Сколько пальцев креститься

Стоит ли православному креститься при виде храма: мнение церкви — Русь Матушка

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Троеперстие – это способ креститься у православных. Нужно изначально верно складывать пальчики и в нужном направлении совершать движения ладонью.

Инструкция:

  • Сложите вместе большой, средний и указательный пальчики
  • При этом безымянный пальчик и мизинчик прижмите к ладошке
  • Теперь прижмите ладонь к лобной кости и опустите чуть выше пупка
  • Далее, перемещайте троеперстие справа налево Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Изначально крестились только двумя пальцами, но все поменялось в 13 веке. В 17 веке троеперстие было задокументированно. Хотя на некоторых старинных иконах можно увидеть два пальца.

Три пальчика означают Святую Троицу. Это Отец, Сын и святой дух. Именно три зажатых пальца показывают почтение к Троице. При этом безымянный и мизинец, прижаты к ладони. Эти пальчики означают Божескую благодать и просят Господа помочь.

Креститься нужно не спеша, правильно выводя движения. Считается, что тот кто спешит, может накликать на себя буду. Такому халатному отношению бесы радуются.

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Что нужно говорить, когда крестишься?

Это некий ритуал, который поможет вам очиститься. Ведь когда прикасаешься ко лбу, очищаешь голову, потом внутренние органы и все тело.

Слова и порядок произношения:

  • Прикладывая троеперстие колбу, говорим: «Во имя Отца»
  • Затем опускаем руку к животу: «И Сына»
  • Перекрещиваем правое и левое плечо, проговариваем: «И Святого Духа»

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

При вхождении в храм, необходимо стоять лицом к входу и перекреститься один раз, произнеся нужные слова. После этого осуществляется достаточно низкий поклон. Снова нужно перекреститься и поклониться и еще раз. Таким образом, вы креститесь и поклоняетесь трижды.

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

Как правильно и сколько раз креститься в церкви перед иконой?

Перед иконой стоит креститься один раз, только подойдя к ней. После этого ставится свеча и произносится молитва.

Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Это достаточно сложно, так как существует масса правил. Если вы нечасто бываете в храме, то креститься стоит тогда, когда это делают священнослужители. Много внимания стоит уделить поклонению.

Существует два вида поклонов:

Поясной поклон используется обычно после молитв. Самая большая часть земных поклонов делается во время Великого Поста. Земной поклон означает падение человека во грехе, а потом восстание, это своеобразное прощение грешника по великой милости Господа.

Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Когда нужно креститься во время молитвы дома?

Обычно молитва произносится перед иконами. Как только вы встали перед иконой, перекреститесь. После этого прочтите молитву и снова перекреститесь. Обязательно осуществите малый поклон.

Когда нужно креститься во время молитвы дома?

Как правильно креститься православным христианам перед входом на кладбище?

Вообще сразу при входе на кладбище стоит перекреститься трижды. После того как будете уходить, снова перекреститесь трижды. Этот ритуал проделывается, чтобы попросить Господа о слухе. Таким образом, умершие могут слышать, что вы им говорите.

Зачем крестятся и как правильно креститься на могиле усопшего?

Необходимо прийти к могиле и читать усиленную молитву. Стоит попросить прощения у усопшего. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Далее, приберите на могиле и вспомните хорошими словами усопшего. Не нужно пить на могиле и оставлять водку с хлебом. Это пережитки язычничества.

Кроме того, из-за таких «гостинцев», бездомные часто топчутся на могиле и тревожат усопшего. Сейчас никто не оставляет такие «гостинцы». Касательно конфет и печенья в поминальные дни, то их тоже лучше раздать знакомым и попросить помянуть.

Если вы оставите пакет на могиле, то там будут топтаться бездомные.

Зачем крестятся и как правильно креститься на могиле усопшего?

Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Процедура простая. Необходимо трижды окунуться в воду и перекреститься. После этого произносится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Погружение осуществляется с головой. Не стоит надевать купальник, лучше всего это делать в сорочке. Считается, что выставлять свои телеса нехорошо.

Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Нужно ли креститься, проходя, проезжая мимо церкви, храма?

Да, проходя или проезжая мимо церкви, обязательно стоит креститься. Таким образом, вы показываете свою веру.

Зачем люди крестятся на перекрестке?

С перекрестками связано много поверий и различных примет. Именно в этих местах маги оставляют свои вещи. Соответственно на перекрестках ничего нельзя подбирать. Чтобы не накликать на себя беду, верующие часто крестятся на перекрестках. Но это вовсе необязательно.

Зачем люди крестятся на перекрестке?

Можно ли креститься сидя?

В церкви спокойно относятся к старикам и немощным. Их не заставляют стоять во время службы. Если у вас проблемы со здоровьем, то можно сидеть во время службы и крестится не вставая. Но все же, вы показываете свое повиновение Христу, когда стоите всю службу.

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Да, главное что внутри вас есть Вера. Поэтому можно и не креститься, но верить в Бога. Но все же, принято считать, что верующий человек должен посещать церковь и креститься.

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Как видите, лучше быть верующим и молиться по-своему, нежели ходить в церковь и совершать все на автомате. Вера должна жить внутри вас.

Ксения созерцатель Ксения созерцатель

Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/stoit-li-pravoslavnomu-krestitsya-pri-vide-hrama-mnenie-tserkvi.html

Как правильно креститься православным христианам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Человек, приближенный к Господу, постоянно совершает один и тот же ритуал, но не задумывается о его значении. Находясь в церкви или дома, все верующие крестятся, но мало кто знает, как правильно креститься православным христианам.  Прежде чем рассказать о правилах крещения, следует немного вспомнить историю и выяснить, откуда взялась эта традиция и что она обозначает.

Как правильно креститься, историческая справка

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался  определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Миро от мощей святого Николая Чудотворца

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви, основные правила

Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:

  1. креститься нужно тремя пальцами;
  2. три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  3. мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  4. прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  5. затем опускаются к животу: «И Сына»;
  6. перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Дивеевский монастырь

Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-xristianam/

Крестное знамение

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

 К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».

О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.

Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.

Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).

Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.

Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно брать с собой на венчание

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.

В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).

Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.

Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.

Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Как правильно креститься в церкви перед иконой

Оказавшись внутри таких православных мест, как храмы, соборы и монастыри, религиозно верующие люди с почтением начинают совершать различные ритуальные обряды. Однако их условия выполнения и последовательный порядок действий, который должен соблюдаться в соответствие с главными религиозными канонами, может быть знаком не каждому человеку.

Правила крещения

Данный ритуал предполагает осуществление телесного движения правой рукой, которое необходимо совершать в строгой последовательности.  Во время крещения, верующий условно изображает на себе крест, на котором был распят Иисус Христос. Именно он является священным  и чудотворным знамением.

  И для того, чтобы людям, которые пришли в религиозное место за помощью, удалось привлечь к своему вниманию Божественную Благодать, им необходимо научиться правильно креститься в церкви перед иконой. Данный навык прост в освоении и не требует каких-либо сложных технических и  координационных элементов.

Он включает в себя следующие действия:

Сложение пальцев. Три основных пальца правой руки, а именно: большой, безымянный и указательный, необходимо заранее сложить в один пучок. Такое обозначение символизирует о неразделимой вере в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Далее, сложенные вместе три пальца, олицетворяющие Троицу следует приложить по очередь, к четырем основным частям тела. Сначала они касаются лба, затем живота, и после этого, переходят с правого плеча на левое.  Данное движение нужно выполнить три раза

Во время крещения, очень важно мысленно стараться повторять священную фразу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.»

После завершения крещения, верующий делает поклон перед иконой.

Правильное крещение православных перед иконой в церкви необходимо соблюдать всегда.

Оно должно использоваться в ряде случаев:

  • перед началом чтения молитвы и после её окончания;
  • находясь у входа в церковный храм;
  • для того, чтобы чистить свою душу от имеющихся грехов;
  • в любой момент времени, когда человеку требуется особая помощь.

Особенности молитвы

Православные верующие воспринимают молитву как условный мост, позволяющий соединить два мира: земной и духовный.

Именно во время её прочтения, между верующими  и Богом устанавливается связь, во время которой душа человека оказывается полностью услышанной.

Стоя перед иконой, православные христиане молятся  о помощи, прося Бога оказать всяческую поддержку и благополучие в текущих сложных ситуациях. Также, во время молитвы перед иконой, люди могут покаются о различных противоправных или каких-либо других грешных поступков, которые оказались совершенными в определенный промежуток времени.

Таким образом, молитвы пред иконами Божией Матери и другими религиозными святынями, условно подразделяются на следующие виды:

  • хвалебные;
  • благодарственные;
  • покаянные;
  • прощения.

Для того, чтобы правильно молиться дома перед иконой верующему необходимо заранее подготовиться.

Если молитву сложно осуществлять по памяти, то в качестве подсказки, можно использовать молитвуслов.  Во время  молитвы очень важно, чтобы каждое прочитанное слово было хорошо понятным и пропущенным сквозь своё внутреннее состояние.

Перед началом молитвы и после её завершения обязательно следует использовать крестное знамение.

Если дома отсутствуют православные иконы, проводить религиозный ритуал можно также перед окном или любым определенным местом, представляя при этом образ святыни.

Молитва перед иконой в церкви, может быть коллективной или же индивидуальной. Первый вариант предполагает осуществление данного религиозного ритуала совместно с группой людей, которая в точности повторяет слова молитвы за батюшкой. При индивидуальной молитве, верующий произносит в слух или про себя слова, находясь прямо перед выбранной им иконой.

Осуществлять молитву в церквях следует только стоя. Запрещается опускаться на колени.

Необходимо помнить, что для каждого священного образа, которые удалось изобразить иконописцами, существует своя отдельная молитва. Особенно это касается молитв 45 иконам богородицы.

Смысл молитв

Прочтение молитв имеет очень важное значение для нормализации человеческой психики и духовного развития в целом.

Она помогает снять стресс, успокоить свои нервы, очистить душу и настроиться на позитивный лад.

Одна из самых старинных и распространенных молитв, которая знакома многим верующим, называется  Отче наш. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoy/

Как правильно креститься?

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления, совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Символика крестного знамени

В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение. И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

Как правильно креститься

Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони.

Такое положение пальцев не случайно — оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе — это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой).

Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа — он одновременно и Бог, и человек.

Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

О Господе Иисусе Христе:

Историческая справка

Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу — основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

Где и как правильно использовать крестное знамение

Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

Крестное знамение

Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

О молитве:

Существует благочестивая практика осенять себя крестным знамением, проходя мимо православного храма. Таким образом человек открыто исповедует свою веру и показывает себя христианином между людьми.

Молясь дома, положено крестится в начале и конце каждой молитвы. В сложных обстоятельствах, опасности, любом бедственном положении крестное знамение, совершенное с верой и упованием на помощь Божью, может творить чудеса. Православная церковь учит, что крест — наиболее сильное орудие против злых сил. Налагаемый с крепкой верой, он отгоняет от человека злых духов и лишает их всякой власти. Поэтому каждый верующий человек должен стараться прибегать к такой помощи как можно чаще.

о том, как правильно креститься

Мар 9, 2019 11:02 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravilno-krestitsya.html

Старообрядческое крестное знамение

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
 

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.).

Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св.

Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку).

Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Двуперстие

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
 

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Источник: https://ruvera.ru/krestnoe_znamenie

Как правильно креститься

Способ, который православные христиане крестятся сегодня прошел длительное формирование. Первое время принято было креститься одним пальцем, прикасаясь ко лбу, груди и губам. После того, как сформировалась православная ветвь, перекрещивать стали лоб, левое и правое плечо, пуп. Позже, и эта традиция претерпела некоторые изменения и пуп заменили на грудь, ведь сердце находится именно в этой части тела. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда отмечают праздник Николая Чудотворца

Креститься тремя пальцами стали лишь после 1656 года, а спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься: справа налево или наоборот

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. Именно правая сторона человека, по приданию, является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него класть так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви

  • креститься нужно тремя пальцами;
  • три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  • мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  • прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  • затем опускаются к животу: «И Сына»;
  • перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания.

Это очень значимый ритуал, поэтому прежде чем его осуществлять, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Источник: https://podrobnosti.ua/2252319-kak-pravilno-krestitsja.html

Просто о православии: Сколько ангелов приходится на каждого человека?

Неоднократно я слышал фразу «в крещении человеку даётся Ангел-Хранитель». А свидетельство о Крещении – это, как видно, накладная о его выдаче. О «выдаче» Ангела-Хранителя мы поговорим позже, а я пока озвучу краткую формальную часть.

Бухгалтерия религиозного опыта

В богословии Православной Церкви ангелология не является объектом догматического учения. У нас нет догматических оросов, касающихся мира ангельского. Это важный момент.

Догматы Церкви – истины Откровения Бога о Себе, мире и человеке, которые необходимы для нашего спасения. Всё остальное относится к той области, которая называется «не вашего ума дело».

Это и многочисленные вопросы о сложной устроенности Промысла Божия, и тайны мира ангельского, и происхождение души человека, и ее послесмертие, и многое-многое другое.

Но поскольку мы с вами похожи на маленьких детей, которые везде, куда их не просят, тыкают пальцем и спрашивают: «А это стё?», – то прежде чем рассмотреть с нравственно-богословской точки зрения «выдачу» Ангела на Крещении, я дам краткое резюме по сути вопроса.

Мы не знаем:

– когда и как созданы ангелы,
– их природы, количества (статичное оно или изменчивое).

НЕМНОГОЕ, ЧТО МЫ «ЗНАЕМ» ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ:

  • Ангел – это личностное творение Бога, имеющее соотношение с координатами времени, пространства, с относительной духовностью и бестелесностью.
  • Ангельский мир имеет некое иерархическое устройство.
  • В их миссию входит служение Богу и творению, сути которого мы не понимаем. В догматическом учении о Боге как Творце и Промыслителе мира существование мира ангельского не является необходимостью.

Но мы видим, что ангелы участвуют в разрушении Содома и Гоморры (Быт. 19, 1-13), в освобождении Петра из темницы (Деян. 12, 7-11), они являются хранителями народов (кн. пророка Даниила) и Церквей (Откр.

 1), а также частных лиц (Мф. 18, 10, Деян. 12, 12-15).

О том, в какой момент дается Ангел-Хранитель, есть несколько богословских мнений.

Наиболее распространенное – при крещении. Касательно некрещеных людей в книге Товит мы видим, что ангел может быть приставлен к человеку для исполнения той или иной миссии.

О «накладной» на ангела

Когда я проводил беседы с людьми, которые собираются крестить своих детей, одним из мотивов крещения, которые мне часто приходилось слышать, было то, что теперь у дитя будет Ангел-Хранитель. В процессе беседы я видел, что в воображении крестных мам и пап рисовалась такая картина.

Генерал Михаил (Архангел) вызывает к себе рядового светлого духа, вручает ему мобилизационное предписание и отправляет на служение Ваське, которого только-только вытащили с крещальной купели. Дух, вооружившись всеми средствами нападения и обороны, денно и нощно несет служение охранника Васьки, пока тот не отправится с ним в последнюю дорогу на кладбище. И сколько бы и как бы Васька ни жил, никуда теперь этому духу от него не деться, нужно будет над ним постоянно бдеть.

Есть у меня богословское мнение, что эта картина может быть в реальности совершенно иной. Чтобы она получилась выпуклее и яснее, я приведу такое сравнение.

Чем мир, который видит и ощущает человек, отличается от мира, который ощущает дождевой червяк? Он отличается благодаря наличию у нас органов чувств, через которые мы получаем информацию об окружающей среде. У червяка таких органов чувств два: он может чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы. У человека органов чувств пять – немного больше.

Но насколько разительна разница между миром, в котором живет человек, и миром, который чувствует вокруг себя червяк. А теперь представьте, что есть существо, у которого чувств восприятия мира не пять, а полторы тысячи, к примеру? Отдаленно это можно представить, отталкиваясь от обратного. Закройте большими пальцами уши, указательными прижмите ноздри, закройте крепко глаза и дышите ртом.

А теперь представьте, что вы вот таким родились и так проживете свою жизнь. Можете понять, что вы потеряли?

Ангел видит все творение совершенно иначе, чем мы с вами. Например, достоверно известно из Священного Предания, что он слышит запах, который исходит от человека. Не тот, который чуют собаки, а тот, которым пахнет или воняет человеческая душа.

Не только тело имеет запах, но и душа источает духовное злосмрадие или благоухание. Так же, как гниение тела источает вокруг себя трупный запах, и душа смердит, когда метастазы греха начинают разлагать ее сущность.

Святые отцы видели, как Ангел-Хранитель не может подойти к такому человеку и лишь издали оплакивает его участь.

Если мир ангельский сравнить с пчелами, а мир демонический – с мухами, то можно с уверенностью сказать, что на такую воняющую грехами душу будут прилетать мухи, потому что эта вонь – среда, дающая им жизнь.

Когда такие разлагающиеся души взаимодействуют друг с другом, то в результате получается дух мира, который является антиподом Духа Божьего. Мухи варят из него себе суп и питаются им. Название супов может быть разным.

Есть революционные супы: «Великая Октябрьская» или «Французская» или «революция гидности».

Есть супы геноцидов, тоталитарные. Думаю, что среди бесовских гурманов ценится и супчик «демократии и толерантности», «гламур», «гомофобия» и прочие.

Но суть не в этом. Суть в том, что Ангел-Хранитель присутствует в жизни человека не по факту его крещения, а по факту интегрированности этой души в благодать Божию. Если в душе человека есть нектар благодати и добродетельной жизни, то там будут и пчелы светлого духовного мира. Если нет, то там будут жужжать мухи мира бесовского и оставлять в нем свои личинки.

Источник: http://blaginform.ru/prosto-o-pravoslavii-skolko-angelov-prixoditsya-na-kazhdogo-cheloveka/

Как правильно креститься, с какой стороны в церкви и дома

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя самыми многочисленными религиозными вероисповеданиями христианства – православием и католицизмом – становится ясно, в каком случае и какой рукой люди крестятся справа налево, а в каком слева направо.

Крестное знамение – что означает

Крестное знамение – жест, представляющий собой изображение креста движением рук и совершаемый во время и после молитвы дома, в церкви, а также перед входом в храм или выходом из него, кроме того, во время проходящего богослужения.

Для всех верующих крестное знамение имеет огромное значение, по своей сути, перекрестившись, каждый христианин выражает веру в Иисуса Христа, любовь к Богу, благодарность Всевышнему, принесшего себя в жертву за грехи наши, пострадавшего на кресте и принявшего на себя распятие и смерть.

Как крестятся православные

Запомните какой рукой и как крестятся православные — справа налево и тремя сложенными пальцами правой руки.

Правильно креститься православным следует уже на входе в церковь. Делать это нужно три раза, завершая каждое наложение креста земным поклоном, тем самым прославляя Иисуса, заявляя о вере в Христа, в его божественное и человеческое начало.

  1. Перед крестным знамением указательный, большой и средний пальцы складывают вместе, символизируя этим жестом Святую Троицу, то есть православные христиане крестятся правой рукой тремя сложенными пальцами.
  2. Мизинец и безымянный палец сгибают к ладони.
  3. Сначала, три сложенных пальца подносят ко лбу, освящая ум и произнося слова: «Во имя Отца».
  4. Затем пальцами спускаются к животу, освящая сердце и чувства, вместе с тем проговаривая: «И Сына».
  5. После этого перемещают руку на правое плечо, а затем переносят на левое, освящая телесные силы и в заключении произнося: «И святого духа».

Кроме этого, существует и другое толкование крестного знамения, в котором лоб символизирует небеса, живот это земля, а плечи – Святой Дух.

Почему правильно креститься справа налево

Правое плечо в православии символично считается раем – местом спасенных душ с ангелами, а левое плечо символизирует ад – место умерших грешников и демонов.

Когда православный христианин перекрещивается, он молит у Господа Всемогущего зачислить его к месту спасенных и избавить от участи погибающих грешников.

Таким образом, каждый верующий человек пытается защитить себя, читая молитвы и обращаясь за помощью к Богу, – по этой причине православным правильно креститься справа налево. Крестное знамение руки справа налево трактуется, как победа божественного над дьявольским.

Как крестятся католики

Католики крестятся слева направо, несмотря на то, что правое плечо в католицизме точно так же, как и в православии, символизирует рай и спасение, а левое чистилище и погибель.

У католиков перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению. Знамение связано с символикой самого Креста, на котором был распят Иисус, ведь он своей смертью перевел человечество от пропасти к спасению.

Теперь вы знаете, как правильно креститься в церкви и дома, а также о толковании крестного знамения, и почему православные христиане крестятся справа налево, а католики перекрещиваются слева направо.

Однако не забывайте – креститься нужно не только правильно, но от чистого сердца, выражая тем самым свою признательность Господу.

Источник: https://razgadamus.ru/kak-pravilno-krestitsya.html

Как правильно креститься в церкви перед иконой — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

31.10.2019

Церковные таинства всегда возвышенны и символичны. И неудивительно – ведь они призваны очистить душу от ежедневной суеты и сиюминутных проблем, приблизить человека к Господу, напомнить верующим о великой жертве Спасителя, принявшего смерть ради спасения рода людского.

Однако священнодействия обладают подобной силой лишь тогда, когда они выполняются с благоговением и трепетом, а также в соответствии со всеми церковными канонами.

Даже самый простой сакральный акт не может превращаться в рутинную и привычную процедуру, совершаемую почти механично – он должен быть осмысленным и прочувствованным.

Этому научит Вас наша статья – в ней рассказано, как правильно креститься православным христианам и творить молитву!

Божественные славословия – история, виды, особенности

Каждый христианин обязан стремиться к максимально полному единению с Богом, и лучшим подспорьем в этом является молитва. Катехизис называет её «возношением ума и сердца к Творцу».

Кроме того, произнося икосы, тропари и кондаки, человек ощущает близость не только со Спасителем, но и с другими членами церкви – небесными (апостолами, подвижниками и мучениками) и земными (патриархами, митрополитами, архиереями, настоятелем прихода и его паствой).

Таким образом молитвенная связь пронизывает пространство и время, позволяя почувствовать милосердную поддержку и защиту высших сил.

Молитвы очень разнообразны. Они бывают хвалебными (то есть воспевают Творца и его непостижимый промысел), благодарственными, покаянными, просительными. Человек может взывать к Господу, умоляя об избавлении от соблазнов, даровании духовных и земных благ, указании правильного пути, исцелении болезней, разрешении личностных либо профессиональных проблем.

В православии признают только уставные молитвы, написанные отцами церкви.

Считается, что Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца, Иоанна Златоуста и Василия Великого вдохновлял Святой Дух – именно благодаря божественному внушению им удалось выразить в словах кондаков и тропарей высочайшую любовь к Спасителю и преклонение перед Его волей. Поэтому те, кто внимательно и усердно читают составленные преподобными богословами тексты, обретают сердечный настрой, родственный их духовному горению.

Сборник молитв, или молитвослов, должен быть настольной книгой каждого христианина.

таких пособий разнится от выпуска к выпуску, но чаще всего в них входят утреннее и вечернее правила, акафисты Иисусу Христу, Деве Марии, архиепископу Мир Ликийских Николаю и ангелу-хранителю, канон покаянный и молебный ко святой Богородице, а также последование перед причастием. Что же являют собой эти тексты, подсказывающие Вам, как правильно молиться?

  • Акафист (от греческого «Ακάθιστος Ύμνος» – «неседальная песнь») – это хвалебный гимн, величающий Господа, Небесную Царицу, ангелов или святых. Его отличительная черта – хайретизмы, то есть ряд возгласов, начинающихся словом «Радуйся!». Кроме них, в подобную молитву входят 12 двойных песен – последовательно чередующиеся кондаки (в них кратко излагается история и значение восхваляемого события, мнение церкви об одной из Божьих тайн или догматические положения жития чтимого святого) и икосы (они более подробно раскрывают начатую в первой части тему).
  • Канон – это сложное произведение из многих строф, посвящённое какому-либо празднику, памяти мученика, Божьей Матери или Спасителю. Изначально в качестве канона применяли только девять Библейских песен, но после XVII ст. этот обычай изменился. Сейчас такие молитвы состоят из 9 частей, в каждой из которых есть ирмос (первая строфа, прославляющая священные лица либо Господни чудотворения) и 4-6 тропарей (краткое песнопение, описывающее символику праздника или призывающее Бога и Его посланников на помощь христианам). Как правило, в подобных текстах идёт речь о прощении грехов – «врачевании язв духовных».

Как совершать молитвенное правило в своём жилище – советы и рекомендации

Склоняясь перед Творцом, Вы не должны отдаваться посторонним мыслям и заботам. И если достичь такого сосредоточения в церкви просто – там ему способствует сама обстановка – то правильно молиться дома довольно трудно. Представленное здесь руководство поможет Вам в этом нелёгком деле!

Вы можете беседовать с Господом уединённо или же в присутствии всей семьи. Однако общая молитва считается более торжественной, поэтому она традиционно творится в начале праздничной трапезы. В остальное же время каждый домочадец обязан читать икосы и тропари в своей комнате, перед личной иконой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли есть жареную картошку во время поста

Приступая к молитвенному правилу, необходимо осенить себя крестным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов.

Те, кто по каким-либо причинам не способны этого сделать, должны просто постоять в тишине, ожидая, пока утихнут отвлечённые мысли и успокоятся эмоции.

Согласно учению Феофана Затворника, в сердце обращающегося к Творцу христианина могут присутствовать лишь вера, самоуничижение и благоговейный страх.

В наставлениях этого мудрого старца есть и советы по чтению молитв. Вот их краткая суть:

  1. в древности люди взывали к Богу, воспевая Ему хвалу. Поэтому и сейчас кондаки и тропари следует произносить степенно и как бы нараспев, а не спешно и невнятно. Это не только красиво звучит, но и позволяет вдуматься в каждое слово, воспроизвести в сознании соответствующую ему мысль и чувство;
  2. чтобы бороться с соблазном быстрого чтения, нужно полагать себе на молитвенное правило не определённое количество икосов и гимнов, а точный отрезок времени – 15 минут, полчаса или час, и не заботиться, сколько молитв Вы успеете произнести. Также избегайте соблазна постоянно посматривать на хронометр, постарайтесь вообще удалить его из поля зрения – тогда мысль не будет забегать вперёд;
  3. молитвослов стоит перечитывать не только утром или вечером, но и во всякую праздную минуту. Восстанавливая в памяти святые слова, обдумывая их значение и символику, Вы сможете более тонко и глубоко сопереживать описанным событиям, принимать их ближе к сердцу, избавитесь от равнодушия и формальности;
  4. нельзя творить молитвы без перерыва – обязательно оставьте время для личного воззвания к Господу. Это лучше делать в середине либо в конце правила, но можно и тогда, когда Вы ощутите потребность в подобном священнодействии.

Беседа с Иисусом Христом заканчивается благодарением Спасителю, сокрушением о своём несовершенстве и невнимательности, просьбой о покровительстве и заступничестве.

Но даже после этих слов нельзя сразу же переключаться на обыденные проблемы – сперва стоит постоять и поразмыслить о том, что Вы чувствовали, запечатлеть в душе эти эмоции и переживания.

Преподобный Никодим учит: «Не думай, что, совершив правило, ты избавился от обязательств к Богу Пред всяким делом необходимо испрашивать у Творца сил для следования Его воле».

Молитва по соглашению – что это?

В православной церкви так называют духовную практику, когда несколько людей исполняют одинаковые молитвенные правила в одно и то же время, хоть бы этих христиан и разделяли тысячи километров.

Подобным образом поступали в тех случаях, когда какой-то человек мучился от болезни, лишений, преследований, несправедливости или других жизненных трудностей, и чувствовал себя неспособным справиться с посланными Господом испытаниями. Тогда он находил единомышленников, которые принимали на себя подвиг молитвы за страдальца.

При этом, склоняясь перед иконами, люди просили не об абстрактном благополучии, а о вполне конкретных вещах – выздоровлении, приумножении средств, прекращении бытовых либо рабочих конфликтов.

Как выглядит такое священнодействие? Как правило, верующие договариваются о совместном чтении Псалтири, по одной кафизме в день. После этого люди произносят саму молитву, при необходимости добавляя к ней различные прошения. Кроме того, по соглашению можно изучать Евангелие, творить акафисты и каноны, заздравные и заупокойные гимны, в конце называя имя того человека, о душе которого пекутся.

Подобные молитвы приносят великую пользу. Но, чтобы избежать искушений при их чтении, следует предварительно взять благословение у священника – лучше, если это настоятель прихода.

Опишите ему ситуацию, в которой Вы оказались, назовите причины, что сподвигли Вас на совместную беседу с Господом, и не забудьте перечислить тех, кто будет помогать Вам в этом деле.

Если Ваш пастырь одобрил такое начинание, смело приступайте к чтению святых текстов!

Как правильно креститься в церкви и дома?

Ещё одно важное сакральное действие – крестное знамение. Совершая его, христианин уподобляет себя Распятию, на котором казнили Иисуса Христа, и подтверждает свою веру в Господа. А ещё этот жест олицетворяет божественное заступничество, очищает душу и напоминает о покаянии. К сожалению, далеко не всем известно, что символизирует и каким бывает этот ритуал.

Прежде всего, проследите за положением пальцев. Большой, указательный и средний должны быть сложены вместе и соприкасаться кончиками, а безымянный и мизинец – плотно прижиматься к ладони.

Троеперстное знамение воплощает нераздельное единство Святой Троицы, а остальные пальцы служат метафорическим изображением того, как Творец сошёл с небес на землю.

Кроме того, они напоминают о дуалистичной природе Спасителя – одновременно божественной и человеческой.

Совершая крестное знамение, христиане подносят руку ко лбу, символически освящая ум, а затем к чреву (область солнечного сплетения), чтобы осенить сердце, чувства и намерения.

А вот после этого многие теряются, не зная, как правильно креститься православным – справа налево или слева направо. В восточной традиции люди сначала прикасаются к плечу десницы (т.е.

правому) – считается, что тогда верующий приобщается непосредственно к Господней благодати. Кроме того, такое движение олицетворяет путь от греха к спасению и победу над дьяволом.

Крестясь, про себя либо вслух необходимо произносить основную христианскую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!». Она прославляет Творца, знаменует поклонение Ему и Его почитание, напоминает о том, что в жизни верующих нет других идолов и богов.

Делать поклон разрешается лишь после того, как Вы произнесли последнее слово молитвы. Это позволит Вам не совершить невольного кощунства – попирания наложенного на себя креста.

Все жесты должны быть спокойными и неспешными, не допускается размахивание руками, раскачивание из стороны в сторону, рывки либо резкие наклоны.

Вот как Иоанн Златоуст отозвался о тех, кто поступает подобным образом: «Тем неистовым маханием лишь бесы тешатся».

Крестное знамение везде и всегда сопровождает верующих. В частности, православные крестятся:

  • перед, после и во время молитвы;
  • входя и выходя из храма, а также во время богослужения;
  • склоняясь перед образами, Распятием, мощами и другими реликвиями;
  • перед и после трапезы;
  • ложась спать и просыпаясь;
  • начиная какое-либо дело или же заканчивая его;
  • выходя на улицу и входя в дом;
  • в знак благодарности за избавление от опасности, угрозы, конфликта;
  • крестным знамением также осеняют всё, с чем предстоит соприкоснуться – одежду, еду, лекарства;
  • добродетельные родители обязательно крестят своих детей, пока те не могут делать этого самостоятельно. Кроме того, крестное знамение является необходимой частью материнского или отцовского благословения.

Источник: https://simanskia.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoj.html

Какой рукой и как правильно креститься?

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, —  которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kakoy-rukoy-i-kak-pravilno-krestitsya/

Как вести себя в храме?

Фото Сергея ПЕРМИНА

В «ВН» от 16 ноября был опубликован довольно обширный материал о церковных таинствах. Но, как выяснилось из читательских откликов, публикации этой оказалось недостаточно для того, чтобы человеку, редко посещающему церковь, войдя в храм, не растеряться. В сегодняшнем выпуске мы попытаемся осветить небольшую часть основных правил поведения в православном храме.

Целлофановый мешок платочка не заменит

Первое, что делает православный человек, подошедший к дверям храма, — совершает крестное знамение (ударение на «а»). Крестится человек трижды и читает определённые краткие молитвы. Что читать в таком случае, написано в специальной литературе, тому же, кто этих молитв не знает, можно на первый случай перекреститься и без них.

В православии крестное знамение имеет большое значение, так как символизирует собой исповедование веры в распятого и воскресшего Христа. Совершается оно так: кончики первых трёх пальцев собираются вместе, знаменуя собой Святую Троицу, два остальных, означающих два естества Иисуса Христа (Божие и Человеческое), прижимаются к ладони.

Сложенные три пальца полагают на лоб, чтобы Бог освятил ум, после на нижнюю оконечность груди для освящения внутренних чувств, затем на правое и левое плечо для освящения дел рук человеческих, после чего совершается поклон. В последнее время довольно часто можно увидеть, как пришедшие в храм люди крестятся слева направо.

Это правило католическое, не православное.

Не следует креститься в варежках или перчатках, мужчины при совершении крестного знамения снимают головной убор. Снимают головной убор мужчины и в самом храме, женщины же, наоборот, должны голову покрыть.

Если быть точным, то, согласно Священному Писанию, головы должны быть покрыты только у замужних женщин, поэтому в протестантских христианских общинах, которые пытаются следовать евангельской букве, можно сразу определить, какая женщина замужем, а какая нет.

В традиции же русского православия все женщины, независимо от возраста и семейного положения, должны быть в храме в головном уборе. Более приемлемым считается платочек. Но это вовсе не означает, что женщине без платка на голове вход в православный храм воспрещён.

И поэтому лучше зайти в храм без платочка, нежели надевать на голову целлофановый мешок, как это зачастую практикуется. Войдя в храм, также положено трижды совершить крестное знамение. Когда человек покидает церковь, он трижды крестится перед выходом из храма и выйдя из него. Некоторые ещё крестятся перед храмовыми воротами, но это совсем не обязательно.

Сколько свечей ставить?

Вопрос, сколько свечей нужно приобрести, чтобы помянуть близких, пожалуй, самый распространённый. Ответ обычно такой: церковная свеча не только суть нашей молитвы, но и жертва на храм, поэтому в зависимости от желания можно поставить свечи за каждого близкого по отдельности, а можно и одну за всех, вот только за здравие и за упокой ставятся разные свечи.

Какую свечу вперёд ставить — за здравие или за упокой — значения не имеет. За упокой принято ставить на поминальный канун, а за здравие — к любой иконе.

В некоторых храмах в радостные пасхальные дни убирают поминальный канун, но это вовсе не означает, что в эти дни нельзя молиться об усопших близких, наоборот: с ними даже нужно поделиться пасхальной радостью, но свечи при этом, если в храме нет кануна, ставят к любой иконе.

Свечи возжигаются от других горящих свечей, не следует пользоваться спичками или зажигалкой. Нельзя зажигать свечи от горящей лампады: расплавленный воск или парафин быстро забивает лампадный поплавок, и лампада при этом гасится. Если поблизости нет горящих свечей, нужно обратиться к служащим храма.

Как прикладываться ко святыням

В традиционном христианстве принято не только ставить свечу и молиться перед иконой, но и прикладываться к ней (целовать святыню). Правила здесь такие: нужно дважды перекреститься, приложиться к иконе, затем ещё один раз перекреститься. В последние годы слово «прикладываться» стало пониматься слишком прямолинейно: повсеместно сложилось правило не только целовать святыню, но и прикладываться к ней лбом, причём иногда очень даже рьяно.

Откуда пошёл этот обычай, неизвестно. В приложении к «Часослову», изданному Московской Патриархией в 1991 году, в разделе «Как вести себя православному христианину в храме Божием», в частности, написано: «При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни». Как видно, здесь речь идёт только о поклонах и целовании, о прикладывании же лбом ничего не говорится.

Тем не менее обычай этот довольно распространен.

Литургия — дело общее

Прийти в храм, чтобы поставить молитвенную свечу и помянуть своих близких, — дело благостное и похвальное. Но всё это несравнимо с соборной молитвой за праздничным богослужением — Литургией.

Литургия с греческого означает общественное дело — все верующие, собравшиеся в храме, совершают общее делание: каются в своих прегрешениях, просят Божьей помощи в решении той или иной проблемы, поминают своих близких, как здравствующих, так и живущих, а главное — исповедуют свою веру в Христа, Которого и прославляют вместе с Его святыми.

А поскольку любое общественное делание должно совершаться слаженно, то отцами Церкви разработан Устав, который, в том числе, регламентирует и правила поведения за Литургией. Большинство из впервые пришедших в храм на богослужение с Уставом не знакомы, поэтому им обычно советуют брать пример с молящихся. И вот тут-то они теряются, так как зачастую не видят в поведении верующих никакой стройности и закономерности.

Согласно Уставу, в Православной Церкви существует несколько видов поклонов: просто поклон без крестного знамения, крестное знамение с поясным или земным поклонами. Земной же поклон в строго оговорённых Уставом случаях совершается так: человек становится на колени, касается лбом пола и тут же встаёт.

Именно встаёт, и именно тут же, а не лежит, распластавшись ниц, как это практикуют не в меру благочестивые миряне. Особенно странно это выглядит во время выноса Чаши перед Причастием. Вместо того чтобы, совершив земной поклон, встать и радостно взирать на Чашу с Телом и Кровью Христовыми, повторяя за священником слова молитвы, иногда весь храм падает ниц и не смеет поднять голову.

Один довольно известный в православной среде миссионер и публицист как-то заметил, что в такие моменты православная церковь напоминает храм совершенно другой религии, и задал вопрос, что же это за христиане такие, которые вместо радости встречи со Христом демонстрируют ужас? Это было простительно в евангельские времена, когда даже апостолы до конца не могли вместить в себя мысль о Боге, сошедшем на Землю, современным же христианам, просвещённым Евангельской вестью, так вести себя не подобает.

Некоторые авторы православных изданий, обсуждая подобные внешние отступления от установленных отцами Церкви правил, упрекают современных христиан в самоуничижении, которое, как известно, «паче гордыни». Автору же этих строк хочется за таких не в меру ревностных христиан заступиться. Скорее всего, такое происходит не от скрытой гордыни, а от незнания, которое, будем надеяться, исчезнет после прочтения этой статьи.

Источник: https://vn.ru/news-89794/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]