Стена Плача
Западная стенаИерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
Источник: https://toldot.ru/StenaPlacha.html
Власти Израиля расширят доступ к Стене плача?
Image caption Стена плача — единственная стена, оставшаяся после разрушения Второго храма в Иерусалиме римлянами
В Израиле в центре бурной общественной дискуссии оказалась главная еврейская святыня – Стена плача (Западная стена).
Попытка найти компромисс между различными течениями в иудаизме, а также удовлетворить требование представителей организации «Нашот ха-Котель» (Женщины Стены), которая настаивает на праве женщин проводить там свои молитвы, может закончиться большим скандалом.
Право большинства
В четверг рано утром израильская полиция задержала у Стены плача пять женщин — активисток движения «Нашот ха-Котель», которые пытались принять участие в молитве.
Поводом для ареста, по мнению полицейских, послужило провокационное поведение молящихся: они неожиданно накинули на себя талит (молитвенное покрывало) и принялись громко вслух читать молитву, что категорически запрещено делать женщине согласно законам иудаизма.
В 2003 году Верховный Суд страны специальным указом постановил, что территория, прилегающая к Стене плача, является особым святым местом, и на нее распространяются законы ортодоксального иудаизма.
Image caption Сегодня в Израиле есть немало женских групп, продвигающих идеи религиозного феминизма
Суд учел, что подавляющее большинство участников молитвы у Стены являются ортодоксальными иудеями, а потому остальным направлениям следует уважать правила большинства.
Уважать ортодоксов приходится и всем туристам, которые прибывают к главной исторической достопримечательности Израиля. Так, например, начиная с пятницы вечера и в течение всей субботы — священного дня для иудеев, у Стены плача запрещено пользоваться мобильными телефонами или фотографировать.
Естественно, что полиция обращает особое внимание на нарушения, которые могут вызвать недовольство молящихся ортодоксов.
«В первый день каждого месяца по еврейскому календарю мы приходим молиться к Стене плача, — говорит Пеги Сидор, одна из руководителей движения. — Нас никогда ничто не останавливало: ни погода, ни палестинский террор, ни упреки со стороны ортодоксов».
По словам Пеги, каждый раз полиция задерживает участников акции, после чего судья окружного суда Иерусалима благополучно всех отпускает. Так произошло и на этот раз, когда все арестованные были отпущены без предъявления каких либо обвинений.
Религиозный феминизм
Несмотря на то, что организация «Женщины Стены» действует в Израиле уже 25 лет и в ее работе принимают активное участие сотни религиозных женщин, у большинства ортодоксов, которые не готовы идти на какие-либо компромиссы, она вызывает лишь раздражение.
«Данная организация занимается исключительно провокацией, — говорит раввин Михаэль Кориц. – Сегодня в Израиле есть немало групп религиозных женщин, которые активно учат иудаизм и продвигают, что называется, идеи религиозного феминизма. При этом между ними и организацией «Женщины Стены» нет ничего общего».
Image caption Уважать ортодоксов приходится всем туристам, прибывающим к главной исторической достопримечательности Израиля
Раввин Кориц уверен, что израильские СМИ уделяют таким «провокациям» слишком много незаслуженного внимания.
Противоположного мнения придерживается представитель реформистского движения раввин Григорий Котляр. По мнению Котляра, Стена плача является национальным достоянием, а потому прийти к ней имеет право каждый человек, будь он ортодокс или реформист.
«Эти женщины не пытаются молиться вместе с мужчинами. Их постоянно арестовывают, но ни разу им не было предъявлено обвинений, суд всякий раз не находит в их действиях ничего криминального», — говорит раввин Котляр.
Как отмечают в Иерусалиме, скандальные кадры постоянных арестов в районе Стены плача стали настоящей головной болью для руководства страны. С одной стороны, в правительстве, в котором до недавнего времени заседали ортодоксальные партии, не хотели лишний раз провоцировать политический кризис вокруг столь деликатного вопроса.
С другой стороны, непонятные аресты религиозных женщин у Стены плача вызывали резкое недовольство американских евреев, многие из которых являются сторонниками реформистского течения в иудаизме.
План диссидента
В итоге в Израиле решили как можно скорее найти компромиссное решение.
Автором идеи является глава Еврейского Агентства (Сохнут), в прошлом известный советский диссидент Натан Щаранский. В последнее время к Щаранскому неоднократно обращались представители крупных еврейских организаций, действующих в США, с просьбой разрешить существующие в этой связи разногласия между реформистами и ортодоксами.
Согласно озвученной идее, власти страны всерьез рассматривают возможность расширить территорию, прилегающую к Стене плача в Иерусалиме. Помимо существующих двух участков для молящихся раздельно мужчин и женщин, в будущем там может появиться еще одна, третья часть.
По планам она будет предназначаться для смешанных молитв, на чем так настаивают представители организации «Нашот ха-Котель», а также использоваться сторонниками реформистского течения в иудаизме.
Image caption Пеги Сидор опасается, что расширение доступа к Стене плача может привести к очередной интифаде
«Я предложил вести переговоры в два этапа, — говорит Щаранский. — Сначала договориться о постоянном решении. А позже, когда все согласятся, мы сможем найти временное решение, пока будут идти строительные работы».
По словам Натана Щаранского, создание третьего участка для молящихся займет несколько лет, и все это время сторонам придется жить по старым правилам. Бывший диссидент уверен, что ортодоксы план примут.
Более того, предложение, которое он намерен уже на следующей неделе представить премьер-министру Биньямину Нетаньяху, было одобрено видными религиозными деятелями.
Решение за правительством
Как отмечают представители реформистов, план Щаранского заслуживает внимательного изучения. Реформисты готовы пойти на компромисс, если он позволит им получить доступ к святыне без какого-либо контроля со стороны ортодоксов.
На такое же отсутствие контроля рассчитывают и в организации «Женщины Стены». При этом там уже сегодня задаются техническими вопросами, ответа на которые нет пока ни у кого, включая авторов компромиссной идеи.
«Если вы посмотрите на карту, то расширение доступа к Стене плача можно осуществить, лишь проводя строительные работы в непосредственной близости у Магрибских ворот, — говорит Пеги Сидор. – А это, в свою очередь, чревато вспышкой межнационального конфликта между евреями и арабами, что может привести к очередной интифаде».
В окружении премьер-министра отмечают, что решение в конечном итоге придется принимать всему правительству. И, судя по настроениям, решение это будет далеко не простое.
Нетаньяху хорошо помнит, как несколько лет назад утверждение строительных работ по укреплению Магрибского моста, ведущего на Храмовую гору, на территории которой расположена мусульманская мечеть Аль–Акса, вызвало массовые беспорядки арабов в Иерусалиме и в некоторых городах Палестинской автономии.
Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2013/04/130411_western_wall_jerusalem
Иерусалим храмовая гора стена плача
» Разное » Иерусалим храмовая гора стена плача
Сегодня Стена Плача — один из самых известных достопримечательностей мира, к которой стремятся прикоснутся миллионы как паломников, так и простых туристов.
При этом об истории иерусалимской святыни широкой публике известно гораздо меньше. Для многих Стена Плача — это место, где молятся евреи и оставляют записки с самыми сокровенными желаниями. Но почему этот ритуал происходит именно там, и какой смысл он несет в действительности?
Нужно начать с того, что сами иудеи не придумывали название «Стена Плача». На иврите стена называется «Котэль Маарави», что в переводе на русский означает «Западная Стена».
Речь идет об остатках западной стены иерусалимского Храма — главной еврейской святыни.
Первый и Второй Храмы
Согласно Танаху, сборнику священных текстов в иудаизме, Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона, был построен в 10 веке до нашей эры как символ укрепления единства Израильского царства. В 586 году до нашей эры Первый храм был полностью разрушен вавилонянами под предводительством царя Навуходоносора.
Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию.
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
Работы по строительству Второго Храма, или Храма Зоровавеля, были завершены в 516 году до н.э., то есть спустя 70 лет после разрушения Первого Храма.
За последующие столетия Второй Храм вместе с Иерусалимом пережил немало атак завоевателей, одни из которых относились к нему с уважением, а другие подвергали разграблению.
В I веке до нашей эры царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию не только Второго Храма, но и всей Храмовой Горы.
Храмовая Гора — Хар а-Мория, или аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — большая площадь, возвышающаяся над Старым Иерусалимом, где располагались Первый и Второй Храмы, и, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
Реконструкция Ирода Великого изменила Второй Храм, сделав его одним из красивейших архитектурных сооружений своего времени. Сооружение начали именовать Храмом Ирода, хотя фактически в его правление работы на Храмовой Горе только начались, а завершены они были лишь при его правнуке.
Осколок былого величия
Во время антиримского восстания в Иерусалиме в период Первой Иудейской войны Второй Храм стал центром обороны повстанцев.
В 70 году нашей эры сын римского императора Веспасиана Тит (тоже будущий император) ценой больших жертв захватил Храм. В ходе штурма он был подожжен, и превратился в руины вместе с городом, а Храмовая гора была распахана.
Храм был разрушен, однако сохранилась часть строений, появившихся в период реконструкции, проведенной Иродом Великим. По приказу царя, Храм обнесли стеной, которая должна была удерживать грунт Храмовой Горы.
От этой стены сохранился участок длиной 485 метров на западном склоне — нынешняя «Западная Стена», или «Стена Плача».
Паломники и туристы не могут видеть всю стену целиком. Большая часть ее скрыта за постройками. Для молитвы отведены 57 метров стены, выходящие фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале. Высота открытого фрагмента стены достигает 19 метров, а полная высота от основания — 32 метра.
Источник: https://potolokvdome.ru/raznoe/ierusalim-hramovaya-gora-stena-placha.html
Как написать записку на Стену Плача в Иерусалиме
Как сказано в священных иудейских писаниях, у «Западной стены» всегда есть Божественное присутствие. Поэтому просьбы к Всевышнему в этом месте обычно имеют особую силу, и претворяются в жизнь.
Паломники приходят сюда на протяжении многих веков, чтобы воздать молитву, прикоснуться к святыне, укрепить веру. Независимо от вероисповедания, любой человек может «принести» сюда свои заветные желания, которые всегда будут «услышаны» Господом.
Свидетельств тому бесчисленное количество, и площадь перед стеной постоянно заполнена людьми.
Как правильно написать записку
Именно во время создания такого послания творится молитва к Богу. Все негативные эмоции, обиду, злость оставить на потом, в любви и радости просить у Господа то, чего хочется. Необходимо думать только в позитивном ключе, исключая частицу «не». Хорошо, если в тексте будет имя, только добрые пожелания, и благодарность за то, что есть.
Всё остальное, язык, качество бумаги, чернил, размеры письма и т.д. не имеет значения. Лишь бы это шло от души. Не нужно просить что-то приумножить, это может обернуться против вас. Если у вас достаточно денег на самое необходимое, вы не голодаете, не нужно просить больше.
В записке должно быть самое сокровенное, чего вам действительно хочется и чего на самом деле не хватает. Можно просить о разрешении сложной ситуации, проблемы, с которой самостоятельно справиться не получилось.
Говорят, что после того, как записка будет оставлена в Стене, вы сразу почувствуете облегчение и спокойствие.
Великое множество людей побывали тут со своими желаниями. Не имеет значения национальность, социальный статус или популярность в обществе. При этом записки не являются суеверием, или признаком невежества.
Для многих, не привыкших молиться по тем или иным причинам, эта записка будет выражением своих религиозных чувств. В достижении любых мечтаний всегда важна всяческая поддержка, а с помощью этой записки можно получить самую сильную помощь, которую можно себе представить.
Важно самому не останавливаться на пути к цели, делать всё, что нужно и можно сделать.
История
Конечно, куда лучше лично побывать в Иерусалиме, великом творце всемирной истории, почувствовать душевный трепет от близости к месту зарождения трёх религий. Стена плача – это остаток от укрепления горы, на которой в 10 веке до нашей эры был построен Храм Соломона. Затем царь Ирод в 1 веке до н.э. построил Второй Храм на месте уничтоженного вавилонянами первого. Это строение было поистине грандиозным.
Работы над ним длились около десяти лет. Но и это сооружение было разрушено римскими завоевателями в 70 году н.э. Даже Храмовая Гора была развалена и распахана. Западная стена – единственное, что уцелело. И в течение уже многих столетий она считается символом веры и надежды целых поколений евреев.
До этого паломники писали на камнях свои имена на иврите, вбивали гвозди, откалывали осколки кладки и собирали песок, чтобы оставить себе частичку святыни. Но раввины запретили это делать, ведь так с годами можно лишиться реликвии. В наше время, чтобы увидеть площадь перед Западной Стеной, можно открыть сайт с веб-камерой, работающей круглосуточно. Такое «посещение» святых мест несколько отличается от личного присутствия. В любом случае, истинное общение с Богом идет в молитве от сердца.
Стена Плача на карте
(1 3,00 из 5) Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:
Источник: https://guruturizma.ru/stena-placha-v-ierusalime/
Стена плача в Иерусалиме, Израиль — Краткая история происхождения. Современное значение
Стена плача — величайшая святыня иудаизма. Последней, точнее является сам Второй Храм, построенный, как и Первый, на Храмовой горе. Значение этой Стены особое: это все, что осталось от Храма, но в мидраше, (Бэмидбар Рабба 11,2) говорится, что Стену никогда не покидает Шхина — божественное присутствие.
Историческая справка
Стена плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.
Местоположение и история строительства
Обычно Стеной плача считают фрагмент древней стены на западном склоне Храмовой Горы, протяженностью 57 метров, фасад которого выходит на площадь в Еврейском квартале Старого Города в Иерусалиме. Но общая протяженность Стены плача — 488 метров.
Просто она в значительной мере закрыта домами, облепившими склон.
Есть еще один видимый южный фрагмент стены протяженностью 80 метров, а совсем малюсенький 8-метровый фрагмент (Малая Стена) находится уже в Мусульманском квартале, неподалеку от Дамасских ворот.
В ТаНаХе сказано, что Второй Храм был построен и освящен в 516 году до н э., то есть спустя 50 лет после разрушения вавилонянами Первого Храма, построенного Соломоном. Примерно в 19 до н. э.
Ирод Великий положил начало масштабному проекту по расширению Храмовой горы, в процессе которого был увеличена площадь не только самого Храма, но и плато, на котором он находился (естественный рельеф был расширен искусственным способом). Так Храмовая гора обрела свой нынешний облик. По периметру горы проходила опорная стена, поддерживающая насыпь, используемую для увеличения площади горы.
Стена Плача и является фрагментом этой опорной стены. Впрочем, Стена так и не была достроена Иродом до конца. В трудах историка Иосифа Флавия говорится, что строительство завершилось лишь при царе Агриппе II — правнуке Ирода.
По прошествии долгого времени после разрушения Храма, Стена надстраивалась. В VII веке н.э., во времена правления династии Омейядов, стена выросла на четыре новых слоя, поскольку нижние ряды кладки Ирода постепенно уходили под землю.
В Оттоманский период появилось еще четырнадцать новых слоев кладки, а в середине XX века — еще три.
К настоящему моменту Стена включает 45 каменных слоев — 28 надземных и 17 подземных. Считается, что семь надземных слоев относятся к периоду правления Ирода.
Происхождение названия
Стена Плача — название с точки зрения еврейской традиции, условное, и идет от арабов. Еврейское название — Котель Маарави (Западная Стена) и просто Котель (стена). То есть если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где здесь Стена плача, он вряд ли поймет вас.
Арабы же, видящие евреев, молящихся у стены Всевышнему и оплакивающих разрушение Храма, назвали ее el-Mabka, то есть «Место Стенаний» или «Стена плача». От них это вошло и в некоторые другие языки, в том числе в русский и английский.
Современное значение
Стена на протяжении многих веков служит символом веры и надежды многих поколений евреев, центром их паломничества и молитв. Правда, и в новой истории были периоды, когда верующих не подпускали к этой святыне — как это было с 1948 по 1967 годы, когда Восточный Иерусалим вместе со Стеной Плача находились под контролем Иордании.
Помимо всего, на площади у стены отмечают торжественные события — такие как Бар-Мицва у мальчиков и Бат-Мицва у девочек. Здесь же проходят торжественные церемонии в День Независимости и в День Иерусалима, а новобранцы ЦАХАЛ приносят у Стены присягу.
И вместе с тем сюда съезжаются люди со всего света, чтобы положить свои записки. Ежегодно в расщелины между камнями Стены плача вкладывается свыше миллиона таких обращений к Всевышнему. Записки кладутся не только с внешней стороны Стены, но и в ее туннеле, посещение которого возможно только с экскурсиями.
Некоторые направляют свои послания издалека и раввину Западной стены Шмуэлю Рабиновичу. В Израиле даже есть специальные сервисы, чтобы передать послание по факсу или Интернету.
Поскольку, по иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены, дважды в год осуществляется их захоронение на еврейском кладбище на Масличной горе.
Взгляды различных религиозных конфессий
Они сильно рознятся, что служит в некоторых случаях источников конфликтов.
Иудаистские
Практически все религиозные и светские евреи считают Стену важнейшим центром иудаизма. Но среди ультраортодксов есть исключения специфического плана, например, сатмарские хасиды считают, что святость этого места унижается, из-за того, что израильские власти превратили Стену в туристический объект.
Некоторые противоречия существуют и по поводу восхождения на Храмовую гору: если раньше, в середине XX века, преобладала позиция, что евреям туда подниматься нельзя, в последние годы все большую популярность обретает противоположная точка зрения. Но против подъема выступают практически все ультраортодоксы и часть религиозных сионистов.
Их мотивация заключается в том, что по законам Торы, на Храмовой горе надо находиться в состоянии полной ритуальной чистоты (а очищаться надо пеплом рыжей коровы), что не представляется выполнимым.
Христианские
Тут все непросто. По утверждениям некоторых исследователей, после перехода Иерусалима в IV веке, под власть христиан, «место почитания» было перенесено ими от Храмовой горы в сторону Храма Гроба Господня.
Но в наше время к Стене приходило и приходит и много христиан, среди которых и такие «столпы» христианства, как Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI. В разные годы они посетили Стену Плача и оставили в ней молитвенные записки.
Кстати, то же самое сделали Хиллари Клинтон и Барак Обама.
Есть и христианские сионисты, выступающие за строительство Третьего Храма, чтобы обеспечить Второе Пришествие. Но это уже вне области комментариев.
Мусульманские
Мусульмане всегда отстаивали свои права на Стену плача. В качестве аргументов они приводят утверждением о том, что именно в здесь исламский пророк Мухаммад привязал своего крылатого коня Бурака. Это подкрепляется тем, что наверху, на месте Первого Храма, находится мечеть Куббат ас-Сахра, внутри которой есть выступающий камень, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо на том самом коне.
В свое время было и заявление египетского мусульманского авторитета, муфтия Насра Фрадида Вассела, что Западная Стена останется навечно дарованной исламу, потому как является частью западной стены мечети Аль-Акса.
Выводы
Стена Плача — это сердце Иерусалима и Израиля. Только не стоит воспринимать ее, как волшебную стену, исполняющую желания. Надо понимать, что вы пришли к чему-то, имеющему отношение к Храму, и обращаться, прежде всего, к Всевышнему.
Суть еще в том, что к Храму приходили разные народы, поэтому Стена открыта не только для иудеев. Главное, прийти сюда в надлежащей одежде, и помыть руки перед приближением к Стене. Это место — святое, и находясь здесь, всегда погружаешься в особую атмосферу.
Оно тянет к себе, и заставляет приходить еще и еще.
Источник: http://jcc.ru/article/stena-placha-v-ierusalime-izrail-kratkaya-istoriya-proishozhdeniya-sovremennoe-znachenie/
МОСКВА, 29 июл — РИА Новости, Антон Скрипунов. От Стены Плача в Иерусалиме откололся стокилограммовый фрагмент. Иудеи увидели в этом «божественный знак», а мусульмане заподозрили Израиль в попытке сделать подкоп под их святыни. Ученые говорят о необходимости реставрационных работ. О том, почему проблема сохранения главной святыни иудаизма грозит стать неразрешимой, — в материале РИА Новости.
Во всем виноват Ньютон
Стокилограммовый камень, выпавший из Стены Плача, раскололся прямо у ног молившейся 79-летней Дэниэллы Гольдберг. Она и находившиеся рядом люди отделались лишь испугом. В Иерусалиме тут же заговорили о чуде.
Раввин Шимон Левин, проживающий в этом городе, считает подобные спекуляции сомнительными: «Камень выпал над участком, выделенным по требованию реформистов (либеральное направление в иудаизме. — Прим. ред.). Там почти не бывает людей».
Но верующие не унимаются. В интернете разгораются споры, как понимать произошедшее: это дурной знак или предвестие перемен к лучшему? Ведь некоторые иудеи верят, что рано или поздно в Иерусалиме будет восстановлен Храм — и тогда больше не придется молиться у Стены Плача.
«Однозначно можно сказать, что это следствие закона всемирного тяготения, данного Богом и открытого еще Исааком Ньютоном. Остальное, на мой взгляд, спекуляции.
Настроения в Иерусалиме разные — и, конечно, многие приписывают этому инциденту особое значение в зависимости от своего мировоззрения», — отмечает раввин Шимон Левин.
Он уверен, что израильские власти сделают все для безопасности верующих. Мэрия Иерусалима уже потребовала чаще проверять состояние святыни, дабы «снизить риски подобных происшествий».
Угроза святыне действительно есть. Стена Плача, или Западная Стена, — часть массивного фундамента Второго Храма, возведенного царем Иродом Великим в первом веке до нашей эры. Строили его, что называется, на века, но уже в 70-м году римляне разрушили главную иудейскую святыню. Вот только фундамент оказался настолько прочным, что снести его полностью не удалось.
Стена Плача — единственная святыня в исторической части Иерусалима, которую можно посещать круглосуточно. Это создает определенные трудности для археологов. Кроме того, для разных течений иудаизма в Стене Плача предусмотрены свои сектора.
Еще в 2016 году ученые предупредили премьер-министра о том, что иудеям реформистского толка достался наиболее проблемный участок. И вот их опасения подтвердились.
«Мы говорим о стене, которой две тысячи лет, и определенные угрозы ее сохранности, конечно, есть. Но я не уверен, что следом за этим камнем немедленно начнут падать другие», — отмечает в беседе с РИА Новости главный археолог Управления древностей Израиля Джо Узиель.
Он заверил, что специалисты регулярно осматривают каждый камень в стене, используя при этом сканирующие устройства.
«В любом случае нужно провести масштабную работу по консервации и убедиться в том, что стена не обрушится», — говорит ученый.
На это, полагает он, уйдет много времени. Тут ведь не просто «укрепление конструкции», а еще полномасштабное научное исследование археологического памятника.
«Преступление против религий»
Проект по сохранению Стены Плача достаточно дорогой, говорит профессор Узиель. Своими силами научное сообщество не справится, нужна помощь государства. Но в данном вопросе есть еще один важный аспект, о котором ученые предпочитают не упоминать.
В пятницу на Храмовой горе произошли столкновения местных мусульман с израильской полицией. А за день до этого пресс-секретарь Палестинского движения национального освобождения Усама аль-Кавасме, комментируя инцидент со Стеной Плача, обвинил израильтян в том, что они делают подкоп под Храмовую гору.
«Подземные рейды в виде постоянных археологических раскопок — это преступление против всех религий, грубое нарушение святости ислама, а также поощрение экстремизма и слепого религиозного фанатизма. Все это спланировано по злому умыслу правительства Израиля, чтобы подорвать любую возможность сосуществования в регионе», — приводит его слова палестинское агентство Маан.
Дело в том, что на Храмовой горе находится третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса. Ею, как и всем периметром горы, ведает исламский вакф. А статусом хранителя святыни наделен король Иордании, который периодически выделяет деньги на реставрацию расположенных на горе мечетей.
«Весь комплекс мечети Аль-Акса по периметру, включая Стену Плача, считается неотчуждаемой собственностью вакфа. Это было предусмотрено еще законодательством Османской империи. Но с момента установления Британского мандата, когда евреи начали возвращаться в историческую Палестину, на этой территории всегда возникали проблемы», — рассказывает востоковед Михаил Якушев.
Например, одно из крупных столкновений между мусульманами и евреями в 1920-х годах началось из-за оставленного у Стены Плача стула. А с 1967 года, после Шестидневной войны, фактический контроль над иудейской святыней полностью перешел к Израилю. Но спор вокруг нее, как и вокруг всей Храмовой горы, не разрешен до сих пор.
«На саммите в Кэмп-Дэвиде в 2000 году, где обсуждался окончательный статус Иерусалима, израильтяне потребовали «воздушного и подземного суверенитета» над всем комплексом мечети Аль-Акса. Ясир Арафат на это не пошел, сказав, что это не его личная святыня, не палестинская, а всего исламского мира», — отмечает Якушев.
И хотя сейчас Стена Плача фактически принадлежит Израилю, реставрацию святыни, как полагает Якушев, нужно проводить с «согласия законного владельца» и, судя по всему, согласовывать с Иорданией и вакфом. Да и в целом, по документам ООН, Восточный Иерусалим «является оккупированной Израилем территорией», напоминает эксперт.
«Но в соответствующей резолюции ООН перед термином «оккупированная территория» отсутствует определенный артикль, поэтому каждый понимает этот документ по-своему. И израильтяне считают, что имеются в виду не все оккупированные территории», — объясняет он.
Рано или поздно, полагает востоковед, иудеям и мусульманам придется договориться о реставрации Стены Плача. Ведь на кону ни много ни мало сохранность не только религиозных святынь, но и мира во всем регионе.
Источник: https://ria.ru/20180729/1525499272.html
Стена Плача, или Западная Стена
В иудаизме Стена Плача, или Западная Стена, на протяжении многих столетий считается Величайшей святыней, расположенной за территорией Храмовой горы. Первые упоминания о ней, связанные с верующими евреями, датируются IV столетием. В начале ХХ века древняя стена стала причиной раздора между религиозными конфессиями иудеев и мусульман.
Слои каменной кладки, Сергей Симановский
Ха-Котель ха-Маарави (название святыни на иврите) символизирует веру и надежду целых поколений еврейских семей, а также возрождение народа на своей исторической родине.
Сегодня Стена Плача превратилась в место массового паломничества и молитв, а площадь перед ней стала территорией для проведения важных государственных мероприятий, богослужений, собраний и дней памяти жертв Холокоста.
Здесь принимают военную присягу и отдают дань павшим солдатам, сюда традиционно приезжают молодожены и приходят выпускники учебных заведений. Достопримечательность доступна не только верующим, но и обычным туристам. До 1967 года приблизиться к ней было невозможно.
- Длина Стены — 488 метров.
- Открытый фрагмент фасада — 57 метров.
- Под землей — 17 слоев кладки.
- Над землей — 28 рядов камня.
- Высота видимого фрагмента — около 19 метров.
- Общая высота — 32 метра.
Записки в Стене Плача
К теплым древним камням приходят помолиться или молча постоять, прикоснувшись к святыне. Стало традицией писать на небольших листочках записки с заветными просьбами и вставлять их в Стену. Первая из них появилась в расщелине в начале XVIII века. О том, кто был инициатором или вдохновителем идеи, ходит немало легенд.
В наше время записки пишут обычные туристы и знаменитости, израильтяне и жители других стран. Каких-либо правил и образцов не существует. Люди просят о помощи, здоровье и достатке. Они цитируют библию, обращаются к Богу в стихах и прозе. Значения не имеют ни язык, ни цвет или размер бумаги, ни чернила. Главное, чтобы написанные слова исходили из души и были осознанными.
Записки можно оставлять в видимой части Стены Плача и в тоннеле. Два раза в год главный раввин Западной стены и его помощники собирают людские послания и хоронят их на Масленичной горе.
Современные технологии позволяют отправить записку через интернет. Достаточно написать просьбу на официальном сайте, и волонтеры, распечатав текст на листке, вложат его в святые камни. Конфиденциальность гарантируется.
Молитвы у стены, Сергей Симановский
Почему «стена плача»
Традиционное арабское название стены el-Mabka переводится как «Стена Плача» или «Место Стенаний». Определение относится к еврейской традиции оплакивать разрушение Второго Иерусалимского храма римлянами в 70 году и сокрушаться о судьбе своего народа. Этот единственный видимый фрагмент стены, сохранившийся до наших дней, является тем, что осталось от главной святыни иудеев, находившейся когда-то на Храмовой горе.
Где находится
Стена Плача расположена в Еврейском квартале, занимающем южную часть Старого города Иерусалима — столицы Израиля. На площадь перед Стеной ведут две дороги:
- от Яффских ворот — по Христианскому кварталу вдоль границы с Армянским кварталом;
- от Мусорных, или Дунгских ворот — по территории Еврейского квартала.
Несмотря на то, что стена находится в восточной части квартала, ее называют Западной. Это связано с тем, что она примыкает к западному склону Храмовой горы.
Бо́льшая часть древней стены скрыта за возведенными вдоль нее строениями. Существует еще два открытых фрагмента — 80-метровый с южной стороны Храмовой горы и восьмиметровый, называемый Маленькой Западной стеной, — в Мусульманском квартале.
Мужской сектор, Евгения
Тоннель Западной стены
Подземная часть доступна по всей длине Стены плача. Тоннель начинается от площади Еврейского квартала, проходит под домами Мусульманского квартала, выходит к античным каналам системы водоснабжения и заканчивается у бассейна Скрутион — большой крытой цистерны эпохи императора Адриана, служившей для сбора дождевой воды в целях обеспечения нужд города.
Первые раскопки проводились британскими исследователями во второй половине XIX столетия. Им удалось получить разрешение от османских властей с условием не приближаться к Храмовой горе ближе чем на 15 метров. Тогда удалось сделать ряд археологических открытий, в том числе обнаружить древнюю арку, предположительно поддерживавшую мост, соединявший когда-то город с Храмовой горой.
Масштабные раскопки с целью обнаружения невидимой части Западной стены начались после Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль получил доступ к Стене Плача. Работы были сложными и трудоемкими, поэтому продолжались почти два десятка лет. Трудности вызывали существующие постройки над тоннелем, которым требовалось сохранить стабильность. Кроме того, нельзя было повредить множественные исторические артефакты, находящиеся под землей.
Тоннель Западной стены, Сергей Симановский
В тоннеле Западной стены была найдена пещера, сотни лет использовавшаяся по разрешению мусульман в качестве синагоги. Иудеи считают, что это самая близкая к Краеугольному камню точка для молитвы. В ходе раскопок был обнаружен самый огромный и массивный блок Западной стены, оголены фрагменты древних улиц и строений, подтверждены факты реконструкции стены в разные периоды мусульманского правления.
Изначально вход в тоннель Западной стены одновременно являлся его выходом, что затрудняло перемещение по подземному коридору. Долгие переговоры израильских властей с мусульманской стороной и представителями монастыря Сестер Сиона о разрешении строительства выхода со стороны бассейна Скрутион, сопровождающиеся спорами и скандалами, результатов не принесли.
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/jerusalem/placeofinterest/14129
Стена Плача – древняя святыня в Израиле
Стена Плача (Западная Стена) – это уцелевшая часть старинного укрепительного сооружения в Старом городе Иерусалима. Она располагается на западной стороне Храмовой Горы и выходит фасадом на просторную площадь Еврейского квартала. Это сооружение – величайший религиозный памятник Израиля.
Стена, достигающая в длину 450 м, состоит из 45 рядов каменной кладки, 17 из них расположены под землёй, а 28 – на поверхности земли. Её общая высота оценивается специалистами в 32 м, причём открытый фрагмент достигает в высоту около 19 м.
Интересно знать! Эта часть сооружения сложена из огромных камней с гладкой поверхностью без использования каких-либо скрепляющих растворов. Длина каждого камня составляет от 1,5 до 3 м, ширина – 1-1,2 м, вес от 2 до 6 т. Один камень, который называют Западным, весит около 570 т и достигает в длину 13 м.
Бассейн Скрутион
Вдоль всей Стены есть подземный туннель.
Он начинается на площади Еврейского квартала, идёт под Мусульманским кварталом, выходит к древним водопроводам и завершается перед бассейном Скрутион, в который при императоре Адрианороме собирали дождевую воду для потребностей горожан.
Спустившись в туннель, можно посмотреть ту часть монументального сооружения, которая не видна сверху. Во время проведения раскопок археологами были обнаружены многочисленные находки, имеющие отношение к различным эпохам истории как Стены Плача, так и всего Израиля.
Экскурс в историю
Описание истории Стены Плача в Иерусалиме можно сделать совсем кратким, хотя в действительности история существования этого сооружения насчитывает не одну сотню лет.
В Х веке до н.э. по приказу царя Соломона на Храмовой Горе был сооружён Храм, ставший для иудеев важнейшей святыней. В 586 году до н.э. его разрушили вавилоняне, но спустя 70 лет евреи построили там новый Храм.
В 19 году до н. э. по велению царя Ирода маленькое плато, на котором возвышались Храмы, расширили, и его площадь стала очень просторной. Так Храмовая Гора приобрела свой настоящий вид. Эту расширенную площадку со всех сторон окружили прочной опорной стеной, чтобы она поддерживала земляную насыпь. Нынешняя Западная Стена – это часть того старинного опорного сооружения.
В 70 годы н. э., когда шла Первая Иудейская война, войска Римской империи разрушили почти весь Иерусалим, но Западная стена уцелела.
Когда в 135 году н.э. римляне подавили восстание иудеев, то запретили им жить в Иерусалиме. Лишь в 425 году н. э. еврейский народ получил разрешение от византийской императрицы Элии Евдокии на проживание в Иерусалиме. В VII веке евреи доложили ещё 4 каменных ряда сверху Стены, поскольку нижняя её часть уже покрылась земляными наносами.
В 1517 году Иерусалим перешёл во владение турецкой Оттоманской Империи, и жизнь еврейского народа изменилась к лучшему. По приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг Иерусалима была построена масштабная крепостная стена – сейчас она окружает Старый город. Как повествует история, молиться у Стены Плача в Иерусалиме иудеям разрешил именно Сулейман Великий, а произошло это во второй половине ХVI века. В это же время было достроено ещё 14 рядов Стены.
С 1800 годов священное сооружение стало настоящим «камнем преткновения», усилив вражду между мусульманской и иудейской общинами, проживающими в Иерусалиме.
Евреи неоднократно пытались приобрести землю и здания, находящиеся рядом со священным сооружением, но мусульмане не позволяли этого сделать. В 1917 году Иерусалим захватили войска Великобритании, и ситуация обострилась ещё больше.
А когда в 1948 году Старый город оккупировала армия Иордании, иудеи полностью утратили возможность подходить к Стене.
Лишь в 1967 году, в ходе Шестидневной войны, солдаты Израиля отвоевали Старый город, и иудеи снова могли молиться на священном месте.
Стена Плача – откуда такое название
Так как часть укрепления Храмовой Горы находится на западе (относительно древнего Храма), то оно называется Западной Стеной. Но почему она носит и такое название – Стена Плача?
Когда были уничтожены Храмы, иудеи стали собираться там и оплакивать свою утрату. Согласно еврейскому закону, посещая Западную Стену и созерцая царящее вокруг опустошение, каждый верующий человек обязан плакать и рвать свою одежду. Арабы, которые неоднократно наблюдали, как иудеи рыдают здесь о разрушенных Храмах, назвали руины древнего сооружения Стеной Плача.
Интересно знать! Оба старинных Храма, стоявших на Храмовой Горе, поддались разрушению в один день, только в разные года. В священных текстах написано, что это не случайно – так евреи были наказаны за то, что создали себе идолов и часто провоцировали кровопролитие.
Есть ещё одна версия, почему Стена Плача в Иерусалиме так называется: иногда на камне выступают капельки влаги, похожие на слёзы. В последний раз «слезоточение» было зафиксировано на Стене в Израиле в 1940 году.
Что значит Стена Плача в иудаизме
Почему Стена Плача почитается евреями как величайшая святыня? Лишь она уцелела при разрушении Храмов, и она ближе всего располагается к Краеугольному Камню на Храмовой Горе, который считается самой великой святыней в иудаизме.
Мудрецы говорят, что молиться в Израиле у Стены – равносильно тому, что молится перед Троном Славы, поскольку здесь находятся врата рая и они открыты, чтобы можно было услышать все молитвы. В священных писаниях сказано, что Стена – это место, где Бог присутствует всегда. Все молитвы к Богу имеют здесь особенную силу и всегда исполняются. Столетиями здесь собираются паломники, чтобы помолиться, дотронуться до святыни, укрепиться в своей вере.
Люди, впервые посещающие Западную Стену, поражаются раздающемуся вокруг шуму: он исходит от толпы молящихся здесь людей. Во время молитвы иудеи обычно очень рьяно раскачиваются на пятках, сильно склоняясь вперёд, а некоторые просто стоят, опёршись лбом о каменную святыню.
Полезно знать! Большая часть евреев признаёт Западную Стену важнейшей святыней иудаизма. Но есть и те, кто её не посещает, например, последователи Сатмарского хасидского двора. Они доказывают, что правительство Израиля превратило Стену в туристический объект, тем самым унизив её святость.
Booking.com
Как писать записку в Стену Плача
Люди издавна верят, что если упомянуть у этой святыни имя человека, то это будет добрым знаком. Эта вера поспособствовала появлению обычая составлять послания с просьбами к Вседержителю и оставлять их в Стене. Такой обычай известен уже не менее трёхсот лет. Оставить письмо здесь могут все желающие, независимо от национальности, исповедуемой религии, общественного положения.
Как правильно написать записку в Стену Плача? Есть ли какие-то важные моменты, которые нужно учитывать при написании?
Вид бумаги, цвет чернила, величина послания, а также язык, на котором он написан – всё это не имеет ровно никакого значения.
Обратите внимание! Что действительно важно, так это то, с какими чувствами будет написано прошение. Нельзя создавать послание Богу, испытывая при этом негативные чувства (злость, обида гнев). Молиться нужно так, чтобы в сердце пребывали любовь и радость – это главные условия того, как написать записку к Стене Плача.
В тексте желательно выразить благодарение за всё, что уже получено от Бога. Просить можно лишь о самом важном и сокровенном: о получении чего-то действительно желаемого, о содействии в непростой ситуации.
Любая расщелина между камнями подойдёт для того, чтобы положить в неё записку. Просто поразительно, в каком количестве их оставляют верующие, но помещаются все. Религиозные служители дважды в году достают все послания и на Масличной горе проводят с ними специальный обряд захоронения.
А если не получается съездить в Иерусалим к Стене Плача – как написать записку, как отправить её к святыне?
Важно! Можно составить письмо и отправить его по почте или же воспользоваться специальным сайтом. Главное – это сила молитвы, чтобы просьба была услышана!
В Израиль приходят тысячи писем, на которых указано «Израиль, Иерусалим, Богу». Почта Израиля доставляет их в синагогу Еврейского квартала, а раввин относит их в Стену. Обслуживанием благотворительных сайтов занимаются волонтёры – все просьбы, поступившие на сайт, они печатают и несут к Стене.
Какие правила нужно соблюдать, посещая Стену Плача
Существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать при посещении Стены Плача в Иерусалиме:
- Мужчины должны совершать молитвы у левой части Стены, а женщины – у правой.
- На женщинах должна быть одежда, закрывающая плечи и колени. У мужчин обязательно должен быть головной убор. При необходимости можно воспользоваться кипой – корзины с такими бесплатными шапочками стоят на площади.
- Прежде чем подойти к священному сооружению, надо помыть руки. На площади для этого установлены специальные бюветы с водой.
- Нельзя извлекать из Стены чужие записки и читать их.
- Покидая Стену, нельзя поворачиваться к ней спиной – отходить нужно, обратившись к святыне лицом.
И ещё несколько моментов, которые обязательно должны знать все, кто собирается посетить Стену Плача в Иерусалиме:
- На каждом из входов на площадь осуществляется контроль. Охранники проверяют всех посетителей металлоискателем, некоторых обыскивают. Это меры безопасности, к которым приходится относиться с пониманием.
- Хотя на площади очень много киосков с продовольствием, охрана никого не пускает к каменной святыне с едой. Так же, как и с домашними питомцами.
- Чтобы не отвлекать никого от молитвы, прежде чем подойти к Стене, нужно отключить мобильный телефон. Заниматься фото- и видеосъёмкой запрещено в Шаббат и в дни иудейских праздников.
! Летом 2008 года Барак Обама поместил в Стену записку, напечатанную на бумаге из гостиницы. Когда Обама и его охрана ушли, студент семинарии вынул записку, а потом продал её сотрудникам газеты «Маарив». В газете был опубликован текст послания, что вызвало целый ряд критических выступлений из-за нарушений конфиденциальности.
Практическая информация
Расположена Стена Плача в Старом городе Иерусалима (Израиль), в Еврейском квартале. Побывать у неё можно когда угодно – молящиеся люди там есть в любое время дня и ночи.
Яффские ворота
К Стене можно пройти пешком по двум дорогам:
- От Яффских ворот через Христианский квартал, идти нужно вдоль Армянского квартала.
- От Дунгских (Мусорных) ворот надо идти через Еврейский квартал.
Если нет желания идти, можно проехать к площади на специальном туристическом поезде. Место отправления – Яффские и Дунгские ворота. Поезд курсирует каждый день с периодичностью в 30 минут: летом с 10:00 до 20:00, а зимой с 10:00 до 18:00. В субботу поезд не ходит, а по пятницам и в дни накануне праздников ходит только с 10:00 до 14:00.
Из Иерусалима до Дунгских ворот ходят автобусы № 1, 3, 51, 83, 746, 882. Выходить нужно на остановке «Dung Gate».
До Яффских ворот из Иерусалима ходят автобусы № 104, 115, 117, 124, 125, 231, 232, 234, 284, 480, 755. Ехать нужно до остановки «Yaffo Gate».
Кроме того, от Первого ж/д вокзала Иерусалима до Еврейского квартала можно доехать на бесплатном шаттле. Он отправляется с периодичностью в 20 минут во все дни недели, кроме субботы: в воскресенье-четверг с 08:00 до 20:00, в пятницу и другие дни накануне праздника с 08:00 до 14:00.
Посетить Стену Плача, одну из важнейших святынь, расположенных в Израиле, можно совершенно бесплатно.
На заметку! На площади принимают пожертвования, которые идут на работы по поддержанию Стены, заработную плату смотрителям. Считается, что оставить пожертвование – значит совершить благое дело.
Как известно, Стена Плача видна не только с площади – её подземную часть можно посмотреть, побывав в туннеле. Попасть в него можно только в составе экскурсионной группы, которую сопровождает лицензированный гид. Туристы заходят в туннель с южной стороны, а выходят с северной, время нахождения под землёй составляет полтора часа.
Экскурсии не проводятся в Шаббат и другие праздники, в пятницу и предпраздничные посещение подземелья возможно до обеда, во все остальные дни – с 7:00 до 23:00.
Стоимость экскурсии:
- для взрослых 35 шекелей,
- для пенсионеров 17,5 шекелей,
- для детей и студентов 19 шекелей.
Источник: https://kuku.travel/country/izrail-country/goroda-i-kurorty-izrail-country/ierusalim/stena-placha-drevnyaya-svyatynya-v-izraile/
Кто построил Стену Плача?
Раскопки в Городе Давида (Древний Иерусалим) продолжают приносить сенсации археологии Земли Израиля. Пару недель назад в центре внимания оказалась Стена Плача, вернее, юго-западный угол Храмовой Горы.
Общепринятое мнение среди археологов и историков говорит, что Храмовую Гору, включая Стену Плача, построил царь Ирод в конце 1-го века до новой эры. Это мнение является одним из столпов в археологии Иерусалима.
Последние раскопки у подножия Храмовой Горы показывают, что значительная часть стен Храмовой Горы была построена десятки лет спустя смерти Ирода. Ирод начал грандиозное предприятие, но не закончил.
Однако, давайте начнем сначала. Во время последних раскопок дренажного канала, пролегавшего под центральной улицей Иерусалима времен Второго Храма, возле арки Робинсона (остатка от громадного перехода который вел на Храмовую Гору) были сделаны удивительные открытия. На глубине 6 метров под уровнем древней улицы были найдены несколько микв и цистерн для сбора воды. Они были частью жилого квартала, располагавшегося здесь до расширения Храмовой Горы согласно планам Ирода.
Перестройка Горы и Второго Храма началась в 22 году до н.э.. Согласно описаниям Йосефа бен Матитьяу (Иосифа Флавия) это было «самым большим строительным предприятием о котором когда либо слышали люди».
Существовавшие ранее строения, мешавшие работам, были полностью разобраны, а вырубленные в скале полости заполнены землей. Одна из найденных микв, находилась как раз на месте намеченной Западной Стены.
Древние строители Храма заполнили микву землей и камнями, сверху покрыли ее тремя большими каменными плитами, а на них установили первый ряд камней (основание) Западной Стены Храмовой Горы.
Во время последних раскопок была тщательно промыта и просеяна земля, наполнявшая микву. Именно здесь археологов ждал большой сюрприз. В этой микве, под основанием Западной Стены, были найдены 3 глиняные свечки, бывшие в обиходе в 1-ом веке н.э., и 17 бронзовых монет, последние из которых датируются 17/18 годом н.э. (период правления в Иудее Валерия Грата).
Следовательно, строительство юго-западного угла Храмовой Горы, арки Робинсона (грандиозного подъема на Храмовую Гору) и центральной улицы Иерусалима у подножия Храмовой Горы было после 18 года новой эры. Иными словами, значительная часть Западной Стены была построена более 20 лет спустя смерти Ирода (в 4-ом году до н.э.), в период правления римских прокураторов.
Эти находки соответствуют описанию Йосефа бен Матитьяу, утверждающему что только во время правления Агрипы 2-го внука Ирода (правившего в начале 40-ых годов н.э.) работы по строительству Храмовой Горы были закончены, и 18 тысяч рабочих в Иерусалиме остались безработными. Ирод отстроил Храм и начал грандиозные работы по расширению Храмовой Горы, которые продолжались более 60 лет, долгие десятилетия после его смерти.
Святость Стены Плача и Храмовой Горы
Описанные находки и ответ на провокационный вопрос заголовка статьи, позволяют нам заново расставить величины на шкале Святости еврейского народа, а также исправить несколько распространенных ошибок насчет Стены Плача. Надеюсь, что последующие слова приблизят нас к пониманию истины и послужат к строительству, а не к разрушению (хотя новый подъем часто включает и изначальный спуск, разрушение и реконструкцию предыдущего – как в материальном, так и в духовном строительстве).
Само название «Стена Плача» не имеет никакого основания в Еврейской традиции. Стена не плачет. Это название небольшого фрагмента Западной стены Храмовой горы (а-Котель а-Маарави) было дано русскими христианскими паломниками 100лет тому назад.
Его породил вид униженных евреев, оплакивающих разрушенный Храм у подножия (снаружи) Храмовой горы. В течение столетий евреи собирались в небольшом проходе у подножия стены Храмовой Горы (30 метров длиной и 3.5 метров шириной), в единственном месте, выделенном Турецкими мусульманскими властями для евреев.
, или к другим стенам Храмовой Горы, вход евреям был запрещен.
В еврейской традиции Святость часто обуславливается ограничениями и разделениями. Есть разница во времени – между святыми днями (суббота и праздники) и буднями. Разница между людьми – в заповедях и требованиях, возложенных на коэнов (священников – потомков Аарона), на простых евреев (избранный народ) и на другие народы (заповеди Ноаха). Есть разница в святости Места – Земля Израиля, Иерусалим, Храмовая Гора, место Храма .
На Храмовую Гору, по еврейской традиции, нельзя подниматься тому, кто нечист (или не очистился в микве) от нечистоты выходящей из тела (зав, зава, нида и йоледет). Те, кто нечист нечистотой мертвого (прикасался к мертвому или был с ним под одной крышей) могут подниматься на Храмовую Гору, но не на место самого Храма и Азарот. Эти законы основаны на разделение лагеря еврейского народа в пустыне на 3 части – махане (лагерь) Шхина, Левия и Исраэль. Махане Исраэль это весь Иерусалим.
Махане Левия, место расположения Моше и Аарона, это Храмовая Гора. При Моше находились останки Йосефа – соответственно не только тот, кто прикасался к мертвому, но и сам мертвый «разрешен» на Храмовой Горе. Махане Шхина, место Скинии и двора окружавшего ее, это место Храма и Азары – начиная с Эзрат Исраэль (но не включая Эзрат Нашим).
(Подробный конспект законов Торы и Мудрецов по поводу подъема на Храмовую Гору можно увидеть у Рамба»ма, Яд а-Хазака, книга Авода, законы Биат а-Микдаш, глава 3).
В отличие от этого к Стене Плача может приближаться каждый (исключая лишь больного проказой, описанной в Торе, не известной на сегодняшний день). Святость Стены Плача, согласно еврейскому закону, это святость Иерусалима.
Ведь мы находимся снаружи и у подножия Храмовой Горы, а стены Горы, во всей своей ширине, не были освещены. Сегодня у Стены Плача есть святость синагоги всего народа. Она функционирует как место молитвы евреев в течение последних 600-700 лет.
Посещая Стену Плача, надо оказывать уважение, но никаким образом она не может быть заменой Храма и Храмовой Горы.
Один из аргументов приверженцев святости Стены Плача является термин Стена бедняков, появляющийся у Мудрецов. Мидраш говорит, что во время строительства Первого Храма, во время царя Шломо (Соломона), строительство западной стены досталось беднякам.
В отличие от богатых, которые смогли нанять рабочих и построить другие части Храма «своим капиталом», бедняки строили своими руками.
Благодаря этому В-севышний возлюбил именно эту Западную Стену, которая, по словам Мидраша, никогда не будет разрушена и за ней обитает Шхина (Б-ожественное присутствие).
Однако, Мидраш говорит о Первом Храме, а не о строительстве Ирода 1000 лет спустя. И также речь идет, скорее всего, о стене самого Храма, а не о подпорной стене окружающей гору, на вершине которой находился Храм.
Отсюда, наверно, развилось неверное (ложное) мнение, что только Стена Плача сохранилась со времен Храма. Это мнение можно услышать не только среди простых людей, но и в устах некоторых раввинов и несведущих экскурсоводов в Иерусалиме.
Каждый, кто хоть немного знаком с Древним Иерусалимом, видел продолжение Западной Стены до встречи с Южной Стеной. Мог увидеть с Масличной Горы или попросту пройтись вдоль всей Восточной Стены Храмовой Горы.
Да и небольшие части Северной Стены можно увидеть в Мусульманском квартале (построенном на Северной Стене Храмовой Горы).
Подъем на Храмовую Гору в наше время
Итак, если все стены Храмовой Горы сохранились, если после Шестидневной войны 1967 года мы можем подниматься на Храмовую Гору, если главные раввины Израиля, из ведущих авторитетов всего еврейского народа (рав Авраам Шапира и рав Мордехай Элияу за»ль), в 80-ых годах 20-го века высказались за строительство синагоги на Храмовой Горе.
Так почему же до сих пор многие раввинские авторитеты заявляют «что по закону Иудаизма подъем на Храмовую гору строго запрещен»? Почему большинство людей продолжает молиться к Стене а не к месту Храма (Камень Основания под позолоченным куполом Кипат а-Села)? Почему новый музей Шаршерет а-Дорот, находящийся под прямым контролем раввина Стены Плача, практически возносит наружную Стену вместо Храма? Является ли это частью традиции Галута оставшейся внутри нас, или кто-то хочет этот Галут оставить в нас насильно, на Земле Израиля в возобновившемся еврейском государстве?
«Храмовая Гора в наших руках»!?
Начало падения обычно находится уже на взлете. Во время Шестидневной войны небольшой и изолированный народ Израиля чудесным образом достиг избавления от уничтожения и грандиозной победы над многочисленными и хорошо оснащенными врагами.
Еврейский народ вернулся к самым древним наделам Земли Израиля – к Земле Танаха. Апогея войны была в момент провозглашения Мота Гура, командира десантной бригады освободившей Старый Город: «Храмовая Гора в наших руках».
Сердце всего еврейского народа задрожало при этих словах.
Однако в тот же момент началось и падение. Десантники, раввины и генералы с вершины Храмовой Горы искали спуск к Стене Плача. В еврейском законе есть запрещение пройти через святое место, через синагогу, чтоб сократить путь. На арамейском языке, языке Талмуда, это называется капандария. В 1967 году это была общая капандария – шли через Храмовую Гору чтобы добраться до Стены Плача.
Вы находитесь внутри дома, в святом месте, зачем искать наружную подпорную стену? Однако, как народ, мы помнили и мечтали о Стене Плача, откуда нас изгнали в 1948 году, а не о Храме. Храм был разрушен 2000 лет назад, да и со святой Горы нас изгнали мусульмане после строительства своих куполов более 1000 лет назад.
Возвращение на Храмовую Гору было сверх всех мечтаний и ожиданий еврейского народа.
А через полчаса после первых десантников на Горе появился министр обороны Моше Даян. Он приказал немедленно снять Израильские флаги, повешенные солдатами освободителями, а через неделю передал власть над Храмовой Горой Вакфу (мусульманской религиозной собственности) со словами: «зачем нам этот Ватикан». Кроме главного раввина армии рава Горена практически никто не выразил протеста.
С тех пор еврей может подняться на Гору как турист, но не как еврей. Нам даже запрещено молиться на Храмовой Горе – за это преступление израильская полиция выкидывает еврея наружу и открывает судебное дело за «нарушение общественного порядка». Наверно, это единственное место в мире, где еврею запрещено молиться.
Однако это и единственное место в мире где, согласно Танаху, есть заповедь молиться.
Храмовая Гора в еврейской традиции
Храмовая Гора в еврейской традиции это сердце всего мира и всего еврейского народа. Отсюда началось творение мира, здесь был сотворен человек. На вершине горы было приношение Ицхака, там же был построен Первый и Второй Храм.
Каждый молящийся еврей три раза в день просит отстроить Храм, место явного проявления Б-га в нашем мире, на том же самом месте – на вершине Горы. Храмовая Гора как точный барометр проявляет наше состояние на Святой Земле. На данный момент там правят арабы и израильская полиция, выполняющая в основном их директивы.
А с вершины Горы из разу в раз выходит клич уничтожить еврейское государство. И все это положение создали мы сами и наши лидеры, отделенные от культуры и традиции своего народа.
В этой статье я, как гид в Иерусалиме, не хочу вмешиваться в спор между раввинами – нужно ли сейчас подниматься на Храмовую Гору или лучше туда не приближаться. Многие раввины запрещают подниматься на Гору и предпочитают оставаться внизу.
А другие поднимаются наверх во главе своих йешив, в праздничных одеждах, после окунания в микве и других приготовлений. (При сопровождении представителей мусульманского Вакфа и израильской полиции). На мой взгляд, есть проблематичность у обеих сторон.
Наверно, основа различия в этих позициях в осознании стадии избавления, на которой сегодня находится еврейский народ.
Одни ощущают, что мы живем в период избавления, когда В-севышний собирает свой народ на Святой Земле, привел к воскрешению еврейской государственности и помог Израилю выстоять и победить на поле военного и политического мирового противостояния. А другие продолжают ощущать себя в Польском штетеле. Мы живем в ситуации, когда свет и тьма служат вместе и не всегда легко распознать где правда и как нужно жить.
Экскурсовод в Израиле Арье Парнис
Источник: http://parnis.co.il/articles/jerusalem/stena-placha/
Стена Плача в Иерусалиме: о чем плачут евреи?
Много столетий Стена Плача, великая святыня иудаизма, является символом надежды и веры для многочисленных поколений евреев и местом их непрестанных молитв. В то же время у многих она вызывает неоднозначные и противоречивые взгляды. Что же на самом деле значит Стена Плача для еврея и как следует относиться к ней туристам?
Строительство Стены
Стена Плача – это фрагмент стены, подпиравшей Храмовую гору. Построена она была частично во время правления царя Ирода (в тот период жизни этого человека, когда он раскаялся в своих злодеяниях и стал творить праведные дела), а достроена уже после него, – в этом можно не сомневаться, так как в основании стены археологи нашли монеты, отчеканенные уже после его правления.
Согласно историку – современнику событий – Иосифу Флавию, постройка Стены Плача была завершена незадолго до Великого восстания (в ходе которого был разрушен Второй Храм), то есть через семьдесят лет после смерти Ирода. Видимо, большую часть строительства стены осуществил его внук Агриппа I.
Классический пример раскаявшегося грешника
Агриппанекогда был любимым собутыльником небезызвестного Калигулы. После прихода Калигулы к власти Агриппа получил во владение Галилею, Заиорданье и другие части Земли Израиля, а позже и остальную Иудею.
Никто не ожидал, что он вдруг откажется от места могущественного фаворита императора и уедет в далекую глушь, вместо того чтобы собирать налоги через наместника, но именно так и поступил Агриппа. Он уехал в Эрэц-Исраэль и лишь изредка навещал Рим, где, однако, не потерял своего влияния.
Агриппа, хорошо знавший Рим (как мало кто из римлян), проникся к его «всемирной» культуре отвращением и стал вполне праведным евреем, вложив все силы и всего себя в изучение Торы, обустройство Земли Израиля, в том числе в постройку Стены Плача, – той самой Стены Плача, к которой до сего дня приходит множество людей.
Котель Маарави
Да, это очень популярное место, но если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где находится Стена Плача, он не поймет, о чем вы говорите. В Иерусалиме нет Стены Плача, – есть Западная Стена (Котель Маарави), или просто Стена (Котель).
А «Стеной плача» ее называют исключительно туристы, которые приезжают туда, чтобы вложить свою записку. Так ее прозвали в довольно позднее время англичане (The Wailing Wall), видевшие, как евреи проливают у нее слезы.
И арабы, наблюдавшие ту же картину стенаний, назвали стену «аль-Мабка» – тоже «Стена Плача».
Но для народа Израиля страдания никогда не являлись центральной темой, и любое, даже самое мрачное пророчество и самый грустный рассказ всегда заканчивается чем-то обнадеживающим. Поэтому Котель в сознании народа остался Котелем, а никак не «Стеной Плача».
Могут ли волшебные камни исполнять желания?
Надо сказать, что 99% людей, приходящих к Стене Плача, делаютэто неверно и в лучшем случае бесполезно для себя. Люди, как правило, приходят сюда положить записку и просить исполнения желаний. Для большинства (в особенности для туристов, но и для незнающих израильтян тоже) Стена Плача – это просто «намоленное» святое место.
Но «намоленность» места – понятие не еврейское, а сугубо языческое. Такая «намоленность» свойственна, скорее, многобожию: помолился в святилище одного бога, потом у святого места другой религии, поехал в соседний город – там в святилище местного бога какой-нибудь камень потер, по принципу «главное, что на этом месте искренне молились люди, а кому – какая разница».
Многих привлекают такие модные слова, как «энергетика», «место силы» и так далее. Все это никому не понятные, но звучащие очень красиво, современно и прогрессивно понятия, однако они не имеют никакого отношения к Стене Плача. Стена Плача – это историческая постройка, и ее камни не является энергетическим место силы, а подобные верования не просто неподходящи, но и прямо противоречат самой ее сути.
Шхина и плач по Храму
Что же на самом деле такое Стена Плача и о чем там молятся? Попробуем объяснить это с помощью аллегории. Представьте, что у кого-то (не дай Б-г) пропала мать. Она когда-нибудь найдется, но он с детства не видел ее, и все, что у него от нее осталось, это платок.
Он может быть совсем простеньким и дешевым, но если этот платок – единственное, что есть, имеющее отношение к пропавшей матери, которая когда-то носила его и когда-нибудь вернется и наденет его снова, разве не будет он беречь этот платок, как зеницу ока? Будет! Но не потому, что сам платок имеет какое-то значение, а потому, что он имеет отношение к пропавшей матери и к ее возвращению.
Так и Стена Плача – это единственное, что напоминает о Храме, который был разрушен два тысячелетия назад и который однажды будет построен снова, когда – мы не знаем, но ждем этого. В Мидраше сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина – Божественное присутствие (Бэмидбар Рабба 11, 2). Стена Плача является фрагментом стены, которая подпирала Храмовую гору, когда на ней стоял Храм, и будет подпирать Храмовую гору, когда на ней снова будет стоять Храм.
Поэтому у Стены Плача нельзя молиться, как у некой волшебной стены, исполняющей желания и записки тут совсем не при чем. А можно молиться лишь Всевышнему и лишь с пониманием, что ты пришел к чему-то, имеющему отношение к Храму. И распространяется данное правило не только на евреев, ведь к Храму Всевышнего приходили люди из разных народов. Подходя к Стене Плача, помни: ты пришел не к волшебным камням, а к Храму (прошлому и будущему), где молятся Всевышнему!
Источник: http://www.loveisrael.ru/articles/western_wall
Священное место для евреев
Западная Стена — а именно так называют Стену Плача сами евреи — это единственно уцелевшая часть Иерусалимского Храма, когда-то находившегося на месте сегодняшней исламской святыни, мечети Купола над Скалой. Разрушенный римлянами в 70 веке до н.э., он являлся центром религиозной жизни иудеев, местом хранения Ковчега Завета и свитков Торы. Здесь приносились жертвоприношения, сюда стекались все евреи на празднование Песаха, Шавуот и Суккот.
После разрушения храма евреи приходили к Западной Стене молиться и оплакивать потерянную святыню. Наблюдавшие за происходящим арабы прозвали место «Стеной стенаний». Отсюда, название перешло и в западную культуру.
Сегодня, в иудаизме Стена Плача является самым священным местом. Сюда приходят молиться, просить помощи и каяться, здесь прощают, ждут и верят. Для многих поколений евреев именно Стена Плача является своеобразным символом надежды. Немногие знают, существует продолжение Западной Стены, укрытое от посторонних глаз в раскопанных шахтах. Вход в скрытую часть открыт время от времени и находится рядом со входом на мужскую половину.
Письмо к Богу
К Стене Плача идут по разным причинам: одни просить, вторые прославлять, а третьи с раскаянием. И даже туристы, пришедшие просто посмотреть на исторический памятник, обязательно обратят свой взор к небу, а мысли — к Богу.
Увидеть здесь молящихся можно в любое время суток и в любой день недели. Здесь произносят свою присягу новобранцы ЦАХАЛ, отмечают Бар-мицву и Бат-мицву вступающие во взрослую жизнь евреи. И, конечно, в любой день здесь можно увидеть как молятся, читают Тору и несут к Стене многочисленные записки люди со всех концов света. Что же происходит с ними, когда писем становится слишком много? Смотрители собирают все записки, оказавшиеся в стене, и относятся их на Масличную гору для захоронения.
Правила посещения Стены Плача
Посещать Степу Плача могут все желающие, здесь даже проводят ознакомительные экскурсии. При этом очень важно соблюдать все правила нахождения на этой территории:
- мужчины проходят к Стене с левой стороны, вход на женскую половину находится справа;
- подходить к Стене можно только в соответствующем виде — голова должна быть покрыта (при необходимости кипу можно попросить на входе), а одежда должна прикрывать колени, плечи и локти;
- в субботу и в дни еврейских праздников здесь не разрешается проводить фото- и видеосъемку, нельзя курить на площади и пользоваться телефонами;
- на площадь перед Стеной Плача не разрешается брать с собой животных.
Плата за вход на площадь и проход к Стене не взимается. Посещение Стены Плача является частью многих однодневных обзорных туров по Иерусалиму, на которые можно попасть практически из любого города страны. Здесь можно подобрать подходящие туры и даты выезда.
Источник: https://beinisrael.com/guide/whereto/holyplaces/stena-placha/