Как хоронят людей у татар

Похороны у татар: как хоронят мужчину и женщину

Как хоронят людей у татар

Погребальные традиции татар поистине уникальны – и начинается подготовка к ним еще при жизни человека. Говоря о том, как хоронят татар, следует сказать, что с момента предсмертного состояния мусульманина и в течение целых 12 месяцев после его ухода в загробный мир родственники стараются соблюсти ряд ритуалов и обрядов.

По мнению мусульман, гроб – это слишком дорогостоящий атрибут, а любое расточительство в этой религии порицается

Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям

Подготовка к похоронам начинается еще в то время, когда человек жив. Разумеется, это касается только случаев, когда он находится в агонии, и очевидно, что его конец близок. В дом умирающего приглашают имама, который будет читать суры.

Человека, который еще жив, укладывают на правый бок, при этом лицо его должно быть повернуто в сторону Мекки – священного города. Для того, чтобы облегчить страдания последних минут, умирающему дают несколько капель воды.

Домочадцы не могут плакать в это время, ведь это мешает человеку сосредоточиться на уходе из жизни.

Подготовка тела

Когда человек умирает, ему аккуратно закрывают глаза, конечности выпрямляют, подвязывают подбородок. С тела снимают одежду, большие пальцы ног связывают друг с другом, накрывают гениталии плотно непрозрачной материей. Покойного перекладывают на твердую ровную поверхность, а для предотвращения вздутия на его живот кладут что-то тяжелое.

Похороны татар должны происходить непосредственно в день смерти или же в ближайшие 24 часа после нее.

В исламе запрещено вскрытие тела – это является большим грехом. Также исключена кремация – у татар она приравнивается к горению в пламени ада. Даже если покойный при жизни выражал желание быть кремированным, его родные могут отменить кремацию.

Традиции обмывания

Отношение к чистоте в исламе довольно строгое. Если все обряды очищения не будут выполнены перед похоронами, тело будет считаться нечистым, душа человека не готовой к встрече с высшими силами.

После того, как человек умирает, выбирается Гассала – он будет заниматься омовением тела. Обычно это близкий родственник, покойного, чаще всего старший. По многовековой традиции умершую женщину перед погребением омывают женщины, мужчину – представители сильного пола.

Допускается омовение тела мужа его женой. Еще несколько человек должны помогать Гассалу в проведении обрядов. В комнате зажигают благовония, тело покойного прикрывается покрывалом, затем начинается обмывание.

Тело омывают трижды – с кедровым порошком, камфорой и простой водой.

Обертывание в саван

В соответствии с мусульманскими обычаями, татар хоронят, надев на них простую рубаху, окутав в несколько слоев полотна. Если мусульманин был уважаемым человеком, его тело могут окутывать в дорогостоящие ткани.

Мужской саван представляет собой рубаху и отрез полотна, предназначенный для обертывания нижней части тела. Женское погребальное одеяние состоит из подобной рубахи, которая отличается от мужской только длиной – она доходит до колен, отрезов ткани для груди и головы. Что касается маленьких детей, для их окутывания используют один отрез ткани.

Без гроба татар погребают потому, что человек был создан из земли – и должен стать ее частью после ухода из жизни, а гроб является препятствием для контакта тела и земли.

Почему татар хоронят сидя

Этот обычай связан с тем, что мусульмане верят: душа в мертвом теле остается живой до тех пор, пока ее не заберут ангелы. Перед этим ей предстоит ответить на ряд вопросов, а беседа должна проходить в приличных условиях. Потому зачастую татар и хоронят в столь необычном для российских христиан положении.

Молитва на похоронах

У татар есть особая молитва – Джаназа-намаз. Если усопший – мужчина, ее читают напротив его головы. Если же из жизни ушла женщина, то текст этой молитвы произносится напротив ее живота. Читают молитву над всеми покойными, кроме шахидов и самоубийц. В том случае, если родной человек усопшего не сумел прочитать Джаназу-намаз во время погребения, он может прийти к могиле и произнести ее текст там – на это у него есть целый месяц.

Татарские кладбища

От традиционных русских христианских кладбищ татарские захоронения заметно отличаются: все надгробия обращены в одну сторону, у могил нет венков, цветов, зажженных свечей. Кроме того, на татарских кладбищах запрещено хоронить неверующих людей.

При кладбищах всегда работают смотрители: они могут показать, как именно нужно копать могилу, как оконтуривать ее. Вообще, смотрители в целом отвечают за организацию погребения мусульманина.

Похоронная молитва и погребение

Законами шариата четко определено то, как именно хоронят мусульман. Проходит процедура обычно в день смерти человека. Отметим, что обычно женщины прощаются с усопшим в доме, а в последний путь его провожают только мужчины. Однако в России, как и в ряде других стран, татарки могут сопровождать похоронную процессию.

Тело выносят на специальных носилках ногами вперед. Прежде, чем покойного внесут на кладбище, носилки устанавливают на помост, начинается чтение сур. После тело опускают в заранее подготовленную могилу на полотенцах, внизу его принимают трое мужчин – ближайшие родственники покойного.

Тело усаживают в нишу, закладывают, покрывают толем, присыпают землей

Все, кто пришел проститься с человеком, собираются у могилы. При этом говорить какие-то речи не принято. Лишь мулла в это время читает суры из Корана. Кстати, он остается у места погребения еще на час (а порой и до самого восхода солнца). Его молитвы «подсказывают» душе покойного правильные ответы на вопросы, которые ей задают ангелы.

Кабр (могила)

Кабр – это место захоронения татар. Подготавливают его разными способами – с учетом различных факторов: рельефа местности, месторасположения кладбища, особенностей грунта. Однако есть два правила, которые соблюдаются всегда:

  1. Тело должно быть надежно защищено от осквернения животными, из-под земли не должно доноситься запахов, привлекающих хищников.
  2. Погребальная яма должна быть достаточно глубокой, ее длина должна быть в полный рост покойного с рукой, вытянутой вверх.

Нишу закрепляют кирпичной кладкой, а когда в нее помещают тело, его накрывают плитами, затем засыпают яму землей.

Отдельно стоит сказать о том, как хоронят татар, которые умирают на морском судне. Согласно законам шариата, можно перенести похоронную церемонию, чтобы покойный прошел весь ритуальный обряд. Впрочем, если суша слишком далеко, допускается омовение тела, его обряжение, читка священной книги и предание покойного воде.

Что готовят на поминки у татар

Говоря о том, как хоронят татар, нельзя не сказать о поминальном обеде. По исламской традиции, он проходит в тишине. Мужчины и женщины едят и пьют в разных помещениях. Поминальное меню включает суп, приготовленный с халяльной бараниной, гречку с мясом. Также на столе есть выпечка, сладкое, сухофрукты. Алкоголь во время поминального обеда употреблять запрещено.

Поминальный татарский стол

Ислам осуждает роскошные поминальные обеды: люди не должны «объедать» семью усопшего человека, вынуждать их вместо молитв и скорби заниматься домашними хлопотами

Оплакивание покойного

Так как татарские похороны проходят по погребальным правилам мусульман, во время процесса принято придерживаться определенных обычаев. Так, категорически запрещено рыдать, оплакивать покойного. Вообще, слезы уместны только до четвертого дня после смерти.

Скорбеть можно, но важно, чтобы окружающие этого не видели: нельзя закатывать громких истерик, рвать вещи, ломать предметы, наносить себе или окружающим травмы.

Пророк сказал: чувствуя чрезмерное оплакивание, душа усопшего, испытывает невероятные страдания. Поэтому принято осуждать мужчин и юношей, которые рыдают на похоронах. Дети и старцы могут плакать, но обычно их стараются утешить.

Дни и сроки

Первые трое суток после смерти и похорон человека, члены его семьи и близкие друзья могут только молиться за его душу, максимально сократив все бытовые дела. Согласно обычаям, поминают покойного на третий день после погребения, а также:

  • на 7-ой день;
  • на 40-ой день;
  • на 51 день;
  • по истечении года со дня смерти человека.

Кстати, 51 день считается у татар самым мучительным – они верят, что именно в это время происходит «отделение всех костей».

Что происходит с телом после смерти

Когда мусульманин уходит из жизни, в первую ночь после его смерти у его могилы появляются ангелы. Они проводят суд над усопшим. Именно по этой причине важно молиться за человека в течение трех суток после погребения – слова молитвы облегчат душе прохождение всех испытаний.

Когда ангел смерти забирает душу, он передает ее ангелам милости. Вместе с ними душа возносится на небо, где ангелы запишут имя покойного человека в специальную книгу. После душа вновь входит в свое тело, чувствует все, что испытывал человек при жизни.

Затем ангелы говорят ему: «Спи!» – и покойный засыпает до наступления Судного дня.

Установка памятника

Важно посещать могилу усопшего в Рамазан и Курбан-байрам, но не запрещается посещать кладбище в любые другие дни

Как только заканчивается процесс похорон, на могиле усопшего устанавливают аккуратную табличку, содержащую информацию о человеке. Только через 12 месяцев, когда грунт утрамбуется, можно задуматься об установке памятника. По татарским обычаям, мемориал должен быть лаконичным и скромным, без вычурностей и излишеств, однако надгробие должно выглядеть так, чтобы с первого взгляда можно было понять – здесь похоронен мусульманин.

Не приветствуется нанесение на мемориалы портретов людей, скорбных эпитафий. Для украшения подойдет изображение мечети, классические мусульманские орнаменты, цитаты из Корана. Редко можно увидеть татарские надгробные памятники с фото покойного, скульптурные композиции.

Впрочем, все описанное выше, сегодня соблюдается реже и реже – похороны татар в наше время мало соответствуют тем порядкам, которые были установлены их предками. Однако нельзя забывать, что это огромная часть культурного наследия, позволяющая сохранить традиции и облегчить страдания родных покойного.

Источник: https://ritualica.ru/pohorony-u-tatar

Как хоронили в Беларуси в древности? — Элизиум

Как хоронят людей у татар
18.03.2020

Согласно древним белорусским традициям, в каждой деревне создавалось своё кладбище. Погребальная территория находилась на склоне или небольшой возвышенности. Зачастую она обносилась рвом. Траншея выполняла две функции:

  • своеобразная ливневая канализация. Таким образом, дождевая либо талая вода с кладбища стекала в канаву. Это позволяло поддерживать в населённых пунктах оптимальные санитарные условия и исключить вероятность распространения инфекций;
  • черта, разделяющая физический и духовный миры.

Стоит отметить, что разные религиозные общины также не хоронили покойников в одном месте. Православный погост располагался с одной стороны деревни, католический – с противоположного края. При этом татар и евреев хоронили подальше от села.

Представители этих народов жили обособлено и придерживались собственных традиций. Для местных они были представителями иной культуры и имели статус чужих. Хотя это явление распространялось исключительно на обрядовую часть жизни тогдашнего общества. В другое время люди нормально общались между собой, торговали, дружили.

Чтобы мёртвый на забрал с собой живых

В соответствии со старинными верованиями родственники усопшего не занимались организацией похорон. Все необходимые ритуальные действия осуществляли посторонние люди. Так поступали, чтобы покойник не смог утащить своих родных за собой. Ведь для членов семьи он ещё оставался близким человеком. Эта связь могла помочь мертвецу забрать кого-то на тот свет.

Одевали мертвых в одежду, сшитую швами наружу. Это объяснялось следующими обстоятельствами:

  • загробный мир является противоположностью нашей реальности;
  • после физической кончины должна наступить ритуальная смерть.

Погребальные одежды готовились заранее. На одеяниях усопшего отсутствовали любые украшения. Наряд представлял собой своеобразный длинный плащ, состоящий из небольшого количества полос белой ткани. Голова покрывалась капюшоном. Иногда покойнику в гроб клали дополнительный саванн, чтобы и в потустороннем мире у него была сменная одежда.

Также в усыпальницу могли положить различные предметы, которыми усопший пользовался при жизни (рабочие инструменты, кухонную утварь, прочее). Во времена средневековья в домовину клали разбитые горшки с едой. Белорусы верили, что там они станут целыми и душа сможет ими воспользоваться.

Женщин, которые умирали до замужества, наряжали в свадебные платья. Однако известны случаи, когда в подобных одеяниях хоронили покойниц, которые успели при жизни обзавестись детьми или даже внуками.

Бревно на могиле

Долгое время на Полесье сохранялась удивительная традиция – класть на место захоронения обтёсанную колоду, которая называлась «приклад». При этом на мужскую могилу укладывали бревно с сучком, на женскую – гладкую дубовую колоду. Вероятно, целью данного обычая было обозначение места погребения. Для данного ритуала выбирали именно дуб, поскольку его древесина обладает высокой прочностью и длительным сроком службы.

Ещё одна характерная черта кладбищ Полесья – достаточно высокие кресты (до двух и более метров). Эта особенность объясняется довольно просто: под воздействием повышенной влажности нижняя часть такого изваяния быстро разрушалась. Сгнившую область обрубали, а сам крест ставили на прежнее место. Со временем он становился ниже.

В северных регионах Беларуси захоронения обустраивались с помощью каменных крестов. Такие монументальные ансамбли встречались на кладбищах, которые принадлежали разным конфессиям. В указанной местности очень много валунов, оставшихся после схождения последнего ледника. Именно поэтому люди зачастую использовали камень, которого здесь было в изобилии. К тому же, указанный материал отличается долговечностью. Он не гниёт, не реагирует на перепады температур и высокую влажность.

Согласно устоявшимся традициям, представители православных и католических общин устанавливали кресты у изголовья. Староверы вкапывали изваяния в ногах усопших. Они верили, что это позволяет покойнику смотреть на восток. Ведь по поверьям наших предков именно там располагался святой город – Иерусалим. Кроме того, так мертвец мог видеть сам крест, который поможет ему встать из могилы в час Второго Пришествия Спасителя.

Стоит отметить, что христиане не кремировали умерших людей именно по этой причине. Они верили, что ритуал сожжения полностью уничтожает связь души с телом. Поэтому в день страшного суда человек не сможет выбраться из-под земли, чтобы встретиться с Всевышним и принять свою участь. Следовательно, он не попадёт в Царство Божье.

При погребении детей проводились практически те же обряды. Однако, если ребёнка не успели окрестить до кончины, его нельзя было хоронить на общем кладбище. В таких случаях могила размещалась за пределами погоста. Там же находили последнее пристанища самоубийцы и утопленники.

Городской пафос и вековые традиции предков

Горожане имели возможность хоронить усопших с размахом. Они приобретали ритуальные принадлежности, оформляли мемориальные ансамбли каменными надгробиями с декоративными элементами, обустраивали погребальные композиции посредством различных украшений.

Жители деревень иногда ставили над могилами слегка обтёсанные валуны с примитивными надписями. В зависимости от вероисповедания это могли быть следующие символы:

  • SP (здесь покоится);
  • ВП (вечная память).

Наряду с этим на плите могла быть выбита дата смерти. Важно заметить, что дата смерти не указывалась.

При этом обитатели города устанавливали стелы с личной информацией и покойнике, красивые и дорогие скульптуры (Дева Мария, фигуры ангелов). Иногда родственники покойников ставили возле могил памятники или вазы.

Такой размах объяснялся несколькими факторами:

  • в городе было больше возможностей заработать. Здесь люди располагали достаточными финансовыми ресурсами;
  • мастера, осуществляющие профессиональную обработку камня, художники и другие специалисты трудились именно в больших населённых пунктах.

Вернуться ко всем статьям

Источник: https://elz.by/kak-horonili-v-belarusi-v-drevnosti

Похоронные традиции белорусов:

Как хоронят людей у татар

У староверов принято хоронить покойника ногами к кресту. Считали, что так он видит восток, где, по представлениям наших предков, находился Иерусалим. А еще видит крест, по которому сможет подняться из могилы во время Страшного суда.

О самых необычных похоронных традициях в Беларуси Sputnik рассказал этнограф Алексей Друпов.

Sputnik / Сергей Пушкин

Этнограф Алексей Друпов изучает погребальные традиции предков

Евреев и татар подальше

У каждой деревни было свое кладбище. Обычно на возвышенности или склоне. Причина самая простая – санитария. Чтобы погост не стал источником эпидемий, случалось, его еще и рвом обносили. С одной стороны, это был водоотвод, с другой – символичная черта, которая делит мир мертвых и живых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда будут праздновать Масленицу

Каждая конфессия имела свое кладбище. В одном конце деревни находилось католическое, в другом – православное. А вот еврейское и татарское старались размещать подальше.

«Связано это с тем, что евреи и татары жили в своем закрытом сообществе, сохраняли свои традиции и религию. Они для местных на культурном уровне были «не такими», символически «чужими», то есть находились в локусе чужого», – говорит Алексей Друпов, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектура и быта. 

«Но это представление распространялось только на обрядовую часть. В повседневной жизни никто их чужаками не считал, люди общались, торговали, имели добрососедские отношения», – добавляет этнограф.

Photo : из фондов БГМНАиБ

Похороны в деревне обычно собирали всех

Чтобы покойный не позвал за собой

Все основные действия, связанные с покойником, брали на себя чужие люди, то есть не родственники. Они делали гроб, мыли человека, копали могилу Считалось, что для семьи покойный еще оставался своим. Он уходил в другой мир. Чтобы не позвал за собой своих, все действия выполняли чужие.

«У нас про гроб была очень интересная загадка: это каждому нужно, но никто его сам себе не делает. Как я себе это представляю: наши предки относились к смерти как к чему-то неизбежному. Но она их не пугала. У нас вышла книга о белорусском народном творчестве.

В ней был отдел с загадками, в том числе про семейный быт. Там три страницы. Но одна загадка про свадьбу, две – про свата, все остальные – про смерть. С самого детства белорусам рассказывали про смерть.

И это естественно – мы оттуда пришли, мы туда и уйдем», – рассказывает Алексей Друпов.

В одежде наизнанку

К смерти белорусы относились спокойно. Каждый понимал, что это неизбежность. И обязательно хранил одежду на смерть. Она была не совсем обычной и шилась швами наружу. Во-первых, по представлениям наших предков, на том свете все не так, как на этом. То есть наоборот.

Второе объяснение – человек умер физически, а теперь он должен умереть еще и ритуально. Для этого его нужно одеть не как живого. То есть ритуально изменить его статус.

Photo : из архива А.Друпова

В последний путь белоруса собирали знакомые или соседи, но не близкие родственники

«Интересно, что такая же одежда встречается у колядующих. Потому что, по сути, ряженые – это «дзяды». Это наши предки, которые пришли с того света. На всех колядующих надеты маски, они прячут свои лица. На Полесье маска деда делалась из бересты. Но она была наружу не белой стороной, а изнаночной. На козу надевали вывернутый кожух. Дед и баба вообще довольно часто менялись ролями. Деда играла женщина, а бабу – мужчина», – говорит Алексей Друпов.

«В текстах колядных песен упоминается: «Мы идем издалека, из-за болота, из-за кладочки». А что такое кладочка? Один из самых старых погребальных памятников. На кладке вырезали имя покойного или след его ноги.

Хоронили человека в одном месте, но кладку оставляли на болоте, потому что вода считалась символичной границей между двумя мирами. Поэтому смысл этой колядной мистерии в том, что к нам пришли наши предки.

Они опекают нас с того света, и они приносят нам богатство и урожай», – продолжает этнограф.

Photo : из фондов БГМНАиБ

Покойных всегда было принято хоронить в простой одежде, без украшений

Саван для старовера

Для покойного шилась простая одежда без каких-либо украшений. У староверов был саван – он сшивался из нескольких полосок ткани. Саван чем-то напоминал плащ. На голову покойному одевался капюшон. В ногах саван складывался. Он обязательно должен был быть белого цвета.

Иногда в гроб клали запасной комплект одежды. Наши предки верили, что на том свете человек продолжит жить. Поэтому у него должно быть что-то с собой.

По этой же причине в гроб клали предметы, которые связаны с основной деятельностью покойного. Если при жизни был кузнецом, могли положить клещи и молот.

Чуть раньше, в эпоху Средневековья, в гроб клали горшки с едой. Тогда белорусы тоже верили, что на том свете все наоборот. Поэтому горшки разбивались. То, что тут разбито, там станет целым.

Если девушка умирала до свадьбы, ее могли хоронить в свадебном платье. Но в Светлогорском районе зафиксированы случаи, когда в такой одежде хоронили женщин, у которых были и дети, и внуки.

Photo : из фондов БГМНАиБ

Родные и соседи возле гроба девушки в свадебном наряде. 1915-1929 год, деревня Забродье, Столбцовский район.

На могилу клали бревно

После похорон на могиле ставили временный крест. Примерно через год его меняли на постоянный. Обычно это делали к Пасхе или Дзядам. На Полесье такой обряд назывался «прикладины». Потому что на могилу там клали приклад, то есть брусок дерева. Причем для мужчин предназначалась колода с сучком, для женщин – гладкая.

«До начала 20-го века этот обряд массово сохранялся. У нас есть немецкие фотографии Первой мировой войны, на которых видны эти приклады. Очень много снимков быта, застройки, местных жителей было сделано немецкими солдатами.

Немцы приехали из Баварии, Пруссии, в нашу деревянную цивилизацию, и для них все это было в диковинку. Поэтому они все это фотографировали, даже делали открытки и отправляли домой. Тем более что камеры были у многих», – рассказывает Алексей Друпов.

Photo : из собрания Владимира Богданова

На Полесье была традиция класть на могилу колоду — такие даже называли «вампирскими»

В современной Беларуси сохранилось несколько прикладов. Находятся они в Пинском районе, в деревне Паре, которую в свою время по незнанию прозвали вампирской. А все из-за деревянных колод.

«Но получается, у нас все Полесье было занято вампирами», – шутит этнограф. 

Ногами к кресту

На немецких фотографиях видна еще одна особенность. На Полесье кресты на могилах ставили высокие – два и больше метров. Со временем дерево, закопанное в землю, подгнивало. Его обрубали, и крест закапывали снова. Так он постепенно становился ниже.

На севере Беларуси были распространены каменные кресты. Они встречались как у католиков, так и у православных. Почему? Север Беларуси изобилует валунами — там проходила граница последнего ледника. Поэтому люди и работали с тем материалом, который был.

Photo : из архива А.Друпова

На севере Беларуси много надгробий из камня

Католики и православные ставили крест у головы покойного. Староверы, наоборот, в ногах. Считалось, что так человек видит восток, где, по представлениям наших предков, находился Иерусалим. А еще он видит крест. Люди верили, что, когда случится Второе пришествие Спасителя и Страшный суд, все мертвые встанут из могил. И каждый понесет свой крест.

По той же причине в христианстве была запрещена кремация. Если человека сжечь, он не сможет встать из могилы и явиться на Страшный суд.

Похороны детей мало отличались от взрослых. Но если ребенок был некрещеный, хоронить на кладбище его запрещали. Тогда могилку размещали за оградой, где покоились утопленники и самоубийцы.

В городе хоронили с размахом

В Минске самое старое кладбище находилось в районе Золотой Горки. Но сейчас его нет – оно стало призраком. Могилы сровняли с землей, когда строили проспект Независимости, редакцию газеты «Вечерний Минск» и Дворец искусств.

Sputnik / Сергей Пушкин

Когда строили проспект Независимости и здание «Вечернего Минска», кладбище на Золотой Горке сровняли с землей

«Как мне рассказывал один человек, который жил в этом районе, когда строили дома в 50-60 годах, кости и черепа просто валялись на улице», – говорит Алексей Друпов.

От кладбища осталось несколько могил, которые находятся возле костела Святого Роха. Из сохранившихся кладбищ самым старым в Минске считается Кальварийское.

В целом, рассказывают этнографы, в городе хоронили с большим размахом, чем на селе. Во-первых, у людей было больше денег. Во-вторых, тут работали мастера по обработке камня.

«На деревенском кладбище могли поставить камень, которому скололи одну сторону. На ней могли нарисовать крест или просто написать SP или ВП в зависимости от конфессии («здесь покоится» или «вечная память»). Могли только дату поставить. В городе если писали, то писали все», – говорит этнограф.

Обычно текст был такой: «Здесь покоится или вечная память, допустим, Анастасия Володько. Жила 27 лет. Умерла 4 дня февраля 1880 года». Довольно интересно, что дату рождения раньше не ставили.

В городе на могилах уже присутствовали скульптуры – чаще ангел или скорбящая Мария. Иногда ставили вазы или обелиски из камня.

В Беларуси самые старые городские кладбища находятся в Гродно и Могилеве. Гродненское кладбище – ровесник кладбища «Росы» в Вильне, а в Могилеве пару лет назад нашли надгробие конца XVI века с гербом Воловичей.

Как в Беларуси проводили поминки, сколько водки пили во время трапезы и почему из-за стола всегда первым вставал самый старый, — продолжение темы читайте на Sputnik.

Источник: https://sputnik.by/live/20191216/1043499072/Pokhoronnye-traditsii-belorusov-vampirskoe-kladbische-i-mogily--prizraki.html

Похороны у мусульман: правила погребения и поминальные дни

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему нужно носить обручальное кольцо на правой руке

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Источник: https://granit-industriya.ru/obryady-i-ritualy-u-musulman/pohorony-u-musulman/

Современные обычаи похорон у татар

Среди разных традиций и обрядов огромного внимания заслуживают похоронно-поминальные обряды. Рассмотрим, как проходят похороны татар-мусульман.

Только сразу отметим, что похоронная церемония татар-мусульман отличаются от похорон татар-христиан

Как проходят похороны татар-мусульман?
Все требования к проведению похорон перечислены и описаны в Шариате – комплексе принципов, норм и правил поведения. Если похороны проходят согласно Шариату, то считается, что мусульманин попадает в рай. Кстати, похороны могут проводить люди, которые обладают специальными знаниями и навыками.

Однако далеко не все родственники умерших татар-мусульман соблюдают всё, что описано в Шариате. Всё же современность вносит свои коррективы. Например, многие люди не соблюдают правила поведения на кладбище. Или часто перенимаются традиции у не мусульман. Да и к людям, умеющим проводить похороны татар, обращаются далеко не все.

Похороны у татар. Обычаи

К основным обычаям относятся:

  • обмывание;
  • обряжение;
  • рытье могилы;
  • захоронение;
  • чтение Корана.

Предпогребальные обряды  татар мусульман

Многие пожилые татары подготавливаются заранее к собственной смерти. Женщины готовят набор одежды, ткань на саван. Если наступает неожиданная смерть молодого татарина, то данные вещи приобретаются.

Когда человек умирает, из-под тела убирается мягкая постель. Его кладут на спину, руки вытягивают вдоль тела. Подбородок подвязывается платком, чтобы рот не открывался. Далее тело покрывается простыней.

Дальше, как правило, начинают приходить люди, чтобы проститься с усопшим. Женщины часто приносят что-то с собой, например, полотенце, мыло.

Согласно Шариату похороны проходят довольно быстро – на следующий день после смерти. А до момента похорон покойника одного не оставляют. Рядом постоянно находятся люди, произносящие молитвы.

Утром дня похорон копается могила, в которую до погребения ставится железный предмет, например, лом. И только после того, как могила готова, тело обмывается и облачается в похоронный набор одежды. Погребальные обряды

Из дома покойника выносят ногами вперед. До кладбища его несут на специальных носилках. Хоронят тело без гроба. А если гроб используется, то, как правило, без крышки.

Ниша в могиле закладывается кирпичом, затем кладется толь. Затем вокруг засыпанной могилы усаживаются родственники, и читается Коран.

После возвращения с кладбища женщины наводят порядок в доме. В дальнейшем проводятся многократные поминальные обряды.

Поминальные обряды татар мусульман

Первые поминки проводятся на 3 день после похоронной процессии. Определенного поминального меню у татар нет. Но на столах, как правило, присутствуют сухофрукты (курага, изюм), фрукты, свежие овощи, пироги, варенье. Также готовится суп и второе (например, картофель с мясом).

Поминки начинаются с чтения молитвы. Эта процедура длится около часа. Затем начинается угощение. А заканчивается обряд чаепитием и чтением молитв.

Татарские кладбища 

В последние годы за порядком следят сотрудники кладбищ. А родственники усопшего посещают могилы исходя из своих возможностей и желаний.

Кстати, с древних времен татары хоронят родственников рядом с другими усопшими членами семьи. По возможности, эта традиция поддерживается и в настоящее время. Таким образом доказывается, что человек погружается как бы «в своё место на родном кладбище».

Источник: https://ritburo.ru/sovremennyie-obyichai-pohoron-u-tatar

Похороны по-татарски: почему умерших «сажают» в могилу

Далеко не все татары оставляют покойников в могилах, придавая им сидячее положение. Погребальные обряды заметно варьируются у различных региональных и субэтнических групп этого народа. Кроме того, с течением времени меняются представления людей о загробном мире, и это тоже отражается на похоронных традициях, несмотря на всю их консервативность. При этом многие этнографы отмечают, что обычай «сажать» умерших в могилы, существующий среди татар, может иметь несколько объяснений.

Сибирские покойники лежат

Как известно, казанские, астраханские, крымские и сибирские татары отличаются друг от друга некоторыми особенностями быта и традициями. Они даже говорят на разных диалектах, относящихся к тюркской группе языков. Поэтому не стоит удивляться, что на татарских кладбищах Сибири, в древних могильниках и некрополях более позднего периода исследователи обнаруживают покойников, как правило, в лежачем положении.

Два кандидата исторических наук — Евгений Водясов и Ольга Зайцева совместно написали статью «Мусульманские некрополи XVII-XIX вв. в окрестностях г. Томска», которая была опубликована в журнале «Вестник Томского государственного университета» (№ 1 за 2015 год). Ученые рассказали о результатах раскопок, организованных на Старом мусульманском кладбище и Юрточной горе.

«Реконструкция обряда на рассматриваемом могильнике по археологическим данным в общих чертах сводится к следующему: умерших хоронили без сопроводительного инвентаря, вытянуто на спине, придерживаясь ориентировки головы на северо-западный сектор при повороте тела или головы на правый бок таким образом, чтобы лицо покойного было обращено к Мекке», – отметили Е.В. Водясов и О.В. Зайцева.

То есть, сибирские татары соблюдали требования ислама относительно расположения покойного в могиле, но не в сидячем, а в лежачем положении.

Томские ученые обратили внимание, что их земляки-мусульмане хоронили умерших так же, как и подданные Казанского ханства. Это значит, что в XV-XVI веках поволжские татары, в основном, не «сажали» покойника в могилу, а укладывали его на спину.

Крымская традиция

Наиболее отчетливо традиция хоронить умерших в сидячем положении выражена среди крымских татар, у них она имеет древние корни. Об этом доктор филологических наук, профессор Айдер Меметов написал в статье «Лингвистические и экстралингвистические сведения о древних предках крымских татар», которая опубликована в журнале «Научный вестник Крыма» (№ 3 за 2017 год).

Ученый обратил внимание на грунтовый могильник, который был обнаружен археологами на склоне горы Ташлы-Баир в 2003 году. Все имеющиеся там захоронения датированы XI- X веками до нашей эры, в эпоху, когда на территории Крыма жили тавры, причисляемые к народам скифского происхождения. Исследователи отметили, что в данном могильнике «умершего хоронили в сидячем положении, руки сгибали так, что кисти оказывались перед лицом».

Известный этнограф и путешественник Густав Радде (1831-1903 гг.) в своей работе «Крымские татары», которая была опубликована в нескольких номерах журнала «Вестник Русского географического общества» за 1856-1857 годы, описал схожий обычай.

«Мы уже сказали, что Татары хоронят своих покойников в сидячем положении, причём тело закутывают в белые платки; на ноги надевают чулки и туфли; на голову – ермолку с белою кистью.

Возле тела в могилу кладут хлеб, воду, трубку, табак и огниво, для того, чтобы покойник не терпел нужды Когда тело уже опущено в могилу и приведено в надлежащее положение, над ним ставят в наклонном положении от 4 до 6 шестов (повыше головы и до колен) и потом зарывают яму, так что тело покоится в наполненном воздухом пространстве и находится в сидячем положении», – рассказал Г.И. Радде.

Очевидно, одним из возможных объяснений такого способа погребения является следование древним традициям, отмеченным учеными на территории Крыма. Это дает возможность А.М. Меметову и ряду других специалистов предположить, что между давно исчезнувшими таврами и современными татарами полуострова существует некая преемственность.

Тюркское наследие

Обычай хоронить покойников в сидячем положении существовал и у древних тюркских народов.

Кандидат исторических наук Эльдар Сейдаметов и научный сотрудник Крымского инженерно-педагогического университета Расим Кадыров – соавторы статьи «Погребальные обряды тюрков в Средневековье», опубликованной в журнале «Наука, образование и культура» (№ 5 за 2016 год). Исследователи отметили, что похоронные обычаи печенегов, огузов и кипчаков в доисламский период были напрямую связаны с верой в загробную жизнь.

Люди полагали, что после смерти человек попадает в потусторонний мир, и чтобы он ни в чем не нуждался, в могилу вместе с ним могли поместить все, что ему понадобится на том свете.

«Существовали различные способы погребения умершего. К примеру, когда хоронили знатного человека, то в земле ему вырывали огромную яму, в которую клали различный инвентарь, еду, чучело или тушу лошади, самого же человека хоронили в сидячем положении, после чего закрывали отверстие ямы плотно сбитыми досками и зарывали камнями с землей, делая из них огромную насыпь», – написали Э.Х. Сейдаметов и Р.Р. Кадыров.

То есть, богатый покойник мог продолжать пировать в загробном мире, как и при жизни. А удобнее всего это делать сидя. И традиция хоронить людей именно в таком положении, возможно, осталась у татар с древних времен – от тюркских предков.

Чтобы было удобно

Сходные похоронные обычаи есть и у некоторых других тюркских народов. Возможно, они возникли в результате длительного соседства с татарами. Кандидат исторических наук Тамара Фаттахова – автор статьи «Подготовка умершего к погребению у саратовских башкир», которая была опубликована в журнале «Вестник Башкирского университета» (№ 3 за 2012 год). Исследовательница считает, что покойника хоронили в сидячем положении ради его удобства в загробной жизни.

«Могила копалась на глубину 2 метра + 15-30 см в направлении восток- запад. С правой стороны могилы копалась ниша («лэхет»), куда и клали покойника. Высота ниши должна была быть не ниже 0,8-1 м для помещения в ней покойника в сидячем положении. Башкиры считали, что после захоронения умерший «оживал» в загробном мире, садился, переворачивался на другой бок», – пояснила Т.Д. Фаттахова.

Возможно, аналогичными мотивами руководствовались и татары.

По примеру русских

Известный чешский историк и этнограф Любор Нидерле (1865-1944 гг.) – автор монографии «Славянские древности», которая была издана в Москве в 1956 году в переводе Т.В. Ковалевой.

Ученый обратил внимание, что в XII-XIV веках на территории Псковской, Новгородской и Петербургской губерний изредка людей хоронили «в сидячем положении таким образом, что скелет упирается хребтом в воздвигнутую груду камней».

Отдельные погребения подобного типа встречаются и в центральных княжествах Руси, а не только в северных.

Чешский этнограф прямо признался, что не знает, почему возник такой обычай. Однако другие исследователи считают, что в сидячем положении русские обычно хоронили священнослужителей. Считалось, что христианские иерархи будут сидеть в своих могилах до Страшного суда, чтобы во время него присоединиться к другим святым, призванным вершить судьбы людей.

Вероятно, татары могли решить, что захоронение в сидячем положении – наиболее престижное, а значит, их покойники тоже должны пользоваться почетом после смерти.

Примечательно, что в пределах Болгарского городища, возникшего на территории современного Татарстана в X веке, ученые обнаружили могилу, в которой вероятно захоронен православный святой Феодор Философ Камский, убитый в 1323 году. Исследователи сделали предположение о личности покойного, так как данный мужчина был погребен в сидячем положении, а под его пальцами ученые обнаружили бронзовый крест.

Это значит, что жители Волжской Булгарии были осведомлены о правилах захоронения православных священнослужителей.

В знак уважения

Впрочем, традиция могла быть позаимствована и у других соседей. Например, поволжские татары, путешествующие по торговым делам, по пути в Турцию часто останавливались на Северном Кавказе.

Кандидат исторических наук Сайпуди Натаев считает, что людей хоронили в сидячем положении в знак уважения к ним. По крайней мере, так поступали чеченцы. Об этом ученый написал в своей статье «К вопросу об остракизме в традиционном чеченском обществе», которая вышла в журнале «Общество: философия, история, культура» (№ 6 за 2015 год).

В статье говорится, что чеченцы хоронили преступников в скрюченном положении, воинов, которые пали в бою – лежащими в доспехах, а людей достойнейших – в сидячем положении. Так горцы выражали свое отношение к покойным.

Исламское влияние

Но самым распространенным и общепризнанным объяснением погребения, принятого у татар, является ссылка на влияние ислама.

Как известно, мусульманская традиция предполагает, что лицо покойного должно быть обращено в сторону священной Каабы, которая находится в Мекке. Поэтому умерших мусульман обычно располагали в могилах в лежачем положении, повернув их головы набок. Хотя покойника можно и «посадить» лицом в нужную сторону.

Различные сборники исламских хадисов, повествующие о словах и деяниях пророка Мухаммеда, содержат несколько вариантов одного предания. Эту легенду рассказывают людям, чтобы убедить их быть правоверными мусульманами, восхваляющими Аллаха и почитающими его Посланника.

Суть предания такова: в первую ночь после погребения могилу покойного посещают два ангела: аль-Мункар и ан-Накир (Мункир и Накир). Они интересуются у похороненного, каких убеждений он придерживался при жизни. И если человек искренне отвечает, что поклонялся лишь Аллаху и чтил пророка Мухаммеда, то его ждет Рай или спокойный сон в расширившейся могиле (согласно другому варианту предания). Но если покойный не являлся правоверным мусульманином, то его уделом станут:

либо муки в адском пламени;

либо сжавшаяся, неудобная могила, в которой невозможно обрести покой;

либо «его будут бить железным молотком между ушей, и он будет плакать и плакать, и этот плач услышат все, кто приблизится к нему, за исключением людей и джиннов» («Сахих аль-Бухари», хадис 2/422).

Этнограф Г.И. Радде в вышеупомянутой работе «Крымские татары» упомянул это предание и дал свое объяснение обычаю хоронить покойников в сидячем положении.

«Следовательно, по этому учению, душа остается в теле даже после погребения все время, необходимое для испытания и приготовления её, которое делается двумя гениями-испытателями [ангелами – прим. автора]. Чтобы умерший при этом мог сохранить все условия приличия, ему устраивают могилу так, чтобы он в ней мог сидя отвечать на предлагаемые ему вопросы касательно его веры и его поведения на земле», – пояснил Г.И. Радде.

Встречать ангелов и говорить с ними, разумеется, удобнее в сидячем положении. Так многие специалисты и объясняют татарский похоронный обычай.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/137941-pokhorony-po-tatarski-pochemu-umershikh.html

Можно ли ставить кресты на могилах самоубийц?

Можно ли ставить крест самоубийцам

Все мы слышали, что самоубийц не отпевают, а раньше их еще и хоронили за оградой кладбища. Изменилось ли что-то с тех пор?

Как (и почему так) хоронят самоубийц

Сейчас, конечно, совершивших суицид хоронят на общих кладбищах, так как они все-таки условно считаются «светскими» (хотя и пестрят крестами): в любом случае, запретить этого никто не может.

Раньше считалось, что таким образом душа человека, который отправляется в ад, может захватить с собой и души праведников – а кладбищенская ограда призвана как-то воспрепятствовать этому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда празднуют Рождество в Чехии

Кстати, почему самоубийство считается самым страшным грехом, наравне с гордыней? В интернете вы можете встретить объяснения такого рода, что человек отказывается от звания человека, наложив на себя руки, однако это не так. Священники объясняют, что грех самоубийства по определению останется нераскаянным, и человек об этом знает.

Однако все, что находится в ведении христианской церкви, осталось до сих пор тем же, и по канонам следует поступать следующим образом.

  • Самоубийц не отпевают. Единственное, что разрешено – это заказ утешительной молитвы, но делается она, по сути, для родственников того, кто совершил суицид: они, как считается, несут на себе печать его греха.
  • По самоубийцам не совершают панихиду, а также не читают сорокоуст.
  • Считается, что скорбеть и плакать по самоубийце, а также целовать его в гробу, нельзя.
  • Похороны должны устраиваться непременно на третьи сутки.

Интересно, что, хотя ислам и осуждает самоубийц, все похоронные обряды для них проводятся точно по тем же канонам, что и для обычных людей.

Наркоманы, алкоголики, душевнобольные: считаются ли они самоубийцами?

Здесь универсального ответа нет, но обычно считают, что эти категории людей не ведают, что творят, особенно душевнобольные. В таком случае церковь, дабы разрешить отпевание, может удовольствоваться справкой из учреждения, где состоял на учете усопший.

Людей, которые погибли в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, тоже могут записать в погибших по неосторожности, а не намеренно совершивших суицид.

Как правильно хоронить некрещеных взрослых? Можно ли крестить человека после смерти, чтобы отпеть его? Как хоронят некрещеных младенцев и можно ли их отпевать?

Источник: https://postament.ru/blog/mozhno-li-stavit-kresty-na-mogilax-samoubijc/

Восемь лет за митинг: приговор одному из лидеров крымских татар

Давид Аксельрод для Русской службы Би-би-си, Симферополь

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Ахтема Чийгоза признали виновным в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года

Верховный суд Крыма, аннексированного Россией в 2014 году, вынес приговор одному из лидеров крымских татар Ахтему Чийгозу по делу о столкновениях на митинге в Симферополе. Чийгоза признали виновным в организации массовых беспорядков и приговорили к восьми годам колонии.

В конце февраля 2014 года на Украине произошла смена власти. Президент Виктор Янукович к этому времени уже находился в России, а обязанности главы государства были возложены на Александра Турчинова решением Верховной рады Украины.

В Севастополе был избран «народный мэр» Алексей Чалый. В Симферополе русская часть Крыма требовала референдума о признании независимости полуострова или присоединении к России.

На фоне этих событий 26 февраля 2014 года у крымского парламента прошли два больших митинга. С одной стороны протестовали пророссийские активисты, с другой — крымские татары, их акция была организована меджлисом (признан экстремистской организацией Верховным судом России).

«В первой половине дня все проходило достаточно спокойно, но со временем с обеих сторон начали звучать оскорбления», — вспоминает один из лидеров национального движения крымских татар Нариман Джелял. Активистам движения «Русского единства» не понравились красно-черные флаги украинских националистов, а крымским татарам — флаги России.

Локальные стычки и перепалки переросли в столкновения. К активистам «Русского единства» присоединилась группа мужчин из Севастополя. В какой-то момент проукраинская часть митинга вытеснила с внутреннего двора парламента пророссийских активистов.

В результате столкновений погибли двое, около 80 человек пострадали.

Российские следователи квалифицировали события у крымского парламента как массовые беспорядки. 27 января 2015 года было возбуждено уголовное дело. Через два дня основной подозреваемый — зампред меджлиса крымских татар Ахтем Чийгоз — был арестован по обвинению в организации массовых беспорядков.

Арест и суд

Жена Чийгоза Эльмира Аблялимова говорит, что ничего не предвещало такого развития событий. В день ареста — 29 января 2015 года — они собирались ехать к друзьям в гости. Днем Чийгоз сказал, что у него запланирована встреча, но в четыре часа он должен был вернуться домой, вспоминает Аблялимова. В этот же день стало известно, что его арестовали.

Предварительное расследование «дела 26 февраля» длилось около года, фигурантами процесса стали восемь человек. Все — крымские татары. Материалы в отношении Чийгоза были переданы в суд в январе 2016 года.

Часть заседаний суда по делу Чийгоза проходили в отсутствие самого подсудимого, он участвовал в них по видеосвязи из СИЗО. Закон позволяет делать так при рассмотрении дел о терроризме, шпионаже и организации массовых беспорядков.

«Судебный процесс [с участием Чийгоза] длился более года, — говорит его адвокат Николай Полозов. — За это время прошло более 150 заседаний, на которых было исследовано более тысячи фотоснимков, несколько десятков часов видеоматериала, допрошено 63 свидетеля обвинения, 82 потерпевших, более 60 свидетелей защиты. Протокол судебного заседания насчитывает порядка 6 тысяч листов».

Показания против Чийгоза

Среди допрошенных в суде показания против Чийгоза дали лишь несколько человек. Это крымско-татарский активист из Судака Эйваз Умеров, а также трое засекреченных свидетелей, анкетные данные которых остаются неизвестными.

Умеров объясняет это тем, что многие люди до сих пор находятся под влиянием Чийгоза и испытывают по отношению к нему определенное чувство страха.

«Я говорю правду, — утверждает Умеров. — Это главный посыл. Почему остальные свидетели обтекаемо обходят фигуру Чийгоза? Я могу лишь предполагать, что у этих людей до сих пор есть определенный страх перед меджлисом и они просто-напросто не хотят какого-то возмездия или осуждения со стороны того небольшого количества сторонников меджлиса, которые еще остались в Крыму».

Умеров не скрывает антипатии по отношению к междлису. Но отношения с Чийгозом у него были нормальные, говорит он сам: «Лично к Чийгозу у меня неприязни нет. Еще в 2006 году мы шли по одному блоку, когда я избирался в крымско-татарский парламент, при этом активно сотрудничали. У нас всегда были ровные отношения за исключением каких-то локальных разногласий».

Позиция защиты

Адвокат Полозов говорит, что процесс против Чийгоза во многом является прецедентным: «Российские власти в данном случае судят человека за события, которые произошли на территории Украины, ведь 26 февраля 2014 года по нормам российского закона Крым являлся частью Украины без каких-либо оговорок», — говорит адвокат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption 1 марта 2014 года у здания крымского парламента появились «зеленые человечки»

По словам адвоката Полозова, это первый судебный процесс в России, где подсудимый не присутствует в зале судебного заседания: «По всей видимости, в Крыму обкатывают эту технологию, когда лица, обвиняемые в тяжких преступлениях, могут в исключительных случаях не доставляться в зал судебного заседания».

«Разумеется, никакой исключительности в деле против Ахтема Чийгоза нет. Я думаю, имеет место страх, что по призыву Чийгоза может выйти на улицу большое количество крымских татар ввиду его авторитета среди крымско-татарского сообщества», — считает адвокат.

Приговор

Приговор Чийгозу был объявлен утром 11 сентября. Примерно за час до начала заседания к зданию суда начали подходить крымские татары. Многие из них приходили поддержать Чийгоза во время судебного следствия.

Близлежащие улицы к этому моменту были перекрыты: на перекрестках дежурили наряды сотрудников ГИБДД, к самому суду было стянуто много полицейских. Они установили у входа рамки металлодетекторов.

В само здание многие не заходили. А тех, кто пытался попасть на заседание, не пускали дальше холла.

Всего во время оглашения приговора в зале суда присутствовало несколько десятков человек. Сам Чийгоз вместе с адвокатом Полозовым и своей женой находились в специальном помещении симферопольского СИЗО. Они участвовали в заседании по видеосвязи.

Image caption Соратники Ахтема Чийгоза регулярно приходили на заседания суда

Суд полностью поддержал сторону обвинения. Чийгоза приговорили к восьми годам колонии общего режима по статье «Организация массовых беспорядков».

«Зачесть в срок отбывания наказания время нахождения Чийгоза под стражей: с 29 января 2015 года по 11 сентября 2017 года. Меру пресечения Чийгозу до вступления приговора в законную силу оставить без изменений», — говорится в резолютивной части приговора.

Крымско-татарская активистка Айше Умерова сообщила собравшимся у входа соратникам Чийгоза о приговоре еще до выхода из здания суда адвокатов. Собравшиеся встретили новость криками «Позор!» и «Ахтем, мы с тобой». Всего, по словам активистов, у суда собрались несколько сотен человек. Стихийный митинг прошел тихо, без задержаний.

Приговор Чийгозу вынесен в установленном законом порядке, считает сенатор Ольга Ковитиди, выступавшая одним из свидетелей на процессе (по состоянию на февраль 2014 года была депутатом Верховной рады Крыма).

После событий в начале 2014 года крымчане поняли, что политическая ситуация на Украине меняется, говорит она: «Именно поэтому перед зданием Верховного совета Крыма собрались сторонники «Русского единства», чтобы защитить депутатов совета от массовых беспорядков».

Ковитиди считает, что беспорядки в феврале 2014 года были организованы меджлисом, во главе которого стояли Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и Чийгоз.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Правозащитники считают Ахтема Чийгоза политическим заключенным

Адвокат Полозов назвал приговор политически мотивированным, незаконным и необоснованным, заявив, что защита намерена его обжаловать. Полозов при этом отмечает, что в приговоре есть и положительный момент.

«В тексте приговора Ахтем Чийгоз признан гражданином Украины без каких-либо оговорок. Это открывает дополнительное окно возможностей, связанных с выполнением [норм] конвенции о выдаче и экстрадиции Чийгоза в Украину. Эти механизмы, безусловно, будут задействованы», — пообещал Полозов.

Источник: https://bbc.com/russian/features-41230048

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки — С Богом

Среди разных традиций и обрядов огромного внимания заслуживают похоронно-поминальные обряды. Рассмотрим, как проходят похороны татар-мусульман.

Как хоронят самоубийц: похороны и отпевание, отношение церкви

Жизнь человека – это главное его сокровище. Пока человек жив, он может изменить все, наладить дела, решить проблемы, помочь другим. Но не все из нас выдерживают груз проблем и неурядиц, некоторые принимают решение прервать свою жизнь, которая для них теряет смысл. И в таком жесте есть как проявление силы, так и проявление отчаяния. В традициях человечества всегда было особенное отношение к тем, кто совершил самоубийство.

В большинстве религиозных традиций самоубийц порицают, решение человека распорядиться жизнью, которая была получена по воле Господа Бога выглядит дикой дерзостью. Да, человек совершивший самоубийство так же, как и любой другой заслуживает того, чтобы быть организация похорон и сам ритуал, был проведен достойно. Однако следует учитывать то, что в этом случае есть некоторые специфические детали.

Важная особенность состоит в том, что самоубийц не принято хоронить на кладбище. Связано это с тем, что самоубийца по определению грешник, причем речь не идет о совокупности тех грехов, которые выпадают на многих из людей при жизни, речь о сильном нарушении религиозных традиций.

По сути, если признать тот факт, что религии выступают с критикой в адрес самоубийц, то самоубийца автоматически отказывается от своей конфессии.

Именно потому, что человек пошедший на суицид больше не является подопечным Господа Бога, похороны такого человека не могу проходить по стандартным канонам, хоронить таких людей следует на окраине кладбища.

Как и где хоронят самоубийц

С давних времен к самоубийцам применяли специфические правила захоронения. В далеком прошлом тех, кто пошел путем самоубийства хоронили в лесу или пустынной поляне. Если же в каком-то поселении случаи самоубийств повторялись очень часто, то при поселении могло находиться два кладбища. Традиционное и кладбище для самоубийц. Но такое грубое деление уже не может быть присуще нашему цивилизованному обществу.

Сейчас традиции с захоронением самоубийц существенно упростились. Принято соблюдать лишь одно ограничение – нельзя хоронить самоубийцу на тех кладбищах, что расположены близко к церквям и храмам или же по статусу являются церковными.

Если трактовать библейские принципы, то в них можно найти и более четкие рекомендации. Так есть запрет на то, что самоубийца может быть похоронен на кладбище среди людей, погибших естественной смертью, но он вполне может быть похоронен на ближайшем к кладбище холме. И этому есть свое объяснение.

Все дело в том, что по религиозным правилам самоубийца грешен, и, следовательно, душа его будет придана страданиям в аду. И есть риск того, что забираю душу самоубийцы потусторонний мир не захватил с собой души тех, кто не виновен.

Особые правила для похорон самоубийц

Существует ряд ограничений для похорон людей, совершивших суицид. Причем, все эти вещи являются одними из основных в традициях для похорон обычных людей.

Так для самоубийц не предусмотрено отпевание, хоронят такого человека только на третьи сутки после смерти, не принято скорбить по самоубийце, так же нельзя на прощание целовать покойного, сорокоуст по самоубийце не исполняется, не предусмотрено поминальной панихиды. Все, кто переступит через эти запреты будут сами нести ответственность перед Господом Богом.

Стоит отметить, что есть исключения – на кладбище могут быть похоронены те самоубийцы, что покаялись перед смертью. Так же важно учитывать, что к самоубийцам нельзя относить тех, кто сам убил себя по неосторожности. На таких умерших ограничения не распространяются.

Традиции мусульман

Ислам, как и большинство религий относится негативно к самоубийцам. Однако, в этой религии есть более лояльные моменты по отношению к тем, кто совершил суицид. Так разрешено прочтение погребальных молитв для мусульман самоубийц. Можно сказать, что хи похоронный обряд мало отличается от аналогичного для тех, кто погиб не по своей воле. Однако, есть случаи, когда сами богословы выражали нежелание читать молитвы за упокой самоубийцы.

Источник: https://mirinoi.by/kak-horonyat-samoubijts/

Как хоронят татар: обычаи, татарские похороны, поминки, правила

Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла.  Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Подготовка могилы

Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.

Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.

Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.

Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.

Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).

Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.

Источник: https://rins.ru/kak-horonyat-tatar/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как склонять имя Вероника

Закрыть