Православный обряд погребения
Погребение усопших по уставу православной церкви происходит на 3-й день после кончины человека. Обряды, совершаемые священнослужителями над телом христианина, обладают глубоким смыслом и основаны на догматах христианской веры. Они берут начало со времен апостолов Христа и первых последователей Мессии.
В Писании демонстрируется погребение Божьего Сына. Сначала совершалось омовение Его Тела, а после облачение в специальный наряд и положение в гроб. Подобные действия совершаются сегодня над каждым православным верующим.
Похороны в православии
Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.
Православие о смерти:
Православные похороны
Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.
В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.
Приготовление к погребению
Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.
- Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
- Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
- После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
- На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.Православные похороны
Погребение и его последовательность
- При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
- Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
- Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
- Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
- Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.
Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины.
Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.
Молитвы после омовения
Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.
О заупокойной молитве:
Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.
Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.
Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.
Псалтырь
Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.
Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.
Ритуалы в храме
За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.
- Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
- Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
- Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
- Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
Отпевание православным чином
- Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.
После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.
Собственно ритуал погребения
В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.
Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.
Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.
Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.
Поминовение
Церковь постоянно возносит молитвы о тех, кто прошел свой жизненный путь. Она также разрешает совершать частное поминовение, если у родных возникло благочестивое желание.
- На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель.
- На девятый день Церковь совершает молитвенные прошения и делает бескровные жертвы. Душе в течение 6 дней открываются красоты Рая, где она прославляет Бога, забывая о страданиях, которые были основаны на связи с телом. Однако грешники при виде наслаждений укоряют себя до той поры, пока не получают помилование.
- 40-дневный период, который предназначен для полноценного поминовения над усопшими. В течение этого времени Святая Церковь читает молитвы, просит особенной милости, приносит бескровные жертвы, смиренно испрашивает благодати для усопшего христианина. С 9 по 40 день душе показывают адские чертоги, где демонстрируются ужасные страдания грешников. Спустя 30 суток скитания по Геенне огненной она возвращается на поклонение и ждет, какое место ей определит Всевышний.
Православные традиции похорон и поминок показывают особенное отношение Церкви к каждой личности. Религия всячески заботится о чистоте и помиловании души, а усопшее тело проходит обряды омовения, облачения, отпевания и погребения.
Важно! Все эти ритуалы делаются с особенной тщательностью, чтобы подготовить умершего человека к встрече с Богом, которой определит его дальнейшую судьбу согласно прожитой жизни.
Отпевание и погребение по православному обычаю
Фев 1, 2019 14:32 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-pohorony.html
Как одеть покойника на похороны
Недавно в своем блоге я разместила статью о том, как организовать похороны близкого человека самостоятельно. После этого разные мои знакомые стали задавать мне вопросы по поводу тех нюансов, которые я подробно не прописала или вовсе опустила. В частности, они имели в виду, что я не рассказала об очень важной и щепетильной вещи. О том, как положено обряжать покойника для похорон, во что его одеть, обуть и так далее.
А ведь действительно, обо всем этом нужно иметь представление, чтобы случись беда, не оказаться в полнейшей растерянности. Моя подруга Ирина, которую, как вы помните, мне пришлось консультировать по поводу похорон ее сестры, именно растерялась.
Она совершенно не знала, какую одежду и обувь выбрать для покойницы, чтобы все вышло правильно и достойно. Хорошо еще, что у нее была возможность спросить обо всем у меня. Но ведь некоторым иногда и обратиться бывает не к кому.
Поэтому в своей очередной статье я решила рассказать о том, как правильно одеть умершего для совершения погребального обряда.
Наши бабушки и матери, по издавна сложившейся традиции, собирали для себя смертный узел, в котором до нужной поры хранилась необходимая для положения во гроб одежда. Таким образом, они фактически снимали со своих родственников ответственность за свой погребальный наряд. Да и выбирали его по собственному вкусу и разумению. Но сейчас этот обычай постепенно отмирает, уходит вместе со стариками.
А представители младших поколений не испытывают потребности заранее продумывать детали собственных похорон. Поэтому обо всем приходится заботиться оставшимся в живых. Конечно, в этом им могут помочь ритуальные фирмы, которые предлагают среди прочих аксессуаров и готовые костюмы для умерших. Но ведь далеко не всем хочется хоронить родных в казенной безликой одежде.
Многие считают своим святым долгом самостоятельно подобрать последний земной наряд для дорогого покойника. Каким же он должен быть?
Перво-наперво нужно убедиться в том, что все подготовленные вещи будут удобно надеваться на усопшего. Иначе их придется разрезать со спины. Разумеется, тело при взгляде на него со стороны даже в этом случае будет смотреться нормально, и никто ничего не заметит. Но лучше все же найти оптимальные варианты, и тогда вы будете уверены, что с одеждой все в порядке, она целая. Кроме того, все выбранное должно быть или новым, или чистым и отглаженным.
Погребальный костюм мужчины.
Если усопший мужчина был лицом гражданским, то погребальным платьем будет штатский костюм. Военных, полицейских или пожарных (то есть людей с воинским званием) хоронят в парадных мундирах. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы их похоронили во всех орденах и медалях. И волю мертвого в этом случае нужно обязательно исполнить.
Обычный мужской погребальный костюм, как правило, мало чем отличается от повседневной умеренно парадной одежды. Конечно, это нижнее белье (трусы и майка), носки, рубашка, пиджак и брюки. Желателен галстук.
Но иногда родственники не хотят его надевать на покойного из-за того, что при жизни он галстуков не любил. Брючный ремень тоже используют по желанию, тем более, что его вообще не видно. При выборе вещей лучше остановиться на тех, которые имеют спокойные неброские тона и классический крой.
Традиционная обувь – туфли или тапочки без твердой подошвы (особенно для пожилого человека).
Во что одевают женщину.
Здесь необходимы следующие вещи: нижнее белье, платок на голову, ночная сорочка, чулки, туфли или специальные тапочки, верхняя одежда и носовой платок. Чулки раньше выбирали только простые в резинку и надевали их без специального пояса, просто натягивали на ноги.
Теперь в обязательном порядке в них обряжают только пожилых женщин, для молодых можно выбрать и капрон, даже колготки теперь уже никого не шокируют. Верхняя одежда покойницы – это обычно однотонные (хотя бы не слишком яркие) платье или костюм с юбкой. Традиция требует, чтобы верх был с длинными рукавами.
А головной платок можно заменить легким шарфом или палантином: главное, чтобы волосы были прикрыты.
Если преждевременно умерла незамужняя девушка, одеждой для нее может стать светлое нарядное платье, а косынкой ее голову можно не прикрывать. У многих народов до сих пор сохранился обычай хоронить не успевшую выйти замуж девицу в подвенечном наряде: белоснежном платье, белых сапожках или туфлях.
То есть ее готовят к погребению, как невесту на свадьбу. Такой похоронный наряд часто бывает ненастоящим, его не шьют, а наметывают вручную. Из туфель же и сапожек предварительно вынимают гвозди. Прическу «невесте» не делают, волосы у нее остаются распущенными.
Еще на нее набрасывают вуаль либо фату, а в былые времена на голову усопшей девушки надевали венок.
В некоторых случаях люди еще при жизни сообщают родным о той одежде, в которой им хотелось бы быть погребенными. Разумеется, это требование необходимо выполнить в любом случае, даже если наряд заказан не совсем общепринятый. Например, недавно у одних моих знакомых на байке разбился сын. Он как-то при жизни пошутил, что мечтает быть похороненным в любимой кожаной куртке и бандане. Так его и положили в гроб, несмотря на косые взгляды некоторых провожающих. И это было правильно.
Православные взгляды
на то, как должен выглядеть покойный, частично объясняются церковными предписаниями, а в чем-то предопределяются просто сложившимся обычаем, даже суеверием. В частности, считается, что христианская традиция запрещает хоронить в красном, иначе это повлечет за собой смерть кого-то из кровной родни. Перед нами явный предрассудок (здесь работает аналогия «красный цвет – цвет крови»), но его стараются на всякий случай придерживаться.
Лоб умершего христианина перед отпеванием покрывается венчиком, символом венца Царства Небесного. На нем обычно бывает изображен Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча и написаны слова Трисвятой песни. Такой венчик можно купить в церковной лавке (вместе с пропускной молитвой) или в ритуальном магазине.
Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве – правая поверх левой, что является знаком Распятого Христа. В руки обычно закрепляют распятие, а сверху кладут иконку Спасителя. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать, так как ее хоронить нельзя.
Потом ее или отдают в церковь или ставят в домашний иконостас. Тело в гробу по пояс или по грудь покрывается погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, что усопший находится под покровом Христа. Поверх пелены гроб прикрывают белой гипюровой материей, иногда с выработкой в виде христианской символики.
Под голову покойному кладется плоская подушечка из ваты или сухой травы в наволочке с изображением православного восьмиконечного креста и словами молитвы.
Одевают усопшего и кладут его в гроб обычно или сами близкие родственники, или представители ритуальной фирмы – сразу после процедуры обмывания и обряжения. Вот и все, что нужно знать о том, как одеть покойника для погребения. Надеюсь, что моя статья поможет тем, кому это будет необходимо, и облегчит им подготовку к похоронам.
Источник: http://ritualblog.ru/2016/02/09/kak-odet-pokoynika-na-pohoronyi/
Как хоронят самоубийц: похороны и отпевание, отношение церкви
Жизнь человека – это главное его сокровище. Пока человек жив, он может изменить все, наладить дела, решить проблемы, помочь другим. Но не все из нас выдерживают груз проблем и неурядиц, некоторые принимают решение прервать свою жизнь, которая для них теряет смысл. И в таком жесте есть как проявление силы, так и проявление отчаяния. В традициях человечества всегда было особенное отношение к тем, кто совершил самоубийство.
В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью. Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть организация похорон и сам ритуал, был проведен достойно. Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.
Важная особенность состоит в том, что самоубийц не принято хоронить на кладбище. Связано это с тем, что самоубийца по определению грешник, причем речь не идет о совокупности тех грехов, которые выпадают на многих из людей при жизни, речь о сильном нарушении религиозных традиций.
По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.
Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.
Как и где хоронят самоубийц
С давних времен к самоубийцам применяли специфические правила захоронения. В далеком прошлом тех, кто пошел путем самоубийства хоронили в лесу или пустынной поляне. Если же в каком-то поселении случаи самоубийств повторялись очень часто, то при поселении могло находиться два кладбища. Традиционное и кладбище для самоубийц. Но такое грубое деление уже не может быть присуще нашему цивилизованному обществу.
Сейчас традиции с захоронением самоубийц существенно упростились. Принято соблюдать лишь одно ограничение – нельзя хоронить самоубийцу на тех кладбищах, что расположены близко к церквям и храмам или же по статусу являются церковными.
Если трактовать библейские принципы, то в них можно найти и более четкие рекомендации. Так есть запрет на то, что самоубийца может быть похоронен на кладбище среди людей, погибших естественной смертью, но он вполне может быть похоронен на ближайшем к кладбище холме. И этому есть свое объяснение.
Все дело в том, что по религиозным правилам самоубийца грешен, и, следовательно, душа его будет придана страданиям в аду. И есть риск того, что забираю душу самоубийцы потусторонний мир не захватил с собой души тех, кто не виновен.
Особые правила для похорон самоубийц
Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей.
Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом.
Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.
Традиции мусульман
Ислам, как и большинство религий относится негативно к самоубийцам. Однако, в этой религии есть более лояльные моменты по отношению к тем, кто совершил суицид. Так разрешено прочтение погребальных молитв для мусульман самоубийц. Можно сказать, что хи похоронный обряд мало отличается от аналогичного для тех, кто погиб не по своей воле. Однако, есть случаи, когда сами богословы выражали нежелание читать молитвы за упокой самоубийцы.
Источник: https://mirinoi.by/kak-horonyat-samoubijts/
Можно ли у православных хоронить в воскресенье, субботу и понедельник
Похороны по православным канонам
Существуют некоторые традиции и правила, связанные с религиозными убеждениями либо обычаями конкретного народа при проведении погребения человека, которые люди стараются соблюдать. Но в некоторых случаях нередко происходит путаница.
Например, вопрос, хоронят ли в воскресенье усопших, многих может ввести в тупик. Есть люди, которые ничего предосудительного в погребении в выходной не видят. Но есть и те, кто готов привести доводы, почему нельзя хоронить в воскресенье.
Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит подробно изучить откуда это мнение появилось и что по этому поводу думает православие.
На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка
Страх быть погребенным заживо называется тафофобией. Поэтому некоторые даже в завещании указывали, когда проводить их погребение. Например, Артур Шопенгауер завещал придать его тело земле на 5 сутки после его смерти.
Хоронить усопшего по прошествии некоторого времени стали из-за случаев, когда покойник вдруг «воскресал» во время или накануне процесса похорон. Раньше было принято захоранивать умерших в день их смерти.
Поэтому были ситуации, когда человека, впавшего в летаргический сон, закапывали заживо, предполагая, что он умер. Подобная участь могла произойти с Франческо Петрарка – итальянским поэтом.
Но его спасло то, что через 20 часов после того как его объявили мертвым, он проснулся. После этого поэт благополучно прожил около 30 лет.
В 1772 был введен указ герцога Ф. Мекленбургского, повелевающий проводить захоронение умерших на 3-ий день после смерти. Сделано это было, чтобы исключить случаи с захоронением людей, впавших в литургию либо находящихся в глубоком обмороке.
На какой день после смерти хоронят православных
Традиция в православии хоронить на 3 день связана с особым значением, которую придают этому числу. В Евангелии описано много ситуаций, где цифра 3 играет немаловажную роль. Вот самые значимые из них:
- Три подарка, преподнесенных Христу в честь его рождения волхвами;
- Три распятья на горе Голгофе;
- Третий день после смерти Иисуса, когда произошло его воскрешение.
Сакральный смысл заложен и в термине Святая Троица, отражающая Триединство Бога. Воскрешение же Христа еще больше укрепило веру в то, что хоронить следует человека на третьи сутки.
Православные христине считают, что душа покидать тело должна постепенно. Происходит этот момент на Третину – ровно на третьи сутки с момента кончины. После высвобождения, нематериальная сущность следует за ангелом-хранителем в Царствие Небесное, где еще трое суток может созерцать красоту райской обители. Считается, что если похоронить человека раньше, то его душа это увидит и переход в другой мир для нее будет происходить мучительнее либо она и вовсе останется неупокоенной.
Говорят, что в воскресенье хоронить нельзя
Некоторые на вопрос, можно ли хоронить в воскресенье, уверенно говорят, что нельзя. Они считают это большим грехом. Во многом это связано с тем, что церковь запрещает проводить погребение в некоторые особо значимые для православия события, которые, в свою очередь, чаще выпадают на воскресенье. Отголосками данного поверья стало и то, что раньше его считали Христовым днем и он являлся днем отдыха и празднования воскрешения Иисуса.
Развенчание мифа о запрете похорон в воскресный день
Но опять же, если вернуться к событиям, описанных в Библии, седьмой день считался выходным и иудеям предписывалось в это время ничего не делать. Но в те времена, первым днем недели считали воскресенье. Конец недели выходил на субботу. Поэтому вопрос должен скорее звучать так: «Хоронят ли в субботу усопших?». Но даже на этот счет нет никаких запретов по проведению прощальной церемонии. Все негласные поверья являются скорее пережитками прошлого.
Даже если Третина выпадает на воскресенье, отмена похорон может произойти по следующим причинам:
- Выходной у инстанции, выдающей документы. Без документов тело не может быть передано близким. Нужные бумаги необходимо получить накануне – в субботу;
- В некоторых городах, забрать в воскресенье тело с морга не представляется возможным, так как сотрудники его отдыхают. В других, требуется лишь доплатить санитарам за передачу усопшего родственникам в выходной или на праздник;
- В воскресенье на кладбище может быть слишком многолюдно. Поэтому, чтобы провести скорбную церемонию прощания с умершим, часто переносят похороны на другой понедельник.
Иногда в самом храме график работы на выходной полностью забит, что тоже может послужить переносу прощания с усопшим и его отпевание на следующий день.
Можно ли хоронить в воскресенье – мнение церкви
На вопрос, можно ли проводить похороны в воскресенье, священослужители говорят, что запретов на погребение в это время нет, кроме тех православных праздников, выпадающих на выходной. Кроме того, процесс прощания можно назначить как на утро или день, так и на вечер.
Прощание с усопшим на кладбище
Церковнослужители рекомендуют обращать внимание не на день погребения, а на правильность проведения обряда захоронения. В выборе даты захоронения, лучше руководствоваться тем, что пройти должно три дня со дня смерти. Но иногда церковь дает разрешение на погребение раньше – в странах с жарким климатом и во время эпидемий.
Запреты, связанные с тем, что отпевать и устраивать панихиду в воскресенье нельзя, являются всего лишь людскими домыслами.
Даже в великие праздники, выпадающие на этот день недели, церковь может сделать исключение и провести церемонию, но только после проведения праздничного богослужения можно провести панихиду. И то, для начала необходимо проконсультироваться со священником.
Динамика современной жизни такова, что избегать «запретного» дня для похорон, не всегда удается, поэтому этот процесс можно проводить в любое время.
В какие дни нельзя хоронить умерших
Хоронить в день смерти или на следующий день по христианским обычаям не разрешается, если на то нет причин. Связано это с поверьем, что душа не успела покинуть тело. Если христианина похоронить раньше положенного срока, ей некуда направиться. До Третины душа человека находится в кругу своей семьи. Для умершего созерцание захоронения своего тела раньше времени, может привести к большой душевной боли, в следствие чего он останется неупокоенным.
Часто можно услышать такой вопрос:«Почему нельзя хоронить в понедельник, умерших своей смерти или погибших от рук убийцы?». Дело все в том, что раньше в этот день принято было хоронить самоубийц. Похороны усопшего, умершего от естественной или насильственной смерти, переносили на вторник.
Времена меняются и поэтому вопрос, почему не хоронят в понедельник людей, уже не так актуален. Сейчас разрешают погребать умершего в любой день недели, вне зависимости от того, что явилось причиной смерти человека.
Можно ли хоронить в церковные праздники
От выбора дня похорон зависит то, насколько быстро душа вознесется в Царствие Небесное. Поэтому христианина нельзя предавать земле в эти великие православные праздники:
- Благовещенье. В этот день Мария получила весть о том, что ей суждено родить сына и назвать его Иисус. В этот светлый праздник панихиды и поминки нельзя устраивать.
- Рождество. 7 января день, когда родился Христос. Проведение прощальной церемонии в этот день лучше избежать, чтобы не прогневать Бога. Если есть веские причины для похорон, стоит согласовывать со священником;
- Пасху. Если православный умирает накануне праздника – в вербную неделю, считается, что на него снизошла благодать от Господа. Но похороны, на день воскресения Христа, ни в коем случае не назначают;
- Покров день. В этот великий праздник вспоминают событие, когда Богородица спасла христиан от нападения сарацин. На этот день не назначают панихиду, чтобы не разгневать ее.
Если на Благовещенье или Пасху выпали поминки, то нужно их провести на Радоницу. В праздничные дни по православию нельзя хоронить и отпевать усопших, чтобы не омрачить праздник скорбью и печалью.
Но не только в великие праздники хоронить не рекомендуется. Делать этого не следует и в дни скорби – 3 суток в Страстную Пятницу. В эти дни прихожане молятся и вспоминают последние дни Иисуса.
Что говорится по этому вопросу в православной литературе
Чтобы установить дату, касающегося дня проведения определенного обряда, стоит обратиться к православной литературе. Ученик Иоанна Златоуста – Исидор Пелосиотский описал захоронение, в котором указал и сроки. Он написал: «В пятницу Господь испустил дух один день. Далее продолжил: «С наступлением воскресенья Он восстал». Этот отрывок, описывающий момент наступления смерти и указывающий конкретные дни недели, дает понять, что в последний день недели можно отпевать и хоронить.
По уставу церковь может отказать в погребении усопших в следующие дни:
- в дни памяти святых мучеников;
- Главный Крещенский праздник;
- Успение Пресвятой Богородицы;
- Светлое Христово Воскресение;
- на Рождество Христово.
Те, кто утверждает, что хоронить в воскресенье ни в коем случае нельзя, порой сами не могут назвать причины этого. В самой Библии и даже в церковных канонах ничего подобного нет.
День недели и время погребения не играет такой большой роли. Главное в похоронах – соблюдение самого обряда захоронения. Для начала проходит процедура подготовки к похоронам. Тело человека омывают и облачают в предпочтительно светлую одежду. Проводится это работниками морга или самостоятельно – родственниками. Если похороны проходят дома, то читают «Господи помилуй» 3 раза.
Источник: https://ritualica.ru/mozhno-li-horonit-v-voskresenje
Как и на каких кладбищах хоронили в СССР
Надписи, символика, форма памятников, размещение могил на кладбище маркируют не только умерших. По ним можно «прочитать» общество — его ценности, статусы, иерархию. Что рассказывают об СССР и живших в нем советские погосты, узнала Светлана Малышева. Результаты исследования опубликованы в журнале Ab imperio.
Советские захоронения показывают, на какие общественные нормы ориентировались близкие покойного, какую социальную нишу ему отводили, подчинялись ли требованиям идеологии или воспринимали смерть как событие за рамками официоза.
Иными словами: как классифицировались и идентифицировались мертвые, а через них — формировалась субъективность живых.
Причем, не просто живых, а участников глобального эксперимента под названием СССР, когда осознать себя значило принять новые ценности и примерить образ «нового» человека.
Для ответа на эти вопросы Светлана Малышева изучила более 350 надгробий на четырех кладбищах: двух столичных (Новодевичьем и Донском) и двух провинциальных (Арском и Ново-Татарском в Казани), а также отдельные «коммунистические» захоронения в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.
Кроме того, в качестве источников использованы документы органов власти, выявляющие, по словам исследовательницы, «диапазон социального воображения советских администраторов». Воображения, которого далеко не всегда хватало для управления похоронной сферой и ее модернизации.
Новодевичье кладбище
Отказ от традиции
В декабре 1918 года декрет Совнаркома установил «одинаковые похороны» для всех граждан. Любой человек, вне зависимости от национальности и религии, отныне мог быть бесплатно погребен на любом кладбище.
Фактически это означало отказ от традиции. До революции кладбища в основном организовывались по принципу вероисповедания. Через захоронение распознавалась в первую очередь конфессиональная принадлежность умершего.
На это работали надгробия определенной формы, символика, тексты (например, обязательный намогильный крест или его изображение на памятниках православным). Элементы, свободные от церковного влияния (указание титулов, званий, профессий и проч.), тоже присутствовали, но на вторых ролях.
После Октябрьского переворота «церковь утратила монопольный контроль над формированием образа умерших». Советская власть получила важный идеологический ресурс, но вопрос правильного его использования оставался открытым.
Декретом 1918 года «погребальное дело передавалось в ведение местных советов, у которых не было четкого понимания того, как именно новое кладбище должно репрезентировать нового человека. Пропаганда безрелигиозных похорон не сопровождалась развитием соответствующего универсального ритуала и инфраструктуры», — говорит Светлана Малышева.
«В большевистском проекте смерть имела ценность лишь как жертва во имя торжества общества будущего. Смерть простого обывателя не входила в число идеологически значимых аспектов общественной жизни. Соответственно, на погребальную сферу у власти не хватало средств. На протяжении многих десятилетий она финансировалась по остаточному принципу, а разруха на кладбищах и беспорядки в похоронном деле стали общим местом советской действительности».
От конфессионального к общественному
«Расшатывание культуры смерти» временно приостановилось при НЭПе — в 1922 году вернулся конфессиональный принцип организации кладбищ: они были переданы под управление религиозных общин.
В 1929-м кладбищенскими хозяевами вновь стали советские структуры (коммунальные службы, сельсоветы и проч.). Разрешалось использовать памятники и ограды для нужд «социалистического строительства», погосты переносились, на их местах возникали парки и стадионы.
Индустриализация 1930-х перепланировала города, и старые конфессиональные кладбища попадали в городскую черту. Будучи переполненными, они закрывались, а новые были уже общественными — «интернациональными».
«Однако эффективного контроля и понимания того, как интернационализация должна отражаться в ритуале и символизме смерти, у власти так и не появилось. () сколько-нибудь отчетливо был проработан лишь революционный ритуал, дорогой и положенный только партийной элите», — отмечается в исследовании.
Идеология для избранных
Интернационализация не исключала иерархии. После 1917 года погребальное пространство оказалось пространством «социально-классового регулирования».
На протяжении советских десятилетий главными площадками элитарных погостов (захоронений вождей и героев) становились Марсово поле в Петрограде, а также Мавзолей, места у Мавзолея и Кремлевской стены и Новодевичье кладбище в Москве.
Марсово поле
В первые десятилетия для упокоения лучших граждан на кладбищах выделялись специальные участки — так называемые коммунистические площадки. Именно они соответствовали идеологическим стандартам, а их авторы искали новый язык и формы для передачи революционного видения жизни и смерти.
Религиозные символы отражали веру в вечность души, советские – «в иное, социальное, бессмертие». Не случайно на «коммунистических» могилах устанавливались промышленные конструкции (например, модель высоковольтной ЛЭП на надгробии трагически погибших при строительстве электростанции), изображалась соответствующая символика (пятиконечные звезды, серп, молот, иногда даже герб СССР), присутствовали элементы трудовой биографии с заслугами перед родиной.
На остальной части кладбища — для «обычных людей» — новая идеология сводилась к единообразию и сокращению текста на памятниках (фамилия, имя, отчество и годы жизни).
Впрочем, дело не столько в опасности крамольных высказываний на надгробиях: «памятники самых простых форм с донельзя скудной информацией» были следствием высоких цен на ритуальные услуги.
Источник: https://iq.hse.ru/news/237364864.html
На какой день хоронят человека после смерти у православных
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый из нас на протяжении своей жизни сталкивается с горькой потерей близкого и родного человека. В этот период у многих людей возникает чувство страха и тревоги. Это и не удивительно, ведь в обряде прощания с умершим есть не только печальные эмоции, в нем существует и много загадочного и мистического.
Пожилые люди утверждают, что одно неправильное движение во время погребения тела человека, может обречь его душу на вечные страдания. Кроме того, некоторые ошибки во время обряда способны накликать беду и на живых. На сколько это правда не известно.
Но в любом случае нужно знать, какие действия нужно проводить на похоронах и через сколько дней хоронят человека после смерти.
Обряд погребения
Обряд погребения усопшего – это обряд прощания с умершим, который принято проводить в православном мире еще с древних времен. Он существует для того, чтобы в этот день можно было выразить свое почтение и уважение людям, постигших смерть.
В этот день собираются все родственники, друзья и знакомые усопшего, чтобы навсегда с ним простится и провести в последний путь. Также обряд несет мощный информационный посыл. Его проведение напоминает присутствующим, что их существование на земле не вечное, что в свою очередь должно заставить многих задуматься о своей жизни.
Православная церковь смотрит на похороны, как на переход из земной жизни в вечную. Чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Она состоит из следующих этапов:
- Соборование. Если смерть не внезапная, а человек сильно болел то перед смертью священник проводит соборование.
- Исповедь. Перед смертью человек обязательно должен исповедоваться и попросить отпущение всех своих грехов.
- Проведение обряда причастия. Священник обязательно проводит обряд причащения умирающего.
- Чтение специальных канонов. Еще с древних времен умирающему читают молебное напутствие перед смертью. Это может сделать как священник, так и родственники.
- Омовение и переодевание. После того как человек умер его нужно обязательно омыть чистой водой и насухо вытереть. Это делается для того, чтобы он перед Богом предстал чистым. Также покойного одевают в светлую и чистую одежду. После того как это будет сделано необходимо укрыть покойника саваном.
- Заупокойная лития. Она читается за час до того, как вынесут гроб из дома. Священнослужитель окропляет гроб святой водой и проводит заупокойную литургию.
- Отпевание. Перед тем как производится погребение священник читает ряд молитв и производит песнопение.
Только после того как будут выполнены все выше описанные этапы считается что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.
На какой день хоронят по православному обычаю
Очень часто у родственников усопшего возникает много вопросов на счет того на какой день нужно хоронить умершего человека. По православным традициям принято хоронить усопшего на третий день после наступления смерти.
Почему хоронят на 3 день после смерти? Дело в том, что именно в этот день происходит окончательное обрывание всех связей души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит Царство Небесное в сопровождении ангела – хранителя.
Более того, третий день после смерти еще связан с Троицей. Ведь третий день считается поминальным. А поминки всегда проводятся после захоронения тела усопшего. Таким образом, получается что поминальный день просто совмещают с днем захоронения. Но будьте внимательными посчитать их математическим путем, просто добавляя число три нельзя. Например, если человек умер 18 марта, то день его захоронения должен быть не 21 марта, а 20 марта.
Можно ли хоронить на 2 день после смерти
Как утверждают священники то на второй день после смерти нельзя проводить такой ритуал. Потому, что душа еще привязана к телу и ей просто некуда будет отправится. Связь души с телом обрывать нельзя так как для этого в природе существует естественный процесс. Также нужно отметить, что сразу невозможно привыкнуть у тому, что человек умер и его не будет рядом. Для этого также дается три дня.
Хоронят ли на второй день после смерти? — да иногда такое можно встретить. Но очень редко. Как правило это происходит либо в регионах где сильная жара, либо летом. Так как во время высокой температуры воздуха тело начинает быстро разлагаться. В таких случаях священники иногда разрешают отойти от традиций.
Можно ли хоронить на 4 день
Как говорят православные традиции, то ответ является положительным. Допускается захоронение тела позже третьего дня, главное, чтобы это был не первый и не второй день. В православном мире допускается захоронение тела погибшего человека и на 5 и 6 день. Все зависит от того как умер человек.
Есть ряд случаев, когда без вскрытия хоронить не разрешают. Как правило это в случаях смерти в больницах, ДТП и т.д. Такая процедура как правило проводится от 4 до 7 дней.
Лучшая статья для Вас, переходите: Во сколько в церкви начинается служба
Можно ли хоронить в день рождения
Не часто бывают такие случаи, когда человек умирает на кануне своего дня рождения. Кончено в связи с этим верующих православных людей будет интересовать можно ли проводить захоронение усопшего в день его рождения. Православная церковь не запрещает проводить обряды в этот день.
При этом очень важно помнить, что на протяжении первых трех лет после смерти близкого обязательно нужно его поминать и посещать могилку на день его рождения и день смерти.
В какие дни не хоронят православных
Как известно, в православии существуют некоторые запреты, согласно которым нельзя отпевать человека и в некоторые дни запрещено проводить ритуал захоронения:
- Не отпевают умерших людей, которые покончили с жизнью самоубийством.
- Запрещено хоронить только на Святую Пасху и Рождество Христовое.
- По народным приметам не рекомендуют проводить подобный обряд на Новый год. Говорят, что весь год будет в неприятностях.
Также на последок нужно отметить, что с иконно русскими традициями православные похороны подразумевают именно захоронение умершего в землю, веря в его воскресшие в судный день. Церковь не разрешает проводить кремацию.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/na-kakoj-den-xoronyat-cheloveka-posle-smerti-u-pravoslavnyx/
Похороны в православии
Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.
Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке.
Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни.
Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.
Православные традиции и обычаи при похоронах
Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.
Правила православных похорон
Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.
Соболезнование
Отправить онлайн
Отправить онлайн
- омовение
- облачение
- уложение в гроб
- крест, саван, икона
- заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
- заупокойная лития
- отпевание
- погребение
- поминовение (поминки)
Этапы православного погребального обряда
Омовение
Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.
Облачение
Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.
Положение во гроб
Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.
Похоронное бдение
До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.
Отпевание в храме
Отпевание оканчивается заупокойной литией.
Погребение
При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.
После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.
Надмогильный крест
Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.
Срок погребения
3-й день после смерти.
Поминки
Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).
Поминки в день погребения
Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.
На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.
Меню поминального стола
Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.
Девятины
Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.
Сороковины
Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.
Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.
После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ
ПОДРОБНЕЕ
Отношение православной церкви к кремации
Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение.
Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела.
Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания — заочное отпевание.
В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.
Организация обряда похорон у православных — Ritual.ru
Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.
Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/pohorony_v_pravoslavii/
В какой одежде хоронить усопших?
Смерть и похороны затрагивают любого человека на протяжении жизни. Важно заметить, что обычаи, связанные с погребением, формировались на протяжении многих столетий и берут свое начало еще со времен язычества. Многие люди верят, что соблюдение традиций при погребении может определить судьбу усопшего в загробном мире. Даже перед теми, кто не соблюдает христианские традиции, в сложившейся прискорбной ситуации неизбежно возникает вопрос: как одеть покойника?
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор наряда для погребения
Как одеть умершую женщину?
Как одеть умершего мужчину?
Где купить одежду для похорон?
Раньше люди по традиции самостоятельно выбирали одежду, в которой хотели быть погребенными, снимая ответственность за это с родственников.
Но в современном мире эта традиция уже практически исчезла, люди сейчас не считают нужным продумывать детали своих похорон заранее. Естественно, после их смерти заботы ложатся на плечи близких.
Некоторые бюро ритуальных услуг предлагают готовые костюмы для погребения, однако многие предпочитают подбирать погребальный наряд для своих близких самостоятельно.
Выбор наряда для погребения зависит от таких факторов:
Одежда может быть разной, но в то же время она должна соответствовать определенным правилам:
Процедура облачения покойного в погребальный наряд обычно происходит сразу после процедуры обмывания и обряжения. Обычно этим занимаются или представители бюро ритуальных услуг, или сотрудники морга, или близкие.
Конечно, одежда для похорон может быть очень разная: то, в чем хоронят женщин и мужчин, отличается между собой.
Если предстоит выбрать наряд для мертворожденного, младенца или маленького ребенка, то стоит получить на этот счет консультацию в специальной службе ритуальных услуг или в церкви, если ребенок был крещен. Специальных правил для этих случаев не существует.
Как одеть умершую женщину?
Погребальный наряд, в котором хоронят женщин, – это обычно дело вкуса и предпочтений или самой усопшей, или ее родственников. Однако существует перечень обычаев и традиций, которые желательны к соблюдению.
Некоторые вещи обязательно должны быть включены в погребальный наряд усопшей:
Если в наряде есть пояс, то он не завязывается, а концы его просто скрещиваются между собой. Такие же правила относятся и к концам платка или шарфа.
Существуют особенные традиции, указывающие на то, во что правильно одеть умершую в зависимости от общественного положения.
В случае, если хоронят девушку, не побывавшую в браке, ее облачают в платье светлых тонов, а голова может быть не прикрыта. Часто усопших незамужних по обычаю хоронят как невесту: в свадебных нарядах, во всем белом. Из обуви, в которой девушку будут хоронить, обычно вынимают гвозди. Волосы не собираются в прическу, на голову можно набросить фату или вуаль.
Если женщина была замужем, погребают ее без обручального кольца, а голову покрывают. Беременных женщин наряжают в свободные и светлые платья. С покойниц снимаются все серебряные украшения, однако личные вещи и аксессуары (например, очки) можно похоронить в гробу вместе с ней.
Как же одеть женщину-покойницу, если она достигла пожилого возраста? Обычно платок на голову в таком случае подбирается темного цвета, обязательно подбираются чулки темных оттенков. Возбраняется погребать мертвого человека в чужой одежде или одежде родственников.
Спорным вопросом является то, правильным ли будет нанести макияж на умершую женщину. Церковью и ритуальными службами это обычно не приветствуется, поэтому часто родственники кладут к женщине в гроб типичные атрибуты, которыми она часто пользовалась при жизни – расческу, помаду и любимые духи. Уместно это или нет решают обычно близкие покойницы, однако рекомендуется проконсультироваться со священником.
Как одеть умершего мужчину?
Полноценный комплект костюма для захоронения покойника обязательно должен состоять из:
Если профессия или статус умершего не предполагают другого, он должен быть облачен в штатский костюм. В зависимости от социального положения мужчины в соответствии с традициями его погребальный наряд может отличаться от стандартного.
Обычаи, связанные с погребением мужчин в соответствии со статусом, «перекочевали» в наши традиции из прошлого. Раньше полицейских, военных и пожарных хоронили в полном облачении в форму, с наградами, а то и с оружием. Сегодня нередко мужчин хоронят в служебной и соответствующей статусу одежде, которую они носили при жизни, это не противоречит церковным канонам и обычаям. Главное требование к погребальному мужскому наряду – одежда подбирается неброских или темных тонов.
Вопрос о том, стоит ли надевать на покойного такие аксессуары, как пояс и галстук, является противоречивым. В православии существует представление о том, что, если надеть ремень и галстук на усопшего, он будет испытывать мучения на том свете.
Однако, это все-таки остается делом вкуса и предпочтений самого умершего и его родственников.
Если мужчина при жизни любил эти аксессуары, имел коллекцию галстуков или ремней, а тем более просил, чтобы его похоронный наряд включал их, то стоит надеть их на покойного перед погребением.
Где купить одежду для похорон?
То, во что одет человек, когда его провожают в последний путь, является очень важным аспектом. Все близкие и дорогие усопшему люди собираются вместе в день похорон и в их памяти этот день останется навсегда. По этой причине считается важным достойно нарядить покойного и заранее узнать, где можно купить одежду для похорон.
Бюро ритуальных служб вместе с другими услугами часто предоставляют на выбор погребальные костюмы, но на сегодняшний день существует и альтернатива этому. В интернете множество компаний создают свои сайты, на которых представляют ассортимент одежды для захоронения.
Менеджеры подобных служб и сайтов обычно хорошо разбираются в своем деле и могут проконсультировать по поводу выбора размера одежды и обуви, цветовой гаммы наряда, подходящей обуви.
Можно приобрести уже готовые комплекты из нижнего белья, блузок и рубашек, платьев, пиджаков, полотенец и носовых платков, а также закрытую обувь разных форм и тапочки.
Также погребальный наряд усопшего можно сшить самим родственникам, если кто-то из них обладает такими умениями, или же обратиться в ателье.
Источник: https://pohorony.com.ua/blog/v-kakoj-odezhde-horonit-usopshih/
Похороны
Похороны — трудный момент прощения и последний путь. Душа человека уже отправилась на встречу с Богом. Близким предстоит прощание. Как христианину постичь уход дорогого человека?
Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого?
Что такое смерть в православии?
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа человека расстается с телом. В отличие от тела душа не была создана для гибели, она вечна. И, если при жизни человек всем сердцем стремился ко встрече с Богом, Бог обещает ему спасение через крестную жертву Иисуса Христа.
Мы считаем, что Господь победил смерть, но смерть и похороны все равно остаются трудным этапом для тех, кто проводил своего близкого в вечную жизнь. Похороны, последний путь человека, называют «путь всея земли». Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.
Бог сотворил человека для бессмертия, но человек отверг через грехопадение этот Божественный дар, поэтому тело человеко обречено на тление и смерть. Смерть пришла в человека через грех. Чтобы спасти человечество, Бог послал в мир своего Сына — Господа нашего Иисуса Христа, Который победил страдание и смерть и открыл нам путь в Царствие Небесное. У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть — лишь начало вечной жизни.
Христианин при жизни должен всегда помнить о грядущей кончине, это помогает избежать страстей при жизни. Бывало, что монахи хранили в своей келье гроб или крышку от гроба. Не потому что уже при жизни они готовились к похоронам, это странное соседство напоминало им о том, что смерть неизбежна, и она может случиться в любое время. Человек должен быть всегда готов ко встрече к Небесным Отцом.
Православные на похоронах не только печалятся, хотя человеческое естество глубоко скорбит, но скорбь умиряется мыслью о том, то Господь воскресит каждого из нас в судный день. Разлука в день похорон временная. Мы можем продолжать молиться за усопшего. Общение в земной жизни прекращается, но, если человек был праведником, он также сможет молиться о нашей душе перед Престолом Всевышнего.
— Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых
Происхождение и цель похорон в православии
Для загробной участи умершего человека не имеет никакого значения, как пройдут его похороны. После распятия с поспешностью погребли даже Самого Христа. Именно поэтому жены-мироносицы спешили воздать Ему почести с ароматами на гроб, не зная, что Господь Воскрес. Даже, если человека не удалось похоронить, потому что он утонул в море или пропал без вести в горах, а потом стало известно о его гибели, это не будет влиять на его посмертную участь в Царствие Небесном.
Но для близких человека похороны имеют значение, чтобы достойно и по-христиански принять его кончину, попрощаться с ним, поэтому атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.
Обычаи хоронить человека сохранились еще со времен язычества, после принятия христианства, со времен Киевской Руси, похороны обрели новый смысл и обряды, связанные с похоронами стали иметь христианскую символику. Гроб с телом покойного старались предать земле.
Хотя отношение к кремации в православной Церкви долго было неоднозначным, в ноябре 2015 года был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть кремация и допустима, погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, ведь в Библии речь идет именно о земле:
«земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19)
Тем не менее Церковь относится к кремации снисходительно и кремация не оказывает влияния на посмертную судьбу души человека.
Основные правила проведения похорон в православии
Существует множество суеверий, которые сопровождают обряд похорон. Например, в гроб к усопшему часто кладут его личные вещи, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. На самом деле, в Библии нет никакого обетования о том, что в грядущей вечной жизни нам понадобятся предметы из мира физического, поэтому оставлять личные вечны умершего человеко во гробе во время похорон — не более, чем суеверие.
Каждый христианский обряд во время похорон — это символ чего-либо, который что-то выражает.
Подготовка похорон
Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни.
Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой.
Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.
Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.
Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.
Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.
После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.
— Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем
Память об усопшем и упоминание его в жизни
Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного.
Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение.
«Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.
Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.
В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.
В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.
Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.
Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.
Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.
Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания.
Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем.
Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП.
Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.
Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной. Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться.
В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта.
Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.
о христианских похоронах:
Источник: https://www.pravmir.ru/poxorony/
Можно ли хоронить в воскресенье
» Можно ли хоронить в воскресенье
Похороны в воскресенье. Смерть близкого человека – это страх, который в человеке будет жить всегда. Похороны являются религиозным ритуалом, а с каждым поколением люди становятся менее религиозными и мало разбираются в законах Церкви.
Отсюда и извечный вопрос — А хоронят ли в воскресенье?. Можно ли хоронить в воскресенье или нет у православных?
Многие уверены, что в воскресенье нельзя хоронить усопшего. Все это предрассудки, потому как мы привыкли, что заказать погребение допустимо в любой будний день кроме воскресенья.
Но не беспочвенны ли эти предрассудки?
Можно ли хоронить в воскресенье по христианским обычаям
Большинство из нас знает, что в воскресный день у Господа «выходной» день. К тому же этот день так назван в честь воскрешения Сына Господнего, Иисуса Христа.
Но, тем не менее, хоронят ли в воскресенье православные? Хоронить в воскресный день по христианским обычаям можно.
Вообще похороны организовывать допустимо в любой день (понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресные дни) и вовсе не обязательно, чтобы процессия проходила до обеда или это было четное число.
Можно ли хоронить в воскресенье по православным традициям
Многие уверены, что хоронить в воскресенье по православным традициям нельзя, особенно в Пасху (приходится на воскресенье). Насчет Пасхального праздника можно поспорить. Помереть в этот день когда — то считалось особенной Господней благодатью.
Объяснялось это так: не потому, что он упокоился в Святой праздник, а потому что сторонник праведной жизни, за покаяние и правду достоин прощения грехов и благоволения.
Человека, умершего на Пасху хоронили с красным пасхальным яичком, сложенным в правую руку.
В воскресенье почему нельзя хоронить?
А вот ответит на вопрос, почему нельзя хоронить в воскресенье, пусть тот человек, который и распространяет этот слух!
Православные христиане хоронят покойного в гробу в любой день недели. И по православным традициям, хоронить в воскресный день — Можно! Bus200.
Источник: https://bus200.ru/index/0-209