Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Города Израиля: Иерусалим
Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.
При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.
По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).
«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.
Наиболее важные вехи истории Иерусалима
— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.
— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.
На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.
— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.
Старый город
В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.
Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).
Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.
Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».
Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.
Христианский квартал
Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.
Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.
С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).
Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона
Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/
Израиль: Библейские маршруты Иерусалима
Путешествие по святым местам древнего города.В Иерусалиме каждая из достопримечательностей связана с чередой событий, происходивших на протяжении тысячелетий.
Приверженцы каждой из религий лелеют в сердце свой «дух Иерусалима». Посещение Вечного города — поистине незабываемое впечатление, особенно, если вы пройдетесь по местам, которые были описаны еще в Библии.
Предлагаем пять самых знаменитых библейских маршрутов по Иерусалиму для самостоятельных путешественников.
Билеты в Тель-Авив: сравнение цен на разных сайтах — экономия до 50%
В Иерусалиме нет аэропрта, поэтому нужно прилетать в международный аэропорт Бен Гуриона в Тель-Авиве. Из аэропорта до Иерусалима 30 минут на такси, на автобусе дорога займет чуть больше времени.
Где жить. Отели Иерусалима
В отелях Иерусалима для путешественников предлагается около 10 000 номеров. Выбор огромен, как от дешевых, но в которых можно найти все необходимое для комфортного проживания, так и до шикарных апартаментов с захватывающим видом на древние стены Старого Города и историческую крепость Давида — The David Citadel 5*, или номера дизайнерского отеля Mamilla 5*, расположенного неподалеку от Яффских ворот.
Все отели Иерусалима: сравнение цен на разных сайтах — экономия до 50%
В Новом завете повествуется о частых визитах Иисуса в Иерусалим. Описана там и последняя неделя, которая началась со дня его триумфального въезда в город, именуемого сейчас Вербным воскресеньем, и завершилась распятием и воскрешением в день, который называется ныне Пасхой или Воскресением Христовым.
Именно здесь, в Иерусалиме, Иисус со своими учениками провел первый пасхальный седер (празднование первого праздника Песах) на горе Сион — известный, как тайная вечеря. В Гефсиманском саду у подножия Маслиничной горы он провел свою последнюю ночь перед его арестом римлянами.
В Иерусалиме Иисус предстал перед судом Понтия Пилата и был приговорен к смерти на кресте – в те времена это была обычная форма казни у римлян. Здесь он был распят и в спешке погребен перед наступлением Шаббата. Когда после исхода Шаббата семья Иисуса собралась у его могилы, она была пуста
А 40 дней спустя Иисус вознесся на небо с вершины Маслиничной горы. Таково предание.
Кроме мест, имеющих непосредственное отношение к жизни Христа, в Иерусалием есть немало памятников, которые связаны с Марией и апостолами. Именно в Иерусалиме была создана первая в мире христианская община.
Упоминания Иерусалима в Библии
— « с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим». (Книга Иисуса Навина 15:8)
— «Мелхиседек, царь Салимский» (Бытие 14:18)
— Покорение царем Давидом. (Вторая книга Царств 5:1 – 12)
— Религиозная и политическая столица израильского царства.
(Третья книга Царств 3:1, 7:1 – 12, 12:41 – 43; Вторая книга Царство 6:1-23).
— Иерусалим в псалмах: 26, 41, 42, 48, 75, 84, 87, 95, 125, 127, 133, 134, 137, 146, 147, 150.
— Разрушение Иерусалима Навуходоносором в 587 году до нашей эры. (Четвертая книга Царств 25)
— Восстановление стен Иерусалима Неемией.
(Книга Неемии 3)
— Предвидение разрушения Иерусалима Иисусом. (Евангелие от Луки 21:20)
— Иерусалим как город избранного народа. (Книга Иезкииля. 23, Книга Исайи 62)
— «святой город Иерусалим». (Книга Неемии 11:1)
— Место встречи народов.
(Книга Исайи 2:1-5, 60)
— Видение нового Иерусалима (Книга Исайи 54:11-17, 62)
— Святой город новый Иерусалим (Откровения 21:2)
Виа Долороса — улица в Старом городе Иерусалима, протянувшаяся примерно на полтора километра, начинается у крепости Антонии, где Иисус был осужден Понтием Пилатом, и ведет на Голгофу, где он был распят. По ее длине – 14 остановок. На каждой из них установлена часовня или памятный знак, описывающий события, произошедшие на крестном пути Христа. На месте Голгофы возведен храм Гроба Господня.
Вместе с тем, некоторые христианские церкви полагают, что истинная Голгофа находилась у Могилы сада за стенами Старого города.
Крестный путь начинается неподалеку от Львиных ворот (ворота Святого Стефана) у входа в религиозной школы мусульман Эль-Омария.
Первая остановка. Крепость Антонии, в которой Пилат вынес Иисусу смертный приговор. В наши дни в крепости расположен монастырь Сестер Сиона.
Во дворе монастыря расположены две часовни: Бичевания и Осуждения. Последняя воздвигнута над местом, где Христу огласили приговор.
Вторая остановка. Часовня Бичевания с останками плит Литостратос, где Иисуса заставили нести свой крест на Голгофу.От монастыря Сестер Сиона через Виа Долороза перекинута арка Ecco homo свидетельство того, как в этом самом месте стоял Иисус, выведенный к толпе Понтием Пилатом со словами: «Се человек!»
Третья остановка.
Иисус пал под крестом первый раз. После окончания Второй мировой войны здесь была построена небольшая католическая часовня на деньги польских солдат.
Четвертая остановка. Иисус встречается с матерью. Место, с которого мать наблюдала за страданиями сына отмечено строительством армянской католической церковью Богоматери Великомученицы. Над входными дверями в храм вырезан барельеф из мрамора, изображающий встречу Христа и Девы Марии.
Пятая остановка. Симон Киринеянин помог Иисусу нести крести. Сегодня на этом месте расположена францисканская часовня. Справа от входа в часовню можно заметить камень с глубоким углублением, который, по преданию, считается отпечатком руки Иисуса, когда тот освободившись от креста, оперся о стену.
Шестая остановка. Жительница Иерусалима отирает пот и кровь с лица Иисуса куском ткани, который тут же принял форму его лица. Слова «Вера Ника» в переводе с греческого означают истинное изображение, и поэтому эта женщина стала известна миру под именем Вероника. Сегодня здесь открыта часовня святой Вероники, а кусок колонны, выпирающий из стены, напоминает нам о месте, где предположительно находился дом Вероники.
Седьмая остановка. Иисус падает во второй раз. Место расположено на пересечении Виа Долороза с базарной улицей Сукхан эз Зайн. Неподалеку от седьмой остановки находится францисканский монастырь.
Восьмая остановка. Иисус утешает жительниц Иерусалима, предсказывая разрушение Иерусалима. В наши дни здесь расположена часовня святого Харлампия. Символом же восьмой остановки считается вмурованный в стену камень с изображением креста и надписью NIKA.
Девятая остановка. Иисус падает в третий раз. У входа в эфиопский монастырь стоит колонна – знак девятой остановки.Пять последних остановок находятся на территории храма Гроба Господня.
Десятая остановка. С Иисуса срывают одежды. Сейчас здесь расположена часовня Разоблачения.
Одиннадцатая остановка. Иисуса пригвождают к кресту. Это место обозначено в храме Гроба Господня фреской с изображением Иисуса на кресте.Двенадцатая остановка. Иисус умирает на кресте. Место под алтарем, там, где был установлен крест с распятым на нем Иисусом, отмечено серебряным диском. Там же находится отверстие, через которое можно дотронуться до вершины Голгофы.
Тринадцатая остановка. Тело Иисуса снимают с креста и омывают на камне соборования. Сейчас на том месте, где лежало тело Иисуса установлен латинский алтарь и деревянная статуя Скорбящей Девы, к которой паломники несут свои дары.
Четырнадцатая остановка. Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в могилу.
Восхождение на Елеонскую, или Масленичную гору
Полюбуйтесь панорамой города, открывающейся с вершины горы: храмом всех Наций (Базиликой Страстей Христовых), Гефсиманским садом, церковью Марии Магдалены, могилой девы Марии, церковью Доминус Флевит (Скорбящего Господа) и самым святым в мире еврейским кладбищем.
Упоминания Елеонской горы в Библии
— Давид взошел на гору Елеонскую, пытаясь укрыться от Авессалома. (Вторая книга Царств 15:30, 32)
— Соломон построил дворец на горе перед Иерусалимом. (Третья книга Царств 11:7-8)
— «И поднялась слава Господа и остановилась над горою, которая на восток от города».
(Книга Изекииля 11:23)
— Въезд Иисуса в Иерусалим. (Евангелие от Матфея 21:1 – 16)
— Страдания Иисуса в Гефсиманском саду. (Евангелие от Матфея 26:30 – 56)
— Вознесение Христа. (Евангелие от Луки 24:51, Деяния апостолов 1:4 – 12)
— Иисус предсказал разрушение Храма.
(Евангелие от Марка 13:3)
— «И вышел пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним последовали и ученики Его». (Евангелие от Луки 22:39)
— Явление Иисуса и исполнение его пророчеств. (Книга Изекииля 11:23, Книга Захарии 14:4)
— Христос вознесся в небеса с вершины Маслиничной горы.
(Евангелие от Луки 24:50-510)
— Место храма Вознесения. (Евангелие от Луки 21:37)
— Храм «Патер Ностер». (Отче наш)
Прогулка по Виффагии и Виффании
Два небольших селения на юго-западном (Виффагиия) и юго-восточном (Виффания) склонах Елеонской горы. Именно здесь находится пещера, в которой похоронили Лазаря, и церковь в Вифагии. В наши дни на этом маршруте путешественникам предлагается также посетить Храмовую гору, Стену плача, Крысиную лестницу, Купол Скалы и туннель Хасмонеев.
Упоминания Виффагии и Виффании в Библии
— Вербная процессия в честь триумфального въезда Христа в Иерусалим. (Евангелие от Марка 11:1-11, Евангелие от Луки 19:29 – 40, евангелие от Иоанна 12:12-16)
— У подножия Масличной горы. (Евангелие от Иоанна 11:1 – 45)
— В Вифании Иисус совершил чудо воскрешения Лазаря – брата Марфы и Марии. (Евангелие от Марка 11:1 -18, Евангелие от Луки 10:38 – 42)
Восхождение на гору Сион
Отправляясь к главному символу города, расположенному на юго-западном холме Иерусалима, вы увидите могилу царя Давида, горницу тайной вечери, подземную часовню храма Успения, построенного на том самом месте, где по преданию заснула вечным сном мать Иисуса Христа дева Мария, и лютеранское кладбище, где похоронен Оскар Шиндлер.
Упоминания горы Сион в Библии
— Горница тайной вечери. (Евангелие от Матфея 26:26 -35, Евангелие от Луки 2:11 – 47, 22:7-38)
— Пятидесятница. (Деяния 2:1 -4)
— Отречение апостола Петра (Евангелие от Марка 14:72, Евангелие от Иоанна 18:15-27)
Гора Мориа, или Храмовая гора
Прямоугольная площадь, обнесенная высокими стенами, возвышающаяся над Старым городом, является самым священным местом для иудеев и считается третьим по святости у мусульман. В стародавние времена здесь находился Первый и Второй Иерусалимские рамы.
В наши дни, за зубчатыми стенами расположена мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Маршрут пролегает мимо еврейского кладбища, церквей и монастырей Масличной горы. Отсюда, поднявшись на смотровую площадку Рехавам можно сделать фотографии живописных видов Иерусалима.
Упоминания Храмовой горы в Библии
— Здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака (Бытие 22:2)
— Здесь царь Давид намеревался построить дом Господу (Вторая книга Царств 7:1-17)
— Строительство Храма царем Соломоном (Третья книга Царств
— Видение пророка Исайи в Храме (Книга Исайи 6:108)
— «Здесь храм Господень». (Книга Иеремии 7:1 – 15)
— В Храме найдена книга закона (Четвертая книга царств 22)
— Разрушение храма Навуходоносором (Четвертая книга царств 25)
— Видение будущего Храма (Книга Изекииля 40,44)
— Восстановление и освящение Храма (Книга Ездры 4,6)
— Рождение и благовещение Иоанна Крестителя (Евангелие от Луки 1:5 – 25)
— Явление Иисуса в Храме (Евангелие от Луки 2:22 – 38)
— Иисус удивляет учителей в Храме (Евангелие от Луки 2:40 – 47)
— Камень в Храме – искушение Христа (Евангелие от Луки 4:9 – 13)
— Изгнание торговцев из Храма (Евангелие от Матфея 21:12 – 17)
— Чтение проповедей Иисусом (Евангелие от Иоанна 7:14 – 53)
SMART TRIP РЕКОМЕНДУЕТ
- ПОИСК АВИАБИЛЕТОВ В ИЗРАИЛЬ
- ЛУЧШИЕ КУРОРТЫ ИЗРАИЛЯ
Источник: http://smarttrip.ru/biblejskie-marshruty-ierusalima
Многослойный город: как Иерусалим исследует свое прошлое и живет с ним в настоящем
О том, что понадобятся фонарики и обувь на нескользящей подошве, нас предупредили заранее: «Потому что под землей придется идти по колено в воде». О подземных тоннелях в Иерусалиме ходит много легенд — например, что чуть ли не под каждым домом в Старом городе есть пещера, а по тоннелям от Храмовой горы можно добраться до Средиземного моря.
Первыми их стали изучать в середине XIX века британские королевские инженеры — одним из самых знаменитых был Чарльз Уоррен, который активно исследовал пятисотметровый Силоамский туннель, водную систему времен царя Езекии (VIII–VII века до н. э.), вырубленную в скальной породе от градообразующего источника Гихон рядом с Храмовой горой до Силоамской купели.
Для спуска в него и нужна была нескользящая обувь.
Проводится при поддержке фонда «Генезис».
Проект «Эшколот» продвигает идею «медленного чтения» городов и несколько раз в год организует выездной обучающий фестиваль для взрослых, где в качестве преподавателей выступают ученые из университетов, лучшие специалисты по заявленной теме. Следующий фестиваль пройдет в ноябре 2019 года в Берлине и будет посвящен Веймарской республике. Доступны гранты на участие.
Европейская наука открыла для себя Ближний Восток в 1799 году, когда Наполеон завоевал Египет, — клады, гаремы и легенды будоражили умы путешественников, ученых и предпринимателей.
«Первооткрывателей» Иерусалима было много; первые более-менее понятные карты города были сделаны многочисленными авантюристами, но только в середине XIX века, пользуясь слабостью Османской империи, освоением города занялась Британия.
В 1865 году в Лондоне при участии различных меценатов и лондонского Общества библейской археологии был основан Фонд исследования Палестины, от имени которого в Иерусалиме высадился исследовательский десант.
Оказалось, что в недрах храмового комплекса скрывается несколько бассейнов, цистерн и микв, которые использовались для омовения служителей и очищения храма после жертвоприношений. Вода поступала из ближайшего природного источника Гихон, который был укреплен сторожевой башней.
Из-за того что источник мог обеспечить водой ограниченную территорию, древние города не росли вширь. Зато росли вверх — их завоевывали, разрушали, отстраивали заново, и так, слой за слоем, возникали холмы, называемые теллями. Таково происхождение Храмовой горы.
Все изменилось с изобретением римлянами водопровода — это видно на фотографиях города Бейт-Шеан, одного из знаменитых археологических городов-раскопок Израиля: за плоским и широким римским городом высится телль, под которым еще десятки слоев истории.
Но еще до прихода римлян роль водопровода играл Силоамский туннель (есть теория, что именно он позволил Езекии выдержать осаду ассирийцев).
Внутри создатели туннеля оставили «записку» — выбитый на камне текст на древнееврейском о том, как две команды прокладывали туннель с двух сторон, а затем встретились. До сих пор для ученых остается загадкой, как они смогли это сделать, не имея даже компаса. Одна из гипотез предполагала, что вода уже текла по трещине, и древним инженерам просто нужно было следовать по ее ходу, предварительно окрасив воду.
Но геолог Амос Фрумкин объяснил нам, что природная трещина обычно появляется на стыке двух скальных пород, а этого в Силоамском туннеле нет, зато есть следы от высекания камня — под ногами, по стенам и на потолке. Туннель слегка виляет и периодически сворачивает в небольшие полости-тупики — видно, что копатели по ошибке начинали рубить камень в неправильном направлении. Этих ошибок становится все больше ближе к месту встречи рабочих бригад.
Версия Фрумкина — работники передвигались, ориентируясь по громким звукам, которые издавали люди на поверхности (те, в свою очередь, отслеживали перемещение бригад по стуку молотков): эксперименты показали, что такая коммуникация эффективна при прокладывании тоннеля на глубине до 15 метров (а вообще звук слышен на глубине до 24 метров). Извилистость же объясняется мягкостью горной породы — копали там, где было легче.
Когда бригады сблизились, они уже могли лучше слышать друг друга, и именно этим объясняется увеличение количества ошибок — небольших тупиков по сторонам туннеля: рабочих путало эхо.
Примечательно, что для того, чтобы изучать древние тоннели, британским археологам самим приходилось рыть ходы в земле. Из-за того что доступ к Храмовой горе уже тогда был затруднен, британцам приходилось делать вертикальные траншеи на некотором расстоянии от нее, а уже на глубине копать вбок.
Дилеммы археологов
Голос из зала: Археология нужна, чтобы доказать, что мы тут жили тысячелетиями.
Археолог Управления древностей Израиля Яна Чехановец: Кто это «мы»?
Голос из зала: Ну, мы Евреи
Яна Чехановец: А остальные что, не жили?
Если посмотреть на кусок земли в разрезе, можно выделить три главных секции. Первая — верхний слой, у геологов он красиво называется дневной поверхностью (т. е. той, на которую падают солнечные лучи); в случае, например, города это асфальт.
Дальше идут многочисленные культурные слои (в Иерусалиме их насчитывается до 17) — следы человеческой жизнедеятельности: могилы, мусорные ямы, остатки строений, глиняные черепки. В месте, где заканчиваются культурные слои, заканчивается и археология — начинается материк и геология.
Впрочем, не всегда: в осколке скалы, с которого, по преданию, Мухаммед вознесся на небо, видны полости, которые в древности могли служить могилами.
Когда многочисленные слои и артефакты обнаружены, археологи обращаются к стратиграфии — науке о датировании. Есть бесконечное количество методик определения временного периода, к которому относится найденное место, но самым распространенным среди археологов является керамика — черепки горшков и кувшинов значительно отличаются друг от друга от эпохи к эпохе.
Однако самым ответственным моментом для археолога является вопрос сохранения: какой слой удалить, а какой законсервировать. Это не только научный, но и политический вопрос — из-за того, что Иерусалимом попеременно управляли иудейские цари, римляне, византийцы, крестоносцы, османы и не всегда понятно, чью историю оставлять.
«Молодые нации и государства больше склонны к изучению и сохранению своего наследия, так как это помогает в построении национального самосознания», — отмечает Яна. Но неожиданно важную роль играет эстетика:
человеческий глаз привык к симметрии, поэтому душа у туристов (от которых зависят значительные вливания в экономику) лежит к классическим колоннам.
Не случайно популярностью пользуются впечатляющие раскопки эллинистического Скифполиса в Бейт-Шеане и Кейсария — амбициозный градостроительный проект Ирода Великого, перестроившего половину Иудеи на римский лад. Наверное, поэтому попытки реконструкции его гробницы, найденной к югу от Иерусалима, кажутся парадоксальными: Ирод как никто иной пытался «убрать все еврейское» из региона.
Вопрос о том, что оставлять, а что уничтожать, не нов. Когда в XIX веке Британия «добралась» до исторической части Иерусалима, знаменитый британский археолог и египтолог, отец стратиграфии Флиндерс Петри предложил зачистить город от всех культурных слоев, чтобы раскопать древний иудейский Иерусалим.
Осторожные британцы его не послушали, но мечта Петри почти сбылась, когда Израиль занял Иерусалим в ходе Шестидневной войны в 1967 году: тогда Еврейский квартал и его окрестности было решено полностью перестроить, а в процессе были найдены античные достопримечательности, как, например, подземные хранилища, залы и подвалы, которые сегодня представляют собой мини-музеи на местах раскопок под целыми жилыми домами.
Сегодня историки и археологи ужасаются и предложениям Петри, и действиям молодого государства. Профессиональное сообщество действует по принципу «раскопать кусочек, а остальное оставить будущему поколению исследователей» — в надежде на то, что через 50 лет технологии позволят изучать древности в более щадящем режиме.
Каждая яма в Иерусалиме проходит согласование в Управлении древностей Израиля, представители которого присутствуют на земляных работах и в случае обнаружения культурного слоя останавливают процесс.
«Археологическое окно» укрепляют столбами, приглашают археологов, обнаруженные артефакты документируют и отправляют на хранение (и да, мест на складах не хватает) — и только после этого строительство очередного жилого комплекса может продолжаться, например, с возможной музеефикацией подвала.
Застройщикам приходится становиться в очередь к археологам — рук на раскопках не хватает. По всему Израилю работает программа, привлекающая подростков на раскопки в качестве волонтеров или даже за деньги. Яна Чехановец довольна, хотя брала бы детей и помладше: «Они более внимательные, и копание их увлекает больше».
Художественное сообщество в лимбе
Последние дни фестиваля были посвящены современности — сообществам художников, ремесленников и активистов, которые пытаются наладить диалог между разными частями города.
После Арабо-израильской войны 1947–1949 годов Восточный Иерусалим находился под руководством Иордана; в 1967 году в ходе Шестидневной войны израильским войскам удалось отвоевать его обратно, но город не воссоединился — у Восточного Иерусалима, где и находится Храмовая гора, до сих пор особый международный статус. На разделившей город границе в 1960–80-х то и дело случались взрывы и перестрелки. Школа ремесел, созданная для евреев-репатриантов из арабских стран и Северной Африки, опустела и была снесена. Зато рядом с «ничьей» землей вырос район Мусрара для тех, кто бежал из этих стран от вызванных войной погромов.
Художник Матан Исраэли родился и вырос в Мусраре. Во время учебы в школе искусств он влюбился в итальянскую студентку, которая жила на другой стороне города — за многочисленными заборами и стенами. И чтобы как-то сократить путь к возлюбленной, придумал то, что сегодня назвали бы вернакулярной архитектурой — приставную деревянную лестницу.
Через какое-то время Исраэли заметил, что лестницей пользуются жители соседних районов — и израильтяне, и арабы. Его возлюбленная в конце концов уехала в Италию, а лестницу Исраэли еще не раз перестраивал, веря в объединяющую силу урбанистической интервенции.
Сегодня он руководит культурным кластером на крыше торгово-офисного центра «Клал», который построен на месте той самой школы ремесел.
Музыкант Апо Сахагьян играет в группе «Апо и апостолы», большинство участников которой из Вифлеема, находящегося под контролем Палестинской администрации.
Каждый концерт превращается в проблему: сначала они должны получить разрешения на въезд на территорию Израиля, потом назначается дата концерта, который до последнего остается под угрозой отмены, если кого-то из музыкантов не пропустят через блокпост.
Одновременно «Апо и апостолы» подвергаются преследованиям со стороны BDS («Boycott, Divestment and Sanctions») — группы международных и местных активистов, призывающих к культурному, академическому и экономическому бойкоту Израиля в связи с его оккупацией палестинских территорий (этот статус по-прежнему остается за Израилем по международному праву). «Я за любое решение по конфликту. Одна страна и два народа, две страны — мне все равно. Главное, чтобы никто не ограничивал наше право на физическое перемещение и чтобы этот лимб, в котором я живу всю свою жизнь, наконец закончился», — говорит Апо.
Сам Апо родился и вырос в историческом Армянском квартале Иерусалима. Он до сих пор ждет израильского гражданства; жалуется, что это долгий и изнурительный процесс, но и в Армению, как многие другие иерусалимские армяне, репатриироваться не хочет. Считает, что самим своим присутствием «в лимбе» сохраняет малочисленную местную диаспору — еще одно свидетельство причудливой истории города.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17563-mnogosloynyy-gorod-kak-ierusalim-issleduet-svoe-proshloe-i-zhivet-s-nim-v-nastoyashchem
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (или Воскресения Христова) является величайшей святыней христианского мира и важнейшим местом поклонения верующих. Сюда стремятся попасть миллионы паломников и туристов, а ежегодного схождения Благодатного огня, затаив дыхание, ожидают в разных уголках планеты, наблюдая за процессом в прямом эфире.
Древние стены, Константин Павлов
По Османскому договору 1853 года, территория храма четко поделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, коптской, армянской, эфиопской и сирийской. Контролируемые каждой из церквей участки остались в тех границах, какими они были на момент подписания документа.
Распределены не только главные святыни, приделы, алтари и лестницы, но и установлено время проведения служб, обязанности сторон и правила пользования общими святынями. Сейчас все, даже самые незначительные решения принимаются коллегиально.
Если хотя бы один из глав управляющих конфессий выскажет несогласие или сомнение, то выполнить даже самое безобидное действие в храме будет невозможно.
По причине постоянного возникновения споров, дело нередко доходило до рукопашных схваток, причем происходили они не только в далеком Средневековье, но и в более цивилизованном XXI веке. Сегодня основными храмовыми реликвиями владеют Иерусалимские патриархаты Греко-православной и Армянской апостольской церквей, а также католический монашеский орден францисканцев. В админзданиях религиозного комплекса размещена штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.
Франкская капелла, Константин Павлов
Где находится храм Гроба Господня
Сложное культовое сооружение, состоящее из нескольких строений и мест поклонения, располагается на месте, где Иисус Христос, по Священному Писанию, принял мученическую смерть через распятие, был погребен и, согласно предсказаниям, воскрес. Храм находится в Христианском квартале, занимающем северо-западную часть Старого города Иерусалима, на территории Израиля.
Главные святыни
В комплекс храма Гроба Господня входят:
- Кафоликон — православный храм в храме;
- Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
- Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
- Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
- Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.
Голгофа
Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.
Кувуклия
Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.
Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.
Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.
Кувуклия, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.
Приделы
На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:
- Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
- Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
- Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
- Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
- Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.
Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.
Придел Адама, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
Описание храма Гроба Господня
Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.
С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.
Трещина в колонне, Константин Павлов
Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.
Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.
Святой двор, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
История главного христианского храма
Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.
Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.
Голгофа и Гроб Господень, Yupi666
Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:
- храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
- Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.
Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г.
, а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих.
В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.
Голгофа, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.
Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.
В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения.
Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм.
Полномочия передаются исключительно по наследству.
Придел Разделиша, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.
Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.
Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.
Камень миропомазания, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата
В храм Гроба Господня организовывается огромное число экскурсий. Тур можно заказать заранее, либо воспользоваться предложениями агентств или частных гидов уже на месте. Многие берут с собой путеводители или аудиогиды.
Службы в Храме
Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.
Греко-православные службы:
- по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
- в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).
С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.
Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).
Режим работы
Часы посещения храма Гроба Господня:
- октябрь—февраль — с 04:00 до 19:00;
- март — с 05:00 до 19:30;
- апрель—август — с 05:00 до 21:00;
- сентябрь — с 05:00 — до 20:30.
Уточнить расписание служб и время работы можно на официальном сайте.
Как добраться до храма Гроба Господня в Иерусалиме
Христианский квартал расположен в северо-западной части Старого города. Туда ведут Яффские, Новые и Дамасские ворота. До храма Гроба Господня придется пройтись пешком.
Остановки автобусов:
- «Mamila/Karib/ Yaffo Gate» (у Яффских ворот) — № 3, 38, 51, 124, 125, 231, 232, 234;
- «Tsahal Square» (у Новых ворот) — № 38, א83, 298;
- «Sultan Sulliman/Damascus Gate» (у Дамасских ворот) — № 1, 3, 51, 203, 204, 231, 232, 234.
Маршруты и остановки городских автобусов можно посмотреть на официальном сайте транспортной компании Egged.
Скоростным трамваем можно доехать до Дамасских ворот (ост. «Shkhem Gate/ Damascus Gate») и Новых ворот (ост. «City Hall»).
В Иерусалиме работают мобильные службы такси — Uber, Gett, Yango и т. д.
Храм Гроба Господня в Израиле: видео
Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/jerusalem/temples/14130
История переноса посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 14 мая, в 70-ю годовщину независимости Израиля, состоится открытие посольства США в Иерусалиме, ранее оно находилось в Тель-Авиве.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о статусе Иерусалима и о вопросе переноса американского посольства.
Иерусалим
Иерусалим — древний город, первое упоминание которого приводится в египетских источниках XIX-XVIII веке до н.э. Его называют колыбелью трех религий. Здесь находятся святыни иудаизма, ислама и христианства, что делает его священным городом для последователей этих религий. Статус Иерусалима одна из ключевых проблем в палестино-израильском конфликте.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о прекращении мандата Великобритании на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского (Израиль) и арабского (Палестина) с сохранением особого международного статуса Иерусалима, определив его как демилитаризованное отдельное образование. Предполагалось, что в будущем этот статус будет пересмотрен Советом по опеке ООН (один из главных органов ООН) с участием жителей города на основе референдума.
Однако в результате арабо-израильской войны 1948-1949 годов, начатой арабскими странами после провозглашения 14 мая 1948 года государства Израиль, Иерусалим был разделен между Трансиорданией (ныне Иордания), установившей контроль за восточной частью города, и Израилем, которому отошла его западная часть.
В январе 1950 году Израиль объявил Иерусалим своей столицей и перевел в его западную часть государственные учреждения.
В ходе Шестидневной войны 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всем городом.
Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества. В резолюции 242 от 22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН призвал Израиль вывести войска с оккупированных территорий, однако она не была выполнена.
30 июля 1980 года Израиль назвал Иерусалим своей «единой и неделимой столицей». Совбез ООН отверг право Израиля на Восточный Иерусалим и призвал страны — члены ООН вывести свои диппредставительства из города (резолюция 478 от 20 августа 1980 года).
До настоящего времени в Иерусалиме не было посольств иностранных государств, однако ряд государств имел там консульства.
Палестина провозгласила восточную часть города своей столицей в декларации о независимости от 15 ноября 1988 года. Это положение закрепил закон, принятый Палестинским законодательным советом 2 октября 1997 года, и Основной закон Государства Палестины от 29 мая 2002 года. При этом палестинские органы власти никогда в Восточном Иерусалиме не размещались (находились в Рамалле).
В 2004 году 10-я специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала «меры, принятые Израилем, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима», не имеющими юридической силы и вновь назвала существующее положение дел «оккупацией».
Израиль оспаривает это определение и в качестве аргументов приводит оборонительный характер арабо-израильских войн 1948-1949 годов и 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля. 6 мая 2004 года ГенАссамблея ООН подтвердила, что палестинцы имеет право на суверенитет над Восточным Иерусалимом (резолюция 58/292).
Позиция США
США признали независимость Израиля в мае 1948 года и в марте 1949 года открыли свое посольство в Тель-Авиве. В 1995 году Конгресс США подавляющим большинством принял закон о переносе американской дипломатической миссии из Тель-Авива в Иерусалим (Jerusalem Embassy Act). В этом законе Иерусалим называется неделимым городом и признается столицей Израиля, а также подтверждается право каждого суверенного государства выбирать свою столицу.
Однако президенты США Билл Клинтон (1993-2001), Джордж Буш — младший (2001-2008) и Барак Обама (2008-2016) откладывали выполнение этого закона, чтобы не вызвать обострение ситуации на Ближнем Востоке.
Президент США Дональд Трамп в июне 2017 года также отложил реализацию закона (во время избирательной кампании выступал за перенос диппредставительства в Иерусалим).
Однако 6 декабря 2017 года Трамп объявил о признании Иерусалима столицей Израиля. В Белом доме пояснили, что президент руководствуется стремлением привести «в соответствие историческую и существующую реальности».
По мнению Трампа, «президенты откладывали признание Иерусалима столицей Израиля, так как были убеждены, что отсрочка будет способствовать делу мира», но после двадцати лет можно видеть, что США «ни на шаг не приблизились к прочному мирному соглашению между Израилем и палестинцами».
Президент США также подчеркнул, несмотря на это решение, американское правительство не отказывается от «приверженности содействовать достижению долговременного мирного соглашения», выгодного как для израильтян, так и для палестинцев.
Посольство США в Иерусалиме
Посольство будет открыто в квартале Арнон (расположен между Западным и Восточным Иерусалимом), где до сих пор размещалось американское консульство. До тех пор, пока не будет построено новое здание посольства, большая часть его сотрудников останется в Тель-Авиве. Строительство обойдется предположительно в $400 тыс.
Ожидается, что в церемонии открытия посольства 14 мая примут участие около 800 гостей, в том числе дочь и советник президента США Иванка Трамп, а также ее супруг — советник президента США — Джаред Кушнер. Возглавит американскую делегацию заместитель госсекретаря Джон Салливан.
8 мая 2018 года стало известно о намерении мэра Иерусалима Нира Барката в знак благодарности переименовать площадь возле американского посольства в «Площадь Соединенных Штатов в честь президента Дональда Трампа».
Позиция России
Россия по вопросу статуса Иерусалима придерживается решений ООН. В апреле 2017 года МИД выступил с заявлением о необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта, подчеркнув «приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы» Палестины и «Западного Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль».
В июне 2017 года официальные власти Израиля предложили России перенести посольство в Иерусалим, однако в МИД РФ заявили, что Россия не намерена этого делать до тех пор, пока Израиль и Палестина не уладят свои двусторонние отношения.
Иерусалим. Населённые пункты — Путеводитель по Израилю
Иерусалим — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет.
Иерусалим является центром двух религий — иудаизма и христианства. Немаловажное значение Иерусалим имеет и для ислама и являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.
Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является официальной столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения.
Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.
Статус Иерусалима
И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной.
Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.
Органы власти Палестинской автономии вообще никогда в Иерусалиме не находились.
Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 г., известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 г.).
5 декабря 1949 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—67 гг., когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.
В результате победы в Шестидневной войне 1967 г. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.
Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 г. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.
ООН не признаёт аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 г. правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств.
Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.
Конгресс США ещё в 1995 г. принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.
В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.
Мэры Иерусалима
Городской совет был создан в 1863 г. во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части.
С 2008 года мэром Иерусалима является Нир Баркат.
Население
В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:
- Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60% иудеи, 20% — мусульмане, 20% — христиане.
- В 1961 г. население города состояло из 72% иудеев, 22% мусульман и 5% христиан.
- На 2006 г. в Иерусалиме проживают 729,9 тыс. жителей, из которых 65% иудеи, 32% — мусульмане, 2% — христиане.
- 35% населения города — дети в возрасте до 15 лет.
- В 2005 г. зафиксировано 18 тыс. новорожденных.
- Рост населения составляет 1,1% в год.
Восточный Иерусалим
В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 г.), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 г. Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР.
После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 г. над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.
В 1980 г. Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.
Транспорт
В 1892 г. в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой.
Линия была закрыта в 1998 г., и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 г. участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь.
В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.
Небо над Иерусалимом
Небо над Иерусалимом
Источник: https://guide-israel.ru/places/9191-ierusalim/