Инструкция от Господа по устройству храма
Камень, политый оливковым маслом, ящик в палатке и город на небе — сооружения, рекомендованные Богом для будущего храмового строительства
Подготовил Сергей Кавтарадзе
Камень Иакова
Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака.
Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Быт. 28:12–22)
Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак.
Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В‑третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир.
С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.
Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года Wikimedia Commons
Скиния
Первый настоящий храм появился у евреев значительно позже. Причем это была легкоразборная походная конструкция, можно сказать, храм-палатка.
По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где лично беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей. В письменном виде, начертанными на каменных скрижалях.
Вместе с ними Моисей получил и подробнейшие инструкции о том, как и где их хранить. Во-первых, необходимо было собрать в народе пожертвования: «шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета» (Исх. 35:6), лен и кожи, ценные породы деревьев, много золота, серебра и меди. Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена двух из них, упомянутых в Библии и навсегда оставшихся в истории: Веселеил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина, и Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх.
35:30, 34).
«Исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани». (Исх. 35:35)
Так, в соответствии с указаниями Господа, для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов.
По углам крепились золотые кольца, в которые продевались обложенные драгоценной фольгой шесты. Получилось что-то вроде носилок — удобное приспособление для странствий по пустыне.
Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями — ковчег Завета — должен был находиться в особом шатре, в скинии.
Скиния. Рисунок неизвестного автора. XIX век Wikimedia Commons
Именно скиния является прародительницей всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по описанию в Библии, это была большая многослойная палатка из кусков ткани, искусно сцепленных между собой и кое-где спускающихся с краев изящными драпировками. Снизу лежал виссон, то есть, скорее всего, льняное полотно, потом — шерсть, а сверху, видимо, как защита от дождя, козьи шкуры.
В отличие от обычного шатра, внутри находились деревянные стены — ряды поставленных вертикально брусьев из дерева ситтим (акации) на серебряных подножиях. Южная и северная стороны состояли из 20 таких брусьев, западная — из шести плюс два угловых, соединяющих конструкции под прямым углом. Получалось вытянутое с востока на запад помещение, что-то вроде базилики.
Внутри тканая завеса на пяти столбах с медными подножиями делила пространство на две части, большая из которых, первая от входа, называлась святилище. В нем помещались золотой семисвечник, стол для предлагаемых в жертву Богу хлебов и маленький жертвенник для воскурений. Малое, дальнее помещение — святая святых — предназначалось для хранения ковчега Завета, и входить в него мог только первосвященник.
Неотъемлемой частью храма был двор, огороженный ткаными завесами на столбах из того же дерева ситтим, но на медных опорах. Во дворе располагался главный жертвенник, на котором сжигались приносимые в дар Богу животные, и сосуд для омовений.
Строительство скинии. Гравюра Герарда Хута из книги «Figures de la Bible». 1728 год
Источник: https://arzamas.academy/materials/475
Ковчег Завета. Грэхем Хэнкок
Книги Хэнкока были переведены на 27 языков, суммарный тираж более чем в 5 мллионов экземпляров. Хэнкок практически не нашел поддержки со стороны официальной науки, ученые часто критикуют его, называя его псевдоархеологом, а его книги —псевдонаучными.
Приведем здесь основную информацию из одной его книги, которая называется Ковчег Завета. Если кого заинтересует, внизу статьи будет ссылка на скачивание полного текста книги. В ней много описаний и художественных моментов, которые красочно иллюстрируют путешествия автора и поясняют наблюдения и выводы, которые он сделал.
Великая тайна библии
В древние, описанные в Ветхом Завете времена израильтяне поклонялись ковчегу завета как воплощению самого Бога, как знаку и печати Его присутствия на земле, твердыне Его власти, орудию Его святой воли».
Сделанный для хранения скрижалей, на которых были записаны десять заповедей, деревянный ящик имел три фута девять дюймов в длину и два фута три дюйма в высоту и ширину.
Внутри и снаружи он был обложен чистым золотом и украшен двумя крылатыми фигурками херувимов, стоящими лицом к лицу по краям тяжелой золотой крышки.
Библейские и иные древние источники утверждают, что ковчег сверкал огнем и светом, вызывавшим раковые опухоли и тяжелые ожоги, срезавшим верхушки гор, останавливавшим реки, сжигавшим целые армии и опустошавшим города. Те же источники не оставляют сомнений в том, что долгое время ковчег оставался краеугольным камнем развития еврейской религии: в самом деле, когда царь Соломон построил первый храм в Иерусалиме, им руководило желание создать «дом покоя для ковчега завета Господня».
В неизвестный момент между Х и VI веками до н.э. этот драгоценный и наделенный уникальной силой предмет пропал со своего места в святая святых храма, исчез, так и не найдя отражения в Библии, как если бы вообще никогда не существовал.
Есть основания предположить, что он исчез задолго до того, как в 587 году до н.э. армии Навуходоносора сожгли Иерусалим. Ковчега определенно не было во втором храме, построенном на развалинах первого, после того как евреи вернулись в 538 году до н.э. из своего изгнания в Вавилон.
Не был он и захвачен в качестве трофея вавилонянами.
Описывая в 1987 году исчезновение священной реликвии, профессор Калифорнийского университета Ричард Эллиот Фридман высказал мнение, что это «одна из величайших тайн Библии», и это мнение разделяют многие ученые:
«Нет ни одного сообщения о том, что ковчег был увезен, уничтожен или спрятан. Нет даже упоминания о том, что «и тогда ковчег исчез и мы не знаем, что с ним случилось», или что «и никто не знает, где он находится по сей день». Самый важный, с библейской точки зрения, предмет-просто перестал существовать».
И это действительно так. При внимательном чтении Ветхого Завета обнаруживаешь более двухсот отдельных упоминаний ковчега завета вплоть до эпохи Соломона (970-931 гг. до н.э.), но он почти не упоминается после правления этого мудрого и замечательного царя.
В этом-то и заключается главная проблема, подлинная историческая загадка: дело не только в том, что пропал столь необычайно ценный золотой ларец, но и в том, что его исчезновение — при всем его огромном религиозном значении — окружено просто невероятным, даже оглушающим молчанием. Как черная дыра в космическом пространстве или фотографический образ на негативе, он опознаваем в более поздних книгах Ветхого Завета только потому, что его нет, короче говоря, он блещет только своим отсутствием.
Поэтому представляется разумным предположить, что имело место своеобразное прикрытие, придуманное жрецами и писцами для того, чтобы навсегда сохранить в тайне местонахождение священной реликвии.
Следы ведут в Эфиопию
Был в Эфиопии город Аксум, сейчас от него остались только развалины и легенды. Великий и богатейший был город. Из него по этой части Африки началось распространение христианства. Церковь Святой Марии вероятно была самой первой христианской церковью в Черной Африке. Это просторная базилика с пятью проходами с момента своего открытия была самым святым местом в Эфиопии.
Объяснялось это тем, что она была построена для хранения Ковчега Завета, который — если верить легендам — был доставлен в страну задолго до рождения Иисуса и взят под опеку христианской иерархией вскоре после того, как новая религия стала официальной в Аксумском государстве. Более того, ковчег применялся при строительстве храма, ибо в его конструкциях присутствуют стелы колоссальной массы, которые установлены именно при помощи энергии ковчега.
Как ковчег попал из Иерусалима в Аксум? Автор книги предположил, что благодаря правительнице Эфиопии — царице Савской. Она посетила Иерусалим, после чего у неё родился сын Менелик, отцом которого являлся правитель Иерусалима царь Соломон. Из исторических источников известно, что Менелик прожил большую часть своей жизни именно в Аксуме, т.е. вернулся на родину матери. Следовательно, с ним мог приехать и ковчег Завета, или он попасть сюда позже, так сказать в руки верных потомков Менелика.
А где же именно находится Ковчег Завета
Каждая православная церковь в Эфиопии, оказывается, имеет собственную святая святых, и в каждой из них есть свой табот. Никто не утверждал, что речь действительно идет о ковчеге завета.
Есть только один истинный ковчег завета, правильное название которого — табота сион, — который на самом деле был доставлен в Эфиопию Менеликом во времена Соломона и теперь возможно находится в часовне храма в Аксуме.
Остальные же таботы по всей стране были точными копиями священного и неприкосновенного оригинала.
Эфиопы знают: если хочешь спрятать дерево, помести его в лес. Чем иным являются те копии, которым они поклоняются в двадцати тысячах церквей, если не настоящим лесом?
В самом сердце этого леса покоится ковчег, золотой ковчег, построенный у подножия горы Синай, пронесенный через пустыню и реку Иордан, принесший победу израильтянам в их борьбе за землю обетованную, доставленный царем Давидом в Иерусалим и помещенный — около 955 года до н.э. — Соломоном в святая святых первого храма.
Манассия
Приблизительно триста -лет спустя он был забран оттуда верными священниками, старавшимися оградить его от осквернения зловещим Манассией и доставившими его в безопасное место на далеком египетском острове Элефантин. Там для него был построен новый храм, в котором он и хранился следующие двести лет.
Когда же храм был разрушен, возобновились его беспокойные скитания, и он был доставлен в Эфиопию, страну, осеняющую крыльями, в землю, вдоль и поперек пересеченную реками. С одного острова его переправили на другой — зеленый Тана Киркос, где установили в простом шатре и где ему поклонялся простой народ. На протяжении последующих восьми столетий он был центром важного и своеобразного иудейского культа, поклонники которого были предками нынешних эфиопских евреев.
Потом пришли христиане, исповедовавшие новую религию и сумевшие — после обращения царя — присвоить ковчег. Они переправили его в Аксум и поместили в большой церкви, которую посвятили Святой Марии Богородице.
Историю перемещений ковчега то забывали, во вдруг вспоминали о ней вновь. За ним в Эфиопию прибывали рыцари ордена тамплиеров.
Как обычно бывает в конце таких захватывающих историй — автор не увидел Ковчег Завета. Но учитывая сколько веков о нем пишут и говорят, он действительно существовал и вероятно существует до сих пор где-то в том самом условном лесу таботов, находящихся по всей территории Эфиопии.
Скачать книгу полностью
Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/kovcheg-zaveta-grexem-xenkok.html
Ковчег Завета — вид, история, местонахождение
В Святая Святых Иерусалимского Храма за завесой находился Ковчег Завета — ящик, покрытый золотом. Его содержанием были две каменные скрижали с 10 заповедями, расцветший жезл Аарона, кувшин с манной небесной. Рядом с ним был положен рог с маслом для помазания в царя. Перед Ковчегом происходил диалог Первосвященника с Богом через Урим и Туммим. Над Ковчегом Завета являлась Слава Божия
Как выглядел Ковчег Завета?
Слово «ковчег» обозначает некий резервуар, предазначенный для хранения чего-либо. А если дословно перевести с иврита это слово, то по-русски оно будет обозначать просто «шкаф». По форме же оно более походит на тумбу или ящик.
Ковчег представлял собой ящик с крышкой, на которой были изображены два ангела, распростёршие крылья над ковчегом. В кольца были вставлены два шеста, которые использовались при транспортировке ковчега, когда это было необходимо.
Ковчег был отделан золотом.
В самом Ковчеге находились, как нам рассказывает «Посление к Евреям» 3 вещи: кувшин с манно небесной , которой питались евреи, ходя 40 лет по пустыне; расцветший жезл Ааронов и 2 скрижали с 10 заповедями. Рядом с ковчегом также стоял сосуд с маслом, которое использовалось для помазания в цари.
Вероятнее всего, с самого начала его существования, в Ковчеге были сокрыты лишь две скрижали, все остальные культовые вещи были разложены возле ковчега.
Этот древне-египетский ковчег, напоминает о Ковчеге Завета, который, в отличие от изображённого на фотографии, был искусно отделан золотом и чеканной работой.
При реконструкциях Ковчега не находят единства в вопросе как именно были распростёрты крылья ангелов.
На этой реконструкции автор изобразил ковчег таким образом:
В самом Ковчеге находились, как нам рассказывает «Посление к Евреям» в 9 главе три вещи: кувшин с манной небесной , которой питались евреи, ходя 40 лет по пустыне; расцветший жезл Ааронов и 2 скрижали с 10 заповедями.
Изображение специалистов из Института Храма: Ковчег Завета в Святая Святых. Рядом с ним изображены расцветший жезл Аарона, кувшин с манной и масло для помазания в цари. Скрижали с десятью заповедями находились внутри Ковчега
«Ма на?» — переводится «Что это?»
Манна
По преданию иудеев манна была по вкусу похожа на хлебные лепёшки с мёдом (вкус нашей манной круппы?). Но если кто-то хотел в данный момент рыбу — то он чувствовал вкус рыбы, кушая эту ману. Тот, кто хотел мяса — как буд-то ел мясо.
Попытка реконструкции скрижалей с 10 заповедями
У пророка Иеремии есть пророчество о новом завете, когда Бог напишет Закон не на камне, а на сердце человека. А по некоторым иудейским преданиям скрижали были изготовлены из гранатового красного камня. Поэтому эта реконструкция попыталась изобразить что-то вроде каменного сердца. Дальнейшие письменные памятники евреев также вытесывались на камне с закруглёнными вверху углами, что, может быть, даёт возможность именно такую форму придать и скрижалям с 10 заповедями.
На настоящий момент буквально в нескольких десятках метров от возведения будущего Иерусалимского Храма в полной готовности находятся готовые культовые вещи для нового третьего Храма в Иерусалиме. Среди них находится также и заново сделанный Ковчег Завета.
Никто в точности не знает как именно распростирали крылья два херувима над этой святыней, поэтому современные дизайнеры Храмовых святынь увидели это так.
Где находится сейчас Ковчег Завета?
Местонахождение Ковчега Завета в наши дни неизвестно. Глава Эфиопской Церкви сделал заявление, что ковчег хранится у них, что, скорее всего, не имеет под собой никакой достоверности.
Сохранилось некое письмо, в котором один из путешественников в Эфиопию описывает то, что ему удалось увидеть, что в действительности находится под покрывалом, которым покрыт ящик, выносимый раз в год для уеремониальной демонстрации эфиопского ковчега завета. Он описывает своё разочарование, увидев, что это некий простой ящик, который нигде не покрыт золотом, а о двух херувимах речи и вообще не может быть.
Так что возникновение эфиопской версии Ковчега Завета, собственно говоря, неизвестно. В Эфиопии долгое время жила община, которая считается потомками царя Соломона и царицы Савской. Община исповедовала иудаизм и при создании государства Израиль она была приглашена вернуться на историческую родину, чем и воспользовалась.
Но имеет ли этот факт что-то общее с возникновением в Эфиопии версии пребывания там Ковчега — сказать трудно. Некоторые предпринимали поисковые экспедиции в Эфиопию, но, возвращаясь ни с чем, один из таких экспедиторов сделал вывод: «Мы ничего не нашли. Просто мне не надлежало его найти: честь найти Ковчег Завета принадлежит не мне.»
Эфиопский след Ковчега Завета
Глава эфиопской Церкви заявил, что Ковчег Завета под надёжной охраной находится у них. Некоторые предпринимали экспедиции для поиска ковчега в Эфиопии, но возвращались ни с чем. Один из таких экспедиторов сделал свой вывод: «Честь найти ковчег принадлежит, просто, не мне». По Ветхому Завету ковчег приносит благословение на то место, где он хранится: в Эфиопии за последние 2000 лет не было ни одной войны.
По эфиопской версии сын царя Соломона от царицы Савской, которая, проживя в Иерусалиме два года, забеременела и родила сына Менелика, — приехал в зрелом возрасте познакомиться с отцом и тогда же вывез по каким-то причинам Ковчег в Эфиопию.
На сегодня утверждается, что он находится в городе Аксум. К этому ковчегу имеет доступ лишь один священник. Эта привелегия соъраняется за ним до конца его жизни. Приемника он назначает сам. В Эфиопии порядка 17 000 Церквей и каждая из них содержит образец ковчега. В мире это единственный случай, когда Христиане так почитают в Церкви Ковчег Завета.
Но, скорее всего, дело обстояло следующим образом. Царица Савская училась мудрости в Иерусалиме два года — так сообщают нам Иудейские сказания. Не мог пройти мимо неё факт существования Храма в Иеуралиме, который был возведён вокруг некоего священного ящика. Она никогда не видела его.
Вернувшись домой — на территорию современной Эфиопии — она, будучи Царицей страны, повелела также соорудить некий священый ящик, вокруг которого, наверняка, возвели и некий Храм.
Этот ящик и хранится и почитается с тех времён, а также под покрывалом выносится раз в год для тордественного шествия.
Надо сказать, что когда в новообразованное государство Израиль вереезжали Эфиопские евреи, с религиозной стороны от них требовался отказ от этой версии.
Другие версии местонахождения Ковчега Завета
Один из одиозных американских археологов 21 века утверждал, что он нашёл Ковчег под Голгофой. На нём якобы были следы запекшийся крови, как он думал, с креста, которые просочились сквозь трещину в Голгофе, когда случилось землятресение при распятии.
Он даже относил образец крови в лабораторию, в которой нашли лишь половину необходимого количества хромосом, что он обяснял рождением Христа лишь от женщины и не от мужчины. Он также рассказал в своём видео о том, что евреи хотели поднять на поверхность этот Ковчег, но в итоге левиты, спустившиеся в эту пещеру были найдены мёртвыми и он помогал в поднятии их на поверхность.
Все эти его объяснения, конечно, теологически интересны и не лишены смысла, но, к сожалению, он не представил миру никаких доказательств.
Иудейская сторона утверждает, что уже во втором Храме Соломона не был установлен Ковчег Завета, он просто к этому времени исчез. Из Писания известно, что Бог сказал Иеремии укрыть Ковчег Завета в пещере. Но где находится так называемая пещера Иеремии — также не известно.
Источник: http://bible8.eu/ark-covenant.php
пропажа Библии: где хранится Ковчег Завета
МОСКВА, 5 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Археологи обнаружили в израильской деревне Бет-Шемеш развалины храма, где хранился ковчег с десятью заповедями Моисея до того, как его перенесли в Иерусалим в X веке до нашей эры. Саму реликвию пытаются найти уже более 2,5 тысячи лет — с тех пор как она загадочным образом исчезла из столицы древнееврейского государства. О том, где может находиться знаменитый Ковчег Завета, — в материале РИА Новости.
Камень «подсказал»
Работавшие в Бет-Шемеш археологи даже не думали, что имеют дело с одной из величайших святынь древности. Раскопки велись с 2012 года, но только сейчас специалисты нашли главный артефакт — огромный каменный стол. Именно на нем, согласно библейским книгам Царств, стоял Ковчег Завета — богато украшенный ящик, где хранились скрижали Завета, данные Богом Моисею на горе Синай.
«Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и, взглянув, увидели Ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле Иисуса Вефсамитянина и остановилась там; и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу», — говорится в древнем тексте.
Теперь ученым предстоит исследовать окрестные территории в надежде найти тот самый Ковчег Завета. Они уверены, что самая значимая для евреев святыня не могла исчезнуть бесследно — по всей видимости, драгоценный сундук спрятали. Ведь до пропажи история реликвии прослеживается довольно четко.
Согласно Библии, создать хранилище для каменных скрижалей с десятью заповедями повелел Моисею сам Господь. Данная Им инструкция изобилует подробностями, на основании чего можно достоверно воспроизвести изображение артефакта.
«И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акации, широко распространенной в те времена на побережье Красного моря, где в итоге и был изготовлен ковчег. — Прим. ред.): два локтя с половиною (115-125 сантиметров) длина его и полтора локтя ширина (65-75 сантиметров), и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом», — говорится в Библии.
Священный ящик со скрижалями переносили с помощью шестов, сверху на нем была крышка из чистого золота. Ради массивной реликвии евреи соорудили скинию — походный храм, в котором совершались богослужения вплоть до эпохи царя Давида в IX веке до нашей эры, то есть примерно 300 лет.
А найденный в Бет-Шемеше храм был, по-видимому, попыткой Давида найти святыне постоянное место. Но удалось это сделать только его сыну Соломону — ему Господь повелел воздвигнуть на Сионской горе в Иерусалиме огромный храм.
В Соломоновом храме ковчег хранился в небольшом помещении, которое называлось святая святых, — никто, кроме лиц духовного звания, не имел права заходить туда. И это предписание сыграло со святыней злую шутку примерно три века спустя.
Таинственная пропажа
Последнее упоминание Ковчега Завета относится примерно к 622 году до нашей эры. Тогда иудейский царь Иосия сказал служителям храма, что нет нужды носить на своих плечах реликвию. По всей видимости, до этого ее периодически выставляли напоказ простым верующим. Согласно преданию, ковчег исчез перед тем, как царь Навуходоносор разрушил Иерусалим в 586 году до нашей эры и увел евреев в Вавилон.
И вот тут начинаются странности: святыня не упомянута в подробном списке вывезенных реликвий. Нет ее и среди утвари, которую возвратил в Иерусалим персидский царь Кир Великий примерно сто лет спустя. Ни один из источников той эпохи вообще не упоминает о ковчеге! Известно лишь, что с восстановлением Иерусалимского храма святая святых хоть и не утратила своего сакрального значения, но всегда оставалась пустой.
Это наводит исследователей на мысль, что Ковчег Завета вывезли из Иерусалимского храма задолго до нашествия вавилонян в VI веке до нашей эры. Но для чего?
Библейское повествование четко связывает разрушение храма с тем, что в иудейском царстве отказались поклоняться истинному Богу. Это стало следствием полувекового правления царя Манассии (Менашше), насадившего культ финикийского божества — Ваала и вавилонской богини Иштар.
«И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его», — повествует Четвертая книга Царств.
Грех богоотступничества еврейского народа обличал пророк Иеремия. За ним Ковчег Завета «чудесным образом последовал» вплоть до горы Нево, находящейся за Иорданом. Именно там умер пророк Моисей.
В одной из пещер этой горы Иеремия спрятал святыню от язычников. Об этом мы знаем из Второй книги Маккавеев, не входящей в библейский канон.
«Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его», — повествует маккавейская книга.
Эти строки побудили многих искать Ковчег Завета к востоку от Иордана и Мертвого моря. Последние масштабные поиски святыни провели францисканские монахи в 1930-х годах.
«Они искали и могилу пророка Моисея, и Ковчег Завета, но безуспешно. Вместо этого монахи раскопали несколько византийских храмов VI-VII веков с уникальными мозаиками», — рассказывает корреспонденту РИА Новости иорданский археолог Рустом Мджян.
Именно это обстоятельство заставляет исследователей усомниться в том, что святыню могли спрятать на территории современной Иордании. Очевидно лишь то, что в ее исчезновении были замешаны либо служители Иерусалимского храма, либо левиты, их помощники, которые имели доступ в запретные зоны сооружения. А история о пророке Иеремии, по всей видимости, появилась лишь с составлением Второй маккавейской книги примерно в II-I веках до нашей эры.
Версия о Храмовой горе
В XX веке некоторые авторитетные деятели иудаизма предположили, что Ковчег Завета вовсе не покидал Иерусалим. Например, главный раввин Израиля Шломо Горен считал, что святыня спрятана под Храмовой горой и, когда в мир придет Мошиах (Мессия) и будет возведен Третий храм, туда и доставят святыню.
Но вот с археологической точки зрения проверить эту теорию пока что очень трудно. Дело в том, что на Храмовой горе находится третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса. Самой территорией управляет специальный палестинский орган — вакф. А хранитель мусульманских святынь — король Иордании. Территорию же вокруг горы, включая Стену Плача, часть фундамента храма, контролирует Израиль.
Неоднозначный правовой статус Храмовой горы препятствует проведению полномасштабных изысканий. Конечно, израильские археологи неоднократно проводили раскопки у ее основания, но это приводило к международным скандалам и росту напряженности в ближневосточном регионе.
Впрочем, немало историков считают версию о том, что Ковчег Завета спрятан в Иерусалиме, несостоятельной. Ведь, как известно, в 516 году до нашей эры началось восстановление разрушенного храма Соломона, которое закончилось почти шесть веков спустя.
«В таком случае логично предположить, что как только Второй храм был достроен царем Иродом Великим и его потомками в I веке нашей эры, туда бы могли перенести Ковчег Завета. Но этого так и не произошло — Иосиф Флавий, иудейский историк того времени, отмечал, что святая святых была пустой», — пишет в своей работе австралийский исследователь Эндрю Снеллинг.
По его мнению, Ковчег Завета все же уничтожили вавилоняне. Однако критики этой версии отмечают, что разрушение столь значимой святыни обязательно было бы зафиксировано в одной из библейских книг.
Сенсационные рукописи
В начале XX века сообщество историков потрясла сенсация. Специалисты расшифровали датируемые V веком до нашей эры папирусы, найденные на месте древнеегипетского Элефантина (пригород современного южноегипетского Асуана). Там на арамейском языке было записано, что в этом городе был Иудейский храм! Ведь до этого ученые считали, что он мог находиться только в Иерусалиме.
Как же древние евреи оказались столь далеко от родины? Оказывается, при царе Манассии, поклонявшемся языческим богам, в Элефантине был расквартирован иудейский гарнизон. И, судя по наличию храма, это, скорее всего, были бежавшие сюда иудеи. В найденных свитках, помимо прочего, подробно описаны обряды Песаха (праздника еврейской Пасхи).
А древние упоминания о Ковчеге Завета можно встретить как раз южнее этого города — в Эфиопии. Доподлинно известно, что в этой стране иудаизм был распространен еще как минимум в V веке до нашей эры.
«Эфиопы верят, что иудаизм пришел на их землю благодаря царю Менелику. Он был сыном Соломона и царицы Савской. Так вот, через 20 лет после визита матери в Иерусалим (это событие описано в Библии) он отправляется в Иудею за священнослужителями. А те берут с собой Ковчег Завета», — отмечает в беседе с РИА Новости эфиопский историк Сисэй Энар.
Величайшую святыню иудаизма Менелик принес в столицу своего царства, город Аксум. Эту версию ученые считали от начала до конца выдумкой, пока в 2008 году немецкие археологи не нашли косвенное подтверждение подлинности описываемых в легенде событий.
«В X веке до нашей эры в Аксуме был построен дворец. Строение поистине грандиозное: большой зал приемов, несколько колодцев внутри здания, комнаты для прислуги. То есть правитель, живший здесь, был очень богатым. Мы считаем, что дворец возвела царица Савская, известная своим богатством», — говорит историк.
Святыня Африки
Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится у них до сих пор. С приходом христианства в Аксумское царство в начале IV века нашей эры святыню перенесли в собор Девы Марии Сионской. Ныне это большой храмовый комплекс. В главном здании, огороженном колючей проволокой, как раз и пребывает реликвия — внутрь заходить можно только одному священнику, которого пожизненно избирают хранителем ковчега.
«Когда-то святыню демонстрировали верующим раз в год. Однако это прекратилось во время оккупации фашистской Италией в конце 30-х годов XX века, когда многие наши храмы были осквернены», — рассказывает корреспонденту РИА Новости служитель храма Марии Сионской Годефа Мерха.
Службы у ковчега не совершаются, для этого рядом с хранилищем реликвии в Средние века был построен храм. Правда, туда можно входить только мужчинам — эфиопы переняли правила, установленные в Иерусалимском храме.
1 из 2
Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия
РИА Новости / Антон Скрипунов
2 из 2
Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия
РИА Новости / Антон Скрипунов
1 из 2
Храм в Аксуме, где хранится Ковчег Завета. Эфиопия
РИА Новости / Антон Скрипунов
2 из 2
Эфиопские христиане молятся у ворот храма Девы Марии Сионской, где хранится Ковчег Завета. Аксум, Эфиопия
РИА Новости / Антон Скрипунов
До недавнего времени доступ в эту церковь был закрыт для иностранцев, а уж для журналистов — подавно. Корреспондент РИА Новости оказался в числе первых иностранных работников СМИ, которым открыли двери и позволили запечатлеть богослужение, унаследовавшее обряды ветхозаветных времен. Например, священники используют описанные в Библии ритуальные инструменты — псалтырь (арфу), систроны (трещотки), горны и барабаны.
«Это главная святыня Эфиопии, которой мы молимся с древнейших времен. Я бы даже сказал, что в Ковчеге Завета хранятся не только скрижали с заповедями, манна небесная и посох пророка Аарона, но и душа нашего народа», — замечает Годефа Мерха.
Однако некоторые ученые склонны считать, что хранящийся в Аксуме артефакт появился здесь намного позже эпохи царя Соломона. Скорее всего, его привезли христиане, в конце III века прибывшие сюда по Нилу из Египта. Ведь на их пути как раз и находился тот самый город Элефантин.
Правда, и с этой версией согласны далеко не все эксперты: по их мнению, без специальных исследований делать выводы преждевременно. Однако эфиопские христиане, коих в стране большинство, настаивают на неприкосновенности своей главной святыни.
Источник: https://ria.ru/20200105/1562849604.html
Зачем Бенито Муссолини в Эфиопии искал Ковчег Завета — загадочную древнюю реликвию
Ковчег Завета — один из самых загадочных и священных артефактов, с которым связано множество приключений. Многие к нему проявляли интерес. Не был исключением и итальянский диктатор Бенито Муссолини. Впрочем, он не первый и возможно не последний из желающих заполучить загадочную реликвию.
Предположительно Ковчег Завета существовал 3000 лет назад и в нем хранилось Десять Заповедей. Легенды гласят, что когда-то его украл и уничтожил Навуходоносор. Вавилоняне разграбили Иерусалим, а вместе с ним и храм Соломона в 586 году до н.э.
Однако многие историки убеждены, что Ковчег все же выжил. Одна из теорий гласит, что он нашел пристанище в Эфиопии во время правления царя Соломона, около 10 века до нашей эры. Возможно, он находится там и сегодня.
Перед Второй мировой войной Бенито Муссолини предпринял значительные усилия, чтобы найти его.
Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский Храм
Вот как реликвия описана в книге Исход: «Ковчег представлял собой сундук длиной 4 фута 2 дюйма, шириной 2 фута 6 дюймов и высотой 2 фута 6 дюймов. Он был сделан из ситтима, или акации, покрытой золотом внутри и снаружи, и был изготовлен двумя самыми искусными израильскими мастерами».
Легенда о Ковчеге начинается с Менелика I, сына царя Соломона и Македы, царицы Савской. Македа родила своего сына в Эфиопии. Когда Менелик достиг совершеннолетия, он отправился навестить своего отца в Иерусалим. Когда пришло время возвращаться в Эфиопию, царь Соломон захотел подарить сыну копию Ковчега Завета. В других версиях легенды утверждалось, что это был оригинал.
Так Ковчег прибыл в Эфиопию и оставался в монастыре озера Тана в течение последующих 800 лет. Затем он нашел свое пристанище в церкви Святой Марии Сионской в Аксуме, Эфиопия. С этого момента и до настоящего времени хранителем Ковчега считается только один монах. Лишь он может лицезреть Ковчег и иметь к нему доступ.
Менелик I и прибытие Ковчега Завета в Аксум
Италия вторгается в Эфиопию и начинает поиски
Италия в начале 20 века считала Эфиопию своей сферой влияния. Эфиопия оставалась одной из немногих африканских стран, сумевших сохранить независимость от европейских держав. Стычки между Италией и Эфиопией уже имели место в прошлом и заканчивались победой последней.
В 1896 году произошло крупное сражение когда 14 500 итальянских солдат потерпели поражение от 80 000 эфиопов в Адуа.
Движимый желанием колонизировать страну, Муссолини 3 октября 1935 года направил новые механизированные легионы под командованием фельдмаршала Родольфо Грациани через границу абиссинцев из Итальянского Сомали и Эритреи.
Какова была позиция Ватикана по Эфиопии
Часовня церкви святой Марии, где предположительно хранится реликвия
Враг быстро захватил Абиссинию. Лига Наций выступила с протестами. Казалось, что только Ватикан хранил молчание. Некоторые историки предполагают, что на это у Ватикана были свои причины.
Эфиопская православная церковь не признавала главенство римского папы и считала себя равной Риму. Папа Римский Пий XI был осторожен в суждениях и никогда не высказывал публичной позиции, но один из архиепископов все расставил по своим местам.
Архиепископ Торано говорил, что войну против Эфиопии следует рассматривать как священную войну, крестовый поход против еретиков для распространения католической веры.
Итальянцы пытались найти Ковчег в церкви Святой Марии в Аксуме. Официальных данных, подтверждающих это, нет. Однако итальянские войска действительно искали Национальные сокровища Эфиопии и вывозили их к себе. Так они поступили с большой стелой из Аксума. Они собрали ее заново в самом центре Рима. Обелиск был возвращен Эфиопии лишь в 2005 году.
Итальянские войска с 1935 по 1941 год не оставили в Эфиопии и камня на камне. По некоторым оценкам, более 1 миллиона эфиопов погибли. Более 300 монахов, монахинь и священнослужителей были убиты, были разрушены 2000 церквей, 525 000 домов и уничтожено 14 миллионов голов скота.
Стелы в Аксуме
С Эфиопией связывают не только Ковчег, но Копи (шахты) царя Соломона. Историк Энрико Чернуски считает, что их поиск был одним из главных мотивов вторжения Муссолини. Что касается Ковчега, его никто так и не нашел. Даже если он существует, эфиопы применили хитрость, чтобы это скрыть. В каждой Церкви был создан свой собственный Ковчег, который верующие объявляли единственным и подлинным. Ковчег Завета остается величайшей библейской тайной, которая еще ждет своего исследователя.
Источник: https://travelask.ru/blog/posts/21895-zachem-benito-mussolini-v-efiopii-iskal-kovcheg-zaveta-zagad