Какие народы относятся к исламу

Кто такой кафир? Ошибочное понимание коранического значения слова

 Абдуллах аль-Андалуси (Abdullah Al Andalusi)

Одно из распространенных заблуждений, касающихся исламских понятий, это употребление арабского слова «кафир».Проблема возникает из-за того, что некоторые мусульмане и большинство немусульман не знают особенностей употребления этого слова в Коране и не учитывают то, что иногда одно и то же арабское слово может употребляться в Коране в разных смыслах.

Исламофобы любят пользоваться этим, несправедливо обвиняя мусульман в том, что те «называют немусульман унизительными словами» — при этом они ссылаются на юридический смысл понятия «кафир», которым в мусульманском праве называются люди, которые не считают себя мусульманами. И когда мусульманские ученые говорят о покарании кафиров (мн.ч. куффаар) в вечной жизни, исламофобы интерпретируют это как приговор к адскому пламени для всех немусульман на земле.

Кроме того, некоторые люди, не владеющие арабским и не знающие нюансов коранического арабского языка, путаются, когда те же самые ученые, говорят о наказании «кафиров» после смерти и при этом поясняют, что «немусульманин» или «иноверец» не обязательно означает того, кто в итоге попадет в ад. В чем же дело? Причина путаницы заключается в непонимании терминологии Корана и того факта, что Коран употребляет одни и те же арабские слова в разных значениях.

Кораническое употребление слова «кафир»

Слово «кафир» происходит от корня «к-ф-р» (скрывать, нечто скрытое), кроме него в Коране употребляются 525 слов с тем же корнем. Слово «кафир» в единственном и множественном числе встречается в Коране 153 раза. В буквальном смысле оно значит «тот, кто скрывает». Таким образом, буквальный смысл этого слова вовсе не «неверный». Однако оно используется для передачи разных смыслов в зависимости от конкретного контекста.

В разных местах Корана слово «кафир» употребляется в разных смыслах, например:

— употребление в буквальном смысле

Слово «кафир» относится к тому, что скрывает или кто в прямом смысле что-то прячет. В 20-м аяте 57-й суры им называют земледельцев в том смысле, что они запахивают семена в землю, т.е. покрывают их землей.

— употребление в теологическом*смысле

Слово «кафир» может употребляться в теологическом смысле в отношении тех, кого будут судить в вечной жизни как неверных, т.е. тех, кто был неискренен в жизни и сознательно отвергал истину, скрывал ее, хотя знал о ней.

К той же категории относятся и те, кто не хотел сомневаться в том, чему его учили (т.е. слепые последователи) и не искал истину, когда почувствовал неуверенность в своих убеждениях.

Это значение распространяется на неискренних людей, независимо от того, называют они себя мусульманами или немусульманами в этой жизни.

— употребление в политико-правовом и социальном смысле

Слово «кафир» может использоваться в отношении общины, народа или происхождения человека, не будучи теологическим приговором. Например:

  • 1. «Кафир» как родовое название неверующих/иноверцев. В этом смысле слово «кафир» употребляется для обозначения всех,кто не верит в откровение, ниспосланное Мухаммаду (мир ему и благословение). В этом значении следует различать слова «неверующий» и «неверный», ибо тот, кто не верит в откровение, может быть искренним человеком, стремиться бросить вызов социальным аксиомам, искать истину и, найдя, принять ее. Поскольку они еще не уверены в истинности ислама или не знают о нем, они не называют себя мусульманами. Эти люди могут находиться в ситуации или обществе, где истина неизвестна, т.е. сокрыта от них. В этом смысле слово употребляется в 5-м аяте 60-й суры, где говорится о молитве Авраама (мир ему), который не хотел быть искушением для «тех, которые не веруют» в его послание. Далее в этой суре говорится о доброте и справедливости к иноверцам (60:8) за исключением тех, кто активно воевал и подвергал верующих гонениям по причине их религиозных убеждений.
  • 2. Слово «кафир» для обозначения исключительно язычников/многобожников (а не «людей писания», т.е. иудеев и христиан). Слово «кафир» может использоваться в Коране в широком смысле по отношению ко всем, кто не уверовал в ислам (в том числе, к людям авраамических религий), иногда в Коране кафирами называются исключительно язычники (жившие в VII в. на Аравийском полуострове). Этот вариант употребления не распространяется на людей писания, верящих в предыдущие откровения Господа, тогда как язычники и политеисты (в данном случае, в Аравии) вообще не верят в откровение. Таким образом, в данном варианте употребления слова «кафир», оно относится только к язычникам, а не к иудеям или христианам. Один из примеров данного употребления находим в аяте, который запрещает мусульманам сочетаться браком с кафирами (язычниками) (Коран, 60:10), тогда как мусульманам не запрещено жениться на женщинах из «людей Писания» (Коран, 5:5).

Замечания по поводу перевода с арабского

Итак, как видим, при переводе слова «кафир» на русский язык необходимо соблюдать все эти различия в зависимости от контекста.

Когда это слово употребляется в теологическом смысле, следует его переводить словом «неверный», так как, пока не наступил Судный день, только Богу известно, кто действительно отвергает истину, не верит в нее.

Другое дело, когда речь идет о его употреблении как родового названия неверующих/иноверцев. Это следует учитывать при переводе слова «кафир» в сугубо правовом контексте, когда речь идет об отношениях между мусульманами и немусульманами.

Разница между «неверным» и «неверующим» в русском языке заключается в том, что первый активно отрицает истину (или отказывается искать истину, т.е. является слепым приверженцем того или иного верования), тогда как «неверующий» — слово с более широким значением, подразумевающее только отсутствие веры. Точно такая же смысловая разница между словами «обезоруженный» и «безоружный»: первый означает «лишенный своего оружия», второе – просто «не имеющий оружия».

Таким образом, точнее переводить слово «кафир» как «неверный» в теологическом контексте, когда речь идет о человеке, отрицающем истину или ее поиски, и как «неверующий/иноверец» — в общественно-правовом контексте в значении «человек, который не исповедует ислам».

Сейчас прослеживается тенденция при переводе Корана переводить «кафир» как «многобожник», подразумевая тем самым определенный историко-географический контекст – Аравию VII в. – без каких-либо уточнений.

Ханифы (идущие прямым путем) будут спасены в вечной жизни

Так же как христианство, ислам утверждает, что спасение предопределяет только Бог, и только Он ведает, кто действительно является «неверным», т.е. упорствующим в неверии, и только Ему судить, что ждет человека в вечной жизни.

В Судный день будут люди, которые никогда не называли себя мусульманами и, однако же, они будут избавлены от вечных мук. Речь идет о ханифах – людях правильного пути.

Известный пример ханифа – Зейда ибн Амра, жившего во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Этот человек при жизни никогда не называл себя мусульманином.

Коран объясняет, что в Судный день будут христиане, иудеи и люди других вероисповеданий, которые спасутся,  ибо они были честными, отвергали ложь, принимали истину, которая была доступна в их время:

По Своей высшей Мудрости и Милосердию Бог будет судить каждую душу с учетом ее жизненных обстоятельств, деяний, искренности, возможности и желания познать истину, доступности ей Откровения.

Помимо вышеупомянутого аята (Коран, 2:62) об иноверцах, которые спасутся, ислам говорит о спасении неверующих, которые искренне стремились к истине. Об этом говорит исламский ученый Ибн Таймия. Он указывает, что термин «кафиры» в отношении этих людей не значит, что они принадлежат к неверным, которых ждет кара:

«Такфир [обвинение в неверии] является одной из суровых угроз Аллаха (но не обещанием [наказания в вечной жизни]). Если он посчитал ложными какие-то слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), однако он является недавно принявшим ислам или вырос в пустыне или где-то далеко, то такому человеку не выносится такфир за его отрицание до тех пор, пока не будет доказательства.

Быть может, этот человек не слышал священных текстов или же слышал, но не твердо усвоил, или они были представлены ему неоднозначно и без объяснений Я всегда привожу хадис из двух достоверных собраний, в котором один человек сказал: «Когда я умру, сожгите мое тело, а потом развейте пепел по ветру.

И клянусь Аллахом, если мой Господь сумеет воскресить меня, то Он накажет меня так, как не наказывал никого до этого!» Когда Аллах спросил его: «Что заставило тебя поступить так?» Он ответил: «О, Господь, страх перед Тобой», и тогда Аллах простил его. Этот мужчина усомнился в том, что Аллах Всемогущ и способен воскресить его из развеянного праха.

Более того, он решил, что не будет воскрешен, и подобные воззрения являются куфром по единогласному мнению. Однако этот мужчина был невежественным человеком и не знал этого. И вместе с тем он был верующим, боялся наказания Аллаха, за что и было ему прощено» (Маджму’уль-фатауа).

Мунафики (порочные мусульмане) будут покараны в вечной жизни

И наоборот, тот, кто называет себя мусульманином в этом мире, может после смерти оказаться кафиром (в теологическом смысле, т.е. настоящим неверным) и быть осужден на вечные муки.

О тех, кто называет себя мусульманами, но не спасется, Коран говорит:

Может случиться, что после смерти тот, кто никогда не называл себя мусульманином (т.е. немусульманин), не окажется неверным в глазах Аллаха, тогда как тот, кто на словах был мусульманином, окажется в глазах Аллаха неверным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько существует Будд в буддизме

Слово «немусульманин» по смыслу не совпадает со словом «неверный» (так же как со словом «земледелец»), хотя в Коране всем трем соответствует одно слово. Это то же самое, что и с арабским словом «занн»: в Коране оно может означать как «уверенность», так и прямо противоположное, т.е. «сомнение», в зависимости от контекста.

Итак, возможно, что для тех, кто не знает семитских языков и Корана, все это выглядит довольно запутано, но можно однозначно сказать, что все кафиры будут наказаны Богом за неискренность, независимо от того, назывались ли они мусульманами, тогда как ханифы (немусульмане, стоявшие на правильном пути) и мусульмане будут спасены за свою искренность.

Только Бог знает, кто из тех людей, которые называют себя мусульманами или немусульманами, действительно неверные, и кто по-настоящему ищет истину.

Заключение

Многие исламофобы на Западе пользуются сложностью некоторых исламских понятий и сеют ненависть к мусульманам и мусульманским ученым, обвиняя их перед лицом неискушенной в тонкостях исламской теологии немусульманской аудитории в том, что они, называя всех «кафирами», «обрекают всех немусульман гореть в аду». Но на самом деле это не так.

В иудаизме иноверцев называют «гоями» (в буквальном значении «народы», т.е. народы, не принадлежащие к израильским племенам). Гой может быть праведником и спастись, в этом слове нет ничего унизительного.

В обоих случаях название «кафир» или «гой» не указывает на судьбу человека после смерти, а только относит его к определенной категории с точки зрения иудейского права (галахи) или шариата.

Это слово может быть унизительным только в определенном контексте и при определенной интонации, так же как слово «негр» может быть унизительным или просто указывать на принадлежность к расе. Таким образом, уничижительный смысл слову придает контекст.

Ни мусульманин, ни кто-либо иной не может судить о том, что постигнет человека после смерти – этот суд предстоит вершить только Богу. Точно так же, никто не знает, действительно ли кто-то является неверным. Иначе, какой смысл мусульманину призывать людей к исламу, если он, на самом деле, считает их неверными, т.е. теми, кто по определению неискренен и отвергает истину.

 Иноверец или неверующий может принять истину. Мусульманин должен четко понимать, что в теологических дискуссиях использовать слово «кафир» в значении «неверный» вовсе не то же, что использовать его в смысле «не верящий в ислам».

Во втором случае слово «кафир» используется только для практического обозначения немусульманина в рамках категорий и определений исламского права, а значит, не является унизительным и не должно восприниматься таковым.

Источник: http://islam.plus/ru/actualno/mify/kto-takoi-kafir-osibocnoe-ponimanie-koraniceskogo-znacenia-slova

Религиозность по-чеченски: ислам на словах

Мурад Магомадов (псевдоним) для bbcrussian.com и интернет-СМИ «Кавказский узел»

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Чеченские власти в последние годы активно внедряют нормы ислама и шариата, но на бытовом уровне это воспринимается как желание руководства установить тотальный контроль над населением. Молодежь к «исламизации» республики относится с большой долей иронии и скептицизма.

Религия стала неотъемлемой частью Чечни последних лет: запрет на алкоголь и продажу энергетических напитков, обязательное ношение головных платков, длинных юбок и платьев девушками. В традиционную чеченскую рубашку со стоячим воротником и накладными карманами, которая прежде считалась одеждой мулл, теперь по пятницам должны носить госслужащие.

Подобного, конечно, не было даже в как бы независимой Ичкерии времен Дудаева-Масхадова

Уже никем эти изменения не воспринимаются как непонятные и ненужные новшества. Но внешняя атрибутика, однако, не отражает реальных настроений людей, особенно в молодежной среде.

«Ислам у нас только на словах, и это скажет любой знающий человек. То, что у нас девушек заставляют носить длинные платья, хиджабы и платки, каждую пятницу ходить в мечеть, это не ислам. Это просто показуха» — считает студент грозненского ВУЗа Мурад.

«Такое впечатление, что муллы сами во всем запутались и теперь путают всех остальных. То у них можно и нужно носить бороды, то нельзя. То песни и танцы не разрешены по шариату, то, оказывается, можно. У людей такая каша в головах, что никто не знает чего можно ожидать завтра, каких нововведений, — недоумевает он. – Я пытаюсь следовать установкам религии, но при этом особо не выделяться, чтобы не было проблем.

Вместо алкоголя — наркотики?

Местные телеканалы постоянно транслируют различные передачи на религиозные темы, местное духовенство проводит беседы с молодежью, призывая соблюдать религиозные нормы, а молельные комнаты в госучреждениях уже давно стали нормой.

Пару лет назад некие неустановленные лица устроили в Грозном настоящую охоту за девушками без платков. Расстреливали их шариками с краской из пейнтбольных ружей

Подобного, конечно, не было даже в как бы независимой Ичкерии времен Дудаева-Масхадова, хотя после завершения первой военной кампании на территории республики время от времени предпринимались попытки «шариатизации». Теперь руководство республики во главе с сыном бывшего ичкерийского муфтия вновь взялось за исламизацию республики. Но уже с учетом собственного взгляда на вопрос.

Кадыров, например, взял за правило постоянно ходить в рубашке навыпуск с накладными карманами, некоем подобии военного френча. Эту «моду» тут же подхватили его ближайшие соратники и, естественно, духовенство. Так в свое время соратники Иосифа Сталина подражали «вождю народов», предпочитая кители и сапоги строгим деловым костюмам.

«Кадыровская мода» в Чечне прижилась, в том числе и среди молодежи, хотя большинство, в зависимости от возраста, предпочитает в качестве повседневной одежды обычные костюмы или футболки с джинсами.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Несколько лет назад в Чечне запретили продажу спиртных напитков, а недавно очередь дошла и до так называемых «энергетиков». Но эти запреты выходят боком. Все большее число молодежи теперь «для поднятия тонуса» принимает лекарственные препараты, содержащие наркотики. Особой популярностью пользуются так называемые «баклосаны».

«Если ты выпьешь алкоголь или покуришь анашу, то это легко узнают по запаху. А вот если употребить несколько таблеток, то никто ничего не поймет, зато так можно снять стресс или поднять настроение», — объясняет грозненский тинейджер Малик.

«Мы с друзьями иногда ими балуемся, но без фанатизма, мы же не наркоманы», — добавляет Малик. По его словам, среди употребляющих такие «легкие» наркотики есть и девушки, его сверстницы.

Мы с подружками иногда одеваем довольно узкие блузки и юбки. Это такой вот наш негласный протест против навязываемой хиджабизации

Религия, как полагает подросток, — удел скорее пожилых, чем молодежи.

«Каждый сам волен решать, чего он хочет от жизни. Я тоже верю в Бога, но не считаю, что дни и ночи нужно проводить в молитвах и постоянно каяться. Это скорее дело стариков.

Жизнь должна быть интересной и насыщенной, а многие из тех, кто сегодня демонстрирует свою религиозность, были далеко не ангелами в свое время. Хотя среди моих друзей есть несколько человек, которые читают Коран, и их можно назвать глубоко верующими людьми.

Нашему общению это, в общем-то, не мешает, хотя они постоянно убеждают всех, что религия во всем и всегда должна быть на первом месте», — говорит он.

Девичьи хитрости

В ВУЗах и школах республики сегодня не увидишь простоволосых девушек в коротких платьях или юбках. Пару лет назад некие неустановленные лица устроили в Грозном настоящую охоту за девушками без платков. Расстреливали их шариками с краской из пейнтбольных ружей.

Власть такие карательные меры в отношении «несознательных» представительниц прекрасного пола поддержала.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Носить длинную одежду и платки стало в Чечне уже непреложным правилом, но и здесь есть свои маленькие хитрости, которыми местные девушки нередко пользуются. Длинные платья могут быть обтягивающими фигуру, а платок можно как бы случайно сбросить на плечи, и распущенные волосы он уже не скроет.

«На занятия в короткой юбке или платье не пустят, для этого есть охрана, которая за этим следит. То же самое касается и платка, это обязательный атрибут одежды. Но при желании выход всегда можно найти.

Мы с подружками иногда одеваем довольно узкие блузки и юбки. Это такой вот наш негласный протест против навязываемой хиджабизации, — делится студентка Мадина. — Быть «белой вороной» нельзя, это может обернуться потом проблемами.

У нас многие теперь носят хиджабы, а их за глаза называют «монашками».

«Если спросить меня, то религию не нужно путать со светским образованием. Пусть хиджабы носят те девушки, которые учатся в медресе или исламских ВУЗах, а у всех остальных должно быть право выбора, естественно, в разумных пределах, — поясняет она. — У нас, например, не появишься на улице в топике и шортах, это будет позором на всю семью и даже род».

Многие в Чечне убеждены: несмотря на все внешние признаки исламизации, коренного перелома в сознании людей все же не произошло. Распространено мнение, что настоящие верующие здесь были во времена СССР, когда люди и власть уважали, и Бога боялись.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько миллионов мусульман в мире

А сейчас нет ни того ни другого, и ислам у нас больше на словах, а не в сердцах.

Совместно с интернет-СМИ » Кавказский узел»

Источник: https://www.bbc.com/russian/blogs/2014/04/140422_blog_caucasus_chechnya_islamisation

Антисемитичен ли Коран? Часть 1: Семиты, избранный народ

  • Авторство: M. Abdulsalam ( 2011 IslamReligion.com)
  • 24 Oct 2011
  • Последние изменения 09 Sep 2019
  • Распечатано: 561
  • Показано: 23652 (в сутки: 8)
  • 3.8 из 5
  • Оценено: 8
  • Отправлено почтой: 0
  • 0

В последнее время некоторые группы активно заявляют о том, что Коран – антисемитская книга. Подобные заявления привели к запрету некоторых переводов Корана в США. Вот что Еврейская Энциклопедия говорит об антисемитизме:

«Термин антисемитизм возник на основе этнологической теории, согласно которой евреи, как семиты, полностью отличны от арийского и индоевропейского населения, а их объединение невозможно. Данный термин предполагает, что евреи противопоставляются другим не по причине их религии, а по причине расовых характеристик».

Из вышесказанного понятно, что Коран не является антисемитской книгой, а всякое порицание евреев в нем касается их преступления против своей религии, а вовсе не происхождения.

Кто такие семиты?

Согласно наиболее распространенному библейскому определению, семиты – это потомки Сима, одного из сыновей Ноя, старшего или младшего (библейские ученые разделились в этом вопросе), но всегда упоминаемого первым, часто выделяется и превозносится в Библии. Именно в доме Сима должен был обитать шехина (термин, обозначающий присутствие Господа, в том числе и в физическом аспекте).

«Ясно, что согласно библейской классификации, арабы, вавилоняне, ассирийцы, арамеи, евреи считались семитами или потомками Сима» (Готхард Дойтч, Антисемитизм, Еврейская Энциклопедия). Современные ученые, придающие большее значение происхождению языка, относят к вышеупомянутой группе народов еще и абиссинцев, финикийцев, ханаанитян, моавитян, эдомитов.

В каком бы контексте мы ни рассматривали данный вопрос, арабы, как и евреи (а значит, иудеи) являются семитами. Потому заявление об антисемитичности Корана означает, что Коран ставит все семитские народы, в том числе и арабов, ниже, что абсолютно не поддается логике, если учесть, что Господь часто избирал для пророческой миссии выходцев из этих народов.

В талмудских текстах священничество Сима было передано Аврааму, именно это дает повод евреям заявлять о своей «избранности» и праве на земли Ханаана, которые ныне принадлежат Палестине. Они говорят, что шехина перешла к Аврааму, а затем к потомкам, в частности – Исааку. Таким образом, божье благоволение семитам относится к ним, если быть более точными – израильтянам, потомству Исаака, сыну Авраама.

Семиты – «избранный народ»

Коран не только не ущемляет израильтян, но и сообщает об их благоприятном положении среди остальных народов. Все это благодаря усилиям Авраама и его молитвам вывести пророков из его рода. Авраам воззвал к Богу, о чем сообщается в Коране:

 «Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньшеМы повели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства – Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йусуфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро.

А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они  были из числа праведников.  А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами. А также некоторых из их отцов, потомков и братьев.

Мы избрали их и повели их прямым путем» (Коран 6:84-87).

Господь избрал пророков из израильского народа, потому он и избран. Всевышний не раз напоминает им об этом преимуществе:

« О сыны Исраила (Израиля)! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (Коран 2:47, 2:122).

«Мы уже даровали сынам Исраила (Израиля) Писание, власть и пророчество, наделили их благами и предпочли их мирам» (Коран 45:16).

Господь возвеличил их не только пророками. Он даровал им райскую пищу:

«О сыны Исраила (Израиля)! Мы спасли вас от вашего врага и дали вам обещание на правом склоне горы. Мы также ниспослали вам манну и перепелов» (Коран 20:80).

Господь спас их от преследования Фараона, отправив к ним Моисея, который повел их сквозь Красное море к Благословенной Земле Ханаана:

«Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраила (Израиля), поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли Фараон и его народ и что они воздвигали» (Коран 7:137).

Повторимся, что предпочтение, отданное Богом Израильтянам, было не из-за их расовой превосходности, а по причине великих жертв Авраама и его молитв Богу. Это предпочтение будет в силе, покуда израильтяне останутся верными завету, заключенному с Богом:

«Аллах взял завет с сынов Исраила (Израиля). Мы создали среди них двенадцать вождей. Аллах сказал: «Я – с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки. А если кто-либо из вас после этого станет неверующим, то он сойдет с прямого пути» (Коран 5:12)

Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/310/

Народы ислама

Ислам — религия, распространенная по всему миру

Религия «islam» в переводе с арабского означает «покорность человека Аллаху» и занимает третье место в мире по распространенности. Сильное воздействие ислама ощутили на себе народности Средней Азии, Африки, Кавказа и Балканского полуострова.

Современные мусульмане, исповедующие ислам – это не только коренные жители восточных стран, но и общины, широко распространенные по всему миру. Основной приток сторонников этой религии исходит из Индии, население которой продолжает существенно возрастать. А самым численным народом поклоняющимся Аллаху, является арабский, численность которого составляет 138 миллионов человек.

Всего в мире исповедуют ислам 1250 миллионов человек, которые проживают в разных странах, из них колоссальное большинство – в Азии, приблизительно 70%, 26 % народностей сосредоточено на Африканском материке, остальные 4% проживают в других частях земного шара.

Основные качества исламских народов

Приверженцев ислама характеризуют следующие схожие качества, которые передаются от поколения к поколению:

  • качества личного характера: терпение, выдержка, скромность, самообладание;
  • качества семейного характера: уважение к старшим и родителям, проявление снисходительности к супруге;
  • качества общественного характера: выполнение договорных и долговых обязательств, приветливость и забота о ближнем человеке, нахождение компромисса в спорных ситуациях;
  • качества управленческого характера: проявление милости по отношению к подчиненному, защита чести и достоинства трудящихся;
  • качества, касающиеся веры: благодарность Аллаху за жизнь и здоровье, выполнение обещаний Всевышнему.

Основные мусульманские страны

Страны с наибольшей численностью исламских последователей (состояние на 2010 год) следующие.

Африканский материк: Египет – 84,5 млн., Сомали – 9,4 млн., Судан – 43,2 млн., Танзания – 45,0 млн., Эфиопия – 85,0 млн., Алжир – 35,4 млн., Марокко – 28,8 млн., Тунис – 10,4 млн., Буркина-Фасо – 16,3 млн., Гвинея – 10,3 млн., Мали – 13,3 млн., Нигер – 15,9 млн., Нигерия – 158,3 млн., Сенегал – 12,9 млн., Чад – 11,5 млн.

Страны Азии: Азербайджан – 8,9 млн., Казахстан – 15,8 млн., Узбекистан – 27,8 млн., Афганистан – 29,1 млн., Иран – 75,1 млн., Пакистан – 184,8 млн., Турция – 75,7 млн., Бангладеш – 164,4 млн., Индонезия – 232,5 млн., Малайзия – 27,9 млн., Ирак – 31,5 млн., Йемен – 24,3 млн., Саудовская Аравия – 26,2 млн., Сирия– 22,5 млн.

Islam-today

Источник: http://islam-today.ru/islam_v_mire/ostalnoj-mir/narody-islama/

Русские мусульмане

Русские мусульмане составляют этнорелигиозную группу, в которую входят представители русской национальности, принявшие Ислам.

Славяне мусульмане – это также этнорелигиозные группы людей, которые этнически относятся к славянским народам, но ислам исповедуют как свою религию.

Славяне (slavyane) взаимодействовали с народами ислама в торговых делах издревле. Постепенно отдельные части и группы славянских народов, сохраняя за собой свое славянское самосознание и собственный язык, обратились в ислам. На современном этапе истории славяне мусульмане делятся на несколько групп и представлены разными народами. Славяне мусульмане являются очень религиозными приверженцами Ислама.

Известны южные славяне мусульмане – торбеши или македонцы, помаки или мусульманские болгары, горанцы или македонцы или сербы по происхождению, которые проживают в Горе и Метохии. Также славяне мусульмане представлены боснийцами или бошняками, потуреченцами или муслиманами. Самые известные славяне мусульмане – это сербы.

Русские мусульмане Древней Руси

Русские мусульмане, также как и славяне мусульмане, впервые упоминаются в летописях вместе с упоминанием о первых обращениях русских славян в Ислам. Такой факт упоминается в истории об убийстве, произошедшем в 1262 году, когда был убит православный монах Зосима или Изосима.

Зосима стал известен тем, что принял Ислам, а позже в Ярославле служил у ордынского наместника, которому помогал собирать дань. Его убили во время разгоревшегося восстания: участники восстания были недовольным тем, что объем дани, которую они должны были платить, резко увеличилась.

В тринадцатом веке при хане Узбеке Ислам был определен как государственная религия Золотой Орды, тогда обращались в Ислам преимущественно язычники, и за распространение православия хан Узбек не карал, а также терпимо он относился к распространению других религий. Помимо случая с монахом Изосимой, больше у историков нет достоверных фактов того, что появлялись русские или славянские мусульмане в этот период.

Отдельно стоит упомянуть категорию русских и славян, которые приняли Ислам и проживали на территории Османской Империи, их называли сакалиба.

Когда Иван Грозный взял Казань и Астрахань, начала раскручиваться кампания по христианизации мусульман, что не способствовало вступлению не мусульманских славянских народов в Ислам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько мусульман живет в Европе

Русские славяне были совершенно не знакомы с арабским языком, что также создавало серьезные препятствия для ознакомления с исламскими источниками литературы. В тот исторический период мусульманские тексты не переводились на славянские языки, поэтому исламские сочинения были недоступны для чтения.

В силу определенных ментальных различий не приветствовалось государственными властями и стремление русских славян контактировать с иноверцами.

Отношение к новообращенным в царской России

Русский мусульманин — организатор проекта «Читай Коран»

В допетровской и в имперской Руси, если человек изъявлял желание перейти из православия в другую веру, на него накладывались уголовные санкции, а если кто-либо пытался обратить в другую веру православных, то санкции были еще более жесткими. Как было сказано в Соборном уложении от 1649 года, смертная казнь грозила тем, кто «какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет».

Чтобы исключить для русских славян контакты с представителями иной веры, возле православных храмов было запрещено строительство мечетей, а кряшены или крещенные татары не могли проживать вместе с некрещенными. Все это не свидетельствует о том, что в то время не было русских мусульман, но число новообратившихся было небольшое, русские не афишировали переход в Ислам, о новобращенных мусульманах мы узнаем только из иностранных архивах.

После того, как начались русско-турецкие войны, стали известны случаи, когда Ислам принимали русские пленные, как на добровольной основе, так и в принудительном порядке. В описании жития святого, относящемся к восемнадцатому веку, упоминается случай, когда русский пленник был насильственно обращен в Ислам.

Также отражение подробного случая есть в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где описывается насильственное обращение русского пленника.

В тот же период времени был опубликован крымским татарином просветителем Исмаилом Гаспринским труд, которые назывался «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения».

В этом сочинении впервые появился в культуре термин «русские мусульмане», под которым подразумевались в основном те люди, которые представляют мусульманские народы, являющиеся подданными Российской Империи.

Сейчас термин «русские мусульмане» включает в себя не только народы, которые проживают на территории России, но являются этническими русскими, то есть те группы людей славянских и русской национальности, которые имеют этнические корни и самостоятельно обратились в Ислам.

Известные русские мусульмане прошлого

Среди известных русских мусульман необходимо выделить такого величайшего русского писателя, как Лев Николаевич Толстой, а также русского путешественника Афанасия Никитина, о котором можно посмотреть видео ниже.

После того как 17 октября 1905 года был выпущен основной манифест, который провозгласил гражданские права и свободы, наблюдалось существенное изменение ситуации. В период с 1905 года по 1917 стало известно о ряде случаев, когда христиане переходили в Ислам.

Такие случаи были зафиксированы и среди славянских крестьян, которые принимали Ислам в условиях разраставшегося ваисовского движения: русские мусульмане ваисовцы ссылались в Тобольскую губернию, и там стали активно призывать русских обращаться в Ислам, и местные православные священники были очень этим встревожены.

Когда же состоялась Октябрьская революция 1917 года, обращаться в Ислам представителям другим конфессий стало сложнее: чаще всего при Советской власти русские мусульмане стали появляться вследствие того, что славяне попадали в плен при боевых действиях и уже в плену обращались в мусульманскую веру. Русские мусульмане новообращенные массово были зафиксированы во время Афганской войны в 1979 году.

Современная русская мусульманская община

Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно.

По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет.

Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.

Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей.

Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными.

На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.

Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.

Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.

Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.

Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму.

Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской.

Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.

Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.

Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»

Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства.

Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений.

Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.

Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.

В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.

НОРМ

В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.

Современные выдающиеся русские мусульмане

Многие русские мусульмане стали выдающимися авторитетными людьми, среди них можно назвать муфтия Свердловской области Николая (Абдуль Куддус) Ашарина, муфтия Северной Осетии Сергея (Али) Евтеева, члена Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова Павла (Ахмада) Михайловича Жеребина, советского и российского культуролога, журналиста, искусствоведа и поэта Сергея (Джанната) Владимировича Маркуса, основателя портала «Голос ислама» Дмитрия (Хамза) Игоревича Черноморченко.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/russkie-musulmane

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какие есть греческие богини

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]