Рождество Христово -история праздника. Рождественский пост. Святки
7 января – Рождество Христово. Великий Церковный праздник.
Рождественский пост. Прохождение рождественского поста. Святки. Празднование святок.
История появления праздника Рождества Христова
Рождественский пост
Традиции праздника Рождества
Рождественские> святки
Молитвы в праздник Рождества Христова
Акафист в праздник Рождество Христово
Величание праздника Рождество Христово
фильм о празднике Рождества Христова
Рождество христово -история праздника
Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.
Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи.
Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:
«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)
И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:
«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»
Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и
«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)
Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.
Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.
Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.
Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.
Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).
Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.
Рождественский пост перед праздником. прохождение рождественского поста
С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский, который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.
По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.
С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера.
Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.
«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).
В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!
Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют тропарь Рождеству
Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.
Рецепты блюд для прохождения поста
Рождество — что делают и чего нельзя делать в праздник
Ночью на Рождество в храмах проходят праздничные литургии, ведь 2000 лет назад произошло настоящее чудо – сам Бог пришел на землю к людям. В этот день на Божественной литургии быть нужно обязательно.
Накануне Рождества, в Сочельник, наряжают елку, на верхушке которой устанавливают звезду, символизирующую Вифлиемскую.
На елочке зажигают свечи, которые светят людям, подобно свету из пещеры, где произошло Рождество Иисуса Христа. Также ставят вертеп, т.е. символ этой пещеры с фигурками людей и животных.
К родившемуся Христу пришли волхвы и поднесли дары, поэтому с того времени началась традиция делать в этот день такие подарки, как фигурка пещеры, в которой произошло Рождество Христово, иконка или подсвечник. Совсем необязательно, что это должно быть что-то дорогое, главное, чтобы это было от сердца. И, конечно, сладости, которые дарят не только детям.
С давних времен существует традиция колядования на Рождество, когда дети или взрослые ходили по домам и славили Христа. За радостную весть о Рождении Спасителя их одаривали конфетами, сладкой выпечкой или деньгами.
В детстве, в советское время, моя бабушка просила меня прийти в этот день к ней домой и поколядовать в ее квартире.
Мне (автору этой статьи), второкласснику и октябренку, в то время еще не очень понятно было, зачем это нужно было делать и что это все означает, но я шел к ней в гости и колядовал. Другие бабушки, ее соседи по подъезду, уже знали, что я иду, и тоже ждали меня, а я тогда не понимал, что это за Рождество, но видно было — они очень любили этот праздник.
Многие считают, что в праздник Рождества можно гадать на картах, на блюдце или кофейной гуще. Ни в коем случае этого делать НЕЛЬЗЯ!
Различные гадания, обращения к экстрассенсам, колдунам или ясновидящим является тяжким грехом против первой заповеди:
Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других Богов, кроме меня.
Своим гаданием вы показываете Богу, что не верите в Него, в Его защиту и Божий промысел. Ведь с вами через карты или блюдце разговаривают злые духи, а не ангелы или святые.
Празднование святок
Рождественские святки – это праздничные дни, которые длятся двенадцать дней: от Рождества Христова до Крещения Господня.
Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.
В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.
Величание в праздник рождество христово
Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.
Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии
ВИДЕОФИЛЬМ
фильм о событии Рождества Христова.
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/rozhdestvo-xristovo-rozhdestvenskij-post/
Портал
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7) В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2.
14). И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов.
Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну.
Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
Дата Рождества Христова
Священное Писание, излагающее обстоятельства рождения Иисуса Христа, не указывает год и день свершения великого События. Евангелие от Луки сообщает о рождении Христа во времена римского императора Августа и правителя Сирии Публия Квириния, который и объявил обязательную перепись населения.
Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк.2,4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния.
Эти сведения, а также некоторые другие изыскания историков, позволяют датировать Рождение Христа 748-м годом от основания Рима, а не 753-м, как это вычислил в VI веке Дионисий Малый, установив новый порядок мирового летосчисления. Таким образом, по уточненным оценкам современных историков, Христос родился за 4-5 лет до начала новой эры «от Рождества Христова».
Первоначально Рождество Христово не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю). Дата Рождества — 25 декабря (7 января) принята Церковью с IV века.
До семидесятых годов 1-го века подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, просто потому, что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников. В 337 г.
папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления, 6 января). Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII.
Празднование Рождества Христова
Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое место. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим. По уставу, со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства.
Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника. За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом.
Этих рождественских рассказов четыре — по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий — от Матфея, от Марка и от Луки.
Наконец, день самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником.
Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.
Источник: http://www.diveevo.ru/859/
Рождество Христово — 2014: смысл, история и традиции праздника
Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.
Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница.
Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография.
К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.
В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне».
Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.
Рождество Христово: вифлеемская пещера
Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».
Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город.
Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка.
И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7).
Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира.
Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э.
и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения. В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху.
Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.
По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение».
Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы. Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.
Поклонение пастухов и волхвов
Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.
Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» — по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11). Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.
Он же пишет: «Они (волхвы – Авт.
) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, — говорит, — почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» — умерщвление».
Избиение младенцев
Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили.
Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.
«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», — свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.
14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.
Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».
Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»
Время и дата Рождества Христова
Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э.
Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э.
, когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.
Установление празднования Рождества Христова
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха).
После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.
https://www.youtube.com/watch?v=IcXUxO1aUSs
Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом. Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.
Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в.
было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».
Источник: http://www.nsad.ru/rozhdestvo-hristovo/
Как провести Рождество правильно
Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу.
Вопрос был один: «Что мы празднуем на Рождество?» Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было «на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж» и «на Рождество отмечают приход «Père Noël» («Отца Рождества») с подарками», «Рождество — праздник в честь установки рождественской елки» и «Рождество — это как репетиция Нового года», «Рождество — начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января» и даже «Рождество — это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии». Только один ответ упоминал Бога: «Рождество — это день рожденье Христа».
Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.
1. Что мы празднуем в день Рождества?
Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.
2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?
У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год — начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям.
Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа.
Пришествие в наш мир Спасителя — поворотный момент в истории человечества.
«РГ» публикует Рождественское послание патриарха Кирилла
Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат «оливье», шампанское, бессменный «Голубой огонек» и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.
3. Как произошло Рождество Иисуса?
Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название «Благовещение Пресвятой Богородицы», когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».
Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Имя Иисус и означает «Спаситель». Мария в недоумении спрашивает Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?» И Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим».
Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.
В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения.
И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь.
Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте.
Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем — город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?
Путин поздравил православных с Рождеством
Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере — сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли — туда, куда обычно кладут корм для скота.
И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога». С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения.
Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать — сердцем.
4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?
Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: «Не бойтесь! — говорит он, — я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
В Доме музыки состоится Московский Рождественский фестиваль
Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы — мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией — Спасителем.
В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: «Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!» Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод «взволновался, а с ним и весь Иерусалим».
От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет «не от мира сего», что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном.
Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище — он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.
Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.
Источник: https://rg.ru/2020/01/06/kak-provesti-rozhdestvo-pravilno.html
С первой звездой: история и традиции рождества
Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.
Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.
История праздника
Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).
Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.
Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Елка на Руси и в СССР
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.
Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января.
Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).
В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Рождественские традиции
Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).
В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов.
Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок.
Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.
Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.
Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.
В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.
Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.
Рождественские угощения
Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.
В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/34501073/
Рождество Христово (детям о праздниках)
Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме. Это произошло так:
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей (до трёх лет).
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
Эти слова Ангелов отражены в начале утреннего Богослужения в Малом славословии.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Трижды.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Дважды.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока». Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд.
Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю. Сначала они пришли в Иерусалим и стали спрашивать жителей: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской. Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших. Это были не случайные подарки. Своими дарами волхвы показали, что поклоняются Христу как Богу, Человеку и Царю: ладан предназначался Иисусу как Богу, смирна – как Человеку, обречённому на смерть, и золото – как Царю, имеющему власть и силу править судьбами людей.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. пророков, что Он Назареем наречется.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума:/ в нем бо звездам служащии,/ звездою учахуся,/ Тебе кланятися Солнцу правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока:\ Господи, слава Тебе.
Твое рождение, Христе Боже наш, осветило мир светом разума. Те, которые служили звездам, научены были звездою поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток, с Высоты. Господи, слава Тебе.
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус. А Христос означает «помазанник».
Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.
Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.
История создания праздника
В Апостольских постановлениях (памятнике истории христианской Церкви, относящемся к первым векам ее бытия) заповедуется праздновать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю).
В церквах восточных (к примеру, Александрийской и Кипрской) он отмечался вместе с праздником Крещения Господня 6 января (старого стиля) под общим именованием Богоявления.
Основанием такого совмещения послужило не историческое соответствие праздника дате самого события – день Рождества Христова и для Древней Церкви оставался неизвестен, а церковное предание, что Господь родился в тот же день, в который родился Адам, то есть в шестой от создания мира, поэтому Адам Новый – Христос должен родиться тогда же.
На установление праздника Рождества Христова 25 декабря (старого стиля) имело влияние языческое празднование 25 декабря как дня «поворота солнца с зимы на лето» или « дня рождения нового солнца, снова к земле обращающегося». Поэтому Церковь и противопоставила языческому празднику «дня непобедимого солнца» День Рождества Иисуса Христа, Который называется Солнцем Правды (Мал.4,2)
Чтобы верующие достойно подготовились к встрече и празднованию Рождества Христова, Церковь установила пост, продолжающийся 40 дней, который называется Рождественским или Филипповым (так как начинается на следующий день после празднования памяти апостола Филиппа).
Праздником Рождества Христова заканчивается Рождественский пост, поэтому после праздничной Божественной литургии верующие разговляются – вкушают скоромную пищу.
День, предшествующий Рождеству (6 января нового стиля), именуется Рождественским сочельником. Это день особо строгого поста. Само название «сочельник» происходит от наименования «сочива» — особенно постного блюда, которое готовят в этот день (пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). По давней русской традиции, в сочельник не вкушают пищу весь день до появления на небе первой звезды (в память о Вифлеемской звезде).
Святки
Время с 8 по 17 января включительно именуется святыми днями, или святками. На протяжении святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу, это дни особой радости, торжественного продолжения празднования Рождества Христова. По традиции, верующие – с благопожеланиями и рождественскими песнопениями – посещают дома родных и близких людей; в народе такие посещения именуют «славлением Христа» или «колядованием».
Рождество Христово
В яслях спит на свежем сенеТихий, крошечный Христос,Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос
Источник: http://voskrcerkov.ru/rozhdestvo-xristovo/
Как отмечают Рождество православные христиане
Рождество Христово является одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Рождение Иисуса Христа отмечается 7 января по новому стилю, а по старому григорианскому календарю — 25 декабря. В этот день встречают Светлый праздник христиане всего мира и заканчивается рождественский пост.
Немного об истории праздника
Споры о точной дате рождения Христа идут по сей день даже среди церковных служителей. Тем не менее многие считают, что сын Божий появился на свет в мае в Вифлееме. Но из-за разницы в календарях у нас это приходится на январь. Привычный календарь идет вразрез с новоюлианским. Так будет продолжаться еще около 800 лет, пока они не сравняются и не установится одна дата.
С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. Изначально это пошло от язычества и означало богатство и плодородие. Традиция настолько укоренилась, что сегодня елку на Новый год и Рождество принято ставить уже вне зависимости от вероисповедания.
Почему именно ель? Согласно записям, датированным IV веком, один из монахов пошел в лес за деревом. Выбор его пал на высокий дуб. Но когда он его срубил, тот упал и поломал все деревья рядом. Уцелела лишь ель. Монах решил, что это чудо и знак свыше.
С тех пор праздник отмечается с церковными службами, зажженными свечами и веселыми колядками.
Традиции празднования
Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран. Почти половина всех верующих приходится на Россию. Сам праздник начинается не в Рождество: ему предшествуют 40 дней поста.
Традиции же начинаются с сочельника. Это день, который идет перед Рождеством, — 6 января. В сочельник принято делать дома уборку. Следует также посетить церковь, сходить на богослужение, исповедаться и совершить причастие. Работать в этот день не рекомендуется.
На закате дети ходят по улицам, заходят в гости к соседям и поют коляду, тем самым желая хозяевам добра, богатства и благополучия. За это дети получают сладости и вкусную выпечку. Сейчас такая традиция в России сохранилась в основном в деревнях. В европейских же странах из этого делают настоящий карнавал с цветными костюмами, танцами и громкими песнями.
На утро до восхода солнца происходит интересная традиция пожелания благоденствия хозяевам. В дом должен войти молодой мужчина и «посеять» зерно по полу, щедро разбрасывая его по всем комнатам. После сытного постного ужина следует идти в церковь, где каждый верующий может присоединиться к рождественским богослужениям.
Днем после Рождества близкие обычно дарят друг другу подарки и обмениваются пожеланиями добра и счастья. На улицах в этот день проходят гулянья, на которых водят хороводы.
Обычаи и обряды
Числа 12 и 7 считаются самыми важными в дни Рождественских праздников. Издавна повелось, что на столе должно быть 12 блюд, а сделавший 7 благородных поступков в Рождество человек будет счастлив весь год. Также принято дарить семь подарков. Дарят, как правило, полотенца.
Чтобы избавиться от чего-то в своей жизни, люди обращаются к интересному обряду. В Рождество, 7 января, нужно взять стельку от обуви и сжечь ее, приговаривая: «Все, что ношеное, все, что хоженое, отслужившее и ненужное, здесь сгорит, от беды освободит». В огонь следует бросить все, от чего хотите избавиться. Если это что-то нематериальное, можно написать на бумаге и сжечь записку. Появилось желание станцевать у этого огня и вылить на него все свои эмоции? Делайте это не стесняясь.
Улучшить свое благосостояние можно с помощью елки. Накануне праздника необходимо украсить дерево денежными купюрами и сладостями. Если вешать не получается, можно оставить под елкой, а в ветках спрятать амулеты на счастье и удачу: крестики, медальоны и другие нательные символы.
Рождественские забавы
Развлечения в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник выходили на массовые гулянья и играли в игры, причем как взрослые, так и дети.
Например, все знают игру, когда два или три участника на скорость ищут без помощи рук вишенку в тарелке с мукой: кто быстрее найдет, тот и победитель. Вот и в старину играли очень похоже, только вместо муки в миске была сметана. Кто быстрее ее съедал без помощи рук, тот и выигрывал. Или же подобным образом нужно было выловить яблоко из глубокой емкости с водой.
Наверное, вряд ли найдется девушка, которая не гадала на Рождество или не хотела бы это сделать. Такие гадания называются святочными. Сразу вспоминается произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанное настроением рождественского волшебства и забав.
Самое простое и популярное гадание — выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого мужчины, которого встретишь. Как его зовут, такое имя будет у будущего мужа.
В праздничную ночь можно бросить валенок через забор на улицу. Если обувка угодила в сугроб, это значит, что девушке придется ждать суженого еще как минимум год. Если валенок обратился носком к какому-либо дому — оттуда и будет жених. Если бросить валенок и случайно попасть им в молодого человека, стоящего на улице, появится повод познакомиться и на чай пригласить. Возможно, тогда и год ждать не придется (девушкам на заметку).
Блюда праздничного стола
Хозяйки на Рождество готовят не простую еду. Этот день ожидает специального обеда и ужина. Главное условие — на столе должно стоять 12 блюд.
На Руси это была постная и даже вегетарианская еда. Два основных элемента на рождественском столе — сочиво, кисель или узвар. Сочиво представляет из себя размоченное в воде зерно (рожь или пшеница), перемешанное для вкуса с сухофруктами, орехами или маком. Всем, чем были богаты люди того времени. Необычное блюдо символизирует начало жизни, поскольку зерна обычно бывают готовыми к проращиванию. Узвар — это на нашем современном языке компот из сухофруктов.
Кроме того, принято вспомнить усопших, приготовив пшеничную кашу — кутью и заправив ее домашним медом. Тарелку с этим кушаньем ставят на пучок сена рядом с иконами как символ Иисуса в яслях.
Чем больше будет выпечки, тем лучше. Это могут быть всевозможные пироги с ягодами и домашними фруктами, кашей, картошкой или капустой. Хорошо пожарить блины, заправив их маслом или нафаршировав начинкой. Конечно, не обойтись и без мясных деликатесов. Необязательно готовить много — главное, чтобы было разнообразие. Мясной едой могут быть ветчина и колбасы, окорочка и вырезки. Если запечь птицу, то такой стол станет поистине праздничным.
За стол нужно собрать как можно больше родственников — дальних и близких, даже тех, с кем у вас разногласия. Встреча за праздничным столом в Рождество может стать хорошим поводом сгладить конфликты.
Источник: https://kazanfirst.ru/articles/481709
Что означает Рождество Христово? История и традиции праздника
7 января православный мир отмечает один из самых светлых церковных праздников — Рождество Христово.
По преданиям пророков, Иисус Христос родился в Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. События Рождества были описаны в Евангелие от Луки и Матфея.
Согласно евангелистам, Дева Мария и супруг ее Иосиф пошли из Назарета в Вифлеем для того, чтобы поучаствовать в переписи населения. Император Август велел провести перепись Римской империи, в состав которой входила Палестина. Перепись проходила по родам и коленам, которые имели свои праотеческие места и города. Для Марии и Иосифа таким местом был Вифлеем.
Дойдя до города, супруги устали и решили переночевать в пещере, приготовленной для скота. Как только они вошли туда, у беременной Марии начались схватки. Именно там, в стогах сена и соломы, на свет явился Иисус Христос. После рождения на поклонение к младенцу пришли пастухи, которым явился ангел с известием о рождении. Также в Евангелие упоминалось о звезде, которая привела волхвов к новорожденному. Жрецы даровали младенцу три символа: золото, смирну и ладан.
Услышав о рождении Христа, царь Ирод, который опасался соперника, послал гонца с приказом убить всех младенцев мужского пола. Предупреждение об опасности пришло Иосифу в сновидении, после чего он бежал с супругой и младенцем на египетские земли, где семья обосновалась до самой смерти Ирода.
Sputnik / Виктор Толочко
Рождество Христово в Свято-Духовом Кафедральном соборе в Минске
Рождественский пост
Рождественский пост – преддверие Рождества Христова. Он направлен на очищение души христиан, воздержанность от пищи, молитву и покаяние во всех своих грехах. 10-дневный пост длится до 7 января. Заключительный день – сочельник, когда пост соблюдается особо строго. Перед рождественской службой православные церкви декорируют световыми огнями и еловыми ветками.
Традиции Рождества
С древнейшим праздником связано огромное количество традиций и обрядов.
Верующие начинают праздновать Рождество с явлением первой небесной звезды – 6 января.
Семейный праздник Рождества проводят в кругу самых близких и родных. В Святой Вечер принято зажигать рождественские свечи и молиться.
Sputnik
Издавна рождественское меню состояло из 12 блюд – по числу апостолов. Помимо кутьи – сладкой каши, на стол подавали баранину, индейку, блины, заливное, окорока, пироги и разнообразные напитки.
За столом запрещалось вспоминать старые обиды и огорчения. Люди говорили о добрых делах и просили прощения друг у друга.
Еще одна традиция Рождества — «колядки». Люди ходили по соседским домам и распевали рождественские песни. Молодежь наряжалась в различные костюмы, надевала маски и с песнями поздравляла всю деревню.
Sputnik Анна Нефедова
Рождество у православных — второй после Пасхи по важности праздник в религиозном календаре
Что можно и нельзя делать в Рождество
В этот праздник запрещено работать. Весь праздничный период люди посвящают отдыху и свершению добрых поступков.
Православные посещают рождественские службы, молятся и ходят в гости.
В святую ночь люди зажигают свечи и наслаждаются теплом семейного очага. Свечи наполняют дом положительной энергией и дают силы всем присутствующим.
Также в эту ночь принято гадать. И хотя гадания всегда относили к проискам нечистой силы, девушки продолжали испытывать свою судьбу. Самое подходящее время для рождественских гаданий – ночь с 6 на 7 января, Старый новый год и крещенский вечерок.
В это время строго запрещено шить, кроить и плести – это может навлечь беду. Также нельзя использовать колюще-режущие предметы.
В это время нельзя давать в долг и самим одалживать деньги. Нельзя стричься и выполнять грязную работу по дому.
Источник: https://sputnik.by/religion/20200107/1039415000/Rozhdestvo-Khristovo-istoriya-i-traditsii-prazdnika.html
Почему православные отмечают рождество 7 января? История праздника
Рождество празднуют во многих странах мира, отличаются лишь даты празднования
Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.
Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.
Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.
История праздника
В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.
Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.
Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.
С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.
Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.
Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.
Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.
Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.
Разница в датах
Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.
AP Photo / Shakh Aivazov
Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.
В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/society/20180106/238795505/Pochemu-pravoslavnye-otmechajut-rozhdestvo-7-janvarja-Istorija-prazdnika.html
Рождество Христово: Хронология события
Священное Писание сохранило для нас имена всех предков Господа Иисуса Христа. В этом перечне праведников и носителей Божиих обетований – история приготовления людей к пришествию Спасителя
4050 лет до Рождества Христова. Изгнание первых людей из Рая
Адам
Первый человек, сотворенный Богом по Его образу и подобию, родоначальник всего человечества. Нарушил Божию заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, за что он и его жена были изгнаны из Эдемского сада. Грех прародителей распространился на все последующие поколения людей, последствия этого падения – смерть, страдания, глубокая поврежденность человеческой природы. Но уже Адаму и Еве Господь дал обетование о Спасителе мира: «семя жены сотрет главу змея» (Быт. 3:15).
Сиф
Третий сын Адама, рожденный после Каина и Авеля. По преданию, был изобретателем букв.
Енос
Внук Адама. После его рождения люди «начали призывать имя Господа Бога» — то есть молиться и открыто исповедовать свою веру. Потомки Еноса – Каинан, Малелеил и Иаред.
Енох
Сын Иареда, один из самых известных ветхозаветных праведников, который так угодил Богу, что, по слову книги Бытия, был восхищен на небо в возрасте 365 лет, не познав смерти и ада. Древние иудеи почитали его ученым мужем – изобретателем письменности, арифметики и астрономии.
Мафусал
Благочестивый патриарх, который прожил дольше всех людей на земле – 969 лет. По преданию, смерть забрала его в год Всемирного потопа.
Ламех
Последний допотопный патриарх, который предсказал, что при его сыне Ное на земле, страждущей от человеческих грехов, наступит покой. Умер в 777 лет.
3000 лет до РХ. Всемирный потоп
Ной
Праведник, который во времена всеобщего неверия и беспечности, послушал призыв Бога и построил ковчег. В этом наглухо закрытом корабле он и его семья пережили великую катастрофу – потоп, истребивший весь человеческий род.
После того, как вода спала, а ковчег пристал к горе Арарат, Ной заключил с Богом завет, пообещав от имени своих потомков сохранять веру в Творца, уважать свою семью, не покушаться на жизнь и имущество других людей.
Господь же благословил детей Ноя – все послепотопное человечество, и, в знак того, что земля больше не будет опустошена за их вину, в небе воссияла радуга.
Сим
Старший сын Ноя, родоначальник семитических народов – евреев, халдеев, сирийцев, арабов и эфиопов. Считается, что именно эти народы в наибольшей чистоте сохраняли первоначальный язык и веру в Единого Бога. Сим прожил 600 лет. Его потомки – Арфаксад и Сала.
Евер
Сын Салы, правнук Сима, последний благочестивый патриарх до эпохи разделения и рассеивания народов, которое произошло в результате Вавилонского смешения языков. Это событие случилось при жизни Евера и его сына Фалека.
2250 лет до РХ. Вавилонское столпотворение
Рагав
Сын Фалека, один из послепотопных патриархов до Авраама. Прожил 239 лет. Его потомков звали Серуг и Нахор.
Фарра
Сын Нахора, отец Авраама, Нахора (деда Ревекки) и Арама (отца Лота). Жил с семьей в Уре Халдейском. Как и остальные обитатели этой земли, был идолопоклонником, но на склоне своих лет проявил веру в истинного Бога, последовав Его повелению идти вслед за Авраамом в Ханаан. С Фарры начинается история странствования патриархов, которых Господь воззвал из смешения народов, чтобы спасти от нравственной и духовной гибели.
За 2000 лет до РХ. Переселение Авраама в Ханаан
Авраам
Сын Фарры, исполнивший Божественное призвание и переселившийся в землю, которую Господь обещал ему и его потомкам. Вера его была так велика, что он не смутился и когда Бог повелел ему принести в жертву своего наследника, Исаака.
Это несостоявшееся жертвоприношение – прообраз Крестных страданий Сына Божия. Авраам – единственный ветхозаветный праведник, удостоившийся при жизни лицезреть Святую Троицу — Бога в виде трех Ангелов. Его имя означает «друг Божий».
В Писании он почитается как «отец всех верующих».
Исаак
Дитя обетования, родился от Авраама и Сарры, когда первому было 100 лет, а второй – 90. В возрасте 40 лет женился на своей родственнице Ревекке, от которой имел двух сыновей-близнецов – Исава и Иакова. Бог обильно благословил Исаака земными благами – богатством и долголетием (умер он в возрасте 180 лет). По одному из иудейских преданий, именно этот патриарх ввел в употребление утреннюю молитву.
Иаков (Израиль)
Младший сын Исаака, который хитростью присвоил себе благословение отца, предназначенное его первенцу и наследнику, Исаву. Господь подтвердил законность этого благословения, явив ему во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землей, по которой спускались и поднимались ангелы. У Иакова было 12 сыновей, которые стали родоначальниками колен Израилевых.
1700 лет до РХ. Переселение в Египет
Иуда
Четвертый сын Иакова от Лии, родоначальник самого многочисленного и могущественного колена, которое при разделении Обетованной земли получило первый удел. Все цари избранного народа происходили от Иуды. По пророчеству Иакова, власть этого дома должна была продолжаться, пока не придет Царь Царей — Мессия. За несколько лет до Рождества Христова династия правителей из колена Иудина действительно прервалась. Над израильтянами воцарился чужеземец – идумей Ирод Великий.
Фарес
Сын Иуды от Фамари, близнец Зары. Его потомство было очень многочисленно. Многие из них вошли в историю израильского народа, как «люди отличные» (Неем. 11:6) и праведные. Потомки Фареса – Есром, Арам и Аминадав (Авинадав).
1300 лет до РХ. Исход из Египетского рабства
Наасон
Сын Аминадава, князь колена Иудина во времена Моисея. Его сестра Елисавета была женой Аарона. Его сына, пережившего Исход, звали Салмон.
Вооз
Сын Салмона, богатый и благочестивый житель Вифлеема, живший в эпоху Судей. Взял в жены моавитянку Руфь – этот важный момент упоминается, например, в родословии Господа, написанном евангелистом Матфеем. Среди предков Христа были не только праведники, но и порочные люди, и язычники – по своему беспредельному милосердию Он не отверг их, а сделал средством спасения. Потомки Вооза – Овид и Иессей.
1005 лет до РХ. Эпоха Царств
Давид
Младший сын Иессея, которого Господь избрал царем Израиля вместо непокорного Саула. В 18 лет победил могучего воина филистимлянина Голиафа, убив его камнем, пущенным из пращи в лоб. Прославился как победоносный полководец и мудрый правитель, который привел свой народ к могуществу и процветанию. При нем столицей Израильского царства стал Иерусалим, были подготовлены планы и чертежи по строительству первого Храма. Автор Псалтири – книги хвалений Божий.
Нафан
Один из сыновей царя Давида от Вирсавии, предок Господа Иисуса Христа по прямой линии — из его рода произошла Пречистая Дева Мария. Именно ее предков перечисляет евангелист Лука.
Апостол же Матфей приводит в своем Евангелии родословную Спасителя по линии Его нареченного отца Иосифа – это считалось допустимым, так как и Иосиф, и Мария были родственниками.
Его потомки – Маттафия, Маинан, Мелеай, Елиаким, Ионан, Иосиф, Иуда, Симеон, Левий, Матфат, Иорим, Елиезер, Иосий, Ир, Елмодам, Косам, Аддий, Мелхий, Нирий и Селафииль. Они жили в Иудее во времена разделенных царств, а затем, после разрушения Иерусалима Навуходоносором и пленения иудейской знати – в Вавилонском царстве.
536 год до РХ. Возвращение иудеев из Вавилонского плена
Зоровавель
Сын Селафииля, предводитель первого отряда иудеев, которые вернулись из Вавилонского плена в Иерусалим. Заложил и построил второй иерусалимский Храм, восстановил священнослужение в нем, вернул народу праздник Пасхи. Его потомки – Риссай, Иоаннан, Иуда, Иосиф, Семей, Маттафия, Мааф, Наггей, Еслим, Наум, Амос, Маттафия, Иосиф, Ианнай, Мелх, Левий, Матфат и Иоаким.
16 лет до РХ. Рождество Пресвятой Богородицы
Дева Мария – вымоленный у Бога ребенок. Ее благочестивые родители, Иоаким и Анна, были уже в преклонном возрасте, когда ангел возвестил им о том, что у них родится дочь. Когда Марии исполнилось три года, девочку отдали на служение Богу, в Иерусалимский храм. Здесь она молилась, изучала Священное Писание и осваивала тонкости швейного мастерства. По преданию, именно Пречистая Дева сшила завесу для самого важного места в храме — Святая Святых.
Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, по Закону она должна была выйти замуж. Первосвященник, зная об ее обете Богу оставаться в безбрачии, формально обручил девушку с ее дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом. Праведник обязался заботиться о Марии и охранять ее девство.
По переезде в Назарет Мария получила от Архангела Гавриила Благую весть о скором рождении Спасителя. Она часто читала слова пророков о Мессии, ждала Его и в глубине души мечтала быть хотя бы служанкой в доме, в котором Он придет, не подозревая о том, какой жребий уготовал ей Бог.
2015 лет назад – Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Когда Мария уже носила под сердцем Божественное Дитя, в Палестине началась перепись населения. Пречистой Деве и Иосифу надлежало прийти в город своих предков – Вифлеем, который считался родиной царя Давида.
В дороге у Марии начались схватки, но ни одна вифлеемская гостиница и ни один хозяин не захотел приютить у себя юную роженицу. Спаситель Мира появился на свет за городом, в небольшой пещере, которую местные пастухи использовали как загончик для скота.
Эти же пастухи вскоре пришли поклониться Богомладенцу – весть о Его Рождении они услышали в пении Ангелов.
На следующий день Святому семейству удалось снять комнату в одном из домов. Они остались в Вифлееме, потому что отсюда было легче добраться до столицы. По Закону Моисееву над первенцем мужского пола нужно было совершить несколько обрядов в Иерусалимском храме. На восьмой день Божественного младенца обрезали и нарекли ему имя Иисус. На сороковой день Иосиф и Мария принесли в храм особую искупительную жертву – двух голубей.
В одной из храмовых галерей они встретили очень старого человека – Симеона, который ждал исполнения предсказания, данного ему Богом.
Приняв на руки маленького Христа, он произнес: «Наконец, Господи, Ты с миром отпускаешь меня, ибо исполнилось слово Твое, и мои глаза видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей».
Старец Симеон олицетворял собою все поколения людей от Адама, которые ждали пришествия Мессии. Господь даровал ему возможность увидеть обетованного Искупителя своими глазами.
Источник: http://blaginform.ru/rozhdestvo/xronologiya/