Иерусалим не может быть столицей Израиля
Дональд Трамп во время предвыборной кампании действительно пообещал признать Иерусалим столицей Израиля. Ему нужны были голоса американских евреев. В Штатах евреев почти шесть миллионов, не так уж существенно меньше, чем в самом Израиле.
Но вот незадача. Евреи почти поголовно были на стороне Хиллари Клинтон. Американская еврейская община традиционно симпатизирует демократам, учитывая их более либеральную, чем у республиканцев, позицию по многим вопросам. И Трамп пообещал.
Дело это не слишком дорогое. Очень крупных расходов не потребует. Даже возможный переезд посольства в Иерусалим. Там такое огромное американское консульство, что места всем хватит. Впрочем, есть и пустырь под будущее посольство. Так что варианты возможны.
Де-факто и де-юре
Кто-то может спросить: а что, собственно, произошло? Фактически Иерусалим — давно столица Израиля. Еврейское государство реально контролирует город, и Кнессет — израильский парламент — заседает в Иерусалиме, а немногочисленные арабы заседают в Кнессете, который находится в Иерусалиме, то есть этот факт признают.
Дело в том, что в 1948 году, когда Организация Объединённых Наций создавала Израиль, Иерусалим в его состав входить не должен был. Как город трёх религий его планировали оставить под международным контролем.
Однако арабы сразу же после создания Израиля начали против него войну, которую проиграли. Цель её — уничтожение Израиля — достигнута не была. Напротив, именно тогда еврейское государство захватило Западный Иерусалим.
Мы, то есть Советский Союз, кстати, и создавали Израиль, и поддерживали его в первой войне.
Дальше было разное. Было даже время, когда в результате так называемой Шестидневной войны Израиль захватил весь Западный Берег реки Иордан, весь Синайский полуостров и вышел на Суэцкий канал. Мировое сообщество эти завоевания не признало, и в конечном итоге Израилю после самой кровопролитной войны 1973 года большую их часть пришлось отдать. Была даже такая теория — «Земли в обмен на мир».
Израиль пошёл на такую сделку. После этого и сложилась нынешняя ситуация с поделённым Иерусалимом. Поделённым, в общем-то, формально. Реально израильтяне контролируют его весь, как и всю так называемую Палестинскую автономию на Западном Берегу Иордана. В Сектор Газа они вторгаются периодически, когда там восстают арабы.
Старая-старая сказка
Вообще, конечно, права Израиля на Иерусалим, да и вообще на само своё существование — вещь довольно сомнительная. Что-то было на этой земле три-четыре тысячелетия назад. Да мало ли что и где было три, а то и четыре тысячелетия назад. Был, например, такой народ филистимляне, который полностью исчез. Или карфагеняне, которых тоже давно нет. А ещё четыре столетия назад не было даже намёка на Соединённые Штаты. Были земли индейцев от океана до океана.
Что ж, давайте создадим индейское государство на территории, например, штата Нью-Йорк и вернём коренным жителям Америки их древний Манхэттен, который у них обманом купили за гроши. Это вполне соответствует логике, по которой создавался Израиль.
Кстати, когда этот вопрос обсуждался, Палестина была не единственным вариантом. Крым, правда, на который нацеливались сионисты, Сталин им категорически не дал. Сибирский Биробиджан же — это просто издёвка. А вот Белое нагорье в Кении рассматривалось как вариант создания еврейского очага вполне серьёзно. Климат там мягкий и приятный. Так что вполне Израиль, или как его называли бы, мог стать африканским государством. Похоже, зря его там не создали. Всем было бы куда спокойнее.
Трампу сейчас выгодно переключить внимание общества с расследования «русского следа» на выборах, цель которого — импичмент, на что-то другое.
Но создали, где создали. И уже первая арабо-израильская война породила сотни тысяч арабских беженцев, потомки которых живут и умирают в палаточных лагерях по сей день. При правлении иорданцев и палестинцев Иерусалим был вполне заштатным городом. Конечно, при Израиле он получил куда большее развитие, стал привлекать значительное количество туристов.
Чего добиваются от США
Прежде всего надо отметить, что и Клинтон, и Буш-младший, и Обама, будучи кандидатами в президенты, обещали признать Иерусалим столицей Израиля, но, став хозяевами Белого дома, этого не сделали. Кстати, и решение конгресса на этот счёт есть. Почему же Дональд Трамп всё же решился на такой шаг?
В США популярна версия, что он действовал под влиянием зятя Джареда Кушнера и дочери-иудейки. Но, несмотря на всю экспрессивность Трампа, это, скорее всего, не главная причина.
Его рейтинг падает, американская элита Трампа не любит, размахивает секирой спецпрокурор Мюллер. Так что, скорее всего, это вполне продуманный шаг.
Источник: https://www.pnp.ru/politics/ierusalim-ne-mozhet-byt-stolicey-izrailya.html
Град раздора
Ближний Восток — на пороге большого скандала. По данным высокопоставленных западных чиновников, Саудовская Аравия, претендующая на роль главного центра силы в мусульманском мире, предложила палестинскому лидеру Махмуду Аббасу заключить сделку на израильских условиях.
Эр-Рияд всё отрицает, палестинцы негодуют, а тут еще в Белом доме заявили, что до конца недели Дональд Трамп может признать Иерусалим единой и неделимой столицей еврейского государства, что он обещал сделать еще будучи кандидатом в президенты.
В нюансах происходящего в регионе разбирался iz.ru.
Лишиться части территорий. Согласиться на израильский контроль над вопросами обороны и внешней политики, сохранив за собой «моральный суверенитет». Смириться с нелегальными израильскими поселениями на Западном берегу реки Иордан. Навсегда отказаться от Восточного Иерусалима и от права беженцев и их потомков вернуться на земли отцов и дедов.
Такие предложения, как сообщает The New York Times со ссылкой на высокопоставленных западных и арабских дипломатов, привез из Эр-Рияда лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас.
Он отправился в Саудовскую Аравию внезапно — после того, как ему сообщили, что король Салман и новый фактический правитель страны принц Мухаммед ибн Салман Аль-Сауд хотят с ним встретиться.
Домой Аббас вернулся с планом, который арабские СМИ уже прозвали самым произраильским за всю историю переговоров, а также предупреждением принца Мухаммеда: если Аббас не согласится с предложениями, саудовцы его просто заменят на удобного им человека. Чтобы подсластить пилюлю, саудиты выразили готовность выделить на развитие Палестины дополнительные деньги.
Сам визит состоялся почти месяц назад, однако подробности стали известны только сейчас. В Палестине они вызвали настоящую бурю.
Автор цитаты
«Если какой-нибудь палестинский лидер принял бы любое из этих предложений, палестинский народ мигом бы лишил его власти», — объявил депутат Палестинского законодательного совета и по совместительству один из руководителей ХАМАС Хасан Юсеф.
Самое непонятное в этой истории — откуда вообще взялся этот план. Изначально арабские СМИ именовали его «американским», но в Вашингтоне авторство категорически отвергли, объяснив, что ничего подобного в свой проект мирного урегулирования вносить не планировали. Саудовцы также объявили, что никаких предложений Аббасу не делали.
Автор цитаты
«Наше королевство полностью поддерживает правление Аббаса, — утверждает саудовский посол в США принц Халид ибн Салман. — Мы не вмешиваемся во внутренние дела палестинцев и по-прежнему поддерживаем идею сделать Восточный Иерусалим столицей Палестинского государства».
Ему вторил Набиль Абу Рудейни — пресс-секретарь Аббаса, назвав сообщения прессы фальшивками.
Этому можно было бы поверить, если бы не множество утечек от тех, кто налаживал контакты между Аббасом и Мухаммедом и своими глазами видел эти предложения.
Чем бы это ни было — попыткой внести через саудитов альтернативный американский проект, чтобы сделать палестинцев более сговорчивыми, или личной инициативой принца Мухаммеда, — момент был выбран крайне неудачный. Палестинское общество и весь арабский мир и без того взбудоражены сообщениями о том, что президент Трамп намерен выступить в среду, 6 декабря, с речью о признании Иерусалима столицей Государства Израиль.
Обещать — не значит жениться
Автор цитаты
«Когда Соединенные Штаты поддержат Израиль, шансы на достижение мира вырастут, и вырастут стремительно. И я расскажу вам, что произойдет, когда Дональд Трамп станет президентом Соединенных Штатов. Мы перенесем американское посольство в вечную столицу еврейского народа — Иерусалим. И мы пошлем всем ясный сигнал, что никаких разногласий нет между Америкой и нашим самым надежным союзником — Государством Израиль».
Эти слова, сказанные Трампом на заседании американо-израильского комитета по общественным связям в марте 2016-го, многое значили для него и для Америки. Они вместе со множеством других аналогичных заявлений, сделанных Трампом в последующие полгода, принесли ему симпатии значительной части влиятельного произраильского лобби и тех американцев, кто привык видеть в Израиле ключевого союзника США на Ближнем Востоке.
Однако, став президентом, Трамп выполнять обещания не спешил. Оптимисты утверждали, что ему просто нужно сперва разобраться с первоочередными проблемами и укрепить свои позиции в Белом доме; пессимисты — что Трамп принес еврейское дело в жертву сиюминутным политическим интересам.
В принципе у скептиков были основания сомневаться: еще в 1995 году конгресс и сенат США приняли закон о переносе американского посольства в Иерусалим.
Однако затем каждые полгода американские президенты это событие откладывали — чтобы не обострять отношений с палестинцами и не останавливать мирный процесс на Ближнем Востоке.
Самого президента проблема выполнения обещаний, судя по всему, также немало тревожила. Уже после избрания, в январе 2017 года, на одном из приемов корреспондент газеты «Исраэль Хайом» спросил его, не забыл ли он свои слова о переносе посольства. Трамп тогда буквально взорвался:
Автор цитаты
«Разумеется, я помню, что я говорил про Иерусалим! Вы же знаете, я не из тех, кто нарушает обещания». В последующем, впрочем, когда журналисты западных СМИ задавали ему этот вопрос, он отказывался отвечать: «Я не хочу снова и снова говорить об этом. Просто подождите — и увидите, что случится».
Трампу в этой ситуации не позавидуешь: президент США, всерьез взявшийся за решение сложнейшей палестино-израильской проблемы, оказался перед непростым выбором. С одной стороны — отношения с Израилем, которому он симпатизирует.
С другой — необходимость укреплять американские позиции на Ближнем Востоке и, в частности, наращивать связи с другими союзниками в регионе, в первую очередь с Саудовской Аравией.
Ваххабитское королевство, ведя борьбу с Ираном за доминирование в исламском мире, не может отказаться от поддержки палестинских претензий на Иерусалим: это будет немедленно расценено как предательство и позиции Эр-Рияда ослабнут.
В ситуации, когда Иран в результате успешных кампаний в Сирии и Ираке наращивает влияние в регионе, допустить этого никак нельзя. При этом сами саудиты и рады бы помириться с Израилем (неофициальное взаимодействие на антииранской основе между ними уже налажено), но как это сделать, не превратившись в глазах арабской улицы в предателей, совершенно непонятно.
Впрочем, что на самом деле на уме у Трампа, сложно сказать.
Автор цитаты
«Президент еще только собирается принять решение, — объяснял собравшимся журналистам в воскресенье, 3 декабря, Джаред Кушнер, зять и советник Трампа. — Пока он рассматривает весь набор различных фактов, которые нужно принять во внимание».
Кому, как не Кушнеру, знать, насколько вопрос статуса Иерусалима — щекотливая тема. Именно на него в августе 2017 года тесть-президент возложил сложнейшую задачу — перезапустить мирный процесс на Ближнем Востоке.
А иерусалим возьмем себе
Автор цитаты
Источник: https://iz.ru/679010/aleksei-kupriianov/grad-razdora
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Чудеса Благодатного огня
Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей и один случай, когда не потух по приказу.
Благодатный огонь, (по греч. Святой Свет) — огонь, который начиная с IX века, ежегодно сходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Схождение Благодатного огня символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
На протяжении веков Благодатный огонь сходит только в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей, что говорит о величайшей благодати Божьей, которую невозможно отнять или умолить, потому что она дана нам, православным христианам, не людьми, а самим Господом Наши Иисусом Христом.
О некоторых попытках изменить эту традицию, подчинит себе схождение огня, очернить православие, пойти портив воли Божьей, ради меркантильных, земных целей, мы и расскажем вам в данной статье.
Крестоносцы и Благодатный огонь
В Великую Субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в 1101 году не совершилось чуда сошествия Святого огня, пока не были приглашены для участия в этом обряде православные христиане.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.
Крестоносцы освобождают Иерусалим
Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии».
Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него
Балдуин I
Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
Мусульмане и Благодатный огонь
Мусульмане освободившие Иерусалим от крестоносцев стали отмечать, что ежегодное чудо дарования Благодатного огня не только укрепляет веру местных православных, но и способствует распространению православия в исламской среде. И тогда султан Салах ад-Дин приказал потушить огонь
В 1187 году произошёл любопытный случай, когда мусульмане под предводительством султана Саладина вновь захватили Иерусалим и изгнали оттуда крестоносцев, повелитель пожелал присутствовать на праздновании дарования благодатного огня, хотя и не был христианином. Когда он прибыл в храм, небесный огонь загорелся внезапно и все были глубоко поражены.
Христиане радостно восславляли величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но потушенная лампада сразу же опять загорелась.
Салах ад-Дин трижды тушил священную лампаду, и она трижды возгоралась вновь
Салах ад-Дин
Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк Аль-Бируни (IX-X вв.): «однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь, что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
Историк Аль-Бируни
После этого, Благодатный огонь стал признаваться мусульманами, как чудо и даже использовался для исцеления. Сегодня мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня. Они почитают Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих пророков, приносят в свои дома Благодатный Огонь и зажигают от него свои домашние светильники.
Армяне и Благодатный огонь
В 1578 году армянские священники, возгордившись, посчитали себя избранными, истинными сынами божьими достойными права вхождение в Кувуклию и получения огня.
После очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху
Софроний IV
В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.
Рассеченная колонна
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.
Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.
Арабы-христиане и Благодатный огонь
Уже в наше время произошел один знаменательный эпизод. По приказу военного губернатора Иерусалима Рональда Сторрса в Храм Гроба Господня не пустили арабов-христиан.
Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. Что придает неповторимую атмосферу праздника — схождение Благодатного Огня.
Арабы-христиане
Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом английский военный губернатор Рональд Сторрс, однажды попытался запретить «дикарские» пляски, арабской молодежи.
Рональд Сторрс
Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх, своей волей, распорядился пустить арабов в Храм. После исполнения ими молитвы Господу — Огонь сошел
Владимир ШЕМЕНЕВ
Эту статью прочитали (648)
Источник: http://hram-ng.cerkov.ru/2017/04/14/tri-sluchaya-kogda-blagodatnyj-ogon-ne-pozhelal-sxodit-po-vole-i-ambiciyam-otdelno-vzyatyx-lichnostej/
Инициативы США по урегулированию палестино-израильской проблемы
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 января 2020 года президент США Дональд Трамп обнародовал политическую часть плана по урегулированию палестино-израильской проблемы, получившего в СМИ название «сделка века». «Мое видение представляет возможность для обеих сторон оказаться в выигрышной ситуации, это реалистичное решение, предусматривающее сосуществование двух государств», — заявил Дональд Трамп. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о ключевых инициативах США по ближневосточному урегулированию.
История палестино-израильской проблемы
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 о прекращении британского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств — еврейского и арабского.
При этом арабы получили около 42% территории, евреи — 56%, Иерусалиму, который занимает 2% территории, был присвоен особый международный статус.
Арабские страны отвергли это предложение, дававшее преференции меньшинству (основное население Палестины составляли арабы около 65%, евреев было около 30%).
14 мая 1948 года в Тель-Авиве было провозглашено образование Государства Израиль. На следующий день Иордания, Египет, Сирия, Ирак, Ливан ввели туда свои войска с целью уничтожения новообразованного государства. Началась Первая арабо-израильская война (1948-1949 годы). Она закончилась поражением арабских сил. Израиль захватил западную часть Иерусалима и часть палестинских земель, увеличив свою площадь на 42% (с 14 до 20 тыс. кв. км.). В результате военного конфликта не менее 700 тыс.
арабов-палестинцев (ок. 80% арабского населения) оказались беженцами. На оккупированных территориях было введено управление израильской военной администрации, Иерусалим был объявлен израильтянами столицей еврейского государства. Сектора Газа, Западный берег реки Иордан (ЗБРИ) и Восточный Иерусалим, выделенные планом ООН под создание Палестинского государства, отошли к Египту и Иордании. Они перешли к Израилю в 1967 году в результате Шестидневной войны, закончившейся поражением арабов.
22 ноября 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюция 242, призывающую к выводу израильских вооруженных сил (резолюция до сих пор признается ведущим документом в урегулировании арабо-израильского конфликта) и к возвращению к границам, существовавшим до начала Шестидневной войны.
Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года
В 1978 году, после многолетних арабо-израильских конфликтов, президентом Джимми Картером в Кэмп-Дэвиде (штат Мэриленд, США) были инициированы египетско-израильские переговоры. Историческое рукопожатие по их итогам президента Египта Анвара Садата и премьер-министра Израиля Менахема Бегина стало одним из самых медийных событий того года.
Президент Картер выступил гарантом достигнутых в Кэмп-Дэвиде соглашений — «Рамки для заключения договора между Египтом и Израилем» и «Рамки мира на Ближнем Востоке». Последний подтверждал, что основанием для установления мира в регионе должна быть резолюция 242 СБ ООН.
Документ закреплял «законные права палестинского народа», предусматривал предоставление ограниченного самоуправления палестинцам на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также установление пятилетнего переходного периода. В этот срок предполагалось окончательно определить статус ЗБРИ и сектора Газа в переговорах между Израилем, Египтом, Иорданией и палестинцами.
После создания органа палестинского самоуправления израильские силы должны были покинуть оккупированные территории, а для обеспечения безопасности должна была быть создана сильная местная полиция. Статус Иерусалима в документе не оговаривался.
В 1979 году на основе Кэмп-Дэвидских соглашений в Вашингтоне в торжественной обстановке был заключен египетско-израильский мирный договор, однако пункты, касающиеся палестинской проблемы, остались нереализованными.
Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению 1993 года
В сентябре 1993 года при посредничестве президента США Билла Клинтона в Вашингтоне состоялось подписание израильско-палестинской Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению (ее заключению предшествовали тайные переговоры палестинцев и израильтян в Осло).
В документе говорилось о намерении Израиля и Организации освобождения Палестины (ООП; политическая организация, представляющая интересы арабов, проживающих на территории Палестины) «положить конец десятилетиям конфронтации и конфликта» и о признании сторонами «законных и политических прав» друг друга и стремлении жить в «условиях мирного сосуществования».
Согласно документу, израильские силы должны были оставить ЗБРИ и сектор Газа. Предполагалось, что в течение пяти лет должно было быть принято постоянное соглашение об урегулировании проблемы на основе резолюции 242.
В результате договоренностей на оккупированных территориях были созданы местные органы власти: в январе 1996 года состоялись выборы главы Палестинской национальной администрации и Палестинского законодательного совета (парламент).
Руководителем ПНА был избран Ясир Арафат (глава ООП в 1969-2004 гг), большинство мест в парламенте получило возглавляемое им Движение за освобождение Палестины (ФАТХ). Однако исламистский ХАМАС и другие радикальные палестинские группировки не признали заключенного соглашения и продолжили террористические атаки на израильтян.
В Израиле также были силы, не одобрявшие договор с палестинцами, продолжалось строительство еврейских поселений на оккупированных территориях.
Саммит в Кэмп-Дэвиде в 2000 году
В июле 2000 года в Кэмп-Дэвиде по инициативе и при посредничестве президента США Билла Клинтона прошли переговоры между палестинцами и израильтянами для окончательного урегулирования существующей проблемы. Израиль и США предложили палестинцам создание собственного демилитаризованного государства на 92% территории Западного берега реки Иордан и 100% сектора Газа, снос большинства израильских поселений и их сосредоточение на 8% земли ЗБРИ, которая будет принадлежать Израилю.
Однако переговоры завершились провалом из-за разногласий по вопросу Восточного Иерусалима. Американо-израильское предложение включало совместный суверенитет над арабскими районами Восточного Иерусалима, в то время как палестинцы настаивали на том, что под их суверенитет должен перейти весь Восточный Иерусалим с арабскими районами, включая Старый город (место, где расположена святыня трех религий) и иудейскую Стену Плача.
После срыва переговоров в сентябре 2000 года лидер израильского правого блока «Ликуд» Ариэль Шарон, выступавший против уступок палестинцам, демонстративно пришел на Храмовую гору (площадь в юго-восточной части Старого города Иерусалима, где располагается третья по значимости святыня ислама — мечеть Аль-Акса), чем спровоцировал начало второй интифады (народное протестное движение палестинцев против государства Израиль в 2000-2005 годы).
«Параметры Клинтона»
В декабре 2000 года Билл Клинтон сформулировал новые инициативы по урегулированию палестино-израильской проблемы, получившие название «параметры Клинтона».
Согласно им, под контроль палестинцев предполагалось передать 94-95% ЗБРИ и всю территорию сектора Газа, создать «коридор безопасности» между сектором Газа и Западным берегом, Иерусалим провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств. Переговоры прошли в Вашингтоне и продолжились в январе 2001 года в египетском городе Таба.
Хотя стороны и декларировали достигнутый прогресс, однако непрекращающиеся атаки палестинских террористов на израильтян и смена правительства в Израиле (пост премьер-министра вместо ушедшего Эхуда Барака занял Ариэль Шарон) сорвали попытки возобновления мирных переговоров.
Дорожная карта
В 2001 году США вместе с ЕС, Россией и ООН вошли в состав группы международных посредников по ближневосточному урегулированию (т. н. четверка посредников). В 2002 году ими была разработана дорожная карта по решению палестино-израильской проблемы к 2005 году на основе принципа мирного сосуществования двух государств. В ноябре 2003 года проект был одобрен СБ ООН (резолюция 1515) и обрел статус обязательного международно-правового документа.
На первом этапе (2002 год — первая половина 2003 года) план предусматривал отказ от насильственных действий с обеих сторон, прекращение поселенческой активности Израиля на палестинских территориях и начало взаимодействия палестинцев и израильтян в сфере безопасности.
Кроме того, предполагался отвод израильских войск с оккупированных палестинских территорий на позиции 28 сентября 2000 года (когда началась вторая интифада) и поддержка проведения палестинцами «свободных, честных и заслуживающих доверия» выборов в начале 2003 года.
В ходе второй фазы (2003 год), согласно документу, усилия должны были быть «сконцентрированы на возможности создания палестинского государства с временными границами на базе новой конституции в качестве промежуточной станции на пути к постоянному урегулированию». На завершающей стадии (2004-2005 гг.
) план предусматривал проведение палестино-израильских переговоров с целью достижения окончательного урегулирования в 2005 году. Такие вопросы, как граница между палестинским государством и Израилем, статус Иерусалима и возвращение беженцев, согласно дорожной карте, должны были стать предметом отдельных переговоров.
Из-за несоблюдения сторонами взятых на себя обязательств план до сих пор так и не был реализован.
«Сделка века»
После прихода в 2017 году в Белый дом Дональда Трампа его администрация приступила к разработке нового плана по решению палестино-израильского конфликта. Он был подготовлен под руководством Джареда Кушнера — старшего советника и зятя Трампа. Официальное название документа — «Мир во имя процветание», он предусматривает экономическую помощь Палестине и соседним арабским странам в обмен на мирное соглашение с Израилем.
Первая часть этого плана — экономическая — была обнародована 22 июня 2019 года. В соответствии с ней, в Палестину, Египет, Иорданию и Ливан в течение 10 лет будут направлены инвестиции в размере $50 млрд. Более половины этой сумму предлагается предоставить Палестине, в том числе для реализации свыше 100 проектов в промышленности, медицине, образовании и т. д.
Около $1 млрд предполагается потратить на туристические проекты. Еще $5 млрд направят на строительство современной транспортной сети, которая соединит Западный берег реки Иордан и сектор Газа через территорию Израиля. В Белом доме подчеркнули, что целью этого плана является создание 1 млн рабочих мест в Палестине и удвоение его ВВП в течение 10 лет.
Часть финансирования должна покрываться из бюджета США, однако большие вложения предполагается привлечь из стран Персидского залива, Запада, а также частного сектора. Для управления финансами и реализации проектов США предлагают создать многонациональный банк развития — «головной фонд», который будет контролироваться назначаемым советом управляющих.
Кроме того, как говорится в документе, определенная доля средств будет изыскана благодаря международным грантам и субсидируемым займам.
25-26 июня 2019 года документ был представлен в столице Бахрейна Манаме на конференции «Мир во имя процветания». Официальные представители Палестины и ряда арабских стран, в частности Ирака и Ливана, отказались от участия в мероприятии.
Источник: https://tass.ru/info/7628871
Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 1 (638-1099) / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru
С завоеванием арабами Палестины для Иерусалимской Церкви начался новый исторический период, ознаменовавшийся полной политической властью иноверцев. В первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было достаточно благоприятным, ибо халиф Омар I (634-644) вошел в Иерусалим не как варвар-завоеватель, а как благочестивый паломник.
Заключив с Иерусалимским патриархом Софронием (634-638) договор, на основании которого в последствии определялись отношения арабского халифата к христианам Палестины, Омар I закрепил за ИПЦ Святые Места, имеющие археологическую ценность храмы, монастыри и жилища христиан.
Необходимо отметить, что мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и, когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, то совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем.
Согласно мусульманскому закону все жители империи, не исповедующие ислам, в качестве наказания облагались поголовным налогом (харадж), который составлял 4 динария в год. Не желающих подчиняться либо казнили, либо продавали в рабство. От уплаты хараджа человек избавлялся в трех случаях: если он принимал ислам, если продавался в рабство либо, если умирал. Характерно, что священнослужители и монахи, согласно договору с Омаром I этим налогом не облагались.
Невидящих свет ислама и пребывающих в своем неведении мусульмане называли «зимми». Жизнь «зимми» могла быть отнята за поношение Корана, Пророка или ислама, совращение мусульманки, за проповедь иудейства или христианства и т.д. Примечательно, что при этом мусульманам разрешалось брать в жены иудеек и христианок, не принуждая их изменять вероисповедание. Одежда «зимми» должна была отличаться от одеяния мусульманина.
Строго-настрого запрещались всяческие внешние проявления культа – колокольный звон, крестный ход и т.д. Запрещалось пить вино в публичных местах, вкушать свиное мясо, иметь оружие и ездить верхом. «Зимми» не брали в войско, и они, разумеется, не имели права занимать государственные посты и участвовать в политической жизни страны. Несмотря на явные ущемления христиане могли свободно совершать богослужение, а также было сохранено право самоуправления и религиозный суд.
Мусульманам запрещалось вмешиваться и изменять решения религиозного суда какой бы то ни было религии. Это позволило немусульманским религиозным организациям и общинам автономно существовать, быть управляемыми своими духовными лидерами, избирать их, обучать молодежь и т.д.. В ИПЦ полностью сохранилась структура управления монастырями и епархиями, их собственность и имущество.
Таким отношением мусульманская власть приумножила значение и силу духовных лидеров христианских общин и сделала возможным сохранение и окормление ИПЦ в целом.
По причине этих свобод религиозные общины (millet), имеющее религиозное и национальное значение, со временем стали являть собой государство в государстве. Таким образом, если в Византии власть открыто враждовала со всеми еретическими течениями и старалась ликвидировать в своих пределах инаковерующих, то в арабском халифате все религии «зимми» были совершенно равноправными, и ИПЦ существовала на одинаковых условиях с монофизитами, несторианами, иудеями и прочими религиозными течениями.
Согласно мусульманскому закону, вся земля разделялась на две части: «дом ислама» и «дом войны». Всякий иностранец считался для арабского халифата врагом. Пришелец мог ступить на землю ислама и пребывать в его «доме», лишь попросив мира (аман). Это позволяло православным христианам из других стран посещать Святые Места за небольшую плату.
Вскоре после захвата Иерусалима арабами, предположительно в 638 году, скончался патриарх Софроний. После него на Святоградском престоле 68 лет не было патриарха, и церковью управляли местоблюстители.
В 640 году арабские войска под предводительством Амру захватили Аскалон и Газу. Защитники городов во главе с полководцем Киллиником, не пожелав отречься от Христа, приняли мученическую смерть. 6 ноября были замучены 10 православных воинов в Иерусалиме, а 17 декабря – 50 солдат в Елевферуполе.
Последующие халифы – Осман (644-656), Муавия (656-680) и Иежит I (680-683) правили, соблюдая соглашение Омара I и патриарха Софрония. Христиан в этот период в Палестине насчитывалось около 43.000. Сведения относительно внутреннего состояния церкви при первых халифах, к сожалению, не сохранились.
Ухудшение положения палестинских христиан. Иконоборческая ересь
К концу VII века отношение властей халифата к христианскому населению ухудшилось. Первыми приняли на себя удар христианские святыни. Известно, что в 690 году стараниями тайного христианина Сергия, отца святого Иоанна Дамаскина, с большим трудом удалось сохранить Гефсиманский храм. Арабы предприняли попытку изъять из него колоны, которые хотели использовать для возведения мечети в Мекке. В 694 году по неизвестным для нас причинам против христиан вспыхнуло первое гонение.
С приходом к власти халифа Аль Валида (705-715), прославившегося в мусульманском мире разрушением в Дамаске одного из самых прекраснейших памятников христианства храма святого Иоанна Предтечи и возведением на его месте огромной мечети, положение христиан в Палестине еще больше ухудшилось. Правителем Палестины был назначен брат нового халифа Сулейман, перенесший административный центр Палестины из Иерусалима в Ремлин. Притесняя христиан и отнимая у них уже готовый для постройки храмов материал, он возводил мечети.
В 708-709 г.г. 80-тысячное войско арабов потерпело крупное поражение в сражении с византийцами у боспорского города Хрисуполя. Между успехами Византийской империи в ходе войны и жизнью христиан в арабском мире была непосредственная связь: чем больше поражений претерпевали арабы на поле брани, тем больше притесняли христиан в халифате.
Так, в 709 году вышел указ о запрещении использования в делах государства греческого языка, а с восхождением халифа Сулеймана (715-717) гнет поголовного налога распространился и на монахов. Имена монахов-«зимми» не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом.
Если монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсекая сначала руки, а затем голову.
Такое насилие вызвало бурный протест со стороны христианского мира и, если бы не скорая смерть Сулеймана и восхождение на престол Омара II (717-720), первым делом запретившего подобные издевательства, Палестину явно бы захлестнула волна восстаний, последствия которых не мог предвидеть никто.
Омар II был благочестивым мусульманином, стремившимся возродить старые нравы халифата. Он упразднил последние нововведения, но положение христиан в Палестине от этого лучше не стало. Их избивали и всячески притесняли.
Халиф издал указ о разрушении всех новых христианских храмов, которые не перечислялись в договоре Омара I с патриархом Софронием.
Также по повелению Омара II христианам строго – настрого запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты.
В 717 и 727 г.г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Льва III (717-741), и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось. При халифе Иезите II (720-724) в Иерусалиме приняли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из Амории.
В этот период в лоне христианской Церкви вспыхивает и новая ересь – иконоборчество, которая более века (726-843) невиданной жестокостью терзала православную церковь, найдя сильного покровителя в лице самого императора Льва III, решившего, что почитание икон является не чем иным, как идолопоклонством. Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство.
Святоградский патриарх Иоанн V (706-735) открыто осудил иконоборчество, а епископ Вострский Стефан написал трактат «Против иудеев», в котором раскрывались заблуждения новой ереси. Главным же защитником Православия выступил святой Иоанн Дамаскин.
Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном соборе 764 года тремя патриархами: Иерусалимским Феодором I (735-770), Александрийским Козьмой (727-765) и Антиохийским Феодором (751-773). Соборяне подтвердили деяния всех шести Вселенских Соборов и разослали православное исповедание веры во все пределы Святой Церкви Христовой.
В 742 году в результате бунта мусульман были зверски замучены митрополиты Дамаский Петр и Маюмский Петр. При халифе Абул-Шефахе (750-754) правителем Сирии и Палестины был назначен Абдулах ибн Альяс, избивший множество христиан и ужесточивший поголовный налог на уцелевших. Он повелел, чтобы нигде в Иерусалиме не было изображения креста и изъял утварь и драгоценности Святого Гроба Господня и других церквей.
С приходом халифа аль-Мансура (754-775) для христианской церкви наступило затишье и лишь иконоборческая ересь раздирала ее изнутри, продолженная после Льва III другим императором-иконоборцем Константином V (741-775).
Окончательно иконоборческая ересь была осуждена лишь на VII Вселенском Соборе.
ИПЦ на нем представлял пресвитер Фома, (патриарх Иерусалимский Илья II (770-797) с 785 года пребывал в ссылке в Персии), который в качестве выражения позиции Святоградской Церкви представил послание Иерусалимского Поместного Собора 764 года.
В последние годы правления Аль-Мансура христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу императора Константина V, и отношение к ним резко ужесточилось. Многие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужения и крестный ход, но самое страшное – было запрещено преподавание греческого языка детям. С этого началась небывалая до сих пор аравизация христиан, которым пришлось переводить на арабский язык даже богослужебные книги.
Особенно жестоко преследовались монахи. Непомерный налог распространялся не только на киновиатов, но даже на отшельников и пустынножителей. При очередном своем посещении Иерусалима Аль-Мансур приказал избивать христианское население города плетьми. В тот день многие жители покинули Святой Град и бежали.
Несмотря на то, что в 783 году между халифом аль Маадном (775-785) и византийским императором Константином VI (780-797) был подписан мир, гонения на христиан в халифате не прекратились.
Разбойничьи набеги. Состояние Святых Мест
Во время правления халифа Арун аль Рашита (786-809) Палестину поразила эпидемия чумы. Тысячи людей умерли, а оставшиеся переселились, бросив свои жилища и нажитое имущество.
Чтобы заселить опустевшую Палестину, халиф отменил поголовный налог на возвращавшихся в эти земли «зимми».
Страну также непрестанно терзали не утихавшие между пятью арабскими племенами междоусобные войны, в которых больше всех страдало христианское население. Так в 786 году были вырезанны насельники обители святого Саввы.
Пользуясь царившими в халифате неразберихой и анархией, разбойничьи племена бедуинов начали предпринимать поражавшие своей жестокостью набеги на монастыри и целые селения. Убийцы ничего не щадили на своем пути.
Они полностью разрушили города Газу, Аскалон, Сарифею и Елевферуполь, превратив их в безжизненную пустыню. С трудом удалось спасти Иерусалим. Разбойники захватили почти всю Палестину, отрезав уцелевшие города от внешнего мира.
После месяца осады и чуть ли не ежедневных сражений разбойники захватили Лавру святого Саввы. Память погибших в обители святого Саввы монахов празднуется Церковью 20 марта/2 апреля.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40090.htm