В каком году монголы приняли Ислам

МУСУЛЬМАНЕ

В каком году монголы приняли Ислам
статьи

МУСУЛЬМАНЕ, приверженцы религии, основанной пророком Мухаммадом (570/571–632).

Период пророчества

Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского океана в Сирию.

За три столетия до возвышения ислама пришла в упадок древняя цивилизация Южной Аравии, набрали силу кочевые племена, на всем Аравийском полуострове воцарилась анархия; торговые пути переместились с территории Аравийского п-ова в сторону Красного моря и в Египет; в Средиземноморье упал спрос на арабские товары.

Населявшие полуостров арабы, несмотря на соседство множества христианских и еврейских общин, оставались в большинстве своем идолопоклонниками. Племя курейш господствовало над территорией, простиравшейся от Мекки до Центральной и Западной Аравии, установив контроль над приходившей в упадок торговлей по «дороге пряностей» и в то же время над одним из главных культовых центров языческой Аравии, древним святилищем Кааба в Мекке.

Именно из этого племени происходил Мухаммад. Его собственный клан, бану хашим, занимал сравнительно скромное положение. Когда Мухаммад в сорокалетнем возрасте начал призывать соплеменников поклоняться единственному Богу, вожди племени отрицательно отнеслись к его деятельности, почувствовав в ней угрозу своей власти.

В 622 произошло т.н. переселение (араб. хиджра). Мухаммада со своими последователями, спасая свою жизнь, честь и достоинство от нападок племенной верхушки, перебрались в оазис Ятриб (Ясриб), который впоследствии переименовали в Медину (араб. Мадинат ан-Наби – «город пророка»). Ясриб был вторым по значению торговым и перевалочным пунктом на дороге благовоний. Мухаммад приобрел там последователей, которые предоставили первым мусульманам убежище от врагов.

Именно этот год – год хиджры и основания мусульманской общины, а не год первого откровения и не год рождения пророка – считается первым годом мусульманского календаря. Мухаммад должен был создать новое государство; оно было простым и патриархальным по форме и мало чем отличалось от более ранних племенных конфедераций арабов. Когда мусульмане в дальнейшем вступали в контакт с более древними цивилизациями, они охотно заимствовали элементы других культур.

При поддержке переселенцев из Мекки (мухаджаров) и своих помощников в Медине (ансаров) Мухаммад укрепил свои позиции на новом месте, порвал с еврейскими племенами, которые отказались признать его пророком, и начал предводительствовать в набегах на караваны курейшитов. Прибегнув к искусной дипломатии в сочетании с жесткими экономическими мерами, он расколол оппозиционно настроенные группы в Мекке, и в 630 население города перешло на его сторону.

После этого большинство других племен и общин Аравии вступили с ним в союз, и появилась возможность мирной пропаганды новой религии. Евреи и христиане, пользовавшиеся покровительством мусульман (зимми), обязаны были платить налог за свою защиту.

После уничтожения языческих идолов Кааба сделалась святым местом мусульман как храм Авраама и Исмаила, предков арабов, которые считались великими правоверными прошлых времен. Спустя десять лет после хиджры миссионерская деятельность Мухаммада принесла свои плоды.

Языческие культы постепенно отмирали, и духовная атмосфера на полуострове значительно улучшилась, а кровопролитные междоусобицы племен уступили место учению о том, что все мусульмане – братья.

Первые завоевания

Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками.

Первый кризис в мусульманской общине разразился в 632 после смерти Мухаммада. Несмотря на несколько браков, у него не было наследников по мужской линии, и он не назначил преемника. Никто не знал, что в точности следует делать в этих условиях. По мнению одних, каждая отдельно взятая группа должна была теперь выбрать себе вождя и дальше идти собственным путем.

Другие полагали, что преемником Мухаммада должен стать один из его родственников по мужской линии. Такими родственниками были в числе прочих его дядя Аббас, глава клана хашимитов, к которому принадлежал Мухаммад, и его двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб, являвшийся также отцом внуков пророка.

После бурных препирательств в ночь смерти Мухаммада было решено провозгласить его преемником (халифом) во всем, кроме пророческих функций, его тестя, одного из первых обращенных в ислам мекканцев и близкого сподвижника, Абу Бакра (ум. 634).

Это решение было воспринято как закон только жителями Мекки и Медины, кочевники же наотрез отказались подчиниться ему и платить Мекке налоги, а несколько племен нашли себе других «пророков», которые пытались подражать Мухаммаду.

Их заставили повиноваться с помощью ряда вооруженных набегов, получивших название «войн с вероотступниками». В этих кампаниях войска мусульман получили опыт ведения организованных боевых действий, из их рядов выдвинулись талантливые военачальники, в их числе Халид Ибн аль-Валид.

Однако большинство арабских племен после покорения были настроены недружелюбно и с трудом шли на сотрудничество с халифом.

Начало арабских завоеваний

Религиозных и патриархальных правителей Медины серьезно занимала проблема вовлечения племен в общие дела мусульманской общины и сбора с них налогов. Старый способ ослабления межплеменной напряженности – межплеменные войны – теперь исключался, а Аравия была перенаселенным регионом со скудными природными ресурсами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какую молитву читать при входе в храм

В ту эпоху крупные державы Востока были ослаблены. Сасанидская империя в Персии находилась в состоянии анархии, вызванной длительными войнами с Византией, серьезно подорваны были и позиции самой Византийской империи.

Кроме того, большинство христианского населения Сирии и Египта приняло монофизистские понятия, осужденные на Халкидонском соборе как ересь (451), и не находило общего языка с Византией и Восточной православной церковью.

Дорога перед арабской экспансией в эти регионы была открыта, как в военно-политическом, так и в духовном плане.

Набеги на обжитые земли Ирака и раньше осуществлялись племенами, которые не были подвластны Мекке и Медине; сам Мухаммад посылал несколько военных экспедиций против христианских арабских племен на территории сирийских провинций Византии.

Мотивы вторжений после смерти Мухаммад поначалу были чисто религиозными. С их помощью надеялись сцементировать общину и укрепить все еще слабую верность кочевников новой религии. По всему полуострову эти набеги прославлялись как священная война (джихад), а погибших в ней считали мучениками.

Арабские завоевания влекли за собой массовое переселение в обжитые земли. Походы оказались на редкость успешными, и арабы относили это на счет божьей помощи.

Завоевание Ирака Халидом Ибн аль-Валидом, который к тому времени успел отличиться в войнах с вероотступниками, началось в конце 633. Вскоре была взята Хира, столица старинного арабского вассального княжества Лахмидов, входившего в империю Сасанидов.

В том же году отряды арабской конницы двинулись в Южную Сирию. К 636, через четыре года после смерти пророка, арабы выиграли решающую битву на р.Ярмук, победив войска византийского императора Ираклия.

Понимая, что у них не хватит сил, чтобы удержать сирийские провинции, византийцы отошли на территорию Малой Азии.

Теперь арабы могли бросить все силы на Ирак. Персидская столица Ктесифон, расположенная на р.Тигр, была захвачена в июне 637, и завоеватели взяли фантастическую по своим объемам добычу.

Персидский двор вместе с армией бежали в глубь территории Ирана, куда в последующие годы была направлена арабская экспансия. В 641 арабская армия овладела Египтом, богатейшей провинцией Византийской империи.

По приказу своих епископов египетское население, исповедовавшее монофизитство, не оказывало сопротивления и в ряде районов даже поднялось против византийцев.

Завоевав Египет, мусульмане получили крупный морской порт и верфи в Александрии, а также важный источник доходов и зерна. Теперь был открыт путь для экспансии на запад в Северную Африку и на юг в Верхний Египет и христианское царство Нубию.

Первые халифы

Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении.

Халифат Абу Бакра продлился всего два года, но в этот период завоевания шли полным ходом. Верный памяти пророка, он стремился доказать, что по праву носит титул «преемник посланника Бога». В качестве собственного преемника он назначил с согласия общины одного из первых обращенных в ислам мекканцев – энергичного Омара Ибн аль-Хаттаба, которому был обязан своим избранием и который являлся его ближайшим советником. Омар прибавил к своим титулам новый – «повелитель верующих».

Завоевания привели к необходимости перестроить систему государственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер. По-видимому, Египет платил больший объем дани, чем другие области.

Религиозная терпимость со стороны арабов особенно устраивала евреев, а также несториан и монофизитов, которые подвергались дискриминации со стороны православной церкви и императорского двора в Византии. Такая терпимость гарантировалась исламом всем «людям Писания», т.е. монотеистам, имевшим Священное Писание, при условии, что они выплачивают дань.

Терпимость была позже распространена на зороастрийцев в Персии, что существенным образом облегчило завоевание этой страны.

Арабы-христиане Южной Аравии и евреи оазиса Хайбар в Центральной Аравии были изгнаны с полуострова, получив в компенсацию земли на завоеванных территориях. Ни один мусульманин не мог быть обращен в рабство. Население Аравийского полуострова образовало гарнизоны на вновь завоеванных землях, где жило в относительной изоляции от остальных жителей, имея свою веру, язык и профессию.

Покоренные народы, если они не принимали ислам, не имели права нести военную службу, от них требовалось платить налоги и поддерживать мир на своих территориях. Завоеватели оставили в неприкосновенности систему бюрократического управления, налоговый аппарат и местные законы; византийские и персидские монеты оставались в обращении.

Как правило, мусульманские войска дислоцировались в военных лагерях вблизи пустынь: в Куфе и Басре в Ираке, Фустате в Египте, Кайруане в Тунисе; исключение составляла Сирия, где арабские войска были расквартированы в городах. Все перечисленные лагеря со временем превратились в новые мусульманские города – важные центры исламской цивилизации.

Во главе каждой провинции стоял эмир, командовавший войсками, возглавлявший молитву и имевший широкие властные полномочия.

Одним из наиболее значительных мероприятий Омара была перепись арабов-мусульман, которую провели по племенам, и все члены общины, включая женщин и детей, были внесены в списки для получения содержания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела Елены

Каждый мусульманин получал содержание в зависимости от длительности и характера его службы на благо ислама, от вдов и сподвижников пророка до младенцев самого незначительного арабского племени.

Омар даже настоял на том, чтобы в племена принимались мусульмане-неарабы (в большинстве своем обращенные в ислам бывшие рабы), которых должны были брать в армию, если они годились для военной службы.

Некоторые из командиров арабского войска были нечисты на руку, и Омар жестоко расправлялся с теми, кто был в этом уличен. Сам он, как и его предшественники, вел очень простой образ жизни. Его прямота, обязательность, аскетичность стали образцом для мусульман. До сих пор в мусульманском предании бытуют истории о том, как он, абсолютный властитель великой империи, носил рваную одежду, ел грубую пищу, ходил по улицам Медины с кнутом и творил на месте справедливый суд.

Осман (правил в 644–656).

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MUSULMANE.html

История о том, как 40 тысяч монголов решили принять Ислам

В каком году монголы приняли Ислам
3 Апр, 2014 в 12:50 | Просмотров 22 221 | 5 комментариев

Сообщение о том, как 40 тысяч монголов одновременно приняли Ислам, передаётся в книге одного из известнейших мусульманских учёных – Ибн Хаджара аль-Аскаляни.

Сама история, как её рассказал Ибн Хаджар

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал в своей книге «Ад-Дурар аль-камина» (т.3, стр. 202):

«Раньше христиане повсеместно рассылали своих миссионеров среди монгольских племен с целью обратить их в христианство. Тиран Хулагу [один из правителей монголов] под влиянием своей жены-христианки Зафар-Хатун предоставил им все возможности для призыва.

Однажды группа больших христианских представителей отправилась посетить монгольское торжество по случаю перехода в христианскую религию одного из правителей монголов. Кто-то из проповедников стал ругать Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

В том месте на цепи сидела охотничья собака. И когда этот крестоносец, начал оскорблять Пророка, мир ему и благословение Аллаха, собака принялась яростно лаять, а затем набросилась на него и сильно укусила. После некоторых усилий собаку удалось оттащить.

Тем временем один из присутствующих произнес: «Это тебе досталось за твои слова о Мухаммаде».

Крестоносец ответил: «Совсем нет. Наоборот, когда эта собака увидела мой жест рукой, то подумала, что я собираюсь ударить ее».

Затем он снова стал ругать Пророка (мир ему и благословение Аллаха), причем еще сильнее, чем раньше. Тогда собака рванулась сильнее прежнего, сорвалась с цепи, вцепилась ему в шею и тут же  перегрызла горло. Крестоносец скончался на месте. Узнав о случившемся, почти сорок тысяч монголов приняли исламскую веру» (конец цитаты).

Краткая история монгольских нападений и чем они закончились

Эта история возвращает нас ко временам татаро-монгольского нашествия, от которого пострадала не только древняя Русь, но и многие страны исламского мира. В 1219 году монголы под руководством Чингисхана начали завоевание Средней Азии.

Они пошли против огромного мусульманского Хорезмского государства. Войска Чингисхана сумели покорить многие города Средней Азии и разрушили Хорезм.

После разделения империи между сыновьями Чингисхана возникло монгольское государство «Улус Джучи» (Золотая Орда).

Во время завоевания Афганистана Чингисханом монголы впервые узнали об исламской религии и смогли поближе познакомиться с ней.

В 1256 году монголы под командованием Хулагу (внука Чингисхана) организовали ближневосточный поход, направленный против мусульманских стран – халифата Аббаситов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта. Одно из наиболее мощных сражений произошло в Багдаде.

В начале 1258 года Багдад – столица мусульманского государства Аббаситов – был осаждён, а мусульманская армия потерпела поражение.

Монголы жестоко расправились с его жителями, но что не менее важно – они уничтожили огромные научные библиотеки с тысячами книг и рукописей, многие из которых существовали в единственном экземпляре.

Затем монголы двинулись дальше – на Сирию. Они осадили город Халеб, захватили Хомс, а вскоре и Дамаск тоже сдался монголам.

После завоевания Сирии Хулагу направил одного из своих сильнейших военачальников Китбуку с частью войск в Палестину. Там они смогли расправиться с ещё одним мусульманским войском – Айюбидским гарнизоном.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у хорватов

Именно тогда навстречу Китбуке выдвинулась армия из Египта. 3 сентября 1260 года между двумя армиями состоялось решающее сражение. Оно проходило в месте, называемом Айн-Джалут, и именно тогда монгольское войско впервые потерпело серьезное поражение, после которого уже не смогло вернуться к былой силе и мощи.

Но не только военное поражение оказалось «неприятностью» для монголов. Один из монгольских правителей, хан Берке (тоже внук Чингисхана), объявил о принятии Ислама. Хулагу и многие монгольские ханы были недовольны поступком Берке, между ними даже начались междоусобные войны.

Хан Берке начал возводить в городах мечети и религиозные школы, приглашал с Ирака и Ирана богословов и ученых. Ислам понемногу стал распространяться среди монголов, причём некоторые монгольские ханы пожелали принять ислам по причине жён-мусульманок. Однако многие кочевые монголы продолжали оставаться язычниками и сомневались, стоит ли им принимать Ислам.

Как было сказано в начале статьи, христиане рассылали своих миссионеров, пытаясь привлечь монголов к христианству. Именно к этому периоду и относится та удивительная история, описанная Ибн Хаджаром.

Увидев, как собака расправилась с тем, кто ругал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), люди восприняли это как особое знамение: Всевышний Бог не позволил тому человеку опорочить честь Своего пророка. Как сказано в Коране: «О Посланник!..

Аллах защитит тебя от людского [зла]» (сура 5, «Трапеза», аят 67).

Кто такой Ибн Хаджар, в книге которого описано это событие

Его звали Ахмад ибн Али аль-Аскаляни (Шихабуддин Абу аль-Фадль). Значение этого учёного для исламских наук огромно. Мусульманские учёные, жившие после него, признавали, что Ибн Хаджар – выдающийся исламский ученый, знаток хадисов, законов и истории. Он родился в Египте 18 февраля 1372 года (в 773 году по хиджре), воспитывался в религиозной атмосфере, а его семья любила знания и всегда побуждала к ним.

Ибн Хаджар с детства отличался изумительной памятью и сообразительностью. Уже в возрасте пяти лет он стал учить наизусть Коран, а к девяти годам полностью завершил изучение Священной Книги.

Будучи подростком, Ибн Хаджар выучил такие известные труды, как «Умдат аль-ахкам», «Альфият аль-Ираки», «Аль-Хави ас-сагыр», «Мухтасар Ибн аль-Хаджиба», «Минхадж аль-Усуль» и другие.

И уже по достижению пятнадцати лет он обладал большими знаниями в области тафсира, фикха, арабского языка, истории, хадисов.

Обучаясь религии, Ибн Хаджар посетил страны Шама и Хиджаза. Число его учителей и наставников достигает четырехсот шейхов, главными из которых были Зейнуддин аль-Ираки, Ибн аль-Мулаккин, аль-Булькини.

В течение своей жизни Ибн Хаджар был и учителем (преподавал в различных странах толкование Корана, фикх, хадисы), и проводил проповеди в мечетях, а также занимал определённое время должность муфтия и судьи.

Но важнее всего то, что за свою жизнь Ибн Хаджар написал около 150-ти книг по разным религиозным наукам, причем многие из них получили широкую известность и признание во всем исламском мире. Самой значимой среди них является книга «Фатх аль-Бари фи шарх Сахих аль-Бухари» – толкование сборника достоверных хадисов, собранных имамом аль-Бухари. Действительно, вплоть до нашего времени «Фатх аль-Бари» считается одним из самых лучших комментариев к хадисам из «Сахих аль-Бухари».

Ибн Хаджар – авторитетный ученый в науке о хадисах и передатчиках, поэтому всегда приводил только достоверную информацию. Он достиг высокой научной степени, и многие богословы засвидетельствовали о его достоинствах и заслугах. Вот некоторые из их высказываний:

Зейнуддин аль-Ираки (его учитель) сказал о нём: «Ибн Хаджар – шейх, выдающийся ученый, имам, знаток хадисов, достойный доверия, надёжный человек».

Абу Зур’а аль-Ираки сказал: «Он – обладатель великих достоинств, шейх, имам, у которого множество похвальных качеств и заслуг».

Камалюддин аш-Шумани сказал: «Он – оберегающий Сунну от искажений и изменений, к нему обращаются в науке «подтверждения надежности и дискредитации»».

Ученые единогласны во мнении, что Ибн Хаджар заслуживает носить титул «Хафиз (знаток Ислама)» и «Повелитель правоверных в области хадисов».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни умер в ночь на субботу, 2 февраля 1448 года (18-го Зуль-хиджа 852-го года по хиджре).

Пользы, которые можно извлечь из этой истории:

1. В этой истории действительно есть знамение. Всевышний не позволил тому человеку опорочить честь Пророка. Верующего человека эта история ещё сильнее укрепит в вере, а размышляющим людям она даст почву для рассуждения, ведь в подлинности этой истории сомневаться невозможно, её описал один из величайших исламских учёных, вся научная деятельность которого посвящалась исследованию достоверных сообщений и отбрасыванию недостоверных.

Источник: https://www.whyislam.to/main/40-tysyach-mongolov.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию