Кто похоронен на территории Троице Сергиевой Лавры

Сергиев Посад — Православный журнал

Кто похоронен на территории Троице Сергиевой Лавры

Город Сергиев Посад ассоциируется со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой, о которой написаны горы литературы. Сейчас Лавра — центр притяжения многочисленных паломников и туристов. Как правило, сил на осмотр других достопримечательностей города уже не остается. А зря. Сергиев Посад — уникальный по количеству «интересностей» город, единственный в Подмосковье, внесенный в список городов Золотого Кольца России.

Нет нужды сейчас рассказывать о бурной и славной истории Троицкого монастыря. Напомним лишь, что его основание историки относят к 1337 году, когда на горе Маковец Сергий Радонежский основал обитель.

Со временем оно превратилось в крупнейший мужской монастырь России. Здесь был крещен Иван Грозный, по повелению которого построены мощные белокаменные стены и башни. За этими стенами во время стрелецкого бунта укрывался Петр I.

При Елизавете Петровне, в 1742 году, монастырь получил высокий ранг Лавры.

С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, который возводился в XV–XIX веках лучшими российскими мастерами, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лавра

Нет нужды сейчас рассказывать о бурной и славной истории Троицкого монастыря. Напомним лишь, что его основание историки относят к 1337 году, когда на горе Маковец Сергий Радонежский основал обитель.

Со временем оно превратилось в крупнейший мужской монастырь России. Здесь был крещен Иван Грозный, по повелению которого построены мощные белокаменные стены и башни. За этими стенами во время стрелецкого бунта укрывался Петр I.

При Елизавете Петровне, в 1742 году, монастырь получил высокий ранг Лавры. С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, который возводился в XV–XIX веках лучшими российскими мастерами, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото Владимира Ештокина

В лавре почивают мощи преподобных Сергия Радонежского, Никона, Сергия (Михея) Радонежских, святителя Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека. Здесь находится гробница Годуновых, похоронены Патриархи Алексий I и Пимен.

На территории Лавры размещается Московская духовная академия, семинария, иконописная и регентская школы.

Почти что «сорок сороков»

Главными соборами Сергиева Посада являются, конечно, лаврские: Троицкий собор (XV век), где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, и Успенский собор (XVI век), который строился 25 лет по образцу Успенского собора Московского Кремля. Но город богат и другими прекрасными храмами. Когда стоишь на смотровой площадке, вспоминаются московские «сорок сороков». Обилие куполов поражает.

Недалеко от Лавры стройная Введенская церковь (1547), напоминающая лаврскую Духовскую церковь. Построенная в том же году Пятницкая церковь — типичный образец бесстолпной храмовой архитектуры, популярной в России вплоть до XVIII века.

Напротив них, внизу крутого спуска, — Пятницкий, или Сергиевский колодец, многоярусная часовня, построенная на рубеже XVII–XVIII веков над источником, из которого, по преданию, Сергий Радонежский ежедневно приносил воду для братии.

Троицкий собор. Фото Владимира Ештокина

Храмы Сергиева Посада разнообразны по архитектурным стилям. Здесь и чистое барокко — Вознесенская и Ильинская церкви (XVIII век), и сочетание барокко и классицизма — церковь Воскресения Словущего (конец 1810-х годов). И ампир — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кокуевском кладбище (1834). Традиции древнерусского и византийского зодчества, эклектика эпохи историзма в облике церкви Архангела Михаила (1902), в которой отпевали философа Василия Розанова.

Представлено и современное направление в храмовом строительстве: в архитектурном облике храмового комплекса Сергиевской церкви (2006) и храма-часовни Усекновения главы Иоанна Предтечи (1995), построенной на месте трагической гибели протоиерея Александра Меня. Один из красивейших памятников храмовой архитектуры — храм Успения Пресвятой Богородицы (1769). В нем молились императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая.

Сергиев Посад. Церковь пророка Илии. Фото Алексея Зеленко

Весь город и его окрестности — это гармоничный ансамбль, в котором памятники архитектуры и живописные уголки бережно сохраняемой природы рождают умиротворенное и молитвенное настроение. Недалеко от стен Лавры бьет святой источник Саввы Сторожевского, температура воды в котором всегда около двух градусов по Цельсию. В черте города находится еще один уголок природы — парк Скитские пруды.

Рядом с каскадом прудов, в старинных лиственных рощах, — Черниговский скит, который был основан в 1844 году. Около четырехсот монахов подвизалось здесь в так называемом Пещерном отделении. Еще одно место, прославленное монашескими молитвенными подвигами, — Спасо-Вифанский монастырь, названный так в память воскрешения Лазаря.

А недалеко от Сергиева Посада, в поселке Смена, находится пустынь Святого Параклита, созданная в 1858-м для старцев Гефсиманского скита, удалявшихся сюда для уединенной молитвы.

Гефсиманский скит. Фото Владимира Ештокина

Много удивительных намоленных мест и в самом городе, и в его окрестностях, но вот еще одно — водопад Гремячий ключ, что в 15-20 км от Сергиева Посада. По преданию, он возник, когда преподобный Сергий Радонежский на пути в Киржач молился на этом месте со своим учеником Романом об освобождении русской земли от татаро-монгольского ига.

Подмосковный Эрмитаж

«Эрмитажем русской культуры» называл Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник академик Дмитрий Лихачев.

Основанный в 1920 году, музей хранит уникальные художественные и исторические ценности Троице-Сергиевой лавры: иконы школы преподобных Андрея Рублева, Дионисия, археологические артефакты, шедевры древнерусского искусства XIV–XIX веков — иконопись, образцы лицевого и орнаментального шитья, ювелирные украшения, резьба и роспись по дереву, камню, кости, средневековые рукописи и старопечатные машинки

Источник: https://foma.ru/sergiev-posad.html

Деулинский храм: мир с поляками и могила игумена

Кто похоронен на территории Троице Сергиевой Лавры

Четыреста лет назад в 1618 году недалеко от Троице-Сергиева монастыря русские и польские переговорщики подписали Деулинский мирный договор.

В память об этом событии в селе Деулино построили деревянную церковь Сергия Радонежского, а в XIX веке рядом появился каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Сохранившийся каменный храм венчает восьмигранная пирамида.

Подобную форму в ту эпоху имели поминальные церкви и часовни, посвященные погибшим воинам. Сегодня Спасский храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Здесь находится могила почитаемого игумена Бориса Храмцова, который умер в 2001 году.

Миротворец Сергий Радонежский

Деулинское перемирие стало важным событием в истории России XVII века. Еще в 1612 году Второе ополчение изгнало польских захватчиков из Москвы, а через год на царский престол избрали Михаила Федоровича Романова. Смута в России завершилась, но королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол. В 1618 году он с десятитысячной армией пошел на Москву.

На этот раз полякам не позволили пройти к столице, и захватчики повернули к Троице-Сергиеву монастырю. Полякам не удалось взять крепость штурмом, поэтому они отступили и встали лагерем в десяти верстах от обители. Русская армия, в свою очередь, не смогла выгнать захватчиков.

Народ, измученный бедствиями Смутного времени, требовал прекращения войны даже ценой уступок противнику.

Местом для мирных переговоров избрали деревню Деулино в трех верстах от монастыря. Село стояло между лагерем поляков и Троице-Сергиевой обителью. Первый съезд послов в Деулино не дал результата.

Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И.

Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина».

Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино.

На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование.

Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским».

Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты.

В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии.

В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго длится Петров пост

Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Храм-пирамида

В середине XIX века рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского построили каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Новая церковь получила интересный облик: на кубе-четверике поставлен восьмигранный невысокий шатер с мощным куполом. Шатровые каменные храмы часто строились в XVI-XVII веках, а потом их запретил патриарх Никон.

В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре.

В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили  часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца.

Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года.

Она имеет форму высокого восьмигранного шатра.

Могила игумена Бориса Храмцова

Спасский храм в Деулино был закрыт в советские годы. В 1990 году его вернули верующим, после чего церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой лавры. На церковном погосте стали хоронить иноков монастыря. Здесь есть одна особая могила: на примыкающем к церковной территории участке похоронен игумен Борис Храмцов.

Игумен Борис – в миру Илья Михайлович Храмцов – родился в Тюменской области, его детство и юность прошли в Сибири. В городе Тобольске он принял монашеский постриг с новым именем в честь святого князя Бориса. За последние десять лет жизни священник восстановил из руин несколько храмов и монастырей.  В 1990 году отец Борис возглавил возрождение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Одновременно он помогал возрождать богослужебную жизнь в другом лаврском скиту – Параклите. В 1995 году отца Бориса направили под Ростов восстанавливать Троице-Сергиев Варницкий монастырь, откуда был родом преподобный Сергий Радонежский. Последние годы игумен Борис провел в Ивановской области. Он построил новый храм Александра Невского, а в пригороде Иваново создал приют для сирот.

Отец Борис также основал монашескую общину в Никольского погосте на Сахотском болоте, где в XV веке чудесно явился «Годеновский крест».

Игумен Борис Храмцов скончался от тяжелой болезни в 2001 году в 46 лет. Отца Бориса отпевали в Троице-Сергиевой лавре и похоронили у Спасской церкви в Деулино. Могила священника почитается его духовными детьми и теми, кто при жизни не был с ним знаком.

Над местом погребения игумена построили деревянную часовню, которая открыта для посещения каждый день. Автобусы с паломниками, которые едут через Сергиев Посад в Николо-Сольбинский женский монастырь, Калязин или Углич, нередко делают короткую остановку в Деулино ради посещения часовни и могилы отца Бориса.

В часовне есть тетрадь с записями, которые оставляют паломники о чудесной помощи покойного игумена.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/deulinskij-hram-mir-s-polyakami-i-mogila-igumena/

Путеводитель по Сергиеву Посаду

Кто похоронен на территории Троице Сергиевой Лавры

В путеводителе по Сергиеву Посаду я собрала все интересные достопримечательности, которые можно увидеть в этом городе и его окрестностях. Также в конце несколько мест, где можно пообедать или перекусить в Сергиевом Посаде.

Сергиев Посад – ближайший к столице город Золотого Кольца и главный центр православного паломничества в России. Этот город известен Троице-Сергиевой Лаврой, по своей значимости в православном мире, сопоставимой, пожалуй, только с Киево-Печерской лаврой.

Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы.

На осмотр города хватает одного дня, поэтому на ночлег в Сергиевом Посаде редко остаются. Сообщение с Москвой быстрое и крайне удобное. Попасть из Москвы сюда можно следующими способами:

  • На электричке
  • На автобусе
  • На такси или собственном авто

Теперь более подробно о каждом из способов.

1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — около 1,5 часов. Поезда ходят часто, интервалы, в среднем, около 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи). Цена на скорый поезд — от 250 руб.

Расписание пригородных поездов смотрите на rasp.yandex.ru

2) Автобусы до Сергиева Посада отправляются с автостанции «ВДНХ» (автобус № 338), м. «Ботанический сад» и от ст. м. «ВДНХ» (Пр. Мира, 146). Время в пути сопоставимо с электричкой — около 1,5 часов. Цена зависит от перевозчика — в среднем, это 400-440 руб. Расписание автобусов смотрите здесь. 

3) На авто из Москвы до Сергиева Посада надо ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Поворот на Сергиев Посад — на 46-м км. Дорога занимает от 1 до 1,5 часов (в зависимости от пробок и начальной точки маршрута).

Bonus: Из Москвы есть интересная автомобильная экскурсия. В группе не более трех человек. Ссылка на гида: тут

Сергиев Посад на карте

Fetching directions

Reset directions
Print directions

Лавра – это главная достопримечательность города. Именно с Лавры берет свое начало Сергиев Посад.

Святые Ворота — главный вход в Лавру

Путь от ж/д вокзала Сергиева Посада до Лавры занимает около 20 мин. По дороге вы будете проходить смотровую площадку на Блинной горе. С этого места вся Лавра видна как на ладони. Здесь обычно сидят художники, рисующие Лавру с натуры.

Лучшие снимки Лавры получаются со смотровой площадки на Блинной горе.

Вид на Лавру со смотровой площадки

Троице-Сергиева Лавра — это действующий мужской монастырь. Численность братии — около 200 человек. Львиная доля туристов — это паломники, стремящиеся увидеть «колыбель» русского православия, посетить могилы праведных старцев, помолиться в старинных монастырских стенах, приложиться к мощам Святого Сергия Радонежского.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Св. Сергий Радонежский — основатель Троице-Сергиевой Лавры, один из самых почитаемых святых в православии. Мощи Св. Сергия находятся на территории Лавры, в южной части Свято-Троицкого собора. Перед входом в монастырский комплекс вас встречает памятник Святому преподобному Сергию. На стенах Святых ворот (главного входа в Лавру) изображены фрески, повествующие о жизненном пути святого Сергия, его подвижничестве и чудесах, им совершенных.

Главный вход в Лавру — через Святые ворота. Имейте в виду, что по большим религиозным праздникам здесь может выстраиваться весьма приличная очередь на вход. Сразу после входа на территорию вы увидите киоск, где можно заказать экскурсию по Лавре. Экскурсия длится около 2 часов. Стоимость зависит от программы и состава участников.

Куда зайти и что посмотретьв Сергиевом Посаде

Схема Троице-Сергиевой Лавры

Главные храмы на территории Лавры — Успенский и Троицкий. Также интересен Трапезный храм (Церковь Прп. Сергия с трапезной палатой), привлекающий к себе внимание броским внешним видом в стиле барокко.

Успенский собор

Купола Успенского собора

Строился во II половине XVI в. при Иване Грозном. Царь лично присутствовал при его закладке. Прообразом для строительства храма послужил одноименный Успенский собор Московского Кремля.

Этот собор вы видите сразу, как только проходите через Святые ворота и оказываетесь на территории Лавры. Внутри храм очень красиво расписан. Стены и потолок украшены фресками XVII в., которые создавались мастерами под руководством иконописца Дм. Плеханова.

На Царских вратах Успенского собора роспись предположительно авторства Симона Ушакова (известного иконописца XVII в.).

Главные святыни Успенского собора: деревянная рака, в которой первоначально хранились мощи Прп. Сергия Радонежского, мощи Святителя Иннокентия (митр. Московского).

Троицкий собор

Троицкий собор — вид с северной стороны и очередь к мощам Св. Сергия Радонежского (фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры)

Троицкий собор — очень старый. Он построен раньше Успенского — в 1422-23 гг., и является самым древним сооружением на территории Лавры. Строительство собора благословил Прп. Никон, а помогал строительству собора сын Дмитрия Донского — князь Юрий Дмитриевич, который был крестником Сергия Радонежского.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе Владимир принял крещение

святыня Троицкого собора — мощи Св. Сергия Радонежского. Рака в мощами Св. Сергия находится в южной части храма, рядом с алтарем. Говорят, что это полностью соответствует древней византийской традиции расположения святых мощей в храме.

Часто на центральной площади выстраивается очередь из желающих приложиться к мощам Св. Сергия.

Если вы едите в Троице-Сергиеву Лавру с детьми и хотите приложиться к мощам, имейте в виду, что доступ к мощам с маленькими детьми возможен без очереди. Так, нам повезло. Нас и еще несколько семей с детьми заметили волонтеры, и предложили пройти к мощам без очереди. Но, наверное, так везет не всем. Точно гарантировать, что вас с детьми пустят к мощам без очереди, я не могу.

Над фресками и иконами для собора работали выдающиеся мастера-иконописцы — Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно для него была написана знаменитая «Троица» Андрея Рублева. В иконостасе собора находится копия той иконы, а сама оригинальная икона выставлена в Третьяковской галерее (зал древнерусского искусства).

«Троица» Андрея Рублева — шедевр древнерусского искусства. Икона была написана специально для Троицкого собора Лавры и была заказана вторым, после Прп. Сергия, настоятелем монастыря — Прп. Никоном (фото взято с сайта Третьяковской галереи)

Также в Троицком соборе находятся три иконы работы Симона Ушакова. Это «Спас Нерукотворный», ««Сошествие Святого Духа» и «Спас на престоле».

Трапезный храм

Резные колонны Трапезного храма. Храм с Трапезной палатой, как и церковь Иоанна Предтечи, были построены позже других. Строился храм для проведения торжественных приемов монарших особ и праздничных трапез

Очень красивый, он выделяется своей архитектурой и подчёркнутой декоративностью — с резьбой, лепниной и росписью, напоминающую шахматную доску. Этот храм был построен в конце XVII столетия (1686–1692 гг). Его строительство было приурочено к 300-летию представления Св. Сергия (1692 г.).

Внутри храм украшен красивой настенной росписью 1778-1780 гг. и изящной лепниной в стиле барокко. Декоративные работы проводились по указанию императрицы Екатерины Второй. Этот храм своим размахом и роскошью как внешнего, так и внутреннего декора слегка напоминает дворец и выделяется из общего архитектурного ансамбля монастырского комплекса.

Церковь Иоанна Предтечи

Храм Св. Иоанна Предтечи

Первый храм на территории Лавры, почти примыкающий к Святым вратам. Этот храм был построен в в 1692–1699 гг., практически в одно время с Трапезным храмом. Финансировал его строительство известный купец и промышленник Г. Д. Строганов.

Храм очень красив снаружи, но практически всегда закрыт. Сейчас там проводятся реставрационные работы. Мне пару раз удавалось зайти внутрь, но для обычных посетителей там было мало, что открыто.

Сень над Крестом и Надкладезная часовня

Сень — это место на центральной площади Лавры, где в теплое время года можно набрать святой воды. Вот так она выглядит зимой:

Сень над Крестом — место освящения воды

Сень была построена в 1872 г. для освящения воды. Здесь освящают воду в большие праздники (Богоявление, Преполовение и 1 августа). Зимой святую воду набирают в Успенской Надкладезной часовне

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/sergiev-posad-online-guide.html

Свято-Троицкая Сергиева Лавра | Сергиев Посад, Московская область

Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, находится крупнейший на территории России православный монастырь. Его церковное название — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Созданный почти семь веков тому назад сегодня он является просветительско-образовательным центром Русской Православной Церкви. В одном из его соборов хранятся мощи основателя Лавры, духовного подвижника всея Руси – Сергия Радонежского.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

В Лавру можно приехать на электропоезде с Ярославского вокзала, следующего от метро «Комсомольская» до пригородной станции Балакирево, или до станции Александров. Также удобно добираться автобусом от «ВДНХ». Маршрут №388 следует в Сергиев Посад, интервал между автобусами составляет всего 10-15 минут. Все информацию можно уточнить на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры.

Экскурс в историю обители

Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.

Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.

Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.

Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.

Храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры

На территории действующего монастыря находится цельный, единый ансамбль храмов, соборов и строений, который в совокупности представляет собой уникальное место духовной силы Православия. Почти 50 культурно-исторических зданий и объектов можно увидеть на территории действующего монастыря. Познакомимся с некоторыми из них.

Колокольня Лавры

Колокольня Лавры, годы строительства – с 1741 по 1768. Высота Троице-Сергиевой звонницы – 88 метров, строилась она по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня считается самой красивой на территории России. Здесь находится самый крупнейший, весом больше 70 тонн, Царь-колокол. Реставрация звонницы была осуществлена лишь к 2014 году, в преддверии празднования 700-летия Преподобного Сергия.

Церковь Соловецких чудотворцев

Церковь Соловецких чудотворцев. Время строительства – 1635-1637 гг. Это единственный в Лавре шатровый храм, в котором хранится святыня – древняя икона «Знамение», с изображением Зосимы и Савватия Соловецких, представших перед обликом Богородицы. Храм входит в комплекс сооружений, созданных в разные исторические периоды, в зданиях которого располагается монастырская библиотека, покои наместника Лавры и Соборная палата.

Церковь Святого Иоанна Предтечи

Церковь Святого Иоанна Предтечи (1693-1699) создана на месте главных ворот в Монастырь и возводился в конце 17-го века на средства мецената Г. Строганова.

В момент его возведения харам выглядел несколько иначе, пятиглавие было восстановлено в конце прошлого столетия, уже под руководством В.И. Балдина, этим архитектурным решением была подчеркнута стилевая общность всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Великолепный иконостас в Церкви Святого Иоанна Предтечи хорошо освещен и удивляет своим великолепием.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753). Название получила в честь ранее находящейся в здании чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Ныне оригинал хранится в историко-художественном музее города Сергиев Посад, а в храме установлена копия иконы.

Духовская церковь

Духовская церковь (1476-1477). Храм Сошествия Святого Духа с подкупольной колокольней, выполнен псковскими мастерами и имел уникальный звон, по типу, характерному для Псково-Печерского монастыря. Здесь покоятся мощи митрополита Московского Платона, мощи служителей монастыря, наместника Лавры Антония Радонежского.

Трапезная церковь

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692).

Это далеко не все храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры. Каждое из сооружений имеет свою историю, особенности и духовно-культурную ценность. А все вместе образуют удивительное место, средоточие истории, духовности, художественных раритетов и центра духовной православной культуры на Руси.

Кроме церквей и храмов, на территории Лавры есть источник с родниковой водой, где каждый желающий может утолить жажду.

Важным представляется сказать несколько слов об основателе этого центра, иеромонахе Русской церкви Сергии Радонежском (1314-1392). Его имя олицетворяет начало русской духовности.

Несмотря на то, что письменных свидетельств он не оставил, он сохранил о себе память в своем духовном наставничестве, а также в практическом богоугодном деле – создании монастырей. Считается в духовной сфере покровителем учащихся. В XV веке причислен к ордену святых Православной церковью.

В 1969 году, по распоряжению папы Павла VI, его имя включено в календарь служб римско-католического духовенства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит креститься двумя перстами

Посетителям Троице-Сергиевой Лавры будет полезно знать

  • Обряды венчания, крещения и отпевания в монастырях запрещены в соответствии с православными канонами, возможен заказ служб за здравие и упокой близких.
  • Фотосъемка на территории монастыря имеет ряд ограничений: нельзя использовать фотовспышку внутри помещений, нельзя снимать монахов.
  • Необходимо соблюдать нормы посещения действующих монастырей, для женщин – головной убор, закрытая одежда (как и для мужчин), недопустимо на территории монастыря употребление спиртного, курение.
  • Для посетителей Троице-Сергиева Лавра открыта с 5 утра до 9 вечера. Круглосуточно можно посетить монастырь в церковные праздники, в Дни памяти преподобного Сергия.
  • Экскурсионное обслуживание проводится в летний период с 9 утра до 18 часов, в период с 11 ноября и до 30 апреля время экскурсионного обслуживания сокращается на час – до 17.00.

Свято Троицкая-Сергиева Лавра интересна, прежде всего, как духовно-культурный русский центр. Это больше, чем великолепный образец русской архитектуры, иконописи, форм и способов осуществления русского православия.

Это живой источник мудрости, силы и энергии, это опыт веры, нашедший отражение в творчестве и культурном наследии.

Лавра сохраняет традиции веры, готовит себе духовных последователей в Православной гимназии, церковно-приходских школах при Вознесенском и Пятницком подворьях, в военно-историческом клубе «Пересвет».

Духовное напутствие Сергия Радонежского: « всех молю имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную» и есть ключ к великой мудрости жизни, которая далеко не ограничена стенами Лавры, может быть напутствием в мир каждому цивилизованному современному человеку.

Источник: https://turisticum.ru/2018/troice-sergieva-lavra.html

Зачем потревожили мощи Святителя

На территории Троице-Сергиевой лавры в советское время было произведено несколько вскрытий захоронений известных исторических деятелей. Одно из наиболее драматичных — вскрытие могилы митрополита Московского Филарета.

Святитель, скончавшийся 19 ноября 1867 года, был похоронен на десятый день после смерти в специально сооруженном у церкви Сошествия Святого Духа на апостолов приделе во имя Филарета Милостивого. Строительство придела, начатое еще при жизни митрополита, в месте, назначенном самим владыкой, было завершено уже после его кончины — 30 июня 1868 года.

«Родина» публикует переписку Павла Флоренского с детьми

После событий октября 1917 года церковь была закрыта для богослужений, а ее здание стало использоваться под различные организации. В приделе, где было захоронение Филарета, новые власти устроили Красный уголок и, естественно, оформление надгробия митрополита было изъято.

В 1928 году при составлении плана реставрационных работ впервые возникла идея сноса поздних пристроек.

Член ученого совета музея профессор В.П. Зубов писал, что «аварийное состояние этих пристроек и их антихудожественность заставили приступить к их разборке в 1938 году, так как не имело никакого смысла восстанавливать или конструктивно подкреплять их». Основные причины разборки — разрушение древнего памятника. Приделы, не имея «фундамента глубокого заложения», оседая, «тянули» за собой стены храма.

Вскрытие под присмотром комиссии

До настоящего времени считалось, что документы о вскрытии не сохранились. Об этом говорится в отчете археолога Сергея Алексеевича Беляева, который в 1994 г. руководил работами по обретению мощей святителя. Пишет он и о том, что ему не известна точная дата вскрытия, широко датируя его 1938-1940 гг.1

Однако, просматривая неопубликованные архивные материалы, мы обнаружили материалы, которые возмещают этот пробел.

Патриарх Тихон: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри»

Эксгумация останков митрополита Филарета была осуществлена 28 сентября 1939 года специальной комиссией. В нее вошли: замначальника Московского областного Управления по делам искусств Грачев В.В., «сержант гос. безопасности Загорского (г. Сергиев Посад в тот период назывался Загорском. — Ред.) райотделения НКВД т.

Федоров, представитель НКВД по Моск. Обл. т. Жирков», три представителя музея — директор Птицын И.З., старший научный сотрудник Лазарев И.В. и фотограф Гринберг А.Д., а также руководитель реставрационно-строительных работ по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевой лавры архитектор Трофимов И.В.

и художник-реставратор Юкин П.И.

Почему-то на вскрытие не был вызван археолог. В этом, как мы полагаем, состоит принципиальная разница причин вскрытий советского времени на территории Лавры: в одних случаях — это археологические исследования, как, например, вскрытия захоронений Максима Грека (1942) и Бориса Годунова (1945). А в других — развенчание культа, поскольку эксгумация святителя проводилась в период активной борьбы с религией.

Также одной из возможных причин создания специальной комиссии, вероятно, было то, что при вскрытии могилы крупнейшего российского иерарха могли быть обнаружены драгоценные предметы, подлежащие изъятию.

Патриарх Тихон большевикам: Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью

На вскрытии кроме членов комиссии присутствовали и другие лица. Очевидец событий экскурсовод музея, жена археолога И.Г. Еремина — Галина Ивановна Уткина рассказывала, что комиссия надеялась найти в захоронении бриллиантовый крест (благодарим археолога В.И. Вишневского за любезно предоставленные сведения. — Авт.).

Для вскрытия 1939 года были и другие причины. Придел был разобран, склеп, располагавшийся далеко от стены храма, выступал из земли на значительную высоту. Поэтому его необходимо было убрать, чтобы он не препятствовал свободному проезду по территории. Кроме того, почти открытое захоронение могло быть легко повреждено и нарушено.

Что обнаружили?

Итак, под наблюдением комиссии вскрытие состоялось. Сначала сняли чугунные плиты и перекрытия склепа, в котором находился дубовый гроб с медной дощечкой на крышке, затем перенесли его в Серапионову палатку, где членами комиссии и приглашенными сотрудниками музея произведено вскрытие без посторонних лиц. После снятия крышки гроба был обнаружен еще один — сосновый — гроб, крышка которого украшена деревянным накладным Голгофским крестом, с копием (копьем) и губкой.

Почему Ленин в 1919 году разрешил отпраздновать Пасху в Кремле

Из внутреннего гроба последовательно стали извлекаться следующие предметы: «полуистлевший покровец, кожаная обувь (истлевшая), железная митра с образками и поддельными аметистами в кресте, крест деревянный с финифтяной накладкой, евангелие с серебряной накладкой, две панагии с цепочками серебряные, палица, покровец, омофор большой и малый, саккос, подризник, рубашка и штаны, епитрахиль, поручи, крест нательный деревянный и крест нательный медный» 2.

Все найденное соответствует зафиксированному в источниках XIX века описанию истории погребения митрополита Филарета.

Акт о вскрытии свидетельствует, что «под всем описанным разбросаны кости и череп с хорошо сохранившимися волосами, истлевшая подушка со стружками». По воспоминаниям Г.И. Уткиной об этом событии, при извлечении тела митрополита комиссия увидела, что его голова и руки были забальзамированы.

Известно, что тогда комиссия постановила: останки Филарета закопать в северо-восточной части ограды Успенского собора.

Судьба останков

Вновь вопрос об этом вскрытии был поднят осенью 1944 г. Вероятно, это было связано с началом процесса подготовки передачи храмов Лавры Патриархии. Старший научный работник музея Анна Михайловна Курбатова в своей докладной записке рассказала о произведенной эксгумации, об изъятых предметах и о судьбе останков.

В частности, она сообщила, что «после долгого лежания на полу Серапионовской палатки было дано распоряжение все вещи и кости сжечь, что и было сделано т. Созыкиной А.Ф. — технической работницей фондов. Куда делись гробы — я не знаю». А дальнейшие ее слова обращают на себя особое внимание: «Не знаю также, был ли зарыт или сожжен основной костяк покойного»3. Так как прошло уже несколько лет с момента вскрытия, А.М.

Курбатова уточняет, что сообщаемые ею сведения изложены по памяти, но при этом упоминает, что обращалась за сведениями к коллегам.

Как статья в «Правде» спасла Троице-Сергиеву лавру

Спустя почти 50 лет после эксгумации аналогичную информацию сообщила и Г.И. Уткина. По ее воспоминаниям, забальзамированная голова Филарета долго стояла в шкафу и какая-то уборщица в итоге ее то ли выкинула, то ли сожгла.

Получается, на сегодня мы имеем два возможных варианта развития событий: останки митрополита Филарета либо закопаны по поручению комиссии не на месте захоронения, либо сожжены. Сведения об этом, как видим, противоречивы. Возможно, был осуществлен какой-то иной вариант. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.

Как в войну спасали сокровища Троице-Сергиевой лавры

1. Беляев Л.А. «В память вечную будет провидение». Обретение мощей святителя Московского Филарета, святителя Московского Иннокентия и архимандрита Антония. Журнал Московской Патриархи. 1996. N12. С. 58, 59. 2. СПМЗ. Архив Отдела учета. Оп. 2 Д. 488. Л.1. Акт о вскрытии от 28 сентября 1939 г.

3. СПМЗ. Архив научной части. НА-1/97. Л. 12.

Фотографии публикуются впервые. Фото из архива Андрея Яганова.

Источник: https://rg.ru/2017/08/23/zachem-potrevozhili-moshchi-sviatitelia.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию