Намаз
Намаз (араб. салят) это обязательные мусульманские молитвы, которые исполняются пятикратно каждый день. Намаз является вторым столпом ислама.
Бог предписал мусульманам молиться пять раз в установленное для этого время дня:• фаджр: рассвет, перед восходом солнца• зухр: полдень, после того, как солнце пройдет самую высокую точку• аср: до захода солнца• магриб: сразу после захода солнца
• иша: между закатом и полночью
Все мусульмане молятся пять раз в день. Мусульманские дети поощряются читать молитву, начиная с семилетнего возраста.
Молитва задает ритм дня
Такое расписание чтения молитв задает распорядок дня мусульманам. В исламских странах призыв к молитве из мечетей задает ритм дня для всего населения, включая немусульманское.
Всемирный мусульманский ритуал
Этот молитвенный ритуал, которому уже более 1400 лет, повторяется пятикратно каждый день миллионами людей по всему миру.
Его исполнение не только духовно в высшей степени, оно также объединяет мусульман по всему миру, с теми, кто произносил эти же самые слова и делал эти же самые движения в разное время в мусульманской истории.
Молитвы тела, ума и души
Все эти молитвы не просто слова, которые нужно произносить вслух.
Для мусульманина молитва означает объединение разума, тела и души в одно целое во время молитвы; поэтому, мусульманин, читающий эти молитвы должен выполнять серию предписанных движений в такт словам молитвы.
Мусульмане перед молитвой должны находиться в надлежащем расположении духа; они должны отложить в сторону все свои ежедневные заботы и мысли, чтобы сконцентрироваться исключительно на Боге.
Если мусульманин молиться без надлежащего отношения к молитве, то это считается, что будто он не молился вовсе.
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово». (Коран, 107:4-5)
Мусульмане не молятся во благо Аллаха
Аллах не нуждается в человеческих молитвах, так как Он не нуждается ни в чем. Мусульмане молятся потому, что Бог велел им делать это, и потому что они верят в то, что они получают великую награду за это.
Мусульмане молятся непосредственно Богу
Мусульманин молится так, будто он находится в присутствии Аллаха. Во время исполнения ритуальных молитв каждый отдельный мусульманин находится в прямом контакте с Богом. Отсутствует необходимость в священнике в качестве посредника. Не смотря на это, в мечетях есть глава богослужения – имам. Имам это не священник, а просто человек, с глубокими знаниями ислама.
Намаз в мечети
Мусульмане могут молиться в любом месте, но особенно хорошо молиться вместе с другими верующими в мечети. Совместное моление помогает мусульманину осознать, что человечество едино, и все равны перед лицом Аллаха.
Ритуальное омовение
Мусульмане должны быть чисты перед молитвой. Они очищаются, выполнив ритуальное омовение, которое называется «вуду». Мечети имеют все условия для совершения омовения.
Источник: http://www.imam.ru/articles/namaz.html
«Хотите хорошего мужа? Выходите замуж за мусульманина». Как ислам на Вятке уживается с другими религиями
Почему кировчане становятся мусульманами, как живётся девушкам, принявшим ислам и есть ли в нашем городе многожёнцы, читайте в новом выпуске рубрики «Религии Вятки».
Ислам — самая молодая мировая религия и вторая по численности последователей. Его исповедуют 23% населения Земли и 10% населения России (по данным переписи 2002 года). В Кировской области ислам — тоже вторая по численности конфессия после христианства. У нас проживает по меньшей мере 15 тысяч мусульман. Это не только татары и уроженцы Северного Кавказа, но и русские по национальности. О том, сложно ли жить по законам ислама в русской провинции, мы расспросили вятских мусульман.
Праздник на улице Труда. Как на Вятке отмечают Ураза-байрам
В 7 утра 15 июня на небольшом участке улицы Труда (от Ленина до Казанской) бывает непривычно людно.
Со всех сторон к единственной в Кирове мечети стягиваются представители самых разных народов: татары, азербайджанцы, дагестанцы, узбеки, египтяне и даже чернокожие французы. Все они приходят на праздник Ураза-байрам — один из главных у мусульман.
Это праздник разговения, который отмечается в честь окончания поста в месяц Рамадан. По значимости его можно сравнить с Великим постом и Пасхой у православных.
Так что неслучайно на празднике можно увидеть первые лица области. На Ураза-байрам в этом году побывали губернатор Игорь Васильев, председатель ОЗС Владимир Быков и глава городской администрации Илья Шульгин.
В отличие от Великорецкого крестного хода или различных христианских праздников, журналистов на Ураза-байрам было немного: один интернет-портал (это мы) и телеканал, приехавший поснимать участие «випов«. Журналистам здесь определённо рады.
Муфтий Вятский Зуфар хазрат Галиуллин (на первом плане) и имам-хатыб хазрат Нурислам хаджи Касимов
Журналисты — великие люди, — то ли в шутку, то ли всерьёз говорит муфтий Вятский Зуфар хазрат Галиуллин. — Даже в Библии написано: вначале было Слово.
Нашего корреспондента и фотографа приглашают на праздничное чаепитие со вкуснейшими татарскими угощениями. Пока мы пробуем восточные сладости, муфтий Вятский и представитель правительства Дагестана в Кировской области Абдурахман Османов в непринуждённой обстановке задушевно рассказывают о философии ислама. Подобные безалкогольные застолья — не редкость в мусульманской общине. А в день разговения, как говорится, сам бог велел.
Под запретом в Рамадан не только алкоголь, курение, половая жизнь, но даже преднамеренное употребление пищи. Утолять голод можно, но в определённое время: перед восходом и после захода солнца. Впрочем, мусульмане, приехавшие на Вятку из-за границы, считают, что у нас пост соблюдается не так строго.
В Египте гораздо строже, всё-таки это мусульманская страна, — отмечает в разговоре с журналистом портала Свойкировский египтянин Ахмед. — Например, в месяц Рамадан никто не курит на улице, почти все кафе и рестораны закрыты. Гуляют все только после захода солнца. Мы держим пост по 12-16 часов, в России это не так.
Но самое главное в пост — всё же не ограничения в еде, а добрые дела и чистые мысли. В Рамадан мусульмане стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана, чаще давать милостыню.
Месяц Рамадан нужен, чтобы удержать себя духовно, — поясняет муфтий Зуфар Шайдуллович. — Мы для тела всё делаем: кормим, обуваем, одеваем, но забываем о душе. А ведь душа — это самое главное. Тело предаётся земле, а душа возвращается Богу.
Молитва в исламе совершается совершенно особым образом — на коленях. Не только в праздничные, но и в обычные дни пять раз в день мусульмане должны совершать намаз. Это молитва, во время которой человек просит у Аллаха защиты от Сатаны, воздаёт хвалу Богу и просит прощения за грехи. Первый намаз мусульмане совершают ещё до восхода солнца.
Время совершения намазов
Мы читаем молитву даже перед тем, как ехать куда-то, перед сдачей экзаменов, — говорит мусульманка Айгуль (имя изменено по просьбе бедвушки). — Это делается для того, чтобы всё прошло хорошо, с волей Аллаха. В идеале лучше бы читать молитвы всегда, когда куда-то идёшь, так как не знаешь, что с тобой может случиться. Да и после прочтения молитвы ты чувствуешь какую-то лёгкость в душе, скорее всего, потому что ты веришь, что твой Бог с тобой всегда.
В день Ураза-байрам подготовка к праздничной молитве тоже начинается ранним утром. Намаз обязательно должен совершаться после омовения, с чистыми мыслями и в чистом месте. Так что рядом с мечетью на земле расставляют поддоны, закрывая их коврами.
Молитва также проходит внутри здания. Причём мужчины молятся отдельно от женщин. По словам муфтия Вятского, это нужно для того, чтобы мысли во время молитвы были направлены исключительно к Богу. Женщин на празднике совсем немного, они молятся в отдельном здании на задворках мечети. Одна из них — 63-летняя Роза — сегодня впервые в своей жизни пришла в мечеть.
У нас в семье все мусульмане. И отец, и мама у меня исповедовали ислам, их уже нет в живых. Я хочу чтить их память и традиции, но пока ничего не придерживаюсь, изучаю религию.
Молитва и проповедь транслируется через колонку, чтобы прихожане снаружи тоже слышали слова. Разобрать слова сложно, но сделать звук чуть громче нельзя — в день праздника кто-то из жителей ближайших домов и так пожаловался в полицию.
Праздничная проповедь в день Ураза-байрам посвящена вопросам мира и дружеского отношения между народами.
Сколько можно воевать? 21-й век на дворе, — задаётся риторическим вопросом Зуфар хазрат Галиуллин.
Для российских мусульман тема мира особенно важна, ведь у нас страна многонациональная, не все готовы с пониманием и уважением относиться к традициям и национальным особенностям друг друга. Имам-хатыб кировской Соборной мечети Нурислам хазрат Касимов с сожалением признаёт, что определённые стереотипы, связанные с исламом, на Вятке есть, хотя каких-то глобальных конфликтов не возникает.
Мы не ищем противоречия, а ищем общечеловеческие ценности, — говорит Нурислам. — Когда мы беседуем с человеком, образованным в религии, мы находим то, что нас объединяет. Когда мы слушаем людей, нахватавшихся чего-то по верхушкам, то речь идёт о том, что разделяет.
Там, где стало мало знания и много высокомерия, там война. А у нас здесь, слава Богу, мирно. Мы живём в таком городе, где у населения русской национальности есть глубинное душевное отношение к остальным. В этом есть милость Всевышнего.
Соответственно, и от нас к русским ответное, доброжелательное отношение.
После окончания основной части праздника все мусульмане выходят на улицу Труда: угощаются припасённой халяльной пищей, приветствуют друг друга, поздравляют, обнимаются и делают селфи, причём даже с незнакомыми людьми.
В исламе есть традиция обниматься. Так проявляется близость между людьми, — объясняет Зуфар хазрат Галиуллин. — Неслучайно наша национальная спортивная игра — это борьба, не бокс. Когда ты борешься, ты человека как будто обнимаешь. Бить человека в лицо в исламе запрещено.
Общение между прихожанами происходит абсолютно свободно: национальность не играет большой роли, когда людей объединяет вера. Как отмечает Нурислам хазрат Касимов, сегодня в одном только Кирове насчитывается около 10 тысяч мусульман, по области — более 50 тысяч.
В начале XX века в Вятской губернии было около 125 тысяч мусульман. Как и в наши дни, они проживали, в основном, на юго-востоке региона: в Малмыжском и Уржумском уездах, а также в Сарапульском и Елабужском уездах, современные территории которых уже не входят в Кировскую область.
Как создавалась единственная на Вятке мечеть
Первая и единственная мечеть Вятки была построена в 1908 году, хотя необходимость в ней назрела уже давно. Ходатайствовать о возведении мечети вятские мусульмане начали после обнародования указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости«.
В апреле 1906 года состоялось общее собрание домохозяев-мусульман Вятки, на котором было решено принять на свой счёт всё содержание мечети и необходимого при ней духовенства. Однако деньги на строительство впоследствии жертвовали не только мусульмане.
Как сообщается на сайте «Пешком по Вятке«, 200 рублей выделил известный вятский купец-благотворитель Тихон Булычёв.
Источник: https://kirov-portal.ru/blog/hotite-horoshego-muzha-vyhodite-zamuzh-za-musulmanina-kak-islam-na-vyatke-uzhivaetsya-s-drugimi-religiyami-4353-23163/
Рамадан 2019: начало и окончание в РФ, правила и запреты, кто освобождается от поста
Для правоверных мусульман начался священный месяц Рамадан, который накладывает на верующих целый ряд серьезных ограничений. Рамадан — это время молитвы и добрых дел, так гласят правила ислама.
Рамадан в 2019 году в России: когда начинается и заканчивается
Даты Рамадана меняются год от года, кроме того, способ расчета времени наступления и окончания этого месяца по лунному календарю несколько различается в разных странах. В России наступление Рамадана большинство мусульман отметили вечером в воскресенье, 5 мая. Завершится Рамадан вечером в понедельник, 3 июня, праздником Ураза-байрам.
Рамадан и пять столпов ислама
Рамадан (в переводе с арабского — «жаркий», «знойный») — это девятый месяц традиционного исламского лунного календаря. Согласно исламу, именно в один из самых жарких месяцев года (как правило, Рамадан приходится на окончание весны и лето), верующие стараются доказать свою верность Аллаху, накладывая на себя ряд строгих ограничений и совершая добрые дела.
Рамадан — это время молитв и обязательного поста (который называется «ураза»), соблюдение которого относится к пяти столпам ислама.
Помимо уразы, к столпам ислама относятся произнесение шахады (символа веры): «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; намаз (пять ежедневных молитв); закят (обязательная милостыня для бедных) и хадж (паломничество в Мекку).
Рамадан и ураза: кто освобожден от поста
Ураза (пост в Рамадан) подразумевает запрет на еду и питье в дневное время. Есть и другие дневные запреты, в том числе на курение и интимную близость, а также ряд специфических ограничений. Пост в Рамадан является обязательным для всех достигших половой зрелости здоровых (физически и умственно) последователей ислама — как мужчин, так и женщин.
Все, кто не относится к этим категориям, от поста освобождены: это дети, больные (в том числе психическими заболеваниями), пожилые и немощные, а также те, кто не исповедует ислам. Кроме того, от поста освобождаются беременные, недавно родившие и кормящие женщины, а также женщины во время менструаций.
https://www.youtube.com/watch?v=5TiANu_KrbI
Послабления в соблюдении поста разрешены путникам и тем, кто находится в заключении.
Пропущенные дни поста следует возместить — поститься в следующем месяце столько дней, сколько пропущено в Рамадан. Многие верующие, не имеющие возможности полноценно поститься по состоянию здоровья, добровольно возмещают пропущенные дни деньгами, которые перечисляют бедным (эта милостыня называется фидия). Сумма рассчитывается из стоимости ежедневного рациона питания (в России около двухсот рублей), помноженная на количество пропущенных дней.
Правила Рамадана
Во время Рамадана есть и пить можно только ночью. Верующий должен завершить ночную трапезу не позднее, чем за полчаса до рассвета. Каждый день Рамадана с наступлением рассвета мусульманин во всеуслышание заявляет о своем намерении соблюдать пост во имя Аллаха и воздерживается от еды и питья в течение всего светового дня. Сразу после захода солнца, согласно расписанию для каждого региона, предписано разговеться молоком, водой и сладостями — эта трапеза называется ифтар.
Также в Рамадан (как и в другие месяцы) предписана обязательная ежедневная молитва (намаз). Однако в Рамадан верующие исполняют это предписание гораздо строже, чем в другие месяцы. Время для ифтара и для произнесения молитв можно узнать для своего региона, например, здесь.
Кроме того, во время Рамадана предписано давать милостыню, которая бывает обязательная (закят, ее размер определяется для каждого региона главами общин) и добровольная (садака).
Ураза-байрам
Рамадан завершается вторым по значимости исламским праздником Ураза-байрам (Ид аль-Фитр, праздник разговения).
Ураза-байрам отмечается во вторник, 4 июня, но празднование начнется накануне — в понедельник, 3 июня. В праздничной трапезе в Ураза-байрам принимают участие не только мусульмане, но и их друзья и соседи — представители других религий и атеисты.
Подробнее о празднике Ураза-байрам читайте в материалах Федерального агентства новостей.
Первый по значимости мусульманский праздник — Курбан-байрам, который в 2019 году будет отмечаться в августе. О том, как этот праздник отмечался в прошлом году, смотрите в репортаже ФАН-ТВ.
Источник: https://riafan.ru/1176148-ramadan-2019-nachalo-i-okonchanie-v-rf-pravila-i-zaprety-kto-osvobozhdaetsya-ot-posta
Молитва для умершего мусульманина
Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни.
Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти.
Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ? сказал:
??? ??? ??????? ????? ???? ???? ?? ????: ???? ????? ?? ??? ????? ?? ?? ??? ???? ???? ??
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)
???? ????? ?????? ??????????? ???? ???????? ???? ??????????? ? ???????? ??????????? ???? ???????? ?? ? ?????? ???? ???????? ?? ??? ???? ????
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.
Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.
Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет:
??????????? ???????? ??????? ??? ??????????? ????? ????
«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)
Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:
«Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)
Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:
«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение.
Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха».
Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана, если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.
Молитва за умерших у мусульман
Все о религии и вере — «молитва за умерших у мусульман» с подробным описанием и фотографиями.
Мусульман ский календарь
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это
Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.
Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни.
Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти.
Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.
Как мы видим, в этом хадисе Пророк ? указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего.
Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду.
Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.
Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ?, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.
Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ? сказал:
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.
Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.
«Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян»
Источник: https://sgei.ru/785-molitva-dlja-umershego-musulmanina
Даже короткая молитва может создать большие проблемы на работе. На днях министр имущества Дагестана запретила своим подчиненным совершать намаз и посещать мечеть в пятницу, сообщили СМИ. Новость, правда, потом опровергли, однако похожих инцидентов по всей стране случается немало. Корреспондент РИА Новости рассказал, почему религиозные люди так раздражают начальников и коллег по работе.
«Мусульман нигде не любят»
Жителю Москвы Чингизу Курбанову 28 лет. Не так давно его уволили за совершение намаза. Начальник сказал ему, что на работе этого делать нельзя.
«Если ФСБ узнает, что я молюсь, говорил он, его фирму закроют, и у него самого будут проблемы, — рассказывает Курбанов. — Смешно звучит, так как для обеденной и послеобеденной молитв мне нужно буквально два квадратных метра и 20 минут в день. Напоследок он поклялся не нанимать больше людей, которые молятся на работе. По-моему, он вообще негативно настроен к религии».
С неприязнью к мусульманам Чингиз встречался во многих компаниях, кроме иностранных, где, заверяет он, начальство очень внимательно относится к религиозным потребностям сотрудников.
Им выделяют комнаты для молитвы, их отпускают в пятницу в мечеть на джума-намаз (общая молитва, которая обычно совершается в обеденное время. — Прим. ред.) и «не перегружают работой в месяц Рамадан», когда нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца.
О российских же финансовых фирмах Курбанов отзывается негативно: «Если человек только заикнется, что ему нужно немного времени для молитвы, его сразу уволят, такая практика сложилась давно».
Газета.uz
«Лишь в одной российской компании гендиректор позволил совершать молитву. Он сам — дагестанец, и когда узнал, что мне нужно совершать намаз, дал ключи от своего кабинета. Для меня это было неожиданностью, а персонал — особенно на уровне руководителей среднего звена — очень негативно воспринял эту новость, хотя не могли ничего сказать. Гендиректор распорядился создать все условия для отправления всех необходимых религиозных обрядов», — вспоминает Чингиз Курбанов. Правда, и из той компании ему также пришлось уйти (причины он не назвал).
Чингиз уверяет, что он не единственный, кто из-за веры сталкивается с проблемами на работе. Наиболее уязвимыми оказываются трудовые мигранты из Центральной Азии, с их мнением работодатели вовсе не считаются. Они, заверяет Курбанов, совершают намаз тайно, боясь лишиться работы.
«Приходите на пятничную молитву в любую мечеть и проведите опрос прихожан. Гарантирую, очень многие расскажут вам печальные истории о том, как им не дают совершать намаз на работе», — говорит он.
Делу — время
С подобными трудностями сталкиваются не только мусульмане. Однажды женщина, всю жизнь проработавшая в синагоге, заявила, что в современных экономических условиях быть религиозным иудеем и соблюдать все предписания крайне тяжело. Особенно ее угнетала необходимость работать по субботам, когда у евреев шаббат (с вечера пятницы до вечера субботы. — Прим. ред.).
Большинство иудеев зачастую вынуждены выбирать между земным и божественным. Так было и с Михаилом Ставропольским, организатором праздничных мероприятий.
«Корпоративы, свадьбы, банкеты, презентации, дни рождения назначаются в основном на вечер пятницы или на субботу. В итоге встал вопрос: что с этим делать? Менять профессию? Мне было тяжело решиться не работать в шаббат», — рассказывает РИА Новости 32-летний житель Москвы.
Дилемма подстегнула Михаила создать собственную фирму. Раньше он проводил все мероприятия сам, теперь этим занимаются сотрудники.
«Теперь по субботам я молюсь в синагоге, а в это время у меня проходит несколько мероприятий, — делится он. — Прибыль, само собой, увеличилась втрое».
Одно время, еще до открытия своего дела, он даже работал на госслужбе — вот там проблем с соблюдением шаббата не возникало. «Когда меня звали на работу в одну госструктуру, я сказал: ребята, есть нюанс — хоть сам президент приедет, я в субботу не выйду. Начальник ответил, что все прекрасно понимает. Главное — уметь договариваться», — советует Михаил.
Молитве — час
Неизвестно, сколько людей ежегодно увольняют или не берут на службу из-за их религиозных убеждений, такой статистики не существует. А ведь речь идет о сотнях, если не тысячах верующих.
Причин тому несколько. Прежде всего, мало кто осмелится пожаловаться на работодателя, ведь после этого, скорее всего, придется распрощаться с мечтами о хорошей должности. Вот и член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов отмечает, что таких обращений единицы, и чаще всего они связаны «с недопониманием между сторонами». Уж больно все неоднозначно в этом вопросе.
«А иногда случается и так: человек просит дать ему возможность молиться, а сам пропадает куда-то на два часа», — говорит муфтий.
На самом деле, считает Крганов, проблема невозможности совершить намаз на работе преувеличена. Ведь перерыв на молитву, уверяет он, занимает 15-20 минут, а если вообще никак не получается помолиться, то «мусульманин может объединить две молитвы», поясняет священнослужитель.
Права работающих верующих защищены статьями 28 (каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания) и 37 (каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду) Конституции. Кроме того, Трудовой кодекс гарантирует право на перерыв.
Логично предположить: если человек совершает молитву, не нарушая рабочий режим, никаких проблем не возникнет.
Вместе с тем юристы отмечают, что за религиозные убеждения все же порой увольняют.
Только формально работодатель находит другие причины, подчеркивает адвокат Лилия Петрик.
«На моей практике был такой случай: в Нижнем Новгороде уволили капитана внутренней службы СИЗО, буддиста. Его поведение — он не курил, не пил и не ел мяса — насторожило начальство. Но уволили его, конечно, не за религиозные убеждения (это было бы незаконно), а под другим предлогом», — приводит пример юрист.
«В случае строгого соблюдения шаббата человека могут уволить за прогулы, поскольку религиозные убеждения не являются основанием для невыхода на работу, — объясняет Лилия Петрик. — Это же не больничный лист и не смерть близкого родственника. Поэтому доказать, что человека уволили именно из-за его веры, почти нереально».
В убыток или нет?
Само собой, многое зависит от рода занятий верующего человека. Одно дело удовлетворять религиозные потребности, занимаясь, например, документооборотом, и принципиально другое — стоя у конвейера.
Логично заключить, что чем больше тот или иной обряд отнимает времени в течение рабочего дня, тем меньше выработка сотрудника. Впрочем, в экономической науке вопрос влияния веры человека на производительность труда до сих пор не изучен, замечает профессор РАНХиГС Александр Щербаков.
«В принципе, можно предположить, что после проведения обряда появляются новые силы, улучшается трудовой настрой, — допускает он. — Но, мне кажется, мотивация на рабочем месте должна обретаться другими средствами, поскольку при прочих равных условиях длительная молитва — это потеря рабочего времени».
Несмотря на конфессиональную принадлежность, верующие все равно ориентируются на рабочий ритм. А работодатель, в свою очередь, подсчитывает возможные убытки от тех же перерывов на молитву.
«Если работодатель платит за работу небольшие деньги, например, гастарбайтерам из азиатских стран, это выгодно ему в любом случае, и он готов терпеть небольшую потерю рабочего времени», — подчеркивает экономист.
Эксперты отмечают, что проблема взаимоотношений верующих с работодателями характерна не только для России, но и для многих стран мира. Похоже, в XXI веке неумолимые законы рынка все острее ставят перед трудоспособными людьми извечный вопрос, кому служить — Богу или маммоне.
Источник: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20180310/7679198/tayniy-namaz-ili-pochemu-veruushcim-net-mesta-na-rabote.html
Заупокойная молитва
Погребальной молитве (джаназа) придаётся в Исламе особое значение. Хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) повествует о том, что участвовавшему в похоронной процессии до самого погребения покойного предназначена награда, равная двум горам Ухуд, которая расположена вблизи города Медины.
Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего.
Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее 40 человек и они по возможности должны встать в три ряда за имамом.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется непринятой». Он также говорил: «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».
Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если за мусульманина совершат погребальный намаз сорок мусульман, то их заступничество за него будет принято». Всевышний простит умершего ради этих 40 человек.
Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т. п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет: «Бесспорно, что молитву по усопшему совершать по одному разрешено, но сунной является совершить её с коллективом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма)».
Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.
Исполнение обязанности по погребальной молитве
Совершение погребальной молитвы по умершему мусульманину является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для мусульман определённого населённого пункта.
Поэтому если даже один человек совершит погребальную молитву за умершего, то обязанность (фарз) по ней считается выполненной, даже если при наличии совершеннолетнего её совершит несовершеннолетний мусульманин.
А все остальные члены общины той местности освобождаются от этого предписания. Однако более благонадёжным и точным будет, если её совершат два, три или четыре человека.
Лучше совершить заупокойный намаз коллективно (джамаатом), ибо это является сунной, и чем больше количество молящихся, тем лучше.
В книге «Шарх аль-мухаззаб» пишется, что если даже этот намаз совершат более одного человека (т. е. условием является, чтобы хотя бы один человек обязательно совершил его), то для них тоже он засчитывается как обязательный. Иначе говоря, делая намерение для погребального намаза, они должны вознамериться совершить и обязательный намаз.
Если в местности, где совершают заупокойную молитву, присутствуют мужчины, но её совершили лишь женщины, то обязанность по намазу не считается выполненной, даже если рядом с ними (женщинами) находится только мальчик, ещё не достигший совершеннолетия.
Пребывающими там, где совершают заупокойную молитву, считаются даже те, которые проживают за пределами населённого пункта (города, села). Все, кто проживает на таком расстоянии от данного населённого пункта, при котором они слышат призыв к пятничной молитве из близлежащей мечети и обязаны отправиться на пятничную молитву, считаются также находящимися там, где совершают заупокойную молитву.
Если в такой местности находятся лишь женщины и несовершеннолетний мальчик, то они обязаны повелеть ему совершить погребальный намаз за умершего, а также обязаны наказать его в том случае, если он отказывается от его совершения. Если мальчик откажется и после этих мер, тогда женщины сами обязаны совершить погребальный намаз.
Если после совершения женщинами погребального намаза к ним прибудет мужчина, то он не обязан совершить его заново, ибо обязанность по намазу уже исполнили женщины.
Если женщины находятся одни (без мужчин), то для них тоже желательно (сунна) совершить этот намаз коллективно.
А там, где присутствуют мужчины, женщины не обязаны совершить заупокойный намаз, для них это является лишь сунной.
Обязательность совершения заупокойной молитвы до погребения умершего
Совершение молитвы за упокой умершего человека ещё до его погребения является обязательным. Если покойного захоронят ещё до совершения по нему погребального намаза, то те, которые похоронили его, впадают в грех. Также впадают в грех и те, кто согласился с этим их поступком. А после погребения умершего его могилу уже нельзя вскрывать с целью совершения за него погребальной молитвы, а совершают её, стоя за его могилой.
Мухаммад-Гаджиев аль-Инчхи
Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/23017