Для чего христиане крестятся

Советы для тех, кто хочет креститься

Для чего христиане крестятся

Анжела Янова

В наши дни возрождается прекрасная древняя традиция — оглашение. Практически во всех храмах перед крещением проводятся беседы с верующими. Предлагаю вашему вниманию небольшую инструкцию, которая поможет в подготовке ко крещению.

Традиционно это первый вопрос, с которого я начинаю беседу перед крещением. Кстати, для многих он является неожиданным. Отвечают на него примерно одинаково, хотя бывают и экзотические ответы. Что-то вроде: «Наступила эра Водолея, поэтому надо принять крещение». Типовые ответы мы сегодня разберем.

Первый ответ — «Потому что так надо». Крещение для человека — некая дань традиции. Хорошо, что такая традиция есть. Но в чем ее суть? В том, чтобы носить крестик? Чтобы два раза в год заходить в храм за куличами и святой водой? Или все же за традицией стоит нечто большее?

Второй ответ — «Потому что все крещеные». Слава Богу, что все родственники крещеные. Но надо вспомнить важные слова из Священного Писания: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Родственники регулярно ходят в храм и причащаются? Они соблюдают посты и молитвенное правило, знают основы христианского вероучения? Нет? Тогда нужен ли еще один номинальный христианин?

Третий ответ — «Чтобы оберегало». Сюда же относятся ответы про Ангела-хранителя и порчу со сглазом.

Надо понимать, что крест не является оберегом, а крещение — магической защитой. Принятие крещение не означает автоматического решения всех проблем.

Для того чтобы «все было хорошо», человек должен стремиться ко Христу. Не поможет подвеска «Святые Киприан и Иустинья», не поможет крещение, если у верующего нет стремления быть со Христом. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31). Но и нам тоже надо пытаться жить с Богом.

Принятие крещения — это еще и вызов бесовским силам. Жил человек, лежа на бесовском диване расслабленности, но вдруг вспомнил о духовной жизни и решил посетить храм. Это же вызов. После этого начинается духовная борьба, начинаются искушения.

Вспомним, что произошло с Господом после Крещения в водах Иордана: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель» (Мф. 4, 1-3).

Так и у нас после крещения начинаются искушения, с которыми надо бороться.

Так для чего же человеку креститься? Для того, чтобы жить христианской жизнью. Для того, чтобы посещать храм, причащаться, исповедоваться, соблюдать посты и т. д. Бывает интересно беседовать со взрослыми, которые сами хотят креститься. Я их обычно спрашиваю: «Вы будете соблюдать пост? Вы же станете членом Церкви. Нет? А тогда зачем принимаете крещение?»

Крещение святые отцы еще называют «Таинством Входа». Это первое таинство в церковной жизни. И очень важно, чтобы крещение и миропомазание не стали единственными Таинствами в жизни человека.

Приведу простую аналогию. Для чего человек получает права? Для того, чтобы водить автомобиль. Мало кто получает их для того, чтобы выложить фото в Instagram или поставить на полку. Водят все по-разному. У некоторых вначале не получается, поэтому и бамперы царапают, а иногда и машину разбивают. Но все равно водят. Это к тому, что надо хотя бы пытаться жить церковной жизнью.

Странное слово «восприемник»

Для крещения необходимы крестные родители — восприемники. Прекрасный смысловой перевод этого слова принадлежит святителю Иоанну Златоусту. Восприемник — это поручитель. Протопресвитер Александр Шмеман писал: «По-гречески слово anadecomenoz (восприемник) имеет также значение „поручитель за должника“».

И действительно, крестные — это люди, которые должны отвечать за своего крестника или крестницу. К сожалению, часто бывает, что в крестные зовут просто хороших друзей. С детства дружили, были свидетелями на свадьбе, а затем решили породниться. Почему — к сожалению? Потому что вы возлагаете на них большую ответственность. Представим другую ситуацию: вы попросили своих друзей стать поручителями не в Таинстве Крещения, а в банке. Согласились бы они на это?

Крестным я задаю два простых вопроса (конечно, также объясняю, кто может быть крестным).

Первый вопрос: когда в последний раз причащались? Крестный сам должен быть членом Церкви. «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Именно Причастие, а не просто «хожу в церковь, ставлю свечки, поэтому буду крестным».

Потому что духовная жизнь человека немыслима без причащения Святых Христовых Таин.

В древней Церкви отлучали от церковного общения тех, кто не посещал воскресное богослужение (для первых христиан участие в богослужении было синонимом Причастия) более трех недель подряд без уважительной причины.

Вы давно этого не делали? Даже никогда? Тогда вам нужно найти время на исповедь и Причастие.

Второй вопрос: какой ближайший церковный праздник? Крестный — это еще и наставник, учитель. Как можно научить тому, чего не умеешь сам? Нельзя научить кого-то, например, кататься на лыжах, если сам не этого не умеешь.

Будущие крестные называют обычно Пасху, Крещение, Троицу, Покров. Тогда спрашиваю: что такое Пасха? Кто воскрес? Зачем? Какое значение имеет этот праздник?

И это не риторические вопросы. Крестный должен научить. Подрастет маленький христианин и спросит, что такое Пасха. А ему ответят, что это такой праздник, когда надо красить яйца и печь куличи. Его это не устроит, и либо он станет индифферентным православным («В Церкви не интересно, нет глубокого смысла в куличах»), либо уйдет туда, где услышит что-то понятное и интересное.

С каким именем крестить?

Это актуальный вопрос современности. К сожалению, часто приходят люди с желанием креститься со вторым, «тайным» именем, которое не позволит «навести порчу». Это я уже подробно разбирал, поэтому не вижу смысла повторяться. Скажу просто: никаких вторых имен. Крестить нужно со своим именем.

Говорил уже и о «красных нитках», которые сразу же срезаю, как с младенцев, так и с горе-крестных. Вообще печально видеть младенцев, которых приносят на крещение со всякими оберегами. Должно произойти второе рождение, человек должен приблизиться к раю, а на него повязывают бесовскую нитку.

Перед крещением нужно говорить о православном вероучении. Хотя бы о самых важных моментах: о вере в Троицу, в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира.

Я поделился некоторыми мыслями, которые, думаю, могут помочь катехизаторам в проведении бесед перед крещением и задуматься людям, желающим принять святое крещение.

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=68432

Крестное знамение

Для чего христиане крестятся

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

 К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».

О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.

Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.

Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).

Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.

Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.

В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).

Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.

Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.

Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Старообрядческое крестное знамение

Для чего христиане крестятся

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
 

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.).

Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св.

Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку).

Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что символизирует Пасхальный кулич и крашеные яйца

Двуперстие

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
 

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Источник: https://ruvera.ru/krestnoe_znamenie

А зачем креститься? — незнакомое православие

  • Как это зачем? Я креститься к Вам пришел, а Вы мне еще и экзамен устраиваете?!
  • К сожалению да, ибо Писание предупреждает: «Раб, ведавший волю господина своего и не исполнивший ее, биен будет много». (Лк.12:47)

Она конечно груба и неточна, и даже по существу ошибочна, но зато в первом приближении понятна нехристианскому сознанию. Крещение — это подписание договора с Богом. Присоединение к публичному договору (Евангелие — оферта, Св.

крещение — акцепт), который Бог предлагает человекам. А к какому договору?

В истории человечества известно два договора, который Бог предложил людям. Первый договор (завет) люди, как человечество в целом, не исполнили, — и по немощи душевной, и по злому своеволию. Этот договор, выраженный в Моисеевом десятословии (декалоге), называется Ветхим Заветом, и для христиан сейчас недействителен.

За человеков его исполнил Христос, истинный Бог и истинный человек. Видя людей, погибающих в своем жестокосердии, Господь пришел Сам, чтобы лично рассказать и лично показать, как подобает жить разумным свободным творческим личностям, и что надо сделать, чтобы спастись за гробом (Господа, правда, за это казнили).

Этот новый, второй договор, который сейчас действует, называется Новым Заветом.

Ознакомься с договором, с Новым Заветом, предлагаемым тебе Богом. Он (договор, завет) изложен в Евангелии. Прочти Евангелие с особой точки зрения. Посмотри, а нравится ли тебе то, что предлагает Бог? По душе ли тебе это? Хотел бы ты быть таким, каким просит тебя быть Господь? Ведь договор — это результат непротивления обеих сторон.

Как же ты будешь подписывать договор, который тебе не нравится? Проверь, соответствует ли Евангелие самым высочайшим порывам твоей совести. Евангелие — уникальный документ. Он содержит в себе не только «условия договора», но и необходимое и достаточное описание Первой Стороны договора, чтобы ты мог знать, с Кем ты заключаешь договор, Чей завет ты собираешься исполнять.

Обязанность Бога по этому договору — оказать помощь в избавлении тебя от вечной смерти и предоставить вечную жизнь. Это потребует с твоей стороны встречного исполнения «договорных обязательств». Пример такого исполнения дан в Евангелии. И ни Кем иным, как Самим Господом.

При прочтении Евангелия особое внимание обрати на Нагорную проповедь, а так же на все параллельные и аналогичные ей места, в которых содержатся, так сказать, «условия договора». Самая краткая формулировка Нового Завета содержится в двух главных Евангельских заповедях, а так же в золотом правиле. Их ты должен знать наизусть.

Так вот, ты крестишься затем, чтобы жить по Евангелию, а Господь тебе подаст помощь в исполнении своих заповедей («условий договора») через Таинство Крещения.

Представленная юридическая аналогия неверна. Между Богом и нами нет договорных обязательств. Нет как договорных отношений, так и отношений юридических вообще. Отношения человека с Богом не описываются в правовых терминах потому хотя бы, что у человека нет никаких прав требования, а у Бога — никаких обязанностей. Тогда спрашивается, к чему эта аналогия? А вот к чему. Объяснения современной космологии человеку, полагающему, что земля стоит на трех слонах, начнутся не с гипотезы Большого Взрыва, а с гелиоцентрической (а может, и геоцентрической) системы и классической механики. При этом мы знаем, что земля на самом деле не круглая, а классическая механика неверна в общем случае.

* * *

Вот еще одна нужда для крещения

При каждом человеке от рождения приставлен один из лукавых духов, который всюду следует за человеком, замечает все его злые дела, поощряет к ним кознями своими и ведет учет каждому греху и прегрешению.

Каждый христианин получает от Бога при святом Крещении Ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его денно и нощно на всякое благое дело в течение всей жизни его до самого смертного часа. Он свидетельствует все добрые дела, за которые человек мог бы получить милость и вечное воздаяние от Господа в небесном царстве.

Когда умирает некрещеный, тотчас, безо всякого испытания, демоны берут его, как часть, себе принадлежащую, и низводят в геенскую пропасть, где душа будет прибывать в аду до часа Страшного Суда и окончательного решения своей участи. Крещеным же в посмертии представляется шанс.

Ангел-хранитель сделает попытку провести душу в рай, но ему будут предстоять демоны, заявляя на душу свои права и подкрепляя их злыми делами умершего. Ангел же хранитель закрывает грехи имевшимися прижизненными добродетелями, и если последние перевесят, душа минует полчища демонов. Иначе участь ее — пребывать в аду до Страшного и окончательного Суда.

Те грехи, за которые в своей земной жизни человек принес покаяние и которые изгладил например милостынею, исключаются из списка обвинений.

* * *

Нужно и по-другому сказать о том же самом, и даже более верно

Ты крестишься для того, чтобы жить по совести. Образец совести дан в Евангелии — это заповеди, требования Христа. Такой совести трудно соответствовать. Попробуй, например, не смотреть с вожделением на женщин или даже в мыслях не хулить ближнего своего.

Сколько ты продержишься? День? Час? Таинство Крещения открывает для тебя возможность получать помощь в следовании самой требовательной совести.

Таинство Крещения всевает в тебя семечко Нового Человека, оберегая, поливая и взращивая которое, ты сможешь стать действительно добрым и сильным человеком, а как побочный результат — обрести спасение за гробом.

* * *

А можно говорить более строго и существенно точнее

Личный грех прародителей повредил человеческую природу как таковую. Из целого существа человек превратился в разделенное, в котором смешалось добро и зло. Ум, сердце и тело человека разделились между собой, каждое приобрело как бы собственную волю, о чем мы прекрасно знаем внутри себя, на своем опыте, и доказывать-то не надо, только отважиться трезво взглянуть в себя.

В самом деле, зададимся вопросом, ум ведь понимает, что не надо злословить ненавистного нам человека? Вроде бы понимает. Но все чувства бунтуют против этого понимания и мы не удерживаемся, злословим. Ум и сердце разделены. А понимает ум, что кушать надо в меру, и из-за стола вставать чуть-чуть голодным? Вроде бы понимает. Но все такое вкусное, такое вкусное, еще вон тот кусочек, и вон тот, и рюмочку! И из-за стола встаем объевшись и упившись. Ум и тело разделены. Сердце понимает, что нельзя изменять любимому человеку? Вроде бы понимает. Но мы же в отпуске, на юге, курортный роман, да и претендент так хорош, так хорош, все уды трепещут от его взгляда, естество властно обнаруживает свой зов. И мы заглушаем голос сердца и поддаемся зову тела. Сердце и тело разделены.

Такое разделение человека в самом себе называется повреждением человеческой природы. А человеческое естество, находящееся в этом печальном состоянии, называется падшим. Следствия этого повреждения — смертность, тленность и неукоризненная страстность (усталость, голод, потребность во сне и зависимость от внешних стихий вообще).

Бог Слово принял на себя поврежденную человеческую природу, став и смертным, и тленным, и приняв на Себя неукоризненные страсти. Соединился с падшим естеством (кроме греха) неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно. Такое единение называется халкидонским.

Приняв на себя поврежденную, смертную, тленную природу, Бог Слово восстановил её в Себе как таковую, соединив ум, сердце и тело в одно. Соделал Он это крестной смертью.

То есть — Христос Иисус исправил повреждение человеческой природы как таковой, исцелил от поразившей ее болезни.

Когда ты крестишься, в тебя всевается семечко восстановленной Христом человеческой природы. Во Св. Таинстве крещения ты, обладая природой лишь поврежденной, получаешь от Христа образец восстановленной. С этого момента ты принципиально можешь то, чего раньше не мог принципиально.

Ты станешь способен, употребляя усилие и с помощью Божией, благодаря полученному образцу и на его основе, восстановить в себе, в какой-то сообразной твоим силам мере, неповрежденную человеческую природу. И восстановиться самому. А Господь, видя серьезность твоего выбора и милосердствуя, спасет тебя.

Твое тщание определит и твое место за гробом, ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор.15:41).

Бог сделал свой шаг тебе навстречу, когда неложно воплотился. Во-плотился. Во-человечился. Теперь твой ход. Ты крестишься для того, чтобы вступить на беспрецедентный в истории путь к обожению.
В этом же состоит и воля Божия, Его завет, предлагаемый человекам.

* * *

И не забудь предупреждение Писания: «Раб, ведавший волю господина своего и не исполнивший ее, биен будет много»(Лк.12:47).

см. Люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет >>
см. огласительные беседы >>
см. отказ в допуске ко Крещению >>

Источник: http://missionary.su/announce/3.htm

Как правильно креститься православным христианам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Человек, приближенный к Господу, постоянно совершает один и тот же ритуал, но не задумывается о его значении. Находясь в церкви или дома, все верующие крестятся, но мало кто знает, как правильно креститься православным христианам.  Прежде чем рассказать о правилах крещения, следует немного вспомнить историю и выяснить, откуда взялась эта традиция и что она обозначает.

Как правильно креститься, историческая справка

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался  определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Миро от мощей святого Николая Чудотворца

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви, основные правила

Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:

  1. креститься нужно тремя пальцами;
  2. три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  3. мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  4. прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  5. затем опускаются к животу: «И Сына»;
  6. перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Дивеевский монастырь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить на поминках

Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-xristianam/

Как правильно креститься

Способ, который православные христиане крестятся сегодня прошел длительное формирование. Первое время принято было креститься одним пальцем, прикасаясь ко лбу, груди и губам. После того, как сформировалась православная ветвь, перекрещивать стали лоб, левое и правое плечо, пуп. Позже, и эта традиция претерпела некоторые изменения и пуп заменили на грудь, ведь сердце находится именно в этой части тела. 

Креститься тремя пальцами стали лишь после 1656 года, а спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься: справа налево или наоборот

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. Именно правая сторона человека, по приданию, является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него класть так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви

  • креститься нужно тремя пальцами;
  • три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  • мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  • прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  • затем опускаются к животу: «И Сына»;
  • перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания.

Это очень значимый ритуал, поэтому прежде чем его осуществлять, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Источник: https://podrobnosti.ua/2252319-kak-pravilno-krestitsja.html

Как правильно креститься в церкви перед иконой — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

31.10.2019

Церковные таинства всегда возвышенны и символичны. И неудивительно – ведь они призваны очистить душу от ежедневной суеты и сиюминутных проблем, приблизить человека к Господу, напомнить верующим о великой жертве Спасителя, принявшего смерть ради спасения рода людского.

Однако священнодействия обладают подобной силой лишь тогда, когда они выполняются с благоговением и трепетом, а также в соответствии со всеми церковными канонами.

Даже самый простой сакральный акт не может превращаться в рутинную и привычную процедуру, совершаемую почти механично – он должен быть осмысленным и прочувствованным.

Этому научит Вас наша статья – в ней рассказано, как правильно креститься православным христианам и творить молитву!

Божественные славословия – история, виды, особенности

Каждый христианин обязан стремиться к максимально полному единению с Богом, и лучшим подспорьем в этом является молитва. Катехизис называет её «возношением ума и сердца к Творцу».

Кроме того, произнося икосы, тропари и кондаки, человек ощущает близость не только со Спасителем, но и с другими членами церкви – небесными (апостолами, подвижниками и мучениками) и земными (патриархами, митрополитами, архиереями, настоятелем прихода и его паствой).

Таким образом молитвенная связь пронизывает пространство и время, позволяя почувствовать милосердную поддержку и защиту высших сил.

Молитвы очень разнообразны. Они бывают хвалебными (то есть воспевают Творца и его непостижимый промысел), благодарственными, покаянными, просительными. Человек может взывать к Господу, умоляя об избавлении от соблазнов, даровании духовных и земных благ, указании правильного пути, исцелении болезней, разрешении личностных либо профессиональных проблем.

В православии признают только уставные молитвы, написанные отцами церкви.

Считается, что Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца, Иоанна Златоуста и Василия Великого вдохновлял Святой Дух – именно благодаря божественному внушению им удалось выразить в словах кондаков и тропарей высочайшую любовь к Спасителю и преклонение перед Его волей. Поэтому те, кто внимательно и усердно читают составленные преподобными богословами тексты, обретают сердечный настрой, родственный их духовному горению.

Сборник молитв, или молитвослов, должен быть настольной книгой каждого христианина.

таких пособий разнится от выпуска к выпуску, но чаще всего в них входят утреннее и вечернее правила, акафисты Иисусу Христу, Деве Марии, архиепископу Мир Ликийских Николаю и ангелу-хранителю, канон покаянный и молебный ко святой Богородице, а также последование перед причастием. Что же являют собой эти тексты, подсказывающие Вам, как правильно молиться?

  • Акафист (от греческого «Ακάθιστος Ύμνος» – «неседальная песнь») – это хвалебный гимн, величающий Господа, Небесную Царицу, ангелов или святых. Его отличительная черта – хайретизмы, то есть ряд возгласов, начинающихся словом «Радуйся!». Кроме них, в подобную молитву входят 12 двойных песен – последовательно чередующиеся кондаки (в них кратко излагается история и значение восхваляемого события, мнение церкви об одной из Божьих тайн или догматические положения жития чтимого святого) и икосы (они более подробно раскрывают начатую в первой части тему).
  • Канон – это сложное произведение из многих строф, посвящённое какому-либо празднику, памяти мученика, Божьей Матери или Спасителю. Изначально в качестве канона применяли только девять Библейских песен, но после XVII ст. этот обычай изменился. Сейчас такие молитвы состоят из 9 частей, в каждой из которых есть ирмос (первая строфа, прославляющая священные лица либо Господни чудотворения) и 4-6 тропарей (краткое песнопение, описывающее символику праздника или призывающее Бога и Его посланников на помощь христианам). Как правило, в подобных текстах идёт речь о прощении грехов – «врачевании язв духовных».

Как совершать молитвенное правило в своём жилище – советы и рекомендации

Склоняясь перед Творцом, Вы не должны отдаваться посторонним мыслям и заботам. И если достичь такого сосредоточения в церкви просто – там ему способствует сама обстановка – то правильно молиться дома довольно трудно. Представленное здесь руководство поможет Вам в этом нелёгком деле!

Вы можете беседовать с Господом уединённо или же в присутствии всей семьи. Однако общая молитва считается более торжественной, поэтому она традиционно творится в начале праздничной трапезы. В остальное же время каждый домочадец обязан читать икосы и тропари в своей комнате, перед личной иконой.

Приступая к молитвенному правилу, необходимо осенить себя крестным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов.

Те, кто по каким-либо причинам не способны этого сделать, должны просто постоять в тишине, ожидая, пока утихнут отвлечённые мысли и успокоятся эмоции.

Согласно учению Феофана Затворника, в сердце обращающегося к Творцу христианина могут присутствовать лишь вера, самоуничижение и благоговейный страх.

В наставлениях этого мудрого старца есть и советы по чтению молитв. Вот их краткая суть:

  1. в древности люди взывали к Богу, воспевая Ему хвалу. Поэтому и сейчас кондаки и тропари следует произносить степенно и как бы нараспев, а не спешно и невнятно. Это не только красиво звучит, но и позволяет вдуматься в каждое слово, воспроизвести в сознании соответствующую ему мысль и чувство;
  2. чтобы бороться с соблазном быстрого чтения, нужно полагать себе на молитвенное правило не определённое количество икосов и гимнов, а точный отрезок времени – 15 минут, полчаса или час, и не заботиться, сколько молитв Вы успеете произнести. Также избегайте соблазна постоянно посматривать на хронометр, постарайтесь вообще удалить его из поля зрения – тогда мысль не будет забегать вперёд;
  3. молитвослов стоит перечитывать не только утром или вечером, но и во всякую праздную минуту. Восстанавливая в памяти святые слова, обдумывая их значение и символику, Вы сможете более тонко и глубоко сопереживать описанным событиям, принимать их ближе к сердцу, избавитесь от равнодушия и формальности;
  4. нельзя творить молитвы без перерыва – обязательно оставьте время для личного воззвания к Господу. Это лучше делать в середине либо в конце правила, но можно и тогда, когда Вы ощутите потребность в подобном священнодействии.

Беседа с Иисусом Христом заканчивается благодарением Спасителю, сокрушением о своём несовершенстве и невнимательности, просьбой о покровительстве и заступничестве.

Но даже после этих слов нельзя сразу же переключаться на обыденные проблемы – сперва стоит постоять и поразмыслить о том, что Вы чувствовали, запечатлеть в душе эти эмоции и переживания.

Преподобный Никодим учит: «Не думай, что, совершив правило, ты избавился от обязательств к Богу Пред всяким делом необходимо испрашивать у Творца сил для следования Его воле».

Молитва по соглашению – что это?

В православной церкви так называют духовную практику, когда несколько людей исполняют одинаковые молитвенные правила в одно и то же время, хоть бы этих христиан и разделяли тысячи километров.

Подобным образом поступали в тех случаях, когда какой-то человек мучился от болезни, лишений, преследований, несправедливости или других жизненных трудностей, и чувствовал себя неспособным справиться с посланными Господом испытаниями. Тогда он находил единомышленников, которые принимали на себя подвиг молитвы за страдальца.

При этом, склоняясь перед иконами, люди просили не об абстрактном благополучии, а о вполне конкретных вещах – выздоровлении, приумножении средств, прекращении бытовых либо рабочих конфликтов.

Как выглядит такое священнодействие? Как правило, верующие договариваются о совместном чтении Псалтири, по одной кафизме в день. После этого люди произносят саму молитву, при необходимости добавляя к ней различные прошения. Кроме того, по соглашению можно изучать Евангелие, творить акафисты и каноны, заздравные и заупокойные гимны, в конце называя имя того человека, о душе которого пекутся.

Подобные молитвы приносят великую пользу. Но, чтобы избежать искушений при их чтении, следует предварительно взять благословение у священника – лучше, если это настоятель прихода.

Опишите ему ситуацию, в которой Вы оказались, назовите причины, что сподвигли Вас на совместную беседу с Господом, и не забудьте перечислить тех, кто будет помогать Вам в этом деле.

Если Ваш пастырь одобрил такое начинание, смело приступайте к чтению святых текстов!

Как правильно креститься в церкви и дома?

Ещё одно важное сакральное действие – крестное знамение. Совершая его, христианин уподобляет себя Распятию, на котором казнили Иисуса Христа, и подтверждает свою веру в Господа. А ещё этот жест олицетворяет божественное заступничество, очищает душу и напоминает о покаянии. К сожалению, далеко не всем известно, что символизирует и каким бывает этот ритуал.

Прежде всего, проследите за положением пальцев. Большой, указательный и средний должны быть сложены вместе и соприкасаться кончиками, а безымянный и мизинец – плотно прижиматься к ладони.

Троеперстное знамение воплощает нераздельное единство Святой Троицы, а остальные пальцы служат метафорическим изображением того, как Творец сошёл с небес на землю.

Кроме того, они напоминают о дуалистичной природе Спасителя – одновременно божественной и человеческой.

Совершая крестное знамение, христиане подносят руку ко лбу, символически освящая ум, а затем к чреву (область солнечного сплетения), чтобы осенить сердце, чувства и намерения.

А вот после этого многие теряются, не зная, как правильно креститься православным – справа налево или слева направо. В восточной традиции люди сначала прикасаются к плечу десницы (т.е.

правому) – считается, что тогда верующий приобщается непосредственно к Господней благодати. Кроме того, такое движение олицетворяет путь от греха к спасению и победу над дьяволом.

Крестясь, про себя либо вслух необходимо произносить основную христианскую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!». Она прославляет Творца, знаменует поклонение Ему и Его почитание, напоминает о том, что в жизни верующих нет других идолов и богов.

Делать поклон разрешается лишь после того, как Вы произнесли последнее слово молитвы. Это позволит Вам не совершить невольного кощунства – попирания наложенного на себя креста.

Все жесты должны быть спокойными и неспешными, не допускается размахивание руками, раскачивание из стороны в сторону, рывки либо резкие наклоны.

Вот как Иоанн Златоуст отозвался о тех, кто поступает подобным образом: «Тем неистовым маханием лишь бесы тешатся».

Крестное знамение везде и всегда сопровождает верующих. В частности, православные крестятся:

  • перед, после и во время молитвы;
  • входя и выходя из храма, а также во время богослужения;
  • склоняясь перед образами, Распятием, мощами и другими реликвиями;
  • перед и после трапезы;
  • ложась спать и просыпаясь;
  • начиная какое-либо дело или же заканчивая его;
  • выходя на улицу и входя в дом;
  • в знак благодарности за избавление от опасности, угрозы, конфликта;
  • крестным знамением также осеняют всё, с чем предстоит соприкоснуться – одежду, еду, лекарства;
  • добродетельные родители обязательно крестят своих детей, пока те не могут делать этого самостоятельно. Кроме того, крестное знамение является необходимой частью материнского или отцовского благословения.

Источник: https://simanskia.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoj.html

Как правильно креститься?

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления, совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Символика крестного знамени

В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение. И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

Как правильно креститься

Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони.

Такое положение пальцев не случайно — оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе — это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой).

Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа — он одновременно и Бог, и человек.

Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

О Господе Иисусе Христе:

Историческая справка

Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу — основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

Где и как правильно использовать крестное знамение

Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что символизирует пасхальный кулич

Крестное знамение

Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

О молитве:

Существует благочестивая практика осенять себя крестным знамением, проходя мимо православного храма. Таким образом человек открыто исповедует свою веру и показывает себя христианином между людьми.

Молясь дома, положено крестится в начале и конце каждой молитвы. В сложных обстоятельствах, опасности, любом бедственном положении крестное знамение, совершенное с верой и упованием на помощь Божью, может творить чудеса. Православная церковь учит, что крест — наиболее сильное орудие против злых сил. Налагаемый с крепкой верой, он отгоняет от человека злых духов и лишает их всякой власти. Поэтому каждый верующий человек должен стараться прибегать к такой помощи как можно чаще.

о том, как правильно креститься

Мар 9, 2019 11:02 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravilno-krestitsya.html

Как правильно креститься православным христианам?

Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему.

Владимир Волков

протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской и строящегося храма Святой Троицы Ставрополя, благочинный II-го округа, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, духовник Ставропольского Президентского Кадетского Училища, ведущий передачи «Ставропольский благовест» на канале «Союз»

Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое. Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

История происхождения крестного знамения

Прообраз креста есть еще в иудейской традиции. Так что начнем с «Ветхого Завета». В книге пророка Иезекииля, говорится об ангеле, поставившем печать на избранных своих. При детальном изучении книги, нашли Вульгати – Библию, переведенную на латынь. В ней упоминается «сигнатау» («сигна» – сигнал, «тау» – еврейская буква в виде креста). Дословный перевод «сигнатау» – поставь на чело. Именно Ангелу повелевается поставить знак избранным.

Согласно библейским сказаниям, появление человека было высшим актом — в отличие, кстати, от многих религий. И когда между человеком и Богом произошел разрыв, человечество получило серьезные травмы.

Но когда человек «отпал» от Бога, последний дал обещание восстановить разрыв. А для восстановления единства человека с Богом, нужен был богочеловек. Для этого Христос сошел на землю и восстановил единство на кресте, этот путь был необходим.

После распятия Христос сходит в ад и, воскреснув, всех кто желает, выводит из него. Крест — это то лекарство, то орудие, на котором Христос восстанавливал единство человеческого и божественного в самом себе.

Наложение крестного знамения помогает человеку очиститься и вернуться в Царствие Божие.

В разных странах и культурах техника наложения креста различна. Некоторые люди, при входе в храм, крестятся, положив руку на лоб, затем на живот, на правое плечо, на левое плечо. На западе же левое плечо, затем правое. Это уже детализация, которая основана на местных нравах и традициях. Данное различие не является духовно-важным аспектом.

Почему православные христиане крестятся справа налево

При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот – внутренние желания. Правая сторона – это символ спасения, перехода в рай, а левая – символ погибели, своеобразный переход в ад.

Правильное перстосложение при крещении

Традиционно следует прижимать два пальца к ладони, тем самым подчеркивая то, что Христос имеет два естества, божественное и человеческое, т.е две природы. Затем три пальца соединяются в единую точку, тем самым обозначая, что Бог один, а не три.

В западных странах крестятся пятью пальцами, как символ пяти чувств человека.
В российской традиции техника наложения креста менялась. В 1551 году на Стоглавом соборе было установлено, что на Руси стоит креститься двумя перстами. Знак символизировал два естества в кресте: божественное и человеческое.

В 1657 году, в соответствии с доводами патриарха Никона, собор устанавливает троеперстие.

Как правильно креститься перед и в православном храме или церкви?

В церкви существует два вида молитвы — частная и общественная. Если человек молится дома, он может сам для себя решать, как кланяться и себя вести. Если же он молится в общественном месте, в храме, то не стоит «высовываться» друг перед другом. Во время богослужения, когда хор поет «Господи помилуй» следует креститься и кланяться. Но если все кланяются в пояс, не следует показывать свое особое рвение и отдавать земной поклон.

Как правильно креститься при ведении службы церковнослужителями?

Во время службы дьякон – ближайший помощник священника, произносит слова молитвы и показывает когда следует креститься. Когда он крестится, тогда следует креститься всем. Если же его нет, то нужно слушать слова молитвы. Если хор поет «Господи помилуй» «Аминь», «Во имя отца и сына, и святого духа», на этих словах мы крестимся и делаем поклон.

Если человек болен – это отдельная тема. Человек подходит к батюшке и советуется с ним, как же ему кланяться или же креститься. Поклон помогает, чтобы спина не затекла во время долгого богослужения. Спина должна быть ровной, во избежания травм, ноги можно согнуть в коленях. В среднем делается около 300 поклонов за время службы. Поклоны – выражения особого почтения и поклонения Богу.

Как правильно креститься дома

Когда человек крестится дома, то должен совершить крестное знамение в начале молитвы, с поклоном, и в конце, так же поклонившись.

Как правильно креститься на улице и в транспорте

Смотря в какой стране мы живем. В православной или нет. Допустим возьмем Грецию – страна православная. Там на это никто не обратит внимания. Будет ли ехать полный автобус и перекреститься увидев церковь.

В других странах, может быть все иначе, в некоторых даже запрещено. В России же все иначе, идет борьба с христианством. Но никто не запрещает креститься в общественных местах. Если вы увидели церковь и захотели перекреститься, перекреститесь.

Это нормально точно так же, как улыбнуться любимому человеку.

Как правильно перекрестить другого человека

Следует крестить зеркально ( т.е. направо, потом налево по отношению к человеку).

Можно ли креститься в перчатках

Разрешается креститься в перчатках, да хоть в гипсе. Самое главное — нельзя совершать крестное знамение небрежно. Не следует делать это так, будто вы отгоняете мух.

Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

Крещение – это все же физический процесс. И представлять, как рука совершает крестное знамение, не стоит. Лучше все же за человека помолиться. Если мы вспомним Евангелие, то там везде встречается запрет на мысленное рисование каких-либо образов. У католиков есть такая практика.

В православии нет никаких представлений, потому что это игра с воображением. Место отношения с Богом – это духовное. Не стоит отвлекать никого игрой. Вспомните иконы Андрея Рублева: они суховаты, в них практически нет эмоций. В религии не надо представлять какие-то картинки — они уместны в других сферах.

Иначе вы будете молиться картинкам, а не Богу.

Можно ли креститься, если ты не крещенный человек?

Да. В первые века христианства мы видим подготовку к принятию крещения. Люди от 40 дней до трех лет готовились к таинству крещения. И все это время они всегда приходили на службу, они крестились, они зачитывали молитвы.

В подтверждение тому зайдите на службу любой литургии в храм и вы услышите там такие слова. Всегда люди некрещеные, но собиравшиеся принять крещение, приходили в храм и молились, а за ним смотрели – готов он или нет, как он относится. Важнее не знание, а отношение.

Сейчас даже некрещенных детей крестят на ночь, чтобы их душа была с Богом.

Обряды, ритуалы, напутствия, сопровождаемые крестным знамением

Если человек автоматически группируется и правильно подставляет руки, падая на льду, он отделывается легкими ушибами. Его этому учат на тренировках, особенно в боевых искусствах, а в жизни он это делает неосознанно.

Поэтому если в критической ситуации – страх, испуг, еще что-то, и он неосознанно крестится – это говорит о том, что у него какая-то настройка есть в сторону Бога. Другое дело, если человек крестится для связки слов — этого не стоит делать. Подход должен быть осознанным. А он уже, в свою очередь, рождает бессознательное.

Например, когда мы часто материмся, в экстренной ситуации мы не сможем выдать хорошее литературное предложение. Вот и с крестным знамением так же.

Какие ошибки можно допустить, совершая крестное знамение?

Самая главная ошибка – это «лебедь, рак и щука». Когда человек делает это чисто ради действия, «лишь бы отметиться». Должно быть единство души, сердца, тела и ума. Как Константин Ушинский говорил, что для человека важно развитие тела, ума и сердца. Это все равно что смотреть интересный фильм и крошить капусту острым лезвием. А это дело серьезное – это обращение к Богу, здесь лезвие острее. Поэтому лучше все-таки быть единым целым.

Когда не нужно креститься?

Обратимся к словам Христа: «Не мечите бисер перед свиньями, не бросайте святыни псам». То есть, если вы видите, что перед вами поросята и злобные щенята, то не стоит креститься – смысла в этом нет.

Потом, так же, если в процессе работы заняты руки, если вы в этот момент в процессе какого-то действия, если вы пловец или водитель за рулем. Наша личность не может делать сразу пять дел – она делает только одно. Она просто быстро переключается. Но действие только одно – то, что мы осознаем.

Вы можете вязать и смотреть кино. Что-то из этого будет осмысленным действием, а что-то – операцией.

О чем нужно помнить, совершая крестное знамение?

Когда мы совершаем крестное знамение, нужно помнить, что это то знамение, которое говорит о вечной жизни; то знамение, которое совершил Христос, чтобы мы были здесь; которое исцеляло и исцеляет; которым Константин победил противного ему императора; которым спасались люди на фронте.

Авторы: Алексей Кравченко, Вероника Кизима
Фото и иллюстрации: Анастасия Ряжская

Вернуться на главную страницу

Источник: https://atvmedia.ru/materials/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-hristianam

Крестное знамение: что оно на самом деле означает — Русь Матушка

Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему.

Владимир Волков

протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской и строящегося храма Святой Троицы Ставрополя, благочинный II-го округа, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, духовник Ставропольского Президентского Кадетского Училища, ведущий передачи «Ставропольский благовест» на канале «Союз»

Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое. Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

Как правильно креститься православным христианам?

В разных странах и культурах техника наложения креста различна. Некоторые люди, при входе в храм, крестятся, положив руку на лоб, затем на живот, на правое плечо, на левое плечо. На западе же левое плечо, затем правое. Это уже детализация, которая основана на местных нравах и традициях. Данное различие не является духовно-важным аспектом.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.

На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.

Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.

Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа.

Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.

Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.

Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.

Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.

Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).

Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.

Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pravilno-krestitsja/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию