.

И подобно тому, как вы пили на Его святой горе и оплакивали разрушение Храма, также вы будете пить в честь его восстановления, когда он вновь будет возведен на этом месте».
 (Рабби Захария Илдахари. Сефер ха-Мусар, гл. 22)

Паломники из разных стран Диаспоры

Иегуда Галеви
Многие шли в Иерусалим. Средневековый поэт Иегуда Галеви писал в своем философском труде «Кузари» о непреходящей ценности Эрец-Исраэль для евреев и о том, что их долг – возвратиться в страну своих предков и жить здесь. В своих стихах Галеви постоянно говорил о Иерусалиме. Приводим два отрывка из его произведений.

*   *   *

Мне этот прах милей 
застолья королей, 
лишь там, в родном тепле 
давидова гнезда, 
где спят который век 
Скрижали и Ковчег, 
где время медлит бег, 
дождю и холодам 
не сбить с куста огонь, 
лишь там, в земле благой, 
я обрету покой, 
отныне — навсегда.
(Перевел Алексей Тарновицкий)

*   *   *

Сердце мое на востоке, а сам на западе я.
Нет вкуса у пищи моей, нет сладости у питья.
Смогу ли исполнить клятвы, если в ярме Сион
И сам я раб у арабов, на привязи — для битья.
Что мне дары Испании, легко я забуду их,
Лишь только Святыню во прахе сумею увидеть я. 
(перевел Александр Воловик) 

В 1140 году рабби Иегуда Галеви прибыл в Святую Землю. Согласно преданию, оказавшись у ворот Иерусалима, он разорвал на себе одежды и стал читать сложенную им элегию:
Сион, неужто не заплачешь 
О судьбах узников твоих?

И в этот миг мусульманин-фанатик, увидев истово молящегося еврея, впал в ярость и затоптал Иегуду Галеви своим конем.

[Девятое ава: содержание раздела ] [На следующую страницу]

Источник: http://archive.jewishagency.org/ru/ninth-av/content/25868

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию