Что означает имя бога Адонай

Имена и эпитеты Бога в иудаизме. Религии — Путеводитель по Израилю

Произношение вслух табуировано, при произношении заменяется словом «Адонай» или «тетраграмматон».

Адонай

В переводе означает «Мой Господь».

Используется иудеями вместо произнесения YHWH (Тетраграмматон).

Элохим

Обычно понимается как Pluralis majestatis (мн. ч.) от древнего семитского Эль (Эл) (ивр. אל‎), которое переводится как «Бог» или «бог».

Древнейшее упоминание встречается в угаритском «Списке богов», где Эл стоит первым и называется «Отцом всех богов».

Саваоф

Савао́ф (ивр. צבאות‎, цеваот, буквально «(Господь) Воинств») — один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях.

Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских».

В ТаНаХе слово Саваоф начинает встречаться с Первой книги Царей.

В отличие от других названий Бога (Элохим, Иегова, Адонай), Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства.

Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах («Господь Саваоф»).

Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто «Бога войны»; но это мнение опровергается уже тем фактом, что название Саваоф совсем ещё не употребляется в то время, когда избранный народ развивал свою высшую воинственную деятельность (при завоевании Палестины), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию.

Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как по библейскому представлению звезды и другие космические явления — тоже своего рода «воинства», повелитель которых есть Бог, как Иегова Саваоф — «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).

Хашем

Буквально «Имя» (с определенным артиклем или «с большой буквы»), ивр. השם‎. Строго говоря, это не имя, а эвфемизм, «обозначение имени», используемое вместо имени-эпитета «Адонай» и иногда вместо «Элохим» (которые, при меньшей табуированности, также традиционно избегают «произносить всуе») вне молитвы или религиозной службы — например, при учёбе или общении с прессой.

Иногда используется вариант «Адошем».

Шалом

Шалом ивр. שלום‎ — «Мир».

В Талмуде сказано: «имя Бога есть „Мир“» (Перек Ха-Шалом, Шаб. 10б) (Суд.6:24).

Шхина

Слово ивр. שכינה‎ буквально переводится как «свя́тость». Этот эпитет Бога ни разу не используется в Ветхом завете; раввины использовали его, говоря о божественном присутствии в Скинии Завета или среди народа Израиля.

Из всех имён Бога это единственное, стоя́щее в женском роде; Шхина считается ипостасью милосердия и прощения.

Шхина упоминается в заупокойных и памятных молитвахашкеназского обряда.

Иногда к Шхине обращаются за помощью и поддержкой в домашних делах; это имя Бога используется, к примеру, в благословении дома.

Источник: https://guide-israel.ru/religions/29753-imena-i-epitety-boga-v-iudaizme/

Имена Бога в Библии и их значение

Каждый христианин знает, что напрасное обращение к имени Господа является грехом. Но вместе с этим многие богословы и исследователи религии задаются вопросом: каково истинное имя Бога. Ответ на этот сложный вопрос находится в тексте священного писания.

Имена Бога в христианстве

Священное имя содержится в тексте древнейшей части Священного Писания — Ветхом Завете. Древние евреи, являющиеся его составителями, не употребляли гласных букв, поэтому как звучало имя Бога на древнееврейском языке в настоящее время установить невозможно.

В Библии представлено несколько Божественных имен

Оно обозначается сочетанием четырёх букв — YHWH, называемых тетраграмматоном. Это сочетание употребляется в христианстве и иудаизме, а также в их течениях. В Средние века в европейских странах оно стало читаться как Иегова.

Это прочтение закрепилось в западном христианстве на многие столетия. Лишь в XX веке ряд исследователей на основе лингвистического анализа выдвинул предположение, что тетраграмматон читается как Яхве.

Христианская традиция считает Яхве (Иегова) одним из многих наименований Бога. Но некоторые секты говорят о его избранности, относя все остальные наименования, упоминаемые в Священном Писании, являются титулами. Эту точку зрения не признают, как православные, так и католические богословы.

Имена Бога в Библии и их значение

Помимо тетраграмматона в Священном Писании упоминается множество имён, обозначающих его сущность и множественность. Также Его именования изменялись в течение времени, трансформируясь в соответствии с обстоятельствами повествования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда отмечают День имени Олеся

Ветхий Завет

В древнейшей части Библии Бог предстаёт в образе присутствующего повсюду Абсолюта. Верующие люди воспринимают его не как отца, а как правителя, который может как покарать за неправедный поступок, так и воздать за благие деяния.

В Ветхом Завете имена Бога отражают Его божественную сущность

В ветхозаветных текстах упоминается три основных наименования:

  1. Яхве, которое является наиболее древней формой священного имени. Считается, что под этим именем Создатель явился Моисею. В 3 в. до н.э. иудейские первосвященники запретили произносить его вслух не только в повседневной жизни, но и во время богослужений.
    В связи с этим рядом с тетраграмматоном стали ставить сочетание букв YDNY, которое читается как Адонай. В XVI столетии европейские библеисты совместили оба наименования получив имя, звучащее как Иегова. Имя образовано от глагола «быть», отражая слова Бога: «Я есть Сущий».
  2. Имя Адонай появилось в библейском тексте в качестве замены священного тетраграмматона. В буквальном переводе оно означает «господин». В масоретском варианте Библии оно употребляется в значении «Господь мой». Наиболее часто это наименование ставится перед или после имени Яхве. Некоторые исследователи предполагают, что причиной добавления в библейский текст этого имени желание повысить статус иудейского бога.

    Первоначально Яхве считался божеством небольшого народа, но по мере распространения иудаизма его влияние увеличивается, и добавление новой формы наименования — отражение увеличения влияния иудаизма в библейском мире.

  3. Элохим — одно из древнейших имён, наиболее часто употребляемое в Ветхом Завете. Оно является множественной формой от Эл — общего наименования божества у семитских народов. Отечественные учёные полагают, что множественная форма, употребляемая в Библии совместно с глаголами единственного числа, указывает на множество проявлений единого Господа.

Кроме основных наименований в священных текстах используются составные формы. Они отражают понимание многоликости единого Бога, а также его отождествления с грозным, но в то же время справедливым правителем.

Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера

Этот обширный список можно разделить на две части, основываясь на главной части. На основе имени Эл в древнейшей части Библии упоминаются следующие имена:

  1. Эль-Шаддай — составное наименование, образованное от слов бог и сила. В переводе на русский язык оно означает Господь Всемогущий. В средние века оно стало восприниматься в качестве аббревиатуры, означающей — охраняющий двери Израиля.
  2. Эль-Эллион (Бог Всевышний) употребляется в поэтических частях Ветхого завета.
  3. Эль-Рой — Бог Видящий. Имя употребляется для утверждения возможности Его видеть всё явное и тайное в жизни людей.
  4. Эль-Олам — Бог-Вечный, отражающее абсолютность и первоначальность природы Господа. Он — создатель времени и пространства, поэтому не зависит от их изменения.
  5. Эль-Гибхор — Бог Крепкий, обозначающее сильного воина Бога, который придёт, чтобы уничтожить врагов Его и править именем Его.

Наибольшее количество составных имён Бога в Ветхом Завете содержит имя Яхве. Уточняющее имя указывает на одно из качеств Высшего Абсолюта.

  1. Яхве-Ире означает Бог‐усматривающий. Он знает в чём действительно нуждаются люди, обращающиеся к нему с молитвой.
  2. Яхве-Рафа — Господь исцеляющий, так как только в Его руках находится физическое и душевное здоровье человека. Он карает грешников, посылая им различные недуги, и по Его милости получают раскаявшиеся люди исцеление.
  3. Яхве-Нисси переводится как Господь-знамя моё. Во имя Его человек ведёт битву с духами зла, черпая силу в божией благодати.
  4. Яхве-Макаддишкем переводится как Господь, который освящает. Бог несёт в жизнь верующих людей свет и наделяет их частицей своей благодати, делая их мир восприемниками Царства Небесного.
  5. Яхве-Шалом (Господь есть мир) отражает присутствие Его во всём поднебесном мире. Он живёт в душе каждого человека, сопровождая его на всём земном пути, помогая обрести вечную жизнь на Небе.
  6. Яхве Саваоф указывает на то, что Бог стоит во главе небесного воинства, постоянно ведущего борьбу за души людей.
  7. Яхве-Роэ (Господь-Пастырь мой) означает, что человечество подобно отаре овец нуждается в постоянной опеке и присмотре.
  8. Яхве-Шамма, буквально переводящееся как «Господь здесь» употребляется в эпизоде с основанием Иерусалима. Давая имя новой крепости, Бог даёт обещание постоянно присутствовать в нём.
  9. Яхве-Цидкейну означает Бог — наша праведность. Появляясь в последних частях Ветхого Завета, оно даёт надежду на пришествие Спасителя.

Новый Завет

В тексте Нового Завета особо подчёркивается, что Бог не только всесильный правитель, но и любящий отец, пожертвовавший своим сыном ради искупления человеческих грехов. Во второй части Святого Писания отсутствует тетраграмматон.

В Новом Завете Бог предстает в трех лицах, объединенных в одно божественное целое

Иисус Христос называет Его «Абба», что в переводе с арамейского языка означает отец. Также Бога называют Всевышний, обращая внимание людей на безграничность Его власти. Основное место в Новом Завете занимает фигура Иисуса Христа — сына Бога, пришествие которого он обещал людям в книге пророка Исайи.

Его сущность и предназначение отражены в имени, составные части которого имеют следующее значение:

  • Иисус — сокращение от распространённого арамейского имени Иегошуа, означающего «спасение от Иеговы»;
  • Христос, а арамейском языке звучащее как Машиах, означает «помазанник».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой нации относится имя Карина

Сын Божий называл себя разными именами. Некоторые он воспринял от Отца, что указывает на их единство. К ним относятся следующие наименования:

  • Я — Путь, Истина и Жизнь;
  • от начала Сущий;
  • Я есмь.

Христианское учение подчеркивает важность Единого Бога, явившего себя в Трех Лицах

В сочинениях апостолов приводятся следующие имена Христа:

  • Сын Человеческий, отражающее рождение бога простой женщиной;
  • Сын Божий, обозначающее его божественное происхождение;
  • Учитель, говорящее об одном из предназначений Его — передаче новых заповедей человечеству;
  • Добрый Пастырь, так как Иисус ведёт свою паству к спасению, мягко, но настойчиво направляя неразумных детей на путь истинный;
  • Вседержитель, держащий в своих руках жизни всех людей;
  • Судья, имеющий исключительное право карать и миловать людей;
  • Агнец Божий, являющийся добровольной жертвой Небесного Отца, принесенной во имя искупления человеческих грехов.

Также в Синодальном переводе приводятся следующие наименования:

  • Спаситель, призванный спасти человечество от мрака греха;
  • Сын Давидов (сын Авраама), так как его земные родители вели свой род от прародителей;
  • Царь Иудейский и Господь Господствующих, власть которого стоит выше земных правителей;
  • Сила Божия и премудрость, воплотившаяся в человеческом обличии;

В православии именуют Бога – Отец, воплотившийся в сыне своем Духом Святым

Следует отметить, что в Новом Завете упоминается три имени Святого Духа:

  • Эль-Кадош — Господь-святой;
  • Утешитель;
  • Дух Истины.

Новый Завет утверждает триединство Бога, упоминая Его имена во взаимосвязи.

Как называют Бога в православии

Православные традиции утверждают единство трёх божественных ипостасей, относя древнее имя, зашифрованное в тетраграмматоне к каждой из них. Оно прославляется в молитвах и церковных гимнах, утверждающих присутствие Господа повсюду. Его сила не зависит от принятого образа, так как он стоит над тварным миром.

Следует понимать, что все имена Бога являются наименованиями, отражающими его различные проявления. Вознося молитвы Иисусу Христу, человек уповает не на земное воплощение Создателя, а на его безграничную Силу, создавшую всё сущее.

Непризнание одно из множества имён Бога является отрицанием Его сущности. Познание Отца невозможно без проникновения в идею Святой Троицы и признания божественности Иисуса Христа.

Имена Бога в Библии

Фев 25, 2020 13:47 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/imena-boga-v-biblii.html

Иегова: кто это?

Иегова — это имя Бога? Что имя Иегова значит для христиан? Кто такие «Свидетели Иеговы»? В этом материале мы постараемся ответить на эти сложные богословские вопросы. Материал носит справочный характер.

Иегова, тетраграмматон

Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию.

Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».

Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.

Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).

Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.

Почему человек верит в Бога?

Употребление имени Иегова в Библии

Имя Иегова действительно встречается в Библии тысячи раз.  Однако, современные ученые, работающие над изучением Библии, говорят, что во-первых более правильное прочтение все же — Яхве, во-вторых точного правильного прочтения мы уже, вероятнее всего, никогда не узнаем.

Один из важнейших моментов Писание, где мы встречаем имя Бога — в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя?  Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (здесь используются именно те четыре буквы, которые читаются, как Иегова или Яхве).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по еврейски имя Михаил

Справка:

  • Диодор Сицилийский (90 — 30 гг. до н. э.) пишет: « а у иудеев же Бог Моисея, именуемый Иао́ (Ἰαὼ)»
  • Ириней Лионский (II век н. э.) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ).
  • Климент Александрийский (II век) пишет: «Тетраграмма, или Иаоу́ (Ἰαού) и которое означает „Сущий и будущий“»
  • Ориген (III век) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ) и как Иа́ (Ἰὰ)
  • Значение этого имени как и значения остальных имен Бога пояснил в IV веке Епифаний Кипрский в книге «Панарион»: «Иаве́ (Ἰαβέ) — Тот, Который был и есть, и всегда Сущий, как истолковано Моисею: Сый посла мя, речеши к ним (Исх. 3:14)».
  • Феодорит Кирский (V век) пишет: «Самаряне выговаривают оное: Иаве́ (Ἰαβέ), а иудеи Аиа́ (Ἀῐά).

Имя Иегова в религиозных практиках

В оккультном течении каббала Иегова — лишь одно из десяти личных имен Бога. Это — имя Того, кто создает все сущее. Существует и теория о том, что в момент грехопадения одна из букв имени Бога отделилась. Существует достаточно много теорий, подтверждающих — имя Иегова не использовалась нигде, кроме древнееврейского языка.

Именно на основе одного из прочтений имени Бога построили всю свою религиозную практику представители секты протестантского толка «Свидетели Иеговы». В чем же ошибка представителей секты?

Профессор университета Гарвард Томас О. Ламбдин пишет об имени Бога следующее: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь).  Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э.

и отразили в своей пунктуации масореты , перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом — йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения.

Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”».

В иудаизме мы встречаем несколько имен Бога:

  1. Адонай — в переводе означает «Наш Господь» и связывается с термином «милосердие». Иудеи используют его в ряде случаев, когда надо заменить то имя Бога, которое в иудаизме при чтении Торы и книг пророков не произносится.
  2. Хашем — обозначение имени, а не само имя, которым принято заменять эпитет Адонай.
  3. Элохим — атрибут справедливости и суда.
  4. Эхье-Ашер-Эхье — «Я есмь Сущий» — считается одним из имен собственных.
  5. Саваоф — «Господь Воинств», употребляется чаще всего в сочетании с тетраграмматоном (имеются в виду воинства Небесные).
  6. Ветхий днями — вполне конкретный образ Бога из книги пророка Даниила.
  7. Шемхамфораш — увеличенный тетраграмматон или 72-кратное имя Бога.
  8. Страх Исаака — Образ Бога, который встречается в одном определенном месте Писания: (Быт. 31:42)
  9. Шалом — встречается в Талмуде. «имя Бога есть „Мир“» (Перек Ха-Шалом, Шаб. 10б) (Суд. 6:24)
  10. Ха-Маком — «Вездесущий», исходит из понятия о том, что Вселенная — лишь мысль Бога.
  11. Шхина — «Присутствие» — единственное имя Бога, которое употребляется в женском роде.

Словарь Правмира — вера

Иегова в христианстве

Если исходить из того, что христиане — люди Нового Завета, а Ветхий Завет был исполнен пришествием Мессии, Иегова уже не встречается в христианских текстах. Даже тот тетраграмматон, который цитируется из Ветхого Завета передается словами «Господь» и «Бог».

В целом Библия дает нам сразу несколько Божественных имен, которые некоторые течения считают лишь титулами, но православное вероучение сходится на том, что все это — имена Бога.

В Синодальном переводе Священного Писания имена Бога мы встречаем, как слово Господь, хотя существует и ряд других переводов.

Библейский текст, особенно в части Ветхого Завета кажется очень сложным для понимания. Мы встречаем в нем ряд свидетельств того, что упоминается сразу несколько имен Бога:

  • «Господь Саваоф — имя Ему» (Ис.48:2).
  • Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии — Теос; в слав. и рус. — Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии — Пантократор; в слав. и рус. Библии — Вседержитель). Все молитвенные упоминания этих имен считались употреблением имени Бога.

Источник: https://www.pravmir.ru/iegova-kto-eto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]