Куда надо молиться мусульманам

Направление киблы онлайн. Где находится Кааба?

Куда надо молиться мусульманам
?° от севера

Кибла в исламе (в переводе с арабского значит – направление, то, что расположено напротив) – точный указатель ориентира к Священной Каабе (Аравия, г. Мекка), со всех точек Земли. В жизни мусульман Кибла имеет огромное значение и является символом духовного единомыслия. Совершая намаз, во время традиционных религиозных ритуалов, а так же при строительстве мечетей и культовых сооружений, направление Киблы помогает сориентироваться.

Священная Кааба. Ориентир в направлении молитвы (Кибла) для мусульман

В первые года пророчеств Мухаммада ﷺ мусульмане Киблой считали гору Мория, которая в Иерусалиме. В то время, Пророк ﷺ часто взывал с мольбами к Аллаху ﷻ, чтобы Он показал, где находится Кибла для мусульман. Благодаря суре Священного Корана и хадисам, известно, что во время полуденной молитвы, Пророк ﷺ получил откровение от Аллаха ﷻ.

В нем говорилось, что следует изменить Киблу. Совершая намаз в «Мечети двух Кибл», которая в Медине, Пророк ﷺ с остальными верующими, не прерываясь изменил направление. Новая ориентация всколыхнула тогдашний религиозный мир. Данный факт выставил мусульман реформаторами. Их стали называть общиной «людей Киблы и согласия».

Они представили миру новую религию с аравийской спецификой.

Значение Киблы для совершения намаза

В момент зарождения религии ислам и в современном обществе, нередко возникают вопросы по поводу стороны обращения при совершении намаза. Данный факт в своё время послужил стимулом для изучения математики, географии и астрономии, а так же стал мотивацией для развития данных наук. Согласно мусульманской традиции, лицо человека, совершающего молитву, должно быть направлено в сторону Каабы.

Методики и популярные способы определения Киблы

Михраб в мечети, показывающий Киблу

Благодаря современным технологиям, вопрос, как определить Киблу, сегодня у мусульман возникает реже, чем несколько столетий назад. Вполне естественно, что на начальном этапе развития религии, её приверженцы, не проживающие на территории Мекки, имели трудности с нахождением направления для совершения молитвы. Именно в то время были изобретены первые методики:

  1. Согласно историческим предписаниям, первые представители ислама, ориентировались по мечети. Такие религиозные сооружения имеют михраб – место на котором стоит имам во время проведения молитвы. Согласно традиции, мечети строились таким образом, что человек, обращающийся к Михрабу, молится по направлению к Каабе.
  2. В случае, когда мечети поблизости не было, люди ориентировались с помощью географии. Брали карту, определяли своё местоположение по отношению к Мекке и сторону света. Однако, показать Киблу в верной точке не всегда удавалось необученным людям. Тогда помогала природа: в полдень становились спиной к солнцу и получалось, что тень, которую отбрасывает человек указывала на север, спина — на юг, правая рука – на восток, левая — на запад. Ночью в ориентировании помогали позволяли звёзды.
  3. Ещё один популярный способ, как найти Киблу – спросить у человека, который заслуживает доверия, и имеет знания в данном вопросе.
  4. Позднее, определением ориентира для намаза занялись математики. Они изобретали тригонометрические формулы, которые не были признаны простым населением, но использовались, вероятнее, как исключение из правил.
  5. На основе математических методов стали составлять таблицы нахождения Киблы для различных населенных пунктов. Такие материалы были доступны практически всем мусульманам и их активно использовали.
  6. Во время технологического прогресса, ситуация кардинально изменилась. Наручные часы со встроенным компасом стали определять направление к Каабе  за считанные мгновения. Сегодня, чтобы определить Киблу онлайн, достаточно иметь сенсорный гаджет с приложением.

Как найти Киблу онлайн?

На данной странице можно найти направление Киблы введя название своего населённого пункта. После того, как на карте появится стрелка с направлением, можно сориентироваться более тщательно, увеличивая масштаб карты. Если у вас не получилось найти Киблу для своего города — напишите нам в комментариях ниже и мы постараемся вам помочь найти точный угол для ориентации по компасу.

Источник: https://namaz.today/qibla

Станет ли Россия мусульманской страной?

Куда надо молиться мусульманам

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».

Откуда пришли мусульмане?

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в  VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками.

Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг.

Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины.

Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров.

Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/290-islam-in-russia

В какую сторону молиться

Куда надо молиться мусульманам

При совершении молитвы в исламе нужно располагаться, строго ориентируясь относительно определённого направления. Разберёмся, куда молятся мусульмане и как самостоятельно определить сторону независимо от места вашего нахождения.

Почему важно направление

Праведные мусульмане при совершении молитвенных и ритуальных действий должны строго соблюдать определённый набор правил. Среди них ключевое место занимает кибла или кыбла. С арабского языка это слово переводится как «направление».

Под термином кибла понимается точное направление в сторону священной Каабы. При выполнении религиозных обрядов правоверный должен строго придерживаться киблы, т. е. располагаться лицом в сторону священной Каабы.

Кибла служит ориентиром для всех мусульман при совершении молитвы. Она символ духовного единения всех правомерных, независимо от их местонахождения и проживания. Ориентация, учитывающая расположение Каабы, имеет существенное значение при возведении мечетей.

Почему в сторону Каабы? Аль-Кааба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба» — главная мусульманская святыня, которая представляет собой постройку в форме куба, расположенную во внутреннем дворе Запретной Мечети в городе Мекке.

7 способов для определения киблы

В прошлом определение ориентации для молитвы было ключевой задачей, которая ставилась в мусульманском научном мире. Без умения определить нужное направление невозможно правильно провести молитвенные обряды. Для путешественников и людей в чужой местности проблема определения киблы была трудновыполнимой. Так, мусульманину было трудно сориентироваться, находясь в пустыне. Стремление точно определять направление для молитвы стало катализатором развития географии, математики, астрономии.

При разрешении проблемы, дающей возможность быстро определять, в какую сторону молиться мусульманину, стоит определить координаты и месторасположения Каабы.

Координаты Каабы:

  • широта — 21°2520 северной широты;
  • долгота — 39°4934 восточной долготы.

Есть семь основных способов, позволяющих быстро определить, в какую сторону молиться правоверному мусульманину, где бы он ни находился.

Математический

Раньше в условиях отсутствия соответствующего инструментария проблему определения направления мудрецы пытались решить вычислением точных координат местонахождения и расчётом соотношения этих координат с местонахождением Мекки.

Для этого на основе тригонометрии и геометрии высчитывалась широта и долгота различных географических пунктов. На основе этих данных составлялись специальные таблицы, в которых указывались направления расположения Каабы относительно различных географических пунктов.

Аналогичные таблицы по конкретным географическим пунктам составлялись в привязке к географическим и астрономическим ориентирам.

Зидж

Специальные астрономические таблицы в исламе называются зидж. С их помощью можно находить географические координаты места и азимут (угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет) киблы.

Карманный компас

Для применения компаса нужно знать приблизительное расположение места вашего пребывания и Мекки на географической карте. Основываясь на этих знаниях, компас поможет определить киблу. Так, Москва находится на севере относительно Мекки. Для молитвы в западных регионах России нужно определить по компасу юг — туда и направлена кибла.

Географическая карта

Определить ориентир для молитвы можно с помощью карты. Нужно посмотреть расположения места пребывания и определить его отношение к Мекке.

Москва, Архангельск и Ростов находятся на севере относительно Мекки. Для молитвы в этих городах нужно смотреть на юг. В Омске, Иркутске и Красноярске нужно смотреть на юго-запад, т. к. они находятся на северо-востоке относительно Мекки.

Молитва в Москве на Проспекте мира

Определить направление север-юг поможет компас или расположение солнца (звёзд). Для определения сторон света по солнцу нужно в полдень выйти на улицу и стать спиной к светилу. Лицо будет направлено на юг. Это правило действует в Северном полушарии.

Ночью, при ясной погоде, север можно определить по Полярной звезде. Она находится в хвосте созвездия Малая Медведица (самая яркая звёздочка малого ковша). От звезды нужно провести вертикальную линию к горизонту. Это и будет направление на север.

Механические часы

В солнечную погоду, зная своё местоположение на географической карте, можно воспользоваться часами. Они помогут определить стороны света. Для этого их аккуратно кладут на горизонтальную поверхность часовой стрелкой на солнце.

Биссектриса (луч из вершины угла, разделяющий угол на две равные части) угла между стрелкой и отметкой двенадцать часов будет указывать направление на юг.

При определении юга до наступления двенадцати часов дня юг будет располагаться с правой стороны от солнца, после двенадцати часов — с левой стороны от солнца.

Интернет-приложения

Электронные карты, компьютерные программы и приложения — самый простой и современный способ. Программы с помощью спутниковой навигации легко определят местонахождение и укажут направление киблы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает звезда и полумесяц у мусульман

Интернет приложение в поиске киблы

Расположение мечетей

Находясь рядом с мечетью, проблемы, в какую сторону молиться, не возникнет. При строительстве мечетей в стене ближайшей к Мекке оборудуется специальная ниша — михраб. В эту нишу становится имам при совершении коллективных обрядов. Михраб ориентирован так, что указывает направление в сторону главной мусульманской святыни. Для совершения молитвы мусульмане становятся лицом к михрабу.

В ситуациях, когда ориентировка расположения мечети была ошибочной, для определения направления в помещении определённым образом располагаются ковры. Для арабских стран характерны таблички, которые стрелочками указывают направление расположения Мекки.



Грех ли молитва в другом направлении

При отсутствии надёжных ориентиров, когда самостоятельно установить киблу не получается, можно спросить о направлении у другого мусульманина. Такие действия будут восприняты нормально. Неправильная ориентация во время молитвы из-за ошибки «подсказчика» не будет считаться грехом для спрашивающего человека.

В экстренных ситуациях и случаях, когда присутствует угроза жизни, молящийся человек может произвольно выбирать направление для молитвы. Ошибка в таких условиях не будет считаться грехом.

Как быть, если вы не можете определить, в какую сторону совершается намаз?

Как быть, если вы не можете определить, в какую сторону совершается намаз?

  1. Если человек не способен определить направление, где находится кибла, и нет возможности спросить об этом кого-то, то в этом случае человеку следует обратиться в ту сторону, куда ему подсказывает его сердце. Если человек совершит намаз, не пытаясь определить направление на киблу, то его намаз будет недействительным.

Однако если человек пытался определить направление на киблу, совершил намаз в том направлении, которое, по его мнению, являлось правильным, а затем выяснилось, что это направление действительно было правильным, то совершенный им намаз будет действительным. Если рядом был кто-то, у кого можно было спросить о том, где находится кибла, но человек, постеснявшись, не спросил, то его намаз будет недействительным.

  1. В том случае, если человеку не у кого было спросить о направлении на киблу, и он совершил намаз, повернувшись в ту сторону, куда подсказывало ему сердце, а после намаза он узнал о том, что совершал намаз в неверном направлении, то, несмотря на это, совершенный им намаз будет считаться достоверным.
  2. Если человек начал совершать намаз, повернувшись в неправильном направлении, а затем, находясь в намазе, понял, что кибла находится в другой стороне, то он должен не прерывая намаза, повернуться в ту сторону, которая правильно указывает на киблу. Если же человек во время намаза поймет, что кибла находится в другой стороне, но не повернется к ней, то его намаз будет недействительным.
  3. С точки зрения религии является разрешенным совершение намаза непосредственно внутри Каабы. В этом случае человек на свое усмотрение принимает решение о том, в какую сторону ему повернуться во время намаза.
  4. Внутри Каабы разрешено совершение как обязательных намазов, так и необязательных.
  5. Если направление на киблу неизвестно, а совершаемый намаз является коллективным, то в этом случае и имам, и те, кто следует за ним, должны исходить из своих собственных предположений. Если мнение человека, следующего за имамом, не совпадает с мнением имама, то в этом случае намаз, совершенный этим человеком за имамом, будет недействительным. Так как, по мнению этого человека, имам допускает ошибку, а следовать в намазе за тем, кто ошибается, запрещено. Поэтому в данном случае этому человеку следует совершить намаз в одиночестве, следуя собственному мнению.

Инструкция по определению положения Мекки, для осуществления Намаза.

Ислам — самая молодая религия, которая есть на данный момент. Однако, несмотря на это, у нее огромное количество поклонников и людей, которые ежедневно молятся Аллаху. В этой статье мы расскажем, в какую сторону необходимо осуществлять намаз.

В какую сторону делают намаз по компасу?

Намаз — это ежедневная молитва, которая проводится пять раз в день. Стоит отметить, что с этим действом связано очень много правил и даже целых инструкций по проведению намаза. Мусульмане — необычный народ, который придерживается огромного количества правил при осуществлении молитвы. Необходимо осуществлять намаз не в любую сторону, а в определенном направлении. Точнее, проводится он в сторону Киблы.

В какую сторону делают намаз по компасу:

  • Кибла дословно переводится как расположенная напротив. Раньше она располагалась в стороне города Иерусалим, но потом была перенесена в город Мекка, там, где сейчас находится Кааба. Самое интересное, что существует масса сложностей определения направление Киблы, в том случае, если человек находится в пустыне, путешествует, или постоянно находится в транспорте.
  • Многие считают, что развитие математики, физики, геометрии, а также точных наук, спровоцировано как раз необходимостью точного определения Киблы. Сейчас существует масса способов определить данное направление, даже продаются специальные коврики с компасами и с пометкой, то есть указателем, в какую сторону необходимо осуществлять намаз.
  • Несмотря на это, с определением Киблы связано много сложностей, особенно в том случае, если человек находится в дороге. Однако, существует несколько способов определения данного направления по звездам, Солнцу, а также компасу, электронным часам.

По компасу

Как определить в какую сторону делать намаз?

Источник: https://thram-m.ru/stati/v-kakuyu-storonu-molitsya/

Молитва лицом к Мекке. Как устроена минская мечеть

Официальное открытие Соборной мечети в Минске снова перенесли, на этот раз на сентябрь. Впрочем, праздничные молитвы там уже проводят, чему очень рады верующие. До сих пор у белорусских мусульман не было главного храма. TUT.BY рассказывает, как устроено культовое место.

Где построили. Свято место

Мечеть возвели на пересечении улиц Грибоедова и Игнатенко. Когда-то здесь было Татарское предместье. В начале девяностых мусульманам отдали участок земли рядом со сквером. Сквер еще в семидесятые годы был разбит на месте разрушенного татарского кладбища, мизара. От всего кладбища по сей день сохранилась лишь одна могила, да порой выступают из-под земли каменные надгробия.

Костяк мусульман в нашей стране — белорусские татары. Кроме них за счет миграции в разные годы прибавилось еще 32 мусульманские этногруппы.

В 1992 году спонсировать стройку минской мечети начала Саудовская Аравия, но денег не хватило, и больше десяти лет это был долгострой, пока на помощь не пришли турки.

В это время столичные мусульмане приспособили для молитв строительную бытовку.

— Во временном помещении было тесно, поэтому многие молились на улице: в дождь, в снег, — рассказывает муфтий Абу-Бекир Шабанович. — Эта мечеть у нас долгожданная, выстраданная. Это дом Всевышнего, где верующий с ним общается напрямую.

Как устроено. От михраба до минарета

По проекту новое здание сможет вместить 750 человек. Впрочем, здесь уверены: если использовать все прилегающие площадки, а также ступеньки, то поместится и в два раза больше людей.

Энциклопедии говорят: слово «мечеть» происходит от «масджид», а еще ранее — от арабского корня «саджада» со значением «падать ниц». Мечеть — место для земных поклонов. Во время молитв мусульмане близко склоняются к полу.

Новый храм — увеличенная копия минской мечети, которую разрушили в советские годы. К прошлому проекту добавили цокольный этаж, где расположились воскресная школа — медресе, кабинеты преподавателей и муфтия, а также помещение для музея. Здесь же — актовый зал, а еще туалеты, приспособленные для ритуальных омовений.

В основной молитвенный зал поднимаешься по большой лестнице с белыми резными перилами.

 — Сейчас мусульмане-богословы говорят мне: «Послушай, у тебя не по правилам построена мечеть!». Отвечаю, что знаю, но что тут сделаешь, — разводит руками муфтий. — Проект той мечети, которую построили в 1902 году, сделал архитектор Соловьев. Он не был мусульманином. Можно сказать, что к христианским принципам строительства он добавил элементы мусульманской архитектуры. В нашей традиции верующие входят и сразу оказываются лицом к Мекке, а здесь можно войти только сбоку.

Несмотря на нетрадиционный вход, в новом здании минбар и михраб, как и положено, на востоке. Лицом на восток мусульмане совершали намаз даже в строительной бытовке: ковровые дорожки там застилали под углом, чтобы задать верное направление.

Муфтий с гордостью осматривает новый михраб, сделанный в Турции специально для новой мечети.

— Когда михраб собрали — я был так рад, что не мог домой уехать! Исключительно сделано.

Богатые росписи под куполом мечети — дело рук турецких мастеров. Говорят, они работали в Минске не покладая рук. На стенах молитвенного зала — таблички со стихами из Корана. Рабочие завершают последние приготовления на балконе, над молитвенным залом. Фрагмент молитвенного зала.

Вид через балконное ограждение. Здесь, под куполом, тоже будет роскошная люстра. На балконах, говорит муфтий, во время общих молитв, будет совершать намаз молодежь. В восточном стиле выдержаны все элементы убранства.

Вид фонаря на фоне стиха из Корана «Бисмиллях», которую верующие читают на начало любого дела.

Винтовая лестница ведет на круглую башню — минарет. Именно с него в мусульманских странах по окрестностям разносится голос муэдзина, призывающего верующих на молитву.

— Вся кровля — из меди. Ее произвели в России, в больших рулонах ее привезли в Беларусь. Здесь турецкие мастера их раскатывали и резали на листы. А из Германии привезли состав, который не даст меди окисляться в течение пятидесяти лет, — глава мусульман Беларуси явно доволен результатом.

Такой вид открывается с минарета. Над основным зданием мечети — большой купол. Еще один — над башней минарета. Есть свой купол и у михраба, где во время молитвы находится имам.

Кого здесь ждут. Верующие, их дети и просто туристы

Теперь мусульмане смогут совершать намаз в мечети. Молиться нужно пять раз в день, по пятницам коллективные молитвы, джума-намаз. Посещение пятничных молитв обязательно.

— Если ты не придешь беспричинно трижды — считай, ты отошел от веры, — говорят здесь.

Войдя в мечеть, нужно разуться.

Помимо молитвы, мусульмане ходят в мечеть за советом.

— Все в руках Всевышнего, — говорит Абу-Бекир Шабанович. — Человек будет знать, что есть храм, куда в любое время он может прийти, очистить душу. Раз храм есть — там есть имам, учитель, муфтий. А значит, можно проконсультироваться, по шариату разбирать какие-то нежелательные отношения друг с другом. Не надо бегать в юридические консультации, в суды, а прийти и сначала здесь разобраться, по исламу. Кто виноват, кто прав — разрешить этот спор.

По словам муфтия, в Минске не менее 10 тысяч прихожан мечети.

Муфтий добавляет, что теперь сюда потянутся за обрядами. Например, в мечети смогут венчаться молодые:

— Венчание, «никях», обычно совершается по пятницам, после общей молитвы — краткий обряд. Юбилеи, имянаречения — все здесь Не представляете, сколько обращаются к нам. Вот живут люди, расселены, и мы не знаем многих. А когда человек попадает в беду, или даже умирает, то приходит его дочь или сын.

Они уже другой веры или никакой веры, но знают, что родитель исповедовал ислам и надо его по традиции похоронить. Кто-то хочет похоронить на мусульманском кладбище, а кому-то все равно где, но надо почитать молитву. «Снимите с моей души грех», — говорят. Помогаем.

Теперь все будет гораздо централизованнее.

Молятся мусульманки за перегородкой, чтобы не смущать красотой мужчин и не отвлекать их от молитвы. Светильники тоже турецкие. По мусульманскому календарю сейчас на дворе 1437 год.

Летосчисление в исламе ведут по лунным годам с момента переселения Пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Медину. Для совместной молитвы до официального открытия мечети используется помещение внизу — актовый зал.

До прихода в храм верующий должен сделать омовение. Если нет чистоты тела — это нужно сделать здесь, теперь есть все условия.

Откроется в мечети и воскресная школа, медресе. В классе расставлены учебники. Они прошли экспертизу уполномоченного по делам религий, не забывает объяснить муфтий.

— Есть случаи, когда бабушки после семидесяти лет приходили и просили научить читать Коран на арабском языке. Говорят: «Пусть медленно, но несколько слов за полчаса прочитаю». Это лучше, чем если кто-то будет читать за тебя, — говорит Абу-Бекир Шабанович.

Те, кто по-арабски не читает, останавливается на переводах. Есть Коран, переведенный на русский. Муфтий рассказывает, что сейчас создали группу, которая будет переводить священную книгу на белорусский язык.

Помимо Корана здесь будут изучать историю религий, историю Беларуси, историю и культуру мусульманских наций.

Можно будет приходить в мечеть и туристам. Главное — соблюсти в храме правила приличия и одеться как положено.

Взрослые женщины приходят в мечеть в длинных юбках, волосы должны быть спрятаны под платок.

Вместе с новым храмом в Беларуси 12 мечетей. Половина из них — молитвенные дома, в обычных деревенских хатах. Из настоящих мечетей до появления минской самой большой была Ивьевская, на родине муфтия.

— Ивье сегодня — столица белорусских татар, их там под тысячу. Хорошая школа при мечети, исламский культурный центр в отдельном здании. Мероприятия проводят, молодежь собирается. А там же мечеть — памятник архитектуры республиканского значения второй степени.

Однако государство на ремонты не дало ни копейки, только специалиста выделили из Минкульта, который приезжает, проверяет. Люди сами собрали солидные средства на ремонт — около 50 тысяч долларов. И никто не жалуется. Так и говорят: «А мы ні ў кога міласці не просім.

Толькі ва Ўсявышняга».

На какую мечеть похожа. Татарские огороды

Новая мечеть — почти копия той, которая стояла по адресу: Димитрова, 41. На месте былого фундамента сейчас фонтан перед рестораном гостиницы «Юбилейная».

Каменную мечеть в Минске решили строить еще в конце XIX века, на месте ветхой деревянной мечети. Татары долго собирали деньги на новый храм, так что возводить его стали уже в новом веке — в 1900 году, построили через год.

Так выглядело Татарское предместье в начале 20 века. Это место в районе нынешнего проспекта Победителей называли еще Татарскими огородами. Белорусские татары, и правда, хорошие огородники.

Краеведы пишут: в 30-е, вплоть до 1941-го, в мечети была продовольственная база. В военные годы оставшиеся в городе верующие могли посещать мечеть.

В конце 40-х мусульманскую общину распустили, мечеть закрыли. Известно, что в 1949 году минские татары даже писали Сталину — просили вернуть храм. В 1962 году мечеть на Димитрова уничтожили, имущество конфисковали.

Слева, вдалеке, виднеется здание мечети. Это пятидесятые. Вскоре мечеть снесут. Фото из книги Виталия Кириченко «Минск. Исторический портрет города. 1953−1959».

— Вообще основная задача — возродить духовность. Храм поможет укрепить нравственность, толерантность, взаимопомощь. После такого жесткого государственного атеизма это нужно и христианам, и иудеям, и мусульманам, — завершает экскурсию по мечети Абу-Бекир Шабанович.

В новом здании уже успели провести праздничную молитву — отметить окончание Рамадана. Официальное открытие изначально было назначено на сегодня, 29 июля, но снова пришлось перенести, ожидается — на сентябрь. Впрочем, все это уже формальности: главное, что у верующих уже есть свой храм.

Источник: https://news.tut.by/society/505552.html

Мусульмане в небе

Господь дал людям в числе прочих и такие знания, которые реализуются в виде новой техники и технологий. Один из таких чудо-продуктов созидательной человеческой деятельности – самолёт. Это величайшее изобретение, которое позволило «рождённым ползать» летать в атмосфере.

Летать очень удобно, это позволяет сэкономить силы и время, которого постоянно не хватает. По достоинству эту милость Всевышнего могли бы оценить те наши предки, которые пешком добирались до священных городов Мекка и Медина для совершения хаджа.

На это у них уходило несколько месяцев, и нужны были неимоверная воля и недюжинная физическая сила. Многие умирали в дороге, так и не дойдя до заветной цели.

Если даже ехать на автомобиле, современному российскому мусульманину потребуется целая неделя, прежде чем он пересечёт границу Саудовской Аравии.

Это же расстояние паломники теперь преодолевают на самолётах с комфортом за 3,5–4 часа. Не это ли великое благо, за которое надо благодарить Всевышнего Аллаха?

Но не все умеют быть благодарными Творцу.

Осторожно: пьяный на борту!

Сообщения о выпивших пассажирах, которые устраивают пьяные дебоши на борту и в аэропортах, поступают почти каждый день.

В основном они закупают спиртное в Duty Free в аэропорту, выпивают, курят, беспокоят, оскорбляют и даже бьют пассажиров и бортпроводников. Нередко дело доходит и до драк в небе и вынужденных посадок. Таким образом, безопасность полёта для сотен пассажиров оказывается под угрозой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько мусульман живет в Европе

Понятно, что продажа алкоголя приносит очень большие прибыли, и поэтому власти закрывают глаза на постоянные преступные инциденты в воздухе.

В данной ситуации становится понятно, насколько обоснован в Исламе строгий запрет на употребление, производство, продажу и перевозку алкогольной продукции и других опьяняющих разум человека веществ.

Пьяные пассажиры – серьёзная проблема, которую нужно срочно решать. Иначе могут быть трагедии, ведь сложно предсказать поведение нетрезвых людей, особенно если это россияне, учитывая, какими дозами алкоголя они травят свой организм.

Если по закону запрещено садиться за руль автомобиля после употребления даже малого количества алкоголя, то почему разрешают пьяному человеку подняться на борт самолёта, устраивать там дебош и подвергать риску жизни огромного количества людей? Вопрос остаётся открытым.

Если говорить о мусульманах, которые решили отправиться в путь на воздушном лайнере, то в их отношении существуют некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание.

Собираясь в дальний путь или путешествие, рекомендуется читать следующую молитву:

  (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا  حَجَّاجُ بْنُ عِمْرَانَ السَّدُوسِيُّ  كَاتِبُ بَكَّارٍ الْقَاضِي ، ثنا  سُلَيْمَانُ بْنُ دَاوُدَ الشَّاذَكُونِيِّ  ، ثنا  مُحَمَّدُ بْنُ عُمَرَ الْوَاقِدِيُّ  ، ثنا  صَالِحُ بْنُ خَوَّاتٍ  ، عَنْ  عُمَارَةَ بْنِ غَزِيَّةَ  ، عَنْ  يَحْيَى بْنِ عُمَارَةَ  ، عَنِ  ابْنِ عُمَرَ  رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، قَالَ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ  إِذَا سَافَرَ ، فَانْبَعَثَتْ بِهِ رَاحِلَتُهُ ، فَاسْتَوَى عَلَيْهَا كَبَّرَ ثَلاثًا ، ثُمَّ قَالَ : » اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِي سَفَرِي هَذَا الْبِرَّ وَالتَّقْوَى ، وَمِنَ الْعَمَلِ مَا تَرْضَى ، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا السَّفَرَ وَاطْوِ لَنَا الْبُعْدَ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ وَالْخَلِيفَةُ فِي الأَهْلِ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ الْمُنْقَلَبِ وَسُوءِ الْمَنْظَرِ فِي الأَهْلِ وَالْمَالِ ، آئِبُونَ إِنْ شَاءَ اللَّهُ تَائِبُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ »  .

 Смысл: «О, мой Аллах! В этой поездке я прошу у Тебя благочестия и богобоязненности, предостережения от всего плохого, а также прошу деяний, которые вызывают Твоё довольство. О, мой Аллах! Ты облегчи нам это путешествие, приблизь то, что далеко.

О, мой Аллах! Ты всегда вместе с нами во время путешествия, и Ты – Халиф, Который защищает наши семьи, оставшиеся дома.

О, мой Аллах! Ты защити нас в этой поездке и защити наши семьи и родных и наше имущество до нашего возвращения из этой поездки! Поистине, все мы каемся и восхваляем тебя».

Есть ещё много разных молитв и дуа, которые желательно читать в поездке.

Женщина-путешественница

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама (близкого родственника, брак с которым ей запрещён).

(( لا تسافر المرأة إلا مع ذي محرم ، ولا يدخل عليها رجل إلا ومعها محرم )) ، فقال رجل : يا رسول الله إنّي أريد أن أخرج في جيش كذا وكذا ، وامرأة تريد الحج فقال : » اخرج معها )) مسلم : 1341

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, и пусть женщина не отправляется в путешествие без махрама».

Намаз в самолёте

Где бы мусульманин ни находился, он обязан совершить ежедневную пятикратную молитву. Каким бы сложным и долгим ни было путешествие или полёт, мусульманин не имеет права пропускать намаз, если даже придётся совершить его прямо в самолёте.

По милости Аллаха во время долгого путешествия, превышающего примерно 85 километров, разрешается укорачивать четырёхракаатные молитвы, а также объединять молитвы, перенося их во времени. Аллах желает нам лёгкости и не желает тяжёлого обременения. Поэтому путнику следует изучить вопрос переноса и укорачивания молитв.

Отправляясь в путешествие, нужно заранее узнать времена молитв в тех или иных населённых пунктах, через которые пролегает маршрут.

Если человек не умеет определять время намазов, нужно воспользоваться специальными расписаниями или разными программными продуктами для телефонов, ноутбуков и т. д.

Есть даже часы, которые позволяют узнать время молитв для любого региона, достаточно ввести долготу и широту населённого пункта. Можно также по карте или навигатору определить направление в сторону Мекки.

Правила поведения в аэропорту и в самолёте

Независимо от того, первый это полёт или десятый, тот, кому предстоит отправиться в путешествие на самолёте, должен помнить несколько правил:

• Необходимо проходить регистрацию вовремя, а не в последнюю минуту. Пунктуальность – это правило мусульман.

• Все чемоданы необходимо сдавать в багаж: в салон проносят только лёгкую ручную кладь. Документы и необходимые вещи лучше взять с собой в салон.

• Со словами «Бисмиллях» подняться на трап и потом на борт самолёта.

• Не стоит прокладывать себе путь локтями, чтобы занять место в самолёте; как правило, ваше место уже зарезервировано и указано в посадочном талоне. Если предназначенное вам место не даёт возможности сесть рядом с родственником, другом или с коллегой, с которым вы путешествуете вместе, можно обратиться к стюардессе с просьбой об обмене местами с кем-то из пассажиров или о возможности занять свободные. Если не получается, то из этого не стоит делать проблему.

• После благополучного взлёта и посадки тоже стоит благодарить Аллаха словами «Альхамдулиллях».

• В салоне рекомендуется говорить тихо, чтобы не беспокоить соседей.

• Нужно внимательно слушать, когда стюард или пилот сообщают данные о полёте или о правилах поведения в самолёте и мерах безопасности. Когда при взлёте и посадке говорят: «Застегните ремни безопасности», – нужно это делать, поскольку это в наших же интересах.

• Полёт на самолёте – очень удачный момент для раздумья о том, каким удивительным образом Господь сотворил этот мир; в это время можно задуматься о своей жизни и раскаяться в грехах.

• Очень часто люди летают самолётами ради экономии времени и пользуются случаем, чтобы почерпнуть полезную информацию из книжек или прессы. Поэтому желательно взять с собой какую-нибудь полезную книжку, которая может пополнить твои знания о религии во время полёта. Или же заранее закачать на свой планшет или телефон электронные книги, аудио-видеоматериалы.

• Как правило, на самолётах подаётся еда, а поскольку мусульмане не могут употреблять в пищу мясопродукты, не соответствующие стандарту «халяль», этот момент нужно уточнить у стюардов. Если возьмёте рыбу вместо мяса, то этот вопрос автоматически снимается.

• В момент взлёта и посадки, а также если самолёт попадет в зону турбулентности, пассажирам «с большим стажем» не следует подшучивать над страхами «новичков».

• После посадки самолёта некоторые ещё до подачи трапа начинают вставать со своего места и скапливаться в проходах. Не нужно этого делать, нужно подождать, пока пилот не скажет, что можно выходить, и, как правило, он же объяснит порядок выхода из салона. Если следовать инструкциям, никаких проблем тоже не возникает.

• Выходя из самолёта, тоже желательно сказать «Бисмиллях», поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не вставал и не садился без поминания Аллаха.

Таможенный контроль и проверка службой безопасности

В аэропортах на таможне и пропускных пунктах в последнее время из-за угрозы псевдорелигиозного терроризма мусульман могут более тщательно проверять, чем остальных. Но поскольку мусульманин является образцом благородства и от его рук и слов убережены другие, религия запрещает ему перевозить наркотики и другие запретные вещи. Поэтому это испытание мусульманин тоже проходит без особых проблем.

Мусульманин – образец поведения

Мусульманин, где бы он ни находился, будь это самолёт, аэропорт или ещё что-либо, должен быть учтивым и вежливым с другими, поскольку именно к мусульманам бывает приковано пристальное внимание других людей. Во время путешествий, когда вокруг самые разные люди, мусульманин выглядит как посол религии Ислам, и поэтому он должен подумать, прежде чем сделать что-либо. По его поступкам люди, не знакомые с Исламом, судят в целом о божественной религии Ислам и мусульманах.

Да хранит вас Господь и удачных вам полётов! Амин.

Ковёр-самолёт

Первый прецедент полёта человека в атмосфере случился во времена Пророка Сулаймана (мир ему). Аллах наделил Сулаймана (мир ему) способностью творить чудеса, подчинив ему людей, джиннов, диких животных, птиц. Ветер тоже покорно подчинялся ему.

Джинны соткали для Сулаймана (мир ему) ковёр, на котором ветер доставлял его вместе с войском туда, куда он хотел. В XX веке в художественных произведениях этот ковёр был назван ковром-самолётом.

Размер этого ковра был один фарсах в ширину и один – в длину. Ковёр летал между небом и землёй, как ныне летает самолёт. Он не нуждался в пилоте, а скорость его менялась по желанию Сулаймана (мир ему).

Представьте же себе самолёт, у которого нет ни мотора, ни бака для бензина, ни лётчика, – ковёр-самолёт, подобный райскому крылатому коню – бураку! Ни один человек со времён Адама (мир ему) ещё не изобретал такой мощной техники. Одно из имён Всевышнего – ‘Алим, что означает «Знающий».

Знание детей Адама (мир ему) преходяще, и слово «знающий» имеет к ним лишь косвенное отношение.

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43280

Намаз (молитва) в пути

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7].

В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение  остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме.

Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их.

Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб).

В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приняли христианство в Армении

Ссылки на богословские первоисточники и :

[1]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

[2]Там же. С. 349–351.

[3]Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

[4]Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет.

Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х.

Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С.

212, хадисы № 1154, 1155.

[5]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

[6]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

[7]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

[8]См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А.   Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

[9]См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[10]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

[11]См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

[12]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

[13] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

[14]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

[15]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

[16]См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность держать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому – текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это – наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см.: Св. Коран, 2:184).

Источник: https://umma.ru/namaz-v-puti/

В какую сторону молиться мусульманину: по компасу, направление киблы, как определить

При совершении молитвы в исламе нужно располагаться, строго ориентируясь относительно определённого направления. Разберёмся, куда молятся мусульмане и как самостоятельно определить сторону независимо от места вашего нахождения.

Хадж: 15 вопросов о главном событии в жизни мусульманина

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми.

В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди.

Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время месяца Рамадан) и закят (налог на имущество).

Когда наступает время хаджа?

Хадж начинается в месяце Зуль-хиджа – спустя 2 месяца после окончания Рамадана. Так как лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. Обряды хаджа длятся три дня – 8-10 числа Зуль-хиджы. Самый важный из них – второй, День стояния на Арафате. В 2018 году «День Арафат» приходится на 20 августа.

Что такое Кааба?

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен.

Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света.

И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Что такое черный камень?

Слева от дверей Каабы находится черный камень (Хаджаруль-Асвад). Отсюда все паломники начинают совершать таваф – обязательный обряд обхода Каабы.

Согласно хадисам (высказываниям пророка Мухаммада) камень был ниспослан из Рая. Ангел Джибриль (Гавриил) принес его пророку Ибрахиму при строительстве Каабы. Легенда гласит, что сначала камень был белее молока, но грехи людей сделали его черным.

Что такое Зам-Зам?

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной. 

Хадж состоит из ряда обязательных обрядов. Как правило, группы паломников сопровождает гид, который разъясняет все тонкости их совершения. Ведь нарушение канонического порядка может сделать хадж недействительным.

Первый обряд – таваф – обход вокруг Каабы. Затем паломники должны пройти между холмами Сафа и Марва. Но самый главный обряд – пребывание в долине Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема. Здесь нужно провести целый день, моля о прощении. Некоторые паломники стараются забраться на гору Арафат, хотя это необязательно.

Затем следует ночлег в долине Муздалифа, пребывание в долине Мина и побивание шайтана камнями. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрахима. Она идентична библейской легенде об Аврааме, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына.

По пути к месту заклания Ибрахиму несколько раз встречался Иблис (шайтан) и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни.

В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана.

Чем завершается хадж?

Завершается хадж самым главным мусульманским праздником жертвоприношения – Ид аль-Адха, Курбан-Байрам. Обычно паломники обращаются в специальные службы, сотрудники которых по их заказу режут барана, верблюда или быка. Мясо отправляют из Мекки в голодающие страны Африки. Если паломник не в состоянии принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и семь после.

Затем мужчины остригают свои волосы. После этого паломники возвращаются в Мекку, чтобы второй раз обойти Каабу и исполнить обряд бега между холмами Сафа и Марва.

Прощаясь с Меккой, они совершают еще один, прощальный таваф.

Что посетить в Медине?

После завершения хаджа паломники направляются в город пророка Мухаммада – Медину. Все мединцы носят белые одеяния и очень приветливы. Они считают паломников «гостями Аллаха» и состязаются в том, чтобы оказать им помощь и проявить гостеприимство.

В хадисах сказано, что намаз в мечети пророка в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – кроме Аль-Харама, где молитва ценится в сто тысяч раз больше.

Мединская мечеть восхищает убранством. Здесь есть комната жены пророка – Айши, в которой он и похоронен согласно его завещанию. Рядом находятся могилы первых сподвижников пророка – Абу Бакра и Умара, а за мечетью, на кладбище Бакийя, похоронены другие известные герои исламской истории.

Как совершают хадж женщины?

Женщины одеваются в светлую одежду, отличную от мужской, при этом оставаясь покрытыми так же, как предписано мусульманкам в обычные дни, с той лишь разницей, что в хадже женщине нельзя полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

По требованию МИДа Саудовской Аравии женщин моложе 45 лет должен сопровождать махрам – мужчина из близких родственников старше 17 лет.

Во время хаджа женщины совершают те же обряды, что и мужчины, кроме постригания волос.

Что надеть на хадж?

Одним из ярких атрибутов хаджа является ихрам – два куска простой ткани, которую надевают все без исключения паломники. Одинаковая одежда означает равенство людей перед Богом. В ихрам нужно облачиться при пересечении границы священной территории Микат, запретной для греха. Эта граница не совпадает с государственной или административной, это исторически сложившаяся территория вокруг Мекки.

Так как российских паломников чаще всего доставляют в Мекку самолетом, они пересекают Микат еще в воздухе, где и облачаются в ихрам. Надеть его можно и до посадки в самолет.

Умра — это малое паломничество, совершаемое в любое время года, в отличие от хаджа. Обряды умры состоят в хождении вокруг Каабы и между холмами Сафа и Марва. Российские паломники предпочитают приезжать в Мекку заранее, совершить умру, затем выйти из ритуального состояния ихрама и после наступления дня начала хаджа вновь облачиться в ихрам и совершить хадж.

Как добираются в Мекку?

Российские паломники отправляются в хадж за 10, а иногда и 25 дней до его начала. Многочисленные турфирмы предоставляют пакеты 2-3-недельных туров с пребыванием в городах Саудовской Аравии, с экскурсионными поездками по значимым местам. Учитывая сложности пересечения границ, проще всего лететь в Мекку самолетом. Но некоторые добираются автотранспортом или даже на велосипедах. Получить саудовскую визу самостоятельно очень сложно, лучше действовать через аккредитованную турфирму.

Сколько стоит хадж?

В 2017 году туроператоры предлагали экономичный вариант хадж-тура в среднем за $2,6 тысячи – прямой рейс из городов Северного Кавказа и $3-3,6 тысячи из Москвы. В этом году цены практически не изменились. Вип-туры стоят около $6 тысяч. Для жителей Кавказа подобраны и малобюджетные, комбинированные маршруты – на автобусе и самолете – за $1950.

Стоимость путевки зависит не только от количества звезд у отеля, но и от его удаленности от Каабы в Мекке и от мечети пророка в Медине. Сегодня многие туроператоры включают в пакет услуг 1-2 разовое питание, хотя еще несколько лет назад его не предусматривали вообще, даже вип-туры.

Зачем нужны квоты?

За считанные дни в Мекку прибывают миллионы мусульман, увеличивая население города в 4 раза, и каждый год число паломников растет. Королевство Саудовская Аравия предпринимает беспрецедентные меры по модернизации и расширению территории Аль-Харама, где проходят самые многолюдные обряды.

Кроме того, королевство устанавливает квоты для паломников из других стран в соотношении 1 место на тысячу мусульман. В 2018 году общероссийская квота составляет 20 500 мест. Почти половина досталась двум республикам Северного Кавказа:  Дагестану выделена квота на 8600 мест, Ингушетии — на 1400.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Источник: https://etokavkaz.ru/spec/hadj

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Где находился Иерусалимский храм

Закрыть