Бог солнца у египтян
Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством.
Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай.
Боги солнца били самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.
Бог солнца у египтян считался верховным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы. Богу солнца покланялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Думаю, что ни для кого не является секретом то, как звали бога солнца в Древнем Египте. Конечно, это Амон Ра. Первоначально было два бога солнца Амон и Ра, потом произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество – Амон Ра.
Древнеегипетский бог солнца Ра
По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двеннадцать часов ночи и заканчивается к рассвету.
Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе означает солнце, отсюда и возникло имя главного божества египтян.
Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».
Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра.
Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди.
Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.
Фото с сайта im2-tub-ru.yandex.net
Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.
Бог Ра изображался в виде мужчины с головой сокола. В руках он держал посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком.
Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах.
Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.
Древнеегипетский бог солнца Амон
Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах. Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца.
Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы.
Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.
Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.
В эпоху Среднего царства культ Амона достигает своего апогея, он становиться верховным государственным богом, фараоны считаются его детьми, поэтому они поддерживают его культ всеми силами.
Древнеегипетский бог солнца Амон Ра
А как зовут бога солнца в Египте сейчас? Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом – семнадцатом веках, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов.
Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием.
Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.
Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.
Фото с сайта 1923.dm
Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра.
Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего.
Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.
Ни для кого не будет секретом, почему египтяне почитали Амона Ра главным богом. Он воплотил в себе все важные и сильные черты обоих богов и был официально признан единственным государственным богом солнца.
Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.
Таким был бог солнца в египетской мифологии. Культ Амона Ра постоянно менял свою значимость, то поднимался, то падал. Несмотря на то, что он считался демократичным богом и уравнял всех людей в правах, хотя только и в загробном мире, он все равно оставался официально признанным богом фараонов и их покровителем, их отцом, их божественным воплощением после смерти. Бога солнца в Древнем Египте называли и называют Амон Ра, именно с этим именем он будет всегда ассоциироваться у людей.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/bog-solntsa-u-egiptyan.html
Амон — Энциклопедия Древнего Египта
мон (Амен, Амун, Имен) — древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов.
1. История культа
Амон
Имя Амона в иероглифах
Амон в мифологии Египта бог солнца. Баран и гусь (символы мудрости) это священное животное Амона. Изображали Амона зачастую в облике человека с головой барана, со скипетром и в короне, с двумя большими перьями и солнечным диском. Первоначально Амон — местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре с Амонет (Амаунет).
В Огдоаде выступал воплощением воздуха и ветра. Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Уасрет (что касается Амонет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду.
Амона также связывали с Мином, в этом качестве по отношению к нему прилагался эпитет «Камутеф».
Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Появляется титул «Супруга бога Амона», которым обладали поначалу верховные жрицы, а позже исключительно женщины царской крови.
В результате политического возвышения Фив при Среднем царстве культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом.
В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божества Эннеады.
В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. В частности, оно (в лице верховного жреца Хапусенеба) сыграло важную роль в возведении на престол женщины-фараона Хатшепсут, ставшей единоличной правительницей благодаря решению оракула Амона. Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Тутмосе III и Аменхотепе III.
После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон (сменивший своё имя с Тутанхатон), Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XXI династия) и восшествию на престол Херихора, верховного жреца Амона.
2. Амон в Куше
В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии. Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте, где большую популярность приобретают Исида и Хор. Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата.
Когда нубийский правитель Кашта добился у Шепенупет I, единокровной сестры фараона Такелота III, бывшей «Супругой Бога» (верховной жрицей Амона), признания его дочери Аменирдис I своей наследницей, это означало начало установления контроля Напаты над Египтом.
Фараоны XXV (эфиопской) династии всячески демонстрировали своё почтение перед Амоном; после их изгнания из Фив перемещается и важнейший центр культа Амона.
Он получил значительное распространение в Мероэ и Нобатии, также ставшими теократическими государствами, где ключевую роль в принятии политических решений играл оракул Амона.
Вероятно, из Нубии же было заимствовано и ассоциирование этого бога с бараном, в частности, изображения Амона, изначально полностью антропоморфного божества (держащего анх человека в длинной короне), в виде человека с головой барана с закрученными рогами.
3. Амон в античной литературе
Изображение Амона на рельефе
Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа». Его храм стоял в Фивах, статую бога работы Каламида в храм пожертвовал Пиндар. Его животное — баран. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами. Упоминается Еврипидом. Бог солнца.
Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии. По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса Амона.
Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу.
Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий, оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона», что придало ему убеждённости в собственной божественности.
По рационалистической интерпретации, Амон — не бог, а древний египетский царь. Согласно историку Леонту, когда Дионис правил Египтом, Амон прибыл из Африки и пригнал ему скот, за это Дионис подарил ему землю против египетских Фив. Поэтому ваятели изображают Амона с рогатой головой.
Некоторые термины в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон». В частности, это название вымерших головоногих аммонитов, спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.
Другой пример — аммиак, название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония.
В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак.
По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.
- Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»
Источник: https://egyptopedia.info/a/1181-amon
Ра
Ра – предводитель девятки главных гелиопольских божеств, обосновавшихся в Древнем Египте. Бог небесного светила (значение слова в прямом смысле – «солнце») отличался добрым характером, хоть и гневливым. Правители египетских земель уверяли, что состоят с ним в родстве, поэтому право власти царей считалось неопровержимым.
История появления
К правлению фараонов третьей династии Ра успешно заменил на должности главного по солнцу и всему живому на Земле своего предшественника – бога первотворения Атума. Позднее египетские правители пятой династии (2504-2347 гг. до н. э.) превратили веру в Ра в государственную религию и даже представлялись его сыновьями.
Бог солнца Ра – арт
В других религиозных центрах Египта этот бог носил второе имя – Амон. Сердцем культа божества стал старинный город Иуну (Гелиополь). О том, что древние египтяне поклонялись богу солнца Ра, свидетельствуют ритуальные папирусы, которые хранятся в Берлинском музее. За их изучение в конце 19 века взялся Оскар фон Лемм. Божество фигурирует также в религиозных сборниках, гимнах, надписях на гробницах.
Отец Ра – первобытный хаос Нун. Сын оказался более могущественным и древним, поэтому сумел выйти из хаоса. Случилось столь знаменательное событие в месте, где образовался город Гермополь. После рождения Ра поборол силы мрака и зажег свет из цветка лотоса.
Впрочем, с красивой легендой конкурируют и другие варианты происхождения солнечного божества, поэтому начало его биографии туманно. В одной части мифов бог вылупился из гусиного яйца, а где-то говорится, что Ра пришел с восточной стороны в облике жука-скарабея, который катил впереди себя светило.
Некоторые сказания гласят, что бога стоит благодарить за сушу, возникшую на Земле, — это он ее сотворил, явившись в виде сокола.
Изображение бога Ра
Да и внешность у Ра разная. В оставшемся от древних египтян «изобразительном» наследии божество предстает то в образе кота невероятных размеров, то того же сокола, то человека с головой птицы или барана, которую венчает солнечный диск.
Египетский Ра возглавляет гелиопольскую эннеаду божеств. Причем все девять богов из этого пантеона – родственники. Из Ра вышли сын Шу, олицетворяющий воздух, и дочь Тефтун, отвечающая за влагу и жару. От этой парочки родились Геб (земля) и Нут (небо), которые стали родителями Осириса (правитель загробного мира), Исиды (богиня плодородия), Сета (повелитель природных стихий) и Нептиды (богиня мира мертвых).
Дочь Ра – Тефтун
Имя Ра носит также бог солнца в славянской мифологии. Сын Творца Вселенной десятки тысячелетий вывозил на колеснице жаркое светило на небосклон. Любвеобильное божество произвело на свет Велеса и Волынь, Хорса, Раду, Пленку и Домну.
Ра в мифах
Характеристика этого персонажа в древнеегипетских мифах вызывает симпатию. Бог показан справедливым и добрым; даже если сердится, то быстро отходит и старается исправить ошибки.
Ра, создав мир, правил человечеством как фараон под загадочным именем. Люди наслаждались благодатью в те славные времена, пока божество не состарилось. Кости его стали золотыми, а разум, видимо, изветшал. Деда сумела обмануть правнучка Исида, узнав его второе имя. С тех пор человечество отбилось от рук, перестав повиноваться божественной воле.
Богиня Исида
Ра прогневался на людей и решил уничтожить человеческий род. С помощью других божеств наслал на них проклятие – тонуть в собственной крови. Людей пожирала богиня войны Сехмет в облике львицы. В найденной в одной из гробниц «Книге небесной коровы» описано, что бог солнца вовремя опомнился: спас уцелевших людей, напоив Сехмет красным как кровь ячменным пивом. А сам на спине внучки Нут, превратившейся в корову, ушел от неблагодарных двуногих во плоти и крови на небо.
На небесах Ра не захотел сидеть без дела, да и людей стало жалко. Поэтому солнечный бог начал выезжать по утрам в барке на небо. К вечеру менял транспорт и отправлялся в загробное царство. Там каждую ночь Ра в образе желтого кота выступал против змея – страшного чудища, порождения хаоса и зла Апопа (в другом варианте – Апофис). Демон тьмы не унимался в желании навсегда лишить людей теплого солнца, но на рассвете Ра неизменно побеждал соперника.
Змей Апофис
После триумфа над змеем Ра час посвящал общению с живущими в загробном мире богами и душами умерших людей. Добрый бог вручал им права на земли взамен на послушание. Также Ра выбирал несколько счастливцев, которые удостаивались чести в его компании прокатиться по небу в дневные часы.
В мифах славян с богом солнца Ра вздумала состязаться в красоте и величии дочь Рада. Соревнование закончилось победой отца – на небе он оказался лучшим. А Рада стала признанной красавицей на Земле.
Экранизации
В 1994 году на экраны вышел фильм с элементами фантастики «Звездные врата», режиссер – Роланд Эммерих. Здесь древний бог, роль которого исполнил Джей Дэвидсон, предстает как инопланетное существо, захватившее Землю.
Порабощенные люди терпели гнет владыки несколько тысячелетий, но однажды восстали. Ра отбыл на пустынную планету Абидос, однако в 20 веке в новую обитель пожаловали с научной экспедицией земляне.
Ра погиб от ядерного взрыва, впрочем, в «Звездные врата SG-1» (1997) воскрес и засветился в одной из серий.
Джеффри Раш в образе бога Ра
Приключенческую картину на тему мифологии Древнего Египта представил на суд зрителям Алекс Пройас. В фильме «Боги Египта» (2016) образ Ра примерил Джеффри Раш.
Интересные факты
- Древние египтяне оставили 75 «величаний» в честь Ра. Эти реликвии нашлись в гробницах Рамессидов – фараонов 20-ой династии. Пирамидки небольших размеров с каждой стороны украшены солнечной лодкой и молитвами богу над склонившимся человеком. Такие вещицы наделялись силой облегчать покойнику жизнь на том свете.
- В честь божества Ра назван действующий вулкан на Ио – спутнике планеты Юпитер.
- Египетский бог солнца стал героем двух популярных компьютерных и ролевых игр – «Age of Mythology» и «Dungeons & Dragons». В последней создан вымышленный мир, где Ра руководит пантеоном Мулхоранда.
Путешественник Тур Хейердал
- Археолог и путешественник из Норвегии Тур Хейердал дал «божественные» имена двум своим лодкам – «Ра» и «Ра II». Первое судно построили из папируса по рисункам Древнего Египта, но в ходе плавания оно сломалось. «Ра II» доработали, и исследователь удачным путешествием от Марокко до Барбадоса доказал, что древние мореплаватели совершали трансатлантические переходы – то есть, египтяне вполне могли путешествовать в Новый Свет. В морском эксперименте, случившемся в 1970 году, участвовал советский врач Юрий Сенкевич.
Источник: https://24smi.org/person/4521-ra.html
Египетский бог Амон-Ра — Turism-info Популярные маршруты
Древний Египет славился своим огромным пантеоном богов. Однако в период Среднего царства на роль главного бога выдвигается местное фиванское божество Амон.
С течением времени оно трансформируется в единого государственного верховного бога Амона-Ра. Однако, не смотря на такой высокий статус, он не стал популярным в народе как Осирис. Амон-Ра оставался в первую очередь государственным божеством и покровителем фараонов.
Общая информация
История бога Амона очень сложна и запутана. В древнем Египте верховным божеством являлся Ра, однако в эпоху Среднего царства его позиции значительно пошатнулись.
Это было связано с приходом к власти основателя XII династии Аменемхета I, который приложил большие усилия для выдвижения культа нового государственного бога. Вполне вероятно, что Амон являлся покровителем этого фараона. Эта вероятность подтверждается сходством имён.
Но всё же что за божество Амон? Откуда пошёл его культ? По предположению учёных, скорее всего, это было олицетворение одной из восьми первостихий в понимании мудрецов верхнеегипетского города Гермополя. Уже оттуда, в конце Древнего царства культ Амона проникает в Фивы.
Однако это божество не пользуется популярностью у фараонов XII династии. Однако с воцарением Аменемхета I Амон становится государственным богом Фив.
Изначально Амон являлся фиванским небесным божеством. Его имя переводится как «сокрытый», «потаённый». Статуи Амона как небесного божества красили в голубой цвет. Но чтобы придать значимость новому богу, Амона стали отождествлять с древним государственным богом Солнца Ра. Отныне он стал именоваться Амон-Ра, а с момента прихода к власти XVIII династии он почитается как «царь всех богов» и как бог-творец.
Именно с Амоном связано обожествление власти фараона, так он считался его сыном. Существовало поверье, что фараон рождается на свет от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе мужа. Также Амон-Ра считался военным божеством и даровал победы фараону.
Его храмы содержали огромное количество сокровищ, а в качестве жертвы приносили отрезанные руки и фаллосы врагов. Эти части тела являлись основными символами бога, а жрицы считались его жёнами.
Но самый пышный расцвет культа Амона-Ра сложился уже в эпоху Нового царства. По представлениям жречества Амон наряду с Ра и Птахом составлял божественную триаду и в тоже время являлся единым богом и воплощая в себе других богов, в том числе Ра и Птаха, являясь владыкой мира.
В это же время жрецы Амона-Ра сосредотачивают в своих руках огромные богатства и власть. Отныне влияние этого бога стало распространяться далеко за пределы Египта. А в период правления XVIII династии в честь Амона-Ра возводятся грандиозные храмы в Карнаке и Луксоре.
Чаще всего Амон-Ра изображался в виде человека увенчанного короной с двумя высокими перьями и солнечным диском. В руках он держал анх. Однако существует и другое изображение бога в виде человека с головой барана. Вероятно, это ассоциирование пришло из Нубии, где также распространился культ Амона-Ра. Так изначально полностью антропоморфное божество приобрело голову барана с закрученными рогами. Тело его покрывалось голубой краской, чтобы подчеркнуть связь с небом.
Священными животными Амона-Ра считались баран и белый гусь. Также эти животные считались символами мудрости. Однако существуют и другие воплощения Амона, например, в виде быка, ведь изначально Амон воспринимался как божество, отвечающее за плодородие и изобилие.
Также его ассоциировали в виде змея, носящего имя Кематеф, где Амону приписывали функции создателя, который сотворил и все вокруг из первоначального хаоса. С развитием культа Амона-Ра его супругой стала верховная богиня-мать Мут, хотя ранее в этом качестве была богиня Уасрет. Сыном Амона и Мут считался лунный бог Хонсу.
Причины возникновения культа Амона-Ра
Египетское общество очень трепетно относилось к религиозным вопросам, поэтому смена верховного бога не смогла бы пройти без веских на то причин. Дело в том, что к началу воцарения XII династии возник переходный период в религиозных воззрениях. В этот период возникают приметы нового мировосприятия восприятия. Это было связано с другими представлениями о загробном мире. Об этом свидетельствуют источники этого времени.
Если ранее загробный мир, в представлении египтянина, почти ничем не отличался от реального, то с распадом Древнего царства он изображается как страна вечного сна и тягостного мрака, где нет воздуха, воды, радостей бытия и любви. Египтяне находились в поиске решения проблемы жизни и смерти.
Эти искания и облегчили принятие нового культа. Всё это содействовало утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного бога Египта.
Сразу после принятия нового культа в обществе стали изживаться представления о загробном мире как царстве мрака и сна. Жители вновь должны были поверить в солнечное и счастливое существование после смерти. Но в их представления время внесло свою корректировку.
Дело в том, что новый бог в отношении покойных отличался от старых культов. Теперь это был заботливый небожитель, который всегда был готов протянуть руку помощи даже самым презренным обитателям мира живых.
Каждый мог рассчитывать на помощь Амона-Ра, даже самый обездоленный житель древнего Египта. Таким образом устранялась несправедливость прежних верований. Ведь раньше обездоленный не мог претендовать на лучший удел в загробном мире. Только удачливый мог претендовать на содействие Ра после смерти.
Это кардинальное изменение в представлениях о загробном мире было связано с возрастанием влияния средних слоёв населения на общественную и государственную жизнь в Египте. А повторение несправедливости в культовых представлениях могло привести к непредвиденным последствиям. Поэтому создатели культа Амона-Ра должны были с этим считаться.
Но, несмотря на столь кардинальные перемены и попытки придать облику нового божества черты заботливого отца для простых мирян, Амон-Ра оставался в первую очередь богом государственным, покровителем правящей династии. Он не мог с такими обстоятельствами стать демократическим богом, как например Осирис.
Культ Осириса в период Среднего царства находил всё больше приверженцев. А фараоны XII династии, выдвигая «своего» бога Амона-Ра, не чинили препятствий для возвышения популярного бога Осириса среди всех слоёв населения.
Дальнейшее развитие и упадок культа Амона-Ра
Хотя в период Нового царства культ Амона-Ра достиг своего наивысшего расцвета, произошло событие, которое угрожало дальнейшему существованию всему пантеону божеств. Это время правления фараона Эхнатона. В его время правления наметился религиозный кризис, грозивший расколоть общество.
Попытка фараона ввести единобожие в виде культа Атона потерпела неудачу после его смерти. Преемник Эхнатона Тутанхамон реставрировал культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате этого позиции фиванского жречества только усилились. Это привело к установлению теократии, и в будущем на престол взошёл Херихор, который являлся верховным жрецом Амона.
Уже к периоду Нового царства почитание Амона-Ра достигло наивысших высот, что было связано с образованием жреческого государства. Это влияние проникло во все сферы жизни общества.
В Фивах от имени Амона начали издаваться целые указы. Однако слава этого божества тоже стала постепенно меркнуть. В эпоху Позднего царства к власти приходят саисские XXV и XXVI династии. Начинает возвеличиваться древняя саисская богиня Нейт, которая и стала покровительницей новых династий.
Культ Амона-Ра начинает приходить в упадок. Из общегосударственного почитания он опять превращается номового бога Фив, где он продолжает почитаться. Также его культ иногда встречался в малочисленных местностях страны.
Заключение
На протяжении тысячелетий существования древнеегипетского государства культ Амона-Ра прошел длинный путь от культа номового божества до главного бога общегосударственного значения.
Так получилось, что возвышение его культа пришлось на мировоззренческий кризис древних египтян. Он смог дать простым людям надежду хотя бы на равенство в загробном мире, чего ранее не было. Но вместе с тем это был государственный бог, который, не смотря на своё милосердие, не смог стать воистину народным.
Источник: http://turism-info.ru/egipetskii-bog-amon-ra/
Бог Солнца Ра: мифы Египта
Древние жили в тесной связи с природой. Неудивительно, что Солнце, дающее жизнь было центральным объектом их поклонения. В культах разных частей мира солнечных богов глубоко почитали и возвеличивали. Их задабривали подношениями, устраивали в их честь праздники и просили у них покровительства.
Бог Ра – защитник от сил тьмы
В египетских мифах бог солнца Ра – отец и правитель мира. Днем, проплывая по небесному Нилу, Ра заботливо посылает на землю свое тепло. А с приходом ночи он отправляется в загробное царство, где борется с наступающим мраком, освещая подземный мир. Всю ночь Ра сражается с силами тьмы. В подземном царстве он встречает главного своего врага – змея Апофиса, пытающегося проглотить Солнце, дабы мир погрузился в вечный мрак. К утру Ра убивает Апофиса, и вместе с этим наступает рассвет.
Бог Ра плывет на своей ладье по наднебесному Океану богини Нут
Сотворение мира
Согласно мифам, бог Амон-Ра, как его еще называли в период Нового Царства, существовал всегда. Еще задолго до сотворения мира он жил в пространстве океана Нун, который древние египтяне уподобляли яйцу. Свой выход за пределы Нуна бог Солнца ознаменовал актом творения.
Согласно мифу, бог Амон-Ра вышел из пучины Нуна и создал свет одним только своим волеизъявлением. Потом он сотворил из себя ветер и влагу, а от них произошли земля и небо. Так появились четыре стихии в образах двух божественных пар: Шу и Тефнут, Геба и Нут. Считалось, что бог Амон-Ра и его потомки были первыми фараонами Египта.
Бог Земли Геб (внизу) и богиня неба Нут (вверху). Папирус.
Символический образ Ра
Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит анкх – египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, что бы утром заново родиться на востоке.
Солнечный диск над головой бога Ра – его огненное Око возмездия. Око Ра защищает его от многочисленных врагов и подчиняет своей воле непокорных. Глаз Ра – также олицетворение разрушительной стороны огня и напоминание о двойственной природе вещей. Творящая сила света может обернуться обжигающими лучами зноя. И то, что ранее было источником жизни, станет причиной смерти.
Однажды, когда бог Ра был уже очень стар, люди перестали повиноваться ему. И разозлившись на людей, он обратил свой солнечный Глаз в свирепую львицу Сехмет. Во имя возмездия, Сехмет стала в ярости крушить все на своем пути, избивая и убивая людей. Увидев это, Ра пришел в ужас, и решил остановить Сехмет обманом, опоив ее пивом, окрашенным в цвет крови.
Барельеф с изображением Изиды (справа) и Сехмет (слева)
Бог Солнца Ра появляется в древних мифах в виде различных своих ипостасей. Сам Ра — есть дневное Солнце. Вечернее Солнце называли Атум, что так же соответствует имени более архаичного бога Атума, имевшего популярность в более ранние времена Египта. Утреннее Солнце называлось Хепри, что значит «скарабей» — древний символ перерождения. А в схватке со змеем Апофисом бог Ра сражается в образе огненно-рыжего кота.
Бог Ра в образе кота побеждает змея Апопа (справа). Папирус Ани
Уход бога Ра из мира людей
Согласно мифам древнего Египта, расстроенный неповиновением людей, бог Солнца Ра решил покинуть земной мир. Узнав об этом, люди раскаялись и пришли проводить Ра. Они дали ему слово бороться с его врагами и почитать память о нем. После этого Ра поднялся на спину Небесной Коровы, чтобы продолжил править миром оттуда. А земная власть перешла в руки его детей.
Источник: https://taynoe.com/bog-solntsa-ra/
Бог — Амон
Изображение Бога Амона.
Бог Амон проделал долгий путь к становлению верховным богом всего Египта. Образ отца богов — и даже его имя — изменялся вместе с культурой государства, вплоть до самой известной его формы, носящей имя «Амон-Ра». Но при этом он далеко не всегда был именно таким. Религиозный культ, превозносящий Амона как главу богов, зародился в Фивах, во времена раннего и древнего царства. Именно в этот период началось формирование мифологического значения бога.
Амон — история верховного бога Египта
Как уже было сказано, местом зарождения культа Амона стал город Фивы. Именно там в период до XXIII века до нашей эры Амона стали почитать как одного из главных богов.
Изначально его культ представлял собой культ неба, в связи с тем, что Амон являлся покровителем небесного пространства. Помимо Амона в Фивах особым почётом пользовались еще два божества — его жена Мут, богиня-мать, и их сын Хонсу, покровитель Луны.
Всех вместе богов называют Фиванской триадой, так как именно они стали центром формирования религии в одном из самых важных египетских городов.
Первый переходный период стал особо важным для культа Амона. В это время его стали считать не просто божеством, а создателем мира и верховным богом. Именно этот период стал переломным для религиозного культа этого божества. Из ранга довольно важного бога Амон перешёл в ранг важнейшего.
Также, после становления Амона демиургом, появился один из значимых титулов в египетской религии — «Супруга бога Амона».
Изначально титул носили верховные жрицы, но во времена Среднего царства он получил огромное политическое значение — в связи со становлением теократии — и им титуловались уже женщины царских кровей.
Самым главным историческим моментом для культа Амона стал период Среднего царства. Именно в эту эпоху, в связи с приобретением Фив большой значимости среди городов Египта, культ этого бога набрал большую мощь. Дальше больше, в период, когда власть была в руках фараонов из Фив, Амон получил звание главного государственного бога.
Но всё было не настолько радужно для внешнего облика бога. Когда его провозгласили новым главенствующим богом, для того, чтобы укрепить данное религиозное веяние, Амона пришлось объединить с другим «главным» богом — Ра.
Всё дело в том, что в другом не менее важном египетском городе — Гелиополе — главенствовал именно культ Ра, покровителя Солнца. Естественно, что жречество этого города было бы против смены курса культа, и поэтому фивские жрецы пошли на очень серьезные уступки.
Они объединили образ солнечного бога и бога небесного пространства. Именно так и появилась самая известная на сегодняшний день ипостась Амона — Амон-Ра.
Следующим этапом развития Амона — разумеется, уже в образе Амон-Ра, — стало возвышение и разрастание его культа во время Нового царства. В этот период жрецы Амона имели просто невероятную власть в своих руках.
Именно они, в свое время, сыграли главную роль в одном из важнейших событий египетской истории – становления фараона-женщины Хатшепсут. Разумеется, женщины и до этого были правителями Египта, однако они носили титул цариц.
А Хатшепсут стала одна править всем Египтом именно благодаря решению оракула Амона. Другими словами, жречество этого бога нарекло ее верховным правителем.
В дальнейшем сила и власть жречества Амона только укреплялась, за исключением правления Эхнатона. Этот фараон попытался сместить Амона с позиции главного божества и заменить его Атоном, однако его попытки оказались бесплодными, и его потомки вновь вернули Амону звания верховного бога.
Образ Амона
В связи с тем, что образ Амона довольно сильно менялся с каждым новым витком развития его культа, этот бог получил довольно скудное отображение в мифологии. Конечно, слияние с Ра дало свои результаты, но образ Амона-Ра также очень слабо присутствует в мифологии. Единственное, что о нём можно сказать, так это то, что он, после присвоения ему статуса демиурга, стал прародителем богов и создателем Вселенной.
Изображался Амон в антропоморфном виде, с короной шути на голове — головным убором, украшенным двумя большими перьями. Его священными животными считались гусь и баран, который являлись символами мудрости в древнем Египте. Помимо всего прочего, изначально Амон входил в гермопольскую Огдоаду, в которой изображалось восемь прабогов.
Источник: https://ancient-east.ru/bog-amon.html
Ра — Бог солнца
Ра (или Рэ) – древнеегипетский бог солнца. К эпохе V династии (XXV-XXIV века до Рождества Христова) он стал одним из главных богов египетской религии, отождествляясь в первую очередь с полуденным солнцем.
При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом.
Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра.
В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона, обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.
Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.
Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око, в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.
Ра и солнце
Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством – владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут – бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.
Ра в подземном мире
Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней – Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней – Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату – Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом.
В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях.
Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.
Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.
Ра как Создатель
Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача.
Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа – бога Пта считали, что создателем Ра был Пта.
В одном отрывке из Книги Мертвых, Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.
Облик и изображения Ра
Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс, цапли, змеи, быка, кошки, льва.
Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».
В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.
Культ Ра
Главным культовым центром Ра был Иуну («Место обелиска») позже называвшийся греками Гелиополем («Городом Солнца»). Сейчас это один из пригородов Каира. В Иуну он отождествлялся с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра он считался главой Эннеады («Девятерицы» главных богов), в которую входили также Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Праздник «встречи Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.
Его культ в Гелиополе стал усиливаться примерно со II династии фараонов, провозгласившей Ра солнечным богом. Фараоны IV династии считались воплощениями этого бога на земле и называли себя «сынами Ра».
Почитание Ра ещё возросло при V династии, когда Ра стал государственным божеством и фараоны воздвигали особые пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители V династии утверждали, что каждый из них рождается от самого Ра и жены гелиопольского первосвященника. Эти фараоны тратили громадные суммы на храмы Солнца.
Тогда стали появляться первые Тексты пирамид, придававшие Ра всё больше значения в путешествии фараона через подземный мир.
В эпоху Среднего царства, Ра стали активно сочетать с другими важными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.
Во время Нового царства, поклонение Ра стало сложнее и величественнее. Стены гробниц испещрялись подробными текстами, которые повествовали о путешествии Ра через подземный мир. В них уверяли, что Ра перевозит в своей лодке молитвы и благословения живых вместе с душами умерших.
Служение Ра сопровождалось гимнами, молитвами и заклинаниями с целью помочь этому богу и его солнечной лодке восторжествовать над змеем Апопом.
Утверждение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра в Египте. Культ Ра теперь стал возбуждать лишь академический интерес, даже среди египетских жрецов.
Ра и другие египетские боги
Личные черты Ра часто сочетались с чертами других богов в слитных религиозных образах.
Амон-Ра
Бог Амон был членом фиванской Огдоады («Восьмерицы Богов»). Его культ, вероятно, шёл от Амаунета, древнейшего божественного покровителя Фив. Амон тоже был богом-творцом, создававшим всё при помощи дыхания, и поначалу больше ассоциировался с ветром, а не с солнцем. С течением времени Амон стал почитаться в Верхнем (Южном) Египте так же сильно, как Ра в Нижнем (Северном). В конце концов их объединили в образе Амона-Ра, солнечного бога-творца.
Трудно установить, когда впервые возникло это сочетание, но ссылки на Амона-Ра имеются уже в Текстах пирамид начала пятой династии. Новое царство возникло как итог борьбы за объединение Египта с юга, и правители XVIII династии стали поддерживать культ Амона-Ра, чтобы объединить южного Амона с прежними верованиями в Ра.
Амон-Ра получил официальный титул «царя богов», и изображался в виде человека с красными глазами и головой льва, окружённой солнечным диском.
Атум-Ра
Атум-Ра (или Ра-Атум) был еще одним «составным» богом. С Атумом Ра имел больше сходства, нежели с Амоном. Атум был теснее связан с солнцем и иногда признавался создателем Эннеады. И Ра, и Атум считались отцами богов и фараонов, оба они были широко почитаемы. В ряде древнейших мифов Атум, подобно Ра, именовался создателем Тефнут и Шу, а сам был рожден от «океана хаоса» – Нун.
Ра-Хорахти
В поздней египетской мифологии слово «Ра-Хорахти» было больше титулом или атрибутом, чем составным божеством. Это слово переводится как «Ра (который есть) Хор горизонтов». Этот образ устанавливал связь между Хорахти (восходом солнца, ассоциируемый с Гором) и Ра. Образ Ра-Хорахти символизировал путь солнца-Ра от горизонта до горизонта, подчёркивая аспект Ра как божества надежды и возрождения.
Ра, Хепри и Хнум
Хепри был жук-скарабей, который выкатывал солнце на небо по утрам и иногда рассматривался как утреннее проявление Ра. В Хнуме, боге с головой барана, видели вечернее проявление Ра.
Идея различных божеств (или различных аспектов Ра), воплощающих в себе разные части дня, была довольно распространенной. При таком детальном различении Хепри и Хнум олицетворяли восход и заход солнца, а в Ра часто видели солнечный пик в полдень.
Иногда с этими же дневными периодами связывали разные аспекты Гора.
Рат-Тауи
Рат или Рат-Тауи была женским воплощением Ра, имевшим мало самостоятельного значения. В некоторых мифах она считалась женой Ра или его дочерью.
Баст
Баст (Бастет), иногда именуется «кошкой Ра». Она тоже считалась его дочерью и связывалась с «мстительной функцией» Ока Ра. Баст прославилась тем, что обезглавила змия Апофиса (заклятого врага Ра, «бога» Хаоса). В одном мифе Ра посылает Баст как львицу в Нубию.
Сехмет
Ещё одна дочь Ра – богиня Сехмет, часто отождествляемая с Хатхор. Она изображается в виде львицы или большой кошки и тоже является «Оком Ра» – орудием мести бога солнца. В одном мифе Сехмет так наполняется гневом, что Ра приходится превратить её в безвредную корову.
В другом мифе Ра опасается заговора, составленного против него человечеством, и посылает Хатхор уничтожить людскую расу. На следующее утро Сехмет-Хатхор идет, чтобы закончить дело уничтожения и пьет то, что ей кажется кровью. Но эта жидкость оказывается красным пивом, и у опьянённой Сехмет нет сил закончить резню.
В одном папирусном календаре счастливых и несчастливых дней Сехмет, Гор, Ра и Буто связаны с затменной двоичной звездой Алголь.
Хатхор
Хатхор – ещё одна дочь Ра, которую иногда отождествляют с Сехмет. Как сказано выше, она то ли как воплощение Сехмет, то ли вместе с ней участвовала в попытке истребить враждебное её отцу человечество. В одном мифе Хатхор, чтобы вылечить Ра от приступа раздражения, танцует перед ним обнаженной, до тех пор, пока он не начинает смеяться. Когда Ра лишается Хатхор, он впадает в глубокую тоску.
Пта
Пта редко упоминается в литературе пирамид Древнего Царства. По мнению некоторых, это – результат вражды к Пта гелиопольских почитателей Ра, бывших основными составителями этих надписей. Последователи Ра относились к Пта с ревнивой завистью. Они полагали, что Ра сам себя создал, но другие считали, что его создал Пта.
Исида
Исида часто плела интриги против Ра, ибо хотела возвысить своего сына Гора. В одном мифе Исида создала змея, чтобы он отравил Ра, и дала ему противоядие только тогда, когда он открыл ей свое истинное имя. Ра стал бояться Исиду, ибо, зная его тайное имя, она могла использовать всю его мощь против него же – и доставить Гору трон царя богов.
Апоп
Змей Апоп, также называемый Апофисом, был богом хаоса и самым опасным врагом Ра. Говорили, что он лежит чуть ниже линии горизонта и пытается пожрать Ра, как только тот спускается в подземный мир. Когда Апоп начинает заглатывать Ра, начинается заход солнца, а когда он проглатывает его почти целиком – наступает ночь. Но ему так никогда и не удаётся проглотить Ра совсем. В конце концов Апоп выплёвывает солнечного бога обратно – и начинается восход.
Источник: https://proznayka.ru/blog/9-mifologiya/gods/55-ra-bog-solntsa
Амон. Царь египетских богов | Внеклассный час
Амон, среди всего множества египетских божеств, считался царем богов, верховным богом-творцом. Он был древнеегипетским богом плодородия и жизни. В то время как большинство египетских богов были «рождены» в разные моменты истории Древнего Египта, и многие из них пользовались популярностью, Амон, похоже, присутствовал в мифологии и культуре египетского народа почти с самого начала возникновения этой таинственной цивилизации.
У Амона было много имен и он исполнял несколько ролей в египетской мифологии, и египтяне часто поклонялись семье Амона вместе с ним. Его изображения встречаются по всему Египту, как и легенды о нем.
Имена и названия бога Амон
Богу Амону было присвоено звание «Царь богов» Верхнего Египта.
Ученые обнаружили несколько разных вариантов написания его имени в египетской литературе. Некоторые из различных вариантов написания: Ам, Амен, Амон, Амоун, Аммон и Хамон.
Бог Амон, фреска
Другие страны приравнивали бога Амона к своим собственным божествам:
- Египтяне приравнивали его к богу Мин.
- Греки приравнивали Амона к Зевсу.
- Римляне приравнивали его к Юпитеру.
Объединение Амон с Ра
Со временем египтяне объединили Амона с Ра, чтобы сформировать Амона-Ра. Альтернативные варианты написания этого имени включают Амен-Ра, Амон-Ра, Амон-Ре, Амун-Ре и Аммон-Ра. Египтяне называли Амона-Ра «первым» и «вторым», потому что считали его верховным богом.
Бог Амон-Ра, фреска
Его роли
- Первой ролью Амона было покровительство древнего египетского города Фивы, где проживал правящий фараон и его королевская семья. Здесь он соединился с богом солнца Ра, и оба стали известны как египетский бог Амон-Ра.
- Амон-Ра был царем богов Верхнего Египта и одним из самых важных богов в Египте, уступая только Осирису.
- Египтяне дали Амон-Ра роль творческой силы, ответственной за всю жизнь на земле, на небесах и в туате (подземном мире).
- Амон был также отцом фараона.
Семья бога Амон
- Амон был частью триады Тхе вместе с Мутом и Хонсу (триада была группой из трех богов, включая мать, отца и ребенка).
- Жена (как Амон): Амунет, мать-богиня.
- Жена (как Амон-Ра): Мут, богиня Фив, женщина-двойник Амона-Ра.
- Сын: Хонсу, лунный бог возрождения и исцеления
Триада Тхе
Почитание бога Амон
История развития богослужения Амону захватывающая. Изначально Амон был божеством, которому поклонялись только в Фивах. После того как фараоны перенесли свою столицу в Фивы, Амон стал главным богом. Во время восемнадцатой династии он ассимилировался с Ра и приобрел значение.
Многие из царей Восемнадцатой династии заказали фрески, на которых Амон-Ра стал их отцом. Именно так правители, чья легитимность была под вопросом, доказывали свое право на власть. Когда Хатшепсут начала править своим пасынком, Тутмосом III, она заказала фрески, на которых изображено, как Амон-Ра удочеряет ее. Она использовала эти фрески, чтобы узаконить свое царствование и оставаться фараоном до самой смерти.
Хатшепсут
По мере развития восемнадцатой династии культ Амона-Ра рос в богатстве и могуществе. Уже вскоре культ соперничал с фараоном по силе и авторитету. Этот факт способствовал решению Эхнатона объявить Атона единственным богом в Египте. Он перенес столицу в новый город, но как только он умер, священники Амона-Ра вновь обрели свою власть. Фивы снова стали столицей, и культ Амона-Ра продолжал набирать силу.
Его культ
Поклонение Амону было широко распространено, и фараоны наградили культ землей в процентах от добычи при завоеваниях. Одной из важных позиций в культе была «жена бога Амона», и королева или королева-мать часто занимали эту роль. Эти женщины приобрели силу, и изображения показывают, что они делали подношения богам.
На двух фестивалях в Фивах были представлены изображения Амона и других божеств, путешествующих в различные места:
- Во время прекрасного праздника долины изображения Трианской Феи были сняты с Карнака. Они путешествовали на лодке через Нил, чтобы посетить храмы гробницы на западном берегу.
- На праздновании Фестиваля Опета Амон отправился из Великого храма в Карнаке в храм в Луксоре. Этот праздник отмечал священный брак между богом (фараоном) и женой бога (царицей).
Храмы бога Амон
Храмы, посвященные Амону, были построены по всему Египту, а Рамзес II построил или перестроил несколько из них. Три из этих храмов находятся в Дейр-эль-Медине, Луксоре и Карнаке:
- Дейр-эль-Медина расположен на западном берегу Нила, напротив Фив и недалеко от Долины Царей. Рамзес II построил этот храм и два, посвященных другим членам Триады Тевина.
- Храм Амона в Луксоре был построен около 1500 г. до н.э. и до сегодняшнего дня был активным религиозным объектом. Люди поклонялись уникальной версии Амона. Два названия Луксорского храма — «Место уединения» или «Южный Опет». Этот храм находился в самом сердце древних Фив, и процессная дорога соединяла его с Карнаком.
- Храмовый комплекс в Карнаке является крупнейшим храмовым комплексом, построенным людьми, а его Великий Храм Амон — его жемчужина. Поколения фараонов добавляли или перестраивали части этого храма. Криосфинксы (сфинксы с головами баранов) пересекают один из процессных путей. Несколько дворов, обелисков и пилонов, вырезанных иероглифами, являются частью этого храма. Несколько храмов являются частью этого комплекса, в том числе посвященные Атону. Эхнатон построил его в течение первых пяти лет своего правления, прежде чем он перенес столицу в Амарну.
Храмовый комплекс в Карнаке
Символы бога Амон
Египетское произведение искусства ассоциирует несколько символов с Амоном:
- Баран (криосфинкс: сфинкс с головой барана);
- Гусь;
- Иногда фрески Амона показывают его как обезьяну или льва.
Криосфинкс, бог Амон
Его изображения
- Изображения и статуи Амона обычно показывают его как человека с синей или черной кожей.
- Он носит головной убор с двумя перьями, а перья имеют чередующиеся цвета: красный и зеленый или красный и синий.
- Амон носит несколько ювелирных украшений, включая широкий воротник или ожерелье и браслеты.
- Его одежда — или килт, или туника с украшенными лямками.
- Амон держит анх в правой руке и скипетр в левой руке, а иногда бычий хвост свисает с его туники.
- Амон также изображен с различными головами животных. Иногда у него голова ястреба с солнечным диском, окруженным змеем на вершине. Другие изображения показывают Амона с головой барана.
Описания Амона с его женой Амунетом выглядят так:
Голова урея (вертикальная форма египетской кобры) и амунет с головой кошки или амона с головой лягушки и амона с головой урея.
Легенды
Амон был богом-творцом и силой, создавшей жизнь. Вместо того, чтобы рассказывать мифы об истории, многие фрески о нем рассказывают о том, как он помог людям одержать победу или решить проблему. Его статуя двигалась (скрытые священники манипулировали ею), чтобы ответить на вопрос.
Важные факты о боге Амон
Амон был богом-творцом, которому поклонялись через Египет.
Фараоны были «сыном Амона».
Его культ получил достаточно власти и богатства, чтобы угрожать фараону.
Женщины, которые были «женой бога Амона», занимали важные места в культе.
Некоторые фараоны использовали Амона, чтобы узаконить свое правление.
Фивы были центром его поклонения.
Некоторые из величайших храмов Амона были в Фивах.
Вам так же может понравиться
Источник: https://vneklas-chas.ru/amon-tsar-egipetskih-bogov/
Египетский Гороскоп: Амон-Ра
Даты Амон-Ра: 8 – 21 января; 1 – 11 февраля.
Черты родившихся под знаком Амон-Ра: Щедрый, Успешный, Отзывчивый.
Счастливые цвета: Желтый для мужчин, Оранжевый для женщин.
Соответствующий знак зодиака: Телец ♉.
Совместимость: Нил и Гор.
Верховное божество Солнца имеет множество названий — Амон-Ра, Амон, Амун. В мифах древних египтян оно сочетало в себе характеры трех богов: Ра (собственно бога солнца), Мина (бога созидания) и Монту (бога воинов). Его изображали с головой барана, или с головой человека, но украшенной бараньими рогами или солнечным диском. Супругой его была Мут, богиня-Мать.
Характер Амона-Ра по Египетскому Гороскопу
Дети Амона-Ра это властные и целостные натуры, пронизанные солнечным оптимизмом. В коллективе они быстро становятся лидерами, не предпринимая для этого никаких усилий. Люди тянутся к ним и охотно подчиняются. Однако их слабое место — лесть. Если вы похвалите их, то они будут готовы свернуть горы. Они обожают славу и публичное признание. Природа наделила их мудростью и сверхъестественным даром видеть будущее, поэтому среди них часто встречаются прорицатели.
Этим людям свойственен ораторский талант и дар убеждения. Они могут увлечь за собой толпу, вдохновить других на действия и осуществление больших перемен, даже на революцию.
Их популярность поддерживается сама собой, все гордятся дружбой или хотя бы знакомством с ними. При этом они легко могут успокаивать и ободрять людей. Однако не думайте, что сами они простодушны и бесхитростны.
Они преследуют свои личные цели, используя искусство дипломатии, иногда исподтишка, всегда расчетливо и продуманно.
В личной жизни детям Амона-Ра нелегко найти себе подходящего партнера. Он него требуется чуткость, готовность играть вторую скрипку, при этом всегда поддерживать, но более всего — одобрять. Люди, родившиеся под покровительством верховного бога Солнца, неохотно открывают свою душу и делятся планами, из-за чего у них часты скандалы и непонимание в семье.
Мужчина Амон-Ра
Прирождённые лидеры, которые готовы взвалить на свои плечи весь груз ответственности. Они стремятся быть лучшими и не устают это доказывать. Мужчину Амон-Ра необходимо хвалить, чтобы у него была мотивация продолжать дальше что-то делать.
Целостная личность привлекает внимание к своей персоне благодаря харизме и обаянию. Благодаря искусному владению словом, они убеждают в своей правоте всех вокруг и любят наблюдать за реакцией окружающих на свои действия. Этот мужчина хочет быть популярным, и ставит карьеру на первое место.
Необходимо находить время на близких людей, иначе можно остаться в гордом одиночестве.
Женщина Амон-Ра
Рождённая под этим знаком женщина умеет манипулировать окружающими. Она готова идти по головам, лишь бы добиться поставленной цели. Можно смело использовать все средства, проявляя хитрость и действуя исподтишка. Женщина Амон-Ра не пускает в свою жизнь лишних людей. Она ведёт себя сосредоточенно и никогда не рассказывает о планах окружающим. Залог успеха этой барышни в её собранности, уверенности и спокойствии, которое она не устаёт демонстрировать всем вокруг.
Знак по Египетскому Гороскопу
Источник: http://ru.astrologyk.com/horoscope/egyptian/amon-ra