Кто принял крещение в Херсонесе

Проникновение христианства на Русь

Кто принял крещение в Херсонесе

Особую роль в развитии Древнерусского государства сыграло введение христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче. До этого господствующей религией на Руси было язычество, для которого характерно многобожие.

Проникновение христианства на русские земли началось задолго до эпохи Владимира Святого. Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в середине IХ в., а первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани (Тамань).

В Киевскую Русь христианство проникало с варяжскими воинами и купцами, многие из которых были крещены в православную веру. Большую роль в этом играло распространение христианства в Болгарии в 864 г., а также изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX в..

К этому времени в Болгарии создалась значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. В начале Х в. христианство очень медленно внедрялось на Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников.

Христианство постепенно приобрело статус религии, терпимой в государстве, но князем не поощряемой. К середине Х в. началось утверждение христианства в государственной системе. Так, договор русских с греками в 944. г. скрепляется двойной клятвой как Перуну, главному языческому богу, так и христианскому богу.

В торговой части Киева на Подоле существовала церковь Святого Ильи, которую называли соборной, т.е. главной. Это предполагает наличие и других христианских Храмов.

Вдова князя Игоря княгиня Ольга в 955 г. крестилась в христианскую веру, но этот акт не сопровождался массовым крещением населения Руси. Сын Ольги и Игоря — Святослав остался язычником, несмотря на уговоры матери.

Тем не менее, постепенно христианство распространялось в придворной и дружинной среде, создавались предпосылки для официального признания христианства и для массового крещения восточных славян.

Необходимость принятия новой религии определялась социально-политическим развитием страны.

С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью, включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов.

В сфере политико-территориальной в этих условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые, в которых и располагались князья — родственники киевского князя. В сфере идеологической оказались непригодными старые языческие культуры, которые носили местный характер и которые могли служить сепаратистским тенденциям.

Введение христианства на Руси

Сразу же после того, как Владимир в 980 г. овладел киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — о принятии монотеистической религии.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства — православие, западноевропейский вариант христианства — католицизм, мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии, иудаизм. Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия.

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за по мощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной.

Шести тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но византийские императоры нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес, взял его и тем заставил императоров выполнить договор. Анна была отправлена к нему в Херсонес.

Владимир принял крещение и женился на ней.

После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Киевляне, среди которых к концу Х в. было немало христиан, восприняли переход в «греческую» веру без сопротивления.

Владимир рассматривал христианство как государственную религию, и отказ от крещения был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было оснований.

Спокойно отнеслись к введению христианства жители южных и западных городов Руси, которые часто общались с иноверцами и жили в многоязычной, много племенной среде.

Но очень большое сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против прибытия в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и воеводой Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. В этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации: это — регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников.

Другой причиной сопротивления христианству новгородцев и ростовчан было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и было не безграничным. Нарушивший традицию Владимир был в глазах горожан севера и востока, насильно обращаемых в христианство, отступником, попиравшим исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не таким активным. Земледельцы и охотники поклонялись духам домашнего очага, лесов, полей, рек. Они совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Двоеверие существовало в славянских селах на протяжении десятилетий и даже веков и постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников.

При Владимире I Крестителе, его потом называли Святым и Красным Солнышком, число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь-реформатор был вынужден ограничиться христианизацией городов.

Значение введения христианства на Руси

Историческое значение введения христианства на Руси заключалось в приобщении славяно-финского мира к ценностям данной религии, в создании условий для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Христианство на Руси было силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Христианство с его учением о божественности власти укрепляло власть князя, существующий строй и в целом Древнерусское государство:

Благодаря христианству Русь получила возможность ближе познакомиться с более высокой византийской культурой, принять наследие античности. На базе этих познаний была создана русская средневековая культура.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что необходимо для проведения обряда венчания

Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены единым литературным славянским языком, на котором велись церковные службы.

Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, житийная литература и летописание, школы и переписка книг.

Большую роль в развитии Древнерусского государства играла церковь. Существовал тесный союз светской и церковной власти, это впоследствии стало традицией россиян. Церковь принесла на Русь письменность. Ведь именно церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности для выработки древнерусского литературного языка — таким образом, церковь заложила основы национальной русской культуры.

Источник: https://centrevraz.ru/khristianstva-na-rusi

В херсонесе таврическом столкнулись наука и религия

Кто принял крещение в Херсонесе
Правообладатель иллюстрации Thinkstok Image caption Херсонес традиционно является яблоком раздора между церковью и наукой

Скандал в Севастополе, вызванный увольнением директора заповедника Херсонес Таврический и назначением на его место православного священника, докатился до Москвы.

Губернатор города, бывший замкомандующего Черноморским флотом Сергей Меняйло ранее уволил ученого, специалиста по подводной археологии Андрея Кулагина и назначил на его место протоирея Сергия Халюту.

Севастопольский историк Юрий Падалка считает, что губернатор это не сам придумал.

Замдиректора заповедника Лариса Седикова в интервью Би-би-си выразила надежду на благоприятное разрешение ситуации.

Решение Меняйло возмутило сотрудников заповедника. Об этом они заявили губернатору на встрече, и написали в открытом письме.

Меняйло утверждал, что увольнение Кулагина согласовано с министром культуры РФ Владимиром Мединским, а на назначение отца Сергия получено церковное благословение.

Россия аннексировала Севастополь и Крым, признаваемые международным сообществом территорией Украины, в 2014 году и назначила там свою администрацию.

«Волнения излишни»

«Я пока не даю комментариев. Спасибо!» — сказал Андрей Кулагин в ответ на просьбу Би-би-си прокомментировать свое увольнение и назначение протоирея Сергия Халюты.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Владимир Мединский и Сергей Меняйло (справа) имеют общие взгляды на историю Крыма

«Мы светское научное учреждение, и руководить им должен человек из научных кругов. По-моему, это всем очевидно», — заявила Би-би-си заместитель директора заповедника по научной работе Лариса Седикова.

Как отметила Седикова, «мы не занимаемся вопросами теологии. Мы занимаемся историей и археологией — античной и византийской».

Поэтому, говорит она, руководить заповедником должен специалист соответствующего профиля, обладающий к тому же познаниями в области охраны культурного наследия.

«Религия, вообще-то, испокон веков занималась наукой», — заявил губернатор сотрудникам заповедника под конец бурной встречи. Его слова были встречено смехом и возгласами: «Позор!».

«Волнения по этому поводу [смены руководства заповедника] излишни», — говорится в тексте, в котором изложена позиция Меняйло. Его зачитал по телефону пресс-секретарь губернатора Кирилл Москаленко в ответ на просьбу Би-би-си прокомментировать ситуацию.

«Назначение протоирея Сергия Халюты директором учреждения свидетельствует лишь о том, что Херсонес Таврический станет еще и религиозным центром. Однозначно не в ущерб научной работе», — сказано в зачитанном заявлении.

«Это не сам придумал губернатор. Наверное, это чья-то идея, и эту идею он пытается реализовать. Никто из местных до этого не додумался бы», — поделился своим мнением с Би-би-си глава севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников Юрий Падалка.

Теория заговора

Юрий Падалка говорит, что существуют «конспирологические теории» о природе происходящего вокруг заповедника. Он напоминает, что Херсонес Таврический с 2013 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Киевский князь Владимир принял крещение в Херсонесе, который перед этим силой захватил у византийцев

Главное требование ЮНЕСКО заключается в том, чтобы памятники сохранялись в том виде, в котором были включены в список Всемирного наследия.

Смена руководства заповедника, которая многими воспринимается как попытка передачи его церкви, может повлиять и на его статус.

«Даже в царское время такой идеи не возникало, чтобы этими территориями владела церковь», — говорит Падалка.

Правильные раскопки в Херсонесе в середине XIX века вел выдающийся русский археолог граф Алексей Уваров. Он считал, что территория античных и византийских памятников не должна находиться в ведении церкви, которая создала там монастырь.

После Крымской войны раскопками и церковным строительством в Херсонесе занимался архимандрит Евгений. Его деятельность по-разному оценивается позднейшими авторами. Одни говорят, что он немало сделал для сохранения античного и, естественно, христианского наследия. Другие утверждают, что он распродал и присвоил многие древние артефакты.

«Если ЮНЕСКО откажется от Херсонеса, все территории, все охранные зоны будут находиться под угрозой застройки. Вот, наверное, тайный план всей этой истории», — размышляет Юрий Падалка.

Он не думает, что речь идет о том, чтобы, как ныне принято выражаться, немедленно «отжать» охраняемые территории и отдать их под застройку. Но не исключает такого варианта.

«Я не думаю, что ставится именно такая задача. У меня нет оснований считать, что идет речь о потере территорий», — сказала Би-би-си Лариса Седикова.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству, своей администрации и органам власти Севастополя до 15 ноября 2014 года «обеспечить сохранность объекта всемирного наследия «Херсонес Таврический и его Хора» в соответствии с требованиями ЮНЕСКО».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли купаться в бане на Троицу

Он также дал поручение до 30 декабря 2014 года решить вопрос о передаче заповедника «Херсонес Таврический» в ведение РФ и представить предложения о включении его Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В документах ЮНЕСКО Херсонес принадлежит Украине.

Подводная археология

Андрей Кулагин, которого решил уволить губернатор Севастополя, до назначения на пост директора заповедника возглавлял в нем отдел подводной археологии.

Владимир Путин в 2011 году нырял за античными амфорами на Тамани. В этом году появились сообщения, что в августе он может принять участие в аналогичной экспедиции в аннексированном Крыму.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Археологические трофеи Владимира Путина были с юмором восприняты блогерами

Речь шла о погружении для обследования недавно обнаруженных античных кораблей на дне Черного моря. Юрий Падалка говорит, что корабли не античные, а средневековые.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не подтвердил эти сведения.

По мнению Падалки, Песков не подтверждает информацию о возможной поездке Путина в Крым, поскольку московские власти хотят дождаться урегулирования конфликта вокруг директора заповедника, «чтобы не попадать на такие митинги и на крики». Именно в такой атмосфере проходила встреча Меняйло с сотрудниками заповедника, когда он представлял им нового начальника.

Меняйло заявил, что, хотя может назначать и увольнять директора Херсонеса Таврического своей властью, кандидатуру протоирея он согласовал с министром культуры России Владимиром Мединским. По словам губернатора, он заручился и церковным благословением.

В минкульте подтвердили факт обращения, но заявили, что о согласовании речь не шла и не могла идти.

Глава Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов сказал, что протоирей Сергий Халюта должен был получить благословение правящего архиерея на занятие должности в заповеднике.

Патриарх Кирилл узнал о назначении севастопольского священника из СМИ, заявил архимандрит Тихон. По его словам, «в настоящее время в Патриаршем совете по культуре внимательно изучают создавшуюся ситуацию».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил опасение, что в случае назначения священника на пост руководителя музея научная работа там будет свернута.

Назначение священника только усилит конфликт между научной и музейной средой и церковью, полагает советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. «Ясно, что коллектив не мог принять это позитивно», — заметил он.

Андрея Кулагина Толстой назвал человеком перспективным и подходящим, а решение о его увольнении «большой ошибкой и непродуманным шагом».

Позиция Толстого дает Ларисе Седиковой надежду на благоприятное разрешение ситуации.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150731_crimea_chersonese_row

Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму

Кто принял крещение в Херсонесе

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира

Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.

Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.

Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии. 

Трижды крещенные

Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.

Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.

Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.

Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.

Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.

Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.

Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними. 

Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Нужно ли держать пост перед венчанием

«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.

Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.

Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».

Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».

Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.

Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.

Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.

Странные союзники

Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.

Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу. 

Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.

И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине. 

Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.

Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.

Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.

Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает мое имя Даниил

Закрыть