Откуда исходит Дух Святой

Святой Дух

Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамаскин). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).

«Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух.

Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов).

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни.

Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.

1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.

Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа,, так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.

Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его Церковь, наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

В данной связи можно лишь заметить, что голубь — достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (Быт.8:11), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (Исх.3:2); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед Ветхим днями (Дан.7:10).

Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где покоятся мощи святого Николая Чудотворца

В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия.

Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им Церковь снизошёл Святой Дух.

Каким образом Иисус Христос мог посылать Святого Духа апостолам, если Святой Дух исходит не «и от Него», как учат католики, а только от Отца?

В том, что Дух Святой исходит только от Отца, как Единого Начала в Пресвятой Троице (Единой Причины бытия Сына и Святого Духа), сомневаться не приходится. Православная Церковь ясно засвидетельствовала эту истину в Символе веры. Что касается учения римо-католиков об исхождении Святого Духа и от Сына, оно стало распространяться на Западе только с VI века, и для него нет оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Фрагменты Евангелия, где сообщается, что Господь Иисус Христос, дунув, преподал апостолам Святого Духа (Ин.20:21-22), или о том, что Дух — Дух Христов (1Пет.1:11), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им благодати Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепространственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

Опять же, Духом Христовым Святой Дух может именоваться в силу единосущия Лиц Пресвятой Троицы, в силу единства Отца, и Сына, и Святого Духа, наконец, в силу того, что Святой Дух — Выразитель Слова Отца (Которое и есть Сын) (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

***

Когда же приидет Он, Дух истины (Ин.16:13). Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) — среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

См. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА, МИСТИКА, ИСИХАЗМ, БОГООБЩЕНИЕ, ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.

Источник: https://azbyka.ru/svyatoj-dux

Дух Святой в нас

Нэй Бейли

Некоторые из нас думают: «Если бы Иисус сейчас жил на земле, и мы бы видели Его, мы бы последовали за Ним куда угодно». Но в Иезекииля 36:26-27 Господь говорит: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих». Есть что-то особенное в слове «внутрь вас». «Вложу внутрь вас Дух Мой».

В моей жизни был момент, когда я особенно нуждалась в напоминании, что Его Дух внутри меня. Я помню, как прочитала этот отрывок, и в течение многих дней ходила под впечатлением этих слов: «Его Дух внутри меня!». Христос пребывает во мне Духом Своим сегодня настолько же реально, как когда-то Он присутствовал лично среди Своих учеников.

Дух, живущий внутри нас – удивительная реальность, но как часто мы совсем не обращаем на Него никакого внимания.

Где живет Дух Святой

В 1 Коринфянам 3:16 говорится: «Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа». Размышления Андрэ Мюррея на эту тему в его книге «Дух Христов» оказались очень полезными для меня. Он пишет о том, что иудейский храм состоял из трех дворов: внешнего, внутреннего и Святого Святых.

Мюррей сравнивает наши физические тела с внешним двором. Внутренний двор – это наши разум, воля и эмоции. Но внутри нас есть еще и Святое Святых, где обитает Дух Божий. Святой Дух живет внутри нашего духа. Таким образом, внутри каждого из нас есть свое Святое Святых. 17-ый стих главы говорит: «Храм Божий свят, и этот храм – вы». Осознание Святого Святых внутри нас помогает нам иметь правильное самовосприятие.

https://www.youtube.com/watch?v=sMhVxINqads

Как же нам сохранять наш храм в чистоте? После принятия Христа Его кровь очищает нас. МЫ продолжаем хранить эту чистоту верой – мы верим Богу на слово.

Я люблю называть 1 Иоанна 1:9 «куском мыла» для христианина. Здесь сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Когда в последний раз ваши руки были очень грязными, и вы мыли их, рассуждали ли вы, стоя над раковиной: «И куда теперь подевалась вся грязь? Меня это страшно беспокоит!». Вы даже не думали об этом. Вы просто приняли верой, что грязь ушла по трубе в канализацию. Мы должны поступать так же. Если мы исповедуем наши грехи, Он верен и праведен простить нам наши грехи и очистить нас от ВСЯКОЙ неправды. Мы должны принимать Его прощение верой, даже если мы его не видим и не чувствуем.

Святой Дух всегда указывает нам на Христа. Он всегда ведет нас к прощению, ко кресту и к крови Христовой. Он всегда провозглашает свободу от осуждения. Почему? Потому что в Римлянам 8:1 говорится: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

А что же делает сатана? Он хочет украсть у вас мир, который Господь дарит вам. Сатана пытается заставить вас оглядываться назад и вспоминать самые ужасные грехи, которые вы совершили. Вы прокручиваете эти воспоминания в своей голове как на видео.

Все, что нам нужно – это принести все эти грехи к подножию креста и сказать: «Господь Иисус, эти грехи просто свидетельство того, что я нуждаюсь в Спасителе. Господь, благодарю Тебя, что кровь Христа очищает меня от всякого греха».

Смотрите на ваши грехи сквозь крест Христа и сквозь Его кровь, и Божий покой наполнит ваше сердце. Не вспоминайте старых грехов. Принимайте верою Божье прощение.

Дух Святой говорит к нам

А что же делать с текущими грехами, на которые Господь обращает ваше внимание?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько животных было в ковчеге

Чаще всего Господь касается моего сердца через отношения с людьми. В моей жизни были отношения, которые изматывали меня годами. Мне было так трудно выносить этого человека, что я даже подумывала: «Если он будет на небе, то я туда не хочу». Я тыкала в него пальцем, критиковала и осуждала. Я выискивала в нем недостатки. Я не могла сказать о нем ничего доброго. И при всем при этом я постоянно оправдывала свое поведение.

Однажды Иисус указал мне на Луки 18:9: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу». Я поняла, что я смотрела на этого человека свысока. Вот какую притчу рассказал Иисус:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!»

Иисус объяснил притчу так: «Сказываю вам, что сей (тот, который ударял себя в грудь и взывал: «Будь милостив ко мне, грешнику!») пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»

Когда я прочитала это, я сказала: «Господи, я похожа на фарисеев и ненавижу это. Я уничижаю этого человека». Я осознала, что мне нужно заглянуть в мое собственное сердце. Я увидела в нем зависть, недостаток любви, гордыню, гнев, перст осуждения. Тогда я прочитала Галатам 5:16-23.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Иногда мы смотрим на этот перечень грехов и говорим: «Ну, я себя нигде здесь не нахожу». Но знаете ли вы, что мы забываем сделать? Мы забываем проверить себя по списку духовного плода и задаться вопросами: «Насколько я преуспеваю в любви? Насколько я добр? Насколько я верен? Насколько я кроток?». Мы склонны оценивать свою жизнь по грехам, а не по плоду Духа.

Андрэ Мюррей сказал: «Откуда берутся святые, но бессердечные христиане?». Он продолжает: «Они попросту ничего не знают о Духе любви. Только Дух Святой производит в нас эту любовь».

Когда я размышляла о своем обидчике, мне вспомнился стих из 1 Петра 3:8,9: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство».

Мне казалось, что этот человек причинил мне зло и нанес мне оскорбление. Но вслед за словами «не воздавайте злом за зло и ругательством за ругательство» говорится: «Напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».

Когда я увидела, что наполняет мое сердце, и исповедала, что я похожа на фарисеев, я помолилась: «Господи, будь милостив ко мне, грешнице. Господи, покажи мне, пожалуйста, как я могу благословить этого человека».

В то время я была в Англии, и помню, что увидела на прилавке довольно дорогую книгу, которая, я знала точно, пришлась бы ему по душе. Во время следующей поездки в Америку я подарила ему эту книгу. Не могу передать вам, как глубоко он был тронут.

Это так много значило для него, и я думаю, Бог могущественно использовал этот жест любви в его жизни.

Святой Дух всегда будет верен в том, чтобы показывать нам, в чем мы еще не уподобились Христу. Он был верен в моем случае и указал мне, в чем я была непохожа на Христа. Если мы пребываем в Слове Божьем и просим Святого Духа вести нас угодными Ему путями, Он будет производить в наших жизнях плод Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание».

Иисус сказал: «Как возлюбил меня Отец, и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша да будет совершенна» (Иоанна 15:9, 11).

Нэй Бэйли – автор книги «Вера – не чувство».

Источник: https://www.mirsbogom.com/a/dooh.html

Исхождение Св. Духа и от Сына. / Απολογία.ru

§1. О соотношении лиц Св. Троицы
§2. Возражение на учение об исхождении Св. Духа и от Сына
§3. Включение в Символ Веры слова Filioque
§4. Флорентийский Вселенский Собор 1438 года

Греко-российская церковь отрицает исхождение Святого Духа также от Сына.

§ 1. О соотношении лиц Св. Троицы

Бог един; Бог един в трех Лицах (Ипостасях). Бог Отец – единый истинный Бог; Бог Сын – тот же самый единый истинный Бог, и Дух Святой – тот же самый единый истинный Бог. Что разнствует в Лицах, то объединяется единой сущностью: Св. Троица единосущна.

Каждое Лицо есть Бог и потому все три Лица равны между собою. Каждое Лицо имеет все, что имеет другое, кроме того свойства, которое определяет Его отдельность, как Лица. Этих свойств в Св. Троице пять: нерождаемость (Отца), рождение активное (Отец рождает), рождаемость пассивная (Сын рождается), исхождение активное (дыхание Отца [и Сына]), исхождение пассивное (Духа Святого).

Эти пять свойств определяют четыре отношения между Лицами: отцовство, сыновство, дыхание (Отца [и Сына]), исхождение (Духа Святого).

Имя Лица относительно: Отец есть Отец поскольку у Него Сын; Сын есть Сын поскольку у Него Отец; Дух Святой есть Дух поскольку Он Дух Отца и Сына.

Бог безначален. В нем нет смены прошлого, настоящего и будущего. Он всегда пребывает в безначальном и вечном настоящем: «Аз есмь сущий». Только действия Его, насколько они проявляются во вне, представляются нам во времени (в прошлом, настоящем, будущем).

Итак, Лица безначальны; а в силу равенства Их и в силу неизменности Божией – собезначальны: одно Лицо предвечно рождает, другое предвечно рождается, третье превечно исходит. Но поскольку они Лица и отличаются личными свойствами, то в «происхождении» (ргоcessio) Их существует – вне времени – логическая последовательность: Рождающий – логически предшествует Рождающемуся, Выдыхающий логически предшествует Исходящему.

Эта логическая последовательность составляет предвечный порядок Лиц Св. Троицы, соответствующий Христовым словам: « во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Бог неизменен: соотношение Лиц в Нем неизменно, порядок Их неизменен. Никакое толкованы таин Св. Троицы не должно противоречить сему порядку.

Таковы основные элементы католического учения о Св. Троице. Вычеркните из сказанного дважды встречающиеся в скобках [] слова: «и Сына», и получите учение Греко-российской церкви.

Положение: «толкование таин Св. Троицы не должно противоречить предвечному порядку Ипостасей» приложим теперь к учению об исхождении Св. Духа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда празднование иконы Казанской Божьей Матери

Если мы скажем, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, то ни один из элементов этого учения нарушен не будет.

а) Сын имеет все, что имеет Отец, кроме отцовства; Отец имеет и то, что из Него исходит Дух Святой; исхождение не есть отцовство; следовательно и Сын имеет то, что от Него исходит Дух Святой.

На это возражают:1 если так рассуждать, то по аналогии можно было бы сказать: Отец рождает Сына; Дух Святой имеет все, что имеет Отец, кроме активного исхождения; значит, и Дух Святой рождает Сына.

Аналогия неправильная: исхождение Духа Святого от Сына не нарушает порядка Лиц, – Дух Святой остается на третьем месте; рождение же Сына Духом Святым нарушило бы сей порядок, ибо поставило бы Духа Святого на второе место, и был бы Он одновременно и на втором, и на третьем месте, что невозможно.

Напротив, если скажем, что Дух Святой от Сына не исходит, то одно из свойств Отца не будет свойственно Сыну; тогда нарушится то единство Отца и Сына («Аз и Отец Мой едино есма»), абсолютность которого знает лишь одно различие, различие рождения и рождаемости, коими обосновывается отношение этих двух Лиц, как таковых.

б) Если Дух Святой исходит от Сына, то между этими двумя Лицами существует связь, как между Лицами. Тогда: между Первой и Второй Ипостасью – личная связь рождения; между Первой и Третьей – личная связь исхождения; между Второй и Третьей – личная же связь исхождения. А между всеми тремя Лицами связь усугубляется единством Дыхания Отца и Сына, Дыхания, предвечно становящегося Ипостасью Cв. Духа. Тогда между тремя Лицами полнота единства, подобающая Тому, Кто «Любы есть».

Напротив, если Дух Святой от Сына не исходит, личной связи между этими двумя Ипостасями, как таковыми, нет. Они тогда связаны только единством Троичной сущности.

в) Если Дух Святой от Сына исходит, то Сын изначала «посылает»2 Духа. Так как неравенства между Лицами нет, то возможность «послать» свидетельствует о логическом предшествовании Сына Духу. Тогда «посылание» (missio) Духа Святого не временное, а извечное выдыхание, – исхождение.

Напротив, если Дух Святой от Сына не исходит, то вечного «посылания» (missio) Его Сыном быть не может. Тогда, значит, «миссия» временная? Но как же согласить временную «миссию» Духа Сыном, во 1-ых, с равенством Сына и Духа и, во 2-ых, с вечной неизменностью и совершенным покоем внутренней жизни Св. Троицы?3

Мы постарались возможно короче и по возможности простыми словами изложить учение о взаимоотношении Лиц Св. Троицы. Полной ясности, когда говоришь о Тайне Св. Троицы, быть не может. Глаз наш бессилен видеть на миллионные расстояния; но во много миллионов раз бессильнее наш конечный разум не только постичь бесконечность Троичного бытия, но и понять полностью то, что по благости Божией сообщило нам о Троице Божественное откровение.

Наша цель не излагать учение об исхождении Св. Духа, а указать на то, которое из учений по этому вопросу – католическое или греко-российское – соответствует духу Свящ. Писания и Преданию св. отцов.

§ 2. Возражение на учение об исхождении Св. Духа и от Сына

Первый стал отрицать таковое Патриарх Фотий. Это произошло, когда он решился на борьбу с Папой: он распространил послание, в котором собрал все нападки восточных христиан против западных; нападки были обрядового и бытового порядка: единственное догматическое обвинение таково: западные учат, что Дух Святой исходит и от Сына.

Это обвинение повторяется и в наши дни. Оно основано:

А) на словах Спасителя на Тайной Вечери: « Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин 15,26); « Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» (Ин 14,16); « Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин 14,26), а также на тексте: « Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10,20).

Б) на тексте Символа Веры: « иже от Отца исходящаго».

А

Само собою понятно, что исхождение «и от Сына» не отрицает исхождения от Отца. Далее, когда имеется два разряда евангельских текстов, дополняющие друг друга, то нельзя основывать учение только на одном разряде. Такой ошибочный прием не раз порождал ереси.

Продолжая беседу на Тайной Вечери, Спаситель сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин 16,13); «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (14). «От Моего возьмет, – говорит Иоанн Златоуст, – значит из Моей сущности».

4 Дух Святой есть Бог, во всем равный Богу Отцу и Богу Сыну; посему сказанные Спасителем доступным народу языком о Духе Святом слова: «услышит» и «возьмет» нельзя понимать в том смысле, будто Дух Святой учился чему-то у Бога Сына.

«Услышит» и «возьмет» надо понимать так, что Он, Святой Дух, свою всемудрость изначала получил от Отца и Сына; иметь искони всемудрость от Отца и Сына значит иметь безначальное свое дуновение от Отца и Сына.

«Все, что имеет Отец, есть мое», продолжает Спаситель (Ин 16,15). Но Бог Отец имеет и то, что от Него исходит Святой Дух; значит и Сын Божий имеет и то, что от Него исходит Дух Святой.

Спаситель сказал также: « Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца» (Ин 15,26); и еще « пошлю Его вам» (16,7), « Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк 24,49).

Мы видели, что объяснение, будто Спаситель говорит здесь о временном послании (миссии) Духа, неприемлемо: оно предполагало бы неравенство Духа Сыну.

А по воскресении своем, Господь, посылая учеников на апостольское служение, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20,22). – «Что же иное означает это дуновение, – говорит бл. Августин, – если не то. что Дух исходит и от Него?»5

Апостол Павел называет Св. Духа «Духом Христовым» (Рим 8,9) и «Духом Сына» (Гал 4,6). Но каким образом можно было бы назвать Св. Духа Духом Сына, если бы Он от Него не исходил? Назвать Его так по иной причине нельзя было бы, ибо Он не тварь. Как Спаситель назвал Духа Святого «Духом Отца» (Мф 10,20) в силу того, что Он исходит от Отца, так и ап. Павел назвал Его «Духом Сына», потому что Он исходит от Сына.

Источник: https://www.apologia.ru/articles/21

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]