В рождество праздничные службы пройдут в семи храмах челнов (+ расписание)
Рождество Христово является одним из самых главных христианских праздников, официально его отмечают
Рождество Христово является одним из самых главных христианских праздников, официально его отмечают в тридцати четырех странах, население которых составляет более миллиарда человек, а всего в мире празднующих Рождество Христово в два раза больше. Недаром этот праздник называют «матерью всех праздников» и «зимней Пасхой».
В этом году сочельник праздника Рождества Христова приходится на субботу и в этом случае Устав предписывает совершать Царские часы в пятницу 5 января, сообщает протодиакон Дмитрий Половников. В этот день служение литургии не положено, исповеди и причащения не будет. В сам сочельник будет служиться литургия Иоанна Златоуста, а в день Рождества Христова — литургия Василия Великого.
Богослужения, посвященные Рождеству Христову, в этом году пройдут в семи православных храмах Набережных Челнов.
Свято-Вознесенский собор (Боровецкая церковь)
5 января
7.30 — Царские часы, Изобразительны
6 января. Навечерие Рождества Христова
7.30 — Акафист
8.00 — 3-й, 6-й часы, Литургия Иоанна Златоуста
9.30 — 9-й час, Великая Вечерня
16.30 — Великое повечерие, Лития, утреня с Полиелеем, 1-й час, Исповедь
23.30 — Акафист Рождеству Христову
7 января. Рождество Христово
0.00 — 3-й, 6-й часы, Литургия ранняя
8.30 — Акафист Рождеству Христову
9.00 — 3-й, 6-й часы, Литургия поздняя
10.30 — Праздничный молебен
16.30 — 9-й час, вечерня с Великим прокимном, утреня, 1-й час
В 12.00 в актовом зале подворья пройдет Рождественское представление с участием учеников воскресной школы «Радуга».
Приход Рождества Христова (Автозаводский проспект)
5 января
8.30 — Царские часы, Изобразительны
6 января. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
8.10 — Канон Пресвятой Богородице
8.30 — Литургия св. Иоанна Златоуста. Великая вечерня
16.30 — Исповедь
17.00 — Всенощное бдение, лития
23.15 — Акафист Рождеству Христову
23.30 — Исповедь
24.00 — Литургия свт. Василия Великого
7 января. Рождество Христово
8.15 — Акафист Пресвятой Богородице
8.30 — Исповедь
8.30 — Литургия свт. Василия Великого. Требы
17.00 — Вечернее богослужение
Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана (Орловская церковь)
5 января
8.00 — Царские часы, Изобразительны
6 января. Навечерие Рождества Христова
8.00 — Литургия св. Иоанна Златоуста. Великая вечерня
17.00 — Всенощное бдение
23.30 — Божественная литургия
7 января. Рождество Христово
9.00 — Божественная литургия
13 января в 14.00 в трапезной храма состоится Рождественский утренник для младшей группы воскресной школы «Орлята».
14 января в 11.30 в трапезной храма состоится праздничный утренник для средней и старшей групп школы.
Храм прп. Серафима Саровского (пос. ЗЯБ)
5 января
8.00 — Царские часы, Изобразительны
6 января. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
8.00 — Литургия св. Иоанна Златоуста. Великая вечерня
17.00 — Всенощное бдение, лития
23.30 — Часы. Божественная литургия (ранняя)
7 января. Рождество Христово
9.30 — Часы. Божественная литургия (поздняя)
17.00 — Великая вечерня с Великим прокимном
Храм Святителя Тихона (пос. Сидоровка)
5 января
8.30 — Царские часы, Изобразительны
6 января. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
8.30 — Царские часы, Вечерня, Литургия св. Иоанна Златоуста
17.00 — Всенощное бдение
23.00 — Часы. Божественная литургия св. Василия Великого
7 января. Рождество Христово
9.00 — Акафист Рождеству Христову. Молебен праздничный
Храм Великомученика Георгия Победоносца (новый город, ул. Раскольникова)
6 января
8.00 — Литургия св. Иоанна Златоуста. Великая вечерня
16.00 — Всенощное бдение
7 января. Рождество Христово
8.00 — Акафист Рождеству Христову. Часы. Божественная литургия. Требы
Приход Святителя Николая Чудотворца (пос. ГЭС, пересечение ул. Фрунзе и ул. Гагарина)
7 января. Рождество Христово
13.00 — Праздничный молебен
Источник: http://chelny-izvest.ru/news/city/56929-v-rozhdestvo-prazdnichnye-sluzhby-proydut-v-semi-khramakh-chelnov-raspisanie
Литургия Василия Великого. Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.
Отличия чина литургии
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек» перед возгласами «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»;
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.
Рис. 1. Порядок совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста в дни Рождества Христова или Крещения.И — литургия Иоанна Златоуста;В — литургия Василия Великого.Пустые клеточки подразумевают служение в эти дни литургии Иоанна Златоуста.
Уставные особенности
- В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
- в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
- в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня»;
- в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати».
- Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
- В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.
См. также: Богослужение навечерия
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/2964-liturgiya-vasiliya-velikogo/
Навечерие Рождества Христова — БРЯНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Канун праздника Рождества Христова – 6 января – называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВЕСТИ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК?
6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.
Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.
Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко.
– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?
Сочельник
Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении.
Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.
– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно.
Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда.
Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
– Как правило верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.
Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью.
И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.
– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?
Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.
– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются.
И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во ХристеЛюди боятся потерять молитвенный настрой..
Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники.
Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна.
Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес.5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стола, уйти раньше, сохранив духовную радость.
– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем.
Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»
Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.
– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.
Вечерняя служба в великие праздники этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
протоиерей Александр Ильяшенко
Источник: http://sobor-bryansk.pravorg.ru/navecherie-rozhdestva-xristova/