Кто по национальности был святой Николай

Что стало бы с Россией, если бы не убили Распутина

Кто по национальности был святой Николай

О степени влияния Григория Распутина на последнего российского императора существует много противоречивых мнений. Ясно одно, что «старец» играл заметную роль как в жизни августейшей семьи, так и многих представителей политической элиты. А его смерть стала поворотным моментом в судьбе не только династии Романовых, но и всего российского государства.

Пророк

Распутин часто повторял: «Наследник жив, покуда жив я!». Эти слова были не просто ультиматумом, который сибирский «чудотворец» предъявлял императору и императрице, они отражали зависимость царской семьи от «старца».

Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, буквально молилась на Григория Ефимовича.

После долгих лет знакомства с Распутиным у царицы и у Николая II сложилось устойчивое убеждение, что сибирский «старец» был ниспослан богом для защиты династии от напастей и бед.

Доктор тибетской медицины Петр Бадмаев, лечивший царскую семью и Распутина, как-то спросил у «старца», не боится ли он своей смерти? Тот ответил, что не за себя боится, а за народ и августейшую семью. «Потому что, когда меня убьют, и народу будет плохо. И Царя уже не будет», – произнесенной Распутиным фразе в конечном итоге суждено было стать пророческой.

Незадолго до своей гибели Распутин написал послание, в котором выражал предчувствие, что до наступления 1917 года ему не дожить. В письме «старец» описывал два возможных сценария развития событий: если его убьют крестьяне, то царский трон устоит и династии ничего не угрожает, если его кровь прольют дворяне, то страна обречена на братоубийственную войну, а если он падет от руки кого-либо из рода Романовых, то царской семье останется жить не более двух лет.

Пророчество сбылось. Как известно, в убийстве Распутина принимал участие не только дворянин, князь Феликс Юсупов, но и родственник царя Великий князь Дмитрий Павлович. Династия падет в феврале 1917 года, в июле 1918 года царская семья будет расстреляна, а вскоре на Россию со страшной силой обрушится Гражданская война.

Войны нам не надо

Факты показывают, что Распутин не только пророчествовал, но и пытался влиять на политику кабинета Николая II. Но в какой степени его рекомендациям внимал царь? К примеру, в 1916 году Распутин через Александру Федоровну убедил императора снять с поста главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича, видя в нем угрозу царской власти.

Из переписки Николая II видно, что царь прислушивался к мнению «старца», если это касалось кандидатур на пост в Священный Синод, назначения епископов, губернаторов или министров. Личный секретарь Распутина, купец 1-й гильдии Арон Симанович рассказывал, что царь в телефонных разговорах просил Григория Ефимовича указать кандидата на освободившееся место, и Распутин после непродолжительных раздумий называл нужную фамилию.

Правда, по мнению историка Евгения Черменского, версия влияния Распутина на действия царя несостоятельна. Просто зачатую пожелания «старца» при принятии государственных решений совпадали с позицией Николая II, полагает ученый. Флигель-адъютант царя Анатолий Мордвинов считал, что император соглашался только с теми доводами Распутина, которые не противоречили его собственным взглядам.

И тем не менее, случаи вмешательства Распутина в государственные дела налицо. Премьер-министр Сергей Витте писал, что в 1912 году, когда Россия уже была готова вмешаться в Балканский конфликт, Распутин чуть ли не на коленях умолял царя остановиться, предвидя гибельные для страны последствия. Тогда война была предотвращена, и Распутин в этом сыграл не последнюю роль, считал Витте.

Летом 1914 года Россия оказалась под угрозой втягивания в большую европейскую войну. 15 июня в Сараево боснийским националистом был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Узнав о случившемся, Распутин в письме предостерег Николая от вмешательства в европейские дела. Он полагал, что нет резона воевать за чужие территории, так как своей земли много. Однако тогда «старец» находился далеко от столицы и повлиять на решение царя не смог.

Избавиться от Распутина

В то время, как в Европе накалялись страсти после убийства Франца Фердинанда – в селе Покровское на Распутина возле ворот его собственного дома было совершено покушение. 29 июня 1914 года некая Хиония Гусева, последовательница секты иеромонаха Илиодора, нанесла «старцу» серьезное ножевое ранение в живот. Григорий в этот момент вышел из дома, чтобы отправить в Царское Село очередную телеграмму.

Сам Распутин подозревал, что за покушением стоял его давний противник Илиодор. Однако существует предположение, что инициатива расправиться со «старцем» созрела в недрах Государственной Думы.

Вот что, к примеру, писал депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич: «Нельзя, чтобы рекомендация Распутина была единственным средством получения должности.

Этот человек опаснее, чем были оба Лжедмитрия! Господа министры, если вам небезразлична Россия – ступайте к царю. Страну нужно избавить от Распутина».

По мнению некоторых исследователей, убийство Франца Фердинанда и покушение на Распутина, которые разделяют всего две недели, имели тесную связь. Оба были противниками разжигания европейской войны. Но если первого убили, чтобы спровоцировать эту самую войну, то второго собрались убить, чтобы он не смог помешать России в нее вступить. Любопытно, что газеты Европы и США покушению на Распутина уделили много внимания, а в Петербурге это событие даже затмило убийство австрийского эрцгерцога.

Увы, Николай II принимал решение о вступлении в войну, когда Распутин залечивал свои раны. В дальнейшем «старец» неоднократно пытался уговорить царя заключить с Германией мир, за что подвергся нещадным нападкам со стороны царского правительства и Думы. Началась мощная кампания по дискредитации Распутина, в которую были вовлечены самые влиятельные персоны российской элиты. «Старца» обвиняли в беспросветном пьянстве, разврате, транжирстве, но, главное, в работе на германскую разведку.

Несмотря на усиленную охрану, жизнь Распутина подвергалась все большей опасности. В ночь на 17 декабря 1916 года очередной антираспутинский заговор увенчался успехом. Официально ответственными за убийство Распутина были признаны Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич и Великий князь Дмитрий Павлович. Впрочем, их показания были настолько противоречивыми, а картина убийства оказалась настолько путана, что истинные причины ликвидации любимца царской семьи остались неясными.

Чужими руками

После гибели Распутина стали происходить события, подтвердившие правоту его пророчеств. Армия терпела все более болезненные поражения, в стране накалялась обстановка и росло недовольство населения, под императором зашатался трон. Складывалось ощущение, что кому-то это было выгодно.

В 2004 году телеканал BBC показал фильм-расследование «Кто убил Распутина?». Авторы телепроекта дали понять, что российские заговорщики были лишь ширмой для преступления: истинных заказчиков нужно искать среди британской политической элиты. Точка в убийстве также была поставлена англичанином. Контрольный выстрел, по мнению исследователей, совершил агент британский разведки SIS Освальд Рейнер.

Зачем же Лондону нужно было ликвидировать Распутина? Ответ лежит на поверхности. Англия всячески препятствовала заключению сепаратного мира между Германией и Россией, а едва ли не единственным человеком, кто мог этому способствовать был Григорий Распутин. Германский кайзер Вильгельм II понимал, что он оказался насильно втянут в конфликт, который может закончиться для него крахом. Очевидно, и Николай II в конце 1916 года был не прочь пойти на сближение со своим кузеном.

Это категорически не устраивало Великобританию.

Во-первых, заключение мира снимало бы угрозу революции, как в Германии, так и в России, во-вторых, высвободившая свои силы с восточного фронта Германия могла бы поставить крест на победе в этой войне Антанты. Убийство Распутина решало сразу две эти задачи.

Англии во что бы то ни стало, нужно было продолжение российско-германского противостояния. Именно в это время появилась известная фраза: «Англия готова воевать с Германией до последнего русского солдата».

Многие историки уверены, что если бы удалось избежать гибели Распутина, то сепаратный мир между Петербургом и Берлином в конечном итоге был бы заключен, а значит революция в России была бы отложена на неопределенный срок.

Не исключено, что Николай II все же сложил бы с себя императорские полномочия – ведь мы знаем, что эта ноша тяготила его. Однако отказ от престола произошел бы в мирной обстановке и не повлек бы за собой распад империи и гибель династии.

Но случалось так, что убийство Распутина запустило ряд фатальных событий, приведших в конечном итоге к катастрофическим для нашей страны последствиям.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/135780-proizoshla-by-revolyuciya-v-rossii-esli-b-2.html

Святой Николай — православный мир празднует его Рождество

Кто по национальности был святой Николай

Еще при жизни святой прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Православная церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца сегодня, 11 августа. Этот день является одним из трех основных непереходящих праздников, связанных с Николаем: 22 мая вспоминают о перенесении мощей святого, а 19 декабря — день смерти святителя.

Как слава нашла Николая

Родился будущий Святой в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии (на территории современной Турции) и был греческой колонией.

Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми и активно помогали бедным. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение.

Причина  многовекового почитания святого Николая  — в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.

Sputnik / Александр Юрьев

Мраморный престол над мощами Святителя Николая Чудотворца в итальянском городе Бари

Православные почитают святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаются в храмах службы и верующие обращают к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.

Покровитель для всех

С древних времен святой Николай считается покровителем путешественников и, в первую очередь, — моряков. В его житии описан случай: будучи еще совсем молодым человеком святой Николай отправился на учебу в Александрию. Во время путешествия на корабле случилась трагедия: один из матросов погиб, сорвавшись с мачты. Святой Николай начал искренне молиться о нем, и ко всеобщему изумлению Господь совершил чудо — воскресил несчастного матроса.

Также святой Николай, которого еще называют Чудотворцем, — покровитель узников и неправедно осужденных. Кроме того, Святой Николай помогает бедным.

По приданию, отец троих дочерей, не имел денег для приданного, отчаялся выдать их замуж и, чтобы хоть как-то прокормить семью, решился продать девушек в публичный дом.

Узнав об этом, епископ Николай не стал просить Бога о чудесной помощи, а решил что должен в этот раз помочь сам, в меру своих человеческих сил. Ночью он тайно пришел к дому бедного человека и подбросил ему свои собственные сбережения.

О бескорыстном поступке городского епископа узнали не сразу и то случайно — святитель не хотел никому рассказывать о случившемся.

В память об этом поступке молодые девушки сегодня молятся Николаю Чудотворцу и просят его покровительства и помощи в создании семьи.

Святой Николай помогает в поисках любви и семейного счастья самым разным людям со всех концов мира.

Ruptly

Мощи Николая Чудотворца доставили в храм Христа Спасителя в Москве

Будучи глубоко верующим человеком, святой обладал удивительным талантом: его молитвы были по-настоящему искренним обращением к Богу, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. И, конечно, покинув наш мир и соединившись с Богом, святой Николай не утратил, а лишь усилил эту связь. А потому, обращаясь к нему в своих молитвах, мы можем просить его о заступничестве за нас перед Богом.

Святой Николай дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.

Подготовлено по материалам из открытых источников

Источник: https://ru.sputnik.md/moldova/20180811/21154149/rozhdestvo-nikolaja-chudotvorca-2018.html

Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде

Кто по национальности был святой Николай

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских Часть 3. Построение русского храма во имя святителя Николая и при нем странноприимницы для паломников в Бар-граде

Часть 4. Сооружение нового Николо-Александровского храма в Петрограде

Часть 1. Почитание святителя Николая в России и Италии Великий угодник Христов, святитель и чудотворец

Святитель Николай Мирликийский.

Фреска Дионисия

Николай, архиепископ Мирликийский (в Малой Азии), святостью своей высоко аскетической жизни, глубоким христианским смирением, исключительной щедростью и любовью к тайному милостынедательству бедным и в тяжелых обстоятельствах жизни обретающимся, стяжал себе великую любовь и почитание еще при жизни среди своей паствы. Его горячая ревность о чистоте веры православной и неусыпное рачение о спасении чад Христовой Церкви, наипаче же вверенных его отеческой благопопечительности, засвидетельствованы были открыто и безбоязненно на Первом Вселенском Соборе среди 318 отцов, где находился и святитель Мирликийский Николай, когда из уст злочестивого Ария, пресвитера Александрийского, он услыхал хуления о Сыне Божием. С этого времени слава о мужественном поборнике Православной Церкви пронеслась по всей вселенной и сопутствовала ему до самой его блаженной кончины, которую искренними горячими слезами оплакала любящая его паства, лишившаяся в нем попечительного отца-руководителя, скорого помощника в бедах и нуждах и защитника вдов и сирот и всех в жизни обездоленных. Древняя базилика в Мирах Ликийских. Реконструкция
Разбитая гробница свт.Николая в Мирах Ликийских. Фотография из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города»

Мощи Святителя Христова, прославленные истечением многоцелебного и благоуханного мира, были честно и торжественно погребены в мраморной раке в величественной соборной Сионской базилике, созданной трудами и заботами родного дяди святителя Христова Николая, в ее нижней полутемной части.

Здесь это великое драгоценное сокровище православного христианского мира оставалось сокрытым даже от взоров усердных почитателей и непрестанных молитвенников, обращавшихся за помощью и предстательством у Престола Отца Небесного к святителю Николаю, особенно во все то время, когда город Миры Ликийские и вся Малая Азия попали под владычество нечестивых агарян (около 1036 г.

), разрушивших и сам величественный христианский храм — место вечного покоя великого угодника Христова.

И только по особому Промыслу Божию не без соизволения святителя Христова Николая его многоцелебные и мироточивые мощи благочестивыми обитателями итальянского града Бари — греками, — были извлечены из-под спуда, явлены всему христианскому миру, торжественно ими перевезены на корабль и положены сначала в храм св. Предтечи, а отсюда перенесены в нынешнюю базилику, созданную папой Урбаном II в честь святителя Николая.

 Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи Св. Николая (г. Бари, Италия).
Город Бари в течение трех столетий принадлежал Византии. Гробница святителя Николая находится в том месте, где была резиденция византийского императора и православный храм
 

Настоящее событие, совершившееся в 1087 году, по словам церковной песни, было «светлым торжеством» не только для одного маленького итальянского города Бари и проживавших в нем благочестивых греков, выходцев из Византии, но и с ними «ликовствовала и вся вселенная», ясно понимая, что чтимому угоднику Божию был найден подобающий и честный покой. Сюда-то непрерывной волной и потекли с того времени благочестивые паломники от запада и севера, чтобы достойно и праведно величать святителя и у гроба его черпать силу и утешение в несении креста, какой посылается Провидением каждому из них.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находился древний Иерусалим

В почитании сего святителя соревнуют между собой церкви западная и восточная в одинаковой почти мере, но особенно близок и дорог этот милостивый заступник и благомощный покровитель обитателям града Бари, где обретаются его мироточивые мощи, и русскому боголюбивому православному народу, который с самого принятия христианства воспылал особенной горячей любовью к святителю Христову Николаю Чудотворцу.

Торжественная служба на день перенесения мощей святителя, по мнению некоторых наших ученых, была составлена якобы русским иноком Печерской обители Григорием или даже русским митрополитом Ефремом в 1097 году.

Но кто бы ни был вдохновенным творцом этой службы, одно несомненно: что он легко мирится с тем, что «мирская страна молчит» (стихира на литии), лишившись своего «хранителя», и, забыв о печальных трениях между восточной и западной церквами, спокойно взирает на то, что мироточивые мощи святителя находятся в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни).

Таким образом, у мироточивой гробницы с мощами святителя Христова Николая в Бари на самых же первых порах их пребывания здесь объединились в чувствах первых глубокого благоговейного почитания и молитвенного горячего чествования сего святителя сосредоточенно-вдумчивая Святая Русь и жизнерадостная Италия.

Град Барский, населенный не одними греческими выходцами, но в большей части природными итальянцами, «радовался», видя у себя драгоценные мощи св. Николая, а Русская Церковь, составляющая часть «всей вселенной», «ликовствовала» с ним, имея в виду, что святые мощи изъяты из рук нечестивых агарян и находятся среди христиан — горячих почитателей великого угодника Христова.

Как же и чем можно объяснить это исключительное благоговейное почитание святителя Христова у нас, русских, и у итальянцев?

Причина этого кроется в присущей обеим народностям глубокой религиозности, проникающей во все стороны их жизни и деятельности, и любви к пышной церковной обрядности.

Личные качества святителя, восхваляемые составителями его жития и описывателями многоразличных чудес, явленных им по молитвам к нему обращающихся, пришлись по душе впечатлительным и горячо отзывчивым на все доброе и прекрасное народам — русскому и итальянскому.

В чудном старческом лике святителя Христова Николая наш художник сумел отпечатлеть все отличительные черты облика зрелого русского человека с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородой, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признак глубокой думы.

Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патары, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, св. Никола зимний должен быть в «шапке»-митре, а летний Никола — с открытой головой.

Наоборот, итальянский художник, придав лику святителя Николая мягкие черты благодушного старца итальянца, в одеянии епископского сана католической церкви, окружил его маленькими детьми, простирающими к ему свои нежные ручки, желая выразить в этом присущую итальянцам любовь к семейной жизни и детям.

Пышные  празднества перенесения мощей святителя Николая венецианцами изображены

на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре

Нисколько не удивительно, что чествование сего святителя у того и другого народа выражается далеко неодинаково. Итальянцы празднуют день свт. Николы шумными народными крестными ходами с парадами войск, с хорами музыкантов и с роскошным освещением городских улиц и площадей электрическими фонарями и разноцветными лампочками, ибо этого требует живой, веселый характер итальянского народа.

Величаво, но спокойно и благоговейно в своих благолепных храмах, посвященных его имени и во множестве рассеянных по необъятному лицу Русской земли, празднует тот же день русский богоносный народ длительными всенощными богомолениями, торжественными архиерейскими богослужениями, величественными крестными ходами и распеванием детьми коляд (в Малороссии) в честь св.

Николая с припевом: «Святый Николай, всему миру помогай».

Нередко во имя той же любви и глубокого почтения к свт. Николаю русский набожный человек с котомкой за плечами и с посохом в руке на праздник в честь свт.

Николая идет за сотни верст к обители, где чествуют чудотворные древние иконы сего милостивца святителя, или даже презирая все трудности пути и полное незнание нравов и обычаев итальянского народа и неумение с ним вступить в живой обмен мыслями, шествует спокойно к мироточивому гробу святителя Христова и перед ним под непонятный для него язык латинских молитв и песнопений изливает там свои наболевшие скорби и сердечные туги.

Этот страдный крестоносный подвиг паломничества к мощам святителя Николая, как знак высокого молитвенного почитания сего угодника Божия, присущ православному русскому человеку настолько, что в этом подвиге объединяются и Великий Государь богохранимой Российской державы, и юный князь императорской крови, только что покинувший школьную скамью и всецело готовый по единому слову Державного Вождя восприять мученический венец на поле ратном за славу и благоденствие дорогой родины, и русский ученый, и богобоязненный купец, и трудолюбивый земледелец. Для всех идущих к этому святому гробу готово высокое нравственное удовлетворение и трогательное до слез душевное утешение, омрачаемое лишь одним печальным сознанием, что у гроба дорогого святителя нет места дивным песненным хвалениям на родном языке с русским священником.

Но и русский, и итальянец, объединенные любовью к святителю Христову Николаю, несмотря на далекое пространство, их разделяющее, на разность их верований, несходство их природного характера, невозможность за незнанием языка, войти в живое непосредственное общение, были проникнуты издавна чувствами сердечности и взаимного тяготения друг к другу.

Ужасное мессинское землетрясение и человеколюбивая самоотверженная отзывчивость наших моряков в это время вызвали в итальянском народе чувства живой благодарности и усугубили существовавшие доселе дружеские чувства к России.

Эти чувства, как увидим ниже, с особой выразительностью высказались, когда высочайше учрежденный Барградский комитет на приобретенном им месте заложил первый камень русского в Бар-граде храма во имя свт. Николая и странноприимницы при нем.

С самого начала нынешней беспримерно тяжелой войны итальянский народ проявил к России весьма благожелательные чувства, объявив строгое невмешательство и приняв на себя защиту русских подданных в пределах Оттоманской империи. Русские, захваченные войной в пределах Германии, Австрии и других стран и возвращавшиеся в свое отечество через Италию, встречали повсюду в ней гостеприимство и полное сочувствие.

Все это, по молитвам великого предстателя и покровителя России и Италии святителя Христова Николая, завершилось ныне самым дорогим для нас и навсегда незабвенным событием: в ночь накануне 9 мая, день памяти перенесения мощей свт. Николая, Италия открыто объявила себя союзницей России и стала на защиту права и справедливости с державами Тройственного соглашения против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов.

Часть 2. Восстановление древней Сионской базилики и сооружение временного русского храма во имя святителя Николая в Мирах Ликийских

Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая русским народом и непрекращающееся тяготение сего последнего к его мироточивым нетленным мощам послужили причиной для зарождения в России так называемого мирликийского вопроса, перешедшего затем в барградский, ныне, благодарение Богу, близящийся к своему благополучному разрешению.
 

В начале 1850 года известный русский паломник-писатель А. Н. Муравьев на обратном пути из Иерусалима в Россию случайно посетил место подвигов и блаженной кончины святителя Николая Чудотворца, запустелый город Миры Ликийские и в нем печальные развалины древнего Сионского храма, где первоначально почивали мощи свт.

Николая Чудотворца до перенесения их в 1087 году в Бар-град. Пораженный убожеством этих драгоценных и близких русскому сердцу развалин, А. Н.

Муравьев воспылал горячей ревностью во что бы то ни стало приобрести их в собственность России с целью восстановить древний храм на этом месте высоких архипастырских подвигов и вечного упокоения в течение нескольких веков свт. Николая, Мирликийского Чудотврца.

Источник: https://www.ippo.ru/historyippo/article/svyataya-rus-i-italiya-u-mirotochivoy-grobnicy-svy-201490

Есть такая профессия – «Родину» развивать! — RG62.iNFO — информационно-аналитический портал

Николай Агеев

Разговор с главой Путятинского района, руководителем ООО «Родина» Николаем Агеевым

На прошлой неделе журналисты издания «Областная Рязанская Газета» посетили село Песочня Путятинского района. Какая-то сотня с лишним километров от Рязани, и мы будто попали в совершенно иной мир.

Как красива и живописна путятинская природа! Она завораживает и волнует. На деревьях, не шелохнувшись, гордо сидят ястребы, по полям, весело резвясь, друг за дружкой  бегают косули. Здесь пробуждаются   невероятные чувства. Остановившись всего лишь на миг и присмотревшись, ощущаешь, как окунаешься в глубину прекрасного!

Мы приехали в гости к главе муниципального образования – Путятинского муниципального района, заслуженному работнику сельского хозяйства РФ  Николаю Ивановичу Агееву.

К тому же, Николай Агеев уже 31 год руководит местным сельхозпредприятием «Родина». Поэтому наш разговор с главой Путятинского района получился более чем познавательным. Мы слушали нашего собеседника с неослабевающим интересом.

Земля Путятинская

Село Песочня в  Путятинском районе Рязанской области расположено на западе района, в 45-ти км от райцентра Путятино, на берегах реки Песочинка, левом притоке реки Пары.

Первые упоминания о деревне Песошня относятся к 1594-1597 годам в платёжных книгах Старорязанского стана.

Достопримечательность села Песочня – это усадьба видного общественного деятеля Александра Кошелева, который здесь жил в 1835-1883 годах.

Весь комплекс усадьбы когда-то представлял собой один красивейший ансамбль в стиле классицизма: двухэтажный дом соединялся крытыми галереями с двумя боковыми двухэтажными флигелями, плавно переходящими в каменную ограду, которая соединяла остальные флигели.

Рядом располагались многочисленные хозяйственные постройки, но они ни в коем случае не портили убранства усадьбы, а наоборот, делали её более величественной и богатой. Также в XIX веке тут находилась созданная Кошелевым школа. Действовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1800 году.

Помещик вёл многоотраслевое хозяйство. В имении действовали винокуренный, маслосыродельный, крахмало-паточный и сахарный заводы. Работали ремонтные мастерские, кожевенный цех, кирпичный завод и мельницы.

Именно поэтому Песочню раньше называли маленьким Парижем. К сожалению, в настоящее время от старинной усадьбы остались лишь стены. Но благодаря помощи спонсоров и пожертвованиям местных жителей был восстановлен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приобрели иконы и церковную утварь. Храм стал действующим, священник Роман Борисов регулярно проводит в нём службы.

Сегодня в современном селе Песочня работает МОУ «Песоченская средне-образовательная школа им. А.И. Кошелева», расположенная в новом здании. В ней организована и группа для дошколят, поскольку детей детсадовского возраста в селе немного. Ребятишки прекрасно соседствуют. Малыши с интересом ходят вместе с учениками на линейку, заранее привыкают к школьному порядку.

Также в селе функционируют больница, почта, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, несколько магазинов и, конечно же, сельхозпредприятие «Родина», руководит которым Николай Агеев.

Родная «Родина»

Николай Иванович Агеев родился в деревне Княгиня Путятинского района.

–  Княгиня находится в семи километрах от Песочни. Её жители, несмотря на  аристократическое название – Княгиня, очень трудолюбивые. Я там окончил 4 класса, а учиться в 5-м продолжил уже в селе Песочня.  В 14 лет я уже умело управлял комбайном.

Поскольку наставниками были мои родные дяди-орденоносцы: брат мамы Анатолий Федорович Усачев, который получил орден Ленина, и брат папы Владимир Ильич Агеев, ему вручили орден Красного Знамени. Сильнейшие механизаторы были, настоящие советские крестьяне! Они жили в Княгине.

Кстати, у меня сегодня в хозяйстве есть работники, которых тоже обучали мои дяди.

Затем Николай Иванович поступил в Рязанский сельхозинститут  им. П.А. Костычева. Окончив вуз, вернулся на родину. Работал главным инженером в колхозе «Ленинский путь». В 1989 году был назначен директором учебного производственного хозяйства Песоченского сельскохозяйственного техникума.

В те времена молодые люди приезжали сюда не только из разных уголков Рязанской области, но и со всего Советского Союза, чтобы учиться в сельскохозяйственном техникуме. И надо сказать, что знания в нём давали основательные. У студентов во время учебы была возможность применять теорию на практике. Впоследствии выпускники становились хорошими специалистами и при желании без проблем получали высшее образование.

Даже среди профессоров и кандидатов наук Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева и Московского научно-исследовательского института сельского хозяйства «Немчиновка» в разные годы были выпускники Песоченского сельскохозяйственного техникума.

К сожалению, кризис лихих 90-х годов коснулся и села Песочня. Техникум закрыли в 1996 году. Тогда-то Николай Агеев принимает решение возглавить агропредприятие СПК «Родина».  Но сельскохозяйственный производственный кооператив как сельхозструктура имела небольшие возможности. Например, многие федеральные программы сельхозназначения не применялись к СПК.

–  Поэтому в прошлом году мы решили переоформить статус СПК на ООО (общество с ограниченной ответственностью). Теперь проблем практически не испытываем.

Например, по словам Николая Агеева, получить в банке кредит на развитие сельхозпредприятия стало намного легче.

–  Когда я пришёл в хозяйство, у нас было всего лишь 650 га земельных угодий, а сегодня – около 4 000 га. Земли нашего хозяйства тянутся от села Васильевка и до сел Поляки и Сановка.

Поначалу в хозяйстве  большое внимание уделялось животноводству. По продуктивности скота и надоям молока предприятие даже входило в число лучших хозяйств района. Но от животноводства пришлось отказаться.

– Мы пришли к выводу заниматься только растениеводством.

Павел Васин

На сегодняшний день хозяйство специализируется на производстве семян зерновых культур высших репродукций. Работает с несколькими научно-исследовательскими институтами сельского хозяйства.

–  В настоящее время наше хозяйство достаточное сильное в плане семеноводства, – рассказывает руководитель ООО «Родина» Николай Агеев. – Поставляем элитные семена зерновых культур в различные области страны. Сотрудничаем с  научно-исследовательскими институтами, связанными с сельским хозяйством.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает татуировка в виде перевернутого креста

В хозяйстве выращивается три сорта озимой пшеницы, ячмень, горох, люпин, кукурузное зерно.

– Посевная на сегодняшний день у нас в хозяйстве успешно завершена. Осталось посеять кукурузу. Планируем начать с 1-го мая, чтобы кукуруза вовремя созрела для зерна.

В ООО «Родина» трудится двадцать пять человек. Все работники являются жителями района.

Павел Васин в ООО «Родина» работает главным инженером.

В родное село вернулся сразу же после окончания Рязанского агроуниверситета. Павел  признаётся, что хоть временами бывает тяжело, но мыслей о том, чтобы уехать из Песочни в город, никогда не возникало.

– Я же здесь родился и вырос. А, как говорится, где родился, там и пригодился. Кстати, можете меня поздравить, у меня сегодня день рождения! – улыбается Павел.

Для успешного развития семеноводства в хозяйстве построено несколько современных складов. По мере возможности увеличивается и обновляется парк сельскохозяйственной техники.

–  Мы имеем технику  как отечественного, так и импортного производства. Комбайны – ростовские. А тракторы – фирм-производителей John Deere  и Case. У нас две зерносушилки итальянского производства. Сначала в 2013 году  поставили первую зерносушилку.

Но поскольку объёмы зерна увеличивались, то решили поставить ещё одну. Теперь помещаем высушенное зерно на склады. Очень удобно.

ООО «Родина» всегда добивается достойных показателей. Организаторские способности, профессиональная компетентность, умение работать с людьми – всё это помогло Николаю Агееву создать работоспособный коллектив. Здесь есть все условия для того, чтобы труд земледельца превратился в источник его радости и благосостояния.

Хозяйство по праву занимает достойное место в Путятинском районе, является одним из передовых сельхозпредприятий по производству продукции растениеводства.

–  Кстати, супруга моя Галина Анатольевна, – продолжает Николай Агеев, – тоже работает в ООО «Родина» бухгалтером. И сыновья Роман и Дмитрий  занимаются сельским хозяйством, они окончили Рязанский сельхозинститут.

Поскольку руководителем ООО «Родина» является сам глава Путятинского района, то предприятие, помимо успешного хозяйствования, несёт и социальную ответственность. Хозяйством регулярно оказывается финансовая и материальная поддержка социальным учреждениям села Песочня.

Каждый год Песоченской средней школе имени Кошелева Николай Агеев   оказывает материальную помощь к новому учебному году.

–  Мы никогда не отказываем. Ведь в эту школу ходят дети и внуки наших сотрудников. Я всегда говорил, если на селе будет сильное агропредприятие, то сельские учреждения бедствовать не будут, и село будет жить.

На обновление памятника погибшим героям во время Великой Отечественной войны ООО «Родина» выделило 71 тысячу рублей.

К Николаю Агееву как к депутату и главе Путятинского района жители  обращаются с различными вопросами. Просят о помощи и с ремонтом дорог, и с личными бытовыми ситуациями. Николай Иванович всегда старается помочь.

В преддверии 75-летия Победы

И ещё один знаменательный факт села Песочня Путятинского района. Здесь родился и жил Герой Советского Союза Алексей Ильич Черняев, который скончался в 1993 году, он похоронен на сельском кладбище в родном селе.

На здании местной школы 25 января, в день рождения Героя Советского Союза, открыли мемориальную доску. В этом году Алексею Ильичу Черняеву исполнилось бы 95 лет.

– Я был лично знаком с Алексеем Ильичом. Он был простым и очень общительным человеком, и таким его запомнили все жители нашего села. О своём подвиге он всегда говорил: «Если бы вы были на моем месте, то я уверен, сделали бы то же самое», —  вспоминает глава района Николай Агеев.

В том далёком 1943 году в составе десантной группы Черняев форсировал реку Днепр, первым ворвался в траншеи противника, находившиеся в 80-ти метрах от берега реки, уничтожил 5 немецких солдат и подавил огонь пулемёта противника. Во время боя был убит командир отделения, и курсант Черняев принял командование на себя.

Алексей Черняев

В одной из контратак Алексей Ильич направил своё отделение с фланга атакующих в тыл противника.  В этом неравном бою 5 курсантов из отделения Черняева пали смертью храбрых, сам же Алексей Ильич уничтожил 25 солдат противника, подполз под огнём к фашистскому дзоту и взорвал его гранатами.

За героизм, проявленный при форсировании Днепра, Алексею Ильичу Черняеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кроме того, Алексей Черняев участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Австрии, Венгрии, Югославии и Чехословакии. На его счету сотни убитых фашистов и 41 «язык», взятый в плен, в том числе один полковник.

О том, как воевал Алексей Ильич свидетельствуют два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, множество медалей и главная награда – Золотая Звезда Героя.

–  Семья Черняевых была замечательная, многодетная. Таких, наверное, больше нет. Почти все братья Черняевы после войны работали педагогами. Алексей Ильич, Василий Ильич, Дмитрий Ильич, Владимир Ильич, Михаил Ильич. Также были ещё две сестры Анна и Мария.

Имя героя увековечено на поклонной горе в Москве и на мемориале в районном центре селе Путятино.

Жители Песочни неоднократно обращались к главе района Николаю Агееву с идеей присвоить местной школе имя Алексея Черняева и тем самым  увековечить имя Героя в родном селе. Местная средняя школа носит имя помещика Александра Кошелева, который, действительно, в своё время внёс большой вклад в развитие села Песочня. Но это было двести лет назад.

Но ведь в селе в более современный период проживало и живёт немало достойных людей. Среди них – 96-летний ветеран Великой Отечественной войны Михаил Григорьевич Матросов.

– Я  сказал Михаилу Григорьевичу: как хочешь, но твоё 100-летие мы обязательно будем праздновать, –  улыбается Николай Агеев и продолжает, – очень хотелось бы, чтобы в честь 75-летия Победы нашей местной школе было присвоено имя Героя Советского Союза Алексея Черняева. Считаю, это было бы справедливо.

Елена МОРЕВА

Источник: https://rg62.info/2020/04/28/est-takaya-professiya-rodinu-razvivat/

Николай Чудотворец. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца — одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются «Деяния о стратилатах» (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне — территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя — епископ Патарский — возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем — в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям — он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне — Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден.

Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого «ударил по щеке» Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания.

Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 — по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Мощи

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку.

Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности — в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.

), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д.

Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых.

Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается «покровителем Отечества». Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше — только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца — на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет). В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие. Старейшее изображение в древнерусском искусстве — алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века). 

Источник: https://tass.ru/info/4270929

Главный русский святой: Николай Чудотворец впервые прибыл в Россию

21 мая в 16.00 мощи Святителя Николая, епископа Мир Ликийских, прибыли в Москву, в аэропорт «Внуково». Ковчег с мощами встречал почетный караул и делегация Русской православной церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Иларионом (Алфеевым). Он же в Италии заключал специальный договор с католической архиепископией Бари о временном хранении мощей Чудотворца Русской православной церковью.

Впервые за 930 лет ковчег с мощами покинул итальянский город, куда останки Святителя были перевезены в 1087 году.

Попущение от Господа

Празднование переноса мощей из Мир Ликийских традиционно широко проводится в Бари, во всей Русской православной церкви, но не отмечается в остальной Католической церкви и иных православных поместных церквях. Дело в том, что перенос мощей был сопряжен с похищением.

Барийские и венецианские купцы силой вскрыли саркофаг со Святителем несмотря на то, что клир храма, где покоились мощи, был категорически против. Вскрывшие саркофаг увидели, что останки Николая Чудотворца фактически погружены в миро.

Миро, источаемое мощами, не похоже на ту «маслянистую жидкость», которую обычно православные понимают под этим названием. Более всего по составу то, что источают останки Святителя, напоминает чистейшую воду. Кстати, мощи мироточат до сих пор. Изъятие этой субстанции происходит в Бари ежегодно 9 мая по новому стилю.

Для Русской церкви это «похищение мощей» практически сразу стало праздником, поскольку существовала реальная угроза уничтожения святыни со стороны турок-сельджуков. Тем более что попытка уничтожения мощей уже была предпринята примерно в 792 году Хумейдом, одним из флотоводцев Харуна аль-Рашида, разорившим святыни Родоса и дошедшим до Мир Ликийских, которые сейчас являются турецким городом Демре. Хумейд даже вскрыл мощевик в храме, но это оказались останки другого святого.

Потому перенесение мощей в Бари было воспринято в Русской церкви как «попущение от Господа» во имя сохранения столь важной святыни. Отмечается это событие как раз сегодня, 22 мая по новому, или 9 мая по старому стилю.

Сами мощи пробудут в России с 21 мая по 12 июля, они будут открыты для паломничества и поклонения в Москве, в Храме Христа Спасителя, а позже — в Петербурге, скорее всего в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. При этом представители РПЦ не исключили возможности перенесения мощей в Исаакиевский Собор, если он к тому моменту будет передан Русской православной церкви.

Николин день

В столице Святителя встретили колокольным звоном всех церквей Москвы. В том числе, звонили и в Храме Христа Спасителя, и на Колокольне Ивана Великого в Кремле.

Ковчег с останками Николая Чудотворца после молебна, отслуженного у трапа во Внуково, который возглавил митрополит Истринский Арсений (Епифанов), двинулся через город в Храм Христа Спасителя. Там его встречал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предстоятель через живой коридор священников и епископов вышел к автобусу с саркофагом. Сам ковчег с мощами в храм внесли на плечах четыре епископа. Верующие встречали Святителя Николая уже в аэропорту, однако более всего, порядка 10 тысяч человек, собралось в Храме Христа Спасителя. Еще несколько сотен было на близлежащих улицах. Это не только москвичи, но и первые приехавшие со всей России паломники. После встречи саркофага было отслужено Всенощное бдение.

В своей проповеди Патриарх особо отметил, что Святитель и Чудотворец Николай, с точки зрения народного почитания на Руси, был и остается первым святым. Практически во всех домах как в прошлом, так и во многих домах православных людей сегодня, есть непременно три иконы: Спасителя, Богоматери и Святителя Николая Чудотворца.

По словам Предстоятеля РПЦ, почитание Святителя связано со множеством чудес в жизни людей по молитвам к этому святому, с избавлением Отечества и народа нашего от многих исторических катастроф.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как доехать из Иерусалима в Тель Авив

«Вот почему русская паства — это паства, исполненная огромной любви к Святителю и Чудотворцу Николаю, — сказал Патриарх. — Вот почему в нашем сознании он воспринимается как русский святой, хотя никогда не был на Руси и ни по национальности, ни по культуре никогда не был связан с нашей страной».

Михаил Ремизов: Киев готовит рейдерский захват русских православных приходов

Действительно, Святитель Николай считается практически «самым главным святым» в нашей стране, хотя жил он на Ближнем Востоке, родился примерно в 270, а умер в 345 году.

Первый его храм появился в Киеве, еще до Крещения Руси, на месте смерти воеводы Аскольда, принявшего в крещении имя Николай. Там же было и первое чудо, явленное Святителем, когда из вод Днепра был спасен упавший туда и утонувший младенец.

По случаю этого события была написана икона, в простонародье называемая «Никола Мокрый».

Символично, что к нынешнему приезду Святителя в Россию также была написана икона с его ликом. Ее написала Ольга Жукова, известный московский иконописец. Эта икона накрывает теперь ковчег с мощами Николая Чудотворца.

В честь приезда мощей в Москве начал работу благотворительный фестиваль искусств «Николин день». Он проходит в парке «Красная Пресня». Организаторы надеются по итогам фестиваля инициировать создание музея современного христианского искусства. Среди организаторов акции — клирики и миряне храма Николая Чудотворца на Трех горах.

Тысяча лет почитания

В восприятии русских людей Николай Чудотворец стал защитником всех обиженных и обездоленных, святым, отвечающим за «социальную справедливость». Некоторые исследователи также указывают на то, что он сменил в восприятии новообращенных православных славян Микулу Селяниновича, «крестьянского богатыря».

Некоторые же народы, живущие на нынешней территории России, восприняли Николая Чудотворца вообще как отдельное божество. Например, калмыки-буддисты почитают его как «Миколу-бурхана», духа и покровителя Каспийского моря. Ряд иных буддистских племен — как Белого Старца, дающего долголетие и помощь рыбкам.

Паломничество к мощам ожидается весьма масштабным. Власти Москвы прогнозируют ежедневную очередь от двух до пяти тысяч человек. Она протянется от метро «Парк Культуры» до Храма Христа Спасителя.

Сегодня мощи будут доступны паломникам с 14-00 до 21-00, в остальные дни — с  8 утра и до 9 вечера. На пути очереди будет три пропускных пункта, организуют питание. При этом организаторы мероприятия рекомендуют паломникам не пользоваться личным транспортом и запастись водой.

На религиозной войне пленных не берут: Дмитрий Лекух о гонениях Киева на РПЦ

Сегодня в честь перенесения мощей Святителя в Бари и в честь их нынешнего перенесения в Москву Патриарх Кирилл отслужил утреннюю Литургию в Храме Христа Спасителя. Она прошла при огромном скоплении народа. Судя по всему, к святыне придут поклониться не только православные, но и католики, для которых Николай Чудотворец также является весьма почитаемым святым.

Договоренность о том, что мощи приедут в Россию, была достигнута между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском в прошлом году во время их встречи на Кубе. Ранее, в 2012 году в Россию приезжала лишь малая частица мощей, изъятая из берцовой кости Святителя.

Нынешний приезд практически всех останков Святителя является действительно уникальным и в определенном роде исторически-справедливым. Николая Чудотворца, как и было сказано выше, на Руси стали почитать еще до Крещения, и вот, наконец, «главный русский святой» пришел в Россию.

Источник: https://riafan.ru/777348-glavnyi-russkii-svyatoi-nikolai-chudotvorec-vpervye-pribyl-v-rossiyu

Николай Чудотворец

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники.

От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии.

Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.

Икона Николая Чудотворца

В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении. 

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению Иисусу Христу. Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.

Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю. 

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.

Николай Чудотворец у постели больного

В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным. 

Памятник Николаю Чудотворцу в Демре

После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений.

Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием.

После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.

Николай Чудотворец

Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора.

Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда.

К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.

Николай Чудотворец воскрешает моряка

В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым.

По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти.

Поклонение святителю стало массовым после его кончины.

Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича.

Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури.

Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.

Акафист Николаю Чудотворцу

Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит.

Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем.

Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества.

В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре.

Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.

Мощи Николая Чудотворца

Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая.

Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие.

Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.

Ковчег Николая Чудотворца

Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Николай Чудотворец

Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России Дмитрий Медведев.

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.

https://www.youtube.com/watch?v=QGAl4uFLHsI

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.

Николай Чудотворец и Санта Клаус

Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай. 

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию.

21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России Владимир Путин.

13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.

Мощи Николая Чудотворца в Москве

К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении.

Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения.

Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Источник: https://24smi.org/celebrity/9943-nikolai-chudotvorets.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Наталия По церковному

Закрыть