Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал
Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.
Святой равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.
Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира
Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).
Годы правления князя Владимира Святославича
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.
Князь Владимир — язычник
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Крещение князя Владимира Святославича
Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.
Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.
Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html
����������
�������� : ��������� I (945-972�), ������; ���� :
1. ����� => �������� (?-1013+), ��. ������������ (?-1013);
2. ������� (?-1000+), ���� ���������, ��������� �����, ������ � 986 ���� ����� ������� ��������� �� ���� =>
3. �������� (1002+) =>
- ���������, ��. ����������� (?-1015�), ���� ����������� �������� => ����� (?);
4. ������ =>
- �������� (978-1036+), ��. �������������� (?-1036);
- ��������� (�� 1015+), ��. ���������� � 987 ����;
- �������� (?-1063+), ��. ���������; 22 ���� (1036-1058) �������� �������� � �������, ���� ��� ������� ������ ���������. ���������� ������������ � ���� � �����, ��-��������, ���������;
- ������� (?); �� ������ �.�.������� �������� � ������� ���� ������������ ��������� (��������� �������� ��� �����)
5. ���� (?-1011+), ������������ �������, ������ ���������� ������� II =>
�������� ������� �����
����� ������������ (� 969�.);
���.����� �������� (980-1015);
988�. — �������� ������������ �� ����.
������� ��� ����������. ������� �������, ��������� � �������; ������ � ����������, �������� ���������, ��������� � �������. ��� ��� ��������� �������������� ������ �� ����� �����, �����, ������, ���� � ��., ������ �������� � �������� ��������� �������� �.����.
��� ��������� I ������������� ����������� �������� � ������ ������ ��������, �������� ������������� ��������� ����. � ������� ������� �������� ��������� ������� ��������. ������������� ������� ������������ �������� ��� ����� �������.
* * *
������������ ������� �������� ���������, ���������� �� «������� ��������� ���» (������ XII �.), ������: ���������, ������������ ����� �� �����, ������� ���� ��������� �� ��� �����; ���������, �� ������� �����������, �� ������� � ��������� (970). ����� ������ ���������� ��������� ������ ����� ��������� � ������ ��������������; ��������� ��� (977).
�������� ��� �� ������, �������� ����� � ������� �� ����, ����� ��� ���� ��������, ����� ��������, ������� ����� �������� � ����������� � �������, ������ ��������� �����. ����� ������� ������ � ������ �������, ������ ����� ��������� � ���������� ������� ������� � ���� ���������. ����� ������� �����, �������� ���������� � ����� (980).
������, ���������� ���������, ����������� ����, �� �������� ��������� �� ���, ������ �������� �� �� �������, ������ ����� � ��������.
� 981 �. �������� �������� ���������� ������, � 982 �. ���� �� �������, � 983 �. — �� �������, ����� ���� ������ � ����� ������-���������, ���� � ��� (���� ��������� ������ ���� � ������ �����) � 984 �. — ����� �� ���������, � 985 �. — ����� �� ������, �� �������� ����� — �������� ��� ���������.
� 986 �. ������� � ��������� �����-����������: �������-����������, ��������� �����, «�����» �� ���� � ����-«�������». ������ ��������� ������� � ���� ��������� ������ ������������. �� ������ ���� � �������, �������� �������� ���������� ��� ��������� ����; ������ ��������� ���������. ����� � ������, ���������� �������� �����, ������������ ��������� ����������.
� 987 ����, ����� �������� ������������ ����� ���������, ������ ���������� ������� II ������ ����� ������������ ���������� ����� ����, ������� ������� ���� �����������. ������� II �������� � ��������������� ��������� � ��������� �� ������� � ��������� ����� ���������.
��� �������� �������, �� �������� �������� �������� ������� ������ ����������, � ������ ��� �������� ������ �� ��������� ���� ������ ����, ��� ���� �������� ������ ��� ����������. �������� ������ ������, �� ���� �� ��������. ������� �������� �������� ����� �� ��������� ����� ������� (�������� � �����) � ����������� ���.
� 988 ���� � ��������� ����������� ����� �������� ��������� � ������� � ���������� ���� ������������ �������� �����. �� ����������� � ���� �������� �������� ������ � ������� ������� (988).
����� �������� �������� �������� ��� ��������� �������, ������� ��������� �� ���������, ������ ������ ��� ������. ��� ����������, �������� ��������� � ����������� (��� ������������� ��������� ������ �����) � � ���������� �������, ������� ����� �� ��� �������� (996). �������� �� ������ «�����������», «����� �����».
�� «��������» ������������, � �������� ��������� �����, �����, ������, ����� ���������� ����� (�������� �������). �������� �������� �� �������� �������. ���� �� ���, ������� ������������, ���������. �������� ��������� � ������ �� ����, �� ������� � ���� 15 ���� 1015 �.
��������� �������� �� �������� ��� ���� ��������� (���������� ������, ������������ ������) � ���������� (5 ���, 800 ��������), ��������� ����� �������� �� �������� �������� �����-�����������. ��� �������� ����������� � ���������� ����� � �������� ���������.
� ��������� ���� 11 �������, �����������, ���������, ��� ���������� ����� ��������.
� �������� ���������� �� �����, �� ��� �����������, � ����� ������� ��� ��������� �� �����������: � ����� ����� ��� ���������� �� �������; � ������ ��� ������� � ���� �������.
�.�.�������� �� ��������� ������ � ������������� ������� �� �������� � ������ �������� ���������� ��������� �����: � ��������, ���� ����������� ��������� ������� ���, ��� ��������� �������� (�.�. �� �������������� �������), �� � �������������� ���������� ��� ������������, �������� ��������� ����� ������� ������� � �������� (����), ����� �����������, � ������ ����� ������.
���� �������� ��� �������, �� ������ ��� �������� �� ������� �����, ������������ ��� � ��������� ��� � �����������, ����� ��� ���� ��� 18. ������������ �������� ���� ������������������ ����������, ������� ���� ��������� ������, ����� ���������.
�� ���������� ������� �������.
������ ����� ����� �� ������� �������� ������� �� ����� ����� ������ �������� � ���������� �� ���������� ������� ��������� �� 3-� �����; ��������� ������� ��������� ������� � �� ������ ��������� � �������� ��������� ������� � ����.
�� ����������� ������� �������, ���� ��� �������. ������� ������� ������ ������, � ����� ������ ��������� ��������� � ��������. ���� ������� �������� ���� �������� ���������� ����������� �������������� �������, ��� ��������� � ��� ����� ��� ��� ������ ���� � ���� � ����������. ��������, ���� ��� �������, ������� ��������-���������.
���������, ��� ��������, ������� ����� �����������;
���� ���������, ����������� �����������, ������ �������� ������ (������); ����������, ������� ���� �����, ��� �� ������ �������� � ��������, � ��������� — � �����;
������ �������� ���������� ���� � ������� ������ � �����. � ��������� �������� �������� ������� �� ������� ���������, �������� ������� — ������, � ������� — �����.
�� ����, ��� ����� ����������� ��� ������ ������������ (996), ������ ��� ��� ������ ������������� ������ ��� ����� ��������; ������� � ��������� �������, ������ � ����� � ��������, ����������, ��� ������� ����� ������� �����, � ���� — �������.
�������� ���������� ������� � �������� ������, �����, ����������, ��������� � ��������, �������� � ����������, ��� �� ����� ������ �������� ��� ��� ������ ���� ����� ���� ��� �� �������� �����.
� �������� ������� ������� ������ � ����� ������� ������� ����. � ���� ������ � ��� ������ ���� ������ �� ����� ���� ����� 25 ���, �� �� �������� ����� ������, ��� �� ��� ������� ������.
��. �.��������� ����� ��� ��������;
«������� ��������� ���». ����� 2.
Источник: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/spis06.htm
В каком году произошло крещение руси?
Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала.
Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией.
Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.
Предпосылки крещения
Фото с сайта picua.org
Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве.
Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял.
Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.
Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции.
После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением.
Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.
Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии.
Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь.
В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.
Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.
Кто крестил Русь в 988
После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева.
Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах.
Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.
В каком году владимир великий крестил русь
Фото с сайта picua.org
Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов.
Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции.
А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.
Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, – это день памяти святого Владимира.
Крещение Руси: причины и последствия
Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.
Плюсы и минусы крещения Руси
Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:
- Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
- Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
- Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
- Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
- Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
- Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.
Негативные явления:
- Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
- Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
- Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.
Фото с сайта picua.org
В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям.
Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное.
Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.
Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.
Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями.
Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему.
Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/v-kakom-godu-proizoshlo-kreshhenie-rusi.html
День Крещения Руси: когда русичи стали православными
День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля (15 июля по юлианскому календарю), как день памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси
День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации как памятная дата важного исторического события, оказавшего решающее влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России, а также на укрепление российской государственности.
В этот день, 28 июля, в 1015 году великий князь, Святой Владимир ушел из жизни, оставив после себя на Руси православную веру, христианскую культуру и осознание единства великой страны и ее великого народа. Само Крещение по велению князя Владимира случилось почти тремя десятилетиями ранее, в 988 году.
Поиск истинной веры
До 988 года на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также случались и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.
Владимир чувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли, централизовать власть, для чего необходима была смена мировоззрения.
Sputnik / Сергей Пятаков
Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, а впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий. Согласно летописному своду XII-ого века «Повесть временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». Волжские болгаре предлагали Владимиру перейти в ислам. Затем немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой, звали в свою веру. Хазарские евреи приглашали русского князя в иудаизм.
А затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Философ поведал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Когда же после посещения Константинополя посланники князя Владимира вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».
Кроме того, бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианкой, строившей храмы и стремившейся распространить христианство на Руси. Княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря, еще около 955 года приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов.
Так, бабушка князя Владимира, княгиня Ольга и отзывы посланников князя Владимира о чудесном пребывании их в Константинополе помогли утвердиться княжескому решении в пользу христианства по греческому обряду.
Внезапная слепота князя и ее излечение священником
Но князь Владимир пошел в поход за верой по своей, княжеской, логике. И первым делом Владимир покорил город Херсонес (Корсунь), после чего отправил к византийским императорам Василию и Константину своих послов, которые должны были сообщить о намерении князя Владимира жениться на императорской сестре Анне. В случае несогласия на такой союз Владимир пригрозил покорением самого Константинополя.
Sputnik / Юрий Лашов
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Свято-Владимирский собор
Несмотря на ужас девицы, которой грозил брачный союз с незнакомым ей да некрещеным северным варваром, Анна дала согласие на этот брак. Условием же ее стало крещение князя Владимира. А князь Владимир только этого и ждал. Византийская царевна отправилась к жениху в Херсонес. Но по ее приезду князь внезапно ослеп и уже было начал сомневаться в своем решении. Но мудрая девица объяснила жениху, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.
Князя Владимира крестил епископ Корсунский. И Владимир действительно прозрел, едва только епископ возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели. «Ныне познал я Бога истинного!» — С радостью воскликнул князь.
За князем, восхитившись случившимся чудом, крестились и дружина князя, и бояре. А вскоре после своего крещения Владимир повенчался с Анной, больше не страшившейся стать женой русского князя.
Ведь теперь видела Анна, что над Владимиром и над его землей пребывает Божия благодать, так рассказывают легенды.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил в городе церковь в честь святого Василия, имя которого он получил при крещении.
По свидетельствам летописцев, после того, как зрение вернулось к князю Владимиру, он стал смотреть на свою прошедшую жизнь уже другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Князь стал совершать много дел милосердия: он отпустил своих наложниц, стало много помогать нищим, духовно наставлять людей.
Особый мир русского православия
Новую веру и новые знания князь Владимир привез в земли свои и в свой народ. Несмотря на то, что Руси была крещена в итоге, простые люди по отдаленным деревням часто продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским.
Так и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Однако, чувство единства народа и земли русской проросло глубоко и неизбывно в русских людях навека.
Sputnik / Александр Кряжев
Празднование Дня Крещения Руси
Крещение Руси и сегодня продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
Источник: https://ee.sputniknews.ru/spravka/20170712/6426944/denj-kreshjenije-rusj-kogda-rusichi-stali-pravoslavnymi.html
Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира
Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.
Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.
Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии.
Трижды крещенные
Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.
Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.
Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.
Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.
Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.
Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.
Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними.
Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.
«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.
Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.
Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».
Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».
Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.
Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.
Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.
Странные союзники
Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.
Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу.
Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.
И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине.
Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.
Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.
Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.
Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505
Князь Владимир: легенда и быль
Князь Владимир: легенда и быль
17791 0
Мы не знаем, когда родился князь Владимир — до нас не дошло ни одного письменного свидетельства. Примерную дату — 960 год — вычисляют, исходя из даты смерти князя.
Будущий креститель Руси был незаконнорожденным, но в те времена внебрачные связи не считались предосудительными и на репутации человека не лежало никакого пятна из-за его происхождения. Год рождения нам неизвестен, зато известно место рождения — село Будутино (Будятино) под Псковом.
Именно туда сослала разгневанная княгиня Ольга свою ключницу Малушу, не зная еще, что сын этой простой женщины совершит то, о чем княгиня жарко молила Господа,— обратит Русь от языческой скверны к истинному Богу!
Розути робичича
Причиной известной распри Святославичей — братьев Ярополка, Олега и Владимира — стал неудачный раздел территории, в результате которого киевский князь Ярополк потерял контроль над знаменитым путем «из варяг в греки». Выход на него с Балтики контролировал Новгород князя Владимира, а сухопутный путь пролегал через древлянские земли князя Олега.
Ярополк терпел большие убытки и, видимо, попытался «нажать» на своих братьев, на что они ответили полным неповиновением. Поводом для начала военного конфликта стало убийство Олегом на охоте сына воеводы Ярополка. Олегу пришлось спасаться бегством, и он погиб от трагической случайности.
Ярополк не был повинен в смерти брата, но князь Владимир и его наставник Добрыня бежали от такой же предполагаемой участи за море, к варягам. Три года, проведенных ими в землях варягов, для историков покрыты мраком.
Что делал князь Владимир? Каков был круг его общения? Как бы то ни было, за эти три года он набрал большое сильное войско из варягов, с которым вернулся в Новгород, прогнал посадников брата Ярополка и объявил войну Киеву.
Путь князя к Киеву лежал через Полоцк, правитель которого, древлянский князь Рогволод, был нужен Владимиру как союзник. Сватовство Владимира к его дочери Рогнеде было важным политическим шагом. Летопись донесла до нас ответ Рогнеды: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочу». Одни исследователи видят в этом презрительный намек на происхождение Владимира, другие — что-то вроде: «Да он еще дитя дитём».
Очевидно, что Ярополк на тот момент уже заручился важной для него поддержкой древлянского князя. Конечно, князь Владимир не мог оставить у себя в тылу человека, преданного врагу. Но его расправа с Рогволодом и его дочерью потрясает запредельно циничной жестокостью даже современного человека, привыкшего к ужасам криминальной хроники: князь изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их, а княжну принудительно взял в жены.
Вообще, нужно признать, что жизнь князя Владимира до обращения ко Христу представляла собой настоящий апофеоз зла.
Братоубийство
После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.
Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка.
К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось.
Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.
Реформы
Но это будет потом. А пока языческий князь развивал бурную деятельность: укреплял, как сказали бы теперь, вертикаль власти, вел завоевательные походы, облагал данью всё новые и новые земли. Одной из важных составляющих реформ князя была масштабная религиозная реформа.
Князь Владимир пытался поднять неразвитые языческие культы Руси до уровня официальной религии Византийского двора. Киев и Новгород покрывались многочисленными капищами, у подножия которых лилась человеческая кровь. Одной из жертв языческого безумия князя стала христианская семья: Федор и его сын — отрок Иоанн.
Трудно поверить, что жребий пал на них случайно.
Но еще труднее поверить, что в свирепом и жестоком человеке, каким предстает Владимир до крещения, шла напряженная внутренняя работа, велся духовный поиск, тайна которого так и не была нам открыта.
Вот как пишет об обращении князя митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына».
Корсунская и другие легенды
В это время в Византии бушевала кровопролитная гражданская война: законный правитель империи ромеев Василий II вел беспощадную борьбу с узурпатором Вардой Фокой. Император был в отчаянном положении. Свою последнюю надежду он возложил на военно-политический союз с варварским князем из земли русов. Надежды императора оправдались.
В битве при Хрисополисе (988 г.) с участием русов он одержал над Вардой решительную победу. Цена, которую потребовал князь Владимир за военную помощь, была запредельна — брак с сестрой императора Анной. Понятно, что такое требование было осуществимо только при условии личного крещения князя и христианизации Руси.
Впрочем, некоторые ученые практически не сомневаются в том, что крещение князя Владимира состоялось несколько раньше этих событий — в 987 году. В таком случае багрянородный император обратился за помощью уже не к язычнику, а к христианскому государю.
Торжественное крещение киевлян состоялось в 988 году: горожане приходили креститься семьями, а после крещения деревянный безгласый идол Перуна поплыл по волнам Днепра.
В 989 году христианский князь осадил и взял приступом город Корсунь (Херсонес). Как могло такое случиться? Летописный рассказ о крещении князя в Корсуни плохо согласуется с другими историческими свидетельствами. Вероятнее всего, этот поход был совершен с целью напомнить грекам об их обещании. После падения Херсонеса император Византии все-таки отдал свою сестру Анну в жены киевскому князю.
С тех пор жизнь Владимира, которого все знали как жестокого блудника и насильника, полностью переменилась.
На его примере мы лучше всего видим, что крещение — это смерть ветхого и рождение нового человека, а покаяние есть подлинная «перемена ума», которая влечет за собой перемену всей жизни: циничный и жестокий «конунг» — военный вождь — превращается в доброго и милосердного правителя, настоящее «Красное Солнышко».
Правление князя Владимира отмечено широкой благотворительной деятельностью, помощью малоимущим. Правитель Киевской Руси стремился в точности воплотить в жизнь евангельский закон любви — быть милостивым и к бедноте, и к людям, преступившим закон. Он очень тяготился необходимостью карать преступников, потребовалось даже увещевание Церкви, чтобы успокоить его чуткую совесть.
Огнем и мечом?
История крещения Руси таит в себе немало вопросов для историков, но широкую общественность, как правило, интересует только один: правда ли, что князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом»? И на этот вопрос историческая наука отвечает вполне однозначно: нет, неправда.
Сама фраза «огнем и мечом» появилась только в XVIII веке в приводимой историком В.Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Ученые полагают, что этот памятник очень поздний и вряд ли отражает реальное положение вещей. Подлинность его ставится под сомнение.
Но даже если предположить, что текст отражает реальное положение вещей, в нем мы видим как раз свидетельство о том, что новгородское противостояние было не правилом, а исключительным случаем — ведь только про новгородцев ходила в народе уничижительная поговорка: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня — огнем».
Никаких других свидетельств об этом конфликте ни в летописях, ни в археологических артефактах не сохранилось.
https://www.youtube.com/watch?v=K56SfOJ7G_E
Нужно также помнить, что христианизация Руси шла не только «сверху», но и «снизу». На Руси и до князя Владимира возводились храмы, некоторые князья приняли крещение еще до него. Христианкой была святая равноапостольная княгиня Ольга. Так что смена веры не стала шоком для подданных святого князя.
Широкомасштабная просветительская деятельность святого равноапостольного князя Владимира сделала Киевскую Русь одним из самых динамично развивающихся христианских государств средневековой Европы. Его судьбоносный выбор на многие столетия вперед определил вектор развития нашего Отечества.
Газета «Православная вера» № 14 (586)
Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/knyaz-vladimir-legenda-i-byl
История России — тема 3
В VII — X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:
- Сварог бог неба
- Дажьбог бог Солнца
- Стрибог бог ветра
- Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
- Велес бог скота и покровитель пастухов
- Ярила бог весны (или Солнца)
- Купала бог лета
- Мокошь богиня женского рукоделия
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам.
Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
2. Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
- Перун Хорс (солнечный конь)
- Дажьбог Мокошь
- Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением.
К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.
Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
3. «Выбор веры»
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI — XII вв.)
Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне — в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя.
Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.
5. Распространение христианства на Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес — Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.
Сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.
6. Значение принятия христианства
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
На что следует обратить внимание при ответе:
- Особенности славянского язычества, отличия его от античного.
- Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного пантеона требовало времени, а давление монотеистических представлений усиливалось.
- Легендарный характер рассказа о выборе веры князем Владимиром.
- Упорное сопротивление новой религии на севере страны, удаленном от Византии.
- Значение христианства для культуры и морали, усиления авторитета княжеской власти, становления древнерусской народности, международного положения Киевской Руси.
Источник: http://www.1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap3.htm
Почему Владимир принял крещение в Херсонесе? »
О крещении князя Владимира ходят легенды, и даже авторитетные историки, посвятившие жизнь изучению этого периода, спорят между собой о деталях, пожалуй, одного из важнейших событий в истории России. Некоторых дотошных исследователей смущают не только расхождения в летописях относительно года крещения, их волнуют главные вопросы — место, где это произошло, и почему. Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» решил провести собственное расследование.
За историю Руси Ломоносов подрался с Миллером
Согласно официальной версии, князь Владимир Святославич принял крещение в Херсонесе в 988 году н. э.
При этом главный «датировщик», на который ссылается большинство историков — это Повесть временных лет, отсылающая нас к 6496 году «от сотворения мира», то есть к 988 году по современному летосчислению.
А вот большинство византийских источников указывают 987 год, когда Константинополь заключил с Русью союз, испугавшись завоевания Царьграда (Константинополя) после завладения русскими Корсуни (Херсонеса Таврического).
Называются и другие даты. Ряд авторов считают вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в 860-х годах, вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым крещением Руси.
А, например, математики РАН Николай Фоменко и Глеб Носовский, ссылаясь на Тверскую летопись 1534 года и на иконы Христа, на которых указан 6878 год от Адама, демонстрируют, что крещение Руси произошло в 1369 году, то есть почти на 400 лет позже. К слову, и рождение Христа они привязывают к XI веку.
Арабский же писатель и историк XI века Аль-Бекри в своих трудах заявляет, что «русы приняли христианство в IV веке нашей эры».
А человеком, который распространил его на славянские земли, был якобы Бус Белояр, правитель Русколании — государства, существовавшего, по легенде, ещё до Киевской Руси и занимавшего территорию от Днепра до Северного Кавказа.
Алексей Евтошенко, кавказовед:
«Григорий Просветитель, креститель Армении, когда встретился с царём Тиридатом, назвал его царём алан и русов, а это начало IV века. О каком царе русов может идти речь, если Киевской Руси, или Руси на Днепре, тогда ещё не существовало?»
Впрочем, современные историки отрицают подлинность Велесовой книги, единственного сохранившегося письменного источника, подтверждающего существование Русколании.
Хотя не секрет, что за переписывание русской истории и, в частности, отрицание существования праславянской государственности Михаил Ломоносов сломал немцу Миллеру нос
Каменные колонны церкви в Корсуни
И всё-таки основная интрига заключается в том, что исследователи продолжают спорить, в каком городе на самом деле Владимир принял крещение. Официальная версия гласит, что произошло это в Корсуни — так на Руси называли греческий Херсонес.
«Крестился Владимир в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в Корсуни, посреди города, где собираются корсуняне на торг», — рассказывает Нестор в своей Повести временных лет в начале XII века.
Те же, кто считает этот источник более поздней фальсификацией, заявляют: дескать, некоторые источники указывают на 987 год крещения Владимира, а в это время он находился в Киеве. В качестве потенциального места крещения приводят городок Василев, недалеко от столицы, где обнаружили остатки некой деревянной церквушки.
Впрочем, версия эта слаба: нет никаких достоверных подтверждений, да и на всех древних фресках и картинах Владимир изображён в купели на фоне каменных стен, колонн и арок. Именно такие когда-то возвышались в Херсонесе Таврическом. Сейчас на этом месте стоит беседка с памятной надписью о важнейшем в истории событии.
Однако греческий Херсонес, выбранный местом для крещения, вызывает недоумение: почему веру, которую Владимир собирался ввести в стране в качестве государственной религии, нужно было принимать на греческой территории?
Крым передавался русам за военную помощь
Известно, что принятие Русью христианства было условием со стороны Византии в обмен на руку и сердце царевны Анны. Однако ведь именно византийский император Василий II попросил военной помощи у Владимира Красно Солнышко для борьбы с самопровозглашённым царём Вардой Фокой.
Так что условия Василию II должен был ставить Владимир, а не наоборот. Какими же могли быть условия? Разумеется, Владимиру Святославичу, собиравшемуся сплотить и помирить разрозненные русские земли, было выгодно принять новую религию как объединяющий фактор.
Но византийский император об этом не знал.
Виктор Грицков, писатель-историк:
«Летом 988 года русы разгромили осаждавшую Константинополь армию мятежников Был достигнут вынужденный для империи компромисс, в соответствии с которым отложившийся Крым передавался русам в качестве компенсации за оказанную военную помощь.
Но этот дар предстояло заполучить в бою.
Поэтому рядовые участники крымского похода и поздние летописцы воспринимали осаду Корсуня как войну с византийцами, а наиболее информированные — как месть за коварство греков, подсунувших их повелителю ложную сестру императоров».
Речь идёт о том, что Василий II, не желая православную царевну выдавать замуж за язычника, изначально сосватал его с лже-Анной.
Если верить этому исследованию, то христианство Владимир принимал в русской Корсуни, причём такая важная церемония, по всей видимости, была проведена в Херсонесе, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: Крым отныне принадлежит новой православной Руси, наследнице Второго Рима.
Столица Руси в Севастополе
Есть и ещё более смелая версия, отвечающая на вопрос, почему Владимир принял крещение именно в Херсонесе. Согласно ей, именно в Крыму находилась столица Древней Руси.
Виктор Спильный, исследователь:
«Древний город Киев-в-Инкермане был найден мною 9 мая 1997 года благодаря изображению на древней миниатюре из летописи владимирских князей, сохранённой для истории литовским вельможей — воеводой Николой Радзивиллом. На древней русской миниатюре из летописи владимирских князей изображены первые князья Русской земли в Киеве-в-Инкермане. А именно Кий, Щек и Хорив изображены восседающими на Киевских горах с видом на севастопольскую Северную бухту».
Правда это или вымысел, историкам ещё предстоит разобраться. Но удивительно, почему никто не придаёт значения любопытной формулировке в Повести временных лет, на которую все так настойчиво ссылаются.
Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда «начала называться Русская земля, а Русь впервые появилась в Царьграде». Известно, что Царьград, он же Константинополь, периодически переходил из рук Византии в руки Древней Руси.
Но каким образом, не владея ключевыми портами Северного Причерноморья, можно было претендовать на Босфорский пролив и выход в Средиземное море?
Источник: http://ktelegraf.com.ru/5513-pochemu-vladimir-prinyal-kreshhenie-v-xersonese.html