Рождество по-царски: кошки-мышки и травести-вечеринки
Лучше всего в исторических источниках описано, как отмечал один из главных христианских праздников Алексей Михайлович «Тишайший», правивший страной в XVII веке.
Царь накануне праздника старался помочь как можно большему числу нуждающихся. Алексей Михайлович вместе со стрельцами шел в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню заключенным, беднякам, больным и прокаженным. В 1663 году, например, государь на большом тюремном дворе накормил девятьсот шестьдесят четыре человека.
Доверенные лица царя, в свою очередь, делали подаяния на Земском дворе, у Лобного места и на Красной площади.
После Алексей Михайлович шел с боярами в одну из придворных церквей, а затем – в Успенский собор к вечерне. Потом царь отправлялся во дворец, куда к нему приходили попы и певчие. Они славили Христа, за что получали деньги и по ковшу меда.
В день самого Рождества государь слушал заутреню в Золотой Палате, а затем встречался с патриархом и духовенством, которые пели ему «Многая лета» и всячески поздравляли. Благословив царя, патриарх шел славить Христа к царице, а затем – к остальным членам царской семьи. После все садились за праздничный стол.
Другие государи праздновали Рождество примерно так же, как Алексей Михайлович. При этом у каждого правителя была своя «изюминка» — например, Федор Михайлович освобождал из темницы не самых опасных преступников, а также ездил в Вознесенский монастырь поздравлять свою мать – инокиню Марфу Ивановну.
Странные игры в императорском дворце
Первый российский император Петр I указом от 20 декабря 1699 года предписал начать летоисчисление именно с Рождества Христова. О том, как правитель отмечал праздник, писал датский посланник Юст Юль:
«Обыкновенно от Рождества и до Крещения царь со знатнейшими своими сановниками разъезжает по Москве и славит у важнейших лиц, то есть поет различные песни сначала духовные, а потом шутовские и застольные. В каждом доме, где собрание славит, царь и все лица его свиты получают подарки. Пока продолжается слава, сколько ни хлопочи, никак не добьешься свидания ни с царем, ни с кем-либо из сановников.
Они не любят, чтоб к ним в это время приходили иностранцы».
Петр I требовал, чтобы дворец был украшен венками и игрушками, а придворные наряжались в костюмы и готовили друг другу рождественские подарки.
При Елизавете Петровне на Рождество пели святочные песни и катались в санях, а сама правительница одевалась в мужскую одежду (она вообще была известна страстью к переодеваниям, и в 1744 году ввела правило, согласно которому мужчины на балы-маскарады должны были являться в женской одежде, а женщины — в мужской).
Екатерина Великая же заставляла придворных играть в кошки-мышки, жмурки, прятки – причем прямо в императорском дворце. После игр императрица всегда устраивала танцы и песнопения. К гостям выходили ряженые, начинались святочные игры, слуги выносили пунш.
При Павле Петровиче Рождество стало отмечаться куда скромнее, он предпочитал отмечать его в кругу семьи, без карнавальных костюмов и танцев до утра. А при Николае I возникла традиция рождественской елки – правда, не благодаря самому императору, а по инициативе его супруги, Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы.
Первую елку во дворце императрица устроила 24 декабря 1817 года – и с тех пор эта традиция стала ежегодной почти на сто лет.
В 20:00 на Рождество Александра Федоровна звонила в колокольчик – и в зал вбегали ее дети. Каждого ребенка ждала своя елка – и, конечно, же, подарки, причем такие, которые помогали детям развиваться.
Государыня дарила музыкальные инструменты, письменные принадлежности, акварель, холсты, наборы для вышивания.
«Я с ужасною радостью встал, потому что сегодня будет елка! – вспоминал великий князь Константин Николаевич. — И за уроками, и вне уроков я только о том и думал В 8 мы пошли к маме. Она пошла окончательно распорядиться с подарками. Мы ждем в Помпеянской комнате. От нетерпения у нас почти конвульсии, как вдруг линг, линг, линг! Колокольчик зазвонил, и мы бежим каждый к своему столу. Ах, какие миленькие подарки я получил!»
При Александре III появилась новая традиция – рождественские праздники для бедных детей. На торжество приглашали малоимущих и сирот – специально для них ставили красиво украшенные елки, устраивали святочные игры, а в конце праздника малышам дарили подарки – одежду, обувь, игрушки и даже дрова.
Рождество при последнем императоре
При Николае II во дворце ставили сразу три елки: одну внизу, в большой гостиной государыни, другую наверху, в детской комнате. Третья елка размещалась в коридоре, для слуг.
«Вначале зажигались свечи на детской рождественской елке, и им раздавались их рождественские подарки, — писала фрейлина императрицы Анна Вырубова. — Среди них были довольно-таки дорогие вещи, но вообще императорские дети не придавали значения ценности подаренных им предметов.
Для них простая вещь ручной работы или незатейливая игрушка могла быть такой же желанной, как и дорогое украшение, которым они могли пользоваться только на торжествах».
Затем подарки дарились фрейлинам и другим придворным – иногда это были деньги или что-то ценное. После этого свои подарки – в основном от заграничных друзей – открывали император и императрица. Позже вся царская семья отправлялась на богослужение.
На следующий день зажигались свечи на рождественских елках в манеже Царского Села, а каждый солдат получал в подарок вещь из серебра.
Когда в стране прогремела Октябрьская революция и к власти пришли большевики, религиозные праздники стали порицать и относиться к ним как к пережиткам прошлого. Однако отмечать Рождество запретили только в 1929 году – а традицию устанавливать елку окрестили «поповским обычаем». Спустя шесть лет елка с подарками все-таки вернулась – правда, теперь ее называли «новогодней». И это была уже совсем другая страна и другая история.
Источник: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2018/01/a_11596064.shtml
Новый год, история появления празднования Нового года
Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.
А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.
Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.
А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси
Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.
Празднование Нового года в языческой Руси
Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.
Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.
Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.
Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.
Празднование нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.
Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.
Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.
Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.
Нововведения Петра I в празднование нового года
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.
Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Новый год при советской власти. Смена календаря
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».
Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.
31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Старый Новый год
Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.
Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).
Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.
Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.
Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
Новый год в Православной церкви
Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.
В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.
Источник: https://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/
Друзья, что вы думаете об этом: Рождество Христово
Рождество Христово – это второй по значимости праздник, после Пасхи. Он отмечается всеми христианскими религиями. Празднование рождения Христа началось не сразу. Первые 4 века этот день был отмечен как Крещение Господне. Однако, вскоре появились еретики, которые не признавали во Христе единство человека и Бога.
Некоторые из них утверждали, что изначально Иисус был обычным младенцем, и лишь потом при Крещении Христос воссоединился с ним. Другие говорили, что до Крещения Иисус был обычным грешным человеком, и Бог послал свой ум, вошедший в него при купании в Иордани. Для того, чтобы подобная ересь не туманила сознание христиан, было принято решение объединить Крещение и Рождество Христово, назвав это Богоявлением.
Был выбран день 6 января, как соотношение между первым Адамом, принесшим грех и смерть, и вторым, то есть Иисусом, принесшим воскрешение и спасение.
Римская церковь приняла решение разделить Рождество и Крещение Христа. Для дня рождения Спасителя было выбрано 25 декабря. В это время римляне-язычники праздновали день Непобедимого солнца – считалось, что с этого дня приближается весна. Это был день забав рабов и детей. Именно поэтому 25 декабря как нельзя лучше подходил для празднования Рождения Христа, Спасителя мира. После того, как Римская Церковь ввела этот обычай, он стал распространяться и на другие православные церкви.
История Рождества Христова
Согласно Библии, Мария, будучи беременной, вместе со своим мужем Иосифом, должна была направиться в Вифлеем, так как проходила перепись населения. В гостинице они не смогли заночевать, поэтому пришлось им оставаться на ночлег в обычной пещере, в которой скот прятали от плохой погоды.
Роды начались прямо в пещере. Так как необходимо было привести повитуху, чтобы помочь Марии с родами, Иосифу пришлось покинуть жену. Когда же он вернулся в пещеру с повитухой по имени Саломея, роды уже произошли. Младенец Иисус сразу взял грудь матери. Рождение Спасителя ознаменовалось ярким светом, который заполнил пещеру. в честь великого события в небе зажглась яркая звезда.
Именно по ней волхвы нашли дом, в котором уже нашли приют Мария и Христос, и принесли ему свои дары. Вифлеемская звезда и сейчас является одним из главных символов рождества, она используется при оформлении иконостасов, а также при строительстве декоративных элементов различных зданий, в качестве рождественских сувениров и игрушек. Также звезда на вершине елки ассоциируется с Вифлеемской.
Ангел передал весть о рождении Иисуса простым пастухам, и они поспешили поклониться младенцу.
После рождения Христа царь Ирод, который правил в Иудее в то время, узнал о явлении великого Спасителя. Он отдал приказ убить всех младенцев, не достигших двухлетнего возраста. Ангел предупредил об этом Иосифа, приказав покинуть Иудею и бежать в Египет вместе с женой и маленьким Спасителем. Они таким образом спаслись, не возвращаясь в Иудею, пока Ирод не умер.
Рождество в России
День Рождения Христа в России считается 7 января. В царской России Рождество праздновалось очень широко. Устраивался детский праздник, на котором были и подарки и пляски. Народные гулянья посещали практически все жители города. Были популярны различные театральные постановки, которые демонстрировали рождение Иисуса в пещере, а также дарение подарков волхвами. В каждом доме стояла настоящая елка или ель. Она была украшена игрушками и конфетами.
Обязательным элементом декора была большая красивая звезда на верхушке, напоминающая Вифлеемскую. Стол накрывался богато, выставлялись лучшие мясные блюда, в основном из свинины. Русская печка позволяла готовить мясо крупно, а также целиком запекать птицу и рыбу. Также на столе присутствовали и сладкие блюда. Собиралась и праздновала вся семья. Этот день был всеобщим выходным.
Люди ходили друг к другу в гости и угощали кутьей, колядовали, получая за это еду.
Во времена советской власти были отменены и запрещены все религиозные праздники. За гуляния на Рождество строго наказывали. С 1935 года традиции празднования Рождества приурочили к наступлению Нового года – не православного, а светского праздника. Однако сохранились старые атрибуты: щедрый стол, подарки от Деда Мороза, елка с украшениями. В 1937 году появилась Снегурочка – новейший персонаж праздника, который уже не был никак связан с прежними рождественскими традициями.
Когда СССР не стало, в 1991 году была вновь возвращена традиция празднования Рождества Христова. 7 января стало официально праздничным днем, а в настоящее время оно входит в новогодние каникулы. Но в России осталась традиция широко праздновать Новый год с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, а Рождество празднуется менее торжественно.
Рождество в других странах
Западные христиане с большим размахом празднуют Рождество. У них оно проходит 25 декабря.
- В Германии помимо традиционного застолья с выпечкой проходят различные ярмарки и концерты.
- В Соединенных штатах Америки этот праздник также отмечается 25 декабря. Накануне этого дня наряжаются елки. Дети вывешивают рождественские носки у камина, чтобы Санта-Клаус положил в них подарки. Дом украшается ветками остролиста и омелы.
- Во Франции дети выставляют башмачки для подарков, а взрослые уделяют особое внимание благотворительности.
- В Италии вся семья отправляется на театральную постановку рождения Христа, затем дома все вместе пекут угощенье из пряничного теста, а также готовят рыбные блюда.
Источник: https://www.detsky-prazdnik.ru/stati/istoriya-prazdnikov/rozhdestvo-hristovo
Рождество в России
Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов.
Стоит отметить, что дата празднования установлена по Юлианскому календарю, который еще принято называть «Старым стилем», на 25 декабря. То есть, православная традиция предполагает, что Рождество открывает праздничный цикл, а уже Новый год, 1 января, закрывает. Сейчас мы пользуемся Григорианским календарям, в котором дата сместилась на 7 января.
Немного истории
На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.
Рождество в Х–ХVIII веках
Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.
В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».
Рождественский вертеп
К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».
Народные обряды и традиции, связанные с Рождеством
Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.
До первой звезды
Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.
Сжигание снопа
Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.
Вертеп, ряженные и коляда
Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.
Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.
За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.
Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.
В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.
Подарки
Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.
Постный стол и богатый стол
В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.
Сочельник
День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.
Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.
После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.
Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.
Святки
В дохристианской Руси некоторые языческие праздники приходились на то же время, что и современное Рождество. После Крещения Руси церковь часто закрывала глаза на ритуальные вольности, сохранившиеся от старых славянских верований.
Одной из таких традиций являются Святки – гулянья, продолжившиеся несколько дней подряд. После 22 декабря количество светлого времени в сутках начинало увеличиваться, люди воспринимали это как победу добра над злом. В Святки крестьяне рядились в странные костюмы, ходили друг к другу в гости, пели и плясали.
Использовались также маски животных, символизирующие нечистую силу.
Источник: https://schci.ru/Rojdestvo.html
Когда праздновать Рождество: история и наши дни
Новогодние праздники от Рождества и до Крещения в народе испокон веков называли Зимними Святками. Традиция наряжать елку пришла к нам из Западной Европы и утвердилась только к середине ХIX века.
Рождество начиналось 24 декабря с восходом на небе первой звезды, символизирующей рождение Сына Божьего.
До ее появления (до 6-7 часов вечера) нельзя было ничего есть, люди торопились навести чистоту, наготовить традиционных кушаний (кутья, узвар, борщ, постные блюда, пирожки с грибами) и принести в дом елку.
Наряжали ее преимущественно съедобными вкусностями, подвешенными на красных нитках – яблоками, орешками, конфетами, пряниками. Кто посостоятельнее, мог купить настоящие елочные игрушки. Самым красивым в то время считался дрезденский картонаж, фигурки, раскрашенные серебром и золотом.
Больше всего радости от елки было, конечно, детям. Они получали от родителей новые игрушки и сладости. Съедобные елочные украшения долго не жили: к утру бедная елка выглядела так, словно по ней пронесся ураган.
Чтобы продлить красоту рождественского дерева, мастерили и долговечные украшения своими руками: из проволоки делали шарики в виде фруктов, прикрепляли пружину, а на нее устанавливали свечу. Верхушку рождественской елки традиционно украшала вифлеемская восьмиугольная звезда.
Ее надо было зажигать после появления первой звезды на небе. Тогда и наступало Рождество.
До начала XX века в Российской империи в качестве гражданского использовался старый, юлианский календарь, в то время, как другие государства давно пользовались грегорианским. В 1918 году состоялось отделение церкви от государства, страна перешла на грегорианский календарь, а церковь нет. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем».
Откуда взялся Старый Новый год
Переход на новый календарь внес смуту в процесс празднования Рождества и Нового года. Большинство хотело праздновать так, как привыкли: дома елки украшали на «настоящее» Рождество — по новому стилю это уже 7 января, и стояли они до 13 января, отсюда и пошло название Старый Новый год.
После таких споров в 1928 году елку как «явление буржуазное» вообще запретили и реабилитировали в 1936 году. Только теперь победило государство: елки дома начали наряжать по советскому графику — в ночь на 1 января, а восьмиугольную вифлеемскую звезду заменили пятиконечной советской. Экономигрушки выглядели так: в старых лампочках срезали верх и раскрашивали. Популярны тогда были стеклянные елочные бусы, позже их успешно заменили электрогирлянды и дождик.
Времена менялись, менялся и дизайн игрушек: при Хрущеве популярными были украшения в виде початков кукурузы, овощей и грибов. А после выхода фильма «Карнавальная ночь» почти в каждой квартире появилась игрушка-часы, где стрелки показывали без пяти минут полночь:
Когда же отмечать Рождество?
В этом году официальным праздником в Украине признали 25 декабря — Католическое Рождество. Православная церковь продолжает пользоваться прежним, юлианским исчислением, отсюда и разница в датах.
Когда же праздновать Рождество — 24-25 декабря или 6-7 января? Единственного правильного ответа не существует. Каждый празднует согласно собственным взглядам и убеждениям, сверяясь с «внутренним календарем», а некоторые вообще встречает Рождество и Новый год по два раза. Чем больше праздников, тем больше выходных, а, значит веселья, вкусных угощений, поездок, походов в гости, общения с близкими и просто так необходимого нам всем отдыха.
Источник: https://hochu.ua/cat-prazdniki/all/article-81175-kogda-prazdnovat-rozhdestvo-istoriya-i-nashi-dni/
Как праздновали Рождество во времена Российской империи
Для многих современных россиян любимым праздником является Новый год. Декабрь ассоциируется у нас с запахом мандаринов, нежным мерцанием свечей и музыкой Чайковского. Почти за месяц до новогодней ночи мы наряжаем ёлку и выбираем подарки для близких. Но наши предки с такой же радостью ждали другого праздника. До революции и образования первого атеистического государства на территории Российской империи, главным зимним торжеством было Рождество.
В 1935 году в самых высоких партийных кругах было принято решение о возрождении некоторых праздничных традиций уже в рамках светского Нового года. По всей стране снова начали украшать ёлки и дарить подарки. К слову, ёлку запретили много раньше революции: сам Священный Синод в условиях Первой мировой войны посчитал, что неуместно воспроизводить обычай вражеской страны.
Святки длились с 25 декабря по 19 января. Рождество, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне являются частью праздничного комплекса святок. Подготовка к Рождеству начиналась с первого дня Филиппова поста (15 ноября), пост соблюдали до самого Сочельника. В ночь с 24 на 25 декабря в храмах и церквях проводилась торжественное Всенощное бдение.
Святочные маскарады и балы
Культура маскарада в целом характерна для славянских народов. Ряженье является неотъемлемым элементом традиционной русской культуры.
В народе святки считались молодёжным праздником. С Рождества и до Крещения в вечернее время проходили гуляния. Их важной частью являлись разнообразные игры, имевшие ритуальное значение. Элемент переодевания для этих мероприятий был обязателен.
В начале святок девушки надевали чужие сарафаны и покрывали лица платками, чтобы их нельзя было узнать. Молодые люди для этого использовали различные маски.
В ночь на Рождество переодевание приобретало другой характер: парни наряжались в девичьи одежды, а девушки – в мужские.
Была популярна игра в умруна: молодого человека, одетого во всё белое, с обсыпанным мукой лицом и накладными зубами, клали в гроб (или привязывали к скамье) и проводили ему шуточное отпевание с использованием бранных слов. Потом носили по всей деревне, пугая взрослых и девушек.
Участники святок также любили переодеваться в животных, разбойников, нищих, попов, священников, солдат, гусар, сироток, кикимор или чертей.
Маскарады, что проходили при дворе, в большей степени были вдохновлены европейскими карнавалами. Первым такие мероприятия стал устраивать Петр Великий, а при его дочери императрице Елизавете костюмированные балы стали проводиться чаще и с большим размахом.
В святки и в императорских резиденциях становилось необыкновенно весело. Литератор Павел Сумароков, мемуарист Екатерины Великой, рассказывает, что во дворце «иногда призывали музыку, танцевали, плясали по-русски. Во время святок пели хором подблюдныя песни, клали кольцы, перстни и загадывали».
В 1834 году в Васильев день (1 января) в Зимнем дворце проводился тематический костюмированный бал «Аладдин и волшебная лампа». В «Воспоминаниях» дочери Николая I великой княжны Ольги так описано сие действо: «в Концертном зале поставили трон в восточном вкусе и галерею для тех, кто не танцевал. Зал декорировали тканями ярких цветов, кусты и цветы освещались цветными лампами, волшебство этого убранства буквально захватывало дух.
В то время глазу еще непривычны были такие декорации, которые мы теперь видим на каждой сцене. Мэри и я появились в застегнутых кафтанах, шароварах, в острых туфлях и с тюрбанами на головах; нам было разрешено идти за Мама в полонезе. Какой блеск, какая роскошь азиатских материй, камней, драгоценностей! Я могла смотреть и искренне предаться созерцанию всего этого волшебства, не думая об обязанностях или правилах вежливости.
Карлик с лампой, горбатый, с громадным носом, был гвоздем вечера».
Первоянварский бал 1837 года был назван «Китайским маскарадом». «Все были в китайских костюмах. Высоко зачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем», — пишет Ольга Николаевна в своих мемуарах.
По официальным документам и расходным книгам, известно, что император тратил много средств на маскарадные наряды, и шили их для него известнейшие театральные костюмеры.
Николай I, создатель концепции «Православие. Самодержавие. Народность», также положил начало уже непрерывающейся традиции устраивать балы в «русском стиле». В мемуарах фрейлины баронессы Марии Фредерикс рассказывается о маскараде 1849 года в доме генерал-губернатора графа Закревского под названием «Шествие одного из русских царей со всеми боярами, рындами и отроками».
В Васильев день в Зимнем дворце также проводились маскарады для народа. На бал могли попасть люди самых разных сословий. Первый камер-паж Александры Фёдоровны Петр Дараган в своих воспоминаниях так и пишет: «Доступ в чертоги царские был открыт для каждого прилично одетого».
В XIX веке важнейшей рождественской традицией стало украшение ёлок
Этот обычай пришёл к нам из Германии. Первой в Российской империи праздничную ёлку стала наряжать супруга императора Николая I Александра Фёдоровна, немка по происхождению. С этих пор эта традиция становится частью праздничных приготовлений в правящей семье, а затем распространяется в дворянской среде, у горожан и в народе.
Во дворце в канун Рождества в специально отведённых залах украшалась своя ёлка для каждого члена императорской фамилии. Подле каждого дерева устанавливался специальный столик для подарков.
Дочь Николая I великая княжна Ольга в своих дневниках рассказывает, что после всенощной в Зимнем «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал.
Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту».
В царской семье также любили проводить рождественские лотереи для других обитателей дворца. Николай I самолично проводил эти мероприятия. Чаще всего разыгрывались фарфоровые изделия императорского завода. В своём дневнике Великий князь Сергей Александрович упоминает о том, что рождественские елки организовывались и для детей дворцовых слуг.
Александр II соблюдал все праздничные традиции, принятые при дворе его отца. Сын же самого Александра уже не уделял такого внимания рождественским обычаям. Ёлки снова появились во дворце только в правление Николая II.
Что же дарили друг другу члены императорской семьи?
Рождество всегда было прежде всего семейным праздником. И в подарках всегда наиболее ценилось внимание. Чаще всего члены императорской семьи дарили друг другу подарки со значением.
Порой бывало и иначе: в своих воспоминаниях фрейлина Марии Александровны Анна Тютчева пишет: «Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т. д. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки».
Историк Игорь Зимин в своём труде, посвящённом быту императорского двора, рассказывает о таком случае: однажды великой княжне Александре Николаевне её венценосные родители приготовили удивительный подарок. Перед праздниками в столицу прибыл жених дочери императора, этот факт тщательно скрывался от юной княжны. Когда в Сочельник отворились двери Концертного зала, невеста увидела своего жениха, привязанным к своей ёлке в качестве подарка, вместе с фонариками и «конфектами».
Рождественские гадания при дворе и в народе
В народе долгие века святки были связаны с традицией гадания. В царствование Николая I, поощрявшего всё национальное, этот обычай стали практиковать и при дворе. Укреплению этой традиции немало поспособствовала Мария Александровна, супруга Александра II. Анна Тютчева в своих рассказах о её службе при дворе, вспоминала, что императрица любила наблюдать за тем, как гадают ее фрейлины на женихов: «Давали петуху клевать овес, топили олово».
Многие года спустя сын Марии Александровны великий князь Сергей Александрович пишет в своём дневнике: «вечером у нас гадание. Мама немного простудилась и несмотря на это, она хотела, чтобы все состоялось Отличные были шутки: лоханка с водой и записками, разные сюрпризы, петух с зернами, который, по обыкновению, неприлично себя вел, зеркало и под столом я пугал девиц, дергая их за платье». Эта запись позволяет утверждать, что традиция гадать на святки прочно закрепилась во дворце.
Вышеописанные ритуалы в точности совпадают с теми, что проводились в крестьянской среде. Чтобы узнать, кто раньше других выйдет замуж, девушки кидали собаке лепёшку. По другому обычаю прятали кольца в горстки зерна, чью горстку первой начнёт клевать петух, та девушка и выйдет замуж скорее других. Чтобы ясно увидеть лицо своего суженого, прибегали к «страшным гаданиям» или к гаданиям на сон.
По сей день святочные гадания являются одной из самых увлекательных забав в рождественские праздники.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Источник: https://designersfromrussia.ru/kak-prazdnovali-rozhdestvo-v-rossiyskoy-imperii/
С первой звездой: история и традиции рождества
Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.
Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.
История праздника
Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).
Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.
Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Елка на Руси и в СССР
Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.
Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января.
Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).
В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Рождественские традиции
Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.
В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).
В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов.
Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок.
Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.
Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.
Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.
В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.
Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.
Рождественские угощения
Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.
В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.
Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/34501073/