Где крестил Иоанн

Иоанна Крестителя 20 января: что можно и запрещено делать в этот праздник

Где крестил Иоанн
цей матеріал доступний українською

Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии.

Иоанн крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа

20 января верующие отмечают праздник Собор Иоанна Предтечи, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этот день чествуют Иоанна Предтечу, который крестил Иисуса Христа в водах Иордана.

Сегодня православные христиане празднуют Крещение

Какой праздник 20 января – Собор Иоанна Предтечи

Еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня. В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. 

Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля.

И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета. Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

День Иоанна Крестителя: традиции, что нужно сделать

Верующие с самого утра идут в церковь на службу. Затем отмечают праздник Ивана Крестителя. У наших предков было принято скармливать животным остатки с праздничного стола.

После полудня женщины могут заниматься рукоделием: хозяйки достают свои починки, которые перед Рождеством прятались подальше от греха.

После Иордана наступает нескольконедельный период, во время которого можно справлять свадьбу и петь песни. После мясоеда наступает самый строгий Великий пост. 

Запреты в Собор Иоанна Предтечи

Говорят, что в этот день нельзя умываться, так как по поверью это предвещает обман другими людьми.

Категорически запрещено принимать подарки от посторонних. Также в этот день нельзя приниматься за тяжелую работу или домашние дела.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Лайт новости

Источник: https://www.unian.net/lite/holidays/10836830-ioanna-krestitelya-20-yanvarya-chto-mozhno-i-zapreshcheno-delat-v-etot-prazdnik.html

Рождество Иоанна Предтечи

Где крестил Иоанн

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Когда празднуется Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).

История жизни Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя” (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6—2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне — готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчой). Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его.

Пророк был удивлен до глубины души и сказал: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Христос уверил его, что “надлежит нам исполнить всякую правду”.

Во время крещения “отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк 3:21-22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой.

На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде.

В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

События Рождества Иоанна Предтечи

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный”. (Лк 1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, “когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа” (Лк 1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: “Иоанн имя ему”. В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.

Молитвы Рождества Иоанна Предтечи

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4-й Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод:

Пророк и Предтеча пришествия Христова, мы, с любовью почитающие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя: ибо бесплодие родившей и немота отца разрешились преславным и святым твоим рождением, и о воплощении Сына Божия миру возвещается.


Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3-й Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Перевод:

Прежде неплодная ныне Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всех пророчеств: ибо, возложив руку во Иордане на Того, Кого пророки предвозвестили, явился пророком Слова Божия, проповедником и вместе с тем Предтечею.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Источник: http://ioann-bogoslov.cerkov.ru/rozhdestvo-ioanna-predtechi/

Иоанн креститель — древо

Где крестил Иоанн

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Пророк Иоанн Креститель, икона

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы — самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына.

И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили.

Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами.

Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения.

Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда будет православный праздник Троица

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва [1]

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем.

И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними.

Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́.

Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку.

В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью «Десница Иоанна Крестителя»).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Использованные материалы

[1]  Пророку Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания) — http://diak.ortox.ru/*_prorokam/view/id/1170439

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3825.html

Ярденит. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Заводь, называемая Ярденит, находится южнее Тверии, в месте истока реки Иордан из Галилейского моря.

Комплекс Ярденит обустроен спусками к водам Иордана, раздевалками, в нём имеется сувенирный магазин, где можно также приобрести белые крещенские одежды для совершения таинства.

Крещение в Евангелиях

Согласно Евангелиям, около 2000 лет назад во время крещения в Иордане на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя:

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)

Сейчас эти слова, написанные на мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках, встречают паломников.

Ярденит — место паломничества христиан

Сотни тысяч паломников в год окунаются в Ярдените во исцеление души и тела. Обстановка здесь очень благочестивая и трогательная.

Часто приезжают целые автобусы паломников во главе со своими священниками, которые и совершают таинство.

Одевшись в белые рубахи паломники возносят молитвы и окунаются в святые воды Иордана.

Вода в реке всегда тихая и спокойная, не смотря на большое количество людей на поверхности реки безмятежно плавают чайки, утки и цапли, а под водой видны стайки  вечно голодных сомов, ожидающих хлебной подачки от верующих.

Где же действительно было Крещение Господне?

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение.

Точное расположение Вифавары возможно в Бейт-Авара, но это было лишь предположение.

С XVI в. им считается место, где сейчас находится монастырь св. Иоанна, в 1 км от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона, недалеко от места впадения Иордана в Мёртвое море.

В результате археологических исследований и раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, проводящихся с 1996 г., оказалось, что наиболее вероятное место крещения находится не в Бейт-Авара, а неподалёку, на другом берегу Иордана, в Вади аль-Харар (Иордания).

Там были обнаружены руины 3 ранних византийских базилик и, главное, каменная плита-основание колонны, упоминавшейся в ранних византийских источниках как колонна, поставленная на месте Крещения.

Из этого следует, что Ярденит на имеет прямого отношения к крещению Иисуса Христа, кроме того, что тоже расположен на реке Иордан.

Ярденит был выбран потому, что это было единственное доступное для туристов место в Израиле, в котором можно подойти к реке Иордан, в остальной части она находилась на территории Палестинской автономии на границе с Иорданией и была недоступна.

В настоящее время открыт и доступен для посещения Каср аль-Яхуд, который, согласно иудейской традиции, считается местом, в котором дети Израилевы пересекли Иордан перед тем, как войти в Ханаан. В этих местах (см. выше) , согласно Новому Завету, Иисус Христос принял Крещение от Иоанна Крестителя.

Почему в Ярдените?

Паломники, посещающие Израиль, хотели бы воспользоваться случаем и окунуться, а некоторые и покреститься в священных водах Иордана.

Для этих целей правительство Израиля выделило специальное место, где и был построен комплекс Ярденит.

Комплекс Ярденит прекрасно обустроен, в нём сооружены удобные тропинки и спуски к воде; паломникам предлагаются разные услуги: раздевалки-душевые, магазин, в котором можно приобрести не только разнообразные сувениры, но и крестильную одежду.

Советы паломникам

Многие туристы и паломники задают вопрос, можно ли креститься вторично, если был уже ранее крещён в церкви? Ответ —  крещение  есть таинство, которое совершается один раз. Бывают редкие исключения, в основном связанные с переходом из одной конфессии в другую, когда требуются дополнительные обряды.

Во избежание сомнений перед принятием решения о крещении в Иордане и самом обряде, лучше всего проконсультироваться у священника той конфессии, к которой вы принадлежите.

Сказанное выше ни в коем случае не запрещает омовение в святых водах Иордана.

Верующие часто ездят к различным святым источникам и водопадам, где окунаются или омываются во исцеление души и тела.

Также благочестиво совершить это и здесь, на Иордане, с верою в то, что произошло около 2000 лет назад, и во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Вода в районе Ярденита заметно чище, чем в других местах Иордана, но тем не менее это обычная речная вода в месте массовых купаний людей.

Конечно можно взять с собою немного иорданской воды на  память о посещении Ярденита. Если у вас нет бутылки, её можно приобрести в соседнем магазине.

Что делать с этой водой? Каждый решает по-своему. Кто-то просто оставит дома как реликвию, кто-то будет использовать для окропления квартиры. Пить, как пьют святую воду из храма, её всё-таки не стоит.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/2713-yardenit/

Зачем Иисус принял Крещение и зачем это таинство нам?

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь;ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3,13-17).

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен;но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним (Деян10,34-38).

Что такое Крещение и зачем оно нам нужно?

Для большинствалюдей, к сожалению, это просто обряд. Кто-то крестит своего ребенка «чтобы не болел», чтобы быть как все, чтобы мама или бабушка не «доставала». Многие крестят, в общем, не имея никаких аргументов (даже самых смешных).

В древности первые христиане крестили только взрослых людей, которые готовились к Крещению как минимум два года. Крещение являлось словно печатью, которая подтверждала, что человек принимает Иисуса Христа и Его учение в свою жизнь. Люди не просто верили в какого-то Бога. Люди всю свою жизнь подчиняли этому Богу и Его учению. Именно поэтому они так долго готовились.

Для первых христиан было абсолютно нормальным, что кто-то не был настолько способным, чтобы принять Иисуса и Его учение и поэтому должен был духовно расти, взрослеть в этом выборе. Принимающие Крещение, были верны учению Иисуса вплоть до мученической смерти, что часто и происходило. Для верующих принять Иисуса и Его учение и жить согласно этому учению, было единственным способом войти в Царствие Божие.

Христиане верили и продолжают верить, что крещение необходимо для спасения.

Однако со временем встал вопрос, а что происходит с детьми, которые умерли без Крещения? Неужели они идут в ад? А другой стороны, как крестить детей, если они не способны узнать учение Иисуса и принять Его как Господина своей жизни, подчиниться Ему? После долгих диспутов и споров родилась практика Крещения детей, за которых перед Богом отвечали взрослые верующие и которые обещали Богу, что воспитают этих детей в вере. Сегодня таких взрослых мы называем «крестными родителями».

Думаю, нет нужды сравнивать современную моду на Крещение с верой первых христиан. Не хочу даже задумываться над этими сравнениями истинной веры с современностью, чтобы не окунуться в горькую иронию и внутреннюю боль Хочу лишь показать истинный смысл Крещения.

Практика Крещения, принимаемая нами сегодня, возникла после Смерти и Воскресения Иисуса и после Сошествия Святого Духа. Эта практика связана не только с ритуалом, но прежде всего с принятием учения и Личности Иисуса Христа, Сына Божия. Поэтому не имеет смысла Крещение, когда ни сам крещенный, ни его родители, ни крестные не пошли за Господом, не приняли Его Учения.

Христиане верили и верят, что Крещение необходимо для спасения, но при условии, что человек сознательно идет за Господом.

Зачем крестил Иоанн Креститель?

Наше Крещение (в Имя Отца и Сына и Святого Духа) отличается от крещения Иоанна. Тот обряд омовения в Иордане, который проводил Иоанн Креститель, не был Крещением во имя Пресвятой Троицы. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водо; а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1,3-8). Иоанн был тем, кто готовил людей к встрече с Господом.

Как выглядела эта подготовка? Люди должны были исповедовать свой грех, увидеть зло в своей жизни и отвернуться от него, отречься, покаяться. А знаком этого покаяния и был обряд крещения в Иордане. Человек заходил в воду, исповедовал свои грехи, отрекался от них, обещал, что они больше не повторяться, а после Иоанн окунал человека с головой в воду. Это было знаком того, что человек смывает всю грязь своей жизни и чистым начинает жизнь как бы с нового листа.

Некоторые исследователи Библии говорят, что такой обряд мог произойти только раз в жизни. Поэтому решение отвернуться от зла должно было быть радикальным, однозначным и хорошо продуманным. Повторюсь: этот обряд не «забирал» грехи, а был только символом, желанием человека.

Можно сказать, что это была репетиция, и поэтому мы говорим о подготовке и именно поэтому Иоанн говорит: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Иоанн признает, что он использует только воду, только знак, а силы Божией в этом еще нет.

Это была подготовка, и она очень важна, просто необходима для нас. Бога может принять только тот, кто признает правду о своем грехе и отрекается от греха, прилагает усилие, старание, чтобы изменить свою жизнь. Когда этого нет, то тогда остается только в морозы бросаться в «крещенскую» воду и набирать ее как можно больше в церквах да костелах.

Но эта вода остается всего лишь водой, без силы, она не Господь!!! Думаю, что если бы во времена Иоанна Крестителя восточные славяне попали в Палестину, то не долго думая и не теряя времени, ведрами и пластмассовыми бутылками вычерпали бы весь Иордан, в котором стоял Иоанн, не очень задумываясь над тем, о чем он говорит, к чему готовит и Кого предсказывает.

Почему крестился Иисус?

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. Иисус сразу выходит из воды, так как не исповедовал грехов, потому что их не имел. Значит, для Него крещение в Иордане имело совсем иное значение, чем для большинства людей. Ему не нужно было каяться. Не случайно все евангелисты показывают крещение Иисуса в самом начале Его Миссии. К этому времени (Иисусу было 30 лет) мы о Нем почти ничего не знаем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько дней длится Великий пост у православных

С момента же крещения для Иисуса начинается совершенно новый этап Его жизни. Он начинает публичную деятельность, Его миссия наполняется силой с Высоты. Именно поэтому Иоанн видит сходящего Духа Святого и слышит голос Отца Небесного. Иисус получает освящение, помазание, благословение своего Отца. Это как новое рождение.

Поэтому Он окунается в воду и под водой оставляет свои тридцать лет жизни, чтобы, вынырнув, начать новую деятельность — в силе Святого Духа.

Причем это «новое» вовсе не значит «спокойное и беззаботное». Трудно сказать, насколько Иисус тогда осознавал все, что Его ожидало. Насколько Он понимал, что встретится с непониманием людей, неприязнью, враждебностью, даже одиночеством, предательством и смертью. Но Он знал точно: начинается новый этап, новое задание, миссия, к которой Он смиренно и незаметно готовился тридцать лет.

Возможно, Ему не известно, что Его ожидает, но Он только что получил от самого Любимого и Дорогого силу, поддержку и обещание: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк 1,11).

Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним (Деян10,37-38).

Что сладко и легко не будет, Иисус понял сразу после крещения, когда тот же Дух, который сошел на Него как Сила от Отца, повел Иисуса в пустыню для борьбы с искушениями и сатаной: Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною (Мк 1,12-13).Иисус побеждает в этой битве, только благодаря Силе от Отца. Эта битва и победа могли произойти только после крещения.

ЧТОБЫ Слово стало плотью

Все мы когда-то крестились, либо нас крестили. Однако многие из нас не осознают мощь той силы, которую когда-то получили.

Поэтому каждый христианин должен сознательно, смело и добровольно не только отречься от греха и изменить свою жизнь, но также принять миссию и помазание, которое Господь приготовил для каждого из нас. Быть верующим — значит, не только не делать зла.

Быть верующим – значит всем своим существом согласиться с Божиим планом относительно тебя, на задание, которое Он дает тебе, принять свою миссию и в Духе Божием выполнять ее изо всех сил.

Через Крещение Бог нас усыновляет: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.

А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8,14-17). Мы становимся братьями (сестрами) самого Иисуса и, подобно Ему, Бог Отец говорит нам: «Ты сын (дочь) мой (моя), тебя возлюбил Я».

Так зададим себе вопрос: «Осознаю ли я ту миссию, для которой меня предназначил Отец, стараюсь ли вообще узнать ее, или только жду, чтобы Он помог мне выполнить мою «собственную миссию», которую я сам определил (определила) для себя?»

Атор: отец Александр Жерносек

Источник: http://www.katolik.ru/blog/item/3703-zachem-iisus-prinyal-kreschenie-i-zachem-eto-tainstvo-nam?.html

Река Иордан – место крещения Иисуса Христа

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Место истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря)

ВИФАВАРА ПРИ ИОРДАНЕ

В Евангелии от Иоанна указывается точный адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель – Вифавара при Иордане (Ев. от Иоанна 1, 28). Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Карта Святой Земли в храме Святого Георгия (Мадаба, Иордания)

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли, с указанием всех христианских Святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита основание, на которой как предполагали, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Вади эль-Харар — место крещения Иисуса Христа

После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар — величайшая христианская Святыня.

Православный храм Иоанна Крестителя в Вади эль-Харар (Иордания)

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

В настоящее время в районе евангельской Вифавары как с иорданской, так с израильской стороны созданы все условия для паломников, желающих совершить обряд омовения или даже крещения в водах реки Иордан.

На переднем плане паломнический комплекс в Каср-эль-Яхуд (Израиль), на заднем плане в Вади эль-Харар (Иордания)

Со стороны Израиля паломнический комплекс расположен в Каср-эль-Яхуд (Qasr al-Yahud). Расстояние от Иерусалима до Каср-эль-Яхуд — 50 км.

Со стороны Иордании паломнический комплекс расположен в Вади эль-Харар, на картах Google это место обозначено как Аль-Махтас. Расстояние от Мадаба до Аль-Махтас – 40 км.

Израиль и Иорданию в этом месте разделяет только река Иордан, шириной всего несколько метров, граница между двумя государствами проходит ровно посередине.

Ярденит в израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль, задаются вопросом: где еще есть возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан?

Река Иордан, практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря, представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой находятся под пристальным наблюдением военных.

Место омовения для современных паломников на карте Святой Земли

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря).  В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит. Ярденит построен на землях, принадлежащих кибуцу Кинерет, и управляется членами этого кибуца.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан, на Иисуса сошел святой дух в виде голубя:

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)

Именно эти слова, написанные на мемориальной стене по всей протяженности комплекс на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Цитата из Евангелия от Марка встречает паломников на всех языках на мемориальной стене комплекса

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять на прокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, а так же различную сувенирную, косметическую и другую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают «рыбой Святого Петра».

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы.

Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников, со всех уголков земного шара, посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, различных христианских конфессий, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: «Можно ли пройти обряд крещения еще раз, на этот раз в водах реки Иордан?». Дело в том, что крещение – это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую, в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той, или иной конфессии.

Крещенные ранее паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения, во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана, во имя Отца, Сына и Святого Духа.

После купания рубашку рекомендуют высушить и не стирать. Считается, что если надевать ее во время болезни на больного человека, то он быстрее поправиться.

В центре можно получить именной Сертификат о совершении обряда омовения или крещения в водах реки Иордан.

Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)

Вся вода в реке Иордан изначально считается священной с того самого момента, когда в ее водах принял крещение Иисус Христос. И не важно, что комплекс Ярденит в Израиле находится не на том самом месте, где все это произошло на самом деле, ведь самое главное для нескольких сотен тысяч христианских паломников приезжающих сюда ежегодно не место, а искренняя Вера.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Самый лучший способ для посещения достопримечательностей – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать здесь.

Как добраться общественным транспортом: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник – четверг: 08:00 – 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 – 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Booking.com

Что христианину посетить в Израиле

Источник: https://israeliblog.ru/christian-svaitini/reka-iordan-mesto-kreshheniya-iisusa-xrista.html

Рождество Иоанна Предтечи: история, богослужения

  Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

  Сам Спаситель говорил о нем так: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

Чудо зачатия и рождества

Фрагмент иконы Рождество Иоанна Предтечи. XV в. Византийский и христианский музей, Афины.

  О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна повествует евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хевроне (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

  Родители будущего пророка — праведные Захария и Елисавета достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

  О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

  Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного. Когда родственники хотели назвать младенца в честь отца Захарией, то сам отец Предтечи попросил дощечку, как которой написал то имя, о котором ему было возвещено в откровении: «Иоанн будет имя ему». Тогда к Захарии вернулась способность говорить, и он начал пророчествовать о своем сыне.

  По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил и о сыне Захарии. Издав приказ об избиении младенцев, Ирод послал убийц и в город, где жили праведники. Но, по милости Божией, Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Путь к пророчеству

Иоанн Предтеча. XVI в. Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

  Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

  Святой скрывался в глубине пустыни и искал только общения с Богом, пока Сам Господь не призвал его для пророческого служения. Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.

  Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны принести покаяние, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

  Хотя, крещение Предтечи не было еще благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

  Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.

Креститель Господень

Иоанн Предтеча. Первая половина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

  Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось все больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

  Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: «Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

  И этот день настал — Иисус Христос — Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься. Крещение сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»

  Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Смерть праведника

  Крещением Спасителя пророк Иоанн практически завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

  В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу. Но ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Саломея, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей все, что она пожелает.

  По наущению матери она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, а Саломея отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.

  Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа Яблочный Спас в августе

Особенности богослужения

  Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Оно празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

  Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднства, которого не бывает у схожих праздников. По выражению церковных песнопений, Святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

  Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы святому, однако значение самого святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

  По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым великим праздникам. В связи с такой выдающейся торжественностью в этот радостный день из служб исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом, а не просто запрещает вносить поминальные моления в общественное богослужение.

  Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

  Святой Иоанн является покровителем всех верующих и кающихся.

Молитва

  Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Источник: http://mbrsm.ru/2019/07/06/rozhdestvo-ioanna-predtechi-2018-istoriya-bogosluzheniya-obryady/

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят ученые, политики и верующие. Одни утверждают, что это важное для христиан событие произошло на западном берегу Иордана, другие — на восточном. У кого какие аргументы — в материале РИА Новости.

«До слез!»

Уже более четырех лет Нина Просветлюк, уроженка Хмельницкой области Украины, трудится в Русском странноприимном доме в Иордании, у священной для верующих реки, давшей название этому государству. «Я думала, что приеду сюда только на месяц. Но, оказавшись здесь, ощутила такую радость, что у меня аж слезы пошли! Представить не могла, что буду тут молиться Богу за себя и за весь мир», — признается она.

Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, которые отнимают много сил. Но ей все же удается по три раза в день с молитвой окунаться в библейской реке.

Паломнический комплекс Русской православной церкви, который в 2012 году открыли президент Путин и король Иордании Абдалла II, ежедневно посещают десятки паломников и туристов. Здесь останавливаются даже американцы и канадцы. А у храма Иоанна Предтечи можно встретить мусульман, в том числе из Ирака и Сирии — для них это тоже памятное место.

Но стоит заглянуть в путеводители, как начинается путаница. То же и в научных трудах. Причем, как утверждают ученые, проблема возникла еще в первые века христианства. Самые ранние грекоязычные списки Евангелия местом крещения Иисуса называют местечко «Вифара заиорданская», то есть находящаяся на восточном берегу (на территории современной Иордании). А христианский мыслитель III века Ориген, прекрасно знавший предание о Христе, напротив, говорит о западном береге (современный Израиль).

Поэтому сегодня паломники посещают два места: Каср Эль-Яхуд на западной стороне реки и Аль-Махтас на восточной.

Место пророков

Крещение Христа — один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И весь «Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская» приходили к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришел и Иисус.

«Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» — так, по словам евангелиста Иоанна, отреагировал Предтеча на приближение Христа.

О месте крещения Христа в Евангелии упоминается лишь раз: «Это происходило в Вифаваре при Иордане» (Ин. 1:28). Название местечка Вифавара (Бейт-Абара) переводится с арамейского — языка Христа и Иоанна Крестителя — как «переправа пророков».

По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя именно тут.

«Как известно, неподалеку от Иордана находится холм, с которого, по преданию, Илия Пророк был вознесен на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча. Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал точно там же, где Илия, — на восточном берегу Иордана.

В его время эта местность считалась безопасной, ведь там не было римлян», — рассказывает исследователь.

Русский след

Библейское предание дало исследователям первую зацепку. А найти точное место вознесения пророка Илии — Джабаль Мар Ильяс — помог русский монах.

Первый русский паломник на Святой земле игумен Даниил составил в XII веке подробное описание мест, которые посетил. И вот что он сообщил про Джабаль Мар Ильяс: «К востоку от реки (Иордан. — Прим. ред.

) на расстоянии двух полетов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан.

Вода потока студеная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере».

В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя».

«Оказывается, здесь был монастырский комплекс. Его разрушило землетрясение. На полу храма мы нашли мозаику с надписью на греческом: «Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова», — говорит Рустом Мджян.

Однако расстояние от Джабаль Мар Ильяса до Иордана приличное — больше километра. Как же найти точное место крещения? Помогла, как это нередко бывает, случайность.

Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана находится город Мадаба. В нем есть православная церковь святого Георгия, возведенная в 1894 году. Так вот, при ее строительстве наткнулись на огромное мозаичное панно VI века. На нем изображены различные города, включая Иерусалим, Вифлеем и Газу. Картина оказалась частью огромной «мадабской карты» Святой земли. До наших дней дошел лишь ее фрагмент размером пять на семь метров. На нем есть и место крещения Господня.

Ученые это поняли благодаря изображенным рядом с «переправой пророков» двум рыбам — символам христианства. «На карте река впадает в большое озеро, а рыбы плывут в обратную от него сторону. Значит, это Иордан, впадающий в Мертвое море, соленую воду которого не выносит ни одна живность», — объясняет археолог.

Но на карте не обозначено, на какой стороне реки находится то самое место. Это и вызывает споры среди ученых.

Судя по карте, Вифара располагается на западном берегу. Отсюда версия о том, что Христа крестили в местечке Каср Эль-Яхуд («Крепость иудеев»). Сейчас там монастырь Иоанна Крестителя (Иерусалимской православной церкви).

«На праздник Крещения иерусалимский патриарх, прежде чем совершить обряд бросания креста в воду, заходит в этот маленький древний монастырь. Обитель находится где-то в полутора километрах от западного берега Иордана», — поясняет историк-востоковед Михаил Якушев.

Однако археологов смущают два обстоятельства. Во-первых, игумен Даниил в 1106 году писал, что на месте крещения находится часовня. А монастырь Иоанна Крестителя в Каср Эль-Яхуде тогда лежал в развалинах после землетрясения 1024 года.

Во-вторых, за последние две тысячи лет Иордан неоднократно менял русло, в основном из-за землетрясений.

Причудливый храм

После Шестидневной войны 1967 года граница между Израилем и Иорданией стала проходить как раз по реке. Причем оба государства заминировали берега. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим за ним разминированием восточного берега (западный начали полномасштабно очищать от мин только в 2018-м) ученые смогли исследовать святое место.

Археологи обращают внимание на то, как паломники описывали церковь на месте крещения. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря — крестообразная купель.

Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалеку монахи. А те, в свою очередь, опирались на свидетельства местных жителей.

Благодаря свидетельствам паломников VI-XII веков, а также фотографиям руин, сделанным в 1930-е годы французскими монахами, ученые определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам.

«В 1996 году мы начали исследовать всю зону между Иорданом и местом Джабаль Мар Ильяс. На каждом участке делали пробные замеры — раскапывали небольшие ямки. Если попадались какие-либо артефакты, кресты например, то ямку расширяли», — вспоминает Рустом Мджян.

И вот одна из проб дала результат. Археологи обнаружили остатки древней византийской церкви с крестообразной купелью — точь-в-точь как в описаниях средневековых паломников. А рядом с ней нашли следы русла реки.

Окончательно храм раскопали только в 2002 году. Каждый расчищенный участок приходилось особым образом консервировать, чтобы он не обрушился.

А в 2016-м местечко Аль-Махтас, где обнаружили храм, ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия как место Крещения Христа. И, по данным Управления по туризму Иордании, с каждым годом верующие все чаще приезжают именно сюда. «Если за весь прошлый год место Крещения посетили четыре тысячи паломников из России, то только за первое полугодие нынешнего — уже 11 тысяч», — сообщил РИА Новости глава управления Абдул Разак Арабият.

Впрочем, Израиль активно выступал против открытия этого места для паломников. И по сей день обе страны продолжают спор за право именоваться ни много ни мало «родиной христианской религии».

Источник: https://ria.ru/20180808/1526121128.html

Православный мир празднует Рождество Иоанна Предтечи

В этот день верующие вспоминают, как у иудейского священника Захарии и его супруги праведной Елисаветы родился сын Иоанн, ставший позже пророком.

Великий недвунадесятый праздник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечается ежегодно 7 июля. Этот святой считается самым почитаемым после Богородицы.

Почему Предтеча и Креститель

Иоанна называют Предтечей, потому что он родился раньше Иисуса Христа и проповедовал его пришествие. Крестителем пророка назвали, потому что именно он в реке Иордан крестил Сына Божьего.

История жизни пророка Иоанна Предтечи

Зачатие Иоанна Предтечи считается настоящим чудом. Те события описаны в Евангелие от Луки: они гласят, что во время службы в Иерусалимском храме к Захарии явился архангел Гавриил и известил его о том, что в их семье родится сын.

Захария и Елисавета были уже пожилыми людьми, а потому мужчина не поверил счастью своему — за это Гавриил наказал его немотой.

Елисавета, мать Иоанна, была родственницей Девы Марии, а сам Предтеча родился на полгода раньше Иисуса.

Когда мальчик появился на свет, отец Захария взял дощечку и написал на ней, что младенец должен быть наречен именем Иоанн — события гласят, что сразу после этого священник вновь обрел дар речи.

Спустя еще шесть месяцев, когда родился Иисус Христос, а царь Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев, мать бежала с Иоанном в пустыню. Захарию же убили в храме воины Ирода, которые пришли выяснить, где находится ребенок.     

По преданию, именно в пустыне до самой смерти Елисавета пробыла с Иоанном: после пророк долгие годы жил в пустыне один, молитвами и постом он готовился к тому, чтобы служить.

До тридцати лет, пока Господь не велел выйти Иоанну из пустыни, он жил там, питался медом и саранчой. После того Предтеча пришел к реке Иордан — здесь, в месте, где иудеи совершали омовения, святой начал рассказывать народу о покаянии и крещении. Здесь же началось то, что стало прообразом современного Таинства Крещения. Обычные люди верили в слова пророка, а потому охотно крестились в Иордане.

Однажды к Иоанну пришел и Иисус Христос и попросил его крестить. Предтеча был удивлен такой просьбе Сына Божьего, сказав: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Тогда во время крещения Христа «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Иоанн Предтеча принял мученическую смерть: запертый царем Иродом Антипой в темницу Иоанн был казнен по просьбе Соломеи — в награду за танец на дне рождения своей матери Иродиады девушка по ее же просьбе попросила принести голову пророка на блюде.

В память о страшных событиях того дня установлен праздник, называемый Усекновением главы Иоанна Предтечи.

Чего нельзя делать в Рождество Иоанна Предтечи

Православные верующие в этот день не режут ничего ножом, в особенности пищу круглой формы. Кроме того, нельзя танцевать и петь — как и запрет на пользование ножом, это связано с мученической смертью пророка.

В этот день также продолжается Петров пост, потому нельзя употреблять в пищу мясные и молочные продукты, однако дозволена рыба.

Источник: https://sputnik.by/religion/20180707/1036427641/pravoslavnyj-mir-prazdnuet-rozhdestvo-ioanna-predtechi.html

Иоанн предтеча

[Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя (пам. 24 июня — Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг.- Усекновение главы Иоанна Предтечи, 23 сент.- Зачатие Иоанна Предтечи, 7 янв.- Собор Иоанна Предтечи, 24 февр. и 25 мая — Обретения честной главы Иоанна Предтечи, 12 окт.- Перенесение десницы Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину).

Имя

В наиболее ранних исторических свидетельствах И. П. назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель (ὁ βαπτιστής, букв.- Погружатель [в воду для ритуального очищения]) связано не только с тем, что И. П. крестил Господа Иисуса, но и с его необычной для иудейства дохрист.

эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду) (ср.: у Иосифа Флавия: ᾿Ιωάννου τοῦ ἐπικαλουμένου βαπτιστοῦ — Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116)). В Евангелиях это наименование представлено в 2 формах — имени существительного (βαπτιστής) (12 раз в синоптических Евангелиях — Мф 3. 1; 11. 11, 12; 14. 2, 8; 16. 14; 17. 13; Мк 6. 25; 8.

28; Лк 7. 20, 33; 9. 19) и причастия активного залога в атрибутивной позиции (βαπτίζων) (Мк 1. 4 (в тех рукописях, где артикль перед причастием опускается, выражение можно понимать как составное сказуемое); 6. 14, 24 (в этих 2 случаях в ряде древних рукописей форма исправлена на βαπτιστής); Ин 1. 28; 3. 23). Исследователи, признающие существование источника Q (см.

ст. Евангелие), отмечают отсутствие в нем к.-л. др. эпитета у И. П.

Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)
Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)

Само по себе именование креститель уникально как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо И. П. оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у др. пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола λούω (омывать), а не от βάπτω/βαπτίζω (погружать) (Ios. Flav. Vita.

II 11; ср. то же про ессеев: Idem. De bell. II 8. 5). Если предположить, что именование Креститель первоначально возникло на евр. или на арам. языке, то в основе его лежит корень   — макать, окунать (4 Цар 5. 14; МТ — 2 Цар 5. 14); правда, появившиеся позже секты, к-рые считали И. П. своим основателем, использовали для обозначения своего обряда омовения название, производное от глагола   — погружать, замачивать.

Предтечей И. П. стали называть только со II в., поскольку в Евр 6. 20 это определение прилагается ко Спасителю. Впервые по отношению к И. П. его, вероятно, систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна (см.: Orig. In Ioan. comm. VI 39. 197 // PG. 14. Col. 268).

В средневек. фольклорной традиции к И. П. прилагались и иные прозвания (напр., у слав. народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.).

Жизнь и служение

Источник: http://www.pravenc.ru/text/471450.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию