Что значит Евангелие и кто на самом деле написал библейские Евангелия
Слово Евангелие многие понимают формально – как жизнеописание Иисуса Христа, представленное в четырех библейских книгах под таким названием – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Но на самом деле это понятие с широким смыслом и богатым историческим контекстом.
Евангелие (греч. «еванге́лион») означает буквально «благая весть». Как сказано у Матфея (4:23) и Марка (1:14), Христос «проповедовал Евангелие» – то есть благую весть о Царстве Божьем, которое наступило с его приходом, и о спасении, которое Бог даровал через него человеку.
Поскольку вся эта религиозная концепция строится вокруг личности Иисуса, а творимые им чудеса доказывают в глазах верующих наступление этого Царства, то и повествование о самом Христе называют Евангелием (т.е. «Благовестием»).
Евангелие XIII века в золотом окладе XVII века
РИА Новости / Руслан Кривобок
Не только религия
Слово «евангелие» мы воспринимаем исключительно в религиозном контексте. Но до распространения христианства в Средиземноморье евангелием могло быть радостное известие о военной победе, о восхождении правителя на престол, о рождении наследника или другом политическом и общественном событии. Даже указы, исходившие от «обожествляемой» власти, назывались евангелиями.
Сегодня о той древности напоминают популярные греческие имена. Ева́нгелос (кратко Ванге́лис) означает буквально «благовестник». Оно состоит из хорошо знакомого нам слова «ангел» («а́нгелос» по-гречески – вестник, гонец, посланник, глашатай) и приставки «ев-» (благой). Женский вариант имени – Евангели́я.
Знаменитый греческий композитор Вангелис (полное имя Ева́нгелос Одиссе́ус Папатанаси́у) аккомпанирует на рояле оперной певице Монтсеррат Кабалье (1997 г.).
Reuters
Между тем в Италии распространена фамилия Евангелиста (произносится Эванджелиста), которая переводится как «евангелист, -ка / миссионер, -ка». Слово пришло в итальянский язык из греческого через позднюю латынь.
Эту фамилию прославила на весь мир канадская топ-модель 90-х Линда Евангелиста – дочь итальянских иммигрантов.
Reuters
Кто написал библейские Евангелия? Сомнения ученых
Новый Завет содержит четыре канонических повествования о жизни и деяниях Христа. Церковь считает их авторами Матфея и Иоанна из 12 апостолов – избранных учеников Иисуса, а также Луку и Марка, которые, по преданию, тоже видели Спасителя своими глазами и были в числе самых первых христианских проповедников.
Изображения четырех евангелистов и Вознесения Христова (в центре) на окладе Евангелия из Рождественского монастыря в Москве
РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Однако большинство ученых заключают, что все четыре Евангелия были написаны анонимами I века, не знавшими и не видевшими Христа лично. Авторство позже приписали апостолам и друзьям апостолов, отчасти чтобы убедить читателей в достоверности событий.
При исследовании текстов находится очень мало признаков, которые подтверждали бы указанное авторство, и наоборот, всплывает много фактов, которые заставляют в нем усомниться.
Самое очевидное: если Матфей и Иоанн вместе были подле Христа и внимали его учению, то почему их рассказы фундаментально расходятся в ключевых вещах? Даже если допустить, что у них было разное восприятие, как нередко бывает у свидетелей одних и тех же событий, то это все равно не объясняет, почему само его учение они представили настолько противоречиво.
У Матфея Иисус – человек, который проповедует о Царстве Небесном, не говорит о себе и своем божественном происхождении и отказывается творить чудеса только ради того, чтобы доказать, кто он такой. У Иоанна ровно наоборот: Иисус – Бог, который в проповедях постоянно говорит о себе и своем божественном происхождении и творит много чудес, чтобы в него поверили.
«Неверие апостола Фомы», Караваджо (1600-1602)
Wikimedia
Церковные богословы, конечно, объясняют эти противоречия по-своему: что Матфей просто излагал события, а Иоанн был «движим Духом» и в своем повествовании разъяснял их глубинный смысл, погружая читателей в тайну Христовой сути.
Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие Иуды и другие
Помимо канонических, существует еще не менее 20 текстов, известных как «Евангелия», но не признанных церковью. Многие из них даже не являются жизнеописаниями Христа, а представляют собой сборники цитат, приписываемых Иисусу, или философско-религиозные рассуждения. Они содержат много сомнительных и противоречивых положений.
В Евангелии от Петра, например, Христа приговаривает к распятию не Понтий Пилат, а царь Ирод (сын другого Ирода, который, согласно Евангелию от Матфея, велел убить всех младенцев в Вифлееме).
Иисус перед Иродом, часть алтаря итальянского художника Дуччо, XIV век
Wikimedia
Евангелие от Фомы – это сборник высказываний и притчей, которые лишь частично совпадают с теми, что есть в Новом Завете. В одной из притчей суть Царства Божьего объясняется через убийство: «Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека.
Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного».
В манускрипте есть возможный намек на смерть Христа, но не сказано ни слова о распятии, воскрешении или Страшном суде, а также не упоминается, что Иисус был Божьим помазанником.
Евангелие от Марии – это в основном диалоги между Магдалиной и другими учениками Христа, которым она рассказывает свои видения о Спасителе и пересказывает разговоры с ним. Некоторые апостолы ей не верят и сомневаются, почему он поведал о чем-то секретно этой женщине, а не своим ученикам. Но один заступается за нее, говоря, что Иисус любил ее больше всех апостолов. Т.е. это «Евангелие» наделяет Магдалину самым высоким статусом.
Папирус с Евангелием от Марии, II век
Wikimedia
«Кающаяся Мария Магдалина», репродукция картины Тициана
РИА Новости / Юрий Каплун
В Евангелии от евреев Святой Дух представлен как Божественная мать Христа.
Также существует Евангелие Иуды (без предлога «от») – повествование не о Христе, а об Иуде Искариоте из числа его апостолов. В нем Иуда показан не предателем, как в Новом Завете, а послушным и жертвенным учеником Иисуса, который один был достоин того, чтобы быть посвященным в тайные знания.
Служба «12-ти Евангелий»
В последнюю неделю Великого поста перед Пасхой, вечером Страстного Четверга, в православных храмах совершается служба «Двенадцати Евангелий». Но речь, конечно, не идет о 12 разных текстах.
Во время богослужения читаются отрывки из 4-х канонических Евангелий, где описаны страдания и смерть Христа. Всего этих чтений 12 – по числу часов ночи. Как поясняет церковь, это символизирует, что верующие должны провести всю ночь в слушании «Благовестия», подобно апостолам, которые сопровождали Иисуса в Гефсиманский сад перед тем, как он понес свою жертву ради спасения человечества.
С сайта Петро-Павловского кафедрального собора Симферополя
Что почитать о Евангелиях
- «Руководство к изучению Священных книг Нового Завета»
Тексты Евангелий часто требуют толкований даже для верующих. В православной традиции в этом смысле ценится «Руководство» профессора-богослова Александра Васильевича Иванова. Оно было впервые издано в конце XIX века, а в наши дни дополнено в соответствии с современными исследованиями. В книге рассказано об истории Евангелий и четырех канонических евангелистов, о различиях в текстах и дано толкование (с церковной точки зрения) всего, что в них описано.
- «Иисус, прерванное слово: как на самом деле зарождалось христианство»
В книге современного доктора богословия Барта Эрмана представлен познавательный взгляд на Евангелия на основе исследований ученых за последние 200 лет.
Источник: https://www.anews.com/p/110817062-chto-znachit-evangelie-i-kto-na-samom-dele-napisal-biblejskie-evangeliya/
Евангелие от луки — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Евангелие от Луки — третье из канонических Евангелий.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Авторство
Церковь называет автором этого Евангелия апостола Луку.
Автор, не упоминающий о себе самом, указывает в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия существование нескольких повествований о жизни и деятельности Спасителя (Лк. 1:1 и далее), что побудило его, «по тщательном исследовании», написать своему другу Феофилу то же самое, но возможно точнее и полнее. Следовательно, Лука собирал подробные сведения от очевидцев, и, возможно, написал свое Евангелие под руководством или наблюдением ап. Павла.
Особенности
Некоторые толкователи усматривают в этом Евангелии характерные особенности ап. Павла, так как автор излагает те дела и речи Христа, которые свидетельствуют о благодати Божией, спасительной для всех людей, и рисует Иисуса Спасителем не только евреев, но и всех людей. Также замечают, что это Евангелие приводит родословие Иисуса от самого Адама с целью показать, что Иисус — Сын человеческий — принадлежит не только евреям, но и всем народам мира.
Только Лука приводит рассказы о грешнице (Лк. 7:36 и далее), о Закхее, о фарисее и мытаре (Лк. 18:9 и далее), (Лк. 19:2 и далее), о разбойнике на кресте (Лк. 23:39 и далее) и притчи в 15 и 16 главах. Сравни также слова Иисуса в (Лк. 24:46 и далее), (Лк.
4:24 и далее) относительно призыва язычников. Особенностью Евангелия от Луки является и повествование о рождестве и молодости Иисуса Христа, рождении Иоанна Крестителя, некоторые подробности страданий и воскресения Спасителя и рассказ о Его вознесении на небо.
Время написания
Время написания Евангелия от Луки определяется двумя годами ранее книги Деяний Апостолов, около 62 или 63 года по Р. Хр.
Использованные материалы
- Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/6750.html
Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов
За что был наказан праведник Захария? Как Христос смилостивился над вдовой, потерявшей сына? О чем просил распятого Спасителя благоразумный разбойник? Что об этом написал святой евангелист Лука и почему его текст самый подробный?
Ко дню памяти апостола Луки, который Церковь празднует 5 мая.
Апостол Лука. Книжная миниатюра. Византия. XIII век
5 мая Православная Церковь празднует перенесение святых мощей евангелиста Луки из города Фивы в Константинополь и вспоминает чудесное исцеление царского постельничего Анатолия.
Неизлечимо больной, он молился святому об исцелении и, помогая переносить раку с мощами апостола Луки, выздоровел. Согласно Преданию, святой апостол и евангелист Лука был разносторонне одарен.
Когда он создавал третье по счету синоптическое Евангелие, то дополнил благую весть от Матфея и Марка большим числом оригинальных сцен.
Почему Евангелие от Луки оказалось так богато на неповторимые эпизоды? Можно ли узнать, о чем думал евангелист?
Текст благой вести апостол начал с предисловия (Лк 1:1–4), в котором, как считается, он сообщает о цели повествования – убедить читателя в истинности Евангелия и полноценно изложить евангельскую историю. «Несомненно, он решил дать больше того, что дали «многие», иначе ему не нужно бы и приниматься за работу» – пишет один из толкователей [1]. На таких основаниях стоит самое подробное и хронологически выверенное синоптическое Евангелие.
Среди особых эпизодов у евангелиста Луки часты описания сцен, в которых Бог явно или незримо через свою благодать посещает человека. Вспомним эти яркие и воодушевляющие фрагменты из Евангелия и посмотрим, как они отразились в богословских толкованиях и православном искусстве.
Два Благовещения
Благовестие Захарии. За что был наказан праведник?
Архангел Гавриил и пророк Захария. Фрагмент миниатюры из Византийского менология. Византия. XIV век
Евангелие (Лк. 1:5–22). Праведные Захария и Елисавета уже встретили старость бездетными, когда явился Ангел от Господа с благой вестью о рождении у них сына, которого должно назвать Иоанном. Захария испугался, смутился и не поверил сказанному, за что был наказан немотой до времени свершения пророчества.
Как толковали. Было ли наказание Захарии справедливым? В Писании и раньше говорилось о том, как бесплодные супруги становились родителями [2]. Мы видим, что Благовещение Захарии изображено на фоне храма, где «явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».
Следующая икона показывает зачатие Иоанна Предтечи. Почтенные супруги стоят, прильнув друг к другу, а рядом с ними Иоанн, которого иконописец изобразил уже взрослым, как пустынника.
Зачатие Иоанна Предтечи. Икона. Русь. XV век
Благовещение Пресвятой Деве Марии. Почему сомнения Богородицы разумны?
Благовещение (Устюжское). Русь. XII век
Евангелие (Лк. 1:26–38). В шестой месяц Божий посланник явился Деве Марии. «Господь с Тобою», – произносит Гавриил. Мария дивится словам Ангела о том, что от Нее родится Сын Божий. «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – вопрошает Она. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» – отвечает ей Ангел, и Мария принимает волю Божию как «Раба Господня».
Как толковали. Григорий Палама считает, что словами «Господь с Тобою» вестник благодати Божьей указывает не на будущее, а на уже происходящее [3]. Такое богословие воплощено, например, в древнерусской иконе Устюжского Благовещения.
Здесь Богомладенец показан уже на материнском лоне. Богородица выражает сомнение, как и Захария.
Чем же отлично сомнение пресвятой Девы от недоумения умудренного годами священника? Такой вопрос у Марии появился не от неверия, а мудрости, так как чуда, равного этому великому событию, не случалось ранее и не будет ему подобного [4].
Встреча Марии и Елисаветы. Как встретились Предтеча и Спаситель?
Встреча Марии и Елисаветы. Фреска 1191 г. Македония. Церковь Св. Георгия в Курбиново. Фрагмент
Евангелие (Лк. 1:39–45). Когда пресвятая Дева узнает от Ангела, что ее родственница Елизавета ждет ребенка, то спешит ее посетить.
В момент встречи праведная Елизавета исполнилась Святого Духа, и начинает славить пресвятую Деву, а далее поясняет: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».
На это Мария отвечает: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» и продолжает возносить хвалу Богу.
Как толковали. Что еще произошло при встрече великой девы и старицы? Иоанн Предтеча велик среди пророков, так как пророчествовал еще не родившись. Поэтому диалог двух будущих матерей – это также взаимное приветствие Бога и Его Предтечи через речь Марии и Елизаветы [5]. Мы видим черты сходства в ликах двух великих сродниц на этой средневековой македонской фреске.
Два Рождества
Рождество и наречение имени Предтече. Когда немой Захария заговорил?
Рождество Иоанна Предтечи. Икона-таблетка. Русь. XV век
Евангелие (Лк. 1:57–80). Евангелист Лука сообщает, что ко времени наречения имени младенцу Елисавета объявляет, что имя ему будет Иоанн. Праведная Елисавета здесь повторяет сказанное Ангелом Захарии и приводит в изумление окружающих. Она нарушает обычай называть детей именами кого-то из родственников. Неспособный сказать, он пишет имя для сына и подтверждает решение жены. В этот момент к Захарии возвращается речь. И он стал славить Господа и Предтечу.
Как толковали. Имя Иоанн толкуется как благодать Божия. Когда назначенное имя было дано младенцу, Захария, получивший эту благодать, освобождается от немоты и пророчествует [6]. Икона Рождества Иоанна Предтечи изображает праведную Елисавету на ложе в окружении прислужниц, две из них готовят купель для младенца. Рядом на возвышении сидит праведный Захария и чертит буквы на дощечке.
Следующая миниатюра – иллюстрация к песни Захарии, который исполнился Святого Духа.
Песнь Захарии. Фрагмент миниатюры из Псалтири Теодора. Византия. XI век
Рождество Христово. Почему простые пастухи удостоились видеть новорожденного Спасителя?
Рождество Христово. Мозаика. Византия. XI век. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида, Греция
Евангелие (Лк. 2:1–20). О Рождестве Христовом первым сообщил евангелист Матфей. Что же сделало эту сцену уникальной в тексте его последователя Луки? Если у первого Младенцу Христу пришли поклониться мудрецы-волхвы с богатыми дарами, то евангелист Лука обращает внимание на простых пастухов. Послушные Ангелу Господню, благовествовавшему о Рождении Спасителя, они пришли увидеть новорожденного Богомладенца.
Как толковали. Почему простые пастухи удостоились видеть Спасителя? На этот вопрос находим такой ответ. Простые нравом и незлобивые пастыри подобны Давиду, Моисею, Иакову, которые также пасли стада. Благая весть о рождении Христа была дана для всех людей – людей Божиих, но не все иудеи являлись таковыми [7].
Развернутый вариант изображения «Рождества Христова» показан в этой мозаике. Здесь соседствуют персонажи двух Евангелий. Также в пространстве совмещены разновременные планы. Такое пространство прорывает земные границы времени.
Есть мнение, что пастухи принесли весть о рождении Спасителя в Иерусалим. Поэтому, возможно, что праведники, встретившие Спасителя, принесенного в храм на сороковой день, уже были готовы увидеть Христа [8]. Об этом эпизоде, который, как и Рождество, почитают великим двунадесятым праздником, далее пойдет речь.
Сретение Господне. Какие слова праведного Симеона выразили ключевую идею Евангелия от Луки?
Сретение Господне. Фреска. Афон. Дионисиат. XVI век
Евангелие (Лк. 2:22–39). Праведник Симеон сподобился увидеть обетованного Христа Господня, принесенного в иерусалимский храм согласно Закону на сороковой день. Славя Бога, старец пророчествовал о грядущем пути Христа и Спасении, уготованном «пред лицем всех народов». А с ним и пророчица Анна. Почтенная годами, как и Симеон, эта праведная старица также возносила славу Господу.
Как толковали. Для чего Лука привлек в свой текст этот эпизод? Попробуем разъяснить вопрос, поставленный здесь. Итак, Евангелие от Луки предназначалось для христиан, которые ранее были язычниками.
Лука в ходе повествования неоднократно обращается к следующей идее: Иисус Христос является Искупителем всего человечества и Евангелие написано для всех народов.
Эту мысль выражает и Симеон Богоприимец в пророческиех словах: «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» [9]. Таким образом, Сретение – один из эпизодов, подкрепляющих ключевую тему Евангелия от Луки.
Воскрешение сына Наинской вдовы. За кого почитали Христа после совершившегося чуда?
Воскрешение сына Наинской вдовы. Фрагмент страницы Четвероевангелие царя Иоанна Александра. Болгария. XIV век
Евангелие (Лк. 7:11–17). «Не плачь», – сжалившись, обратился Христос к вдове, хоронящей своего единственного ребенка. Прикоснувшись к одру мертвого, Спаситель повелел сыну вдовы встать, после чего мертвый ожил и исполнил это. Люди, бывшие вокруг, устрашились, начали славить Бога. При этом они не чтили Христа как Бога, а называли его великим пророком, хотя и говорили, что Бог посетил свой народ.
Как толковали. Для чего Спаситель коснулся одра? «Чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни», – пишет Блаженный Феофилакт. Далее он образно толкует сцену чудесного воскрешения.
Вдова – символ души, которая осталась без мужа (Слова Божия). Иерусалим видится как место живых. Вынесенный за пределы города юноша – олицетворение мертвого ума. В отличие от Тела Спасителя, тело юноши – образ одра для ума.
Коснувшись тела умершего, Спаситель, таким образом, воскрешает юношу (ум) [10].
Христос и грешница. Что сильнее греховного долга?
Христос прощает грешницу в доме фарисея Симона. Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Монастырь Высокие Дечаны
Евангелие (Лк. 7:36–50). Когда Христос вкушал трапезу в доме фарисея Симона, подошла женщина, она плакала и слезами омывала ноги Спасителя, после чего вытирала их своими волосами, целовала и возливала на них миро. Фарисей же про себя подумал: «Если бы Он был пророк, то знал бы кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».
Христос рассказывает фарисею притчу о заимодавце, который простил двум должникам, не могущим уплатить ему. Долг одного составлял 500 динариев, а второго – 50. И далее следует вопрос о том, чья любовь к простившему будет большей. Симон дает верный ответ – того, кому прощено больше.
Спаситель указывает фарисею на пришедшую грешницу, прощенную как возлюбившую много, в отличие от того, кому прощается мало.
Как толковали. Святитель Игнатий Брянчанинов называет Бога всемогущим и бесконечно богатым.
«Ему – одинаково простить пятьсот и пятьдесят динариев греховного долгу», – пишет святой Игнатий и замечает, что по Суду Божественному, ни фарисей, ни грешница не способны уплатить свой долг.
Но фарисей видит свои меньшие грехи «извинительными», что помешало ему покаяться, как это сделала грешница [11]. Видим, как спасительное покаяние грешницы оказалось невозможным для холодного ума фарисея.
Ужин в доме Марфы и Марии. В чем подвиг Марфы?
Христос у Марфы и Марии. Фрагмент страницы из Елисаветградского Евангелия. Русь. XV–XVI вв.
Евангелие (Лк. 10:38–42). Две сестры по-разному встречают Христа в своем доме. Марфа хлопочет об угощении, в то время как Мария внимает тому, что говорил Христос. Спаситель указывает обиженной Марфе на тщетность суеты и говорит, что Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Как толковали. По мнению святителя Игнатия, сказанное Господом Марфе очищает ее подвиг от высокоумия и научает смиренно совершать телесное служение. «По объяснению святых отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный», – поясняет он [12].
Обращение Закхея. Что оставил себе бывший мытарь, когда помог нищим и обиженным?
Источник: https://pravlife.org/ru/content/evangelie-ot-luki-neskolko-unikalnyh-epizodov
День памяти Святого Луки евангелиста: житие Святого
Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и Святым-покровителем врачей и живописцев.
Святой Лука — апостол из числа 70-ти, сподвижник Святого апостола Павла, будучи врачом, считал вполне возможным совмещение обязанностей врача с высоким званием ученика Спасителя и евангелиста.
О происхождении Святого Луки в Библии ничего не сказано, а по преданию апостол происходил родом из просвещенной греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения.
Из эскулапа в апостолы
Согласно житию, будущий евангелист родился в сирийском городе Антиохия (ныне город Антакья в Турции), в просвещенной греческой семье. Мальчика назвали Лука, что в переводе с латинского означает «свет».
С юных лет Лука посвятил себя науке — изучил иудейский закон, научился искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно владея греческим и египетским языками.
Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял христианское учение. Лука, в числе 70 учеников-апостолов был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Иисуса.
photo: Sputnik / Mikhail Ozersky
Евангелист Лука. Миниатюра из Остромирова Евангелия — рукописи середины XI века.
Лука присутствовал при распятии Христа, в числе немногих верных последователей. За свою преданность он одним из первых был сподоблен лицезреть воскресшего Спасителя – Христос явился ему и апостолу Клеопе по пути в селение Эммаус (ныне разрушенная арабская деревня Амвас близ Иерусалима).
Он был свидетелем мученической кончины первомученика Стефана и, вдохновленный его подвигом, решил начать свою проповедь на родине.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, став его другом, учеником и врачом. От апостола же Павла получил благословение утвердить церковь в Македонии и никогда не оставлять своей проповеди.
После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла Святой Лука покинул Рим и путешествовал с проповедями по Греции, Италии, Македонии, Ливии и Египту.
Своей неутомимостью и твердостью в вере Лука снискал славу «второго апостола Павла». В Фивах (Верхний Египет) он содействовал устройству церквей, творил чудеса, исцелял, многих обратил в христианство.
photo: Sputnik / Игорь Руссак
Открытие выставки картины Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» в Эрмитаже
Святой Лука принял мученическую смерть в возрасте 84-85 лет – он был распят на оливковом дереве в городе Фивы, по другой версии — в Ахайи (приморская область на севере Греции).
Честное тело его было погребено в Фивах, где мощи Святого, приносившие множество исцелений, находились до второй половины IV века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.
Мощи евангелиста и апостола Луки хранятся в Падуе в базилике Святой мученицы Иустины, а честная глава – в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на горе Афон в Греции.
Евангелист и иконописец
Евангелие от Луки – третья книга Нового Завета и третье из четырех канонических евангелий, в котором подробно повествуется о жизни и проповедях Христа, было написано им в 62-63 годах нашей эры в Риме под руководством апостола Павла.
photo: Sputnik / Наталья Селиверстова
Церковь святых Луки и Мартина в Риме.
Свое Евангелие Лука начинает повествованием о служении отца Иоанна Предтечи, Святого Захарии, одного из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу, между прочими приношениями, и тельцов. Поэтому на некоторых иконах при евангелисте Луке изображается телец.
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом нашим Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди.
Перу Святого Луки также принадлежит труд «Деяния Святых апостолов», рассказывающий о жизни, трудах, чудесах, проповедях учеников Христа, прежде всего апостола Павла, и о том, как устраивались первые христианские церкви.
Церковное предание приписывает апостолу Луке написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и Святым-покровителем живописцев.
По преданию, евангелист Лука первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца — Иисуса Христа, а потом написал и другие две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери.
photo: Sputnik / Mikhail Kuleshov
Святой евангелист Лука. Настенная живопись в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца.
Пречистая Дева Мария, увидев иконы, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».
Святой Лука также написал на досках и образы Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом, от апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире.
О чем молятся
Апостола Луку почитают как покровителя врачей и целителей — ему молятся о помощи в исцелении от различных недугов, особенно при глазных болезнях. Святому люди также молятся о помощи в духовной жизни.
photo: Sputnik / Тарас Литвиненко
Женщина у мощей Святого Луки в Свято-Троицком женском монастыре
Евангелисту полезно помолится перед тем, как читать духовные или богословские книги, чтобы легче понять скрытые мысли.
Апостол Лука является хорошим помощником и при иконописании.
Молитва
О, Святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и Апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабом Господним, яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертней, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас.
Умоли Господа, Святый Луко, да обновит в нас страх Господень, он же любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный.
Пробуди в нас, Святый Луко, страх и премудрость, о нихже святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, имиже вси наши души от греха очистятся.
Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, сиречь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов.
Помози нам, неразумным, да уразумеем Писание, еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинная словеса, да бежим от греха, яко от огня, и вси силы приложим, да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Луко, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем.
И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творящий, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испущаемы, отгнати.
С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной, увековечен еси.
Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Луко, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20171017/237786252/Den-pamjati-Svjatogo-Luki-evangelista-zhitie-Svjatogo.html
Евангелие от Луки: самое радостное
Евангелие от Луки: самое радостное
2065 0
Евангелист Лука — единственный из апостолов, начавший свое Благовестие с объяснения, для чего он написал Евангелие: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Евангелист обращается к достопочтенному Феофилу (ср.: Лк. 1, 3).
Кто этот Феофил, в точности неизвестно, но имя его в переводе с греческого означает «друг Божий». Апостол Лука обращается ко всем нам, ко всем, кто был наставлен в христианском учении. У каждого из нас должно быть твердое основание — Евангелие Христово. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 47–49).
Евангелие праздников
История возникновения нескольких церковных праздников берет свое начало в Евангелии от Луки. Во-первых, это праздник Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о рождении Сына Божия (см.: Лк.
1, 26–28).
Благовещение в церковных песнопениях называется «главизной спасения» (то есть началом), является по сути началом спасительного пути для всего мира и для каждого из нас, потому что Евангелист, как и Архангел Гавриил, возвещает о Христе и спасении.
Следующий праздник — Рождество Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1, 57–80).
Этому событию тоже предшествовало благовещение: снова Архангел Гавриил возвестил Захарии, что у него родится сын: он будет велик пред Господом и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).
Чтобы встретить Спасителя, нужно приготовиться. Как? Евангелист Лука отвечает словами Иоанна Предтечи: крещением покаяния для прощения грехов (ср.: Лк. 3, 3). Покаяние — это изменение, изменение даже образа мыслей: нужно оставить непокорность и обрести образ мыслей праведников. Именно с покаяния начинается встреча со Христом.
Затем мы видим Младенца Христа в Иерусалимском храме: Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник приносят Его сюда, чтобы представить пред Господа (Лк. 2, 22). В храме их встречают праведный Симеон и пророчица Анна, возвестившие всем, что принесенный Младенец — обещанный Богом Спаситель. Это праздник Сретения Господня.
Еще один праздник — Вознесение Господне, о котором мы читаем в 24й главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 24, 50–53). Вознесение — это не уход Господа Иисуса Христа из мира, это продолжение искупительного подвига. Победив смерть Своим славным Воскресением, Господь возносится к Богу Отцу.
Добавим к этим праздникам те, которые есть и у других Евангелистов,— Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху. Праздник — это радость, а Благовестие апостола Луки буквально переполнено радостью
Евангельская песнь
Евангелие от Луки можно спеть. Конечно, не весь текст, но некоторые его части — можно. Кстати, практически за каждым богослужением именно это и происходит. Если прийти в храм на всенощное бдение, которое совершается в субботу вечером, и остаться до конца, то можно услышать, как хор, а нередко и весь народ, поет фрагменты третьего Евангелия.
Сначала мы услышим молитву праведного Симеона, встретившего Младенца Христа в Иерусалимском храме: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32).
Затем — торжественное славословие Ангелов, возвестивших вифлеемским пастухам о рождении Спасителя: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангельское славословие будет повторено еще раз — в конце бдения. Умилительная Песнь Богородицы — Величит душа Моя Господа (см.: Лк. 1, 46–55) — сопровождается каждением всего храма.
Благоухающий дым фимиама — символ благодати Божией. Каждый верующий вместе с Пресвятой Девой воспевает Богу благодарственную песнь за совершившееся спасение.
Еще один гимн, который можно услышать в храмах во время Великого поста,— песнь Захарии, отца святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69).
Евангелие покаяния
Тема покаяния, начатая проповедью святого Иоанна Предтечи, звучит на протяжении всего Евангелия от Луки. И в этом открывается еще одно важнейшее богослужебное значение этого Благовестия. Четыре недели до начала Великого поста, по воскресеньям, мы слышим в храмах чтения из Евангелия от Луки: о мытаре Закхее, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне.
Мытари — сборщики налогов, ненавидимые всеми. За что ненавидели мытарей? Налоги собирали в пользу римской власти — власти захватчиков и поработителей. Поэтому мытарь воспринимался как предатель. Но нередко мытари брали больше положенного, попросту обирая своих собратьев. Автор первого Евангелия апостол Матфей был мытарем. Услышав призыв Христа, Матфей оставил все и последовал за Господом (см.: Мф.
9, 9). Евангелист Лука рассказывает о другом покаявшемся мытаре — Закхее. Представьте, как Закхей, человек маленького роста, взбирается на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа,— что-то заставило его забыть свое положение начальника мытарей и человека богатого (ср.: Лк. 19, 2).
Христос увидел Закхея и вошел к нему в дом возвестить, что ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Иудеи считали себя потомками Авраама, с которым Бог заключил Завет.
Христос обращает свои слова не только к Закхею, но и ко всем: презираемый вами грешник тоже сын Авраама — брат ваш, почему же вы ненавидите брата своего? Закхей обещает Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).
Притча о мытаре и фарисее Первый не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (ср.: Лк. 18, 13). Фарисей, наоборот, встав впереди, благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк.
18, 11). Но мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Не гордость возвышает человека перед Богом, но смирение, связанное с покаянием.
Ничего другого не просил мытарь, а только милости
Притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) — настоящая жемчужина третьего Евангелия. Святитель Амвросий Медиоланский, великий святой IV века, называл притчу о блудном сыне Евангелием внутри Евангелия. Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк.
15, 18–19) — слышим мы слова блудного сына, покинувшего дом отца и расточившего его имение. Это слова покаяния. Ни одного слова укора не слышим мы из уст любящего отца, каждый день ждавшего возвращения сына.
Слова отца удивительны: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 22–24).
Покаяние становится для блудного сына новым рождением, воскресением из греховной смерти, возвращением к жизни с любящим отцом. Закхей получил спасение, мытарь был оправдан, блудный сын был мертв и ожил. Ищет ли каждый из нас спасения, оправдания и воскресения к новой жизни?
Евангелие радости
Архангел Гавриил возвещает Захарии радость и веселие (Лк. 1, 14) о рождении Иоанна Предтечи. А затем и Деву Марию приветствует теми же словами: радуйся, Благодатная! (Лк. 1, 28). Когда Богородица пришла к жене Захарии, праведной Елисавете, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41).
Ангелы возвещают вифлеемским пастухам великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2, 10). Народ, слышавший слова Христовы и видевший Его чудеса, радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Радуются в доме любящего отца о возвращении блудного сына (см.: Лк. 15, 23). Мытарь Закхей принял Господа в свой дом с радостью (см.: Лк.
19, 6). Во время входа Господня в Иерусалим все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они (Лк. 19, 37). На пути в Эммаус двое учеников не узнают сначала Воскресшего Господа, но сердца их горят (Лк.
24, 32) от неизреченной радости: они слышали о Воскресении и пустом гробе, но разум их не мог понять и поверить — сердце же чувствовало, горело радостью
Вот полнота радости для христианина, какой изображает ее евангелист Лука,— радость ангельских благовестий, радость покаявшихся грешников, радость всех, видевших дела Божии, совершаемые Христом, и, наконец,— радость о Воскресшем Спасителе.
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/evangelie-ot-luki-samoe-radostnoe
Новый Завет: Кто написал больше?
Традиционно считается, что апостол Павел написал наибольшую часть Нового Завета.
Возможно, это вызвано количеством его посланий среди 27 книг:
Павел: 14 (если считать послание к Евреям)
Иоанн: 5
Лука: 2
Петр: 2
Марк: 1
Матфей: 1
Иаков: 1
Иуда: 1
Безусловно, с такой точки зрения это так. Павел действительно написал большее количество разных частей Нового Завета.
Однако по объему написанного оригинального текста самой большой книгой Нового Завета является Евангелие Луки.
Евангелие Луки содержит 19 482 греческих слова. С учетом того, что книга Деяний, так же написанная Лукой, содержит 18 451 слово, это означает что именно труды Луки — самая большая часть Нового Завета (37 933 слова). *1
Послания Павла, даже если мы будем считать послание к Евреям, содержит 37 360 слов из которых 4 953 это послание к Евреям (что дает 32 407 если его не учитывать)
5 книг Иоанна состоят из 28 092 слов. Это третий по объему автор в Новом Завете.
Интересно отметить, что труды двух близких сотрудников: Павла и Луки составляют половину Нового Завета.
Если рассматривать Евангелия, то статистика говорит следующее:
Матфей — 18 345
Марк — 11 304
Лука — 19 482
Иоанн — 15 635
Последняя книга в Новом Завете (по расположению, но не времени написания): Откровение Иоанна — 9 852
Общее количество слов в Новом Завете — 138 162
Это большое число состоит из 5 437 уникальных слов. Т.е. можно сказать, что словарь Нового Завета — это почти 5 с половиной тысяч слов. *2
319 слов из словаря НЗ встречаются в тексте от 50 и более раз
Эти 319 слов появляются 110 425 раз в целом.
Т.е. почти 80% греческого Нового Завета это всего 319 слов!
Примечание:
- http://catholic-resources.org/Bible/NT-Statistics-Greek.htm — статистические данные по греческому Новому Завету.
- William D. Mounce. Basics of Biblical Greek. Zondervan Publishing. 1993. p 17.
Aleksei Chernikin
March 19, 2019
0 replies
Источник: https://teletype.in/@salvati/B1WmDQAvV
4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн
Всё, что мы знаем о Боге, изложено в Евангелиях. Их авторы — 4 апостола-евангелиста. Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Во времена, описанные Библией, евангелистами считались все миссионеры, которые проповедовали христианство иудеям и язычникам. Но 4 евангелиста, о которых пойдет речь, проделали особую работу – они написали четыре великие книги, из которых род человеческий узнал о Христовой любви, всепрощении, покаянии и спасении.
Четыре Евангелиста. Художник Якоб Йорданс. 1625. Самый молодой – Иоанн. Предположительно, по сопоставлению с изображениями евангелистов, слева направо: Матфей, Иоанн, Лука, Марк Иоанн Богослов пишет Евангелие
- Символ — орел или лев;
- Продолжительность жизни — 72 года;
- Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
- Смерть — естественная, по возрасту.
Христиане знают его под вторым именем — Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).
Иисус Христос называл его «Сын грома» — за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.
Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.
Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.
Матфей — сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени
Апостол Матфей и ангел. Гвидо Рени, 1635-1640.
- Символ — ангел или человек;
- Дата рождения — 1 век н.э;
- Дата смерти — 74 год н.э;
- Книги — Евангелие от Матфея;
- Смерть — убит мечом в Эфиопии.
О евангелисте Матфее известно немногое.
Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания.
Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.
Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.
Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением Иисуса Христа.
Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев
Апостол Марк Евангелист
- Символ — лев или орел;
- Дата рождения – 1 век;
- Дата смерти – 68 год н.э.
;
- Книги — Евангелие от Марка;
- Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.
Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа.
Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.
Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.
Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла
Евангелист Лука. Франс Хальс
- Символ — бык, теленок;
- Продолжительность жизни — 84 года;
- Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
- Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.
Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла.
После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.
Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.
Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.
Какие символы были у этих четырех евангелистов
Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.
Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:
- Иоанн – образ орла;
- Матфей – лик ангела, или человека;
- Марк – образ льва;
- Лука – образ быка.
Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:
- Иоанн – львиный образ;
- Матфей – человеческий лик;
- Марк – образ орла;
- Лука – образ тельца.
Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.
Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.
Иероним изъясняет символы так:
- Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
- Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
- Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
- Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.
У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.
Четыре евангелиста и их символы. Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.
Источник: https://hranitel.club/8-4-evangelista