Аргентина – страна с арабскими корнями
Аргентинская Республика — государство в южной части Южной Америки к востоку от Анд. По площади (2780,4 тыс. кв. км) она уступает только Бразилии. Столица страны – Буэнос-Айрес. Население страны насчитывает 40,3 млн. чел. по оценке на 2007 год.
Аргентинцы — третья по численности национальная группа в Южной Америке и четвёртая в Латинской Америке. Современные аргентинцы — потомки европейцев, индейцев и африканцев и других народов, в разное время прибывших на территорию страны.
До прихода испанцев Аргентину населяли относительно немногочисленные индейские племена. После истребления большей части мужчин испанские колонисты вступили в брак с местными индейскими и завезёнными африканскими женщинами, сформировав класс метисов-гаучо.
Массовая европейская иммиграция в Аргентину пришлась на 1880-1940-е годы. В ней преобладали итальянцы — 48 %; испанцы — 40 %; в т. ч. баски — 10 %; остальные 12% — немцы, французы, арабы, украинцы, поляки, армяне, евреи, валлийцы и другие, в том числе азиаты (японцы, корейцы, китайцы).
В последнее время значительно выросло количество мигрантов из Перу, Боливии, Парагвая, Уругвая, Африки.
Официальный язык – испанский.
Ислам в Аргентине
Ислам в Аргентине представлен самой крупной общиной среди мусульманских меньшинств Латинской Америки.
Хотя точные данные о количестве мусульман в Аргентине неизвестны по той простой причине, что всеобщая перепись населения не требует указания религиозной принадлежности, по некоторым данным численность Аргентинских мусульман составляет приблизительно 1.
5 % от общего числа населения и в настоящее время равняется одному миллиону. Если к ним присоединить проживающих в стране арабов и представителей других близких этнических групп, то цифра эта будет втрое больше.
Ранняя мусульманская иммиграция
Считается, что мусульмане прибыли в Аргентину приблизительно в 1870 году из Сирии, Ливана и Палестины. Также есть исторические данные о том, что среди первых исследователей Америки были и мусульмане.
Кроме того, выдвигались гипотезы о посещении Америки и контакте с её цивилизацией мореплавателями до Колумба, представлявшими различные цивилизации Старого Света. Среди них упоминается и Абубакар II султан Мали в 1331 г.
Со времени открытия Америки испанцами в пятнадцатом столетии, Ислам представляли рабы, которых доставляли конквистадоры с севера и запада Африки, и которые оставались в странах типа Бразилии, Венесуэлы, Колумбии и на Карибских островах.
Подавляющее большинство рабов были мусульманами, во многих случаях принуждёнными отказаться от своих религиозных верований под угрозой казни. Таким образом, с течением времени Ислам стал распространяться по странам Латинской Америки.
В конце шестнадцатого столетия, после освобождения рабов и возвращения многих из них в эти земли, а также с учётом иммиграции из Индии и Пакистана, появились большие массы мусульман. Согласно некоторым документам, в промежуток между 1850 и 1860 годами имело место новая массовая иммиграция арабских мусульман на американские земли. Большая часть прибывала из Сирии и Ливана, и оставалась в Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Колумбии.
20 столетие видело большой приток арабских мигрантов в Аргентину, главным образом из Сирии и Ливана. Считается, что сегодня приблизительно 3.5 миллиона аргентинцев с арабскими корнями.
Большинство этих арабских иммигрантов были христианами и сефардическими евреями и, вероятно, среди них меньше, чем четверть были мусульманами. Сегодня потомки арабских евреев идентифицируют себя с евреями, а не с арабами.
Жизнь современных мусульман в Аргентине
Аргентинские мусульмане живут обычной жизнью и выделяются на общем фоне своей доброжелательностью, порядочностью и честностью. Аргентинцы характеризуют их как людей отзывчивых и сознательных, которым можно довериться.
Многие из них объединились для создания исламских обществ, центров, мечетей и т.п. с целью свободного вероисповедания. В наши дни в Аргентине есть сконцентрированные группы мусульман, иммигранты и местные жители, принявшие Ислам как новую веру.
В процентном соотношении количество мусульман-иммигрантов и новых мусульман, принявших Ислам, примерно равны.
С каждым днём растёт число тех, кто принимает Ислам.
В Аргентине много людей, постоянно ищущих новые духовные пути, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, и немало из них находят успокоение и счастье в Исламе.
Усилиями аргентинских мусульман в стране Ислам, основанный на терпимости и вере, распространяется быстро. Издаются различные книги об Исламе на испанском языке. Всё больше и больше аргентинских мусульман отправляются в Мекку в хадж.
Исламские учреждения в Аргентине
В центре Буэнос-Айреса есть прекрасная мечеть, которая была построена в 1989 году местными мусульманами. Есть также мечети в других городах и областях по всей стране, особенно много их в районе тройной границы, соединяющей Аргентину, Бразилию и Парагвай.
В Аргентине самая активная организация в Латинской Америке по продвижению исламских ценностей. Финансирование из Саудовской Аравии позволило построить здесь большие мечети и помещения для проведения культурных и общественных мероприятий. В стране действует девять исламских центров.
В Буэнос-Айресе действует Исламский Культурный центр имени короля Фахда. На его территории расположена и одна из самых больших мечетей в Южной Америке. Её строительство было закончено в 1996 году при поддержке короля Фахда. Мечеть занимает площадь в 20 000 квадратных метров.
Полная площадь земельного участка, выделенного аргентинским правительством для Исламского Культурного центра, составляет 34 000 квадратных метров. Она была выделена по инициативе Президента Карлоса Менема после его визита в Саудовскую Аравию в 1992. Проект стоил приблизительно $ 30 млн.
, и включает кроме мечети библиотеку, две школы и парк.
Исламскую Организацию Латинской Америки (IOLA) со штаб-квартирой в Аргентине считают самой активной организацией в Латинской Америке, распространяющей Ислам и объединяющей мусульман, живущих в Латинской Америке.
Первый исламский документальный фильм созданный в Аргентине
По данным Инфоцентра в январе 2010 года в Аргентине снят первый исламский документальный фильм, который является историческим повествованием о Хусейне, внуке Пророка (мир ему и благословение).
Молодой аргентинец Кристиан, который в день показа фильма принял Ислам, сказал: «Я уже давно изучал исламскую религию, и осталось только произнести шахаду. Сегодня я принял окончательное решение принять Ислам».
Компания «Раоминс», вложившая деньги в создание фильма, принадлежит группе молодых мусульман, которые до этого создали короткометражный и полнометражный фильмы с исламским содержанием. Все три фильма нашли горячий отклик в мусульманской общине.
Одобрив усилия мусульманской молодежи, руководитель мечети Буэнос-Айреса Али Пухул, по происхождению немец, проживающий в Аргентине, отметил: «Очень хорошо, что эти молодые люди своими силами снимают такие фильмы, которые, как показывает опыт, имеют важное значение для общества».
Продюсеры и режиссёры исламского документального кино в Аргентине целью своей работы называют представление Ислама испаноязычному населению, особенно мусульманам этого региона, которые, находясь на большом удалении от исламских стран и составляя меньшинство в регионе, не имеют достаточной информации об Исламе.
Сложности, стоящие перед мусульманами в Аргентине
Проблемы мусульман Аргентины в целом сходны с теми, что имеют мусульмане по всему миру.
1. Недостаток знаний исламской культуры и религии.
2. Нерегулярная религиозная практика у некоторых людей. Также был отмечен высокий уровень тех, кто не был способен сохранять свою исламскую идентичность, пытаясь выглядеть и действовать так, как принято в обществах, где они живут, в итоге повторяя традиции общества в ущерб исламской культуре и своей самобытности.
3. Нехватка религиозных наставников, кто мог бы говорить по-испански и знал бы традиции стран, где они распространяют Ислам.
4. Нехватка преподавателей и учебных заведений, где люди получают знания об Исламе.
5. Нехватка исламского материала на испанском языке – книг, аудио- и видеоматериала.
6. Недостаточная координация деятельности исламских учреждений.
7. Нехватка общения между мусульманами на всех уровнях: личном, семейном, а также между учреждениями и организациями.
8. Недостаточно частые религиозные конференции и собрания, слишком редкие встречи учёных-богословов с верующими.
9. Нехватка обученного персонала для взаимодействия с прессой.
10. Почти незаметная работа исламских СМИ на фоне местных СМИ, искажающих Ислам и выставляющих мусульман не в лучшем виде.
ЛИТЕРАТУРА
Очерки истории Аргентины. М., 1961
Культура Аргентины. М., 1977
История литератур Латинской Америки т. 2, М., 1988; т. 3, М., 1994
История Латинской Америки. т. 1, М., 1991; т. 2, М., 1993
Латинская Америка, 1996, № 6 (номер, посвященный Аргентине)
http://www.krugosvet.ru
Источник: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/24926
Сколько мусульман в России
Карта. Доля мусульман в населении субъектов РФ, (с) «Комсомольская правда», 20.10.2006. С корректировками редакции за 2018-2019 год
В Российской Федерации Ислам является второй по массовости религией после православного Христианства.
Сейчас количество мусульман в России составляет около двадцати миллионов человек, и это седьмая часть от всего населения России, которое на 2009 год составляло сто сорок два миллиона человек.
Нет точной статистики того, сколько мусульман в России, и вообще касательно религиозной принадлежности россиян не имеется официальных статистических данных, лидеры мусульманских организаций называют число приверженцев Ислама – двадцать миллионов.
Президент Российской Федерации Владимир Путин на вопрос о том, сколько мусульман в России, ответил, что «В России живет около двадцати миллионов мусульман». По словам министра РФ по национальной политике Владимира Зорина, по итогам переписи населения численность народов, которые «придерживаются исламской традиции», составляет четырнадцать с половиной миллионов человек.
Также публикуется мнение Ралифа Сафина, члена Совета Федерации РФ, руководителя Центра российской восточной политики, который в ответ на вопрос, сколько мусульман в России, заявил, что в РФ живет более десяти миллионов. А по словам Гейдара Джемаля, председателя «Мусульманского комитета», подлинную численность мусульман скрывают, на вопрос сколько мусульман в России он дал четкий ответ — «Мусульман в России около 30 миллионов».
Существуют разные мнения, что еще раз подтверждает вывод о том, что точную численность мусульман в России сказать невозможно.
Процесс религиозного возрождения начался после 1991 года, после Перестройки – этот процесс затронул все религии, в результате чего возросло количество практикующих мусульман в сравнении с количеством этнически относящих себя к Исламу людей.
Также этот процесс спровоцировал в обществе появление нового слоя, основой которого стали мусульмане из тех народов, которые ранее исповедовали другие религии: евреев, славянских народов, а также народов Крайнего Севера и Сибири, то есть новообращенных мусульман, среди которых значительную часть составляют русские мусульмане.
Особенностью мусульманского российского сообщества является его разнообразие и неоднородность. На территории России из всех существующих в мире суннитских мазхабов представлены две общины – ханафиты и шафииты.
Ханафитами называют себя последователи Абу Ханифы, исламского ученого, который жил в седьмом – начале восьмого века до нашей эры или в 80-150 годах по Хиджре, а также его учеников, среди которых были Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи, Хасан ибн Зияд аль-Лулуи, Абдуллах ибн Мубарак аль-Марзави и Абу Хузайл Зуфар.
Ханафиты в России появились среди народов Поволжья с самых первых лет распространения Ислама, и сегодня в этих районах мусульмане также придерживаются ханафитского мазхаба – это чуваши, мордва, башкиры, татары и прочие волго-уральские и сибирские народы.
Ханафиты представлены также среди народов Дагестана – это ногайцы, которые проживают на севере Республики – они возрождают религиозные и национальные традиции наиболее активно в последнее время.
В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы – это Крым, республики Средней Азии, Абхазия. Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами.
Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии, великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место.
Учителя в шафиитском мазхабе называют «обновителем второго столетия», как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, который сообщил, что в мусульманской умме в начале каждого века Всевышний Аллах будет посылать «обновителя дела ее религии».
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. В первом веке им был Умар ибн Абдуль-‘Азиз, а во втором имам аш-Шафи‘и.
Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе.
За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции – такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм.
Традиции и адаты мусульманских народов
Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии.
Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым.
Если же адаты с точки зрения Ислама считаются харамом, то есть злым, вредным и недозволенным, а также запрещенным, то такие адаты исламской культуре противоречат.
Существуют древние традиции, которые противоречат Исламу – обряд выкрадывания невесты, проведение пышных свадеб с алкогольными возлияниями, исполнение запрещенных танцев, а также похоронный ритуал, при котором родственники плачут над покойным, использование языческих амулетов и заговоров.
Мусульманские организации
Ведущими организациями мусульман в России являются Совет муфтиев России или СМР, который возглавляет Равиль Гайнутдинов, и Центральное духовное управление мусульман или ЦДУМ, который возглавляет Талгат Таджуддин. Обе эти организации действуют именно на основе мазхаба Абу Ханифы.
Также функционирует Духовное управление мусульман Нижегородской области или ДУМНО, которое является основным центром, который проводит изучение и возрождение ханафизма. Возглавляет эту организацию Гаяз Закиров и председатель Фонда имама Абу Ханифы Умар Идрисов, а также глава Совета улемов Дамир Мухетдинов.
На основе шафиитского мазхаба осуществляют свою деятельность основные исламские организации Кавказа: Духовное управление мусульман Дагестана или ДУМД, которое возглавляет муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев, Координационный центр мусульман Северного Кавказа или КЦМСК, который возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев, а также организации, входящие в его состав. ДУМД в последние годы является основным центром изучения и возрождения религиозных наук, под патронажем которого действует Северокавказский университетский центр исламского образования и науки в Махачкале, Институт теологии и международных отношений, а также целый ряд медресе, СМИ и вузов.
История Ислама в России
Первые мусульмане появились на территории России в седьмом веке на земле Дагестана – это были купцы из Халифата, а также воины, и именно на территории Дербента до сих пор находится древнейшая мечеть России, которую построили еще в восьмом веке, а также на этих землях есть могилы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или сахабов.
Историки пришли к выводу, что Ислам на территории, которая в будущем станет российскими территориями, появился задолго до Крещения Руси – за два столетия, поэтому Ислам является, как и Иудаизм, наиболее древней формой авраамического Единобожия.
Отличает от Крещения Руси исламскую веру то, что Ислам по России распространялся не волевым решением князя, а не насильственно и медленно.
Более подробно об исламе на территории России читайте в данной статье.
Регионы проживания мусульман в России
Современная Россия имеет следующее процентное соотношение этнических мусульман:
- в Ингушетии проживает 98 %;
- в Чечне проживает 96 %;
- в Дагестане — 94 %;
- в Кабардино-Балкарии проживает 70 %;
- в Карачаево-Черкесии — 54,6 %;
- в Башкортостане — 54,5 %;
- в Татарстане — 54 %.
Не все этнические мусульмане исповедуют религию Ислам, в России зафиксировано много случаев, когда представители других религий обращались в Ислам – только количество мусульман в России, являющихся этнически русскими, составляет от десяти до двадцати тысяч человек по разным данным.
Количество российских мусульман имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это происходит за счет естественного прироста ее численности мигрантами из стран Азербайджана, Средней Азии и Ближнего Востока.
Также в последнее время можно говорить о том, что полным ходом идет процесс воссоединения мусульман РФ со своими единоверцами за границей, что способствует более полному и осмысленному осознанию мусульманами России того факта, что они являются частью исламского мирового сообщества.
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/skolko-musulman-v-rossii
Станет ли Россия мусульманской страной?
Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.
Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.
В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.
Сомнительный прогноз
«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».
Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.
«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.
С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».
Откуда пришли мусульмане?
Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.
Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.
Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками.
Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг.
Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.
От войны к принятию
В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.
«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.
В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины.
Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.
Разрозненные и умеренные
В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров.
Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.
Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.
«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.
В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.
Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/290-islam-in-russia
Как общество Швейцарии относится к евреям и мусульманам?
Насколько тяжело жить мусульманам в Швейцарии? На фото: центральный зал культурно-религиозного центра «Dituria» в Женеве, 10 мая 2017 г.
(Keystone)
Оскорбления на улице, в социальных сетях и даже унижения действием: эксперты утверждают, что евреи и мусульмане в Швейцарии всё чаще подвергаются нападкам исключительно из-за своей религиозной принадлежности, а демонстрация неприкрытой враждебности по отношению к мусульманам уже почти престала быть чем-то неприличным. Так ли это?
Когда этим летом сотрудница швейцарского отеля в курортном городе Ароза адресовала в адрес «еврейских гостей» напоминание принимать душ перед посещением бассейна, начался короткий, но громкий международный скандал, дошедший даже до министерства иностранных дел Израиля. Впрочем, быть участником такого рода конфликтов Швейцарии не привыкать. В стране, где действует прямая демократия, последнее слово действительно имеет народ.
И именно он в свое время постановил запретить строительство в Конфедерации новых минаретов, и именно он, пока еще в границах только одного кантона Тичино, запретил носить на улицах одежду, скрывающую лицо, в том числе и хиджабы (а скоро по данному вопросу состоится и национальный референдум). То, что тем самым под запрет попала еще и «униформа» фанатов-хулиганов и разного рода «левых» и «правых» экстремистов, никого уже не интересовало.
Так что же получается: Швейцария — это страна, где господствуют антиеврейские и антиисламские настроения? И если да, то кто от них страдает сильнее, евреи или мусульмане? Конкретных цифр и сравнительных данных на этот счет в Швейцарии нет.
Впрочем, ряд исследований все-таки позволяет составить хотя бы некоторое приблизительное представление.
Вот, например, исследование от 2014 годаВнешняя ссылка, которое констатирует, что у 11% опрошенных швейцарских граждан имеет место «стереотипный антисемитизм», а 19% разделяют «стереотипные антиисламские настроения».
Общий вывод: враждебность по отношению к мусульманам в последнее время скорее растет, в то время как антиеврейские настроения, хотя и имеются, но пребывают скорее в застывшем состоянии, не увеличиваясь, но и не уменьшаясь.
Еще одно научное исследование, посвященное вопросу положения мусульман в ЕвропеВнешняя ссылка, показывает, что в Швейцарии мусульмане реже сталкиваются с дискриминацией, чем в Австрии, Великобритании или, например, во Франции.
В то время, как в Австрии мусульман в качестве своих соседей не желают видеть 28% опрошенных, в Швейцарии таких насчитывается «только» 17%.
Поэтому, если совсем кратко, то можно утверждать следующее: бороться с предрассудками приходится везде в Европе как евреям, так и мусульманам, но что касается конкретно Швейцарии, то здесь в настоящее время лицам исламской веры живется несколько труднее, чем людям еврейской религии, однако не столь плохо, как мусульманам в других западноевропейских странах.
Оскорбления в сетях и на улице
Мы обратились к еврейским и мусульманским объединениям с вопросом о том, с какими конкретно проявлениям враждебности в свой адрес их членам случалось лично сталкиваться в Швейцарии.
Джонатан Кройтнер (Jonathan Kreutner), генеральный секретарь «Швейцарской ассоциации еврейских общин» («Schweizerischer Israelitischer Gemeindebund» — «SIG»Внешняя ссылка), рассказал, что ненависть к евреям главным образом распространяется в интернете, но также проявляется и в виде проникнутых ненавистью писем, оскорбительных надписей и рисунков на стенах домов, и даже атак прямо на улице: «Причем дело порой дело доходит и до прямого применения физического насилия».
Эндер Гюнес (Önder Güneş) из «Федерации исламских ассоциаций и объединений Швейцарии» («Föderation islamischer Dachorganisationen der Schweiz» — «FIDSВнешняя ссылка») говорит, что исламофобия проявляется, прежде всего, «в форме неприкрытых оскорблений и негативных комментариев в социальных сетях».
Касим Илли (Qaasim Illi) представляет «Исламский центральный совет Швейцарии» («Islamischer Zentralrat Schweiz» — «IZRSВнешняя ссылка»), придерживающийся, по мнению многих экспертов, радикальных позиций.
Он говорит о том, что часто на улицах мусульмане в Швейцарии с прямыми оскорблениями, обращенными в их адрес, дети могут стать жертвами травли в школе, кроме того женщинам, носящим мусульманский платок, в Швейцарии тяжелее, чем обычно, найти работу.
По данным швейцарской федеральной «Комиссии по борьбе с расизмом» («Eidgenössische Kommission gegen Rassismus» — «EKRВнешняя ссылка»), жертвами актов агрессии, выраженных как вербально, так и на письме, становятся в Конфедерации как евреи, так и мусульмане. Особенно велик риск попасть под удар ненависти в социальных сетях. При этом, по информации комиссии, мусульмане, в отличие от евреев, дополнительно имеют дело еще и с дискриминацией на рынке труда и жилья.
Кто распространяет ненависть?
По данным «EKR», за последние два года враждебность со стороны правых экстремистов возросла, причем как по отношению к евреям, так и к мусульманам. Но негативное отношение к ним встречается и в рамках других социальных групп.
Палестинская семья на востоке города Газа, февраль 2016 года. Ближневосточный конфликт был и остается в Швейцарии источником антисемитизма.
(Keystone)
Джонатан Кройтнер из «SIG» говорит, что в «подметных письмах», приходящих на адрес конкретных лиц еврейского вероисповедания, часто используется риторика правого толка. Что касается левого политического спектра, то люди из этой среды нередко грешат критикой в адрес Израиля, далеко выходящей за границы позволенного и носящей почти откровенно антисемитский характер.
Относительно новым явлением стали в Швейцарии в последние годы оскорбления в адрес евреев, носящие исламистский характер.
Особенно часто это можно наблюдать в социальных сетях, где молодые пользователи мусульманской веры часто позволяют себе вербальные атаки на евреев — в основном, в связи с какими-либо актуальными событиями в связи с событиями палестино-израильского конфликта.
Ближневосточный конфликт вообще является, применительно к Швейцарии, едва ли не основным источником исламистски мотивированного антисемитизма. Касим Илли из «IZRS» признает, что у мусульман есть целый набор определенных претензий к Израилю.
«Причины напряженных отношений между мусульманами и евреями носят характер не этнический или религиозный, как в случае с европейским антисемитизмом, а политический».
Но в целом антисемитизм, по его мнению, это «не тот метод», с учетом того, что до момента создания современного государства Израиль в 1948 году мусульмане и евреи мирно сосуществовали друг с другом по всему арабскому миру.
В самом ли деле мусульмане — это «новые евреи»?
Итак, значит ли это, что мусульмане сталкиваются в Швейцарии с еще большим неприятием со стороны швейцарцев, чем некогда евреи? На этот счет можно сделать ряд предположений, сформировав некую «рабочую гипотезу». Во-первых.
Еврейское население живет в Швейцарии уже на протяжении многих поколений, у большинства его представителей — швейцарские паспорта.
С другой стороны, не стоит забывать, что в конце 19-го века в Швейцарии процесс предоставления евреям полноценных гражданских прав стал причиной резкого неприятия со стороны части швейцарского населения и даже насильственных беспорядков.
С тех пор, однако, прошло уже достаточно большое количество времени для того, чтобы процесс интеграции еврейского населения в швейцарское общество завершился полным успехом, не говоря уже о том, что, по большому счету, швейцарцы и евреи принадлежали, при всех их религиозных и культурных особенностях и различиях, к культуре, которую, наверное не случайно, называют «европейской» или «иудео-христианской».
Мусульмане же появились в Швейцарии в заметном количестве только в 1960-е годы.
Как правило, это были гастарбайтеры, а потом беженцы, не имеющие никаких прав, не говорящие ни на одном из национальных языков страны, а что касается культуры и религии, то, хотя ислам и принадлежит, вместе с иудейством и христианством, к одному и тому же типу «авраамических религий», мусульманин все-таки для обыденного европейского сознания является чужаком.
Во-вторых. Евреи в Швейцарии представляют собой компактное меньшинство количеством примерно в 18 тыс. человек, и это число остается постоянным и не растет все последние десятилетия. Мусульманское же сообщество в Конфедерации увеличивается весьма быстрыми темпами — с 3 тыс. человек в 1960-м году до 450 тыс. (5,5% всего населения Швейцарии) в настоящий момент.
В-третьих: события в мире и то, как эти события освещаются в СМИ. Настроение, превалирующее в печатных и электронных средствах массовой информации способно оказывать очень сильное влияние на настроения в обществе в целомВнешняя ссылка. Э. Гюнес утверждает, что «информация об исламе, транслируемая швейцарскими СМИ, на 4/5 носит негативный характер.
Особенно же пугает читателей и пользователей тема исламистского терроризма, из-за чего они склонны негативно воспринимать вообще любого представителя исламской культуры».
Мировая политика и СМИ играют заметную роль в подпитывании и антисемитских настроений в Швейцарии. По данным «Швейцарской ассоциации еврейских общин», в 2014 году, после очередной эскалации ближневосточного конфликта, «по Швейцарии прокатилась настоящая антисемитская волна, во время которой живущие здесь евреи стали объектами бесчисленных и неприкрытых угроз и оскорблений». Таким образом, мы можем идентифицировать две категории проблем.
Первая касается характера действия механизмов общественной интеграции (в Швейцарии пришлому очень трудно стать «своим», о чем могут много чего рассказать экспаты), вторая связана с актуальными политическими событиями за рубежами страны, оказывающими непосредственное влияние на соответствующие группы населения (нечто похожее наблюдалось в период двух мировых войн, когда «французская» часть страны склонялась на сторону Парижа, а «немецкая» поддерживала Берлин). Первую категорию проблем способно решить только время, вторую — инструментами и институтами, дающими всем категориям населения шанс и возможность участвовать в социально-политической жизни страны.
Еврей и иудаизм, ислам и мусульманин – одно и то же?
Кстати об инструментах и институтах.
Поскольку в Швейцарии действуют развитые инструменты прямой демократииВнешняя ссылка, «деревенский» настрой населения здесь чаще и быстрее, чем в других странах, приобретает форму конкретных политических решений.
У этого обстоятельства есть как позитивные аспекты, так и негативные, на которых, в частности, так любят останавливаться те, кто ищет аргументы в пользу «неприменимости» прямой демократии швейцарского образца за пределами Конфедерации.
И в самом деле, вспомним только референдумы о запрете строительства новых минаретов или еще только предстоящий федеральный референдум о запрете ношения паранджи, никабаВнешняя ссылка и вообще любых других одежд, скрывающих лицо.
Не забудем и недавнюю дискуссию насчет возможности запрета импорта в страну продуктов, произведенных с использованием «жестоких» методов забоя скота, в результате чего СМИ поспешили сообщить, мол, Швейцария готовится запретить импорт кошерного и халяльногоВнешняя ссылка мяса.
Источник: https://www.swissinfo.ch/rus/религия-и-общество_как-общество-швейцарии-относится-к-евреям-и-мусульманам--/43516116