Можно ли венчаться не находясь в браке

Храм апостола Петра в Веселом поселке — Семь самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак

Можно ли венчаться не находясь в браке

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак — не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же — это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви.

В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

Как Церковь относится к живущим «гражданским браком»?

«Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, — один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, — после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак — честен, и ложе — нескверно. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.

Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.

Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака.

Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства.

Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью.

Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований.

И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие.

Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям). А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Источник: https://petrovhram.ru/articles/view/sem-samyh-rasprostranennyh-voprosov-o-cerkovnom-vzglade-na-brak

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе: условия заключения церковного брака

Можно ли венчаться не находясь в браке

Каждые отношения имеют свои этапы развития. Один из самых значимых и переломных — заключение брака.  Но не всем нравится церемония бракосочетания в официальных органах, поэтому иногда я сталкиваюсь с вопросом некоторых пар — можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? В этой статье разберем подробно этот вопрос.

Отношение церкви к венчанию без регистрации в ЗАГСе

Во времена наших прабабушек регистрировать отношения не только на законодательном уровне, но и в церкви, было распространённой практикой. Сейчас же многие пары считают это пережитком прошлого и не считают необходимым.

Несмотря на это религия всё ещё играет важную роль в жизни нашего общества и для некоторых венчание — это неотъемлемый этап «признания» взаимоотношений.

Отношение к этому у православной церкви жёсткое: практически всегда священники отказываются проводить венчание без предоставления документа, подтверждающего брак.

Интересный факт: Гражданский брак церковь не признаёт, а интимная связь между партнёрами считается блудом.

Почему нельзя?

Такая политика стала вводиться церковью после революции.

Раньше венчание приравнивалось к заключению брака в рамках государства, которое его полностью признавало и такой союз считался законным. В то время служители церкви могли проверить, является ли союз единственным и легальным.

Сейчас церковь не ведёт официального учёта заключаемых браков и нет никакой централизованной системы для проверки информации, которую предоставляют прихожане.

Случаются ситуации, когда повенчаться хотят любовники (состоящие в браке с другими официально), кровные родственники и другие — те, кому по церковным обычаям брак запрещён.

Поэтому для того, что бы всё соответствовало закону государства и церкви, брачующиеся вынуждены предоставлять документ для подтверждения официальности брака. Это первая причина.

Вторая — венчание стало массовым явлением и пары не относятся к нему серьёзно, особенно молодые.

Священники всегда обращают внимание будущих супругов на то, что эта процедура для православных важнее, чем роспись. Жениться и разводиться можно бесконечно, но настоящее единение душ происходит лишь один раз. Развод не имеет место быть для обвенчавшихся — это является грехом, при совершении которого человек теряет часть самого себя.

«Что рождение для ребёнка, то венчание для супруг. Обратного пути нет.»

Когда лучше венчаться

Мнения расходятся, но суть сводится к одному: венчаться нужно только в случае полной уверенности в своём избраннике.

Этот человек будет связан с вами священными узами и с ним вам предстоит пройти не только сквозь жизненные преграды, но и быть вместе на небесах.

Некоторые венчаются сразу же в день росписи, кто-то спустя время. Если для вас эта процедура не несёт развлекательного характера и вы относитесь к ней со всей серьёзностью — время даст возможность вашим отношениям пройти проверку на прочность и принять взвешенное решение.

С другой стороны — служители церкви советуют венчаться вскоре после официальной свадьбы и не ждать долго. Но, как говорилось ранее, перед этим нужно снять розовые очки и трезво оценить, насколько ваши отношения крепки для таинства венчания.

Есть ли исключения?

Бывают ситуации, когда люди настроены категорически и хотят обвенчаться без регистрации в ЗАГСе. Что делать в таком случае?

В теории это возможно, но решение будет зависеть от представителей церкви, а конкретно — епархиального архиерея. В этом случае он берёт на себя полную ответственность за проведение обряда вместо вас. Паре придётся убедить его в чистоте отношений и доказать, что семейный союз — это серьёзный и обоснованный шаг для обоих партнёров. Только в таком случае священник даст своё разрешение и благословение.

Но служители церкви редко идут на это. Такое исключение делается в основном для постоянных прихожан церкви, которых священники хорошо знают и уверенны в крепости их союза.

Часто люди говорят о том, что такие условия слишком сложные и доставляют больше проблем, что штамп в паспорте — просто очередная ничего не значащая пометка.

Назревает вопрос: зачем противится его появлению, если он не важен? Разве взаимоотношения между супругами от этого изменятся? — нет. Да, законный брак — это ответственно, но в этом и заключается его суть. Живущие в «гражданском браке» таковой почти не несут, а пожить друг с другом можно и без венчания.

Интересно: Пара, живущая в «гражданском браке» не может быть крестными родителями. По церковным канонам, они открыто ведут безнравственную жизнь и не могут стать восприемниками от купели крещения. Помимо этого такие люди не допускаются до причастия, пока не покаются в своих грехах.

Государственное регулирование отношений начинается только после регистрации брака в органах ЗАГСа. Государство, санкционируя конкретный брак, обязуется защищать новообразовавшуюся семью, взаимоотношения внутри неё касательно каждого её члена.

Регистрация дает возможность членам семьи иметь права и требовать исполнения обязанностей, возникающие у них в связи с заключением брака, а также охранять личные и имущественные права супругов.

Это не может быть обеспеченно в «гражданском браке». Никакой суд не будет защищать права и свободы, условленные в Семейном кодексе и нарушенные в «гражданском браке».

Со стороны закона «гражданский брак» не является браком, поэтому государство в лице судебной инстанции не сможет гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем союзе.

Источник: https://alice-wedding.me/posle-svadbyi/venchanie/mozhno-li-obvenchatsya-bez-registratsii.html

Венчание без регистрации в ЗАГСЕ

Можно ли венчаться не находясь в браке

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ — один из самых распространенных вопросов, приходящих на наш сайт.

Для того, чтобы венчаться, необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе: это связано с тем, что если до революции венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке. Поэтому, во избежание подобных проблем, для венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.

Священник Дионисий Свечников

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить воду во время поста

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Пра­вославная Церковь признает гражданский брак (оформленный в ЗАГСе) исходным момен­том создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.

Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот.

Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?».

Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!

Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный.

Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях   с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной.

Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам.

Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.

Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни.

Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов.

Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке».

Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах, а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся.

Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет.

А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.

А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно нас обвенчаться, а потом сыграть свадьбу». Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?».

Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание.

А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.

Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день.

Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей.

Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».

Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего.

Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.

Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол.

Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину».

Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Ответы на вопросы читателей:

Можно ли сначала обвенчаться, а через год расписаться в  ЗАГСе? Светлана

Дорогая Светлана! Нет, гражданская регистрация должна предшествовать венчанию. Церковь, как правило, венчает после регистрации, потому что в последнее время происходит очень много случаев обмана: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.

Источник: https://pravmir.ru/venchanie-bez-registracii-v-zagse/

Подготовка к Таинству Венчания

— Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

КАКОВА ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА? ТОЛЬКО ЛИ РОЖДЕ­НИЕ ДЕТЕЙ?

— Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака.

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

  Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

  Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», — это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

  Есть и другая цель у брака — предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЕНЧАТЬСЯ?

— Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак.

Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос.

В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве.

Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — то это неправильно.

Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

КОГДА ВЕНЧАНИЕ НЕ СОВЕРШАЕТСЯ?

— Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

  Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБВЕНЧАТЬСЯ?

— Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ВЕНЧАНИЕ?

— Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему на Пасху нужно говорить Христос воскрес

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ И ПРИЧАСТИТЬСЯ ПЕРЕД ВЕНЧАНИЕМ?

— Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время. 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ИМЕТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ ПРИ ВЕНЧАНИИ?

— По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

МОЖНО ЛИ ОБВЕНЧАТЬСЯ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА?

— Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

МОЖНО ЛИ ОБВЕНЧАТЬСЯ ТЕМ, КТО УЖЕ ДАВНО СОСТОИТ В БРАКЕ?

— Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

ПОЧЕМУ ЖЕНА ДОЛЖНА ПОДЧИНЯТЬСЯ МУЖУ?

— «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

  Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.

Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18).

В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

  Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично — жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

  Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих.

Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» — семье.

  Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

  Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично.

Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области.

Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

ДОПУСКАЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ ВТОРОЙ БРАК?

  Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

  В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Это самое необходимое, что должны знать желающие совершить Таинство. Более подробную информацию можно получить перейдя по ссылке

Источник: https://pokrov27.info/?page_id=3103

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак — Православный журнал

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак — не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же — это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви.

В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.

Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.

Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака.

Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства.

Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие.

Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям). А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Фото Юлии Маковейчук

Источник: https://foma.ru/7-samyih-raspostranenyih-voprosov-o-tserkovnom-vzglyade-na-brak.html

Документы для брака в Испании: важные вопросы

Регистрация брака в других странах стала довольно распространенным явлением. Причем сыграть свадьбу за границей решают не только смешанные пары, но и наши соотечественники. Еще бы! Это ведь так романтично и оригинально! Но вместе с решением о зарубежном торжестве возникает и масса вопросов. Разберемся с основными из них.

Трудности венчания в испанской церкви

Иногда у россиян возникает интересная идея – организовать собственное венчание не в родном городе, а где-нибудь за границей. Какие документы для брака в Испании, к примеру, им могут понадобиться? И какую церковь стоит выбрать?

Нужно понимать, что ситуацию, когда два иностранца, уже зарегистрировавших собственные отношения в родном государстве, хотят повенчаться в испанской церкви, нельзя назвать стандартной. Поэтому пока не существует документов, регламентирующих данную процедуру.

В такой ситуации лучший выход – обсуждение своего желания с представителем понравившейся церкви. Как правило, священники знают, какие документы им могут понадобиться. Скорее всего, не обойтись без паспортов венчающихся и справок об их крещении (если они католики). Кроме того, могут попросить предоставить свидетельства о рождении.

Говоря о выборе церкви, нельзя не отметить, что это всего лишь дело вкуса. Но нужно понимать, что чем «престижнее» она будет, тем длиннее окажется очередь на венчание и тем дороже оно будет стоить. А вообще без непосредственного общения с церковными служителями не обойтись.

Перечень документов для брака в Испании

Какие документы для брака в Испании необходимы, если пожениться хотят испанец и россиянка?

Перечень бумаг может серьезно отличаться в зависимости от региона, в котором планируется регистрация. Но основными можно назвать:

  • паспорт;
  • копию справки об отсутствии зарегистрированного брака. Ее обязательно придется заверить в консульстве. Правильно составить эту бумагу поможет нотариус, затем на нее ставят апостиль и переводят, а сам перевод заверяют в консульстве;
  • справку о месте проживания. Ее легко оформить в мэрии города, где живет испанец;
  • свидетельство о рождении, которое также должно быть переведено на испанский и заверено.

Справка об отсутствии зарегистрированных отношений

Где можно получить справку о том, что вы не состоите в браке? ОВИР лишь ставит штамп в заграничном паспорте, но будет ли этого достаточно для регистрации брака в Испании?

Сотрудники российского консульства в Барселоне утверждают, что да. Так что такой документ можно получить, даже находясь в королевстве, только на основании штампа, поставленного в ваш загранпаспорт.

Существует и другой вариант: можно поговорить с сотрудниками ЗАГСа, вполне возможно, они войдут в ваше положение и выдадут справку на основании отсутствия заметок о замужестве в вашем паспорте.

Одним из основных документов для регистрации брака в Испании считается справка о месте жительства. Где ее взять?

Конечно же, в самом королевстве. Для этого, посетив страну, придется сходить в муниципалитет города, где проживает жених, и прописаться. Вообще это не прописка в том понимании, к которому привыкли мы все, это лишь регистрация места проживания. Сама справка оформляется там же, в муниципалитете.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему пятница Страстная

Где и как переводить свидетельство о рождении?

Алгоритм действий такой:

  1. Отправляйтесь в фирму, специализирующуюся на переводе официальных документов, либо же переводите самостоятельно, если, конечно же, уверены в собственном знании испанского языка;
  2. Снимите копии с перевода и оригинала свидетельства о рождении. Это понадобится для регистрации брака;
  3. Заверьте у нотариуса и перевод, и копию;
  4. Поставьте апостиль на копии как подтверждение подлинности подписи нотариуса;
  5. Идите в консульство. Там все бумаги скрепят и заверят перевод справки.

Источник: https://abcspain.ru/news-and-articles/marriage/dokumenty-dlya-braka-v-ispanii-vazhnye-voprosy/

Полезно знать: можно ли венчаться без регистрации в загсе – правила и исключения

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Значение венчания

Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания.

Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.

Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.

Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам, что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно.

Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?

Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся».

В этом случае можно выбрать неторжественную регистрацию, заплатив всего 350 рублей госпошлины. При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.

Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Заключение

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Источник: https://wedus.online/tradisii/venchanie/bez-registracii.html

Дети в гражданском браке: с кем они останутся после расставания родителей?

В юридической практике, которая касается вопросов брака и семьи, нет более запутанного и сложного понятия, чем гражданский брак.

Большинство людей называют гражданским браком сожительство без документального оформления отношений, что в корне неверно.

Гражданский брак – это союз двух людей, зарегистрированный в ЗАГСе, с соответствующим штампом в паспорте и записями в других документах.

Путаница возникла вследствие некоторых изменений в ведении документации в начале ХХ века. Но само понятие «гражданский брак» придумали намного раньше – в XVI веке в Голландии.

Если влюбленные принадлежали к разным верам, венчаться в церкви они не могли. Власти пошли им навстречу и разрешили оформлять брачные союзы в мэрии. Именно такие браки назывались гражданскими.

Сейчас под гражданскими браками мы подразумеваем добровольное совместное проживание двух людей и ведение общего хозяйства без документального оформления отношений. В начале ХХ века путаница возникла потому, что ранее оформление всех документов, связанных с семейным положением, рождением и смертью было прерогативой церкви, а после эти функции перешли к другой инстанции – ЗАГСу.

Юридические особенности незарегистрированного союза

На Западе сожительство приравнивается к официальному браку, и гражданские супруги при разводе имеют такие же права, как и те, кто по закону регистрировал союз (если, конечно, докажут в суде ведение совместного хозяйства).

В нашей стране при сожительстве без регистрации в ЗАГСе, независимо от продолжительности этого союза, «супруги» считаются чужими людьми.

Соответственно права владения совместно нажитым имуществом, как и родительские права, определяются только документами.

Что касается имущественных прав, в случае смерти одного из супругов, второй не может рассчитывать на получение наследства, если брак не был зарегистрирован, и если в завещании не указано иное. Это же утверждение относится и к детям: если они родились в гражданском браке, и свидетельство о признании отцовства не было оформлено, они не могут претендовать на наследство от отца.

Обратите внимание

Даже брачный контракт в так называемом гражданском браке не имеет юридической силы. Несмотря на то, что контракт составлен по всем правилам, он, в соответствии со статьей 40 Семейного кодекса РФ, является соглашением между гражданами, вступающими в брак или законными супругами.

Даже если документ подписан до заключения брака, в силу он вступит лишь с момента регистрации брака.

Дети в гражданском браке

Если супруги, которые прожили определенное время в гражданском браке, успели завести детей, они регистрируют их в установленном законом порядке. Есть несколько способов регистрации детей в гражданском браке, и от того, как именно зарегистрированы дети, зависит то, с кем останутся они после расставания их родителей.

Если новорожденного регистрировали по совместному заявлению матери и отца ребенка, при дальнейшем расставании пары судьбу ребенка определяют органы опеки и попечительства. Отец может подать заявление в ЗАГС о признании отцовства либо до рождения ребенка, либо в течение месяца после его рождения (до получения свидетельства о рождении).

Если регистрация ребенка в гражданском браке была произведена лишь по заявлению мужчины, который считает себя отцом, с ним и будет жить ребенок. Мужчина может зарегистрировать ребенка в органах ЗАГС, если мать признана недееспособной, не проявляет материнской заботы, более шести месяцев не проживает с ребенком.

Регистрация новорожденного может осуществляться и по решению суда. Это происходит в случае смерти мужчины, который признал себя отцом ребенка и не состоял в официальном браке. Инициатором такой регистрации может стать человек, который хочет взять на себя опекунство над этим ребенком (например, бабушка) или опекунский совет.

Получается, что по закону, если в свидетельстве о рождении у ребенка прописаны оба родителя, они имеют равные права и могут подавать в суд соглашение или исковое заявление об определении места жительства ребенка. Правильно составить его поможет адвокат по семейным делам.

Если же в документе, который удостоверяет личность ребенка, прописана только одна мать, соответственно, с ней и остается ребенок. Если малыш был зарегистрирован по совместному заявлению его родителей в соответствии с законом, то вопрос о месте его жительства решают органы опеки по той же схеме, что и с детьми в официальных браках.

Зачем нужно усыновлять собственного ребенка?

Пары, которые предпочитают не регистрировать свой брак официально, должны помнить, что мужчина не имеет отцовских прав до тех пор, пока не станет отцом юридически, то есть не пройдет через процедуру усыновления.

Если же мать регистрируется как мать-одиночка, ребенок лишается права носить фамилию отца, наследовать его имущество после его смерти.

Кроме того, отказываясь оформлять отцовство юридически, вы лишаете ребенка бабушек и дедушек.

Юридически они ему не родственники, а значит и на наследство он претендовать не может. Если даже вы жили в гражданском браке и разошлись, а бабушки и дедушки захотят оставить наследство своему внуку, сделать это можно лишь с помощью завещания с дополнительной пошлиной. Поэтому следует узаконивать отношения хотя бы ради благополучия детей.

Многие не согласятся, сказав, что хороший гражданский брак гораздо лучше, чем плохой официальный. Но помните, что такая семья, кроме юридических проблем, может столкнуться с проблемами психологического характера – это неуверенность ребенка в стабильности союза.

Другие статьи на тему: Развод, Споры о детях

Источник: https://nlobova.ru/stati/deti-v-grazhdanskom-brake-s-kem-oni-ostanutsya-posle-rasstavaniya-roditeley/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию