Сколько дней идут похороны у мусульман

Мусульманские похороны. Требования и запреты по мусульманским обычаям

Мусульманские похороны имеют несколько схожих черт с православными. Например, у приверженцев ислама тоже принято хоронить мертвых в землю, звать священнослужителя, и читать по ним молитвы (намазы), чтобы бог скорее забрал его душу в лучший мир. Однако, есть большие отличия в подготовительных моментах и ритуальных атрибутах.

Каждому, кто хоронит мусульманина стоит знать, что это нужно делать только на мусульманских кладбищах или специально отведенных участках для приверженцев ислама на общих погостах.

Мусульманские кладбища в Москве

Вот список некрополей, где можно хоронить мусульман:

  • Бутовское,
  • Волковское,
  • Даниловское,
  • Домодедовское,
  • Захарьинское,
  • Кузьминское,
  • Новобогородское,
  • Перепечинско,
  • Хованское,
  • Щербинское.

Некоторые задумываются, сколько стоит место на кладбище в Москве для мусульман. Есть ли различия в ценах? Нет, для представителей всех конфессий дают участки одинакового размера. Цена зависит от удаленности.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Уже когда стало понятно, что человек скоро отойдет в мир иной, к нему вызывают имама – исламского священнослужителя, который читает специальный намаз.

Родственники должны определиться к моменту смерти, кто будет проводить омовение, и кто будет помогать. Их должно быть четверо, одного пола с усопшим. Также жена может омывать мужа, а муж – жену.

Принципы выбора исламской ритуальной атрибутики

Заранее подготавливается саван для окутывания тела. Материал выбирается, исходя из принципа: если человек не оставил долгов после себя, то материал берут дороже, а если оставил, то – самый простой. Радикальные мусульмане придерживаются минимализма при организации похорон. Для савана запрещается использовать шелк.

Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле. 

Также заранее заказывается могильная плита, которая служит памятником. Запрещаются излишние украшения на нее. Только имя, годы жизни, и изречение из священной книги. Надгробие направляют лицевой стороной по направлению к Мекке.

Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.

Исламские ритуалы подготовки к погребению

После смерти человека укладывают лицом и ногами в сторону Мекки – святого места. При трехкратном омовении доверенным лицом (Гассалом), запрещается переворачивать тело на живот. Помещение, где проходит процедура, окуривается благовониями. После омовения и обмазывания благовониями, тело окутывают в несколько слоев ткани – для мужчин 3 слоя, для женщин – 5. Все это время читают положенные намазы. В эти же сутки предписывается произвести погребение.

Какие предметы подготовить к похоронам в исламских традициях?

  1. саван – 3-5 слоев любой ткани (кроме шелка);
  2. веревки для челюсти;
  3. твердый предмет на живот (от вздутия);
  4. благовония и эфирные масла (розовое масло, кедровый порошок, гулькаир);
  5. мусульманский гроб;
  6. ритуальные носилки;
  7. раздаточный материал для садака (платочки или деньги);
  8. ткань для опускания тела в могилу;

Чего не нужно делать на похоронах у мусульман

  • громко причитать и плакать;
  • приводить с собой женщин на погост;
  • зажигать свечи;
  • сидеть на могиле;
  • пить алкоголь;
  • приносить фотографии;
  • молиться.

Источник: https://mosgupritual.ru/news/musulmanskie-pohorony/

Джаназа (намаз по покойному)

Джаназа – это исламский похоронный обряд.

Похороны в исламе

Джаназа – это исламский похоронный обряд. Все действия, которые необходимо проделать в процессе джаназа, описаны в Сунне Мухаммада. Вся ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством (фард). Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

В разных мусульманских странах похоронный обряд имеет некоторые различия, которые связанны с их доисламскими обычаями, но существуют основные правила, которым следуют все мусульмане мира.

Подготовка

Когда мусульманин находится на смертном одре, другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным. Больной перед смертью должен читать шахаду, а если он сам не в состоянии, тогда шахаду ему шепчут на ухо. Согласно шиитской традиции, умирающий человек обязан слушать или читать 36 суру Корана (Сура Йа Син). После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.

Омовение

Мытьё умершего – это обязательное действие, с которым не следуют затягивать. Всё тело умершего мусульманина омывают как минимум один раз. Если тело омывается несколько раз, то процесс не должен превышать трёх раз – это уже излишнее. В процессе омовения принимает участие как минимум 4 человека.

Человек, который совершает омовение – гассал, и он может выбираться из числа родственников умершего. Женщину моет только женщина, а мужчину – мужчина. Исключение, если в омовении участвует муж и жена.

Помещение, в котором проводят омовение, окуривается благовониями, в процессе омовения используют мыло или другие чистящие средства.

Тело умершего кладут на жёсткое ложе (танашир) таким образом, чтобы его лицо было направлено к кибле. Срамные места покойника закрывают тряпкой и в процессе омовения смотреть на них запрещено (а они моются в первую очередь). Затем умершему моют голову, лицо, потом руки и ноги.

После того как умыли голову, тело переворачивают на левый и бок и трижды омывают его правую сторону. После каждого омовение тело протирают, кроме половых органов. Первые два раза тело моют при помощи мыла, а в третий раз в воду добавляют камфару.

После этого тело переворачивают на правый бок и повторяют процедуру.

Для того чтобы омыть покойнику спину, его приподнимают, так как класть умершего грудью вниз запрещено. После омовения спины, тело покойника моют полностью, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки, ноги.
Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.

Облачение в саван

Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).

Кафан обычно изготавливают из белой материи, и для мужчин он состоит из трёх частей:

  1. Изар (изор) – это кусок бязи, которым окутывают тело с головы до пят.
  2. Камис (кафани) – рубаха, длинна которой должна прикрывать половые органы умершего.
  3. Лифафа (чадар) – кусок ткани из бязи, которой закрывают тело поверх изара. Лифафа должна быть немного длиннее изара.

В редких случаях мужской кафан состоит только из двух частей: лифафа и изар. Также к кафану добавляют иногда ткань для головы – чалму.

Женский кафан, помимо перечисленных выше 3-х частей имеет ещё два одеяния:

  1. Химар (орни) – платок, который используют для покрывания головы и волос покойной.
  2. Кирка (синабанд, хирка) – кусок ткани для покрывания груди (от подмышек до бёдер) женщины.

Иногда для женщин используют только три части одеяния: химар, лифаф и изар.

Для похорон ребёнка используют только один или два куска ткани.

Согласно исламу, кафан изготавливается ещё при жизни человека и после его смерти одевается на покойного определённым образом.

В табуте (гроб без верхней крышки) расстилают лифафу, поверх которой стелют изар. Лифафу пропитывают ароматными благовониями и посыпают благовонными травами. Покойного мужчину одевают в камис и укладывают в табут. Затем тело накрывают изаром, начиная с левой, а потом с правой стороны, и после этого покойного также заворачивают сверху боковыми частями лифафы.

Покойной женщине, перед тем как обернуть её тело в изар и лифафу, волосы разделяют на две части и укладывают их на груди.

Затем волосы на голове прикрывают химаром, а её концами прикрывают волосы, которые уложены на груди. Далее тело накрывается хиркой, которая может быть уложена и до и после изара. После того как тело завернули в лифафу, оба его конца и середину (район живота) связывают куском бязи. Эти узлы развязываются, когда тело опускают в могилу.

По мусульманским правилам, перед окутыванием тела нельзя покойному подстригать и расчёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти и удалять золотые коронки. Всё это должно делаться при жизни.

Тело покойного оборачивают в изар и лифафу только после того, как над умершим прочитают молитвы и попрощаются с ним.

Джаназа-намаз (похоронная молитва)

Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. Намаз проходит после обмывания тела и совершается стоя. Никаких поясных и земных поклонов в нём. Молитву не совершают над телами не мусульман и лицемерами. Об этом говорится в  аяте Корана: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).

Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах).

Перед началом молитвы имам троекратно повторяет фразу «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.

Захоронение

Хоронят покойного на близлежащем кладбище, и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем. Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой к кибле. В могилу бросается горсть земли со словами «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун» («Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему»).

Процесс погребения сопровождается чтением сур Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой.

После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли и произносят молитву: «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». После всех этих процедур у могилы остаётся всего лишь один человек, который читает талкин.

Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.

Тазия (соболезнование семье умершего)

Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути.

Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.

«А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика» — так говорят мусульманину, когда произносят соболезнование. Эта фраза означает: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/dzanaza-pogrebalnaa-molitva/

Мусульмане начинают отмечать священный месяц Рамадан

МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Священный для мусульман месяц Рамадан начнется в 2020 году вечером 23 апреля. В условиях пандемии коронавируса мусульманские религиозные организации готовятся провести его в особом режиме, без проведения коллективных молитв в мечетях.

«Человечество столкнулось с колоссальным вызовом, который бросила миру коронавирусная пандемия. Людей охватило смятение и страх за свое будущее и будущее близких. Вот почему так важна сегодня для нас глубинная мудрость Рамадана, тридцатидневного марафона добрых дел», — написал в опубликованном накануне сайтом Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ обращении к верующим председатель ДУМ РФ и Совета муфтиев России (СМР) муфтий Равиль Гайнутдин.

Ранее ДУМ РФ приостановило пятничные и пятикратные молитвы в мечетях Москвы из-за угрозы распространения коронавируса. Кроме того, в мечетях было ограничено количество участников погребальных обрядов и приостановлено проведение бракосочетаний и имянаречений.

Пятничные молитвы для мусульман в Москве во время режима повышенной готовности проходят в режиме онлайн.

Из-за сложной эпидемиологической обстановки ДУМ РФ допустило также кремацию тел умерших от коронавируса, запрещенную в исламе, и захоронение их в гробах, в случае, если традиционные похороны в саване и омовение будут представлять опасность для окружающих.

«Молю Всевышнего Аллаха даровать всем нам доброго здравия, сил и стойкости. Да сохранит каждый из нас в это непростое время человеческое достоинство, несмотря на все невзгоды и трудности. Преклоняю колени пред Всевышним, моля Его о том, чтобы мы не очерствели сердцами, но встретили и провели великий месяц Рамадан так, как и подобает истинным верующим — с готовностью меняться к лучшему и неустанно помогая людям», — цитирует сайт ДУМ РФ слова муфтия.

Председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов в преддверии начала поста призвал верующих к поддержке и вниманию к своим близким. «Рамадан — это месяц благих деяний, оказания поддержки и помощи. Нужно оказывать помощь, поддержку, внимание нашим близким, кто нас сейчас окружает.

Мы все ждем с надеждой — дай бог, ситуация улучшится и как-то смягчится к завершению месяца Рамадан, которое будет праздноваться 24 мая», — сказал он ТАСС. Он выразил надежду, что в эти дни в мечетях появится возможность совершать богослужения.

«Трансляции будут доступны для верующих, и, если ситуация не улучшится, то мы будем готовы к такому положению дел», — добавил Крганов.

Традиции священного месяца

Согласно фетве (богословскому заключению) Совета улемов ДУМ РФ, месяц Рамадан в 2020 году наступит с заходом солнца 23 апреля. Первым днем поста следует считать 24 апреля, последним — 23 мая.

Ураза-байрам (по-арабски — Ид аль-Фитр, праздник разговения после поста в месяц Рамадан, отмечающийся в первый день следующего за ним месяца Шавваль) наступит 24 мая. Срок наступления священного месяца определяется по исламскому лунному календарю, летоисчисление в котором ведется от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Определить точную дату наступления поста для всех мусульман не представляется возможным из-за разности географических широт, поэтому в каждой стране существует свой отсчет начала и окончания священного месяца.

Рамадан — это месяц, когда Мухаммад получил от Аллаха весть о том, что он избран его пророком. В этот месяц архангел Джабраил (в христианской традиции — Гавриил), согласно традиции мусульман, открыл ему первую суру Корана. Это произошло в Лейлят аль-Кадр — Ночь могущества или предопределения, одну из последних ночей месяца.

В течение этого месяца мусульмане в дневное время отказываются от приема пищи и питья, развлечений, а также супружеских отношений. От ограничений освобождаются беременные и кормящие женщины, больные, дети до 7 лет, а также путешественники (однако эти причины не освобождают их полностью от выполнения поста, пропущенные дни необходимо восполнить в другое время).

Несоблюдение поста без уважительных причин считается великим грехом.

Во время Рамадана мусульмане стараются совершать благочестивые дела, давать милостыню, помогать ближним. Ежедневно после обязательной ночной молитвы верующие совершают добровольную молитву — таравих, которую предпочтительно делать это коллективно в мечети. В 2020 году из-за пандемии ДУМ РФ постановило не проводить коллективные молитвы таравих, однако для верующих доступна их онлайн-трансляция.

Рамадан и изоляция

Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов рассказал ТАСС, что для нуждающихся верующих невозможность проведения массовых мероприятий в Рамадан сильно усугубила тяжесть жизненных обстоятельств.

«У многих, конечно, тяжелое финансовое положение, и для них Рамадан был целой панацеей: когда целый месяц можно было решать свои финансовые проблемы за счет спонсоров, щедрых дарителей, элементарно ходить 30 дней бесплатно ужинать. Сейчас мы пытаемся через волонтеров помочь этим семьям», — сказал он.

По его словам, на состоявшемся недавно впервые онлайн-пленуме ДУМ РФ представители духовенства из регионов РФ выражали желание по возможности открыть посещение мечетей для ночных молитв таравих месяца Рамадан.

«Конечно, желание открыть мечети на таравих на ночные бдения в регионах присутствует, особенно в тех регионах, где вообще не зарегистрированы заболевания коронавирусом, и в сельской местности. Что касается Москвы, то мы будем ориентироваться на наши внутренние документы, на духовенство, непосредственно на лидеров приходов и общин, потому что ситуация непростая. Люди требуют проведения молитв, они хотят Рамадан провести достойно, в рамках всех традиций», — сказал Мухетдинов ТАСС.

Начальник отдела по тюремному служению департамента социально-благотворительных дел ДУМ РФ Шамиль Арсланов рассказал ТАСС, что многие мусульмане, находящиеся в московских СИЗО, тоже соблюдают пост священного месяца.

«Есть конечно понятие режима в учреждении, но, как правило, у тех, кто находится в изоляторах, проблем с этим нет. Они находят возможность держать пост. Немного другая ситуация в колониях, но в Москве колоний нет.

Что касается руководства, то они смотрят на это с точки зрения закона, чтобы был соблюден порядок, но зачастую идут на уступки верующим», — сказал он.

Совет улемов ДУМ РФ выпустил фетву (богословское заключение), согласно которой опасность заразиться коронавирусом не является уважительной причиной для несоблюдения поста во время священного месяца.

При этом соблюдение поста заразившимися коронавирусом, согласно богословскому заключению, зависит от того, что скажет квалифицированный врач.

После выздоровления верующий должен восполнить пропущенные дни поста один к одному, или — в случае невозможности сделать это в силу хронических заболеваний — подать специальную милостыню.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8311003

40 дней после смерти

В православной вере сороковой день, ровно так, как и девятые сутки после упокоения человека, считается особой датой. В эти дни дух на небе находит свое место, Господь определяет его в ад или в райский мир. Другими словами, происходит суд Божий.

СОДЕРЖАНИЕ

Как считать 40 дней после смерти?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приняли христианство в Армении

40 дней после смерти: поминки

40 день после смерти: что нельзя делать?

Слова на сороковой день после смерти

Принято думать, что все 40 дней душа после физической смерти тела находится среди живых, возле своей семьи. Многие говорят, что ощущают весь этот период присутствие покойника, его запах, едва уловимые вздохи и шорохи. Первые три дня дух помнит свое физическое существование. На третий день проводят панихиду.

По окончании сорокадневного срока дух покидает родные края и переходит в отведенное для него место. Верующие утверждают, что сороковой день – важное событие, дух встает перед Господом нашим, Творцом. А поминки – это проводы души на небеса по окончанию подготовки к встрече с высшей силой.

Христиане утверждают, что после того, как душа вышла из тела, изменить приговор для нее невозможно. Нельзя изменить вечную жизнь, покаяться перед Творцом.

ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Душа хранит все прижизненные воспоминания. Но, тем не менее, вымолить прощение для души перед Господом могут родственники. Священники твердят, что молитва за упокой на сороковые сутки имеет уникальные способности, может повлиять на решение Бога.

Горячие и отчаянные молитвы за душу способны определить ее место в раю.Почему выбрано именно это число? Это время для прощания духа с земным миром и его приготовления к принятию распоряжения Господа-Бога.

Кроме того, число часто встречается в священном писании:

  • 40 лет Моисей вел евреев по обетованной земле;
  • вознесение Христа произошло на сороковой день после распятия.

За сорок дней происходит странствие души. Пять суток после кончины душа преклоняется перед Богом. Ее терзают страх и беспокойство по поводу сделанных при жизни ошибок. На девятые сутки проводят панихиду и поминание. Ангелы показывают душе ад, а на сороковой день Бог озвучивает свое решение. За этот период душа ощущает настоящее испытание: она знакомится с адом и видит мучения грешников. Идет сравнение и важность ее положительных и отрицательных поступков. Только молитвы об упокоении духа и ангелы-хранители помогают выдержать пытку.Богословы считают сороковые сутки границей, которая делит существующую жизнь и небесную. Эта дата по религиозным канонам значится более трагичной и скорбной, чем физическая смерть. 40-й день предназначен напоминанием для людей, что душа отправляется к Богу.По традиции, молитвы и панихида на 40 сутки имеет особое значение. Усердные просьбы Бога о милосердии способны изменить судьбу духа. Молитва в этот период также помогает обрести веру близким и справиться с утратой родного человека. Женщины, чтобы проводить близкого, повязывают волосы черными платками, дома зажигают перед иконами свечи.

Как считать 40 дней после смерти?

Как правильно рассчитать дату сорокового дня? Отсчет ведут со дня смерти. Он считается как первый, не учитывая время, когда умер человек, хоть это произошло и поздно вечером. К этой дате на калькуляторе добавляют 40 и получают день, когда душа встречается с Господом на небесах. Подобным образом отсчитываются и девятые поминальные сутки. Третий, девятый и сороковой дни после кончины в православии – поминальные.

ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Принято искренне молиться за спасение души усопшего, вспоминать его хорошими словами. Молятся за христианина в церковном храме и дома. Особенно важна домашняя молитва, когда родственники покойного просят Бога простить погрешности и облегчить отход души в высший мир. В память о близком человеке проводят поминальный обед и жертвуют милостыню.

40 дней после смерти: поминки

На сороковые сутки после упокоения духовная сущность человека возвращается домой, чтобы попрощаться с семьей и навсегда подняться к Богу. Существуют предания, гласящие, что в случае, когда душа не увидит поминок по себе, она будет обречена на вечные мучения и скитания. Поэтому в обязательном порядке в этот день стоит собраться, дабы почтить память усопшего.

Утром родственники идут на кладбище к могиле человека, поминают там, а дома накрывают стол с заранее приготовленными блюдами. На могилу обязательно стоит взять цветы и свечу. Ее зажигают, таким образом выражая уважение к усопшему. Не рекомендуют громко разговаривать возле могилы, делать большие обеды, пить алкоголь.

Как угощение на кладбище можно взять из дома небольшую тарелочку с кутьей как дань для покойника. Если человек был глубоко верующим прихожанином, то поминание проводят сразу после утренней молитвы в при церковном доме.Также в этот день непременно стоит посетить храм, чтобы помолиться Богу и заказать панихиду или сорокоуст. Панихиду читают перед специальным маленьким столиком в церкви под названием канун.

Туда кладут пожертвования в память об умерших. Главной поминальной молитвой считается та, которую поют на литургии. Сорокоуст начинают в день смерти и проводят до 40 суток. По окончанию этого срока его рекомендуют повторить.Поминальный обед делают с целью вспомнить о человеке, помолиться за покой его души и провести ее к Богу.

Это скорбный момент и прошение Бога о спасении души родного человека. Здесь неуместно распивать алкоголь, петь песни и развлекаться. Поминки длятся около двух часов. На обеде главное, чтобы присутствовали только православные христиане, которые поддержат в скорби семью усопшего морально. Пища должна быть скромной, она не является главным атрибутом поминок.

Стоит избегать мясных блюд, и не жертвовать их на храм. Обед идет как продолжение обряда богослужения, поэтому все делать стоит правильно, чтобы не обидеть память и душу умершего. Проводить его можно как в домашней обстановке, так и в ритуальных кафе.

Рекомендации по меню:

  1. Обязательным главным блюдом является кутья, приготовленная из риса или пшена;
  2. Рыбу можно готовить любым способом;
  3. Не желательно готовить мясные блюда в жареном или печеном виде.

    Цель такого требования – сделать поминальную пищу максимально простой и постной, чтобы облегчить душу и тело;

  4. Блины должны быть сдобные, но без начинки;
  5. Пекут пирожки с разными начинками – соленые и сладкие;
  6. Рыбные бутерброды с семгой, шпротами или селедкой;
  7. Котлеты классические из мяса или с грибной начинкой, с соленым сыром, если поминки не пришлись на время поста;
  8. Постные голубцы с рисом или грибами;
  9. Перцы, фаршированные мясом и рисом;
  10. Салаты на основе постных ингредиентов;
  11. Во многих семьях соблюдают традицию готовить на поминки любимое блюдо умершего;
  12. На десерт стоит подать творожные сладкие ватрушки, печенье, конфеты;
  13. В качестве напитков подойдут лимонады домашнего приготовления, квас, свежевыжатые морсы и соки. Рекомендовано варить кисель из ягод или овсяной крупы.

Все эти блюда просты в приготовлении, но вместе с тем сытные и вкусные. Кроме того, каждое из них несет свое сакрально-обрядовое значение. Крошки со стола после обеда не сметают и не выбрасывают. Их несут на могилу усопшего и оставляют там, чтобы сообщить покойнику, что поминальный обед состоялся. Стоит учесть при сервировке стола, что никакие острые предметы, ножи и вилки, не кладут на стол. Правильно кушать ложками. Их кладут на стол тыльной стороной к верху. Ложки потом по окончанию обеда раздают людям. Этот ритуал тянется с древности, когда в память о покойнике раздавали деревянные ложки. Но в противовес этой традиции существует следующее мнение, которое утверждает, что посуду раздавать нельзя – она «участница» ритуального поминания. На ночь где-то на столике, иногда на окне ставят рюмку с водкой. Сверху накрывают ломтиком хлеба. Если на утро спиртное убавилось, то душа его отпила. На могиле нежелательно оставлять алкоголь, это запрещают православные обычаи. Кроме того, в ночь на 40 сутки наглухо запирают двери и окна. Ни в коем случае нельзя в этот день плакать, чтобы не привлечь и не вернуть дух усопшего.Иногда возможность провести поминание строго на 40 день отсутствует. Священники не видят греха в том, чтобы провести их раньше нужного срока или позже. Не позволяется переносить поминание только на кладбище.

40 день после смерти: что нельзя делать?

Существует много обычаев насчет того, что не рекомендовано делать до окончания сорокадневного срока. Некоторых, возникших еще в Древней Руси, придерживаются и у нас. Интересным является тот факт, что многие из них – выдумка, и церковь это подтверждает.

Самые известные запрещенные действия:

  1. На протяжении 40 дней не нужно стричь волосы, нельзя бриться – это жест неуважения к покойнику;
  2. До 40 дней не грызут семечки. Странная рекомендация гласит, что так можно заплевать душу и память умершего. Иная версия: долго будут болеть зубы у того, кто сделал нарушение.

    Третья версия утверждает, что щелканье семечек привлечет на себя чертей и злых духов;

  3. 40 дней запрещено убираться в доме и выключать свет – нужно, чтобы светила ночная лампа или хотя бы свеча;
  4. На месте усопшего нельзя спать;
  5. Все отражающие поверхности 40 дней прикрывают простынями.

    Душа, отраженная в них, может увести с собой живого человека;

  6. Проводя поминание, стоит отвести за столом и место для усопшего, ему поставить тарелочку, рюмку и кусочек хлеба;
  7. Утром на подоконник нужно ставить теплую воду и полотенце, чтобы дух мог умыться.

Слова на сороковой день после смерти

На поминках обязательно произносят скорбную речь о памяти умершего человека и почитают его минутой молчания. Будет лучше, если некий распорядитель, близкий к семье покойника, будет руководить поминальным мероприятием. Он должен сохранять здравое мышление и держать свои эмоции под контролем. Он будет руководить персоналом кафе и распоряжаться по поводу организационных моментов и проконтролирует поминальные речи. Каждый член семьи желает высказаться о покойнике.

Распорядитель должен руководить очередностью выступающих. Этот человек отвлекает внимание заплакавших в скорби людей на себя. Он напоминает, что умерший покинул наш мир только физически, духовно он всегда будет с нами. А в мире ином ему будет лучше, там царит мир и покой.Если на поминках присутствует батюшка, он обязательно отслужит молебен, прочтет проповедь и нужные молитвы.

При отсутствии батюшки домашние делают ритуал: зажигают свечи и самостоятельно читают панихиду.

Что говорят в поминальной речи?

Вспоминают добрые поступки умершего, его положительные стороны и качества. Не время вспоминать обиды и проступки. Это самое время, чтобы простить. Уместно будет вспомнить совместные дела, проведенное время, трогательные случаи. Есть обычай, что о покойнике стоит говорить хорошее или ничего. Семье выражаются искренние соболезнования. Поминальные слова – речь, наполнена грустью и скорбью.ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК

Источник: https://pohorony.com.ua/blog/40-dney-posle-smerti/

Похороны у мусульман: правила погребения и поминальные дни

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Источник: https://granit-industriya.ru/obryady-i-ritualy-u-musulman/pohorony-u-musulman/

Как происходят мусульманские похороны: об обрядах и обычаях

Переход в загробный мир всегда был для человека чем-то непонятным и сакральным. Каждая народность придумывала свои ритуалы, традиции. Многие в них схоже, а что-то совершенно особенно и характерно только для определенной религии или страны. Похороны у мусульман проходят по строгим канонам.

Отличаются ли похороны мужчин и женщин в исламе

Не смотря на то, что в традициях мусульман до сих пор прослеживаются четкие гендерные представления, похоронные процессии во многом схожи. Различия состоят в том, что когда хоронят мусульман мужчин омовение производят другие мужчины, либо жена умершего, а саван, в который заворачивают тело, состоит из трех слоев.

Для женщины используется саван из пяти частей, а грудь и лицо ее покрывают специальными накидками: хиркой и химором. Омовение производит либо муж, либо родственницы. При  опускании в могилу тело, яму прикрывают покрывалом.

Саван – одеяние из белой ткани для покойников

Подготовка к смерти

Коран описывает жизнь человека как короткий отрезок пути, который нужно пройти достойно. Для того, чтобы попасть в рай мусульманин должен постараться, быть праведным и достойным. Это означает вести праведную жизнь и соблюдать законы Корана.

При этом считается, что мусульманин должен всегда помнить о смерти, представлять ее и быть готовым встретить в любой момент. Не плохо бы подумать и о месте смерти, ведь по традиции человек должен быть похоронен в той стране, где он умер. В то же время следует заранее обговорить процедуру похорон и обязательно, как разделится наследство. Последний вопрос является одним из наиболее важным, поскольку позволяет сохранить мир среди наследников, выполняющих последнюю волю покойного.

Прижизненные ритуалы

В случае, когда смерть не внезапная, подготовка к ней начинается еще при жизни человека. В дом приглашается имам, который читает над умирающим молитву «Калимат-шахадат», после чего человека кладут на спину, так, чтобы его ноги были направлены в сторону Мекки.

Умирающему дают воды, чтобы он утолил жажду, по возможности каплями дают священную воду «Зам-зам» или гранатовый сок.

Что делают при подготовке к погребению

При подготовке похорон у мусульман проходит омовение умершего человека и укутывание его в саван. Затем проходит чтение молитв.

Похороны желательно провести как можно скорее, лучше в тот же день. Во многом это связано с климатическими условиями, ведь большинство представителей ислама проживает в местностях с теплым и даже жарким климатом, что не способствует сохранению тканей.

Организм начинает очень быстро разлагаться, что нежелательно допускать. Поэтому людей, почитающих Коран, обычно сразу начинают готовить к обряду погребения, минуя морг.

Вскрытые производится только в крайних случаях, кремация отметается приверженцами ислама полностью, считается, что это прямой путь в котел ада.

Традиции обмывания

Мусульманские похороны обязательно сопровождаются омовением тела покойного. Для этого приглашается ближайший родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим, он проводит процедуру, при этом у него могут быть помощники, которые подают воду, помогают повернуть тело и так далее.

Гассал – человек, ответственный за обряды омовения и обмывания.

Перед омовением гассал трижды ополаскивает руки, зажигает благовония, накрывает усопшего полотенцем и приступает. Для начала омываются лицо и голова, затем ступни до щиколоток. После наступает черед правой стороны тела и левой, последней омывают спину. Половые органы поливают водой через полотенце.

Процедура проводится трижды, каждый раз в воду добавляются различные вещества: кедровый порошок, камфора, последний раз происходит с чистой жидкостью.

Запреты на похоронах

В мусульманских традициях есть четкие запреты, касающиеся похорон:

  • умирающего человека нельзя оставлять одного, при нем всегда кто-то должен быть;
  • в процессе омовения запрещено переворачивать покойного на живот;
  • покойникам не обрезают волосы и ноги, эта процедура должна происходить только при жизни;
  • нельзя проводить похороны по традициям других народов и на территории кладбищ других религиозных течений;
  • Джаназ-намаз (погребальная молитва) нельзя совершать пока солнце в зените, его проводят только во время восхода или захода светила;
  • женщинам нельзя присутствовать на похоронах;
  • на могилы нельзя приносить цветы и венки.

Погребальная молитва

Этот элемент является обязательным, его читает мулла. Заупокойная молитва читается над мужчинами и женщинами в разном положении, в первом случае мулла стоит напротив головы покойного, а во втором – у туловища.

Прощальная речь на похоронах

Прощальные речи на похоронах мусульман не произносятся, только молитвы. Позже на поминальном обеде могут быть воспоминания и разговоры.

Оплакивание покойного

Как правило, оплакивать покойного не принято, считается, что это удерживает душу человека. Слезы могут допускаться, но не обильные, плачущих женщин, обычно отводят в сторону. Хотя в некоторых странах это правило не действует и даже могут наниматься «плакальщицы», которые рыдают над усопшим.

Почему сидя?

В традиции многих стран считается, что покойный, встретившись с ангелом после смерти должен выглядеть прилично. Сидячее положение кажется им более уместным. В некоторых случаях человека кладут на бок.

Поминальные дни

Поминальные трапезы проводят только на 3, 7 и 40 дни после похорон, а еще через год. При этом поминки напоминают скорее семейный обед без особых деликатесов. Обычно мужчины и женщины едят отдельно.

Что готовят на поминки у татар

Четкой регламентации, что готовить на поминки у татар нет. Перечень блюд обычный и зависит от достатка семьи. Основу меню составляет халяльная баранина, из которой варят суп и делают кашу с кусочками мяса. Так же на стол могут подавать разнообразную выпечку, сладости, сухофрукты.

Какие и сколько цветов кладут на могилу

Могилы у мусульман не украшаются цветами, так же как и фотографиями умерших. В отдельных странах допускается некоторое количество цветов, но это, скорее, исключение.

Что происходит с телом после смерти

После смерти человека в дело вступают биологические процессы разрушения. Чем более жаркий климат вокруг, тем быстрее идет разложение. Поэтому так важно провести захоронение как можно раньше. Тело разлагается, помогают в этом процессе различные микроорганизмы, насекомые и черви.

Места погребения

Традиционно почитателей ислама  хоронят на мусульманских кладбищах. Другие варианты не допустимы. Однако, в Советском Союзе, где религии отвергались, многих представителей разных конфессий хоронили «вперемешку», на одном погосте. В данном случае у родственников просто не было выхода.

Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Согласно традициям мусульман, тело человека – часть той земли, из которой он родом, соответственно, оно должно вернуться в землю. При этом гроб – лишняя деталь, мешающая контакту с землей, при этом довольно дорогая. Поэтому похороны в гробах встречаются крайне редко, обычно это обусловлено законодательством страны, где проводится погребение или очень плохим состоянием тела.  Крышку гроба мусульмане не забивают гвоздями.

Как хоронят мусульман – бальзамирование

Процесс бальзамирования, как и любое вскрытие тела в мусульманской традиции не приветствуется. Его категорически отвергают.

Как хоронят мусульман – кремация

Кремация тоже считается неугодным Аллаху делом. Этот процесс для мусульман равносилен горению в аду, поэтому его не признают.

Как проходят мусульманские похороны младенцев при выкидыше

Похороны у татар и других мусульман в случае выкидыша зависят от сроков. Младенца, погибшего раньше 4 месяцев, заворачивают в ткань и закапывают рядом с могилами предков. В более поздние сроки хоронят по мусульманским традициям с омыванием и укутыванием в саван. Если ребенок не успел издать ни одного крика –  заупокойную молитву не читают, если подавал признаки жизни, то читается молитва.

Похороны самоубийц

Как хоронят мусульман самоубийц? В большинстве случаев никаких изменений не происходит, над ними совершают все те же обряды. Считается, что человек совершил грех перед богом, но не перед людьми.

Региональные отличия процесса похорон

Так, в Узбекистане заупокойную молитву принято читать в мечети в полдень, при этом обряд похорон находится в ведении распорядителя мужчины, если умер мусульманин, или женщины – для мусульманки. А вместо поминок узбеки предпочитают проводить чаепитие.

Казахи заворачивают тело в ковер, в то время как саван готовит мулла. Само погребение происходит на второй или третий день после смерти, при этом женщины громко оплакивают покойного.

Татарские похороны также проходят по канонам мусульманский веры, небольшие отличия касаются обряда погребения. На грудь умершему кладут ножницы, которые защищают его душу от джина, сверху укладывается платок или полотенце. На дно могилы кидают монетку, а с момента выкопки и до похорон могилу не оставляют без присмотра. После погребения в доме проводится уборка, в ходе которой промывается все, что было связано с покойным.

Как можно заметить, мусульманские похороны имеют ряд своих особенностей, которые лучше знать, хотя бы в общих чертах, представителям других конфессий.

Источник: https://ritualica.ru/kak-proishodyat-musulmanskie-pohorony

Как хоронят самоубийц: похороны и отпевание, отношение церкви

Жизнь человека – это главное его сокровище. Пока человек жив, он может изменить все, наладить дела, решить проблемы, помочь другим. Но не все из нас выдерживают груз проблем и неурядиц, некоторые принимают решение прервать свою жизнь, которая для них теряет смысл. И в таком жесте есть как проявление силы, так и проявление отчаяния. В традициях человечества всегда было особенное отношение к тем, кто совершил самоубийство.

В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью. Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть организация похорон и сам ритуал, был проведен достойно. Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.

Важная особенность состоит в том, что самоубийц не принято хоронить на кладбище. Связано это с тем, что самоубийца по определению грешник, причем речь не идет о совокупности тех грехов, которые выпадают на многих из людей при жизни, речь о сильном нарушении религиозных традиций.

По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.

Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.

Как и где хоронят самоубийц

С давних времен к самоубийцам применяли специфические правила захоронения. В далеком прошлом тех, кто пошел путем самоубийства хоронили в лесу или пустынной поляне. Если же в каком-то поселении случаи самоубийств повторялись очень часто, то при поселении могло находиться два кладбища. Традиционное и кладбище для самоубийц. Но такое грубое деление уже не может быть присуще нашему цивилизованному обществу.

Сейчас традиции с захоронением самоубийц существенно упростились. Принято соблюдать лишь одно ограничение – нельзя хоронить самоубийцу на тех кладбищах, что расположены близко к церквям и храмам или же по статусу являются церковными.

Если трактовать библейские принципы, то в них можно найти и более четкие рекомендации. Так есть запрет на то, что самоубийца может быть похоронен на кладбище среди людей, погибших естественной смертью, но он вполне может быть похоронен на ближайшем к кладбище холме. И этому есть свое объяснение.

Все дело в том, что по религиозным правилам самоубийца грешен, и, следовательно, душа его будет придана страданиям в аду. И есть риск того, что забираю душу самоубийцы потусторонний мир не захватил с собой души тех, кто не виновен.

Особые правила для похорон самоубийц

Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей.

Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом.

Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.

Традиции мусульман

Ислам, как и большинство религий относится негативно к самоубийцам. Однако, в этой религии есть более лояльные моменты по отношению к тем, кто совершил суицид. Так разрешено прочтение погребальных молитв для мусульман самоубийц. Можно сказать, что хи похоронный обряд мало отличается от аналогичного для тех, кто погиб не по своей воле. Однако, есть случаи, когда сами богословы выражали нежелание читать молитвы за упокой самоубийцы.

Источник: https://mirinoi.by/kak-horonyat-samoubijts/

Похороны и поминки у мусульман

Кто живет по Шариату, тому эта информация не нужна. Есть несколько разночтений традиций поминовения мусульман в разных регионах страны. Не нам судить и определять, что является более верным. Главное понять, как себя правильно вести на похоронах и поминках мусульман, если это предстоит впервые.

Нередко сравнивают традиции христианства с Исламом. Не сказать, что это в корне неверно. Обе религии стремятся призвать народ к обращению к Всевышнему. Но что позволено христианину, не всегда дозволено делать у мусульман.

Отношение к смерти в Исламе.

Прежде, чем станем разбирать, как себя вести на похоронах и поминках мусульман, необходимо понять основные тезисы. Любая религия не считает смерть концом всего. Наоборот, жизнь только начинается. Не в привычном существовании на Земле, со всеми горестями и печалями. Предстоит жизнь вечная, которой не избежать никому.

Шариат-это Путь, указанный для мусульман, Божественный Закон. Коран-Священная Книга, наряду с сунной (примеры из жизни) пророка Мухаммеда определяют жизнь и традиции в Исламе. Зная первооснову не так сложно определиться с манерой поведения на похоронах и поминках не зависимо от региональных отличий.

Мирская жизнь создана для человека, а человек создан для жизни вечной. Ислам не ценит человеческое стремление возвеличить себя путем накопления богатства. Всевышний создал Землю и больше ни разу не оглянулся в эту сторону. Все, что мы ценим в этом мире не будет оценено в следующем.

Единственно верное и правильное в жизни — это только следовать верному Пути, Законам Шариата. Это значит поклонение Аллаху. Последний нищий, который живет по Шариату, будет править в мире ином. Жизнь, полная лишений дается только для того, чтобы в следующей наградить его благами, которые не могут даже приснится власть имущем.

После Страшного Суда, лишенные всего при жизни первые войдут во врата Рая. Остальным останется только дожидаться своей участи. Делая из своей жизни Бога, становитесь ее рабом. Нищий имеет право за руку ввести во врата Рая человека, который был к нему благосклонен в мирской жизни.

Как итог можно смело утверждать, что смерть в Исламе является благословением.

И сказал Пророк: «Земная жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Передал Муслим)     

Похороны мусульман.

Как уже становится ясно из написанного ранее, похороны у мусульман не являются трагедией. Это шок для близких умершего в любом случае. Мусульмане воспринимают смерть не столь болезненно и относятся к ней, как к неизбежному факту, без особого почтения.

Смерти нет по сути. Есть краткий этап избавления от временной оболочки, чтобы достичь жизни вечной. Поэтому не придется на похоронах слушать рыданья безутешной родни. Это только усугубит положение покойного в ином мире. Слезы никем не запрещены. В любом случае для близких тяжело осознавать, что они лишились близкого человека рядом. Женщин не допускают к похоронам.

Хоронят в день смерти и в той земле, где это случилось. Умершего омывают и заворачивают в несколько слоев белой ткани, саван (кафан). После над телом покойного читают похоронный намаз аль-джаназа. В этом намазе нет поклонов. В этот момент все стоят и повторяют слова молитвы про себя.

Потом тело на носилках (тобут) несут на кладбище и хоронят в специально подкопанной нише (ляхад) в могиле на правом боку, лицом в направление к Кибле. Это обязательные этапы в похоронах. На кладбище запрещается вести разговоры на мирские темы. Надлежит думать о вечном и Судном дне. Могила-это дверь в Рай для одних и бездна Ада для других

В различных регионах могут существовать дополнительные традиции, возникшие еще со времен дедов и прадедов. Соблюдение данных правил не запрещено, но и не обязательно. Возможно молитвы над покойным будут прочитаны еще не раз; до внесения тела во врата кладбища, над могилой после того, как тело закончат просыпать землей.

Шариат не запрещает выражать соболезнование семье умершего. Главное, чтобы не было лишних слез и не пришлось причинить боль родне умершего неосторожным словом. Вы можете ознакомиться с тем, как правильно выражать соболезнования. Все, кто принимал участие в похоронах обязаны молится в этот день за покойного.

Ислам зародился в жарких местах. Этим обусловлена необходимость похорон в день смерти. Если же смерть наступила после захода солнца, то похороны переносятся на следующий день. Так же хоронят именно до заката. На надгробном камне обычно пишут эти слова:

«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»

(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Поминки мусульман.

Вот здесь все далеко неоднозначно. Нередко ведутся споры о том, можно ли вообще проводить поминки у мусульман. Даже в день похорон не принято устраивать поминки. Причина одна. Родне и близким покойного надлежит помогать в этот день, а не объедать их.

Пиршество на поминках и вовсе запрещено. Поминки у мусульман в определенные дни: на три дня, семь, сорок и другие больше похожи на христианские дни поминовения. Это слияние традиций двух религий произошло видимо в то время, когда ощущалось гонение верующих людей.

В Коране нет строк об обязательном поминовении в определенные дни. Но также и запрета нет, как такового. Запрещено только предаваться чрезмерному горю, с рыданиями и лезть в долги, чтобы собрать пышный стол. Категорически запрещается для этого использовать деньги несовершеннолетних наследников.

Сторонники отказа от поминок в целом указывают на то, что садака (благодеяние, не только в материальном плане), которое раздают близкие покойного своим родственникам на поминках не учитывается. Они же не нуждаются в этом. Поэтому не за чем собирать поминки. Богоугодным делом будет, если родственники покойного дадут садака нуждающимся. Помощь бедным, является основным критерием оценки полезности поминок.

Казахский поэт Абай Кунанбаев не стал делать поминок после смерти своего отца, который был истинным мусульманином. Сразу же получил оценку от народа прижимистого малого, который не мог достойно почтить память своего отца. Он же раздал имущество и скот нуждающимся. Богоугодный поступок, в лучшем своем проявлении.

В хадисе имама Ахмада и Абу Давуда есть слова о том, что Посланник Аллаха и люди его поели еду, которую принесла жена покойного, после того, как они вернулись с похорон. Следовательно, в этом нет ничего предосудительного.

Если собирается родня и близкие умершего на поминки, то обычно приглашают имама или лица его замещающего. Человек веры способен призвать всех присутствующих чтить Аллаха и прочитать молитвы за душу покойного. Если все будет проходить соответствующим образом, то польза несомненно в этом есть.

Как уже была написано, что Пророк Мухаммад после похорон не отказал жене покойного и поел со своими сподвижниками. Может все же еда для тех, кто участвовал в похоронах не является поминками в прямом понимании этого слова? Люди пришли добровольно помочь в похоронах, трудились, устали пока несли тело и копали могилу. Накормить тех, кто помог тебе не может быть грехом.

Кормить людей, пришедших с похорон, желательно не в доме покойного. Ничто не должно привести к тому, что близкие покойного не смогут сдержать свои эмоции и начнут рыдать, при виде тех, кто участвовал в похоронах. Вот это уже будет грех. Можете создать запрос на услугу проведения поминальных обедов на нашем сайте и вопрос будет с помещением и проведением решен.

Женщины и мужчины за одним столом сидеть не должны. Для женщин выделяется отдельное помещение или в крайнем случае ставится отдельный стол. Опять же и эта традиция не считается обязательной и нередко сидят за общим столом, как принято у христиан.

Еда на столе не должна быть изысканной и отвлекать от размышления о бренности существования и мыслях о Страшном Суде. В отличии от обязательных в этом случае слов поминовения у православных христиан, за столом мусульман сохраняется молчание.

Теперь уже можно с уверенностью сказать, что традиции поминовения у христиан и мусульман далеко не похожи. Слова имама на поминках мусульман могут лечь в благодатную почву. Ведь только после смерти, кого-то из близких, начинаешь задумываться о вечном.

После смерти придут два ангела: Мункар и Накир. И спросят они, кто Господь твой, религия и кто твой пророк.

Правоверный мусульманин ответит, не задумываясь: Господь мой-Всевышний Аллах, религия-Ислам, пророк — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

  Материал для написания статьи был собран с сайтов:

Ислам. Вечность Рая http://islamvera.ru

Почему Ислам http://www.whyislam.to

http://www.religia.kz/

Источник: https://mortem.rip/blog/pokhorony-i-pominki-u-musulman-25/

Как омывают и хоронят умерших от коронавируса мусульман

Управления мусульман Узбекистана и Казахстана выпустили фетву о нормах захоронения людей, скончавшихся от коронавируса. С подобным вопросом редакция Kaktus.media обращалась и в пресс-службу Духовного управления мусульман Кыргызстана в первый же день выявления больного коронавирусом в нашей стране. Однако редакции до сих пор не ответили.

Как хоронить скончавшихся от коронавируса мусульман

«В случае смерти, согласно исламским канонам, необходимо смотреть на саму эпидемию. Если это такая эпидемия, которая передается и от тела умершего, то омовение тела делается на расстоянии, просто обливая теплой водой из ведра или шланга. Но омовение обязательно. Те, кто делают омовение, должны надевать маски, резиновые перчатки, даже если покойный ничем не болел», — сказал теолог и член Совета улемов Кыргызстана Кадыр Маликов.

Что касается коронавируса, то пока нет данных, передается ли заболевание после смерти. В этом вопросе решение за медициной.

Как решили хоронить в Узбекистане

Управление мусульман Узбекистана проконсультировалось с Министерством здравоохранения и пришло к выводу, что во время карантина будут предприняты усилия, чтобы максимально вымыть, окутать и похоронить тело в соответствии с правилами шариата. В этом процессе примет участие представитель Управления мусульман Узбекистана. В фетве говорится, что захоронение людей, скончавшихся от коронавируса, следует проводить только в присутствии представителей близких родственников.

«Люди, принимающие участие в похоронах, должны следовать медицинским инструкциям, включая использование масок и перчаток, а также выполнять процедуры дезинфекции и личной гигиены после церемонии в соответствии с требованиями карантина», — говорится в сообщении.

Как собираются хоронить в Казахстане

«Либо сегодня к концу дня, либо уже завтра выйдет официальное постановление главного санитарного врача. В нем будут прописаны строгие правила, как это (похороны умершего от коронавируса) будет осуществляться. К настоящему времени соответствующую фетву/памятку разработали Духовное управление мусульман Казахстана и православная церковь — о строгом соблюдении предписаний санитарных врачей», — сказал министр информации и общественного развития Даурен Абаев.

Тела умерших от коронавируса не несут дальнейшей угрозы

Тела умерших от коронавируса не несут дальнейшей угрозы. Об этом на брифинге в Женеве заявил официальный представитель ВОЗ Кристиан Линдмайер.

Отвечая на вопрос журналистов о том, есть ли у ВОЗ рекомендации по охране здоровья работников похоронных служб, которым приходится заниматься в том числе и похоронами умерших от COVID-19, Линдмайер напомнил, что патоген, вызывающий эту болезнь, «распространяется воздушно-капельным путем, а не так, как, например, в случае с Эбола».

«Тело само по себе не вызывает заражения в случае с коронавирусной инфекцией», — сказал Линдмайер.

Однако при массовом скоплении людей на похоронах появляется риск новых случаев заражения.

Сколько погибших от коронавируса в Центральной Азии

От коронавируса скончались в Казахстане и Узбекистане по одному человеку.

______________________________________________

В Кыргызстане на 27 марта выявлено 58 случаев заражения коронавирусом. С 25 марта до 15 апреля ввели чрезвычайное положение в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде, в Ноокатском и Кара-Суйском районах Ошской области, в Сузакском районе Джалал-Абадской области. В Бишкеке с 25 марта ввели комендантский час.

Источник: https://kaktus.media/doc/409289_kak_omyvaut_i_horoniat_ymershih_ot_koronavirysa_mysylman.html

Как хоронят мусульман

Погребальные обряды сложны. Они осуществляются подруководством духовных лиц и сопровождаются особыми молитвами. Долг каждого мусульманина строго соблюдатьпогребальные обряды.

Вся жизнь мусульманина от момента его рождения до моментасмерти определяется Шариатом. Шариат – это систематизированный сводмусульманских законов. Шариат требует, чтобы еще при жизни правоверныймусульманин готовился к загробному миру.

Аллах Всевышний сказал, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36).

Каждый человек вкусит смертьКаждая душа вкусит смерть, потом она будет возвращена Богу (Коран 29:56).

Если человек находится при смерти, его необходимо положить на спину, ступни его ног должны быть обращены к Мекке. Если нет возможности уложить на спину, то умирающего кладут на правый или левый бок лицом к Мекке. Над умирающим читают молитву Калимат- шахадат («Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим – дать ему глоток холодной воды. Возле умирающего не принято вести громкие разговоры и плакать.

После смерти покойному закрывают глаза, подвязываютподбородок, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот укладывают тяжелыйпредмет, во избежание вздутия. Затем делают процедуру обмывания – гусул.

Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)

Обряд омовения и обмывания проводит Гассал (омывающий). В обмывании и омовении участвует не менее 4 человек. Гассалом, человеком, который поливает тело водой, может быть близкий родственник умершего. Остальные помогают переворачивать тело покойного в процессе обмывания.

Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей. Жена может обмывать тело своего мужа. Если в окружении умершего мужчины были одни женщины (и наоборот), то проводится только таяммум (ритуальное очищение без использования воды).

Над умершим совершается обряд омовения (тахарат) и обмывания (гусул) водой. Умершего омывают и обмывают три раза:

  1. Водой содержащий кедровый порошок
  2. Водой с камфарой
  3. Чистой водой

Покойного кладут на жесткое ложе лицом к Кибле. Такое ложе всегда есть при мечети или на кладбище. Перед совершением обряда помещение окуривают благовониями. Затем проводится обмывание (гусул). Лицо покойного, его руки до локтя обмываются 3 раза. Затем голова, уши и шея. После этого моются ноги по щиколотки. Голову и бороду моют с мылом, теплой водой с кедровым порошком (гулькаир).

Покойного кладут на левый бок и моют правый, затем переворачивают на правый бок и моют левый. Тело протирают и поливают водой. Эта процедура повторяется 3 раза. Мокрое тело вытирается полотенцами, затем для ароматизации используют благовония – Зам-Зам, Миски-анбар, Кофур.

После проведения обряда омовения и обмывания, покойного окутывают в саван – специальное одеяние, в котором хоронят умерших.

Саван (кафан)

Шариат запрещает хоронить мусульманина в одежде.Предписывается окутывать его саваном.

Саван для мусульманина шьется из ситца или белого полотна. Категорически запрещается покрывать тело мусульманина шелкомили шить из него саван. Лучше использовать новую ткань.

Предпочтительно, чтобы саван для умершего мужа готовилажена, а для умершей жены – муж, родственники или дети. Если у умершего не былородственников, то его хоронят соседи соблюдая все ритуалы и традиции ислама.

Мужской саван состоит из трех частей:

  1. Лифафа (лифофа) – ткань, которая окутывает все тело покойного с головы до ног. Лифафа имеет дополнительно по 40  см с каждой стороны для того, чтобы можно было завязать узлы после окутывания.
  2. Изар (изор) – отрез ткани, окутывающий нижнюю часть тела.
  3. Камис – длинная рубаха до колен.

Женский саван включает в себя пять частей:

  1. Лифафа – ткань покрывающая покойную с головы до ног.
  2. Изар – ткань, покрывающая нижнюю часть тела.
  3. Женский камис – рубаха без воротника с вырезом для головы.
  4. Химар – платок для головы размер 2 м х 60 см.
  5. Хирка – отрез ткани размером 1.5 х 0.6 м – для накрывания груди.

Для новорожденных и младенцев достаточной одной лифафы.

Перед окутыванием нельзястричь бороду, волосы, ногти.

Процедура окутывания мужчин

На ложе расстилается лифафа, ее посыпают ароматными травамии пропитывают благовониями. Поверх нее кладется изар. Покойного одевают вкамис, укладывают на ложе, при этом руки укладываются вдоль тела. Над умершимчитают молитвы. После покойного окутывают лифафой, сначала с левой стороны,затем справой, завязывают узлы у головы , пояса и ног. При опускании в могилуузлы развязываются.

Окутывание женщин

Окутывание женщин отличается лишь тем, что грудь покойнойпокрывают хиркой, затем надевают камис. На него опускаются волосы, разделенныена две части. На лицо кладется химар, подложенный под голову.

Погребальные носилки (тобут)

Погребальные носилки – тобут — представляют собой носилки сраздвижной крышкой. Они обычно имеются при мечети или на кладбище. Носилкизастилают одеялом, на которое кладут покойного. После этого крышка тобутазакрывается и сверху покрывается материей. В некоторых традициях сверху кладутодежду покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят – мужчину или женщину.

Погребальная молитва (джаназа)

Погребальной молитве придается особое значение. Погребальныеносилки устанавливаются в направлении Киблы. Ближе всех к тобуту стоит имам илизаменяющее его лицо. За имамом собравшиеся стоят рядами.

Джаназа отличается от обычных молитв тем, что здесь не совершаются Рукны (коленопреклонение) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырехтакбиров (Аллаху Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов покойного.

Перед началом молитвы имам трижды произносит «Ас Салат»,т.е. «Приходите на молитву». Перед молитвой имам спрашивает собравшихся, еслили у покойного долги, не выплаченные им при жизни, или кто-то должен ему,возможно, кто-то состоял с ним в споре и просит простить покойного ирассчитаться с родственниками.

Без чтения молитвы похороны считаются недействительными.

Как проходят похороны у мусульман

Мусульман не кремируют. По мусульманской традиции кремация является большим грехом. Шариат предписывает хоронить правоверного мусульманина следующим образом.

Хоронят мусульманина в день смерти, до захода солнца. Есличеловек умер ночью – похороны назначаются на следующий день. Мусульманинарекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. Намусульманском кладбище все могилы и надгробия обращены в сторону Мекки.

Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а так же немусульманина на мусульманском кладбище запрещено.

Тобут с телом покойного доставляется к могиле. Его несутголовой вперед, при этом из дома покойного выносят ногами вперед. Тобут несутне менее четырех человек. У всех участвующих в похоронах должна быть покрытаголова. Никто из присутствующих не должен присаживаться до тех пор, пока телоне будет опущено в землю.

Могила на кладбище представляет собой яму 2 м х 0.75 м х 1.2 м (длина, ширина и глубина). Справой стороны делают углубление (ляхад) шириной 50 см и высотой 55 см. В него укладывается тело покойного. Ляхад (лахад) делается для того, чтобы животные не смогли почувствовать запах и разрыть могилу. Тело помещается в ляхад, затем закрывается необожженными кирпичами, глиняными плитами или досками. 

Мусульман не принято хоронить в гробу. Умершего опускают в землю ногами вниз, на земле его голова должна быть повернута в сторону Киблы. Когда хоронят женщину, при опускании тела в могилу над ней держат покрывало, чтобы никто не видел ее саван.

  В могилу бросают горсть земли и произносят айят из Корана на арабском  языке (2:156) – «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». После этого могила засыпается. Она должна возвышаться над землей на четыре пальца.  После этого могилу поливают водой.

Семь раз бросают по горсти земли и читают айят из Корана (20:57) в переводе —  «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».

Когда все сделано, у могилы остается один человек, который читает талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и Пророка его. В область головы на могилу устанавливают камень, обращенный к Мекке или табличку с именем и фамилией покойного и датами жизни и смерти. Ислам запрещает устанавливать на могиле памятники с изображением покойного, обкладывать могилу мрамором и как-либо выделять ее.

Запрещается:

  • Сидеть на могиле
  • Наступать на могилу
  • Совершать на могиле ежедневный намаз
  • Возлагать цветы
  • Обрызгивать могилу водой больше одного раза.

Во время похорон читают айяты из Корана. Согласно заветуПророка читается сура «Аль Мулк». Она сопровождается многочисленными просьбамик Аллаху о милости к покойному. Об умершем принято говорить толькохорошее. 

Можно ли скорбеть мусульманам

Мусульманский траурный этикет предписывает родным и близкимумершего скорбеть достойно.

Исламские правила поведения не запрещают оплакивать покойного, но это нужно делать тихо. Истинно верующие должны переносить горе достойно.

Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии – не из нас (авт. – т.е. не из числа благочестивых)».  Такое поведение порицается в Шариате.

Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех, кто остался».

По мусульманским традициям не разрешено реветь по умершему,нельзя нести портрет покойного.

Окружающие упрекают плачущих мужчин. Плачущих детей истариков нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать, не издавая звука.Со смертью верующего плачут небеса».

Траурный этикет для женщин 

С арабского слово траур переводится как «запрет» или «отказ». Если у мусульманки умер муж, нужно соблюдать траур 4 месяца и 10 дней. В течение этого срока нельзя делать ничего, что может подтолкнуть женщину к новому замужеству.

Запрещается использовать благовония и покидать дом без необходимости. Соблюдая траур, жена выполняет долг перед умершим мужем. По истечении установленного Всевышнем срока, женщина может снова выйти замуж.  В случае беременности этот срок увеличивается.

Если умер другой близкий человек, ислам предписываетскорбеть не более трех дней.

 Траур по Шариату длится первые три дняпосле смерти.

Источник: https://kvartzteh.ru/kak-horonyat-musulman/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя самина

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]