Золотые Врата: «эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)
Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)
Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)
«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)
«Центр Сказки»: Давайте Праздновать Жизнь Вместе!
Нашему проекту уже много лет. Но любознательность с годами не иссякает. Практика и исследования продолжаются. За это время появилось много того, что Вам нужно! Приглашаю желающих в школу МАСТЕРСТВА (т.е. «повышения квалификации») в умении ЗНАТЬ и ЖИТЬ (т.е.
«профессиональном применении знаний»)! Мы готовы поделиться своими секретами. Приходите за вашим «волшебным рецептом», благодаря которому у вас «все заработает» (на научном языке это — «системная коррекция знаний и опыта»). Ведь каждому предстоит вписываться в новый мир и новую жизнь!..
Что это значит?
Во-первых, мы много лет работаем в области практического естествознания, систематизации знаний, древнего и современного опыта владения знаниями (см. ниже направления нашей работы, просветительскую литературу).
Во-вторых, сейчас очень много знаний и новой информации, которые вы можете собирать без нас. Но мы много лет очень часто сталкиваемся с тем, что люди, набрав много знаний, фактически не умеют ими реально пользоваться. Или пользуются так, что вредят себе и окружающим. Или накопленные знания оказываются бессистемными и фрагментарными Итог же один: «знания не работают». И нет удовлетворения от результатов! Почему так происходит?
Потому что «система» сложена не полностью или не так! Без учета живых законов природы и естества человека. Здесь мы увидели реальную потребность людей в такого рода помощи (услуге).
И уже давно и довольно часто нам, практикам-системщикам, приходится помогать многознающим и многоопытным (в самом хорошем смысле!) людям ПРИВОДИТЬ В ПОРЯДОК ЗНАНИЯ И ОПЫТ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНИ, ИХ ЗНАНИЯ И ОПЫТ, ЗАРАБОТАЛИ ЦЕЛОСТНО, СИСТЕМНО, ЧЕТКО И БЕЗ СБОЕВ, КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
Так, чтобы ими можно было эффективно пользоваться в своей жизни и деятельности. Мы это делали, делаем и готовы помочь каждому, кто осознает такую потребность.
Словом, если вам по душе такое «повышение квалификации» в умении ЖИТЬ и в умении ЗНАТЬ, мы готовы помочь сделать так, чтобы вы в полной мере радовались вашим знаниям и в полной мере осознанно их применяли! Если даже, как поется, в жизни у каждого сказка своя, то вовсе не зазорно иметь «проводников в сказку», в лице практиков в естествознании!
Мы рады помочь вам подобрать «ключик» к знаниям и научить мастерски им пользоваться!
Наталия ЗОРИНА, руководитель проекта.
Новости и анонсы:
— Публикации эл.журнала «ЗОВУ РИТМ» ждут вас не только
1) на страницах культурного портала ЗоВУ, но и
2) на новом сайте журнала «ЗОВУ РИТМ».
Все выпуски журнала распространяются свободно:
Читайте в апрельском выпуске журнала «зову ритм» следующие публикации:
— Время выбора: что посеешь, то и пожнешь
— Вложена ли в родовую (генетическую) память человека Родная Речь? (Из курса русского языка как родного)
— Основы здравой душевности (или возвращение психологии)
— Возрождение здравомыслия (или по страницам забытой «Логики»)
— Почему мы выбираем «колею»? (по книге «Нам даны только мы сами»)
— В глубине великого кристалла (обзор произведений Владислава Крапивина)
— Можно ли здраво вернуться к Родной Речи (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»): Как формируется иллюзорный мир обманутого взрослого (или «Научная» лингвистика против здравого смысла)
— Какое будущее мы выбираем? (об информационном кризисе современной технократической цивилизации)
— Почему люди не эволюционируют?
и другие материалы (полный анонс каждого выпуска см. на сайте http://zovu.zovu.ru)
Золотое времечко: встречаемся ежедневно на этом месте!
— Подборку свежих новостей, анонсы и актуальные комментарии см. здесь!
— Подписывайтесь на рассылки РИТМ см. здесь!
см. Другие важные новости и объявления
Информационные страницы »
sh: 1: —format=html: not found
Источник: http://zovu.ru/index.php?dn=newsamp;to=artamp;id=2396
Художник Покрас Лампас восстановил «Супрематический крест» в Екатеринбурге. Теперь в нем нет очертаний креста Цепочка событий — Meduza
В Екатеринбурге на площади Первой Пятилетки появился «Супрематический крест» — работа художника-каллиграфа Покраса Лампаса, сделанная в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Ее площадь составила 6686 квадратных метров.
Граффити представляло собой черный крест на красном фоне. В крест была вписана цитата художника Казимира Малевича «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием.
Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».
↓
Коммунальные службы Екатеринбурга частично закатали «Супрематический крест» в асфальт — несмотря на то, что организаторы фестиваля «Стенограффия» согласовали арт-объект с властями города. Как только о случившемся сообщили СМИ, работы по укладке асфальта остановили. «Район по ушам получит. Там новый зам по благоустройству, решил заняться такой работой», — заявил глава Екатеринбурга Александр Высокинский. Он пообещал, что граффити восстановят.
«Супрематический некрест»: Покрас Лампас восстановил панно в Екатеринбурге
«Покрас закончил работу. Она восстановлена согласно эскизу, который он переработал. Восстановили каллиграфию, и мы еще реставрировали поврежденные участки, которые выгорели либо облупилась краска», — приводит слова координатора фестиваля уличного искусства «Стенограффия» («Stenograffia») Анны Клец ТАСС.
Художник Покрас Лампас прибыл в Екатеринбург накануне. В работе ему помогали несколько волонтеров.
«Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу»
«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу», — вписал в работу цитату из манифеста Каземира Малевича Покрас Лампас до того, как ее вогнали в асфальт. Арт-объект с соответствующим названием «Супрематический крест», занимающий площадь в 6,6 тыс. кв. м, появился в начале июля. Художник работал над ним три дня.
Однако стрит-арт пришелся по вкусу далеко не всем. 19 июля коммунальщики уничтожили произведение из-за несогласованности с районными властями. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев назвал произошедшее «плохой историей» и пообещал восстановить работу. Мэр региона Александр Высокинский, в свою очередь, заявил, что «район по ушам получит».
«Измажу площадь кровищей»
Спустя несколько недель после неожиданного фиаско часть «Супрематического креста» решено было исправить, но на тропу войны вступили верующие. 25 августа православные активисты провели акцию против восстановления панно.
По информации сайта Е1.ru, часть активистов стояла с плакатами на расстоянии в несколько десятков метров друг от друга в одиночных пикетах. Другие пришли в футболках с надписями и встали в один ряд, чтобы получилась фраза «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». На площади также звучали песнопения.
Организатор мероприятия, представительница Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксана Иванова объяснила, что таким образом православные пытались раскрыть «метафизический смысл креста», чтобы каждый сделал выводы, стоит ли по нему топтаться. Не обошлось и без угроз: один из активистов заявил, что готов сесть в тюрьму, лишь бы на площади не было креста.
«Никаких арт-объектов, просто все одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне. Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет «арт-объект». Прозвенит на всю Россию! Я готов сесть в тюрьму», — произнес мужчина на опубликованном в соцсетях видео.
На следующий день после протестных акций организаторы фестиваля поспешили отказаться от первоначальной идеи. «Для нас крест не является сакральным, мы не православные. Предлагаем рассмотреть компромиссный вариант: незначительно изменить работу, чтобы не было изображения креста», — сообщил Ura.ru сооснователь «Стенограффии» Андрей Колоколов.
Покрас Лампас сравнил происходящее со «священными войнами радикальных верующих». «Войны не приводят к решениям проблем — только к новым проблемам и жертвам», — написал художник в фейсбуке 16 сентября.
Что теперь на месте креста
Работу в ее первоначальном виде жители Екатеринбурга уже не увидят. Теперь фигуры на эскизе представляют собой три оторванных друг от друга прямоугольника со вписанной в них каллиграфией Покраса.
Несколько днями ранее Лампас разместил у себя в фейсбуке альтернативный вариант арт-объекта. Он репостнул запись другого уличного художника Philippenzo, автора граффити «Поцелуи», который предложил коллеге представить крест в форме полицейской дубинки. Тем не менее, было принято решение оставить вариант с повторением исторической формы плитки, изначально выполненной в форме креста.
Почему крест?
Покрас Лампас питает особый интерес к творчеству Каземира Малевича. В арсенале основоположника русской беспредметной живописи, помимо «Черного квадрата», есть и «Черный круг» и «Черный крест», которые вместе составляют триптих. Свое бессмертное произведение Малевич вовсе называл «божественным царственным младенцем».
«Сто лет назад в России был написан черный квадрат, изменивший облик мирового искусства и дизайна. Вызов был принят», — пояснил свою задумку Покрас Лампас в инстаграме.
По словам художника, работающего в стиле «каллиграфутуризм», работу нужно воспринимать как объект современного искусства, а не как символ христианства, по которому ходить — «значит оскорблять чувства верующих».
Источник: https://www.gazeta.ru/culture/2019/10/06/a_12740209.shtml
Супрематический крест на Уралмаше: хроника конфликта от идеи до угроз расправы с «индейцами-сатанистами»
Художник-каллиграфутурист Покрас Лампас приехал в июле в Екатеринбург на фестиваль стрит-арта «Стенограффия», чтобы создать масштабное граффити на площади Первой Пятилетки. Он заранее изучал историю Уралмаша и развитие промышленности города, смотрел, как индустриализация тогдашнего Свердловска и архитектурные объекты района связаны с площадью, выбирал, что сделать, чтобы подчеркнуть особенность Уралмаша.
«Здесь все по визуальной части очень вяжется с искусством русского авангарда 20 века, и мне нужно было это как-то правильно переосмыслить, чтобы форма, содержание, смыслы — все объединилось в работе», — говорил он в интервью журналисту 66.RU.
На пресс-конференции перед началом фестиваля Покрас показывал эскизы работы журналистам, и тогда его спросили, не боится ли он, что верующие могут заметить изображение креста на площади и как-то возмутиться. Он ответил, что символа веры в работе нет, крест в ней — всего лишь геометрическая фигура; а потому и ополчаться здесь не на что. К тому же арт-объект, как и другие работы на «Стенограффии», был согласован с администрацией Екатеринбурга.
Несколько дней художник вместе с волонтерами создавал масштабный рисунок, который занимает более 6,6 тыс. «квадратов».
Для работы он выбрал фрагмент манифеста Казимира Малевича из книги «От кубизма и футуризма к супрематизму»: «Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски.
Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! — Ибо завтра не узнаете нас».
Каллиграфию Покрас интегрировал в крест, который уже был выложен на площади плиткой. «Мы работали настолько точно, что линии, которые были там выложены красной плиткой, стали контуром форм, которые я использовал», — объяснил художник.
Уничтожение супрематического креста
Когда работа была закончена, ее сняли с высоты птичьего полета. Выглядел арт-объект действительно мощно и вписывался в облик района.
Менее чем через две недели после росписи коммунальщики Орджоникидзевского района решили положить асфальт поверх плитки на площади Первой Пятилетки. Они объясняли это тем, что ремонт пешеходного перехода был запланирован заранее: местные жители жаловались, что постоянно спотыкались там. Просто не успели отремонтировать до «Стенограффии».
Из-за резонанса в СМИ и возмущения горожан работы остановили практически сразу. Мэр Екатеринбурга заявил, что «Орджоникидзевский район по ушам получит», а губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу осудил работу коммунальщиков: «Разбираемся, что случилось. Будем думать, как восстановить произведение, — написал он в Instagram. — Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее — возмутительно».
Глава района Роман Кравченко признал, что лично поручил отремонтировать площадь, просто получилась несогласованность. В итоге никто из администрации района наказан не был, Высокинский лишь заявил, что «были сделаны выводы».
Протест против супрематического креста
Только после того как коммунальщики испортили арт-объект, православные активисты обратили на него внимание. Директор Музея святости Оксана Иванова публично обратилась к мэру Высокинскому и губернатору Куйвашеву с просьбой закрасить супрематический крест, потому что, во-первых, рисунок не нравится жителям района, во-вторых, смущает верующих, в-третьих, «и так весь город изрисован».
Иванова также обратилась в областную прокуратуру с просьбой проверить работу Покраса Лампаса на «признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.26 КоАП — «Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики».
Она заявила, что художник оскорбил верующих, потому что нарисовал крест на земле рядом с храмом, и теперь главный христианский символ попирают ногами. Также творение Покраса напомнило ей о советском времени богоборчества, когда иконы использовали как половицы, сколачивали из образов парты и сундуки.
Мэр Александр Высокинский обещал журналисту 66.RU, что арт-объект на площади Первой Пятилетки восстановят, а православных активистов «успокоят». Однако все пошло не по плану. Масла в огонь подлил протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин, который заявил, что в этой ситуации не нужно избегать конфликта, и нужно «воинствование, святое и праведное».
Источник: https://66.ru/news/society/224376/
Российский художник Казимир Малевич и картины Чёрный квадрат, Чёрный круг, Чёрный крест
Kazimierz Malewicz
Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, философ, теоретик искусства и педагог. Он является основоположником супрематизма – одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
Дата и место рождения – 23 февраля 1879 г., Российская империя, Киев.
Дата и место смерти – 15 мая 1935 г. (56 лет), Санкт-Петербург, РСФСР, СССР.
Отец, Северин Антонович, был управляющим сахароваренного завода, принадлежащего предпринимателю Терещенко. Мать Малевича, Людмила Александровна, родила 14 детей, пятеро умерли. По происхождению родители поляки. Казимир был старшим сыном. Семья Малевичей, из-за работы отца, часто переезжала с места на место. Поэтому учился Казимир везде по чуть-чуть. В 1895-1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, учась у Н. К. Пимоненко.
В 1894—1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет.
В 1896 году семья переехала в город Курск, где Малевич некоторое время работал мелким чиновником, отказавшись от службы, он посвятил себя изобразительному искусству, изучая живопись импрессионизма, мистический символизм, перешёл к постимприссионистскому «примитивизму». Его работы выставлялись на выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.
С 1907 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве.
В 1907 году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице.
Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми).
В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами.
С 1919 по 1922 год Малевич преподавал в витебской Народной художественной школе «нового революционного образца». Делал декорации к спектаклям В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
С 1923 года Малевич, вернувшись из Витебска в Москву, возглавил Государственный институт художественной культуры, им были сформулированы впервые идеи трёхмерного супрематизма, повлиявшие на современный дизайн и архитектуру. Он хотел отказаться от революционных идей и уйти в «чистый дизайн».
В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.
В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград. В 1924 г. МХК был переименован, и с 1924 по 1926 год Малевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры.
В 1930 году в Берлине и Вене были показаны работы Малевича.
В 1931 году Малевич готовит эскиз росписи Красного театра в Ленинграде.
В 1932 его знают уже в должности руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
В 1933 году русский художник тяжело заболел.
Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года.
Супрематизм
Supremus
Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. От лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо.
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
После Малевича один из наиболее известных художников-супрематистов и создатель архитектурного супрематизма был советский архитектор и преподаватель – Лазарь Хидекель.
«Чёрный квадрат»
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Несмотря на кажущуюся простоту, картина “Черный квадрат” всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами – это черный, красный и белый.
Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства Так чувство стало главным в его жизни.
Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности.
Чёрный круг
Картина принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному К. С. Малевичем супрематизмом, или «новым живописным реализмом». Картина написана в 1915 году, позднее автор для различных выставок сделал её варианты, — авторские повторения.
Первый «Чёрный круг» был написан в 1915 году и экспонировался на «Последней футуристической выставке картин „0,10“». Ныне хранится в частном собрании. Второй вариант картины был создан учениками Малевича (А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Суетиным) под его руководством.
В настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Черный круг» — образец беспредметной живописи, которую сам Казимир Малевич назвал супрематизмом (иным реализмом в живописи). Для художника эта зримая беспредметность – вывод из всего существующего мира предметов, абсолютно новый аспект, максимально открывший не только широту пространства, но и всю Вселенную. Формы, созданные Малевичем, находятся в некоем безвесном состоянии, они как бы летят, ни на что не опираясь.
Черный круг – невероятно важный модуль системы пластического характера, большой потенциал стилеобразующего характера абсолютно новой идеи, которую Малевич и назвал супрематизмом.
Именно из первоначального «Черного круга» Малевич создает свое гениальное творение «Черный квадрат», этим он наконец-то устранил вечную проблему круга и квадрата, которая долгое время волновала всех математиков и которую они никак не могли решить.
Чёрный крест
Казимир Северинович Малевич приблизительно в 1923 г. создал картину Черный крест. Супрематическим или по-другому, наивысшим высочайшим и беспредметным изображением является это художественное произведение.
Крест, который мы видим, составлен из четырёх квадратов, находящих друг на друга. В середине они образуют ещё один маленький квадрат. Квадратен холст и по краям креста квадраты! И квадрат и крест являются древнейшими символами.
Квадрат во многих культурах означает земное начало и Землю в целом, четыре стороны света, четыре стихии и многое другое. Это стабильная, устойчивая форма. Крест символизировал и огонь, и единство духовного и земного начала. Вертикаль – это небо, горизонталь – земля.
На пересечении этих линий, в пятом квадрате можно мысленно поместить человека. В дохристианскую эпоху крест не нёс такого сильного образа смерти как сейчас, был скорее охранным знаком.
Какой смысл вложил художник в свое произведение, неизвестно. Если предположить, что эмоционально черный цвет – это покой, нулевая точка, смерть, то белый становится деятельностью, развитием, жизнью. Крест касается краев картины, его можно продлить далеко за эти края.
Пустота стремится захватить весь мир, но её ограничивают белые квадратные плоскости и квадратный формат картины. От этого происходит интересное ощущение силы и доминанты креста, но благодаря формату и присутствию белого – появляется спокойствие и уверенность. Из жизни происходит смерть, а затем снова – жизнь.
Очень похоже на знак бесконечности, космогонический символ, показывающий известный человеку мир и определяющий его положение в нём.
Источник: https://interesno-vse.ru/?p=20194
Новый мир
Собака.ruКультура
Вышло так, что обнуление уже происходит. Новый мир наступает с квантовой скоростью. Что делать, куда бежать? Покрас Лампас — вот к кому мы идем в любой непонятной ситуации. Самый известный молодой художник России — един в ролях пифии, футуролога и антикризисного менеджера.
Плащ Stella McCartney (ДЛТ)
Выживут только художники?
Все, что происходит в мире прямо сейчас, на мне, конечно, отражается, но я могу комфортно творить и в студийной самоизоляции. Да, у меня отменились все поездки и выставки, но я кайфую, потому что наконец-то поработаю с холстами, на которые мне вечно не хватает времени.
Я уже заказал себе двадцать выкрашенных в черный холстов и вместо стресса буду их расписывать. Закончатся краски — достану какую-нибудь старую заброшенную пастель и попробую придумать новую технику. Или запущу прямые эфиры с уроками каллиграфии, чтобы поддержать всех, кто на карантине.
Нет такого, чтобы мир остановился и все бы в тотальном кризисе не понимали, что делать. Люди переносят, оптимизируются, принимают временные решения. Идет проверка общества на готовность к чрезвычайным ситуациям, к работе в рамках перегруженной системы здравоохранения, контроль качества услуг. Мы должны пройти эту турбулентность и сделать выводы.
Мы думали, вот-вот придут взрослые и все разрулят, но оказалось, мы и есть эти взрослые и рулить должны мы. Объективно, это очень интересная задача для нового поколения.
Блейзер Off-White, олимпийка и брюки Palm Angels (все — ДЛТ)
Каким будет новый мир?
Мы учимся быть более ответственными перед близкими, более внимательными к своему времени, к диверсификации своих рисков: финансовых, инвестиционных, рабочих, карьерных. Как управленец (а современный креатор должен обладать этим навыком), я не паникую, а адаптируюсь к ситуации, изучаю актуальный спрос и ввожу изменения: у меня моментально включается антикризисная программа.
По сути, я всегда занимался антикризисным менеджментом самого себя. Был момент, когда каллиграфия стала настолько мощным трендом, что молодые художники обваливали рынок, пытаясь плохо копировать мои принты.
Тогда я записал ютьюб-лекцию «Бросайте дизайн!», где объяснил парадигму потребления, то, как себя правильно позиционировать, как вести коммуникацию с брендами и формировать свой собственный. Я всегда стараюсь быть на шаг впереди — и, в принципе, готов ко всему.
В нынешней ситуации я стараюсь минимизировать потери, изучаю, как усилить интернет-маркетинг и обеспечить безопасную и своевременную доставку. Мы уже живем в новом мире, где на смену старому образу жизни с идеей владения пришел шеринг, коворкинг и ресейл. Переход болезненный, но мы справимся.
Рубашка и бадлон Vetements, брюки Gucci (все — ДЛТ)
Как обратить негатив в позитив
Современный художник должен уметь реагировать на негатив и защищать свое высказывание. Имейте в виду: зачастую негатив — это волна внимания, соответственно, приток цитируемости и аудитории. И этой аудитории, которая, возможно, о тебе либо ничего не знает, либо имеет искаженную информацию, нужно внятно объяснить, зачем, как и что ты делаешь.
У меня был на эту тему поучительный пример общения с православными активистами: для фестиваля уличного искусства «Стенограффия » в Екатеринбурге я расписал центральную площадь крестом с цитатой из манифеста Казимира Малевича.
Все негодовали, закатывали части работы в асфальт, обрушили шквал комментариев, а журналисты пытались столкнуть меня и верующих лбами, ставя вопросы весьма провокационно. Но я слежу за медиа, смотрю и разбираю технику многих интервью — это для меня реально ценные знания, которыми я научился оперировать.
Для начала я определил проблему: столкнулись два контекста — культуры и религии — в современном мире, к сожалению, зачастую вещи несовместимые. С точки зрения религии, крест — это объект поклонения, символ, который нельзя попирать. С точки зрения искусства — супрематическая фигура, архетип, освобождение от смыслов в пользу чистой формы.
Мой авангардный арт-проект отсылал к истории самой площади, которая была изначально выложена в форме креста. В этот супрематический крест я вписал цитату из манифеста Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы,
Источник: https://kiozk.ru/article/sobakaru/novyj-mir-2
Непопулярное мнение и разбор «Супрематического креста» Лампаса Покраса — Дизайн и архитектура на TJ
В Екатеринбурге Покрас Лампас нарисовал гигантский крест с цитатой Малевича. Сначала работу залили гудроном, после против выступили «православные активисты». Ситуация в СМИ подавалась однобоко и поверхностно, а работа Покраса справедливо может обсуждаться жителями района и города. В статье мы хотим проиллюстрировать иное мнение о конфликте.
Супрематизм и Малевич
Смотря на ситуацию из сегодняшнего дня, есть устойчивое ощущение, что Покрас Лампас не понимал простой вещи – Малевич глубоко религиозен по пафосу и художественной философии. Говорить об этом художнике только с позиции отказа от предметных форм и «убийства живописи» – поверхностно.
Супрематизм сам по себе есть соединение художественной и религиозной практики, для этого достаточно вспомнить картину и книгу «Черный квадрат», выставку «0,10», работы вроде «мистический супрематизм» или материала по типу «заметки о церкви». Количество смыслов, которые могут пойти в разрез с православием, зашкаливает.
В частности Малевич предлагал свою картину как альтернативу иллюстрации божеству, много высказывался о церкви:
«Церковь современная пустая, Антихристовый дом, в его стенах облик Христа искаженный в силу измышлений досужих мыслителей»
«Священнодействие — сплошное рабство, гнусное умаление, уничтожение самого ценного дара, даденного «Богом» мне.
Икона как таковая малокультурное и дикое варварство, темное преклонение перед ней умаляет, затемняет нечто духовное того мастера, который через лик приобщил себя к высшему будущему бытию своего духа» «Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала»Архив ФХЧ, напечатано с рукописей с подписью автора, приводится на сайте kazimirmalevich.ru, книга «Черный квадрат»
Это не значит, что мы не допускаем никакой критики церкви или презираем уличное искусство, каким острым бы оно не было. Важно другое:
- Полученная смысловая единица неудачна для легального фестиваля. Она располагается в оживленном месте и несет в себе религиозный подтекст, что может приводить к противоречиям жителей.
- Резкое отрицание религиозных идей, даже если они попали от незнания – несостоятельны. Покрас напрямую ссылается на манифест Малевича, что фактически является квинтэссенцией его творчества. Это неизбежно тянет туда идеи самого автора.
Выставлять дикарями людей, которые выступили против – дикарство само по себе. Говорить о том, что вопросы к работе притянуты за уши – игнорировать суть и содержание самого проекта.
О внимательном изучении контекста
В личной группе Арсений Пыженков подчеркивал, что он очень хорошо подумал о контексте и месте своего проекта.
После тщательно подготовки к фестивалю город получил огромный крест в трех минутах от самой церкви. Неужели никто, при тщательной и детальной подготовке, не допустил мысль, что Малевич в сумме с крестом вызовет вопросы?
Религиозная ипостась – далеко не единственный довод, по которому жители выступали против. В новостях говорится только о разъяренных и сумасшедших православных, но вполне справедливый вопрос к исполнению есть и у простых жителей. Это гигантская и очень агрессивная сущность, которая резко врезана в контекст, в очень жестком и брутальном районе. Любой, кто был на Уралмаше, знает о чем речь. Этот довод иллюстрируется в первом комментарии организатора фестиваля Евгения Фатеева.
Мы не настаиваем на этом тезисе, потому что не являемся урбанистами. Как и не является им Покрас Лампас вместе с представителями фестиваля. Мы допускаем, что такое художество под окнами дома может как влиять на психику, так и просто вызывать антипатию из-за своего внешнего вида. Мы были там, и все это выглядит действительно агрессивно. А ведь никто еще не знает, как переживет краска зиму.
Работа хороша для жизни в онлайн, к офлайну справедливо возникают вопросы. На этом все могло бы кончиться, но, как известно, власть и сам Покрас настояли на ее восстановлении, что привело к развитию ситуации в дальнейшем
Позиция Покраса Лампаса и защитников
Самый главный довод, который приводит Покрас Лампас и его защитники звучит так: «площадь и раньше выглядела как крест, почему вы не привязывались к нему раньше». На передовую эту новость вынес Варламов в своем блоге.
На первый взгляд все выглядит как натянутые за уши претензии православных. Особенно в свете того образа, который они вокруг себя построили. Вы наверняка знаете, чем закончилась шумиха вокруг «Матильды». Нездоровый мужик сел в машину и попытался взорвать киноконцертный театр «Космос».
Но, как известно, журналистика – это про непредвзятый анализ. На деле все обошлось развешиванием ярлыков, поверхностным изучением вопроса и с раздуванием невиновности художника.
Очевидно, что крест Покраса более явно и точно выражен. Пешеходный переход имеет прикладной смысл, крест Покраса – художественный. Сравнивать эти две сущности, ровно так же, как сравнивать детородный орган с трамвайной ручкой – тупиково по-своей логике. Поэтому оправдано и ожидаемо раздражает православных.
Но даже если допустить, что вопросы к кресту несправедливы, они возникают не сами по себе, а именно в сумме с Малевичем. О нем и его манифесте подробно написано выше. Здесь вовремя вспомнить «мистический супрематизм», который полностью отсылает к религии.
Крест Покраса пусть не буквально, но отсылает к этой работе. И если говорить простым языком, то под мистицизмом принято понимать прямое обращение, слияние, общение с абсолютом, или богом.
Это еще раз подчеркивает источник вопросов к связке работ Малевича и Покраса.
Категорически отрицать религиозный подтекст – обострять конфликт своими руками.
Второй тезис ссылается на историю района и конструктивизм Уралмаша.
Говорить о конструктивизме не в разрезе истории, а в разрезе самого «супрематического креста» нет никакого смысла, так как по итогу было разделение на два разных смысловых лагеря. Одно про свободы от социального, другое про влияние на него.
Объединяет их только понятие «авангард». Почему проиллюстрирован именно манифест Малевича, если говорить о конструктивизме – непонятно. Все это складывается в смысловой кисель и путаницу.
Третий тезис о согласованности с администрацией, который смысла раскрывать даже нет. Из истории со сквером в Екатеринбурге все понимают, что власть здесь мало представляет чаяния народа. Эта ситуация еще раз подтверждают тот факт, что администрация все больше не способна объективно оценивать и реагировать на события в городе. На этом с аргументами все.
Интересен тот факт, что Покрас Лампас смотрел наше видео, где все вопросы к работе также раскрываются, еще до конференции с Екатеринбургом. Там он продолжает делать удивленные глаза и категорически отказываться от всяких религиозных подтекстов в своей работе. На конференции лично участвовать отказался, прилет отменил, по видеосвязи из дома заявил, что не боится провокаций и готов вести диалог.
В этом свете «защитники искусства» мало чем отличались от тех же православных в сквере, потому что занят ровно тем же – вероломством и выставлением протестующих за неадекватов и маргиналов.
Здесь справедливости ради нужно сказать, что представитель фестиваля Анна Клец проявила впечатляющее мужество и способность к диалогу, сумевши договориться со всеми сторонами конфликта.
«Измажу кровищей индейцев-сатанистов» и Артемий Лебедев
Вы наверняка видели это ужасающее высказывание с угрозами, которое попало в СМИ от лица «православных активистов».
Такое сообщение действительно было, но очевидно, что сделано либо провокатором, либо не самым тактичным человеком, который гипотетически мог выступить с любой стороны.
Бородатый юноша никогда не был известен в качестве активиста, а Оксана Иванова (которая была первым инициатором от православных) осудила высказывания этого господина. Пикет православных был известен для всех, туда приходили любые желающие, в том числе люди со стороны фестиваля. Но, это уже осталось за кадром, фактически СМИ продолжило раздувать ненависть к православным без более детального изучения сути конфликта.
Провокаторов, угрожавших Андрею, найти и наказать по всей строгости закона!
Предъявлять конкретно всем активистам за эту агрессию выглядит необоснованно. Зато мы вполне себе может предъявить прогрессивному блоку и защитникам искусства, которые до сих пор не спешат осудить слова Артемия Лебедева. Он трехэтажными оскорблениями покрыл сторону православных и судя по его словам вообще не разбирается в ситуации, даже на самом базовом уровне. Но зато поспешил вложиться в растущую ненависть и непонимание обеих сторон, обостряя конфликт.
Какие-то [дураки] выходят и начинают истерично орать на камеру, рассказывая о том, как они, защищая православие и культуру, будут бороться с крестом. Скорее всего, закончится тем, что просто куда-то денут этих [дураков] в психушку на обследования, где они и должны сидеть.
Можно, конечно, восторгаться талантом Лебедева, поливать все горячечным поносом, но если мы все-таки против разжигания ненависти и конфликтов, а сами стремимся к диалогу и понимаю, то такие вещи было бы правильно осуждать, как и гопника с Уралмаша. Но СМИ снова проявили двойственность взглядов, без всякого нагнетания и осуждения, а новость воспринята была на ура. Сам Лампас просто поблагодарил Лебедева за поддержку.
Заключение
- Региональных СМИ нет, это постфактум информационные источники, которые по аналогии с телевизором транслируют однобокую позицию, которую легко продать людям и которую проще воспринять. В частности, ненависть к православным продается хорошо.
- Считать Покраса еретиком, антихристом или сатанистом скорее всего слишком жестко в своих категориях. Судя по всему он сделал это от незнания, избыточной самоуверенности неспособности работать с контекстом. Мы в общем-то верим, что он это не из злого умысла сотворил, но ответственности с него это не снимает. Вот вам выпуклый и банальный пример: если бы кто-то обвел дорожки вокруг памятника погибшим ВОВ и получилась бы свастика, а художники оправдывали бы это символом тибетской школы буддизма или случайностью, это не спасло бы автора от двусмысленности, реакции и ответственности. Здесь та же ситуация.
- Нам до сих пор непонятно зачем восстанавливать стрит-арт? Эта идея выглядит глупой и противоречащей самой культуре стрит-арта. Срок жизни уличных проектов всегда был рулеткой. Кому-то везет и искусство живет долго, а кому-то нет. Что за преференция дается Покрасу?
Мы не против искусства, мы против вероломства. Для нас мера всему, это человек, в данном случае – жители района. Им решать, как они хотят жить и это важнее любых оправданий бумажками, конструктивизмом и громкостью бренда Покраса. У нас очень сложная социально-культурная ситуация в стране и тем более в городе, работая в общественной среде это нужно учитывать и брать на себя ответственность за последствия.
Источник: https://tjournal.ru/art/113639-nepopulyarnoe-mnenie-i-razbor-suprematicheskogo-kresta-lampasa-pokrasa
Покрас Лампас vs православные активисты. Как развивается скандал с
Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS
Петербургский художник-каллиграфист Покрас Лампас передумал ехать в Екатеринбург после того, как православные активисты выступили против восстановления его работы «Супрематический крест» на площади Первой Пятилетки.
Запланированная на понедельник поездка для восстановления арт-объекта отложена. Организаторы фестиваля Stenograffia, в рамках которой была создана работа Лампаса, решили взять паузу и провести переговоры со всеми сторонами конфликта, в том числе с православными активистами, которые накануне устроили акцию протеста, сообщила координатор фестиваля Анна Клец.
Почему в Екатеринбурге снова скандал на религиозной почве, кто разрешил художнику рисовать гигантский крест и чем известен Покрас Лампас?
В рамках екатеринбургского фестиваля граффити Stenograffia художник Покрас Лампас почти целиком расписал площадь Первой Пятилетки в знаменитом районе Уралмаше на севере города.
Работа над граффити шла в течение трех дней, художнику помогали больше 20 волонтеров. В огромный крест Покрас Лампас вписал цитату из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».
8 июля работа была готова, а 19 июля глава екатеринбургского Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксана Иванова призвала закрасить крест. «Попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно», — написала она в «Фейсбуке».
В тот же день коммунальные службы взялись за дело. Битумом оказалась залита одна десятая часть работы — несмотря на то, что площадку для граффити утвердила мэрия Екатеринбурга.
Технику с площади вывели, когда действия коммунальщиков вызвали большой общественный резонанс.
Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS Image caption Серое пятно на работе — результат приезда коммунальщиков на площадь 19 июля
«Огромное спасибо людям, которые заметили коммунальщиков, начали бить тревогу и выкладывать это в соцсети. И до нас эта информация быстро дошла. Мы смогли мобилизоваться, быстро выехать на площадку, созвониться с мэрией, остановить работы», — говорил в разговоре с Би-би-си руководитель фестиваля Stenograffia Константин Рахманов.
Рахманов оценил площадь повреждений, нанесенных арт-объекту в результате работ коммунальщиков, в 10-15 квадратных метров.
В мэрии закраску объяснили запланированным из-за многочисленных обращений ремонтом пешеходного перехода. «Но произошедшее по вине отдельных недобросовестных работников недопустимо. Тем более что арт-объект на площади — совместный подарок администрации города и команды «Стенограффии» жителям Орджоникидзевского района. Поэтому работа художника будет обязательно восстановлена», — обещали в мэрии.
Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS Image caption Рисунок креста с вписанным в него отрывком из манифеста Казимира Малевича занимает 6686 квадратных метров дорожного пространства
«Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее — возмутительно», — написал в своем «Инстаграме» губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
В разговоре с Би-би-си в июле Покрас Лампас пообещал, что приедет в Екатеринбург для восстановления работы. Теперь же он отложил поездку и провел пресс-конференцию. Художник сказал, что готов к диалогу и даже готов обсуждать корректировку своей работы. Закрасить ее нельзя, так как это масштабный проект, добавил художник.
«Мне присылают разные видео и сообщения. Некоторые агрессивно настроены. Меня сложно испугать или спровоцировать», — сказал он.
Визит Покраса Лампаса в город отложен из-за того, что организаторам фестиваля нужно время на выстраивание диалога с горожанами, выступающими против арт-объекта, пояснила агентству ТАСС координатор фестиваля Анна Клец.
Позже сооснователь фестиваля Андрей Колоколов сообщил «Говорит Москва», что предлагается рассмотреть компромиссный вариант — «незначительно изменить работу, чтобы не было изображения креста».
Фестиваль уличного искусства Stenograffia прошел в Екатеринбурге с 5-го по 7 июля, в его рамках было создано 20 объектов.
Что говорили православные?
Вскоре после высказываний Ивановой из Музея святости работу стали комментировать и другие православные активисты и представители церкви.
Один из них ничего плохого в произведении не увидел: «Как средневековые, как античные авторы древнехристианские, он [Покрас Лампас] взял за основу своего творчества христианский символ. Что в этом может быть плохого? Это сделано с уважением, с любовью», — говорил председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей и настоятель Храма-на-Крови Максим Миняйло.
В итоге в конце июля фестиваль Stenograffia пригласил в комиссию по согласованию проведения мероприятия представителей Екатеринбургской епархии — чтобы, по словам представителей фестиваля, «выстроить диалог с верующими и заранее знать, как они отнесутся к арт-объектам».
Правообладатель иллюстрации Donat Sorokin/TASS Image caption «Супрематический крест» в жилом районе Уралмаш испортили коммунальные службы в ходе дорожных работ
«Для меня было это неожиданно, у нас действительно есть религиозные люди, они действительно на эту тему переживают. Но мы отстояли объект, объяснение нашей позиции привело к тому, что объект остался. Поэтому мы хотим выстроить диалог, и будем выстраивать его со всеми», — цитировало издание Znak.com основателя фестиваля Евгения Фатеева.
В начале августа Иванова написала заявление в прокуратуру Орджоникидзевского района Екатеринбурга с просьбой проверить «Супрематический крест». По ее мнению, он подпадает под административную статью «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания».
Накануне запланированного приезда художника, 25 августа, верующие устроили на площади, где расположена работа, акцию против ее восстановления. Кто-то стоял с одиночными пикетами, несколько человек выстроились в линию, надписи на их футболках сложились во фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
На площадь приехали организаторы фестиваля Stenograffia, некоторые активисты начали им угрожать. «Я могу тоже устроить один арт-объект. Я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию!» — цитирует одного из пикетчиков издание 66.ru.
Протоирей Всеволод Чаплин во «ВКонтакте» накануне прилета художника написал, что тот якобы «давно неравнодушен ко кресту — оказывается, [он] раньше сочетал его с изображением обнаженной девушки».
«Все нам предлагают «избегать конфликта» — но здесь как раз нужен конфликт, нужно воинствование, святое и праведное», — писал Чаплин.
Русская православная церковь в середине июня отказалась от строительства храма в сквере у театра драмы в Екатеринбурге после массовых протестов, разгона, задержаний и вмешательства Кремля.
Какой Покрас Лампас
Покрас Лампас — настоящее имя Арсений Пыженков — основатель направления уличного искусства, основанного на каллиграфии. Сам он свой стиль называет «каллиграфутуризмом».
Он разработал собственный алфавит, в основе которого — каллиграфия различных культур и письменностей, типографика и стрит-арт. Художник создает масштабные работы на основе шрифтов в городской среде и интерьере.
За последние годы у Покраса Лампаса прошли персональные и групповые выставки не только в России, но и во Франции, Германии, Италии, Португалии, Китае, Южной Корее и ОАЭ. Его работы представлены в одной из самых крупных сетей галерей на мировом рынке OPERA Gallery Group в Лондоне.
В августе художник объявил о том, что некоторые его работы в 2020 году будут представлены на выставке в Русском музее.
«Сто лет назад в России был написан черный квадрат, изменивший облик мирового искусства и дизайна. Вызов был принят», — говорил художник, рассказывая о «Супрематическом кресте» в Екатеринбурге.
«Супрематизм, конструктивизм, футуризм — те течения, которые очень близки мне и важны для истории нашей страны. Они очень подходят сюда по контексту промышленной истории города», — пояснил Покрас Лампас.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Выставка «Революция» в музее современного искусства Болоньи в декабре прошлого года
Основной принцип супрематизма — изображение простейших форм и воспевание «чистого восприятия». Смысл изображаемых фигур в этом направлении превосходит их зримое материальное воплощение.
Среди работ Малевича есть несколько крестов — черные и белые. Считается, что Малевича вдохновляли иконы и одеяния священнослужителей. Во многих его работах можно увидеть схематические изображения креста, распятия и другую религиозную символику. Его «Черный квадрат» выставлялся в виде триптиха — вместе с черными «кругом» и «крестом», образующими таким образом супрематистскую святую троицу.
Источник: https://www.bbc.com/russian/news-49471016
Описание картины казимира малевича «черный крест» — Описание картин
Супрематизм — искусство за гранью реальности
Супрематизм — направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича.
Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов.
Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью.
Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального.
Философия супрематизма
Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.
Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.
Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.
«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.
Полотно, представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики.
В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение.
Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.
Супрематизм Малевича: художники и картины
После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили:
- Иван Клюн (1873 — 1943);
- Михаил Меньков (1885 — 1926);
- Иван Пуни (1892 — 1956);
- Ксения Богуславская (1892 — 1956).
Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах.
Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем.
Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.
В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма:
- черный (круг, крест, квадрат) — переход от базисного элемента к рождению новой формы, а затем к движению;
- цветной — движение с ускорением;
- белый (завершающая стадия) — формы растворяются и теряются на белом фоне, результат — пустой холст как символ чистоты творчества.
Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды.
Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» (Утвердители нового искусства) во время работы в училище города Витебска.
По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения».
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/suprematizm-iskusstvo-za-granyu-realnosti
10 смыслов «Черного квадрата»
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? AdMe.ru попытался разобраться.
1. «Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915.
2. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин.
Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат.
В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
3. «Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
4. «Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления.
Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи».
Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест».
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
5. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат».
И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
6. «Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «черные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
7. «Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
8. «Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы.
Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года.
9. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
10. «Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Автопортрет. Художник. 1933 год.
Источник: http://russiantourism.ru/culture/culture_20335.html